На чем основывается учетно операционная работа в банках
Организация учетно-операционной работы в банке. Документооборот. Внутрибанковский контроль
Основными участниками учетно-операционной работы учреждения банка являются работники, занимающиеся оформлением, контролем расчетно-кассовых документов и отражением банковских операций
по счетам бухгалтерского учета.
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы (отделы), которые ведут счета, как правило, однородные по экономическому содержанию. Количество групп (отделов) и их состав зависит от объемов работы и направлений деятельности банка, а также исходя из принятой в учреждении банка технологии документооборота.
Закрепление счетов за структурными подразделениями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером
(его заместителем) и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка.
Книгу учета распределения и перераспределения счетов можно вести на машинном носителе информации. В данном случае должно быть обеспечено:
— наличие электронных цифровых подписей лиц, участвующих в приеме-передаче лицевых счетов;
— возможность получения надлежащим образом заверенных бумажных копий;
— сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством для ее хранения.
В каждом учреждении банка должны быть разработаны и утверждены главным бухгалтером учреждения банка должностные инструкции, копии которых передаются учетно-операционным работникам под расписку.
Соответствующие работники должны быть ознакомлены с законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.
Организация рабочего дня учетно-операционных работников должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день банка состоит из операционного времени по работе с клиентами и времени на завершение обработки информации с формированием ежедневного, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня устанавливается на основании распоряжения руководителя учреждения банка либо оговаривается в графике обслуживания клиентов.
Операционное время банка представляет собой период времени, в течение которого осуществляется прием от клиентов и служб банка расчетно-кассовых документов. Продолжительность операционного времени устанавливается руководителем учреждения банка.
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечивать выполнение следующих условий:
— все операции по расчетно-кассовым документам,
поступившим в течение операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день.
Расчетно-кассовые документы, поступившие в банк по истечении операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня;
— оплата всех расчетно-кассовых документов с расчетных
(текущих) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня с соблюдением действующей очередности платежей. Порядок использования денежных средств, поступивших на расчетные (текущие) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание;
— передача информации на межбанковский расчетный центр производится по графику;
Все операции банков ( расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются в учреждениях банков и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформленных в установленном порядке.
Расчетно-кассовые документы поступают в учреждения банков от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский
Все расчетно-кассовые документы по характеру
отражаемых операций подразделяются на:
Кассовые документы используются при оформлении операций по ведению кассовых
операций Мемориальными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов.
К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера.
Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К ним относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.
Выделим этапы документооборота
1.составление первичных документов в процессе оперативной работы.
2.прием документов бухгалтерией к исполнению
3.проверка документов и отражение их в бухгалтерских счетах
4.передача документов в архив
ВНУТРИБАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ — система обеспечения совершения кассовых, расчетных, кредитных и других операций в учреждениях банка в соответствии с установленными правилами. В.К. направлен на обеспечение сохранности денежных средств и ценностей в банке, законности выполнения операций, точного и своевременного отражения их в бухгалтерском учете, возможности документального установления ответственности за нарушение правил выполнения операций или утрату ценностей.
Учетно-операционная работа в банке
Характеристика учетно-операционной работы в банке. Документальное оформление банковских операций, их отражение в учете и контроль правильности их совершения. Межбанковские и межгосударственные расчеты. Определение структуры активов и пассивов баланса.
Рубрика | Банковское, биржевое дело и страхование |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.06.2010 |
Размер файла | 37,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Характеристика учетно-операционной работы в банке
2. Организация бухгалтерской работы в банке
3. Организация документооборота в банке
Список использованной литературы
Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.
Надежность отражения проведенных операций в учете и отчетности банка должна обеспечиваться специальными процедурами обработки информации, реализованными как в самих применяемых программных средствах, так и в установленном порядке использования программных средств при совершении операций. Доступ к информации пользователей локальной сети должен быть защищен иерархическим построением доступа по уровням пользователей сети и индивидуальными средствами паролевой защиты.
1. Характеристика учетно-операционной работы в банке
Основными задачами учетно-операционной работы являются:
— быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;
— своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
— предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
— сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
— надлежащее оформление документов, исходящих из банка, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.
К учетно-операционной работе относятся:
— открытие и ведение счетов клиентов банка;
— прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
— прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
— формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
— контроль за своевременностью совершения платежей;
— подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
— ведение регистров бухгалтерского учета;
— подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.
Организация учетно-операционной работы в банке основывается:
— на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
— на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах. При этом установленные учетной политикой банка формы и методы обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета должны обеспечивать своевременное и правильное составление сводной отчетности банка;
— на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
— на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.
2. Организация бухгалтерской работы в банке
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— увести в штат должность бухгалтера;
— передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично.
Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.
Организация работы строится на следующих принципах:
— образуется единое бухгалтерское подразделение;
— все работники объединяются в группы;
— работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.
Обязанности работников бухгалтерии и распределение счетов, которые они обслуживают определяет главный бухгалтер банка. Распределение закрепляется в письменном виде в специальной книге. Банк самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, времени, в течение которого обслуживаются клиенты и оформляются документы.
Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.
Структура построения и распределение обязанностей внутри бухгалтерии банка зависит от количества обслуживаемых клиентов и видов выполняемых услуг. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю банка.
За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности отвечает главный бухгалтер кредитной организации. Кроме того, главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций по законодательству РФ, указаниям ЦБ РФ, контроль за движением имущества и выполненных обязательств.
В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер сообщает руководителю банка и только после его письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его.
За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров и т.д.).
3. Организация документооборота в банке
Система документооборота, претендующая на интегрирующую роль в современном банке, должна: позволять интегрировать различные подразделения и организации в рамках одного бизнес-процесса; реализовывать стандартные, шаблонные бизнес-процессы; реализовывать гибкие, настраиваемые индивидуально процессы и маршруты.
В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:
1. Дополнительный контроль документов.
Любой подготовленный документ всегда проходит стадию дополнительного контроля, маршрутизация которой определяется как действующей нормативно-законодательной базой, так и существующими в банке технологией обработки документов. Пройдя все необходимые стадии, документ попадет на контроль и исполнение ответственному исполнителю с правом единоличной подписи.
2. Обработка документа.
В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.
Организация документооборота в банке предусматривает определенные этапы обработки документов, служащих основанием для совершения операций по балансу банка.
Технология организации проверки корректности и установки разрешения совершения с документом тех или иных действий предусматривает настройку функций контроля за денежными переводами, формируемыми ответственными исполнителями, когда за конкретным исполнителем закрепляется контролер, причем наряду с выполнением специфических функций авторизации денежных переводов, контролер может быть наделен функциями ответственного исполнителя по другим операциям, тогда функции контроля денежных переводов этого исполнителя выполняют другие лица. Отдельные документы до того, как они будут исполнены в балансе банка, подвергаются еще и дополнительному контролю со стороны контролирующих работников. По таким счетам исполнитель не может совершить проводку без участия другого работника.
Организация учетно-операционной работы позволяет всегда получить полную информацию об исполнителе по документу, исполнителе по счету, исполнителе по контролю по любому отдельно взятому документу.
Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.
2) Кассовые приходные.
4) Документы по межбанковским и межгосударственным расчетам.
Исполненные платежные документы хранятся в электронной форме на магнитных или иных видах носителей и не требуют распечатки или иного отображения содержания электронного платежного документа на бумажном носителе с целью хранения.
Правила и сроки хранения электронных платежных документов устанавливаются внутренними документами банка, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях бухгалтерского учета банк вправе формировать общую справку исполненных электронных платежных документов и использовать ее для выверки учетных записей, формирования мемориальных документов, а также других целей бухгалтерского учета, предусмотренных внутренними правилами учета.
Руководители банка обязаны проверять своевременность составления баланса и отчетности, осуществлять контроль за: своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, использованием расчетно-кассовых документов по назначению, хранением и использованием печатей, штампов и бланков, чтобы исключить их утерю или использования в целях злоупотребления.
Внутрибанковский контроль за совершенными операциями подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса). Особенно важен своевременный предварительный контроль, который осуществляется через контрольные подписи.
Все бухгалтерские операции, совершенные за предыдущий день, должны быть полностью проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета.
Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Контроль должен быть направлен на: обеспечение сохранности средств и ценностей; соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление или выдачу средств; перечисление или зачисление, в точном соответствии с реквизитами, средств, указанными в платежных (расчетных) документах, принимаемых к исполнению.
Методы и технические средства для осуществления внутреннего контроля определяет сама кредитная организация, исходя из условий работы, характера операций и их объема.
Контроль может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств.
По операциям, требующим дополнительного контроля, не допускается их единоличное исполнение одним работником бухгалтерии. Организация контроля и повседневное наблюдение за осуществлением контроля возлагается на главного бухгалтера.
Необходимо проанализировать работу одного из коммерческих банков. Анализ выполняется на основе баланса банка и отчета о прибылях и убытках в следующем порядке:
1. Определить структуру активов и пассивов баланса коммерческого банка. Выделить в активах и пассивах статьи, занимающие наибольший удельный вес.
2. Определить структуру доходов и расходов коммерческого банка. Выделить статьи доходов, занимающие наибольший удельный вес в формировании доходов банка.
3. Рассчитать прибыль от различных видов деятельности банка и экономические показатели:
— рентабельность: прибыль / активы * 100%;
— прибыль в доходе: прибыль / доходы * 100%;
— доходность активов: доходы / активы * 100%;
— коэффициент надежности: собственные средства / привлеченные средства;
— коэффициент доходности: прибыль / уставный капитал.
4. Определить, в каком году банк работал эффективнее. Сделать выводы.
Структура активов и пассивов баланса ОАО «Далькомбанк» представлена в таблице 1.
Наибольший удельный вес в составе активов банка составили денежные средства и чистая ссудная задолженность.
Учетно-операционная работа в банке
Организационная структура банка ОАО «ВТБ». Основные задачи учетно-операционной работы. Документация, документооборот и порядок хранения в банке. Качественная стандартизация деятельности организации. Основные формы отчетности кредитной организации.
Развитие российской экономики напрямую зависит от состояния банковской системы, финансирования и обслуживания предприятий коммерческими банками. Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого положения самих банков.
Практически с самого своего основания российские банки функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке. С другой стороны быстрое развитие российского финансового рынка на фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и кризисные ситуации, опыта, преодоления которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием комплексных и современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.
Целью написания данной работы является отчет по производственной практике, описание места прохождения практики, анализ его целей, функционирования, экономических результатов и т.д.
Целью прохождения практики является:
закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам;
знакомство с реальной практической работой банка;
приобретение навыков практической работы.
Задачами практики являются:
изучение организационной структуры базы практики, особенностей функционирования объекта, представление организационных структур в виде схем;
анализ функций банка;
изучение конкретной финансовой, производственной и другой деловой документации;
знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды.
При написании данной работы пользовались различные источники, такие как конкретная финансовая, производственная и другая деловая документация, средства массовой информации, Интернет и собственные наблюдения в ходе практики.
1. Организационная структура банка ОАО «ВТБ»
Банк ВТБ и его дочерние банки (группа ВТБ или Группа) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ и Грузии, странах Западной Европы, Азии и Африки.
Основные направления бизнеса группы ВТБ представлены тремя блоками: корпоративным, розничным и инвестиционным.
В России Группа осуществляет банковские операции через один материнский (банк ВТБ) и пять дочерних банков, крупнейшими из которых являются ВТБ24, Банк Москвы и ТрансКредитБанк.
В октябре 2010 года Банк отметил свое 20-летие и сегодня стремительно развивается. Стратегия Группы 2010-2013 направлена на рост капитализации и существенное повышение эффективности бизнеса.
Приоритетной задачей ВТБ всегда являлось и остается предоставление банковских услуг высочайшего качества при обеспечении бесперебойного обслуживания клиентов. Выполнение этой задачи было обеспечено и в условиях финансового кризиса 1998 года, когда Внешторгбанк одним из немногих крупных российских банков продолжал полномасштабную банковскую деятельность и своевременно осуществлял все расчеты и платежи как по операциям своих клиентов, так и по собственным обязательствам перед вкладчиками и кредиторами, в том числе иностранными.
К 2011 году в группе ВТБ сформирована система управления по модели «Стратегический холдинг», которая предусматривает:
· наличие единой стратегии развития компаний группы ВТБ;
· централизованное управление финансовой эффективностью и рисками;
· унифицированные системы контроля;
· координацию процессов планирования и отчетности;
· фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработку единых стандартов.
Действующая система управления предусматривает осуществление руководства по двум направлениям:
Организационная структура группы ВТБ включая субхолдинг VTB Bank (Austria) AG и Vietnam-Russia Joint Venture Bank по состоянию на 29.06.2011.
VRB не входит в группу ВТБ, но ввиду значительного пакета акций, принадлежащего ВТБ, Банк оказывает на его деятельность существенное влияние.
С точки зрения степени интеграции в группе ВТБ используется модель «стратегического холдинга», предполагающая в первую очередь общее стратегическое видение, передачу концепций и лучших практик при ограниченном уровне интеграции и централизации процессов. В частности, модель управления предполагает наличие в группе ВТБ единой стратегии развития компаний, единый бренд, централизованное управление финансовой эффективностью и рисками, координацию процессов планирования и отчетности, фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработке единых стандартов.
В группе ВТБ действует матричная система управления, согласно которой управление осуществляется по двум направлениям:
ВТБ начал свою работу в Ростове-на-Дону в июле 1999 года. Сегодня, имея многочисленные дополнительные офисы по Ростовской области, банк является активным участником финансово-экономического рынка региона, внося существенный вклад в его комплексное развитие. Клиентская база насчитывает около 4000 корпоративных клиентов, представляющих все отрасли хозяйствования области.
Наибольший удельный вес 70% в структуре остатков по расчетным и текущим счетам занимают средства региональных клиентов, что свидетельствует о хорошей диверсификации клиентского портфеля и устойчивости ресурсной базы филиала к колебаниям остатков на счетах крупных клиентов. Срочные пассивы корпоративной клиентуры в равной пропорции распределены между клиентами крупного и среднего бизнеса. В результате применения новой модели за 1 квартал 2011 года кредитный портфель филиала по региональным клиентам увеличился на 50%.
Сотрудничество с предприятиями теплоэнергетики является одним из приоритетных направлений деятельности филиала.
2. Организация учетно-операционной работы в ОАО «ВТБ»
Основными задачами учетно-операционной работы являются:
— своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
— предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
— сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
К учетно-операционной работе относятся:
— открытие и ведение счетов клиентов банка;
— прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
— прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
— формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
— контроль за своевременностью совершения платежей;
— подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
— ведение регистров бухгалтерского учета;
— подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.
Организация учетно-операционной работы в банке основывается:
— на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
— на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах.
— на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
— на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.
Организация бухгалтерской работы в банке
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— увести в штат должность бухгалтера;
— передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично.
Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.
Организация работы строится на следующих принципах:
— образуется единое бухгалтерское подразделение;
— все работники объединяются в группы;
— работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.
Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.
В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров и т.д.).
Организация документооборота в банке
Система документооборота, претендующая на интегрирующую роль в современном банке, должна: позволять интегрировать различные подразделения и организации в рамках одного бизнес-процесса; реализовывать стандартные, шаблонные бизнес-процессы; реализовывать гибкие, настраиваемые индивидуально процессы и маршруты.
В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:
1. Дополнительный контроль документов.
Любой подготовленный документ всегда проходит стадию дополнительного контроля, маршрутизация которой определяется как действующей нормативно-законодательной базой, так и существующими в банке технологией обработки документов. Пройдя все необходимые стадии, документ попадет на контроль и исполнение ответственному исполнителю с правом единоличной подписи.
2. Обработка документа.
В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо, обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.
Организация документооборота в банке предусматривает определенные этапы обработки документов, служащих основанием для совершения операций по балансу банка.
Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.
1) Мемориальные. 2) Кассовые приходные. 3) Внебалансовые. 4) Документы по межбанковским и межгосударственным расчетам.
Руководители банка обязаны проверять своевременность составления баланса и отчетности, осуществлять контроль за: своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, использованием расчетно-кассовых документов по назначению, хранением и использованием печатей, штампов и бланков, чтобы исключить их утерю или использования в целях злоупотребления.
3. Документация, документооборот и порядок хранения в банке ОАО «ВТБ»
В банковской деятельности используются самые разные документы (директивные, юридические, плановые).
Документы, которые используются в учетно-операционной работе, относятся к особому виду банковских документов.
— то, что является основанием для операции отражения в учете банка;
— то, на основе чего совершаются бухгалтерские записи;
— то, что подтверждает правильность совершенных операций и их отражения в учете.
В составе документов выделяют те, которые содержат эти записи (мемориальные документы), и те, которые раскрывают содержание этих записей, подтверждают их правильность и достоверность (первичные документы).
К числу мемориальных документов относятся расчетно-денежные документы, мемориальные документы, кассовые и внебалансовые ордера. Приложение 2.
Первичные документы, как правило, прилагаются к мемориальным документам. В последних делается запись о прилагающихся первичных документах. В случае, если первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, в мемориальных документах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки.
Все мемориальные документы с приложенными первичными документами, подтверждающие совершение банком операций за данный день, называются документами дня.
Совокупность мемориальных и первичных документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образует банковскую документацию.
Виды мемориальных банковских документов:
— расчетные (поручения, требования, чеки, аккредитивы, платежные ордера, авизо, ордера-распоряжения кредитного отдела);
— кассовые (объявления, денежные чеки, приходные, расходные ордера);
— документы по внутрибанковским операциям (мемориальные ордера).
Расчетные, кассовые, кредитные и другие операции совершаются в банках и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-денежных документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Применение бланков не установленной формы или замена бланка одной формы другой формы может привести к неправильному отражению операций.
Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. Требования к реквизитам документа содержатся в законе «О бухгалтерском учете».
Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:
— наименование клиента (ИНН) и его банка (БИК);
— наименование контрагента (ИНН) и его банка (БИК);
— сумму (числом и прописью);
— коды технической обработки;
— подписи ответственных лиц клиента и оттиск его печати;
— подписи работников банка, проверивших документ.
Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции в банке. Работники банка, которые подписали какой-либо расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники банка, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.
Порядок осуществления документооборота и его графики разрабатываются банком самостоятельно и утверждаются руководителем банка.
Документооборот по расчетам между банками в банках и расчетно-кассовых центрах организуется в соответствии с Положениями «Об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации» и «Об организации расчетов между банками».
4. Информационное обеспечение учетно-операционной работы в банке ОАО «ВТБ»
Качественная стандартизация деятельности организации является одним из требований международных стандартов. Таким образом, важность и необходимость информационного обеспечения банковских технологий путем разработки внутренних нормативных документов очевидна.
Одним из направлений развития информационных технологий в банковских структурах является создание информационно-аналитических систем. С учетом того, что существует множество каналов услуг разного класса (системы «Клиент-Банк» и «Internet-банкинг» и др.), требующих наличия многих информационных баз данных, создание структурированного информационного поля в информационно-аналитических системах позволяет улучшить ориентирование в информационных базах данных и увеличить вероятность принятия верного решения.
Для осуществления внутрибанковского контроля директор ОАО «ВТБ» утверждает разработанный главным бухгалтером план последующих проверок учетно-операционной работы отдела бухгалтерского учета и операционного отдела «ОАО «ВТБ» на каждый квартал года. Осуществляется проверка мемориальных документов по валютным операциям, проверка начисления процентов по депозитам физических лиц, проверка своевременности перечисления сальдо документов и коммунальных платежей, проверка внутрибанковских документов, проверка правильности ведения налогового учета, проверка кассовых документов и правильности отражения по символам кассовых оборотов, проверка учета денежных книг в карточках образцов подписей, проверка правильности хранения и использования в работе печатей и штампов и т.д.
Для выполнения денежно-расчетных операций используется определенная документация а именно:
— Объявление на внесение наличности;
— Приходный кассовый ордер;
— Расходный кассовый ордер;
Расчеты с помощью системы «Операционный день»
Программно-технический комплекс «Операционный день» применяется для оперативного ведения клиентом своих счетов в ЗАО «ВТБ24» и обмена технологической информацией. Система» Операционный день » является составной частью программы автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов через системы автоматизации банка к системе электронных платежей или внутренней платежной системы и состоит из клиентской и банковской части.
Клиентская часть системы «Операционный день» обеспечивает автоматическое ведение текущего состояния счета клиента в банке. Электронные расчетные документы, представляемые клиентом в банк, должны соответствовать формату платежных документов системы электронных платежей с указанием электронных цифровых подписей ответственных лиц плательщика.
Банковская часть системы «Операционный день» обеспечивает проверку приведенных электронных подписей каждом электронном расчетному документу клиента и по платежному файлу.
Электронный расчетный документ имеет такие же реквизиты (например, платежное поручение), как и на бумажном носителе, кроме подписи клиента, который формируется в электронном виде и предусматривается в договоре, заключенном между банком и клиентом.
В конце дня по каждому отдельному клиенту формируется реестр принятых документов по системе «Операционный день», печатается и подшивается в документы дня.
Для открытия карточного счета в ЗАО «ВТБ24» и получения карточки необходимо предоставить Банку следующие документы:
2. копию документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, заменяющего), заверенную нотариально или сотрудником банка;
3. копию свидетельства о присвоении идентификационного кода плательщика налогов, заверенную нотариально или сотрудником банка;
4. копию заграничного паспорта (при наличии), заверенную нотариально или сотрудником банка;
При оформлении открытия счета в банке клиент также подписывает:
1. договор об открытии и обслуживании карточного счета;
2. правила пользования картой;
3. тарифы на обслуживание;
4. карточку с образцами подписей.
К лицевым счетам относят все счета низшего уровня, предназначенные для учета расчетов с физическими и юридическими лицами, включая финансовые, кредитные учреждения, а также органы государственной власти, в том числе и внутрибанковские счета, такие, как счета доходов, расходов, прибыли и убытков.
В памяти компьютера по лицевому счету хранится большее количество реквизитов, чем это отображается в выписке.
Данные по операциям лицевого счета должны быть доступны в течение года, а по завершении года, после проведения заключительных оборотов и получения всех отчетов, могут быть переписаны в архив. В связи с тем что количество операций по счетам различно, целесообразно хранить общие данные по лицевому счету и данные по операциям в разных файлах базы данных.
В упомянутых «Правилах ведения бухгалтерского учета» приведены также рекомендации по кодированию лицевых счетов.
Такую структуру кодовое обозначение лицевого счета имеет для корреспондентских, расчетных, текущих, кредитных счетов, счетов просроченных кредитов и процентов, а также некоторых других счетов. Некоторые счета могут иметь отличительные особенности в кодировании, например, в бюджетных счетах из семи последних разрядов первые три используются для кодирования символа бюджетной отчетности.
Вычисленное по выбранному алгоритму значение ключа записывается в кодовое обозначение лицевого счета по соответствующему разряду. При вводе кодового обозначения лицевого счета в компьютер он рассчитывает значение ключа по этому алгоритму и сравнивает с введенным значением ключа. При их несовпадении выдается сообщение об ошибке.
банк документооборот операционный кредитный
Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты обязательно должен проверять внешний аудитор.
Огромный объем сведений содержится в банковской бухгалтерской отчетности, которой называют совокупность бухгалтерской информации о финансово-хозяйственной деятельности банка соответствующего содержания и назначения, представленной на определенную дату.
Различают периодическую и годовую отчетность.
Годовая отчетность (форма 404,639,812,906,907,908) охватывает содержание, объем и результаты работы банка за отчетный год.
Отчетность (если рассматривать ее с позиции пользователей) подразделяется на официальную (внешнюю) и управленческую (внутреннюю) так же, как и бухгалтерский учет.
В состав годового отчета российских коммерческих банков включаются следующие формы: бухгалтерский баланс в виде оборотной ведомости (по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов); отчет о прибылях и убытках; данные об использовании прибыли и фондов, из нее создаваемых; расчет резерва под возможные потери по ссудам; размер собственного капитала банка; сведения о кредитной, ресурсной политике банка, его внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях; отчет о состоянии внутреннего контроля в банке; пояснительная записка. Годовой отчет банка подается в ЦБ РФ.
Кроме финансовой отчетности ежемесячно рассчитываются и представляются в Банк России экономические нормативы деятельности банка. Сведения, характеризующие кредитный портфель банка, подаются ежеквартально в ЦБ РФ. Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ. Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней и представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.
Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, детальное исследование которых и выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. От качества активов в значительной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд.
6. Аналитическая работа в Банке ОАО «ВТБ»
Себестоимость работы Банка ВТБ24 с одним клиентом к концу 2012 года должна снизиться вдвое.
ВТБ планирует к концу 2012 года увеличить до более 75% долю клиентских транзакций по типовым операциям физических лиц через дистанционные каналы обслуживания по сравнению с 60% в настоящее время.
ВТБ стремится увеличить количество продаваемых банком продуктов одному клиенту. Так, если в 2010 году на одного клиента приходилось порядка 1,8 продукта, а в 2011 году этот показатель приближается к 2,5, то к концу 2012 года банк рассчитывает продавать одному клиенту 3-3,5 продукта.
В этой связи Банк расширяет сеть банкоматов, работает над улучшением интерфейса каналов дистанционного обслуживания клиентов. В частности, в 2012 году ВТБ планирует предоставить своим клиентам возможность осуществлять через Интернет-банк все услуги, которые банк в настоящее время предоставляет клиентам в отделениях.
Кроме того, ВТБ работает над созданием специальных программ для работы со своими услугами через Интернет с помощью мобильных телефонов.
ВТБ24 также расширяет сеть банкоматов. Так, если в настоящее время их число приближается к 5 тыс., то к концу 2012 года банк планирует увеличить их число до порядка 10 тысяч.
Банк планирует удвоить клиентскую базу к 2013 году, при этом за счет перевода клиентов на дистанционные каналы обслуживания ВТБ планирует улучшить показатель cost/income. Банк планирует снизить этот показатель к концу 2012 года на несколько процентных пунктов.
Итак, наблюдается тенденция снижения общей рентабельности. Доходность активов составляла 0,67 руб. при дальнейшем уменьшении до 0,22 руб., но в 2010 году положение улучшилось и данный показатель составил 0,7 руб. Отдача же каждого вложенного рубля собственного капитала составляла и 1,64 и 7,9 в 2010 и в 2011 гг. соответственно. В анализируемый период руководству банка следовало оценить колеблющиеся показатели доходности, пересмотреть свою политику по привлечению ресурсов. Для дальнейшего развития и бесперебойной работы банк принял соответствующие мероприятия и повысил показатели доходности, несмотря на кризисную ситуацию.
Из вышесказанного следует, что Банк ВТБ занимает достаточно устойчивые позиции на рынке банковских услуг. Выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя клиентам разнообразные услуги, Банк ВТБ должен постоянно контролировать состояние своих пассивов, следить за наличием свободных ресурсов, сроками востребования депозитов, стоимостью привлекаемых капиталов. Если приток ресурсов замедляется, банк должен пересмотреть свою политику в области активных операций. Связь между активными и пассивными операциями банка чрезвычайно сложна. Если возрастет стоимость ресурсов, прибыль снизится и в результате банку будет необходим поиск более выгодных сфер вложения капитала. Поэтому необходима четкая координация всех сфер банковской деятельности. При этом надо соблюдать основные принципы:
— не направлять все ресурсы в однотипные операции или ограниченному числу заемщиков;
— ограничивать средне- и долгосрочные кредиты тогда, когда большая часть привлеченных средств носит в основном краткосрочный характер;
— использовать значительную часть краткосрочных вкладов для вложений, так как у банка всегда остается определенная сумма средств для ежедневных выплат.
Итак, для поддержания стабильности и устойчивых позиций на рынке банковских услуг руководству Банка ВТБ необходимо более тщательно отслеживать складывающуюся конъюнктуру рынка и более гибко и оперативно реагировать на ее изменения.
1. Федеральный закон от 28.09.2010 №243-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
5. Гиляровская Л.И. Экономический анализ: Учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
15. Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности / Бухгалтерский учет. 2009 г.
17. Бухгалтерский баланс ОАО Банк ВТБ в г. Ростов-на-Дону на 01.01.2011;
18. Сведения об обязательных нормативах ОАО Банк ВТБ редакция 01.01.2010, последние изменения 01.01.2012;
Подобные документы
Понятие учетно-операционной работы банка, ее цели и задачи. Банковская документация: виды, хранение, контроль. Аналитический и синтетический учет, оформление корреспондентских отношений; порядок открытия, ведения и закрытия счетов банковским клиентам.
контрольная работа [34,7 K], добавлен 24.03.2012
Организация работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации. Основные направления в организации деятельности банка по обслуживанию клиентов и перспективы их развития. Режим работы расчетного, текущего, накопительного счета клиента.
курсовая работа [46,3 K], добавлен 20.04.2011
Правовые основы деятельности банка, его организационная структура. Работа банка АСБ «Беларусбанк» с клиентами. Основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета в банке. Состав годового отчета. Анализ финансового состояния организации.
отчет по практике [984,9 K], добавлен 22.11.2013
Организация и содержание учетно-операционной работы, кредитной деятельности банка. Особенности осуществления депозитных, кассовых, валютных операций. Порядок предоставления банковских услуг. Инвестиционная деятельность банка и операции с ценными бумагами.
отчет по практике [117,9 K], добавлен 09.06.2013
Документы, которые используются в учетно-операционной работе банка. Виды и формы банковских документов, особенности их оформления. Внедрение автоматизированной банковской системы обработки документации. Задачи автоматизации документооборота по отделам.
реферат [288,5 K], добавлен 12.10.2010
Системы внутреннего контроля: контрольная среда, регламентация, мониторинг. Характеристика процесса организации контроля в банке. Схема подотчетности субъектов системы кредитной организации. Основные виды мошенничества со стороны сотрудников банка.
презентация [574,5 K], добавлен 11.10.2016
Необходимость, содержание и задачи финансового планирования в коммерческом банке. Системы финансирования планов. Основные финансовые планы, разрабатываемые и исполняемые в коммерческом банке. Методика анализа и планирования расходов коммерческого банка.
курсовая работа [363,4 K], добавлен 10.03.2014
Ознакомление с кредитной организацией ОАО «Сбербанк России». Цели и предмет деятельности коммерческого банка. Организация учетно-операционной работы. Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Кассовые и депозитные операции.
отчет по практике [975,0 K], добавлен 08.12.2014
Основные принципы и понятия организации учета имущества кредитной организации. Нормативно-правовое обеспечение учета имущества в банке и основные положения, применяемые при этом. Особенности учета нематериальных активов и материальных запасов банка.
курсовая работа [41,5 K], добавлен 10.06.2013
Внутренние и внешние подразделения, организационная структура банка. Особенности организации и управления процессом маркетинга в коммерческом банке. Виды валютных счетов юридических лиц. Основные виды бюрократических организационных структур банка.
контрольная работа [28,0 K], добавлен 11.07.2011