На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

Введение в изучение цифровой культуры

На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

Содержание

Введение в изучение цифровой культуры

Культурные исследования процессов информатизации стоят перед методологической необходимостью определения специфического предмета исследования и вхождения в междисциплинарный диалог с иными дисциплинами и подходами. Для решения этой задачи современные исследователи вводят новые поисковые термины и понятия: «киберкультура», «цифровая культура», «виртуальная культура», «сетевая культура». Очевидно, что информатизацию следует отнести на счёт тех технологических возможностей, которые делают её возможной в логике развития, эволюции, модернизации и т. п. Важно также иметь в виду, что информатизация – результат воспроизводства определённых культурных установок, таких как ценности рациональности, эффективности, универсальности. Ключевой вопрос изучения проблем культуры и технологического развития, становления цифровой культуры лежит в плоскости противоречий культурного и технологического детерминизма и поиска их сложных конфигураций.

В данном пособии мы рассмотрим, во-первых, точки зрения технологического и культурного детерминизма в интерпретации генезиса цифровой культуры, а также, во-вторых, попытаемся понять, насколько в обоих случаях даётся ответ на вопрос о специфике феноменов цифровой культуры.

Актуальность проблематики и исследований в данном направлении обусловлена необходимостью критической рефлексии культурных процессов, происходящих в современных обществах под влиянием цифровых технологий. Формирующаяся «цифровая культура», с одной стороны, требует критической рефлексии в рамках культурологического анализа – проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации культуры и общества: катастрофичность социальных процессов, дегуманизация и др. С другой стороны, требуется обновление самого культурологического знания и путей его трансляции в образовании с учётом возможностей и требований новых технологических реалий. Поэтому сочетание критического анализа с конструктивными решениями образовательного характера (критической педагогикой) позволило бы более эффективно интегрировать культурологическое знание в контекст современной цифровой культуры.

С точки зрения теории, существует насущная необходимость в комплексном междисциплинарном анализе существующих подходов к изучению и интерпретации цифровой культуры в её связи с общей динамикой культурных процессов (пост)современности.

Следует также отметить, что культурные исследования в силу своей специфики нередко склонны скептически игнорировать проблемы развития технологий как менее значимые, чем богатство многовекового духовного опыта. Такая позиция исключает само культурологическое знание из актуального контекста динамики современной культуры, что недопустимо как с научной, так и образовательной точки зрения. В частности, это не даёт возможность оценить перспективы использования цифровых технологий как для преподавания культурологии (мультимедиаресурсы), так и для анализа/исследования современных культурных процессов.

На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

Цель данного учебного пособия – освоение теории и методологии анализа цифровой культуры в исторической и социокультурной перспективе. На его страницах вы познакомитесь с современными теориями цифровой культуры и подходами к анализу её формирования, проследите историко-культурную реконструкцию становления цифровой культуры, познакомитесь с понятийным аппаратом исследований цифровой культуры и информационных процессов.

Мы будем придерживаться методологической позиции, согласно которой исследования культуры опираются на принципы историзма и функциональности, а также открытость и плюрализм интерпретационных моделей.

Понятие о культуре мы будем трактовать в двух основных значениях: 1) культура как механизм социальной интеграции и регуляции (Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс); 2) культура как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая, прежде всего, социальный контекст мира искусства.

Важно помнить, что слово «культура» – одно из самых сложных слов в современном языке. Это объясняется отчасти многообразием сложных коннотаций этого слова в европейских языках, а отчасти причинами чисто теоретическими, поскольку термин «культура» используется в различных дисциплинах.

Можно выделить три основных современных употребления этого термина.

1. Аристократическое – общее, часто нравоучительное абстрактное понятие о развитии (интеллектуальном, духовном) человека и общества; синоним воспитанности, культурности, образованности, наличия манер и вкуса. Культура – мир норм, идеалов и ценностей, к соответствию которым должен стремиться каждый.

2. Антропологическое – образ жизни определённых (национальных, социальных, исторических) групп в отношении к тем символам, которые они создают и используют для самоидентификации. Это научное, антропологическое понятие, указывающее на своеобразие и самобытность различных культур.

3. Абстрактное имя для обозначения интеллектуальных и эстетических практик (музыка, литература, кино, наука, религия) и сферы культуры как определённой сферы общественной жизни, наравне с политикой, экономикой; также научное, но и более популярное, публицистическое понятие.

Нередко культурологи предпочитают подчёркивать материальность культуры как мира объектов и вещей, тогда как культурные исследования делают упор на символических системах (искусство, наука). Упрощая, мы можем выделить идеалистическую трактовку культуры как «просвещённого духа» (стили искусства, язык, культурная активность, наука) и материалистическую, т.е. культура как социальный порядок в целом.

Важно подчеркнуть, что в данном определении мы уже рассматриваем культурные практики как играющие конституирующую роль в формировании социального порядка. Культура – это знаковая (символическая) система. Мы будем говорить о цифровой культуре как системе механизмов социальной интеграции и производства культурных благ, основанной на использовании цифровых технологий, определяющей образ жизни и ценностно-нормативные ориентиры людей.

К феноменам цифровой культуры мы будем относить:

— персональный компьютер и его модификации в виде мобильных устройств;

— всемирную компьютерную сеть Интернет;

— технологии искусственного интеллекта;

— программные средства и приложения;

— иммерсионные среды виртуальной реальности (включая 3D);

— видеоигры и мультимедийные системы;

— инструменты компьютерной графики и визуализации (CGI);

— цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ);

— современное технологическое искусство;

Далее мы рассмотрим некоторые важнейшие феномены цифровой культуры, не претендуя, однако, охватить их все в нашем небольшом учебном тексте.

Источник

Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития

Полный текст:

Реферат

Современная ситуация определяется множественностью неопределенностей социального, экономического, экологического и технологического характера, вызывающих неустойчивость развития и формирующих новый этап общественного развития, который условно принято называть цифровой цивилизацией. Многозначность трактовки и интерпретации этого термина отражается и на его производных, что в полной мере относится к понятию цифровой экономики.

Развитие цифровой инфраструктуры, переход на сетевые принципы коммуникации, персонализация Интернета выступают факторами, меняющими этические принципы и основания социокультурного взаимодействия. Вопрос об индивидуальных и коллективных культурных практиках и моделях поведения, базирующихся на новой иерархии ценностей, приобретает особую актуальность в социально-гуманитарном знании. Инсценирование доверия и уязвимость свободы в информационном обществе свидетельствуют о переходе общества в новое качество — «нормальной аномии».

Цель настоящего исследования — на основании анализа научных проектов, документов, некоторых прогнозов и сценариев развития цифровой экономики и ее социальных последствий попытаться проследить отражение связи цифровой экономики с культурой, выявить пути, отражающие включенность культуры в программы развития цифровой экономики. Между тем культура может рассматриваться в контексте этих программ в качестве элемента инфраструктуры, и институционального контура, выступать как часть человеческого и технологического капитала.

Идеи авторов статьи концентрируются вокруг поиска оснований трансформационных изменений, происходящих в научных исследованиях, образовательных и культурных практиках, обладающих потенциалом для формирования устойчивого культурного контекста цифровой цивилизации, который будет поддерживаться с целью предотвращения давления техногенных процессов, ведущих к «дегуманизации» развития.

В прикладной части исследования раскрывается один из аспектов «цифровой культуры» — ее способность насыщать сетевые мультимедийные пространства смыслами и ценностями. Это повышает требования к качеству информации на открытых национальных ресурсах культуры — сайтах библиотек, культурно-досуговых центров, музеев, ведомственных порталах.

Особое внимание уделено в статье анализу согласованности задач по научно-техническому и технологическому «прорыву» с гуманистическими ценностями развития на начальном этапе внедрения проекта «цифровой экономики России». Эти трансформации требуют формулирования четкой и ясной позиции сообщества относительно гуманистического императива развития цифровой экономики и цифровой цивилизации в России и мире. На этом этапе еще можно определить, какая корректировка этого проекта необходима: частичная или основательная, чтобы не оказаться в ситуации ценностно-смыслового хаоса, не потерять главное — социокультурную человеческую составляющую очередного этапа эпохальных изменений. Необходима общественная экспертиза Программы развития цифровой экономики в России, более скоординированная, целенаправленная деятельность гражданского общества по сохранению культурного и человеческого капитала.

Ключевые слова

Об авторах

Институт государственной службы и управления,
Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации»,
директор
Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

доктор философских наук, профессор

Российская государственная библиотека,
отдел периодических изданий,
заведующая
Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019, Россия

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Институт государственной службы и управления,
профессор
Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

доктор философских наук, профессор

Арктический государственный институт культуры и искусств,
кафедра библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин,
профессор
Орджоникидзе ул., д. 4, Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000;

Россия Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Институт государственной службы и управления, Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации»,
заместитель директора
Вернадского просп., д. 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия

доктор культурологии, профессор

Список литературы

1. Астафьева О.Н. Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. Москва : ПрогрессТрадиция, 2004. С. 419—443.

2. Астафьева О.Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // Вісник Харківського національного університету: Теорія культури та філософія науки. 2007. № 776. С. 120—133.

3. Никонорова Е.В. Культура и устойчивое развитие: основания взаимовлияния и контуры интеграции // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 644—651. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-13-6-644-651.

4. Gere Ch. Digital Culture. London : Reaction books, 2008. 248 р.

5. Lanier J. You Are Not a Gadget. London : Penguin Books, 2012. 240 p.

6. Schwarz M. E-Culture: Crossovers and Challenges [Электронный ресурс]. URL: http://eculturefactory.de/download/schwarz.pdf (дата обращения: 20.11.2018).

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. Москва : ГУ ВШЭ, 2000. 458 c.

8. Маклюен М. Понимание медиа / пер. с англ.В. Николаева. Москва ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц ; Кучково поле, 2003. 464 с.

9. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы // Информационное общество. 2002. № 1. С. 24—30.

10. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3(8) : Цифровая культура. С. 6—11.

11. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. Москва : Академический проект, 2013. 366 с.

12. Шлыкова О.В. Динамика мультимедийной культуры: меняющийся мир в меняющемся социокультурном пространстве // Самоопределение России в мировом культурном пространстве: искусство, религия, политика : коллект. монография. Москва : МГИК, 2018. С. 125—140.

13. Шлыкова О.В. Культурная политика в информационном обществе // Наука. Культура. Общество. 2015. № 2. С. 147—157.

14. Ярославцева Е.Т. Цифровая мобильность и культурные переклички // Исторические повороты культуры : сб. науч. статей : (к 70-летию проф. И.В. Кондакова) / общ. ред. и сост. О.Н. Астафьевой. Москва : Согласие, 2018. С. 503—513.

15. Зайцев В.С., Шлыкова О.В. Фальсификации во Всемирной сети : вызовы дигитализации и культурные реалии // Библиотечное дело — 2015 : Документно-информационные коммуникации и библиотеки в пространстве культуры, образования, науки : Скворцовские чтения : материалы XX Междунар. науч. конф. Ч. 3. Москва : МГУКИ, 2015. С. 41—44.

16. Никонорова Е.В. Устойчивое развитие культурного и человеческого капитала: роль библиотек и ее оценка // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 19—28. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-1-19-28.

17. Панкратов И.Ю., Свертилова Н.В., Лидэ Е.Н. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации // Государственная служба. Т. 20, № 1(111). С. 38—43.

18. Галкин Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3(8) : Цифровая культура. С. 11—16.

19. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.

20. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. Москва : Инфра-М, 2006. 632 с.

21. Скородумова О.Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Skorodumova/ (дата обращения: 20.11.2018).

22. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура : введение в информационную культурологию. Москва : Стратегические приоритеты, 2015. 300 с.

23. Зарубина Н.Н., Каргина И.Г., Карпова Д.Н. и др. «Нормальная аномия» в России и современном мире : коллект. монография. Москва : МГИМО ; ЛКИ, 2017. 281 с.

24. Астафьева О.Н., Разлогов К.Э. Культурология: предмет и структура [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 1. С. 1—13. URL: http://cr-journal.ru/files/file/01_2011_11_56_20_1295513780.pdf (дата обращения: 20.11.2018).

25. Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества [Электронный ресурс] // Бибилотека Гумер — Культурология. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Zaver/03.php (дата обращения: 20.11.2018).

26. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74—84.

27. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / сост. Р.Г. Григорьева ; пред. С.М. Даниэля. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. 544 с.

Источник

Что такое цифровая культура?

Мы в KMDA убеждены, что культура в компании формирует ее стратегию и развитие, а не наоборот. Если вы собрались заняться цифровой трансформацией, нужно начать с анализа культурных особенностей в вашей компании, чтобы сформировать фундамент будущих преобразований.

Согласно нашему исследованию более 60% руководителей российских компаний считают отсутствие необходимых компетенций и цифровой культуры — главными препятствиями на пути к цифровой трансформации.

На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Смотреть картинку На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Картинка про На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия. Фото На чем основана цифровая культура как феномен развития общества 21 столетия

В практической работе с клиентами мы применяем собственные методы построения цифровой культуры организации через внедрение ценностей и принципов в сетку компетенций и бизнес-процессы, что позволяет запустить фундаментальные трансформационные преобразования «снизу», способные поддержать реализацию стратегии.

Вот структура базовых ценностей и принципов цифровой культуры, которыми мы руководствуемся:

1. Технологическая адаптивность
— знание и применение современных цифровых технологий.

2. Цифровое мышление
— приоритет использования цифровых технологий в решении задач.

3. Коммуникация
— широкое использование цифровых каналов для взаимодействия.

4. Данные
— принятие решений на основе анализа цифровых данных.

5. Этика
— понимание принципов поведения в цифровой среде.

6. Безопасность
— знание принципов информационной безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *