На чем основано самодурство кабанихи

«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Источник

В каких моментах проявляется самодурство Дикого или Кабанихи в произведение Островского «Гроза»

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного! ”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее. Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай! ” — обращается к Дикому.

Источник

Сочинение по литературе. Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»

Провинциальные нравы

В русской классической драматургии творчество Островского занимает особое место. Все его произведения повествуют о человеческих взаимоотношениях, о несправедливом укладе жизни, о вседозволенности и бесправии.

«Гроза» была написана в 1859 г. Действие пьесы разворачивается в небольшом городе Калинове на берегу Волги. Это спокойное, живописное место, с красивой природой. Таких городов по всей России бесчисленное множество. Жители Калинова в основном приверженцы старообрядчества, суеверные и забитые. Все новости приносят к ним лишь странники богомолы.

На чем основано самодурство кабанихи. Смотреть фото На чем основано самодурство кабанихи. Смотреть картинку На чем основано самодурство кабанихи. Картинка про На чем основано самодурство кабанихи. Фото На чем основано самодурство кабанихи

Потому великий русский критик Добролюбов метко окрестил этот город и все подобные ему «тёмным царством». Но они привыкли жить так, и не задумываются о том, что можно всё изменить и относиться друг к другу иначе. Им чуждо всё, отличающееся от их представлений о том, что правильно, а что нет. В осуждении такого уклада жизни заключается основная мысль произведения.

Как и везде, бедняки здесь вынуждены работать от зари до зари, а богачи и не думают затруднять себя какими-то обязанностями. Материальное положение человека определяет отношение к нему окружающих. Зажиточные люди Калинова:

Они делают всё что хотят, не считаясь ни с кем. Их деспотизм по отношению к беднякам представляется им самим вполне нормальным. Можно кратко охарактеризовать поведение калиновских «денежных мешков»: кто богаче тот и прав. Купцы нередко конфликтуют по вопросам торговли, не стесняясь вставлять друг другу палки в колёса, даже если это требует расходов.

Купеческий дом

Семья Кабановых: вдовствующая мать Марфа Игнатьевна, дочь Варвара, сын Тихон и его жена Катерина живут в большом богатом доме за глухим высоким забором. Уклад жизни в этом семействе вполне типичен для состоятельного купечества того времени. Патриархальные порядки, царящие в нём, как и во всём городе, определяют взаимоотношения его обитателей.

Эти люди ведут размеренную и спокойную жизнь. Им нет нужды заботиться о хлебе насущном, работать, чего-то добиваться. Богатство позволяет бездельничать и ни о чём не беспокоиться. Они не стремятся к образованию, не читают книг, газет, не интересуются ничем новым. Всё это им не нужно. Большую часть времени проводят дома, изредка выходя на прогулки.

Однако жизнь этого семейства нельзя назвать счастливой. Деспотизм, жестокость и самодурство матери, которая держит всех своих домашних в железных рукавицах, не позволяет никому из них и шагу ступить без её воли. Именно такой домостроевский порядок она считает единственно верным, и противится всему, что даже в малейшей степени не согласуется с ним.

Сын и дочь

Воспитанные в богатой купеческой семье Тихон и Варвара с рождения привыкли безропотно подчиняться своей властной матери, и никогда ни в чём даже не пытаются ей возражать. Кабаниха не позволяла им иметь собственного мнения, и требовала полного повиновения во всём. Её муж давно умер, ничто не мешало ей самодурствовать. И дети выросли покорными. Все их поступки должны быть одобрены родительницей. Однако оба они:

Сын Тихон говорит ей, что не хочет, чтобы жена боялась его, цитата: «мне достаточно, что она меня любит». Человек он добрый, но слабохарактерный и безвольный. Полностью подавленный матерью, Тихон Кабанов страдает от своего бесправия. Однако и не пытается изменить положение.

Он готов и дальше нести эти оковы, осознаёт собственную слабость, хотя мечтает вырваться из них. Чтобы отдохнуть от гнёта, иногда во время поездок по делам пьянствует, находя в этом отдушину. Лишь в конце, после гибели жены он обвиняет мать в этой трагедии. И говорит, что и сам не хочет дальше «жить да мучиться».

Варвара, дочь Кабанихи тоже подчиняется матери. Однако эта девица не так слаба и безвольна, как её брат, и характеры у них разные. Выросшая в деспотичной обстановке, она научилась ловко обманывать и хитрить, чтобы добиться того, что ей хочется. Без этого в их доме жить невозможно, что она и объясняет Катерине. Никаких угрызений совести не чувствует. И сама умело лжёт, чтобы встречаться со своим возлюбленным, а затем и вовсе сбегает с ним из дома. Лицемерие и ханжество давно вошли у неё в привычку. Хотя вряд ли можно строго судить её за это.

Глава семейства

Несложно ответить на вопрос, к какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха. Её образ традиционно считается одним из самых отрицательных женских персонажей в классической русской литературе. Эта пожилая купчиха упрямая и вздорная. Отличительные черты её характера — самодурство, суеверие, жестокость.

Представления этой бездушной женщины о жизни определяются приверженностью к старым порядкам, что проявляется в каждом её поступке и суждении. Она совершенно необразованна, но считает себя умным человеком. Ей чужды даже сами понятия о доброте и справедливости. Никто не слышал от неё никогда ласкового слова.

Кабаниха всеми силами старается поддерживать в своём доме домостроевские устои. Главной её заботой является стремление жить по старым правилам, ничего не меняя. Всех своих домочадцев и слуг «поедом ест». И требует полнейшего подчинения.

Сильная, властная и крайне упрямая, она не позволяет им даже задуматься о правильности своего мнения и принятых ею решений, считая, что лишь она может одобрять или не одобрять действия и поступки. И не видит ничего плохого в том, что превратила собственного сына в настоящего труса, мягкотелого, безвольного слабака, полностью лишённого мужского достоинства. Он так боится её, что даже после женитьбы не смеет возразить ей ни в чём.

По приказу матери он бьёт свою жену, ругается с ней, хотя ему вовсе не хочется этого делать. Но Кабаниха считает необходимым такое обращение, ведь страх жены перед мужем — обязательное условие семейной жизни, по её мнению. Она убеждена, что это единственная возможность поддерживать порядок. Её устами в сочинении Островского говорит целая уходящая эпоха: «Что же будет, как старики перемрут? Как будет свет стоять? Уж и не знаю».

В разговоре о паровозе она называет его «огненным змеем» и заявляет, что не станет ездить на нём. В этой реплике выразилось её отношение ко всему новому. Она не желает признавать никаких перемен, убеждённая в том, что ничего хорошего они принести не могут.

Сердечная привязанность

Любит ли она своих детей? Ответить достаточно сложно. В силу ужасного характера эта жестокая мамаша постоянно пилит их, обвиняя в том, что они не желают во всём жить по привычным ей старым правилам. По её словам, строгости она заводит именно от любви к ним, так как желает им добра. Дочери она даже позволяет изредка прогуливаться и видеться с молодёжью.

Но нелегко представить, чтобы в сердце этой злобной ведьмы есть такое светлое чувство, как любовь к своим детям. С трудом можно предположить, что это жестокое существо любит хоть кого-нибудь. Что же касается невестки Катерины, то её она и вовсе готова сжить со свету, и это у неё успешно получается.

Кабаниха считает себя глубоко религиозной. Однако вера её не подлинная, идущая от сердца. Для неё главное — соблюдение всех обрядов, внешней атрибутики. Важно выглядеть таковой в глазах окружающих, а искренние душевные порывы для неё — дело десятое.

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По драме А. Н. Островского «Гроза»)

Написав «Грозу», А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и гак далее. Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно

смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной. И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»), И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им. Главная

черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. («Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!») Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать. Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. («…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. («Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются».) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. («Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?») Дикой — очень расчетливый. Он никогда не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его («…воюешь-то ты всю жизнь с бабами»). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил). Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина «Хороша тоже и Кабаниха» он отвечает: «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…» Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти. В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. («Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку» ) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь. И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным «лучом света в темном царстве»

Отвратительный самодур

Образ Савёла Прокофьевича Дикого в произведении представлен автором как образец богатого купца, признающего лишь собственную власть над людьми, которую дают деньги. Всё остальное не имеет для него никакого значения.

Этот человек полностью лишён чести и совести, чего даже не пытается скрыть. Он считает себя выше всех. Городничего запросто похлопывает по плечу, зная, что тот не пойдёт против него. Речевая характеристика образа Дикого в пьесе представлена репликами персонажей. «Да разве ж он кого боится!» — говорят о нём горожане.

Окружающих этот деспот даже без всякой причины оскорбляет и унижает. Они для него «червяки», которых ему ничего не стоит раздавить, если захочется. Невежество и бескультурие в сочетании с грубостью и полным бесстыдством делают этот персонаж отталкивающим. Дикой постоянно ругается, это давно стало его основной привычкой. Он никогда не выбирает выражений, болтая всё, что ему вздумается, вполне оправдывая свою фамилию.

Тихая и покорная жена с утра просит всех не тревожить его: «Голубчики, не рассердите!». Однако этому самодуру и не нужен повод для бешенства и нападения на кого-нибудь просто так, чтобы выплеснуть свою злобу. Собственное поведение порой не нравится даже ему самому. Иногда он раскаивается и просит прощения, но изменить себя не может. В этом состоит противоречивость его натуры.

Впрочем, набрасывается Дикой только на тех, кто заведомо слабее его и не сможет дать отпор. Свою куму Марфу Кабанову уважает. Она сама богаче его и не слабее характером. Поэтому умеет поставить его на место. А также Кудряш, его конторщик, не становится объектом нападок Дикого, так как сам является знатным грубияном.

Жадный, скупой, эгоистичный, он изводит и мучает своего племянника Бориса, не желая отдавать наследство, оставленное бабушкой. По условиям завещания он должен получить его, если будет почтителен с дядей. Но, несмотря на все свои старания, племянник не может угодить ему. Этот скряга и не собирается ничего отдавать Борису.

Сходства и различия

Приводя цитатную характеристику Дикого и Кабанихи, читатель может наглядно увидеть, что эти персонажи являются представителями «тёмного царства», которое так ненавистно Островскому. Составляя таблицу для сравнения и характеристики этих образов, следует отметить некоторые общие черты.

Чтобы охарактеризовать их взаимоотношения, необходимо упомянуть о том, что оба они обожают производить впечатление на окружающих. Их портретные образы отличаются высокомерием и властностью. Им нравится подчинять себе всех, кого только можно, и безраздельно командовать. А о том, что они отравляют жизнь своим близким, не желают задуматься. Такими представлены в пьесе Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства каждого из них ярко показаны автором.

Однако, проводя сопоставительный анализ, нельзя не отметить также некоторые различия характеров этих персонажей. Описывая их нравственные образы, непременно следует подчеркнуть, что Дикой всё же хоть изредка, но признаёт собственную неправоту. Он и сам, возможно, желал бы обладать другим характером. А Кабаниха даже мысли не допускает, что когда-то в чём-либо ошибается. Нет, права может быть только она, и никто другой. Кроме того, она не любит показывать и рассказывать на людях о том, что происходит в её доме. Дикой же, напротив, говорит о своей семье и близких со всеми.

Именно люди, подобные Кабанихе и Дикому, олицетворяли собой худшие черты русского купечества. Их непросвещённость и необразованность, а также власть над другими людьми, благодаря богатству, позволяли раскрывать худшие черты характеров.

Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»

Дикой и Кабаниха
«Самодуры русской жизни»
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *