На чем основано предание о граде китеже
Загадка Китеж-града: Зов подводного города
В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.
Горячая молитва
О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.
Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.
Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.
Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.
Место заповедное
Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?
Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.
Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.
Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.
Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.
А что же на дне?!
Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.
Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.
Врата в иной мир
У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.
По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.
Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.
И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.
Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.
Елена ЛЯКИНА, журнал «Тайны ХХ века» №50, декабрь 2017
Новое в блогах
Сказание о граде Китеже.
Мифы, легенды, сказания.
Сказание о граде Китеже.
Легенда о сокрытии священного града Китежа — жемчужина славянского эпоса. По мотивам легенды написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова. Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившемся татаро-монгольскому игу?
Единственные намёки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению учёных, эта книга была написана в конце 17 века.
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Если верить ей, град Китеж построил великий русский князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде, князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленён красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области, расположено близ села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина его — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.
Само название озера происходит от древнерусского слова «светлый», то есть чистый, праведный, и корня имени солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что ещё с древнейших времён в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.
Якобы и Китеж был превращён в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.
Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они являются источниками сильной положительной энергии. Имена древних Богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения Высшим Силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.
Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нём стояло много храмов, и возведён он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.
Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода и отправился собирать войска.
Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича. Судьба самого князя была ещё более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увёз его в Ростов.
Здесь заканчиваются факты, которые подтвердили учёные. Вернёмся к легенде.
Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.
Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор трое китежских богатырей. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб тот бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьёт до сих пор.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и они в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но Божий гнев настиг их: кого звери растерзали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город же исчез.
С тех пор он стал невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Легенда о таинственном граде Китеже неоднозначна. Люди трактуют её поразному. Кто-то утверждает, что Китеж ушёл под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.
Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси.
У историков самой распространённой версией, казалось бы, нелогичного, с точки зрения военной стратегии, похода Батыя на Китеж является следующая. Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян. Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних церквей, являясь, по сути, одним из самых крупных храмовых комплексов православия.
Поэтому монгольский хан решил идти на Китеж и тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение. Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Однако Китеж врагу не достался.
Перенесёмся теперь во времена, близкие к нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновлённый озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева также упоминают в своём творчестве град Китеж.
В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты, и особенно авторы фэнтези. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и учёные. На озеро Светлояр не один раз отправлялись экспедиции. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города найдено не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.
Но для верующих этот факт ничего не значит. Известно, что «нечестивцам» Китеж не откроет своих тайн.
В состав одной из экспедиций, занимавшихся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора. Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время. Так, местные жители рассказывают, что в дни православных праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и учёные, но объяснить его не могли.
Старожилы рассказывают также о том, что жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?». Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут особенные, в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают здесь совершенно необычный ореол.
В настоящее время озеро и окрестности его входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
Приведём параграфы из Граней Агни Йоги, в которых Николай Константинович Рерих говорит о том, чем для нас является Град Китеж.
Грани Агни Йоги, 1958 год:
610. (Гуру). Град Китеж — символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живёт, представляя собою ядро, или душу, народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдёте прозрение в эту основу, ибо на ней созидал…
611. О, други, если бы знали действительность, возрадовалось бы сердце, несмотря на ярость очевидности плотной. Ибо в Незримом завершено уже всё, чему суждено принять видимые формы. Град Светлый начнёт опускаться на Землю из Невидимости своей, дабы стать видимым. Вода — символ астрального мира, в его высших слоях захоронен был город, пока время ему не пришло снова опуститься на Землю. Событие это будет оповещено звоном колоколов. Утихнет шум битвы, и злые уйдут, наполнится светом и звоном планета, когда возвещённое встарь совершится. Пространственные Лучи Высшую Волю Земле продиктуют, и дух человека, против Света идущий, смирится. Силу тьма потеряет… лишённая опоры уже не только в астральном, но также и в физическом мире, она пошатнётся и рухнет. Потому Называем её тьмой обречённой, ибо сочтены её дни…
Китеж-град – почему под водой слышен колокольный звон?
Исчезнувшие города и таинственные миры всегда привлекали людей. Часто мы вспоминаем о загадочной Атлантиде. Забывая, что в наших краях есть не менее удивительное место, о котором сложено немало легенд и преданий. Это – Китеж-град.
Таинственный невидимый город, по мнению фольклористов и историков, мог находиться на севере Нижегородской области, у озера Светлояр. Об исчезнувшем под водой Китеже упоминают и несколько летописей, исторических документов. Был ли он на самом деле? Ответить на этот вопрос смогут учёные будущего, а я хочу рассказать вам легенду о прекрасном Китеж-граде, что скрылся от человеческих глаз под волнами и, быть может, когда-нибудь вновь появится перед нами.
Князь-строитель
История града Китежа неразрывно связана со временем правления князя Георгия Всеволодовича. Как рассказывает предание, князь этот строил церкви по всей Руси. Возведя храмы в Новгороде, Пскове, Москве, отправился Георгий в Ярославль, а после спустился вниз, где и возвёл город Малый Китеж.
Неспроста было отмечено место для строительства нового города. Легенда рассказывает, что князь во время своего путешествия оказался у озера Светлояр. Вдохновили его эти места, дивная природа лесов, раскинувшихся по берегам озера. Сказал князь, что отныне здесь должен стоять город, равный по красоте этим пейзажам. Вскоре у берега Светлояра уже возвышались дома, сверкали купола церквей Большого Китежа.
Приход беды на русские земли
Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.
Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр.
Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников. Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл.
Есть поверье, что когда-нибудь Китеж вновь появится из вод озера
Бесчинства Батыя и великое чудо
Ворвался Батый в Малый Китеж, стали его люди грабить и убивать жителей города. Никого не щадили они – ни малых детей, ни стариков. Разорил Батый некогда богатый Китеж-град. Когда ушло монгольское войско из города, нашли местные жители тело Георгия, которое переместили в одну из церквей, что построил князь. Пришло запустение в края эти, стали уходить люди из Китежа. Да и сам город вдруг исчез от глаз людских.
Когда же орды Батыя подошли к Большому Китежу, куда один из пленных указал тайную тропу, увидели они чудо, что привело в ужас захватчиков. Прямо на их глазах город, звоня во все колокола церквей, стал погружаться в озеро.
Словно зачарованные, смотрели Батый и его воины на то, как исчезают в волнах Светлояра крыши домов и городские ворота. Последним они увидели крест на куполе собора, который в следующее мгновение уже скрылся в воде.
Китеж ещё вернётся?
В изложении Мельникова-Печерского эта легенда получает интересное финальное дополнение. Батый так и не смог покорить город. Большой Китеж, что стоял на берегу Светлояра, чудесным образом исчез. Если верить преданиям, он и сегодня находится на том же месте.
Говорят, что скрыли Китеж волны озера, а увидеть таинственный город может лишь праведник. Грешный же человек никогда не заметить ни золотых куполов церквей, ни боярских палат, ни ворот Китежа, что гордо высятся на прежнем месте.
Поговаривают, будто в тихие дни в отражении вод озера можно увидеть призрачный город, а ещё можно услышать негромкий колокольный звон, что доносится из глубин Светлояра. Легенда о Китеже гласит, что когда-нибудь град этот непременно покажет себя всем людям, восстанет после долгого «сна» и вернёт себе былую славу одного из самых красивых русских городов.
Китеж-град – спасённый рукой Господа
О Китеж-граде есть немало и «придаточных легенд. Так, например, в одном из сказаний говорится, что сам Георгий Победоносец хотел помочь горожанам в борьбе против монголо-татарской орды. Спустился он с небес на своём славном коне и помчался к Китежу.
Вот только конь Георгия споткнулся о небольшой камень и остановился. Тогда понял святой, что не должен он вмешиваться в ход истории, а спасение Китежа предоставлено не ему. На том месте, где конь оступился, появился источник Кибелек.
В старинных источниках о граде Китеже вполне ясно говорится, что спасителем города выступала рука Бога, который сделал место это невидимым. Кроме того, неслучайно Китеж в предании исчезает в водах с громким колокольным звоном. В тот миг горожане вознесли свои мольбы, прося защиты и помощи, которой, казалось бы, ждать уже было неоткуда.
И.Денисова. Град Китеж
Наверное, и правда в историях об Атлантиде и Китеже есть некоторые общие детали, но давайте подумаем о смысле каждой из легенд. Если загадочная обитель атлантов исчезла из-за человеческих грехов, то русский Китеж-град, напротив, стал символом веры и преданности Богу. Этот таинственный город не перестаёт манить нас историями о себе, но главное – даёт надежду. Китеж – это свет и спасение, которые когда-нибудь, в самый нужный момент, непременно явятся человечеству.
Град обречённый
Град Китеж часто называют «русской Атлантидой», но общего у них только то, что оба они исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а Китеж таким образом. спасся. И даже вовсе не погиб, а якобы по сей день существует где-то в параллельном измерении. История о граде Китеже — самая «русская» из популярных легенд.
ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН?
А был ли город Китеж? Вопрос не праздный. Как мог целый город исчезнуть с лица земли, не оставив следов? Может быть, и не существовало его вовсе? На самом деле это более чем вероятно, потому что в древних летописях о Китеж-граде на озере Светлояр нет ни слова. Мы узнали о нём из позднейших памятников — «Китежско- го летописца» («Книга, глаголемая летописец») и «Повести и взыскания о граде сокровенном Китеже». Они, предположительно, были созданы старообрядцами-бегунами в конце XVIII века — то есть легенда о Китеже вполне «новодельная». Даже если легенда долгое время бытовала в устной форме — всё равно, судя по искажению многих исторических фактов (например, вольному обращению с биографией легендарного основателя Китежа князя Юрия Всеволодовича), начало ей было положено никак не в XII веке, к которому относится легендарное основание утерянного города.
Современная иллюстрация к «Китежскому летописцу».
Вот как рассказывается о таинственном городе в «Китежском летописце». Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, выстроил город Малый Китеж (ныне предположительно Городец) на берегу Волги, а затем, прогуливаясь окрестными лесами, вышел на дивной красоты озеро. Это был Светлояр. Пленившись местом, князь повелел выстроить здесь город Большой Китеж. Был он двести саженей (около 300 метров) в длину и сто саженей (примерно 160 метров) в ширину: на тот момент (строительство якобы было закончено в 1168 году) это был очень крупный город. Что касается их названия, то Малый и Большой Китежи могли стать «тёзками» княжеского села Кидекши, что под Суздалем.
Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путём, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвёртую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.
Но вскоре на Русь пришла беда — нашествие монголов. Хан Батый захватил Малый Китеж и принялся сквозь леса пробираться к Большому; вел его некий предатель по имени Гришка Кутерьма. Когда захватчики вышли к берегам Светлояра, то не поверили своим глазам: у города не было защитных укреплений, а жители, похоже, даже не собирались защищаться — они собрались на молитву, уповая на то, что бог защитит город. Он так и поступил — правда, в весьма странной манере: из-под земли забили ключи, и на глазах у изумлённого войска Батыя Китеж ушёл под воду. Впрочем, это более поздняя версия легенды; в «Китежском летописце» сказано просто: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова. »
Собственно, нигде ранее этих источников Китеж-град не упоминается — хотя все деяния Юрия Всеволодовича расписаны летописцами с большим тщанием: каждый построенный храм и основанный монастырь. Вряд ли они пропустили бы основание целого города со множеством церквей, как обычно описывается Китеж.
Есть версия легенды, согласно которой Китеж не утонул, а вознёсся к небу.
Более того: на берегах озера Светлояр неоднократно проводились археологические раскопки, аквалангисты не раз ныряли и на дно озера, проводили даже глубокое бурение — и нигде не было найдено никаких следов древней материальной культуры. Складывается впечатление, что в указанные «Китежским летописцем» времена люди здесь вовсе не жили и не строили никаких городов, от которых должно было остаться хоть что-то.
Откуда же тогда появилась легенда о Китеже? Видимо, она сродни старообрядческим преданиям о легендарном Беловодье, этой древнерусской Шамбале. Святое место, которое открывается только праведникам, — мотив из легенд самых разных стран и религий. Для старообрядцев Древняя Русь была легендарным оплотом старой веры, хранителями которой они себя считали, поэтому Китеж-град стал их собственным Иерусалимом, Градом Небесным.
Интересно, что в народе, который всегда сочувствовал старообрядцам, эту легенду тоже весьма чтили: паломничества на берега Светлояра были популярны ещё в XIX веке.
Озеро Светлояр на рассвете. Следов города не обнаружено.
Нижегородский учёный Василий Комлев предполагает, что возникновение легенды о Китеже связано с другой — о «царе-старовере». Эта легенда рассказывает, что якобы царевич Михаил, первенец царя Алексея Михайловича, при котором была проведена реформа церкви, не принял новой веры и скрылся от преследователей в окрестностях Светлояра. Сюда к нему стекались последователи. Тот факт, что ни о каком царевиче Михаиле в исторических документах не говорится, староверы объясняли тем, что все сведения о нём были просто вымараны из всех архивов и строго засекречены.
В наше время у предполагаемого места исчезновения града Китежа весьма многолюдно: сюда ходят и паломники — за «живой водой» из озера, и «исследователи паранормальных явлений», обвешанные датчиками и приборами. Город ещё никто не нашёл, зато «паникёрских баек» наплодили немерено. Рассказывают и про таинственные исчезновения людей, и про встречи с коробейниками в старорусских одеждах. А две любимые светлоярские легенды — о том, что на рассвете город- призрак можно увидеть над озером, и о колокольном звоне, который якобы слышится из-под воды.
У предания о гибели града Китежа есть и языческий вариант, совсем не сообразующийся с идеей «святого христианского града». По этой версии жители Китежа (или некоего племени, жившего на этом месте) некогда чтили многих богов, в том числе некую «Девку-Турку», но однажды почему-то забыли о ней и перестали ей поклоняться. Разгневанная богиня наслала на горожан своего коня, от удара копыт которого земля расступалась и наполнялась водой. Так на месте города возникло озеро Светлояр. Впрочем, под «Девкой-Туркой» может скрываться и несметная рать монголо-татар. Есть версия, что этот вариант легенды возник ещё во времена последних языческих поселений, которые скрывались в здешних лесах от преследований христиан, — однако широкой поддержки учёных эта гипотеза не получила.
Исследователи-этнографы замечают, что многие обычаи, которых нужно придерживаться, находясь у Светлояра, в основе своей языческие: например, запрет рубить деревья вокруг озера, обычай увешивать ветви берёз иконками или разжигать костры в ночь на Ивана Купала. В общем, традиционное русское двоеверие отразилось и здесь.
Легендарные земли-утопии: Кер-Ис | ||
|