На чем основано предание о граде китеже

Загадка Китеж-града: Зов подводного города

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

Горячая молитва

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Елена ЛЯКИНА, журнал «Тайны ХХ века» №50, декабрь 2017

Источник

Новое в блогах

Сказание о граде Китеже.

Мифы, легенды, сказания.

Сказание о граде Китеже.

Легенда о сокрытии священного града Китежа — жемчужина славянского эпоса. По мотивам легенды написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова. Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившемся татаро-монгольскому игу?

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

Единственные намёки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению учёных, эта книга была написана в конце 17 века.

Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Если верить ей, град Китеж построил великий русский князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде, князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленён красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области, расположено близ села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина его — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.

Само название озера происходит от древнерусского слова «светлый», то есть чистый, праведный, и корня имени солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что ещё с древнейших времён в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращён в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они являются источниками сильной положительной энергии. Имена древних Богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения Высшим Силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нём стояло много храмов, и возведён он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода и отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича. Судьба самого князя была ещё более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увёз его в Ростов.

Здесь заканчиваются факты, которые подтвердили учёные. Вернёмся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор трое китежских богатырей. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб тот бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьёт до сих пор.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и они в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.

Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.

Вскоре исчез и крест. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но Божий гнев настиг их: кого звери растерзали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город же исчез.

С тех пор он стал невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Легенда о таинственном граде Китеже неоднозначна. Люди трактуют её поразному. Кто-то утверждает, что Китеж ушёл под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси.

У историков самой распространённой версией, казалось бы, нелогичного, с точки зрения военной стратегии, похода Батыя на Китеж является следующая. Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян. Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних церквей, являясь, по сути, одним из самых крупных храмовых комплексов православия.

Поэтому монгольский хан решил идти на Китеж и тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение. Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Однако Китеж врагу не достался.

Перенесёмся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновлённый озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева также упоминают в своём творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты, и особенно авторы фэнтези. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и учёные. На озеро Светлояр не один раз отправлялись экспедиции. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города найдено не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Но для верующих этот факт ничего не значит. Известно, что «нечестивцам» Китеж не откроет своих тайн.

В состав одной из экспедиций, занимавшихся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора. Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время. Так, местные жители рассказывают, что в дни православных праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и учёные, но объяснить его не могли.

Старожилы рассказывают также о том, что жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?». Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут особенные, в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают здесь совершенно необычный ореол.

В настоящее время озеро и окрестности его входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Приведём параграфы из Граней Агни Йоги, в которых Николай Константинович Рерих говорит о том, чем для нас является Град Китеж.

Грани Агни Йоги, 1958 год:

610. (Гуру). Град Китеж — символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живёт, представляя собою ядро, или душу, народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдёте прозрение в эту основу, ибо на ней созидал…

611. О, други, если бы знали действительность, возрадовалось бы сердце, несмотря на ярость очевидности плотной. Ибо в Незримом завершено уже всё, чему суждено принять видимые формы. Град Светлый начнёт опускаться на Землю из Невидимости своей, дабы стать видимым. Вода — символ астрального мира, в его высших слоях захоронен был город, пока время ему не пришло снова опуститься на Землю. Событие это будет оповещено звоном колоколов. Утихнет шум битвы, и злые уйдут, наполнится светом и звоном планета, когда возвещённое встарь совершится. Пространственные Лучи Высшую Волю Земле продиктуют, и дух человека, против Света идущий, смирится. Силу тьма потеряет… лишённая опоры уже не только в астральном, но также и в физическом мире, она пошатнётся и рухнет. Потому Называем её тьмой обречённой, ибо сочтены её дни…

Источник

Китеж-град – почему под водой слышен колокольный звон?

Исчезнувшие города и таинственные миры всегда привлекали людей. Часто мы вспоминаем о загадочной Атлантиде. Забывая, что в наших краях есть не менее удивительное место, о котором сложено немало легенд и преданий. Это – Китеж-град.

Таинственный невидимый город, по мнению фольклористов и историков, мог находиться на севере Нижегородской области, у озера Светлояр. Об исчезнувшем под водой Китеже упоминают и несколько летописей, исторических документов. Был ли он на самом деле? Ответить на этот вопрос смогут учёные будущего, а я хочу рассказать вам легенду о прекрасном Китеж-граде, что скрылся от человеческих глаз под волнами и, быть может, когда-нибудь вновь появится перед нами.

Князь-строитель

История града Китежа неразрывно связана со временем правления князя Георгия Всеволодовича. Как рассказывает предание, князь этот строил церкви по всей Руси. Возведя храмы в Новгороде, Пскове, Москве, отправился Георгий в Ярославль, а после спустился вниз, где и возвёл город Малый Китеж.

Неспроста было отмечено место для строительства нового города. Легенда рассказывает, что князь во время своего путешествия оказался у озера Светлояр. Вдохновили его эти места, дивная природа лесов, раскинувшихся по берегам озера. Сказал князь, что отныне здесь должен стоять город, равный по красоте этим пейзажам. Вскоре у берега Светлояра уже возвышались дома, сверкали купола церквей Большого Китежа.

Приход беды на русские земли

Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.

Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр.

Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников. Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китежеЕсть поверье, что когда-нибудь Китеж вновь появится из вод озера

Бесчинства Батыя и великое чудо

Ворвался Батый в Малый Китеж, стали его люди грабить и убивать жителей города. Никого не щадили они – ни малых детей, ни стариков. Разорил Батый некогда богатый Китеж-град. Когда ушло монгольское войско из города, нашли местные жители тело Георгия, которое переместили в одну из церквей, что построил князь. Пришло запустение в края эти, стали уходить люди из Китежа. Да и сам город вдруг исчез от глаз людских.

Когда же орды Батыя подошли к Большому Китежу, куда один из пленных указал тайную тропу, увидели они чудо, что привело в ужас захватчиков. Прямо на их глазах город, звоня во все колокола церквей, стал погружаться в озеро.

Словно зачарованные, смотрели Батый и его воины на то, как исчезают в волнах Светлояра крыши домов и городские ворота. Последним они увидели крест на куполе собора, который в следующее мгновение уже скрылся в воде.

Китеж ещё вернётся?

В изложении Мельникова-Печерского эта легенда получает интересное финальное дополнение. Батый так и не смог покорить город. Большой Китеж, что стоял на берегу Светлояра, чудесным образом исчез. Если верить преданиям, он и сегодня находится на том же месте.

Говорят, что скрыли Китеж волны озера, а увидеть таинственный город может лишь праведник. Грешный же человек никогда не заметить ни золотых куполов церквей, ни боярских палат, ни ворот Китежа, что гордо высятся на прежнем месте.

Поговаривают, будто в тихие дни в отражении вод озера можно увидеть призрачный город, а ещё можно услышать негромкий колокольный звон, что доносится из глубин Светлояра. Легенда о Китеже гласит, что когда-нибудь град этот непременно покажет себя всем людям, восстанет после долгого «сна» и вернёт себе былую славу одного из самых красивых русских городов.

Китеж-град – спасённый рукой Господа

О Китеж-граде есть немало и «придаточных легенд. Так, например, в одном из сказаний говорится, что сам Георгий Победоносец хотел помочь горожанам в борьбе против монголо-татарской орды. Спустился он с небес на своём славном коне и помчался к Китежу.

Вот только конь Георгия споткнулся о небольшой камень и остановился. Тогда понял святой, что не должен он вмешиваться в ход истории, а спасение Китежа предоставлено не ему. На том месте, где конь оступился, появился источник Кибелек.

В старинных источниках о граде Китеже вполне ясно говорится, что спасителем города выступала рука Бога, который сделал место это невидимым. Кроме того, неслучайно Китеж в предании исчезает в водах с громким колокольным звоном. В тот миг горожане вознесли свои мольбы, прося защиты и помощи, которой, казалось бы, ждать уже было неоткуда.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китежеИ.Денисова. Град Китеж

Наверное, и правда в историях об Атлантиде и Китеже есть некоторые общие детали, но давайте подумаем о смысле каждой из легенд. Если загадочная обитель атлантов исчезла из-за человеческих грехов, то русский Китеж-град, напротив, стал символом веры и преданности Богу. Этот таинственный город не перестаёт манить нас историями о себе, но главное – даёт надежду. Китеж – это свет и спасение, которые когда-нибудь, в самый нужный момент, непременно явятся человечеству.

Источник

Град обречённый

Град Китеж часто называют «русской Атлантидой», но общего у них только то, что оба они исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а Китеж таким образом. спасся. И даже вовсе не погиб, а якобы по сей день существует где-то в параллельном измерении. История о граде Китеже — самая «русская» из популярных легенд.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН?

А был ли город Китеж? Вопрос не праздный. Как мог целый город исчезнуть с лица земли, не оставив следов? Может быть, и не существовало его вовсе? На самом деле это более чем вероятно, потому что в древних летописях о Китеж-граде на озере Светлояр нет ни слова. Мы узнали о нём из позднейших памятников — «Китежско- го летописца» («Книга, глаголемая летописец») и «Повести и взыскания о граде сокровенном Китеже». Они, предположительно, были созданы старообрядцами-бегунами в конце XVIII века — то есть легенда о Китеже вполне «новодельная». Даже если легенда долгое время бытовала в устной форме — всё равно, судя по искажению многих исторических фактов (например, вольному обращению с биографией легендарного основателя Китежа князя Юрия Всеволодовича), начало ей было положено никак не в XII веке, к которому относится легендарное основание утерянного города.

Современная иллюстрация к «Китежскому летописцу».

Вот как рассказывается о таинственном городе в «Китежском летописце». Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, выстроил город Малый Китеж (ныне предположительно Городец) на берегу Волги, а затем, прогуливаясь окрестными лесами, вышел на дивной красоты озеро. Это был Светлояр. Пленившись местом, князь повелел выстроить здесь город Большой Китеж. Был он двести саженей (около 300 метров) в длину и сто саженей (примерно 160 метров) в ширину: на тот момент (строительство якобы было закончено в 1168 году) это был очень крупный город. Что касается их названия, то Малый и Большой Китежи могли стать «тёзками» княжеского села Кидекши, что под Суздалем.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путём, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвёртую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

Но вскоре на Русь пришла беда — нашествие монголов. Хан Батый захватил Малый Китеж и принялся сквозь леса пробираться к Большому; вел его некий предатель по имени Гришка Кутерьма. Когда захватчики вышли к берегам Светлояра, то не поверили своим глазам: у города не было защитных укреплений, а жители, похоже, даже не собирались защищаться — они собрались на молитву, уповая на то, что бог защитит город. Он так и поступил — правда, в весьма странной манере: из-под земли забили ключи, и на глазах у изумлённого войска Батыя Китеж ушёл под воду. Впрочем, это более поздняя версия легенды; в «Китежском летописце» сказано просто: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова. »

Собственно, нигде ранее этих источников Китеж-град не упоминается — хотя все деяния Юрия Всеволодовича расписаны летописцами с большим тщанием: каждый построенный храм и основанный монастырь. Вряд ли они пропустили бы основание целого города со множеством церквей, как обычно описывается Китеж.

Есть версия легенды, согласно которой Китеж не утонул, а вознёсся к небу.

Более того: на берегах озера Светлояр неоднократно проводились археологические раскопки, аквалангисты не раз ныряли и на дно озера, проводили даже глубокое бурение — и нигде не было найдено никаких следов древней материальной культуры. Складывается впечатление, что в указанные «Китежским летописцем» времена люди здесь вовсе не жили и не строили никаких городов, от которых должно было остаться хоть что-то.

Откуда же тогда появилась легенда о Китеже? Видимо, она сродни старообрядческим преданиям о легендарном Беловодье, этой древнерусской Шамбале. Святое место, которое открывается только праведникам, — мотив из легенд самых разных стран и религий. Для старообрядцев Древняя Русь была легендарным оплотом старой веры, хранителями которой они себя считали, поэтому Китеж-град стал их собственным Иерусалимом, Градом Небесным.

Интересно, что в народе, который всегда сочувствовал старообрядцам, эту легенду тоже весьма чтили: паломничества на берега Светлояра были популярны ещё в XIX веке.

Озеро Светлояр на рассвете. Следов города не обнаружено.

Нижегородский учёный Василий Комлев предполагает, что возникновение легенды о Китеже связано с другой — о «царе-старовере». Эта легенда рассказывает, что якобы царевич Михаил, первенец царя Алексея Михайловича, при котором была проведена реформа церкви, не принял новой веры и скрылся от преследователей в окрестностях Светлояра. Сюда к нему стекались последователи. Тот факт, что ни о каком царевиче Михаиле в исторических документах не говорится, староверы объясняли тем, что все сведения о нём были просто вымараны из всех архивов и строго засекречены.

В наше время у предполагаемого места исчезновения града Китежа весьма многолюдно: сюда ходят и паломники — за «живой водой» из озера, и «исследователи паранормальных явлений», обвешанные датчиками и приборами. Город ещё никто не нашёл, зато «паникёрских баек» наплодили немерено. Рассказывают и про таинственные исчезновения людей, и про встречи с коробейниками в старорусских одеждах. А две любимые светлоярские легенды — о том, что на рассвете город- призрак можно увидеть над озером, и о колокольном звоне, который якобы слышится из-под воды.

У предания о гибели града Китежа есть и языческий вариант, совсем не сообразующийся с идеей «святого христианского града». По этой версии жители Китежа (или некоего племени, жившего на этом месте) некогда чтили многих богов, в том числе некую «Девку-Турку», но однажды почему-то забыли о ней и перестали ей поклоняться. Разгневанная богиня наслала на горожан своего коня, от удара копыт которого земля расступалась и наполнялась водой. Так на месте города возникло озеро Светлояр. Впрочем, под «Девкой-Туркой» может скрываться и несметная рать монголо-татар. Есть версия, что этот вариант легенды возник ещё во времена последних языческих поселений, которые скрывались в здешних лесах от преследований христиан, — однако широкой поддержки учёных эта гипотеза не получила.

Исследователи-этнографы замечают, что многие обычаи, которых нужно придерживаться, находясь у Светлояра, в основе своей языческие: например, запрет рубить деревья вокруг озера, обычай увешивать ветви берёз иконками или разжигать костры в ночь на Ивана Купала. В общем, традиционное русское двоеверие отразилось и здесь.

Легендарные земли-утопии: Кер-Ис

Побережье Бретани, у которого затонул Кер-Ис.

Древняя столица Бретани, стоявшая на берегу моря у залива Одиерна и отделённая от него плотиной. Была погублена дочерью короля Градлона — Дахут, которая по наущению не то Сатаны, не то своего любовника хитростью выманила у него ключ, открывающий дамбы. Не спасся никто, кроме короля, который успел принять христианство, в отличие от прочих соотечественников. Сама Дахут волей святого Гвенноле превратилась в русалку.

Бретонцы описывают Кер-Ис как величественный город, окружённый пышными садами и украшенный изваяниями богов. Также у них бытует поговорка: «Когда Париж затонет, восстанет город Ис» (название города Paris по-бретонски якобы означает «подобный Ису», а сама французская столица стала преемницей древнего города). Рассказывают, что из-под морской воды в месте, где якобы затонул Кер-Ис, можно услышать звон колоколов — совсем как в случае с Китежем. Интересно, что несколько древних римских дорог, существующих по сей день, уходят в море — предполагают, что когда-то они вели к городу. Но обнаружить следы Кер-Иса на дне пока не удалось никому.

Агарти прячется где-то в Тибете. Картина Николая Рериха.

Агарти (Агартха) — подземный «сокрытый город», расположенный якобы где-то в Тибете или Гималаях. Хотя существуют также версии относительно Монголии или Алтая. Легенды об Агарти есть в Индии и Китае — здесь её помещают на острове, расположенном посреди моря из нектара. В этом городе, согласно китайским преданиям, расположен фонтан бессмертия. А в его центре возвышается башня, испускающая неземной свет, — он исходит от магического камня, упавшего с неба.

Как ни странно, легенда об Агарти больше популярна в Европе, среди доморощенных оккультистов, чем в Азии. Французский философ-эзотерик Рене Генон в книге «Царь мира» (1927) описал этот город как место обитания остатков могущественной древней цивилизации, «хранителей мира», «великих учителей человечества». Разумеется, эти загадочные правители не стремятся общаться со всем остальным человечеством. Хотя, согласно одной из легенд, русский мистик Николай Рерих якобы привозил в Советскую Россию послание от «отцов человечества», в котором те выражали солидарность со строителями коммунизма.

Доблестным воином Юрий Всеволодович не был. После Липицкой битвы с братом Константином, закончившейся победой последнего, он попросту сбежал.

Юрий Всеволодович, Великий князь Владимирский, — личность весьма примечательная. Он был третьим сыном Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, но стал его единственным наследником. Дело в том, что князь хотел оставить Владимир старшему сыну Константину, а Юрию, следующему за ним (второй сын князя умер в раннем детстве), — Ростов, но Константин потребовал себе оба города. Всеволод разгневался на нахального отпрыска и отдал Юрию оба города, вопреки установленному порядку наследования. После смерти старого князя Константин, не смирившийся со своей участью «плохого сына», организовал междоусобицу, в которую были втянуты и младшие братья, и окрестные князья. После четырёх лет вялотекущей войны Константин всё же одержал победу и стал Великим князем — чтобы назначить своим наследником опять-таки Юрия (спрашивается: за что боролись?) Так что Юрий Всеволодович в каком-то смысле дважды Великий князь Владимирский.

Юрий прославился скорее как миротворец, нежели как завоеватель: к его дипломатическим заслугам принадлежит заключение мира с волжскими болгарами. Он также стал основателем Нижнего Новгорода (изначально — Нов Град).

В 1237 году монгольский хан Батый взял Рязань и подступил к Владимиру. Осада длилась 5 дней, затем монголы ворвались в город и сожгли его. Погибла вся семья Юрия Всеволодовича. Его же самого в это время не было дома: он отправился на Волгу собирать войско против монголов. Однако его силы были разбиты даже не самим Батыем, а второстепенными силами захватчиков. Сам князь погиб в этой битве. Впоследствии он был похоронен в Ростове, в храме Богоматери (сначала обезглавленное тело, потом и голова), а через два года его останки были перенесены в Успенский собор Владимира, где находятся и сейчас.

Юрий Всеволодович остался в летописях и народной памяти как добрый, миролюбивый, милостивый, живущий по христианским заповедям князь (хотя он участвовал в паре десятков военных походов, завершившихся с переменным успехом, и вообще был достойным представителем эпохи междоусобных войн). В 1645 году он был причислен к лику святых как святой благоверный князь Георгий Всеволодович, его память отмечают 4 февраля. Рассказывают, что, когда после смерти его голову приложили к телу, она сразу же приросла, а тело ещё долго оставалось нетронутым тлением. В общем, лучшей кандидатуры для основания легендарного города подыскать было трудно.

Кстати, в «Китежском летописце» князю придана вымышленная родословная — якобы он ведёт свой род напрямую от князя Владимира, крестившего Русь. Видимо, для того, чтобы подчеркнуть его особенную святость и богоизбранность.

После боя на реке Сите: епископ Кирилл находит обезглавленное тело князя Юрия Всеволодовича.

Как и Китеж, царство пресвитера Иоанна считалось подлинно христианским государством, полным всех мировых благ, жители которого никогда не лгут и всегда поступают по справедливости. В Средние века его размещали «где-то на Востоке», чаще всего — в Индии. Возможно, прототипом этого царства стала какая-то крупная христианская община на Востоке. Рассказывали, что у Иоанна есть мельница, которая сама печёт хлеб, и хрустальная часовня, в которой может поместиться любое количество прихожан. В этой легендарной стране якобы могли найти приют и защиту от иноверцев все христиане мира — неудивительно, что рассказы об Иоанне и его государстве были популярны во времена войн с мусульманским Востоком.

Было распространено даже некое письмо, якобы написанное самим пресвитером к византийскому императору Мануилу I Ком- нину. В 1177 году римский папа Александр III отправил на Восток своего эмиссара Филиппа с письмом для легендарного правителя. Судьба эмиссара неизвестна по сей день. Позднее царство пресвитера Иоанна пытались искать в Африке — с тем же успехом.

Пресвитер Иоанн принимает послов. Средневековая миниатюра.

ПАЛОМНИКИ К СВЯТОМУ ОЗЕРУ

Легенда о Китеже стала известна русской читающей публике в середине XIX века. Близкий к славянофилам историк Михаил Погодин, собравший в Нижегородской губернии устные предания о чудо-городе, опубликовал свои находки в журнале «Москвитянин» в 1843 году. А фольклорист Пётр Бессонов в 1863 году представил общественности «Книгу, глаголемую летописец» — в приложении к книге русских народных песен, собранных Петром Кириевским.

Писатель Павел Мельников, публиковавшийся под псевдонимом «Андрей Печерский», многие годы занимался исследованием культуры старообрядцев (этому весьма помогала государственная должность — Мельников был чиновником министерства внутренних дел и занимался «искоренением церковного раскола») и на основе своих изысканий написал интереснейшую дилогию «В лесах» и «На горах», рассказывающую о быте нижегородских старообрядцев. Именно благодаря Мельникову-Печерскому легенда о Китеже вошла в контекст русской культуры, стала активно пересказываться и интерпретироваться.

На чем основано предание о граде китеже. Смотреть фото На чем основано предание о граде китеже. Смотреть картинку На чем основано предание о граде китеже. Картинка про На чем основано предание о граде китеже. Фото На чем основано предание о граде китеже

Это, пожалуй, самая весёлая из всех легендарных земель — потому что сочинялась она как пародия на «земли праведников» из средневековых житий святых. Это беззлобная издёвка и над Авалоном, и над Землёй обетованной из популярного в Ирландии «Плавания Святого Брендана». Кокань — страна, в которой всё шиворот-навыворот, как в холловском Зазеркалье: за работу здесь наказывают, а за безделье платят жалованье. Здесь текут винные реки, а пироги растут на деревьях и сами падают в рот. Есть здесь место не только обжорству, но и прочим плотским наслаждениям. Известна страна Кокань и англичанам, и французам, а вот почему она так называется — неизвестно: то ли от латинского сoquina — «кухня», то ли от староирландского слова, означающего «сладкий пирог».

Страну Кокань англичане и ирландцы располагали где-то на дальнем Западе, как и Землю обетованную Святого Брендана. Возможно, старинные легенды сыграли не последнюю роль в массовой эмиграции ирландцев в Америку в XIX веке.

Страна Кокань в интерпретации Питера Брейгеля-старшего.

Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву», и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рублеными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Сокрылся он чудесно, Божьим повелением, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема немецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Мельников-Печерский должен был искоренять раскол, а в результате написал о нём роман.

Интересно, что Мельников берёт для своего романа менее известный вариант легенды, в котором город не утонул, а просто стал невидимым. Также писатель впервые опубликовал ещё один известный текст о Китеже — «Послание к отцу от сына»: якобы подлинное письмо от паломника, удостоившегося чести попасть в священный город. А в рассказе Мельникова «Гриша. Из раскольничьего быта» на- божный юноша, пленившийся рассказами некоего странника о Китеж-граде, оказывается готов на всё ради того, чтобы попасть в святое место, — и по приказу странника грабит благочестивую вдову, воспитавшую юношу. Так идея «русской Шамбалы» оказывается двойственной, не благой и не злой, — всё зависит только от людей, которые руководствуются ею. Рассказ приобрел немалую популярность — на волне всеобщего интереса интеллигенции к русской старине и умиления «народной духовностью», с которой всё не так просто, как хотелось бы образованным мечтателям. Поэт Аполлон Майков переложил сюжет «Гриши» в стихотворную драму «Странник», также имевшую огромный успех.

Китеж-гараж обрёл новую жизнь не только в литературе. Художник Михаил Нестеров, увлекавшийся старорусскими мотивами, создал полотно «Град Китеж (В лесах)» (1917—1922). Композиторы Сергей Василенко и Николай Римский-Корсаков посвяти- ли ему оперы — соответственно «Сказание о граде великом Китеже и светлом озере Светлояре» (1902) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Оперу Римского-Корсакова критики сравнивали с вагнеровским «Парсифалем», а Китеж, таким образом, играл роль святого Грааля.

Короленко и Пришвин путешествовали на берега Светлояра, а Горький упоминает легенду о Китеже в повести «В людях».

Писатели и журналисты отправлялись в паломничество к Светлояру, чтобы потом изложить свои впечатления в рассказах и очерках — очень разных по настроению. Владимир Короленко в очерке «В пустынных местах» (1890) тоскует о Китеже как о недостижимом духовном идеале, которого так не хватает его современникам, но в то же время называет Светлояр озером «тёмной веры в при- зрачное прошлое». А в рассказе «Река играет» (1891) Короленко и вовсе пишет о «тяжёлых, нерадостных впечатлениях», которые произвели на него темнота и косность суеверного народа, путешествующего к берегам Светлояра в поисках незнамо чего, того, чего никогда не было. Интересно, что Короленко в своем путешествии нарушил один из запретов, обязательных для паломников: он искупался в «святом озере», и с тревогой наблюдавшие за купанием мужики решили, что он «человек хороший», поэтому его бог и не покарал за святотатство.

В начале ХХ века в произведениях помешанных на эзотерике символистов Китеж заиграл новыми гранями: он стал символом утерянной Святой Руси и надеждой на её возрождение. Скажем, в романе Дмитрия Мережковского «Пётр и Алексей» (1905) Китеж выступает как антипод новопостроенного Петербурга: царство Христа против царства Антихриста, которым Мережковский считает Петра I. Так легендарный город становится символом «особого пути» русского народа, противопоставленного Западу. Китеж как символ Древней Руси или даже России в целом поминали многие поэты — Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Анна Ахматова, Сергей Есенин. Словом, можно без преувеличения сказать, что уже к началу ХХ века легенда о Китеже стала самым настоящим российским мономифом — самобытным, символичным, поддающимся самым разным интерпретациям.

Интерпретация и интерпретатор. Картина Михаила Нестерова «Град Китеж (В лесах)» и Николай Римский-Корсаков, автор оперы «Сказание о граде великом Китеже и светлом озере Светлояре».

По легенде невидимый град Китеж охраняют магические звери — грифоны, единороги и птица Сирин.

Обычное среднерусское озеро с необычной судьбой.

Добраться до легендарного места при желании совсем несложно. Озеро Светлояр находится примерно в 100 км к северу от Нижнего Новгорода, в Воскресенском районе, в полутора километрах от села Владимирское. Оно довольно правильной овальной формы с размерами примерно 500 на 350 м. Его глубина может достигать 40 м — возможно, именно с опасной глубиной на самом деле связаны запреты купаться в озере.

Озеро задает учёным множество загадок, и история Китежа — далеко не главная из них. Например, есть как минимум пять гипотез о происхождении Светлояра, и прийти к единому мнению специалисты всё ещё не могут. Одни считают, что у озера вулканическое происхождение, другие — что его оставил на своем пути ледник, третьи — что во всём виноваты карстовые пустоты, расположенные под озером (их сумели «нащупать» акустические приборы). Совсем недавно были обнародованы исследования, доказывающие, что Светлояр образовался в результате удара метеорита. А крайне сложный рельеф дна озера позволил говорить о том, что оно формировалось поэтапно. Интересно, что погружение одной из подводных террас произошло в результате какого-то катаклизма совсем недавно — 700-800 лет назад, что примерно совпадает с Батыевым нашествием. Может быть, народная память просто связала воедино две близкие по времени катастрофы — природную и историческую?

Первые жители появились в окрестностях Светлояра ещё шесть тысяч лет назад — археологи сумели отыскать следы первобытных стоянок. Краеведы считают, что ещё до Юрия Всеволодовича здесь жили мордвины — язычники, почитающие природу, и именно от них пошёл обычай увешивать деревья ленточками на счастье. Ленточки висят по окрестным лесам и в наше время. А вот древний запрет на купание современные туристы спокойно нарушают: в летнее время на Светлояре устроен стихийный пляж, угрожающий чистоте озера. А между тем светлоярская вода если и не целебная, то по меньшей мере очень вкусная — благодаря бьющим на дне родникам.

Широко известно поверье, согласно которому если обойти озеро трижды, то любое желание может исполниться. В старину паломники исполняли этот обычай особенно рьяно, обползая озеро на коленях. В 1960-е годы на берегу Светлояра даже висела табличка: «Моление и обползание строго запрещены!». Так власти боролись с мракобесием.

Озеро Светлояр на спутниковой карте Google.

Река Сагеней и окрестности.

Королевство Сагеней — это канадское Эльдорадо, просто известно оно почему-то меньше, чем южноамериканская мифическая страна небывалого богатства. Легендами о Сагеней заразили бледнолицых поселенцев индейцы племени алгонкинов. Они рассказывали, что к северу от реки святого Лаврентия существует потаённая страна, где живут светлокожие люди, у которых есть огромные количества золота, серебра и ценных мехов. Многие французские исследователи пытались отыскать легендарное королевство, однако никаких складов с драгметаллами им найти не удалось, зато сгинуть в заснеженных просторах — сколько угодно. Сейчас некоторые исследователи считают, что французы, плохо знающие язык индейцев, просто недопоняли их или попались в специально расставленную ловушку.

Легенды о Сагеней не совсем ошибались: действительно, в районе северного побережья Квебека имеется озеро Сен-Жан, в районе которого климат мягче, чем в среднем в этом регионе. Из озера вытекает река, которую так и назвали — Сагеней. Сейчас в этой местности развит экологический туризм, а страну Сагеней больше никто не ищет.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО ГОРОДА

Разумеется, загадка сгинувшего неведомо куда старинного города не могла не привлечь внимание писателей-фантастов. Для многих Китеж стал синонимом всякого затерянного места вообще. Так, советский писатель Михаил Зуев-Ордынец в романе «Сказание о граде Ново-Китеже» (1930) изображает затерянный в забайкальской тайге настоящий город XVII века и даже пытается подыскать этому явлению реалистическое объяснение — хотя трудно представить, чтобы даже в закрытом поселении сохранялся один и тот же уклад жизни и одна и та манера одеваться. Непонятно также, почему его всё-таки так долго не смогли обнаружить: ведь большой город — это не старообрядческое поселение в три двора. Впрочем, Зуев-Ордынец писал увлекательный приключенческий роман для подростков, а этому жанру глубокая аналитика как-то не пристала.

Лучшие «попаданцы» — лётчики и афганцы!

Тема «попадание» и легенда о Китеже, похоже, созданы друг для друга, особенно если к ним добавить ещё и страстное желание сохранить этот чудесный город, чтобы он никуда не пропадал из нашего мира. Евгений Гуляковский в романе «Красное смещение» (1996) размещает в древнем Китеже. спецшколу для космических десантников. А главному герою, бывшему афганцу Глебу Суворовцеву, удаётся ни много ни мало спасти дивный город от происков могущественного тёмного ордена.

Не забывали писатели и возможность придать легенде о Китеже символическое звучание, сделать его символом России вообще — или же русской провинции. Повесть Александра Абрамова «Я ищу Китеж-град» (1960) показывает Советский Союз глазами иностранца, сравнивающего его с дореволюционной Россией — той, которую он помнит, — разумеется, в пользу первого. А вот Владимир Тендряков в сатирической повести «Чистые воды Китежа» (1986) изображает Китеж-град дожившим до наших дней и превратившимся в типичную советскую провинцию, абсурдную, бездушную и убогую. При этом все персонажи повести носят «исконно русские» имена: Симеон Попенкин, Каллистрат Поликарпович Сырцов, Иван Лепота, Адриан Емельянович Кукушев. Место действия фантасмагории Сергея Абрамова «Неформашки» (1988) — городок Краснокитежск, которого нет ни на одной карте, и его название иронично вдвойне: оно напоминает и о древнем значении слова «красный» («красивый»), и о советской традиции добавлять «красное» ко всем названиям подряд. Только эта провинция — уже не совсем советская, а перестроечная, и это только добавляет изображаемой действительности абсурда, как и основная сюжетная коллизия повести, напоминающая гоголевского «Ревизора».

Китеж попал и в фэнтези, и в детектив, и в мистический триллер.

В Китеже (точнее, Китежграде) происходит и действие ещё одной сатиры — повести братьев Стругацких «Сказка о тройке» (1967), и здесь древний город — тоже тихая бюрократическая провинция.

Народу на улицах было много, но никто не слонялся по тротуару, как это обычно бы- вает в городах летними вечерами. Китеж- градцы, напротив, тихо, культурно сидели на своих крылечках и молча трещали семечками. Семечки были арбузные, подсолнечные, тыквенные и дынные, а крылечки были резные с узорами, резные с фигурами, резные с балясинами и просто из гладких досок — знаменитые китежградские крылечки, среди которых попадались и музейные экземпляры многовековой давности, взятые под охрану государством и обезображенные тяжёлыми чугунными досками, об этом свидетельствующими. На задах крякала гармонь — кто-то, что называется, пробовал лады.

В трилогии Сергея Садова «Рыцарь ордена» Китежское (или Китижское) княжество — название страны из параллельного мира, этакий собирательный образ Древней Руси. И в самом деле, что ещё может столь наглядно и зримо её символизировать?

Загадочный город успел побывать даже сюжетным центром криптоисторического детективного романа — «Сокровище Китеж-града» (2008) Натальи Солнцевой: здесь главной героине, происходящей из рода старообрядцев, достаётся артефакт из затонувшего города — серебряная ладанка, предохраняющая её владельца от всех бед.

В постмодернистском мистическом триллере Павла Крусанова «Укус ангела» (1999) главный герой, Иван Некитаев, встречается с неким старцем, принёсшим от озера Светлояр талисман, призванный указать будущего царя. Этот талисман старец вручает Ивану, который и становится царём — но его страна не имеет ничего общего со «Святой Русью», а он сам — с добродетельным христианским государем. С помощью китежского талисмана герой вызывает из преисподней инфернальных псов Гекаты, демонов, способных разрушить весь мир. Так мотив «святого города» выворачивается наизнанку, и это лишний раз доказывает, что дело не в легендах, а в людях, использующих легенды ради своих целей.

Интерес к затерянному городу не стихает по сей день. Скоро на экраны выйдет фильм режиссёра Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», где не последнее место занимают сказочные мотивы, основанные на народных верованиях — в том числе легенде о Китеже. В фильме присутствует и фантастический потоп, ассоциирующийся с исчезновением города напрямую.

История о граде Китеже — сравнительно молодая легенда, но с большим простором для интерпретаций. Именно поэтому, пожалуй, пока что не так уж и много произведений, посвящённых ему. Таинственный город всё ещё ждёт своих настоящих исследователей — не «охотников за привидениями», разгуливающих по берегам Светлояра, а писателей и сценаристов, которые смогут найти китежскому мифу достойное место в отечественной культуре, а заодно — и познакомить с ним весь мир. История этой легенды только начинается.

Фильм «История одной бабы» рассказывает о судьбе русского крестьянства времен революции и гражданской войны.

Горный Алтай — самое место для потаённых райских земель.

Ещё одна русская легенда о «земле праведных» — но, в отличие от Китежа, находящейся не в ином измерении. Легенда распространилась примерно в то же время, и создана она, как предполагают, теми же старообрядцами-бегунами. В тексте под названием «Путешественник» описывается маршрут, по которому можно добраться до Беловодья: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, алтайские поселения, и через Китай — до «Опоньского» (Японского) моря, на островах которого и расположена сказочная страна (ан нет, не Страна восходящего солнца). Беловодье — теократическое государство, там не бывает преступлений, потому что все его жители следуют библейским заповедям.

Легенда о Беловодье могла возникнуть в Сибири, во времена первых русских поселений на Алтае, в верховьях реки Катынь. Сюда стекались беглецы от правительственных повинностей, и их селения долгое время были неподвластны контролю государства — чем не рай для русского человека? Также до Алтая, коренные народы которого исповедуют буддизм, могли добраться предания о Шамбале. А сам образ волшебной страны, в которой текут молочные реки с кисельными берегами, восходит к древнеславянскому раю — ирию (или вырию).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Легендарные земли-утопии: Кокань