На чем основаны принципы землеустройства и что они выражают
Статья 4. Принципы проведения землеустройства
Статья 4. Принципы проведения землеустройства
При проведении землеустройства соблюдаются следующие принципы:
а) обеспечение интересов субъектов прав на землю и населения, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;
б) обеспечение приоритета экологических требований над экономической целесообразностью использования земель;
в) сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов;
г) создание равных организационных и территориальных условий для различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики;
д) учет перспектив и комплексности развития территорий;
е) гласность в проведении и реализации землеустроительных мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на устраиваемой территории;
ж) учет пригодности земельного участка для предусмотренного целевого использования;
з) обеспечение компактности при формировании землепользования, оптимальности их по площади и конфигурации, удобного доступа к ним;
и) недопущение дробления земельных участков и создания чересполосицы, приводящих к невозможности использования их по целевому назначению.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тема № 13. Принципы землеустройства
Задачи рационального использования и охраны земли как природного ресурса, земельный строй и земельное законодательство страны определяют характер, содержание, способы проведения и направленность землеустройства. При этом приходятся решать сложные и многообразные проблемы, имеющие большое народнохозяйственное значение, связанные с организацией и размещением производства, социальными потребностями общества. Для того чтобы предлагаемые предложения» были эффективными, землеустройство должно руководствоваться определенными принципами.
Принципы землеустройства — это исходные положения, основные правила его проведения, определяющие его направленность, содержание, методы. Они не носят умозрительного, отвлеченного характера, а складываются в процессе практической деятельности, сообразуясь с природными условиями и социально-экономическими потребностями общества.
В настоящее время общепризнанными в землеустроительной науке считаются следующие принципы:
— соблюдение требований земельного законодательства, укрепление устойчивости и постоянное совершенствование землевладения и землепользования;
— рациональное использование земли для производственных и социальных целей при соблюдении приоритета экологических требований;
— сочетание интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства;
— согласование всех организационно-территориальных решений с перспективами развития хозяйства, использования и охраны земли;
— создание организационно-территориальных предпосылок для повышения эффективности производства;
— учет природных и экономических условий.
Рассмотрим перечисленные принципы более подробно.
Строгое соблюдение требований земельного законодательства— необходимое условие совершения любых землеустроительных действий, поскольку землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос. Как известно, местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств и хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок в использовании земли.
Устойчивость землевладения и землепользованияхарактеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, когда отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. Вместе с тем с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) должен совершенствоваться путем внесения изменений в его площадь, размещение, внутренний состав на основе проекта межхозяйственного землеустройства.
Соблюдение приоритета экологических требований необходимо, поскольку земля при осуществлении на ней любой деятельности функционирует в качестве природного ресурса, элемента природы. Будучи вовлечена в сельскохозяйственное или иное производство, она не может быть изолирована от всего природного комплекса и находится в постоянном взаимодействии с другими природными факторами (климат, воды, растительность) данной местности. Поэтому любое использование земли должно осуществляться так, чтобы ее состояние в процессе эксплуатации не ухудшалось, чтобы она могла функционировать неограниченное время.
При землеустройстве следует создавать организационно-территориальные условия для рационального использования и» охраны всех полезных свойств земли (пространства, рельефа, почв, растительности и другие.), всех видов угодий. Особо важное значение для сельского хозяйства имеют охрана и повышение плодородия почв. В каждом хозяйстве следует обеспечивать положительный баланс гумуса в почве, что достигается, в частности, проектированием правильных севооборотов в комплексе с другими мерами.
Одной из важнейших задач землеустройства является предотвращение и прекращение процессов ветровой и водной эрозии. В научно обоснованных проектах землеустройства всегда предусматривается соответствующая организация территории и другие противоэрозионные мероприятия. Планируются также рациональное использование и охрана «пашни, сенокосов, пастбищ, земель под плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водоемов.
Если земельный участок предоставляется под новый объект, то это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользовании, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свойства того или иного объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий.
Согласно российскому законодательству, земля является основой жизни и деятельности народов, живущих на ней. Поэтому очень важно обеспечить сочетание интересов общества в целом с интересами отдельных землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства. Последнее необходимо, поскольку земли, пригодные для использования в сельском хозяйстве, являются особо ценным природным ресурсом и использовать их не по назначению допустимо лишь в порядке исключения.
По мере развития народного хозяйства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землепользователей, относящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транспортных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место — участок земли для строительства — устанавливается после его предоставления в процессе землеустройства.
Образование новых землепользований несельскохозяйственного назначения обычно происходит путем их размещения на землях запаса, сельскохозяйственного назначения, лесного фонда. При этом нередко происходит то, что можно назвать необоснованным расходованием, безвозвратными потерями продуктивных земель.
Между отдельными отраслями народного хозяйства по поводу использования земель могут возникать противоречия, которые должны разрешаться в пользу той отрасли, интересы которой в наибольшей степени отражают интересы общества в целом.
Так, противоречия возникают чаще всего, когда промышленное или другое несельскохозяйственное предприятие или учреждение приходится размещать на сельскохозяйственных угодьях. По закону это допускается лишь в исключительных случаях. При этом, как уже отмечалось выше, соблюдаться содержащийся в земельном законодательстве приоритета сельскохозяйственного землевладения к пользования. Суть его состоит в том, чтобы не допустить изъятие ценных продуктивных угодий сельскохозяйственного назначения. Пригодные для сельского хозяйства, прежде всего предоставляются сельскохозяйственным землевладельцам и землепользователям. Этот принцип действует во всех случаях планирования и проектирования распределения земель между отраслями и землепользователями и применяется при любых землеустроительных действиях.
Так, при образовании несельскохозяйственных землепользовании с изъятием сельскохозяйственных угодий, во-первых, требуется согласие хозяйства, у которого изымается земля; во-вторых, предоставляются в первую очередь угодья худшего качества или не пригодные для ведения сельского хозяйства; в-третьих, предусматривается возмещение потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения равновеликого участка под пашню или кормовые угодья. Кроме того, вновь создаваемые предприятия обязаны снять плодородный слой почвы с изымаемого участка и провести рекультивацию нарушаемых земель — привести их в состояние, пригодное для дальнейшего использования, восстановить их продуктивность и хозяйственную ценность.
Принцип использования земель в интересах всего народного хозяйства и следствия, вытекающие из него, должны соблюдаться и находить свое отражение в проектах и схемах землеустройства.
Народнохозяйственный подход к принятию землеустроительных решений, в частности, предполагает:
— наиболее полный учет положительных и отрицательных результатов предлагаемого способа использования земли, включая влияние размещаемого объекта и его землепользования на территорию и окружающую природную среду в перспективе;
— минимальный отвод территории под объекты промышленного и иного строительства в пределах данного уровня развития производительных сил.
Общие и частные решения, разрабатываемые в схемах и проектах землеустройства, должны быть согласованы с перспективами экономического и социального развития хозяйств и регионов, планами использования и охраны земельных ресурсов. Другими словами, при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве должны создаваться организационно-территориальные предпосылки для реализации перспектив экономического и социального развития сельскохозяйственных и других предприятий, размещаемых на земле и использующих землю, а также регионов, на территории которых они размещаются. Поэтому показатели перспективного развития предприятия (региона) кладутся в основу разработки любого проекта (схемы) землеустройства.
Так, при межхозяйственном землеустройстве в соответствии с показателями перспектив развития объектов устанавливаются размеры, структура и размещение соответствующих землевладений и землепользовании. При внутрихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий с учетом планов их развития определяются размеры отраслей, ферм, площади угодий, проектируются севообороты.
Одна из главных задач землеустройства— создание необходимых условий для организации и успешного развития производства, повышения его эффективности,получения максимальных социально значимых конечных результатов. Это относится, прежде всего, к сельскохозяйственным предприятиям, а в определенной степени — и к предприятиям других отраслей. Решается такая задача за счет оптимального устройства и приспособления территории к меняющимся целям и условиям производства. Посредством землеустройства создаются территориальные предпосылки для эффективного развития отрасли на основе внедрения передовых форм и методов ведения хозяйства, прогрессивных технологий. Другими словами, в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должны учитываться новые прогрессивные технологии и методы организации производства. В частности, следует предусматривать создание в агропромышленном комплексе новых предприятий различных форм собственности (прежде всего крестьянских хозяйств), распространение эффективных приемов агротехники и новых форм внутрихозяйственной организации производства в колхозах и совхозах. С помощью рационального размещения несельскохозяйственных землепользований землеустройство оказывает значительное влияние на эффективность работы транспорта и других отраслей народного хозяйства.
Принцип учета природных и экономических условий имеет особое значение в нашей стране, где приходится иметь дело с большими и сложными территориальными комплексами, с разнообразием природных, экономических и социальных условий, в которых используются земельные ресурсы. Каждый землеустроительный проект разрабатывается на территорию с уникальным и неповторимым сочетанием этих условий; нет двух сельскохозяйственных землевладений или землепользовании, полностью похожих друг на друга.
Из природных факторов в землеустройстве, прежде всего, учитываются климат, почвы, рельеф, растительности, водные
Источники, развитие и характер эрозионных процессов. Важнейшие экономические условия — состав и качество земель, перспективы развития хозяйств, их специализация, обеспеченность производственными фондами и трудовыми ресурсами, состояние дорожной сети.
При обосновании проектов землеустройства учитываются и социальные факторы — характер расселения (численность населения, размеры и размещение населенных пунктов), уровень развития социальной инфраструктуры (наличие учреждений культуры, здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания, общественного транспорта, связи),- возможности ведения подсобного хозяйства и так далее.
Для получения информации по всем этим вопросам проводятся изыскательские работы, съемки (почвенные, геоботанические, водохозяйственные и другие), землеустроительные обследования на территории отдельных хозяйств и целых регионов.
На чем основаны принципы землеустройства и что они выражают
Проведение землеустройства регулируется следующими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»; постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»; приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Сведения о границах муниципальных образований и границах между субъектами РФ, являющихся объектами землеустройства, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Что такое землеустройство?
Землеустройство — это комплексное понятие. Под землеустроительным процессом понимается целый комплекс программ и направлений государственного, федерального и муниципального масштаба по рационализации, поддержке состояния и охране земель. Данные о текущем состоянии земель постоянно обновляются и фиксируются в реестровых записях.
Землеустройство — это один из инструментов государственной поддержки земельного фонда. Частные собственники не могут инициировать подобные мероприятия. Однако, если вы планируете приобрести землю у государства, провести землеустроительную процедуру придется в обязательном порядке.
Отвечают за землеустройство только те компании, которые специализируются конкретно в этой сфере работ. Привлечь своих специалистов вряд ли получится. Но если по результатам проведенного землеустройства обнаружится, что на участке земли есть обременения, то такие ограничения пользования надлежит сразу же снять. В этом вам поможет специалист по имущественному праву.
Что представляет собой процедура землеустройства
Земли в нашей стране много. Основной собственник — это государство. В частной собственности находится лишь незначительный объем земельных участков. Государство несет ответственность за свое имущество и всеми возможными силами поддерживает его в надлежащем состоянии. Как это касается земли? Для сохранения и оптимизации земельных ресурсов была введена программа землеустройства, которая строго регулируется на законодательном уровне (78-ФЗ от 18.06.2001).
Землеустройство — это целый комплекс управленческих мер и превентивных направлений, поддерживающих и сохраняющих земельные наделы в России. Вот что входит в программу мероприятий:
По сути, землеустройство — это исследование, измерение, проектирование, расчет и анализ земельных ресурсов. Цель работы землеустроителей — сохранение земельного фонда и определение возможностей для его рационального использования. Отдельная работа ведется по предотвращению нарушений земельных правоотношений.
Землеустройство бывает межхозяйственным (территориальным) и внутрихозяйственным. Дифференциация ведется по типу границ наделов. Межхозяйственное землеустройство определяет границы участков с несколькими пользователями.
Измерение и дальнейшее исследование таких наделов ведет к выделению новых и преобразованию эксплуатируемых земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство — это освоение новых специфических территорий сельскохозяйственного направления.
Землеустроители не только определяют границы внутрихозяйственных участков, но и занимаются схематизаций и планированием земель, проработкой программ рационализации, поддержки и сохранности земельных наделов, а также систематизацией земель в реестрах и кадастрах.
Еще одна важная функция — отраслевое перераспределение земель: перевод земельных участков под промышленное, экономическое и инфраструктурное строительство. Помимо прочего, землеустройство направлено на сохранение особых ресурсов — земель коренных народов и ценных наделов.
Как проводится землеустройство
Как выглядит землеустройство на практике? Вы приобретаете земельный участок, который абсолютно непригоден к эксплуатации. Его нужно исследовать, измерить, в некоторых случаях размежевать, оценить состояние. И только после этого можно приступать к возделыванию и эксплуатации земли. Весь этот комплекс работ и является землеустройством.
Но есть один серьезный момент — собственники земли не вправе самостоятельно проводить землеустроительные процедуры. Владельцы земельных участков могут выступить с инициативой землеустройства и передать ее на рассмотрение в органы государственной власти или местного самоуправления — надлежит подать ходатайство в специальный комитет по вопросам землевладения. Только в их юрисдикции принятие решения о проведении таких работ. Основанием для землеустройства также является решение судебных органов.
А вот юридические лица и ИП, использующие участки для своих коммерческих целей, могут организовывать землеустройство без получения специальных разрешений. Между заказчиком и компанией, осуществляющей услуги по анализу и измерению наделов, заключается соответствующий договор.
Землеустройство для частных собственников состоит в основном из измерительных процедур — определения площади, границ и координат надела, межевания, топографической и аэросъемки. По заказу владельца землеустроители могут провести и аналитическую работу — оптимизировать земельные ресурсы и предложить наиболее эффективные варианты возделывания и использования участка.
По результатам измерительных и исследовательских процедур разрабатывается землеустроительная документация — планы, карты, атласы, технические паспорта, текстовые отчеты. Оформлением технических документов занимается кадастровая служба. Все эти регистры являются прямым основанием для регистрации прав собственности на земельный надел.
Особыми методами землеустройства являются разного рода съемки (кадастровая, аэросъемка), почвенные и экологические исследования, топография, межевание.
Межевание проводится с целью выделения и изучения границ земельных наделов. Отметим еще раз, инициировать и провести все эти работы просто для изучения состояния земли у частного собственника не получится. Для проведения измерения нужно получать специальное разрешение.
В то же время законодательством определены обязательные случаи проведения землеустройства:
Землеустройство государственных земель перед их непосредственным переоформлением в частную собственность проводится в несколько этапов.
Первая часть — это инвентаризация земельных наделов. Таким образом выявляется фактический объем работ. Далее определяются именно те части, которые будут переданы в пользование частным владельцам.
Заключительный этап землеустройства — это измерительные процедуры и оформление технической документации. Все документы, карты, планы и паспорта должны быть зафиксированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Принципы землеустройства
Задачи рационального использования и охраны земли как природного ресурса, земельный строй и земельное законодательство страны определяют характер, содержание, способы проведения и направленность землеустройства. При этом приходятся решать сложные и многообразные проблемы, имеющие большое народнохозяйственное значение, связанные с организацией и размещением производства, социальными потребностями общества. Для того чтобы предлагаемые предложения» были эффективными, землеустройство должно руководствоваться определенными принципами.
Принципы землеустройства — это исходные положения, основные правила его проведения, определяющие его направленность, содержание, методы. Они не носят умозрительного, отвлеченного характера, а складываются в процессе практической деятельности, сообразуясь с природными условиями и социально-экономическими потребностями общества.
В настоящее время общепризнанными в землеустроительной науке считаются следующие принципы:
— соблюдение требований земельного законодательства, укрепление устойчивости и постоянное совершенствование землевладения и землепользования;
— рациональное использование земли для производственных и социальных целей при соблюдении приоритета экологических требований;
— сочетание интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства;
— согласование всех организационно-территориальных решений с перспективами развития хозяйства, использования и охраны земли;
— создание организационно-территориальных предпосылок для повышения эффективности производства;
— учет природных и экономических условий.
Рассмотрим перечисленные принципы более подробно.
Строгое соблюдение требований земельного законодательства — необходимое условие совершения любых землеустроительных действий, поскольку землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос.
Устойчивость землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, когда отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. Вместе с тем с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) должен совершенствоваться путем внесения изменений в его площадь, размещение, внутренний состав на основе проекта межхозяйственного землеустройства.
Соблюдение приоритета экологических требований необходимо, поскольку земля при осуществлении на ней любой деятельности функционирует в качестве природного ресурса, элемента природы. Будучи вовлечена в сельскохозяйственное или иное производство, она не может быть изолирована от всего природного комплекса и находится в постоянном взаимодействии с другими природными факторами (климат, воды, растительность) данной местности. Поэтому любое использование земли должно осуществляться так, чтобы ее состояние в процессе эксплуатации не ухудшалось, чтобы она могла функционировать неограниченное время.
Особо важное значение для сельского хозяйства имеют охрана и повышение плодородия почв. В каждом хозяйстве следует обеспечивать положительный баланс гумуса в почве, что достигается, в частности, проектированием правильных севооборотов в комплексе с другими мерами.
Одной из важнейших задач землеустройства является предотвращение и прекращение процессов ветровой и водной эрозии.
Если земельный участок предоставляется под новый объект, то это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользовании, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свойства того или иного объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий.
Согласно российскому законодательству, земля является основой жизни и деятельности народов, живущих на ней. Поэтому очень важно обеспечить сочетание интересов общества в целом с интересами отдельных землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства. Последнее необходимо, поскольку земли, пригодные для использования в сельском хозяйстве, являются особо ценным природным ресурсом и использовать их не по назначению допустимо лишь в порядке исключения.
По мере развития народного хозяйства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землепользователей, относящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транспортных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место — участок земли для строительства — устанавливается после его предоставления в процессе землеустройства.
Принцип использования земель в интересах всего народного хозяйства и следствия, вытекающие из него, должны соблюдаться и находить свое отражение в проектах и схемах землеустройства.
Народнохозяйственный подход к принятию землеустроительных решений, в частности, предполагает:
— наиболее полный учет положительных и отрицательных результатов предлагаемого способа использования земли, включая влияние размещаемого объекта и его землепользования на территорию и окружающую природную среду в перспективе;
— минимальный отвод территории под объекты промышленного и иного строительства в пределах данного уровня развития производительных сил.
Общие и частные решения, разрабатываемые в схемах и проектах землеустройства, должны быть согласованы с перспективами экономического и социального развития хозяйств и регионов, планами использования и охраны земельных ресурсов. Другими словами, при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве должны создаваться организационно-территориальные предпосылки для реализации перспектив экономического и социального развития сельскохозяйственных и других предприятий, размещаемых на земле и использующих землю, а также регионов, на территории которых они размещаются. Поэтому показатели перспективного развития предприятия (региона) кладутся в основу разработки любого проекта (схемы) землеустройства.
Одна из главных задач землеустройства — создание необходимых условий для организации и успешного развития производства, повышения его эффективности,получения максимальных социально значимых конечных результатов. Это относится, прежде всего, к сельскохозяйственным предприятиям, а в определенной степени — и к предприятиям других отраслей. Решается такая задача за счет оптимального устройства и приспособления территории к меняющимся целям и условиям производства. Посредством землеустройства создаются территориальные предпосылки для эффективного развития отрасли на основе внедрения передовых форм и методов ведения хозяйства, прогрессивных технологий. Другими словами, в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должны учитываться новые прогрессивные технологии и методы организации производства. В частности, следует предусматривать создание в агропромышленном комплексе новых предприятий различных форм собственности (прежде всего крестьянских хозяйств), распространение эффективных приемов агротехники и новых форм внутрихозяйственной организации производства в колхозах и совхозах. С помощью рационального размещения несельскохозяйственных землепользований землеустройство оказывает значительное влияние на эффективность работы транспорта и других отраслей народного хозяйства.
Принцип учета природных и экономических условий имеет особое значение в нашей стране, где приходится иметь дело с большими и сложными территориальными комплексами, с разнообразием природных, экономических и социальных условий, в которых используются земельные ресурсы. Каждый землеустроительный проект разрабатывается на территорию с уникальным и неповторимым сочетанием этих условий; нет двух сельскохозяйственных землевладений или землепользовании, полностью похожих друг на друга.
Из природных факторов в землеустройстве, прежде всего, учитываются климат, почвы, рельеф, растительности, водные
Источники, развитие и характер эрозионных процессов. Важнейшие экономические условия — состав и качество земель, перспективы развития хозяйств, их специализация, обеспеченность производственными фондами и трудовыми ресурсами, состояние дорожной сети.
При обосновании проектов землеустройства учитываются и социальные факторы — характер расселения (численность населения, размеры и размещение населенных пунктов), уровень развития социальной инфраструктуры (наличие учреждений культуры, здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания, общественного транспорта, связи),- возможности ведения подсобного хозяйства и так далее.
Для получения информации по всем этим вопросам проводятся изыскательские работы, съемки (почвенные, геоботанические, водохозяйственные и другие), землеустроительные обследования на территории отдельных хозяйств и целых регионов.
Вопросы: