На чем основано знание религиозное
Религиозное знание — философский термин
Религиозное знание, как философское понятие, не имеет абсолютно никакого отношения к тому типу обыденного эмпирического познания, которое мы имеем возможность исследовать и оценивать соответствующими этому виду познания способами.
Утверждения о существовании разумной жизни за пределами Солнечной системы, о поиске лекарств против рака и так далее, связаны с событиями, которые происходят в «реальном», эмпирическом мире, и имеют возможность обсуждаться и исследоваться в соответствии с критериями, которые мы называем научными. Однако разнообразные аспекты религиозных «данных» имеют возможность разрабатываться и анализироваться исключительно во время проведения особых действий, веры или же религиозного опыта, даже когда есть убеждение, что такого типа религиозные истины не имеют религиозной значимости вообще.
Для объяснения высказанной гипотезы рассмотрим такой поистине фантастический пример. В случае, если альпинисты, побывавшие на Джомолунгме и обнаружившие там некий документ, станут говорить, что он несет в себе Божественное слово, как нам удалось бы определить, на самом ли деле они нашли документ, содержащий религиозную информацию? Обследование самих альпинистов, изучение горы и анализ документа — эти мероприятия вполне могут быть проведены наряду с существующими научными методиками и стандартами, и дать нам обоснованные и достоверные данные о людях, месте, где осуществлено открытие, и о присхождении самого найденного документа. Но такой анализ не позволит решить, считается ли найденный документ рукописью, содержащей слово Господне, так как это не может служить характеристикой, а также качеством, которые можно доказать химическим анализом, методом исторической проверки, а также различными другими практическими методами анализа данного документа.
Те исследователи, которые сообщают, что в данном гипотетическом документе содержится многозначительное религиозное знание, могут в подтверждение собственной правоты сказать, что он наделен некими сверхъестественными свойствами, которые их и привели к выводу о его святости. Или что у них были сверхъестественные видения, не разрешающие поставить им собственную находку в один ряд со всем другим «небожественным» знанием. Другими словами, эти люди могли бы начать говорить, что, кроме тех сведений, которые были получены об этом манускрипте научными методами, он содержит неординарную, особую информацию, которую невозможно ни увидеть, ни осознать, но именно в которой и залючено все его религиозное значение.
Вторая группа исследователей, вероятно, сможет полагать, что имеются некоторые общие теории существования Вселенной, и среди них непосредственно то, что находится в найденном документе, несет истинно религиозное знание. И тут основанием для утверждения о религиозном содержании находки могло бы быть не просто научный анализ самого документа, а многие метафизические, а также этические утверждения, которые имеют независимый от него характер.
В конце концов можно было бы объявить, что в религиозной природе документа человек верующий убеждается в силу собственных верований или же опыта. Однако такое утверждение противоречит общепринятым методам эмпирического познания. Поэтому мы и говорим, что религиозное знание стоит особняком от эмпирики.