На чем основано самодурство дикого
Образ и характеристика «Дикого» в пьесе «Гроза»
Пример сочинения 1
Савел Прокофьевич Дикой — персонаж пьесы А.Н.Островского «Гроза», являющийся ярким представителем «тёмного царства».
По ходу произведения быстро выясняется, что самодурство, грубость и хамство герой позволяет себе потому, что является самым богатым жителем города Калинова, из-за чего позволяет себе грубить даже Городничему. Дикой совершенно «дик» во всех смыслах этого слова. Он не образован, глуп, невежественен в обращении с людьми, но другие герои пьесы считают его в самом деле влиятельным человеком, потому что он обладатель огромной суммы денег.
Дикого боятся все члены его семьи, включая племянников. Желая получить наследство, доставшееся от бабушки, Борис не осмеливается вступать в пререкания с дядей. Каждый, кто живет в доме Дикого, прилагает максимум усилий к тому, чтобы не вызвать его гнева, но Савел Прокофьевич закипает и бранит людей по любому поводу, как бы они ни старались его умилостивить. Чаще всего, злоба Дикого обрушивается на людей более слабых, которые попросту не способны дать самодуру отпор: это или подневольные люди, или женщины.
В то же время мы узнаём, что Кабаниха — сильная и влиятельная женщина, которая не позволит пренебрежительного и хамского отношения к себе. Кабаниха видит, как в сущности слаб и труслив Дикой, и потому не боится его. Только с ней купец чувствует себя на равных, ей жалуется на нерадивое молодое поколение, не знающее порядка. Из бесед с Кабанихой мы узнаём также, что Дикой и рад бы сдержать свой гнев, но, чувствуя слабость человека, стоящего перед ним, он не может ею не пользоваться. Все боятся Савела Прокофьевича, но никому невдомёк, что и сам Дикой многого боится, а потому спешит перейти в нападение прежде, чем нападут на него. Так, даже обыкновенного природного явления, грозы, Дикой боится, как и Катерина, опасаясь наказания за свои тяжкие грехи, ведь в глубине души Савел Прокофьевич понимает, что живёт неправильно, всюду сея страх и раздор, несправедливо наказывая людей, и за это он однажды поплатится сам.
Таким образом, Дикой — персонаж, олицетворяющий всевозможные людские пороки: алчность, трусливость, жестокость и самодурство. Савел Прокофьевич полагает, что ему дозволено обижать других людей, потому что богатство делает его выше них. По этой причине герой совершенно одинок, ведь другие люди никогда не потянутся к тому, кто способен лишь на неоправданную жестокость, за маской которой прячет страхи и неуверенность в собственных силах.
Савел Прокофьевич Дикой является истинным отображением самодурства. Он богатый купец, влиятельный человек в городе Калинове, который отличается сварливым и скандальным характером. Ежедневно по его прихоти и невежеству возникают скандалы и ссоры. Если по какой-то причине он не может дать отпор другому человеку, то срывает свою злость на домочадцах — жене и 2 несовершеннолетних дочерях. Часто от его необузданного гнева страдают окружающие, в том числе и простые работники.
Дикой — жадный человек, который оскорбит и унизит любого, кто придет к нему за деньгами. Ему не волнует даже, что он обязан заплатить. Ярким примером и жертвой его самоуправства, произвола и дурного нрава является племянник Борис, который приехал к дяде за получением законного наследства. Но Савел Прокофьевич не спешит отдавать родственнику положенную часть имущества, считая, что племянник должен вести себя почтительно по отношению к нему. Их взаимодействие хорошо характеризуется в цитатном описании пьесы:
«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием Если мы будем к нему почтительны…»
Возмутительный характер Дикого проявляется и по отношению к рабочим, которые постоянно остаются без жалования либо ждут его долгое время.
Бывает и так, что купец сознает, что его злость и самодурство — зло, но усмирить свой нрав не может. Он слезно просит прощения у своей семьи, но по прошествии некоторого времени все повторяется вновь.
Пример сочинения 3
Савел Прокофьевич Дикой – это один из главных героев пьесы, чьи действия напрямую влияют на развитие сюжета. Это жестокий и властный купец в городе Калинове (где и происходят все события в пьесе), который думает о себе как о «вершителе» судеб. На самом деле, именно таковым он и является, но в силу своего отвратительного характера он приносит в жизнь окружающих только несправедливость, неприятности, боль и страдания.
В конечном итоге именно Савел Прокофьевич становится причиной того, что Борис отправляется в Сибирь, а Катерина в полном отчаянии заканчивает жизнь самоубийством.
Значение купца в произведении
В «Грозе» Савел Прокофьевич Дикой – это властный и деспотичный хозяин всего города, в котором происходит действие. Он не раз демонстрирует свое самодурство, невежество и жестокость, и также безграничное хамство по отношению к людям. Однако такое поведение Дикой позволяет себе только с теми, кто не может дать ему отпор: то есть, на самом деле он является обычным трусом, который упивается своей властью. Он срывает свою злость на тех, кто заведомо слабее (духовно, физически или материально) и наслаждается тем, что может влиять на судьбу человека.
На примере этого персонажа автор показывает негативные черты целого сословия, которое преобладало в период написания пьесы. Эти люди считали, что им все дозволено, только потому, что они имели определенный статус и материальные блага. В то же время, зажиточные и жестокие купцы нередко уступали в уровне образования и широте души обычным крестьянам, которые имели более низкое социальное положение. Этот факт высмеивается как Островским, так и многими другими русскими классиками XVIII и XIX веков.
Внешность Савела Прокофьевича
Внешние данные Дикого автором намеренно почти не упоминаются в течение всего действия пьесы. Дело в том, что вся колоритность образа создается благодаря репликам и поступкам персонажа, а не его описанием. Читатель же может представить себе героя через отметки автора о постоянном пьянстве, ругани и рукоприкладстве Дикого. Таким образом, о нем создается впечатление как о неухоженном, громком и достаточно крупным физически человеке… что идет в резкий контраст с тем, насколько маленькой и незначительной оказывается его душа.
Характер Савела
В характере Савела Прокофьевича можно ясно проследить следующие черты:
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (ЕГЭ по литературе)
Словарь Ожегова сообщает, что самодур – это человек, который действует по прихоти и по личному произволу, унизительному и оскорбительному для других. Таким образом, самодурство как явление предполагает произвол одних людей, в отношении других. Персонажи пьесы А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году в период революционной ситуации в России, делятся на самодуров и их жертв. Действие происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги.
Отсутствие точного географического названия подчёркивает, что перед нами типичный провинциальный городок, в котором, как в зеркале, отразится вся Россия в предреформенный период, когда старое ещё обладает силой и цепко держится за власть, а новое возникает в ещё неясных стремлениях к свободе.
К самодурам в пьесе можно отнести «значительных лиц» города: богатого купца Савла Прокофьевича Дикого и купеческую вдову Марфу Игнатьевну Кабанову, в просторечии Кабаниху. Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. Имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны. Таким образом, мы убедились, что А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.
За что Дикой ругает Бориса? Видя племянника, он каждый раз вспоминает о неприятности: по завещанию своей матери и бабушки Бориса он должен передать молодому человеку часть наследства при условии, если те будут почтительны к нему. Денег жалко. А с другой стороны, кто запретит Дикому сказать, что Борис непочтителен, даже если это неправда? Ведь Дикой чувствует себя полноправным хозяином, и закон ему не писан. Самого городничего может запросто, по-приятельски потрепать по плечу, когда тот призовёт к порядку. На просьбу рассчитать хорошенько мужиков, Савёл Прокофьевич отвечает городничему:»Стоит ли, ваше благородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»
Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. В Кабанихе же сознание своей греховности полностью отсутствует.
На чём же основывается власть этих хозяев города? Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних.
Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Эти представители старшего поколения преследуют молодых, мешают им достичь своего счастья. Но они воплощают в себе два разных социально-психологических типа.
Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, утверждением устаревших традиций и устоев, а также абсолютного господства дворян.
История написания
Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.
В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.
Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.
Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.
Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.
В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.
Первая группа в «Грозе» это самодуры:
Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.
Ко второй группе относятся:
Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.
Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».
Описание Дикого
Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.
Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.
Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.
Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».
Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.
Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.
Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.
Значение купца в произведении
Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.
Если попадается человек, который готов «дать сдачи», самодур и хам «поджимает хвост». К примеру, отношения купца с Кудряшом, который не боится его и также отвечает грубостью, поэтому Дикой предпочитает с ним не общаться. Уважительно он относится к властной Кабанихе. Возле этих людей агрессивность толстосума пропадает.
Дикой является представителем «темного царства». Он противоположность «светлому царству», которое побеждает, если человек дает отпор. На эти рассуждения и наталкивает образ Дикого, которому писатель дал соответствующую фамилию.
Самодуры в русской жизни и в пьесе Островского «Гроза» управляют обществом. Произведение было создано в то время, когда их было множество в России.
У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.
Характеристика Кабанихи
Полностью ее зовут Марфа Игнатьевна Кабанова, однако в произведении она обычно «Кабаниха». Она дружит с Диким, он также является ее кумом. Эти приятельские отношения не удивительны, поскольку оба героя одинаковы по характеру.
Марфа Игнатьевна — зажиточная купчиха. Она имеет непоколебимый и твердый характер, это грубая и властная женщина. Кабаниха консервативна, живет прошлым временем, его устоями и мировоззрением. Не осознает, что в мире все поменялось. Она утверждает, что мудрость человека должна определяться возрастом — молодежь по своей сути не может быть умной, это прерогатива старых людей.
Она считает, что дети должны кланяться в ноги родителям, а муж должен «приказывать» жене. Кабаниху огорчает, если не соблюдаются эти правила поведения, и она утверждает, что это проблема невоспитанности молодежи.
Кабаниха является набожной, однако ее религиозность наиграна, поскольку, невзирая ни на что, она не соблюдает Божьи законы и не редко пренебрегает элементарными правилами этики в разговоре с собеседниками.
Отношения в семье
Тяжелый характер Кабанихи сильней всего проявляется в общении с родными. В ее семье проживают сын, дочка и невестка. С ними у нее складываются сложные отношения. Все конфликты обусловлены авторитарным характером и консервативностью купчихи.
Ее сын Тихон уже взрослый, он может быть самостоятельным, но Кабаниха не позволяет ему это сделать. Она постоянно опекает его и пытается контролировать любой шаг, объясняя это некомпетентностью сына. Купчиха начала не только давать ему советы, а в буквальном смысле жить за него.
Кабаниха все время вмешивается во взаимоотношения сына и его жены, иногда приказывает бить невестку, ибо таков должен быть порядок. Тихон, невзирая на возраст и убеждения, считает, что эти грубые меры относительно супруги не нужны, но безоговорочно исполняет приказы матери.
К невестке, которую зовут Катерина, у Марфы Игнатьевны не лучшее отношение — она все время неудовлетворенна ей и всегда упрекает женщину. Причина этого отношения скрывается в привычке купчихи постоянно командовать и ревности, которая появилась к невестке. Она не может принять взросление сына, ей неприятно, что он больше предпочитает общение с супругой, а не с матерью.
Дочка Марфы Игнатьевны Варвара не такая прямолинейна. Она давно осознала, что отстоять собственную позицию у нее никогда не выйдет: мать не выносила чего-то подобного и не допускала каких-либо вольностей, поэтому дочь нашла лишь единственный выход из ситуации — обманывать мать. Она все время говорила, что хотела слышать Кабаниха, но поступала по-своему.
Эти действия в семье со стороны купчихи являются причиной многих трагедий. Варвара убегает из дома — для нее побег становится единственным спасением от тирании матери. Сын и невестка, не задумывающиеся, как можно изменить ситуацию, заняли выжидательную позицию и молчаливо терпели грубость матери.
Катерина, после того как изменила супругу, под влиянием стыда сознается в этом поступке, а после, под давлением Кабанихи совершает самоубийство. Лишь после гибели жены Тихон находит в себе силы дать отпор матери, упрекая ее в неправильных действиях к родным.
Мнение окружающих
Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.
Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».
В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.
Современный читатель с легкостью узнает в Кабанихе и Диком невежественных людей, которые стремятся подчинить свою семью, являются агрессивной силой, делают несчастными тех, кто не может дать отпор.
Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, утверждением устаревших традиций и устоев, а также абсолютного господства дворян.
История написания
Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.
В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.
Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.
Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.
Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.
В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.
Первая группа в «Грозе» это самодуры:
Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.
Ко второй группе относятся:
Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.
Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».
Описание Дикого
Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.
Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.
Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.
Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».
Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.
Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.
Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.
Значение купца в произведении
Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.
Если попадается человек, который готов «дать сдачи», самодур и хам «поджимает хвост». К примеру, отношения купца с Кудряшом, который не боится его и также отвечает грубостью, поэтому Дикой предпочитает с ним не общаться. Уважительно он относится к властной Кабанихе. Возле этих людей агрессивность толстосума пропадает.
Дикой является представителем «темного царства». Он противоположность «светлому царству», которое побеждает, если человек дает отпор. На эти рассуждения и наталкивает образ Дикого, которому писатель дал соответствующую фамилию.
Самодуры в русской жизни и в пьесе Островского «Гроза» управляют обществом. Произведение было создано в то время, когда их было множество в России.
У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.
Характеристика Кабанихи
Полностью ее зовут Марфа Игнатьевна Кабанова, однако в произведении она обычно «Кабаниха». Она дружит с Диким, он также является ее кумом. Эти приятельские отношения не удивительны, поскольку оба героя одинаковы по характеру.
Марфа Игнатьевна — зажиточная купчиха. Она имеет непоколебимый и твердый характер, это грубая и властная женщина. Кабаниха консервативна, живет прошлым временем, его устоями и мировоззрением. Не осознает, что в мире все поменялось. Она утверждает, что мудрость человека должна определяться возрастом — молодежь по своей сути не может быть умной, это прерогатива старых людей.
Она считает, что дети должны кланяться в ноги родителям, а муж должен «приказывать» жене. Кабаниху огорчает, если не соблюдаются эти правила поведения, и она утверждает, что это проблема невоспитанности молодежи.
Кабаниха является набожной, однако ее религиозность наиграна, поскольку, невзирая ни на что, она не соблюдает Божьи законы и не редко пренебрегает элементарными правилами этики в разговоре с собеседниками.
Отношения в семье
Тяжелый характер Кабанихи сильней всего проявляется в общении с родными. В ее семье проживают сын, дочка и невестка. С ними у нее складываются сложные отношения. Все конфликты обусловлены авторитарным характером и консервативностью купчихи.
Ее сын Тихон уже взрослый, он может быть самостоятельным, но Кабаниха не позволяет ему это сделать. Она постоянно опекает его и пытается контролировать любой шаг, объясняя это некомпетентностью сына. Купчиха начала не только давать ему советы, а в буквальном смысле жить за него.
Кабаниха все время вмешивается во взаимоотношения сына и его жены, иногда приказывает бить невестку, ибо таков должен быть порядок. Тихон, невзирая на возраст и убеждения, считает, что эти грубые меры относительно супруги не нужны, но безоговорочно исполняет приказы матери.
К невестке, которую зовут Катерина, у Марфы Игнатьевны не лучшее отношение — она все время неудовлетворенна ей и всегда упрекает женщину. Причина этого отношения скрывается в привычке купчихи постоянно командовать и ревности, которая появилась к невестке. Она не может принять взросление сына, ей неприятно, что он больше предпочитает общение с супругой, а не с матерью.
Дочка Марфы Игнатьевны Варвара не такая прямолинейна. Она давно осознала, что отстоять собственную позицию у нее никогда не выйдет: мать не выносила чего-то подобного и не допускала каких-либо вольностей, поэтому дочь нашла лишь единственный выход из ситуации — обманывать мать. Она все время говорила, что хотела слышать Кабаниха, но поступала по-своему.
Эти действия в семье со стороны купчихи являются причиной многих трагедий. Варвара убегает из дома — для нее побег становится единственным спасением от тирании матери. Сын и невестка, не задумывающиеся, как можно изменить ситуацию, заняли выжидательную позицию и молчаливо терпели грубость матери.
Катерина, после того как изменила супругу, под влиянием стыда сознается в этом поступке, а после, под давлением Кабанихи совершает самоубийство. Лишь после гибели жены Тихон находит в себе силы дать отпор матери, упрекая ее в неправильных действиях к родным.
Мнение окружающих
Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.
Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».
В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.
Современный читатель с легкостью узнает в Кабанихе и Диком невежественных людей, которые стремятся подчинить свою семью, являются агрессивной силой, делают несчастными тех, кто не может дать отпор.