На чем основано мифологическое мировоззрение
Мифология как форма мировоззрения в философии
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы продолжаем углубляться в философские составляющие мифологии. Так, например, сегодня мы попытаемся вместе выяснить, что такое мифологическое мировоззрение, а также ответить на множество, сопутствующих этой теме, вопросов.
Что такое мифология
Прежде, чем рассматривать мифологическое мировоззрение, давайте сперва ответим на вопрос, что такое мифология. Многие ученые по-разному трактуют определение мифологии. В целом они похожи, между собой, но в зависимости от той или иной трактовки, определения слегка расходятся.
Итак, чтобы не перегружать вас философскими определениями, мы немного упростим определение мифологии. Это одна из форм общественного сознания, которая позволяла людям в старину объяснять природные и социальные явления.
Именно поэтому мифология является одной из вариаций мировоззрения, причем одной из самых распространенных и подробных, ибо мифология полностью отвечает на основные вопросы, которые интересуют людей и по сей день, а именно: о происхождении мира, о его устройстве, о значении самого человека в мире и его происхождении, а также о явлениях природы и общественной жизни.
Особенностью мифологического мировоззрения является то, что эта система взглядов обосновывалась на художественном и эмоциональном восприятии мира. А поддерживалась эта система иллюзорным и неадекватным восприятием мира целыми народами.
Все мы знаем, что любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Впоследствии этот миф дополнялся историями и легендами, в которых присутствовали зачатки религии, культуры, искусства, философии и истории. Все это поэтизировалось, обрастало метафорами и эмоциональным восприятием. Таким образом, в мифологическом восприятии мира все это перемешалось и объединилось.
Роль мифологического мировоззрения в истории
На самом деле, мифологическое мировоззрение возникло именно тогда, когда человечество в нем нуждалось. Дело в том, что оно мифология выполняла самые разнообразные функции в жизни человека, причем настолько тонко, что люди этого и не замечали. Так, например, роль мифологии заключалась в следующем:
Таким образом, можно дополнить определения мифа. Помимо всего, что мы сказали ранее, мифология сочетала реальные, причем достаточно точные, наблюдения с вымыслами. Т.е., мифология стала духовным символом, который объединял материальный мир с миром духовным.
Мифологическое мировоззрение
В нашей статье о происхождении мифов, мы постарались достаточно подробно раскрыть тему происхождения мифов. Если вкратце, то мифы зародились примерно в те дни, когда люди стали формировать первые поселения и даже города, когда они осознали свое положение на планете. Но раз они нашли себя, значит надо было и познать свое место в мире, что они и попытались сделать при помощи мифологии.
На самом деле, подобные вопросы явно говорили о том, что люди достигли нового витка духовного развития. Как мы уже сказали выше, люди стали замечать некоторые схожести и закономерности в процессах окружающей среды и собственного поведения. Это дало им возможность предположить, что не только они познают мир, но и мир познает их, что сами люди являются объектом наблюдения.
Рекомендуем по теме
Таким образом, все, что окружало человека, получило свои имена, а точнее – своеобразные начала. Впоследствии это привело людей к первым проявлениям религии. Т.е., недостатки знаний и информации стали дополняться придуманными фактами и ложными знаниями. Так начали появляться и первые боги. Причем, заметьте невероятные сходства в различных мифологиях. Например, в каждой мифологии мира упоминаются солнце, молнии, дожди и грозы, плодородие и многое другое. Соответственно, за каждым из этих явлений стоял бог. И пусть имена их были разными, в различных уголках планеты, но по сути – все они выполняли одну и ту же задачу – отвечали за какое-то природное или социальное явление. Так и появились первые боги и невиданные существа, которые впоследствии и сформировали целые отрасли мифологии.
Кроме того, успех других людей в той или иной отрасли также ассоциировался с мифологическим влиянием. Намного легче было объяснить успехи человека его божественным происхождением, чем просто наличием таланта. Шли годы, истории становились легендами и обрастали новыми, уже более мифическими подробностями. Так и происходило переплетение реальности с выдумкой.
Вот так постепенно, значение мифологии расширялось во многих исторических центрах. Постепенно появилось мифологическое мировоззрение, которое объединило воедино все такие легенды и представления, а также сформировало отношение людей к окружающему миру.
Впоследствии представление людей об окружающем мире переформировались. Чем больше люди узнают об окружающем мире, тем меньшим влиянием стали обладать мифологические персонажи. Впоследствии мифологическое восприятие миро сильно изменилось. Представления о множестве богов трансформировались в поклонение единственному и всесильному Богу, который обладает безграничным авторитетом, силой и властью. Так, постепенно, начал формироваться новый тип мировоззрения – религиозный. Как и в случае с мифологическим мировоззрением, духовный аспект жизнедеятельности человека преобладает над его физическим аспектом, но существуют также и различия.
На этом наша статья подходит к концу. Надеемся, что она помогла вам найти ответы на вопросы, которые вас интересовали. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений. Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.
Среди многочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.
Вообще мифологическое сознание отличается синергетичностью, то есть они неразрывны с жизнью людей. В мифах сложно переплетаются религиозные верования, искусство, политические и социальные представления. В мифологическом мировоззрении используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла.
Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций например в виде социальных мифов (о «вожде пародов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности нации» и т.д.)
Без мифа невозможно было выработать представления о существующих в обществе ценностях и, следовательно, способах ориентации человека в социальном и природном мире. Мифы также эффективно выполняют функцию предписания социальным группам определенных моделей поведения в разных производственных и социальных ситуациях. Как и в мировоззрении вообще, в мифологии присутствует попытка объяснить происхождение мира (космогонические мифы) и причины его существования (космологические мифы).
Мифологическое мировоззрение построено на представлении о слитности, нерасчлененности окружающего мира природы и социального мира людей. Даже в сравнительно позднее время, как свидетельствуют историки и антропологи, в менталитете этнографических (дописьменных) народов присутствовала идея одушевленности всего мира и родственности всех живых существ и человека.
Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:
•обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
• объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;
• моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;
• регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.
Сохраняются ли некоторые особенности мифологического мышления в массовом сознании сегодня?
В XIX – нач. XX в. наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам. Миф в искусстве призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения. Он становится способом обретения целостности сознания. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения социального или политического мифа. Так, нацизм возрождал и использовал древнегерманский языческий миф о расовом превосходстве арийской нации и др. В отличие от архаичного мифа, политический миф XX в. – это, как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в мифологизации социума. Известный американский ученый Е. Анчел в своей книге «Мифы потрясенного сознания» пишет, что мифология в социуме – «оправдание, оговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности», однако мифология в искусстве – импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа.
Какие можно выделить особенности мифологического сознания?
1)Антропоморфемность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.
2)Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.
3)Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров.
4)Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками
научных знаний о теле человека, о животных и растениях.
5)Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т.д.
6)Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять.
7)Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Например, всем известен образ подземного царства Мертвых — Аида (ада), где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс (греческий миф).
Мифологическое мировозрение
Рубрика | Религия и мифология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.06.2009 |
Размер файла | 37,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В рамках каждой науки обязательно вырабатывается собственная терминология, а также специфические методы исследований, хотя некоторые научные методы используются достаточно широко. Например, в физике, химии используется опытный метод, практически все гуманитарные науки используют метод анализа и синтеза.
Я хочу рассказать об одной из гуманитарных наук философии, а именно представить мифологическое мировоззрение, по сути.
История религий включена в контекст всемирной истории. Данные археологии и этнографии позволяют утверждать, что простейшие формы верований возникают с появлением человека разумного (homo sapiens) примерно 40 тыс. назад. В ходе истории у разных народов складывались и развивались отличные друг от друга религиозные системы, эволюция которых, однако, подчинялась определенным закономерностям. Как было сказано, наука зафиксировала около пяти тысяч религий, а по некоторым данным даже больше.
Исторически первым способом освоения мира было мифологическое сознание.
Определение мирвозрения в целом
Мировоззрение включает 3 компонента:
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Определение мифологического мировоззрения
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:
2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)
3. в философии есть причинно-следственные связи.
Мифологическое мировоззрение в древности
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.
* Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.
* Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.
* Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т. д.
* Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.
Мотивация выбора мировоззрения
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг между прошлым и будущим
Теологи говорят, что Он был, есть и будет всегда, что Он ни откуда не появился, ибо Он вечен и в это просто нужно верить, т.е. просто нужно быть блаженным.
Вторая крупная промашка произошла с родом человеческим, погрязшем в грехопадении. Пришлось промашку исправлять, утопив во всемирном потопе всё человечество, кроме семьи праведного Ноя.
И до всемирного потопа и после него было ещё много недогляда, ошибок, но так или иначе всё живое на земле без заметных изменений существует с дней творения и до сих пор, семь с половиной тысяч лет. Это утверждение теологов опровергается археологическими находками, свидетельствующими о видоизменениях растительного и животного мира Земли, продолжающихся многие миллионы лет. При наличии таких материальных доказательств, для полной победы материалистического эволюционного учения о развитии жизни на Земле над религиозными постулатами не хватает малого: доказать, откуда появилась на Земле первая органическая клетка (откуда яйцо?). Существует несколько гипотез самозарождения, но все они недоказуемы. Есть предположение о том, что жизнь на Землю занесена из космоса, но это не решение вопроса, ибо остается загадка, а откуда появилась жизнь там, где-то на далёкой от нас планете?
А почему Владимир Креститель был прав при выборе религии? Почему, например, он не выбрал магометанство, которое примерно на 620 лет моложе христианства и не имеет многих недостатков, присущих последнему? Например, как можно бога представить в трёх лицах? Почему Бог в образе человека? Его можно изобразить и изображению молиться как языческому идолу? В отличие от христианского бога, Аллах не имеет ничего общего с образом человека. Он всепроникающ, всеобъемлющ, он заполняет мировое пространство, его невозможно увидеть, его нельзя изобразить, это высший разум, господствующий и управляющий во всей вселенной в борьбе с язычеством и его идолами магометанство стоит выше христианства. Но магометанство с его законами Шариата, видимо, было не приемлемо для Владимира. Ближе ему было христианство с его заповедями.
Остановимся на мотивах, побуждавших русских князей к замене языческих верований единой религией. Началось это не с Владимира, а значительно раньше и только, как на промежуточный эпизод, можно указать на факт крещения в православную веру княгини Ольги. Святой Владимир только завершил дело, начатое его предками.
Характерным являлось отсутствие нравственности и беспорядочность отношения полов. Дело доходило до того, что одна особь мужского пола мог быть по отношению к особи женского пола одновременно и дедом, и отцом и мужем. Кровосмешение грозило вымиранием. (Это бывало и в христианстве, но как исключение. В качестве примера может быть приведен Папа Иоан-23, которого католическая церковь исключила из списка римских пап и всеми путями стремилось и стремиться к тому, чтобы он не фигурировал в истории католической церкви).
Нужна была объединяющая общая идея, упорядочивавшая отношения людей. Таковой могла быть религия, общая для всех, направляющая разрозненные племена к их объединению и подчинению единой власти.
В сегодняшней России сходная ситуация. Христианские заповеди давно забыты. Коммунистические идеи (весьма похожие на христианские) отвергнуты, никаких новых идей и целей нет. Общество, не имеющее идеалов и целеустремленности, разлагается, исчезают нравственные устои, что мы и наблюдаем. Наши правители не нашли ничего лучшего и обратились к церкви, и не только к православной, но и к церквям всех христианских концессий (католической, лютеранской, протестантской), а также к магометанству, к буддизму, к иудаизму. Ещё недавние ярые партийные атеисты перекрасились в истых поклонников веры в бога, в Аллаха, в Будду.
После всего сказанного, пора задаться вопросом: «Чему верить?» В божественное сотворение мира семь с половиной тысяч лет тому назад при современном состоянии научных знаний поверить невозможно. В то, что две тысячи лет назад на палестинской земле жил человек, известный нам под именем Иисуса Христа, верить можно. В те времена было много пророков и одним из наиболее выдающимся был Иисус. Если бы в те же годы, в том обществе жил Кашпировский, он не хуже Иисуса мог бы сыграть его роль.
В то, что последователи Иисуса создали христианскую религию не верить невозможно, ибо она существует до сих пор. В свое время она сыграла положительную роль. Создавалась она на основании устных воспоминаний о Христе и его чудесах, преувеличенных и приукрашенных в легендах, передававшихся от поколения к поколению. Не нужно забывать о том, что сам Иисус Христос не написал ни строчки и, видимо, был неграмотен (так же как и Мухаммед). Евангелисты писали о Христе и его чудесах много десятков лет спустя после смерти Иисуса и писали не на том языке, на котором говорил Спаситель. Первым евангелистом был Марк. Наиболее достоверным считается Евангелие Луки, который описывал события более чем столетней давности. Такие сочинения едва ли могут претендовать на полную достоверность. Повседневный опыт показывает, что нельзя полностью доверять ни одному мемуаристу или биографу, описывающему события даже своего времени. Что же можно сказать по поводу достоверности повествований, составленных о давно прошедших событиях, дошедших до автора в виде устных легенд?
В существование всевидящего, всесильного, милостивого бога не позволяет верить здравое восприятие жизни. Если бы он существовал, не торжествовало бы на земле Зло, что было всегда и имеет место ныне.
Человек всегда верил в собственный опыт. Этот опыт имеет в своей основе естественные законы. Опытным путём, с осмыслением этого опыта развивается наука. Вот этой науке о природе вещей и явлений, о всей окружающей нас Природе и о присущих ей процессах и следует верить.
Теологи пытались и пытаются открытиями науки подтвердить справедливость религиозных постулатов. Использование науки для утверждения религии неправомерно и недопустимо. Наука и религия антиподы. Религия утверждает веру без доказательства. Верю и всё!
Наука не допускает бездоказательной веры. Её задача раскрытие истины на основании опыта.
Есть ли материальное и идеальное? Безусловно есть! Материален мир. Идеальна мысль. Может ли мысль передаваться без общеизвестных методов общения? Опыт показывает, что при определенных условиях, да! Мы ещё многого не знаем, но наука находится на пороге раскрытия этого феномена (биотоки, биополя и пр.). Так же в совсем недавнее время люди и не подозревали о существовании очень многого того, что в наши дни является обыденно используемым (например, радиоволны различные электронные эффекты в современных системах компьютеризации, связи, медицинской диагностики и т.д.). Со временем будут изучены и использованы ещё многие другие, сегодня неизвестные человеку, эффекты проявления материи.
Мифологическое мировоззрение, формирование
Человеческое мировосприятие, категории свободы и рока (обстоятельств, судьбы) в жизни зависят от того положения Бога, которое человек Ему определяет в своем мировоззрении. В сознании человека весь мир и сам человек созданы разумом, разумом большим, чем человеческий, так как ряд закономерностей в различных явлениях и качествах, устройствах подобен. Например, человек легко может наблюдать похожее устройство организма человека и животного, может найти и похожее в растении. Он легко может уподобить устройство своего организма также и устройству материков на земле, свои кровеносные сосуды, несущие жизнь, рекам и т. д. Человек может по качествам сравнить различные явления: грозу и свою сердитость, крылья и ветер, солнечное и человеческое тепло, плодородие земли и материнство, и установить, таким образом, внутреннее родство, которое свой тайный смысл может проявить, подтвердить существование и обнаружить в символе Мудрость устройства мира для человека неоспорима. Существование для человека Высшего Разума, создавшего мир, чрезвычайно важно, так как человек считает, что он, как и Высший Разум, наделен способностью (по той же причине внутреннего родства всего мира, о котором речь шла выше) создавать, размышлять и творить. Следовательно, для человека чрезвычайно важно положение Бога в созданном космосе. Эта связь между Богом и человеком существует на очень глубоких внутренних позициях добра и зла, жизни и смерти в мире. Если Бог зависит от процессов космоса, не свободен от них, то и человек тоже не может претендовать на внутреннюю свободу выбора и творчество (создание чего-либо: устройство общества, цивилизация, научный прогресс, искусство, вообще собственная организация жизни и деятельности и пр.). Для человека те или иные критерии, оценки и позиции добра и зла в жизни создают и осуществляют его деятельность и образ жизни. В этой связи, все внутренние критерии формирует положение для человека Бога в космосе (мире), Его полномочия и действия.
На предложенной схеме рассматривается положение человека в мире таким, каким его видит и воспринимает сам человек. В центре мироздания (космоса) человек помещает Бога (Высший Разум, Первоначало, Сверхчеловека и пр.), из которого проистекает все мироздание: стихии, живые существа и человек.
Человек, воспринимает взаимосвязи всего мира как родственные связи, которые объясняет себе тем, что Бог из себя произвел все мировые силы (стихии), из них произошли земля и звезды, из них живые существа и, в конце концов, человек. Такие родственные связи позволили человеку считать весь мир своим связанным родственными узами по внутреннему смыслу.
Попытка представить существование и саморазвитие земли без Бога в мифологическом мировоззрении потерпела крах, так как сознание человека не может воспринимать природу в целом не наделенную сознанием как субстанцию мудрую и упорядоченную. Целостность природы, ее гармоничность и упорядочность, как и то, что делает человек (культура), не мыслится человеком само по себе, как саморазвивающаяся система, с произвольно взятым двигателем, стремящимся к развитию. Смысл развития для человека заложен в существовании Бога. И это для человека становится главным смыслом, так как само развитие подразумевает стремление к совершенству, человек мыслит совершенным Создателя.
Кратко рассмотреть мифологическое мировоззрение можно таким образом: Бог-прародитель находится внутри космоса, подвластный всем космическим процессам (причинно-следственной связи, процессу умирания и рождения). Производит из себя живые организмы, последней завершающей ступенью в этом процессе эволюции является человек.
Космос действует по одному сложному принципу: причинно-следственному процессу, процессу умирания и рождения (зима, весна). Причинно-следственный космический процесс существует благодаря действию четырех стихий. Из этих четырех стихий состоит весь мир и все живые организмы.
Благодаря тому, что их четырех стихий состоят все живые организмы, все живое может восприниматься как родственное, связанное по смыслу.
Таким образом, человек воспринимает мир, ряд изложенных принципов есть основа мифологического мировоззрения.
Основа мифологического мировоззрения. Система взглядов
Знаки и символы могут настолько укоренится в сознании, что существуют как естественные положения или аксиомы, позиции и смысл которых человеком не исследуется, а принимается как необходимое (или необходимое и правильное и пр.). На знаках, символах, а также на отношении к окружающему, сформированном ими, и существуют основные позиции взглядов человека, его мировоззрение. Исследование знаков и символов, а также формирование отношений к окружающему лежит в основе системы мировоззрения.
Система мифологического восприятия окружающей среды, ее основные определяющие положения:
1. Человек воспринимает окружающую среду, так же как и себя, то есть как некое абстрактное существо, имеющие личностные качества и осознанность.
2. Помимо осознанности, человек наделяет окружающую среду личностными качествами.
3. Определение Тотема. Сакрального (мистического, магического) животного (существа, стихии), из которого человек себя производит.
4. Человек проецирует свои отношения на природу, считая, что она, в свою очередь, проецирует свои на человека.
5. Формирование подобий в процессе изучения окружающей среды (как во внешних, так и во внутренних качествах). Обнаружение подобий в организации жизни природы и человека.
6. Определение законов существования качеств окружающей среды, наложение на себя определенных обязательств, основанных на знании природных законов (возникновение табу, то есть запретов на что-то, амулетов, оберегов и пр.) и, как следствие, формирование из индивидуальных законов общественные для государственной системы.
Мифологическое пространство в человеческом сознании целиком и полностью идентифицируются с окружающей средой. Мифологическая система имитирует окружающую среду и направлена на организацию общественной жизни и управление ею.
Если качества объектов в системе можно разделить на внутренние и внешние, то и взаимодействия можно разделить на внутренние, которые соединяются по смыслу или какими-либо внутренними силами, и внешние взаимодействия, такие как трение, разложение, горение и пр.
Создание какой-либо мировоззренческой, информационной, математической, химической, экономической, управленческой и пр. системы необходимо для изучения неподконтрольных процессов, происходящих в действительности. Системой можно назвать все, что делает человек, так как созданное состоит из составных элементов, между которыми устанавливаются некоторые закономерности. Эти закономерности человек черпает из окружающей среды и на их основе строит свои системы.
Системы условно можно разделить на векторные и скалярные.
Классифицируя системы по типам элементов, типам их взаимоотношений, можно определить такие понятия как поле и пространство системы. Какие-либо отношения можно именовать пространством. Любое множество объектов, включающих в себя различные элементы, объединенные каким-либо схожим внутренним или внешним качеством. Пространства могут состоять из разнонаправленных и разнокачественных элементов и объединенных выбранным субъектом сходством или принципом. Это сходство или принцип может быть абстрактным, моет быть условным, существующих только для субъекта.
В системах существуют множества полей и пространств. Поля и пространства состоят их объектов, которые содержат в себе основные качества системы. Эти объекты в системе называются символами, с помощью которых можно обращаться к любой точке пространства или поля. Например, если рассматривать предложение как систему, то слова, состоящие из знаков, входящие в предложение, будут соотносится друг с другом таким образом, чтобы не только определять смысл предложения, но и отражать настроение и т. д. Слова предложения составляют поле, так как связаны друг с другом по смыслу. Каждое слово в предложении состоит из знаков, которые являются основными элементами системы предложения. Они носят его качества, его языковые формы, его эмоциональный настрой, звуковые и другие функции, национальные черты. Определяя знаком каждый звук, из множества которых состоит слово, можно по знаку отдельно или по группе знаков при исследовании обращаться к предложению в целом и к каждому элементу отдельно. Это возможно потому, что знаковое изображение звуков ограничено. И из них состоит не только исследуемая система предложения, но и множество других предложений, национальный язык в целом.
Если рассматривать информационную систему, то в ней каждая ячейка информации, может в системе быть показана символом. Обращаясь к этому символу, исследователь обращается ко всему информационному пространству, так как символ содержит в себе основные части или носители информации, из которых состоит система в целом. Известная информационная система Интернет состоит из знаков-символов, которые определяют те или иные качества системных полей и пространств, обращаясь к символу происходит обращение к полю и к системе в целом.
Не исключение и мифологическое мировоззрение, и государственная или какая-либо иная система. Но именно в мировоззрении заложена не только способность реализовывать систематизированные знания, но определять их смысловое направление и причины необходимости их существования.
Мифологическое пространство и его смыслы
В рамках этого пространства образуются некоторые мифологические взаимоотношения. Эти мифологические взаимоотношения можно характеризовать как отношения или взаимосвязи, осуществляющиеся по внутренним, смысловым параметрам. Отношения в мифе возможны только тогда, когда все живое и неживое соотносится друг с другом по внутреннему смыслу, обнажая его, определяя свое значение в пространстве и свои функции. Часто бывает так, что все объекты в мифе вообще не делятся на живое или неживое, так как все имеет свой «голос» и свое значение, выраженное во внешнем виде, в словах, в действиях.
Например, и камни, и волки, и птицы могут быть объединены единой качественной «родственной» связью. Обязательно и камни, и волки, и птицы носят на себе черты или признаки друг друга или какого-то общего смысла. Если горы алмазные, то у волков алмазные глаза, а у птиц алмазные клювы. Как волки и птицы, так и горы могут говорить, и обязательно это пространство замкнуто и имеет какое-то значение, нечто такое, что нужно человеку преодолеть или постичь.
Смысл того или иного явления, случая, действия в мифологическом пространстве постигается через смыслы предметов или существ, которые в нем участвуют. По основным, ярко выраженным качествам (словам, действиям) выясняется какой смысл, какое стремление, или какую цель преследует то или иное живое существо; какой смысл несет тот или иной предмет. Например, гриб, может предложить свою помощь человеку, говоря, что он придает сил или разума, необходимых для какого-то основного действия в мифе и т. д.
От обстановки зависит какое-либо событие, так как она подтверждает, осуществляет, создает вокруг некоторую атмосферу при помощи символического значения некоторых ее атрибутов или простых предметов. Значение события может даже изменится от атмосферы, в которой оно происходит. Всегда очень важно обращать внимание на атмосферу, на то, что окружает человека в момент какого-то события. Именно по этим элементам можно всегда определить: какое действие на благо, а какое нет. Например, если рядом с каким-то существом, совершающим внешне добрый поступок, все живое чахнет и умирает, значит существо это не то, за которое себя выдает. Смысл его действий обнаруживается в окружающей его атмосфере (обстановке). Поступок его обманчив и направлен на разрушение существующего единства или разрушение мира в целом.
В мифологическом пространстве случается только то, что должно случится, все действия направлены на единение с окружающей средой и постижение ее тайного смысла, смысла ее бытия. Знание смысла необходимо для того, чтобы человек не только был единым со средой и сознательно совершал поступки в этом пространстве, но и мог на правах творца участвовать в процессах внутреннего изменения пространства. Например, какой-либо герой объединяет три разрозненных царства или достигает совершенства, обретая всю полноту пространства, объединяясь с ним и олицетворяя какие-то его качества, становясь главным носителем его смысла.
Пространство воспринимается человеком как нечто наделенное собственным сознанием, осмысленным существованием и потому требует некоторый физический облик. Облик предмета или символа недостаточен, так как предмет не может осуществлять полнокровных осмысленных «жизнеспособных» требований пространства и потому ему требуется не предмет, а живое существо. Животные (Серый Волк в русских сказках) и растения носят в мифологическом пространстве характер символический, осмысленный, но не могут полноправно менять и дополнять смыслы пространства. Для этого необходим человек.
Подобные документы
Структура и основные черты мифологического сознания. Вера как основной принцип религиозного сознания. Основные мировые религии. Мифология как систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира.
реферат [23,1 K], добавлен 14.03.2010
реферат [16,8 K], добавлен 10.12.2011
Принципы типологизации религий. Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Его роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Менталитет как духовный мир человека. Происхождение и сущность, функции религии.
контрольная работа [40,2 K], добавлен 04.03.2015
Буддизм — древнейшая мировая религия, роль которой до настоящего времени велика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Основы буддийского мировоззрения. Буддийский взгляд на мир и назначение человека в этом мире. Буддизм и искусство.
реферат [29,4 K], добавлен 12.01.2011
Изначально процесс осмысления древним человеком мира происходил через мифологию. Мифологическое сознание выступило как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания. Концепция «Абсолютной мифологии» А.Ф. Лосева.
контрольная работа [27,2 K], добавлен 13.09.2010
Религия как мировоззрение и общественная мысль, облеченная в виде культа. Зарождение и становление православия, как одной из форм христианского учения. Фундаментальные мировоззренческие принципы беззаговорочно принятые православием и католицизмом.
контрольная работа [23,1 K], добавлен 01.05.2009
Сказки как уникальная форма массового самосознания, мировоззрения и культуры. Сказочные персонажи, их типаж и действия, сравнительная характеристика, черты характера. Противостояние зла и добра в народных сказках, их названия, имена героев и традиции.
творческая работа [26,2 K], добавлен 21.02.2012