На чем основывается капитализм
Капиталист
Содержание
Капитали́зм — система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. [1] [2]
Другие определения
also called free market economy, or free enterprise economy economic system, dominant in the Western world since the breakup of feudalism, in which most of the means of production are privately owned and production is guided and income distributed largely through the operation of markets.
Capitalism is an economic system in which the means of production are owned privately. Business organizations produce goods for a market dominated by the forces of SUPPLY AND DEMAND. Economists often speak of capitalism as a free-market system ruled by competition. But capitalism in this ideal sense cannot be found anywhere in the world. The economic systems operating in Western countries today are mixtures of free competition and governmental control. Modern capitalism may be thought of as a hybrid, combining private enterprise and state control
История термина
Слово «капиталист» появилось в XVII веке как жаргон спекулянтов на первых европейских биржах. [6]
Оксфордский словарь английского языка отмечает, что слово «капитализм» первым использовал в 1854 году романист Уильям Теккерей для обозначения совокупности условий владения капиталом. В 1867 году в книге «Капитал» Карл Маркс использовал термин «капитализм» для обозначения капиталистического способа производства, а также «капиталист» — владелец капитала. Для обозначения экономической системы впервые термин был использован в 1884 году в книге Дуэ «Лучшие времена».
Капитализм — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития, отброшены менее значимые. [7] [8] [9] [10] Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты — сословные привилегии; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствие развития самого капитализма и зарождение внутри него иных систем.
Структура и описание
Капитализм обладает следующими чертами:
Капитализм характеризует общественный строй стран, относящихся преимущественно к европейской культуре, в XIX-начале XX века. Описан в работах Карла Маркса и Макса Вебера. Характеризуется острыми социальными противоречиями между классами капиталистов и пролетариев, которые выражаются в спорадических беспорядках (забастовках, восстаниях и революциях).
История капитализма
Марк Блок в работе «Апология истории» отмечает трудность указать конкретное время появления капитализма: [6]
К какой дате следует отнести появление капитализма — не капитализма определенной эпохи, а капитализма как такового, Капитализма с большой буквы? Италия XII в.? Фландрия XIII в.? Времена Фуггеров и антверпенской биржи? XVIII в. или даже XIX? Сколько историков — столько записей о рождении.
В истории капитализма принято выделять несколько этапов:
Возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, «мельница создала феодализм, а паровая машина — капитализм» («Misere de la philosophie» (Нищета философии, 1847)). Использование паровых машин приводит к тому, что мастерские и мануфактуры превращаются в огромные фабрики. Ремесленники, владеющие собственными средствами произодства, превращаются в класс наемных рабочих, лишённых собственности на средства производства — пролетариат. Капиталисты формируют правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать. Приход к власти капиталистов, как правило, сопровождается (буржуазно-)демократическими революциями.
Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм. Около трети английских инвестиций времен промышленной революции имело индийское происхождение; в это время Англия завоевывает богатую Бенгалию и превращается в колониальную империю.
По мнению некоторых историков, классический капитализм исчезает в начале XX века в связи с обобществлением средств производства и переходом их либо в руки государства (социалистический проект), либо в руки акционерных обществ (неолиберальный проект).
Но многие исследователи полагают, что и в XX веке капитализм сохраняет основные свои черты, хотя и претерпевает определённые изменения. Так, к примеру, в развитых западных странах государство, профсоюзы и другие общественные институты серьёзно влияют на увеличение размера оплаты труда и социальных отчислений, неуклонно падает число работающих в сфере материального производства и увеличивается количество занятых в сфере услуг.
В то же время владельцы капитала переносят производство в развивающиеся страны — для минимизации расходов на оплату рабочей силы, налоговых и социальные отчислений. Таким образом, по мнению современных критиков капитализма, его эксплуататорский характер не изменился.
Роль Реформации
Многие западные историки и экономисты, — Макс Вебер и др., — полагают, что большую роль в становлении капитализма сыграла Реформация, возникновение протестантизма и особенно развитие протестантской трудовой этики.
Историческая роль капиталистов
Относительно исторической роли капиталистов ведутся дискуссии. Марксисты видят в них эксплуататоров, присваивающих прибавочную стоимость, созданную трудом наемных работников. Маркс отмечает основное противоречие капитализма — между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства. Другие исследователи видят в капиталистах предпринимателей-промышленников, внедряющих в жизнь новые технологии (Форд, Белл, Джобс) и осваивающих новые территории (Родс, Юз).
Развитие капитализма в России
Капитализм-суррогат
В соответствии с академической работой Иосихары Кунио (англ. Yoshihara Kunio ), суррогат-капитализм это ссылка на ранние развивающиеся экономические системы Восточной Азии и их динамические и технологично интенсивные экономические события. Определение Иосихары классифицирует капиталистические экономические двигатели японских, южнокорейских и тайваньских наций как то, что можно было бы назвать ‘ложным капитализмом.’ Это относится к способностям организаций и правительства использовать сравнительные национальные преимущества и искусственно стимулировать экономику к более сложным экономическим структурам, определенно подобным таковым из развитых западных стран, включая области капиталовложений и технологично интенсивного производства.
Капитализм: история понятия
Капитализм: история понятия
Напомним, что слово «капитализм» было введено в обращение не так давно — в XIX веке. Оксфордский словарь утверждает, что впервые слово «капитализм» использовал английский романист Уильям Теккерей в 1854 году. Считается, что по-настоящему популярным слово стало в 1867 году после выхода в свет первого тома «Капитала» Карла Маркса. Однако, как ни парадоксально, Маркс, у которого «капитал» и «капиталист» были ключевыми категориями его исследования, крайне редко использовал слово «капитализм». Вместо него он прибегал к терминам «буржуазный строй», «буржуазное общество», «буржуазный способ производства», «капиталистический способ производства» и т.п. По мнению французского историка экономики Ф. Броделя, впервые слово «капитализм» для обозначения определенного типа экономики употребил французский социалист Луи Блан в 1850 году, примерно в то же время этим словом стал пользоваться другой французский социалист — П. Ж. Прудон. Однако это были единичные случаи использования слова. Тот же Бродель полагает, что слово «капитализм» стало по-настоящему популярным после выхода в 1902 году книги немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта под названием «Современный капитализм»[3]. У нас есть сомнения в верности данного заключения маститого французского ученого. По нашим данным, российские марксисты уже в конце XIX века активно использовали слово «капитализм» в своей партийнополитической деятельности. Достаточно в качестве примера привести выпущенную В. И. Лениным (под псевдонимом Владимир Ильин) в 1899 году книгу под названием «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности»[4]. А в следующем году вышла книга «легального марксиста» С. Булгакова «Капитализм и земледелие»[5].
Более или менее широко и активно слово «капитализм» в политической и научной литературе на Западе использовалось всего несколько десятилетий. В СССР термин активно эксплуатировался на протяжении всех десятилетий существования советской власти — как в научных, так и пропагандистских целях. Несколько поколений советских людей изучали в вузах в качестве обязательной дисциплины «Политическую экономию капитализма». Советские обществоведы «по полочкам» и «косточкам» разложили весь капитализм. Все формулировки и определения, относящиеся к категориям капитализма, были с ювелирной точностью выверены, и никакие «импровизации» и «творчества» в области политической экономии капитализма не приветствовались. Строгость была не меньшая, чем в догматическом богословии. Приведем утвердившееся в СССР определение капитализма из Большой советской энциклопедии: «Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наемных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наемных рабочих прибавочной стоимости»[6].
Обложка первого издания «Развитие капитализма в России»
Мы еще будем анализировать с разных сторон капитализм, поэтому воздержимся сейчас от детального комментирования и анализа данного определения. В целом с ним (с некоторыми оговорками[7]) можно согласиться. Отметим лишь, что в указанном несколько пространном определении вся суть капитализма заключена в следующих взаимосвязанных моментах:
а) отчуждение свободного работника от средств производства (земля, орудия производства, сырье);
б) превращение свободного работника в наемного работника;
в) эксплуатация наемного работника капиталистом-работодателем, присвоившим средства производства;
г) получение капиталистом в результате эксплуатации прибавочной стоимости.
Пожалуй, к перечисленным выше моментам следует добавить еще один, пятый момент (из приведенного выше определения): «наличие развитого общественного разделения труда». Выражаясь современным языком, речь идет о высокой степени развития рыночных отношений. Поэтому капитализм часто и называют «рыночной экономикой».
Рынок и торговля существовали всегда, даже в самых древних обществах. Но в условиях так называемого «традиционного» хозяйства (преимущественно натурального хозяйства) рыночные отношения играли минимальную роль в жизни общества и человека. Лишь при капитализме основную часть жизненно необходимых предметов человек стал приобретать в результате рыночных обменов. Без рынка капитализм невозможен, поскольку капиталист стремится получить прибавочную стоимость не в натурально-вещественной форме, а в виде денег. А это возможно лишь через реализацию произведенного продукта труда на рынке. Итак, за короткий срок после старта капитализма кардинальным образом изменились экономические отношения в обществе:
— в «традиционном» обществе они были сконцентрированы в «малом социуме» (семья, община, поселение и т. п.) и строились преимущественно на безденежной основе; рыночные отношения («большой социум») с использованием денег играли вспомогательную роль в жизни обычного человека;
— при капитализме экономические отношения переместились в «большой социум» — рынок (региональный, национальный, международный) — и стали строиться исключительно на денежной основе; «малый социум» стал играть вспомогательную роль[8].
Обратим внимание на то, что в приведенном выше определении из БСЭ капитализм рассматривается исключительно как социально-экономическое явление, причем многие тонкие моменты в приведенной грубой схеме не видны. Акцент делается на эксплуатации и социальной несправедливости. Но не уделяется, например, внимание проблеме отчуждения труда и работника при капитализме. Она вытекает из того, что продукт труда принадлежит капиталисту-работодателю, а не работнику Отсюда и отсутствие мотивации к творческому труду, что делает капитализм крайне неэффективным даже с экономической точки зрения. Кстати, это противоречит популярным мнениям о том, что, хотя капитализм «социально несправедлив», он тем не менее демонстрирует высокую экономическую эффективность. Вот что писал один из наиболее глубоких знатоков капитализма А. Г. Махоткин об этой особенности наемного труда: «Но главное зло и бесчеловечность капиталистического распределения состоит даже не в его несправедливости, а в отчуждении. Считается, что если работнику не принадлежит ни сырье, которое он обрабатывает, ни орудие его труда, то ему изначально не принадлежит ни продукт труда, ни сам его труд, воплотившийся в этом продукте. Пока с этим соглашаются все, в том числе и сам работник, его труд — это не его, чужой для него труд. Отчужденный от него в пользу нанимателя. Он и относится к нему, как к чужому. Поэтому наемного работника к труду надо принуждать — постоянным контролем, штрафами, угрозой увольнения. Наемный труд принудителен и не может быть иным. Работник в его результате не заинтересован, поэтому его надо искусственно заинтересовывать. премиями. и т.п. стимулами, заранее вычтя их из основной суммы заработной платы. Кстати, стимулом в Древней Греции называли заостренную палку, которой погоняли быков»[9].
Вопросы, связанные с этикой и духовно-религиозной стороной капитализма, тем более не рассматривались в марксизме как существенные. Старшее поколение помнит чеканную формулу марксистско-ленинской философии: «Бытие определяет сознание человека». Вульгарно-материалистическое мировоззрение, исходившее из примата экономики над политикой, идеологией, духовной жизнью общества, препятствовало формированию в советском обществе целостного представления о капитализме.
Уже к середине XX века у общества, именовавшегося «капиталистическим», выявилась масса «болезней», капиталистический строй успел продемонстрировать свою социально-экономическую несостоятельность (мировые войны, жесточайший экономический кризис 1929—1933 годов, другие экономические и социальные проблемы). Особенно ярко недостатки капитализма высвечивались на фоне Советского Союза, который неуклонно укреплял свои экономические и политические позиции в мире. Слово «капитализм» приобрело устойчиво негативный оттенок. С учетом этого идеологи и политики западных стран пришли к выводу, что подмочившему свою репутацию «капитализму» следует дать новое имя.
Несмотря на титанические усилия «экономической науки», доказывать «прогрессивность» капитализма стало сложно: эта общественно-экономическая формация достаточно себя дискредитировала. Процесс дискредитации достиг своего апогея в период затяжной депрессии 1930-х годов. Об этом достаточно откровенно на излете своей длинной жизни написал Джон Кеннет Гэлбрейт (1908—2006 гг.), американский экономист, который, между прочим, большую часть своей жизни выступал последовательным апологетом этого самого капитализма.
В своей последней книге «Экономика невинного обмана: правда нашего времени» он констатирует: «Слово «капитализм» по-прежнему употребляют лишь наиболее радикальные и откровенные защитники капиталистической системы, да и то не часто»[10]. В послевоенное время в марксистской литературе появился даже термин «общий кризис капитализма». Официально понятие «общего кризиса капитализма» было введено в обращение на XXII Съезде КПСС, оно вошло в третью программу партии.
Что понималось под «общим кризисом капитализма»? Третья программа КПСС перечисляет следующие признаки:
— отпадение от капитализма все новых стран;
— ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом (в 1950—1960-е годы темпы роста советской экономики значительно превышали темпы роста ведущих капиталистических стран, хотя к 80-м годам ситуация изменилась);
— распад колониальной системы империализма (советские идеологи надеялись, что освободившиеся государства пойдут если и не по пути социализма, то, по крайней мере, по «некапиталистическому пути»);
— обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма;
— усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица);
— нарастание борьбы между трудом и капиталом;
— резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства;
— небывалое усиление политической реакции по всем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов;
— глубокий кризис буржуазной политики и идеологии.
В программе КПСС отмечалось, что «общий кризис капитализма» начался в результате Первой мировой войны и образования первого социалистического государства — Советского Союза (первый этап). Второй этап начался после Второй мировой войны и образования социалистического лагеря. Наконец, с конца 1950-х — начала 1960-х годов, «общий кризис капитализма» перешел в следующую стадию (третий этап), связанную с окончательным крахом колониальной системы и переходом ряда развивающихся стран на путь некапиталистического развития.
Мы не будем подробно комментировать перечисленные выше признаки «общего кризиса капитализма». Отметим лишь, что в целом программа партии вполне объективно отражала ситуацию, которая сложилась в начале 1960-х годов в капиталистических странах и в мире в целом. Достаточно сказать, что понятие «общий кризис капитализма» стали использовать в некоторых случаях даже немарксистские авторы. Еще следует отметить, что марксизм как вульгарно-материалистическое мировоззрение отражал лишь экономическую и политическую стороны капитализма на тот момент времени, не затрагивая его духовную сторону. А именно духовная сторона — фундамент («базис») капитализма, и именно в духовной сфере кризис капитализма проявлялся наиболее остро.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6 Ваша кредитная история что такое кредитная история?
Глава 6 Ваша кредитная история что такое кредитная история? Кредитная история – это информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по кредитным договорам. Она нужна как банку, так и клиенту, потому что человеку с хорошей историей
Эрзац-капитализм
Эрзац-капитализм …приватизация доходов и социализация убытков. Дж. Стиглиц [275] Когда «Пузырь недвижимости» лопнул, крупнейшие американские инвестиционные и финансовые институты Fannie Mae и Freddie Mac, Bear Stearns, AIG, Morgan Stanley, Citigroup, Goldman Sachs, Solomon Brothers и т. п. оказались на грани
3. Капитализм
3. Капитализм До настоящего времени все цивилизации были основаны на частной собственности на средства производства. В прошлом цивилизация и частная собственность были связаны воедино. Те, кто утверждают, что экономическая теория является экспериментальной
Полузадушенный «капитализм»
Полузадушенный «капитализм» Падение коммунизма вряд ли явилось концом этого развития. Коммунизм был столь же безнадежным предприятием, как и любое другое, но он представлял собой лишь часть охватившего два последних столетия процесса нарастания коллективизма; он
Капитализм и равенство
Капитализм и равенство Повсюду в мире встречаются примеры вопиющего неравенства в распределении доходов и материальных благ, оскорбляющего присущее большинству из нас чувство справедливости. Мало кто может остаться равнодушным перед лицом контраста между роскошью,
КАПИТАЛИЗМ И СТИМУЛЫ
КАПИТАЛИЗМ И СТИМУЛЫ Итак, анализ современного состояния капитализма показал, что:— капитализм сумел обеспечить высокий темп развития производительных сил и на этой основе повысить уровень жизни населения;— основная причина роста производительных сил при
Капитализм
Это история не о Google или Facebook. Это история о вас
Это история не о Google или Facebook. Это история о вас Серьезные изменения в способах использования средств передачи информации не ограничиваются разделением их на активные и пассивные. Брендам приходится вести игру в этой сфере, однако разочаровавший всех выпуск акций Facebook
Естественный капитализм
Естественный капитализм Естественный капитализм – важная концепция, выдвинутая в 1999 году экологами Полом Хокеном, а также Эмори и Хантером Ловинсами<250>. Ее ключевое положение состоит в том, что традиционный промышленный капитализм более не может быть
Творческий капитализм
Творческий капитализм В широко известном выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2008 году Билл Гейтс выдвинул идею, которую назвал творческим капитализмом<254>. Он предложил бизнесу выйти за пределы традиционных рыночных сил, чтобы служить большему
КОМПЬЮТЕРЫ И КАПИТАЛИЗМ
КОМПЬЮТЕРЫ И КАПИТАЛИЗМ По словам Гейтса, проблема капитализма в том, что его всегда недостаточно.С наступлением нового тысячелетия Гейтс предсказывает, что около восьмидесяти процентов экономик развивающихся стран ощутят на себе большое влияние информационных
История капитализма и его особенности
Мои размышления над понятием капитализм. Развитие капитализма и его недостатки. Предпосылки к новой системе распределения благ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История капитализма и его особенности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Вячеслав Селянин, 2020
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
— Экономическая зависимость стран, как наука достижения богатств
— Культурная зависимость порабощенных стран
— Демократия как способ удержания в повиновение
— Дача свобод человеку, при той же прибыли.
— Войны за демократические свободы.
— Развитие технологий, как начало освобождения от зависимости от капитализма.
— Рабство и развитие техники 17—18 век (открытие земли как шар, часы, уменьшение влияния церкви, мушкеты).
— Крепостное право и развитие машин 18—19 век
— Начало революций — Маркс, появление машин, конвейеров
— Техника 1920—1980 появление информационных технологий
— 1980—2000 появление интернета
— 2000—2010 — развитие интернета как пропаганды
— 2010 — развитие виртуальности.
— Интернет зависимость, как средство управления населением
— Игра капитализма с желаниями человека
— Уничтожение самостоятельности человека
— Неумение капитализма создавать, что — либо качественное.
— Менеджеры, как плохие управленцы
— Экономия на качестве товара, средствах производства
— Ложные ценности капитализма.
— Страх капиталиста при потере богатства, унижение рабочих морально.
— Страх капиталистических стран потерять влияние, давление на страны.
Капитализм действует как паразитарная система, он приносит доходы, прибыль только себе, а не отдает обществу. Равномерное распределение ему невыгодно.
Капитализм зародился в Европе, а потом перешел в США. В мусульманских странах Было налажено торговое, взаимовыгодное сотрудничество, была налажена торговля (Великий Шелковый Путь). Купцы в Средние века ценились, ведь они доставляли товары, которых не было в стране. Была свободная торговля, каждый мог заняться торговлей, торговля ограничивалась только законами государства. Количество и спрос товара менялось в зависимости от потребности населения. Прибыль от продажи доставалась купцам, но в то же время они занимались благотворительностью, постройкой церквей, мечетей. Деньги не имели такой власти над человеком. В Европе напротив, сложился культ денег (все ради денег). У азиатских и других стран были свои традиции, обычаи, религия. Деньги не мешали развитию государства и общества, Ради прибыли не продавались мечети, земля, ресурсы, иначе подрывались устои и религия страны. В этих странах были свои правила, давно устоявшиеся. Жизнь в них текла спокойно, прибыли от торговли хватало всем. Но мир менялся, появились новые технологии, открывались новые земли, появлялись новые товары и ресурсы, с которыми не могли конкурировать другие страны.
В XVI — первой половине XVII в. постепенно складывается новый, капиталистический уклад общества. Этот сложный процесс охватывает все больше стран, в основном европейских. В развитии общества появились новые черты:
— улучшается процесс обработки металлов и огнестрельного оружия;
— развивается мануфактура, которая постепенно теснит цехи;
— растет торговля и укрепляется товарно-денежное хозяйство;
— все большую роль играют города, являющиеся центрами торговли;
— изменяется состав населения — все значимее в городах звучат голоса буржуазии, все больше становится наемных работников, растет интеллигенция;
— численный рост буржуазии, накопление ею богатств, развитие у нее чувства человеческого достоинства заставляют этот класс вести борьбу за свою свободу и собственность;
— предпринимательство и наемный труд развиваются и в сельском хозяйстве, в деревне, где крестьяне стали лично свободными. В предпринимательскую деятельность втягиваются и многие дворяне.
С ростом городов растет значение специализированных магазинов (лавки). Если раньше товар продавался на ярмарках и базарах периодически, то в связи с наплывом товара стали расти магазины, где товар продавался ежедневно. Если раньше прибыль от продажи на ярмарках носила периодический характер (товар надо закупить, доставить, дождаться время ярмарки), то теперь прибыль шла ежедневно, продаваясь в лавках каждый день. Соответственно, прибыль начинает накапливаться в руках хозяев лавок (будущие капиталисты), происходит накопление капитала.
Особенностью развития капитализма в 17—18 веках являлось то, что потребность покупателя в товаре осталась та же, а потребность продавать увеличилась. Появление новых товаров всегда увеличивает покупательский спрос (во все времена). То есть, потребность покупателя в старых товарах осталась та же (национальная еда, одежда), а потребность привезенных товаров из-за границы увеличивается. Начинают формироваться ложные потребности (что одежда из-за границы лучше и красивее, еда вкуснее). Европейским странам и торговцам, из-за избытка захваченного и нового товара, приходится продавать товар, применяя новые методы торговли.
Это: насильственная продажа, реклама товара по всему миру, навязывание товара, демпинг цен, формирование ложных потребностей, подкуп стран, чтобы они покупали только их продукцию, навязывание другим странам своей политики и культуры, налоговая политика, в общем то, что происходит в современном мире.
Для того, что бы удержать такой большой капитал, полученный от открытия новых стран и ресурсов, европейцы должны были проводить такие меры, чтобы покрывать расходы. Европа взяла на себя обязанность мирового торгового регулятора, стала руководить торговлей. Регулятор торговли нужен, если прибыль распределяется равномерно, но капитализм работает только на себя. Расходы Европы: расходы на организацию морских экспедиций, военные расходы на защиту вновь открытых земель, вынужденный убыток при демпинге цен, расходы на поддержание внутреннего порядка в захваченных землях, «пускание пыли в глаза» (роскошь королей, приемы, балы, подарки), расходы на открытие новых мануфактур, производств нового товара.
В 18—19 веках развитие капитализма усилилось. Стала развиваться промышленность, появились фабрики, заводы. Азиатские страны стали проигрывать капиталистическим (европейским) странам в экономики, они начали отставать также технически. Европейские законы рынка все больше захватывали страны. В каждой стране стали появляться европейские товары, а местные производители отходили на второй план.
Большое участие в развитии капитализма приняло развитие колоний. Из колоний Европа ввозила золото, продукты, рабов. До 1858 существовала Ост-Индская компания, направленная на расширение колоний, и получения прибыли от них. При этом Европа разоряла, грабила захваченные колонии, ничего не давая взамен. Европа продолжала политику вмешательства в торговую жизнь других стран (насилием, налогами, взятками).
После 1820 года в Европе происходит промышленная революция. Стоиться много фабрик, заводов, в колониях Европы тоже строятся фабрики. Стало еще больше товаров на рынке, многие товары и технологии исчезли (ткачи заменялись машинами). Развитие техники стало убыстряться, в 19 веке внедрение машин, техники становиться повсеместно. Капитализм, его принципы стали еще больше укореняться в других странах, мотивируя тем, что развитие техники это естественно.
Но при капиталистическом строе развитие техники идет не на пользу общества, а на пользу капиталистам, владельцам производства. Всю прибыль от новых изобретений капиталисты забирали себе.
В середине 19 века начинаются забастовки и митинги рабочих за улучшение условий труда. В Европе это было возможно, так как там, пропагандировалась демократия, и свободы общества.
Начинается борьба за свободы и нормальные условия труда. Капиталистам пришлось идти на некоторые уступки (выплата пенсий по нетрудоспособности, отмена детского труда, сокращения рабочего времени и т. д.), но это не решало проблем. Все основные средства производства находились в руках капиталистов, система осталась такой же. Рабочие добились лишь нескольких улучшений труда, а распределение прибылей, ресурсов остались те же. Большую роль в борьбе за права граждан внес Маркс. Своим трудом «Капитал» он показал систему капитализма, как способ отъема прибылей, финансов и свобод у населения. Маркс показал, что главная ценность в производстве товаров это рабочая сила. Он показал, что капитализм как формация, должен исчезнуть. Пример социалистического государства как противоположности капитализма, это СССР.
В 19 веке начинает развиваться США. В свое время часть населения Европы переехало на материк Америка, где создало свое государство. После войны с Европой за независимость страны, США стала укреплять свои позиции на мировом рынке. Уже к концу 19 века США начало обгонять Европу по производству, колонизации, участию в финансовых операциях, политическому влиянию. Европа стала отставать от США, как в свое время отставали азиатские и другие страны от Европы. Следующим развитием эволюции экономики, также может быть какая — нибудь страна, от которой будет отставать США. Европа придумала капитализм, США развила капитализм, СССР уничтожил капитализм, США возродили капитализм. То есть, начиная с 19 века, главенствующая роль в мировой экономики и развитии капитализма переходит к США (далее Америка).
Преимущество капитализма всегда было в то, что он пользовался быстрым развитие техники, открытиями новых земель, изобретениями. Но вся эта польза, доход от них идет отдельным личностям (правительству, олигархам, преступному миру, банкирам), а не достается всему обществу, большинству населения. Народу достается из изобретений то, что выгодно капиталисту, из чего можно извлечь прибыль, а действительно полезные изобретения прячут под стол, мешают разными способами, формируют отрицательное мнение населения на эти изобретения. СССР показал, что развитие техники может идти на пользу народа и что все могут пользоваться результатами новых технологий. Европа технологически обогнала Азию, Америка также обогнала Европу. Эта гонка в использование технологий, новых идей, новых методов ведения экономики изменяла историю и историю капитализма.
В 20 веке развитие техники еще больше увеличилось. Появились железные дороги, вводилось электричество, появился кинематограф, появились первые телефоны. Жизнь в странах стала идти быстрее, с помощью техники деньги оборачивались быстрее, и прибыль была больше. Развитие капитализма прекратилось в виде экспансии (захвата) влияния в других странах, но капитализм начал развивать идеи экономики дальше, причем в свою пользу. То есть капитализм прекратил развиваться количественно, а стал развиваться качественно. В начале 20 века почти все страны, так или иначе, взяли капиталистическую модель экономики.
Развитие социалистического движения, а также победа социализма в СССР, напугала капиталистов, они почувствовали угрозу своей системы. Они всячески препятствовали развитию социализма в СССР и других социалистических странах. Идея социализма была востребована народом, народ осознавал, что вся прибыль идет капиталистам. Тогда капитализм сделал упор на изменение культуры населения, его образа жизни, его традиций.
Экономически все население зависело от капиталистической системы. Все деньги, прибыль ресурсы доставались монополистам. Теория капиталистов, что каждый может заняться своим бизнесом, получать большие доходы работало только на капиталистов. Мелкие предприниматели разорялись, средние сливались с крупными компаниями. То есть много маленьких фирм, большая конкуренция и соответственно маленькая прибыль. Чтобы защитить свою систему капиталисты отдали часть своих доходов, рынка мелким производителям, чтобы создавать видимость конкуренции, а основные ресурсы были в руках у монополистов. Этим капиталисты получали: видимость демократии, видимость конкуренции, сокрытие истинных доходов монополистов, поводов для свержения социалистического строя в странах.
В 20—30 годы 20 века в Америке разразился кризис (Великая Депрессия). Этот кризис ударил по всем странам, которые пользовались товарами из капиталистических стран. Это доказывает то, что главную роль в мировой экономики играла Америка. Причины этого:
— Перепроизводство товара. Товара для продажи было много, а покупательская способность ниже. Предложение превысило спрос, цены и прибыли упали, стали закрываться предприятия.
— Хранения денег не в банках, а вкладывание их в фондовые биржи, что, по сути, есть виртуальные деньги. Зависимость капитала от фондовых котировок. Маржинальная торговля на фондовых биржах, при которой в прибыли остались только крупные компании.
— Политика американского правительства, которое было не способно регулировать движения капитала в стране, концентрации и управления в одних руках (монполии).
— Инвестиции в производство сверх необходимости. Вкладывалось капитала в разные производства намного больше, чем потом продавалось. То есть, у капиталиста настолько много денег, что он не в силах их обработать (переедание капитала)
— Прирост населения. Стремительный прирост населения, обгонявший прирост рабочих мест вызвал рост безработицы. Столько рабочих при капитализме уже не требовалось.
— Высокие таможенные пошлины на импортные товары
— Первая мировая война также послужила одной из причин Великой депрессии — американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились.
— Развитие социалистических идей. Многие капиталисты, после создания СССР и его экономического подъема, боялись, что коммунизм победит, и не старались вкладываться в производство, осторожничали. В конкуренции с СССР капиталисты проигрывали, потому, что СССР вводил низкие цены на товар и продукты. Что еще раз доказывает преимущество социалистической системы.
Теория циклических развитий экономики, Великая Депрессия доказали, что рыночная экономика нестабильна, и без государственного регулирования от нее больше вреда. Кризисы в экономической теории развиваются циклически, есть малый цикл 5—10 лет, есть большие циклы 20—25 лет. То есть из-за перепроизводства товаров, его нерегулируемого движения, стремления капиталистов к прибыли, страдает основное население страны. Получается, что в падение доходов семьи, росту цен, дефициту продукции мы обязаны капиталистическому строю экономики, а не отдельным личностям. Проблема в том, что в этих бедах обвиняют неправильные решения правительства, влияние других стран, падению курса мировой валюты, а не всю систему экономики.
В 1939 году началась Вторая Мировая Война. Здесь также сошлись территориальные, экономические, национальные интересы (идей нацизма, национально-освободительные движения). Результаты войны были примерно те же, что и в Первой Мировой Войне. Некоторые страны получили новые территории, США опять получила финансовые выгоды, население было отвлечено от проблем экономики. Но теперь капиталистическому миру противостоял СССР, с его экономикой. Он показал, что плановая экономика более эффективна, возродив экономику СССР после войны за несколько лет. Капитализму угрожала опасность разрушения всей системы.
Многие страны стали социалистическими, происходили революции, забастовки. Тогда капиталистический мир придумал новую уловку. Понимая, что силой навязывать капиталистический строй нельзя, создалась культурная и экономическая зависимость. Пропагандой кино, музыки, отношениям в обществе, капиталисты показывали что, жизнь в капиталистическом строе лучше, там все есть, есть свободы граждан.
Многие страны поддались на эту уловку, они снова стали переходить на капиталистический строй экономики. Причем экономика у этих стран вначале росла, а потом начинался капиталистический застой, то есть экономика не развивалась, а была подчинена законам капитализма и зависела от США. Германия вначале была наполовину социалистической (ФРГ и ГДР), после перехода полностью в капитализм, она утратила свое влияние на мировом рынке и все действия согласовывала с США (поставки газа в Европу, санкции против России).
Борьба с социализмом закончилась с распадом Союза, самая большая угроза капитализму была устранена. Остались лишь некоторые маленькие гордые страны, отвергающие капиталистический режим. Капиталистами пропагандируется полезность рыночной экономики, и неэффективность плановой экономики, хотя факты говорят об обратном.
Развитие технологий, начиная с середины 20 века, тоже повлияла на развитие капитализма. Держа руку на пульсе внедрения новых технологий, Америка получала свои прибыли, пропагандировала свой образ жизни, вводила ложные ценности. Компьютеризация объединила все страны, все общество, все народы в одну систему. Стало легче общаться, легче проводить платежи, можно быстро узнавать нужную информацию. Но капитализм своими ложными потребностями, ложной свободой слова начал использовать информацию в своих целях.
Капитализм перешел на новый уровень воздействия на людей. Чтобы заставить покупать что — то, не надо направлять войска, подкупать, вводить налоги. Достаточно ввести нужную информацию в интернет, фильмы, передачи, ввести ложную информацию в социальные сети. Повальное увлечение интернетом этому способствует. Причем в интернете все знают об уловках капиталистов, но все равно покупают и верят рекламе.
В 21 веке капитализм основывается на информационных технологиях. Пользуясь единственно существующей системой рыночной экономики, капитализм не дает выбора населению. Многие понимают, что это неправильно, невыгодно и неэффективно, но потому что другого не предлагают, покупают и поддерживают капитализм.
Капиталисты понимают, что ничего лучшего предложить не могут, они просто получают свою прибыль. Но еще Маркс описал про отчуждение, про зависимость от системы. Если в 18 веке было расширение капитализма территориально (захват земель), в 19 веке развитие капитализма было технически (промышленный бум), в 20 веке капитализм развивался качественно (новые законы развития, новые приемы обмана покупателей), то в 21 веке капитализм превратился в самостоятельную систему. То есть в 20 веке все приемы, законы, оправдания своих действий были придуманы почти полностью. Капитализм выработал себя качественно, все уже было придумано и отработанно на население. Но получилось так, что система капитализма стала управлять самими капиталистами. В рыночной экономики свои правила, свои законы и просто так человек не может выйти из нее. Любое изменение движения капитала влияет на остальных членов системы.
Бизнесмены бояться потерять свое богатство, свои накопления, они втягиваются в игру с капиталом, зарабатывая все больше и больше. Бизнесменам не надо столько прибыли, им нужно некоторое количество денег. Но система капитализма требует постоянного участия. Нужно поддерживать статус (покупая дорогую одежду, проводя приемы), нужно обогнать конкурентов, искать куда вложить деньги и т. д. Все это требует финансов, времени. Часть прибыли, потраченная на роскошь, идет населению в виде покупки сувениров, дорогих товаров, зарплат обслуживающему персоналу, то есть, поддержке малого бизнеса (рестораны, туристы, организаторы праздников). Получается что, малый бизнес работает сам на себя, потом вырастает до среднего размера, и откладывает прибыль, потом доходит до пика развития, и начинает обеспечивать малый бизнес. Получается замкнутая самодостаточная система, бизнес кормит сам себя, причем населению достаются крохи от этой прибыли.
«Одним из главных орудий, применяемых империализмом США для сохранения существующей системы эксплуатации развивающихся стран международным финансовым капиталом, являются МВФ — Международный Валютный Фонд и МБРР — Международный Банк реконструкции и развития. Эти международные валютные организации, имеющие статус специализированных учреждений ООН были созданы в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) в соответствии с решением валютно-финансовой конференции 44 стран. Используя свое руководящее положение в обеих организациях, США навязывают через них молодым государствам свою волю в валютно-финансовых и экономических областях.
МВФ оказывает помощь освободившимся государствам, испытывающим серьезные затруднения с финансированием платежных балансов, но при этом предоставляют займы на таких условиях, сопровождая их такими требованиями, которые серьезно ущемляют национальный суверенитет стран-должников. Обычный набор требований, которые предъявляет Фонд стране-заемщику, включает в себя ограничения заработной платы трудящихся, повышение цен на товары массового спроса, свертывание деятельности государственного сектора и всякого рода социальных программ, девальвацию национальной валюты и, наконец, главное — создание благоприятных условий для деятельности частного капитала.
Когда в августе 1982 года Мексика оказалась на грани неплатежеспособности, МВФ согласился оказать ей помощь при условии, если она отменит или ослабит контроль над ценами на 4700 наименований товаров, закроет 106 государственных компаний и агентств, ограничит рост номинальной зарплаты на 25%, хотя инфляция составляла тогда 100%. Мексика полностью выполнила требования МВФ, и это привело к тому, что уже в 198З году производство упало на 4%, безработица возросла в 2,5 раза, реальная заработная плата снизилась на 22%, а более 50% ее экспортных доходов пошло на уплату долгов» (студопедия).