На чем основывается воспитание физических качеств
Воспитание физических качеств
Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая, не менее существенная сторона физического воспитания — целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств, к которым относятся выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость.
Выносливость — способность совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Выносливость проявляется при мышечной и умственной работе, при работе в условиях с пониженным атмосферным давлением, в холоде и жаре, при болевых раздражениях, различных ядах и т.д., различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — способность человека совершать динамическую работу в течение длительного времени (бег, ходьба, плавание). Упражнения, направленные на совершенствование общей выносливости оказывают тренирующее воздействие на системы кровообращения, дыхания, теплорегуляции, обмен веществ. Специальной называют выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации. Скоростная выносливость — способность поддерживать высокий темп движений при очень быстром передвижении на короткие дистанции. Статическая выносливость — способность к непрерывному длительному поддержанию мышечных усилий. Силовая выносливость — способность сохранять работоспособность при динамической работе со значительными нагрузками.
Если в работе задействовано 2/3 и более мышц, выносливость называют тотальной (бег на лыжах), от 1/3 до 2/3мышц — региональной (приседания) и если менее 1/3 мышц — локальной (работа сидя руками). Выносливость самое «тренируемое» качество. Выносливость отдельных мышечных групп может быть увеличена в 9—20 раз. Есть люди, способные за 24 часа пробежать 270 км или проплыть 88 км.
Общая выносливость определяется аэробными возможностями организма. Способность потреблять кислород характеризует показатель максимального потребления кислорода (МПК). Поскольку вес у людей разный, МПК измеряется в мл/мин/кг. У нетренированных людей этот показатель равен 40—45 мл/мин/кг, у тренированных — до 80 мл/мин/кг.
Для развития общей выносливости используются длительные физические упражнения умеренной и переменой интенсивности (бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры), специальные дыхательные упражнения (задержка дыхания в покое и при выполнении упражнений). Факторы внешней среды (горы, барокамера, повышенная температура).
Методы воспитания выносливости: непрерывный (длительный бег); повторно-интервальный, в котором регламентируется интенсивность упражнения, продолжительность рабочих фаз, число повторений, длительность и форма отдыха (например, пробегание 20 раз по 400 м за 70 с через 200 м медленного бега); круговая тренировка; спортивные игры.
Сила — способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию. Силовые способности характеризуют факторы:
– личностно-психические (в том числе эмоции);
– собственно-мышечные (физиологический поперечник мышц).
Различают несколько типов (видов) силовых способностей. Собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях), определяются объемом мышц. Скоростно-силовые («динамическая» сила в быстрых движениях, «взрывная» сила — прыжки в длину и высоту, метания). Силовая выносливость (рассмотрена выше).
Наивысшие показатели силы проявляются в 25—30 лет, наивысшие темпы прироста — в 13—14 и 16—18 лет.
Упражнения, направленные на развитие силовых способностей, подразделяются на две группы.
1. Упражнения с внешним отягощением. Кэтой группе относятся упражнения со строго дозируемым отягощением (с гантелями, гирями, штангой) и нестрого дозируемым (противодействие партнера, условия внешней среды — вода, снег, песок, гора, подручные предметы — бревна, резина, камни).
2. Упражнения с самоотягощением — вес собственного тела (приседания, подтягивания, прыжки).
По режиму функционирования мышц силовые упражнения подразделяются на динамические (преодолевающие, уступающие) и статические.
Наиболее распространенные методы развития силовых способностей:
1. Метод максимальных усилий. Направлен на развитие максимальной динамической силы. Вес снарядов — не менее 90% максимального тренировочного (МТ). В каждом упражнении выполняется
5—6 серий по 1—3 повторения. Отдых между сериями 4—8 мин.
2. Метод повторных усилий («до отказа»). Эффективен при наращивании мышечной массы. Вес снарядов — 30—70% МТ. В каждом упражнении выполняется 3—6 серий по 4—12 повторений через 2—4 мин отдыха между сериями упражнений (неполное восстановление).
3. Метод динамических усилий. Применяется при развитии скоростно-силовых качеств. Вес снарядов — до 30% МТ. Выполняется
3—6 серий по 15—25 повторений в максимально быстром темпе через 2—4 мин отдыха.
4. Изометрический (статический) метод. Развивает статическую силу и способствует наращиванию мышечной массы. Выполняется 3—5 максимальных напряжений по 4—6 с через 30—60 мин отдыха. Весь комплекс изометрических упражнений, включающий 5—6 упражнений, может быть выполнен за 5—10 мин.
При подборе силовых упражнений целесообразно большее внимание уделять упражнениям, развивающим мышцы живота и спины. Силовые упражнения приводят к гипертрофии мышц, укрепляют костный и суставно-связочный аппарат, повышают в мышцах химический потенциал, увеличивают концентрацию сократительного белка — миозина. Появляется способность сокращать одновременно большое количество двигательных функциональных единиц.
После 10—20 тренировочных занятий сила отдельных мышечных групп может повыситься на 35—80%. В большей степени этому способствуют статические упражнения.
Быстрота — комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
При оценке проявлений быстроты различают:
1) быстроту реакции;
2) скорость одиночного движения;
3) частоту движений.
Наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег плавание), а не элементарные проявления быстроты. Для развития быстроты используют упражнения с максимальной скоростью (прыжки, метания, бег), подвижные и спортивные игры. Специальные упражнения, направленные на развитие быстроты, можно подразделить на две группы:
1) повторные упражнения в максимально быстром темпе в облегченных условиях (бег на коротких дистанциях, бег под уклон, метание облегченных снарядов);
2) повторные упражнения в максимально быстром темпе в затрудненных условиях (увеличение отрезков дистанции бег в подъем, метание утяжеленных снарядов).
Скоростные упражнения позволяют повысить подвижность нервных процессов, обеспечить возможность быстрого чередования процессов возбуждения и торможения.
Многократное повторение упражнений может привести к стабилизации параметров движений и образованию так называемого «скоростного барьера», мешающего повышению скоростных возможностей. Одно из условий в борьбе со стабилизацией движений — всесторонняя физическая подготовка на протяжении нескольких лет.
Ловкость — способность управлять своими движениями во времени и в пространстве, быстро овладевать новыми движениями, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
К физическим упражнениям и условиям их выполнения, способствующим совершенствованию координационных способностей, относятся: упражнения со сложной координацией; новизна в упражнении, хотя бы частичная; уменьшение площади опоры; неустойчивая опора; снижение зрительного контроля; введение сбивающего противодействия партнера; зеркальное выполнение упражнений.
Развитию ловкости нужно уделять время до 15 минут в первой трети тренировочного занятия.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, способствуют повышению пластичности нервных процессов и совершенствуют способность осуществлять новые двигательные действия на основе ранее выполняемых двигательных актов.
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил — тяжести, усилий партнера и т.д.).
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Степень проявления гибкости зависит от температуры внешней среды: при повышенной температуре гибкость увеличивается. На гибкости больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем у взрослых.
Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения — маховые пружинящие движения, упражнения с партнером, с отягощением, с большой амплитудой, у дополнительной опоры. Выполняют упражнения после разминки, до легких болевых ощущений. Эффективно воспитание гибкости два раза в день по несколько серий. Обычно достаточно 4—10 недель, чтобы добиться увеличения амплитуды движений до размеров, близких к предельным.
Специфика вида спорта в процессе физического воспитания накладывает отпечаток на требования к психике занимающихся этим видом спорта.
У людей, занимающихся боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, метаниями, спринтом, вырабатываются независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение в нужный момент сконцентрировать силы. Но им свойственны недоверчивость, упрямство, склонность к конфликтам.
Виды спорта, предъявляющие повышенные требования к качеству выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжный спорт, велосипедный спорт, плавание на длинные дистанции), вырабатывают способность переносить большие нагрузки, отсутствие мнительности, умение подчинить личные интересы общественным, но в то же время специализирующиеся в этих видах спорта зачастую не достаточно уверены в своих силах, нуждаются в лидере.
Спортивные игры, единоборства, сложнокоординационные виды спорта совершенствуют быстроту мышления, внимание, настойчивость, решительность, смелость, эмоциональную устойчивость, быстроту и точность двигательной реакции.
Физические качества человека, средства и методы их воспитания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ
Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию. Способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств. Физическая культура, как общественное явление, занимала важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.
Физическими качествами человека называют отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки, которыми люди наделены с момента их рождения. Физические качества человека претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Но эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическими упражнениями. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких- либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.
В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитать преимущественно одно или несколько физических качеств. Например: бегуну на короткие дистанции, необходимы преимущественно быстрота и сила, штангисту – сила, акробату – ловкость и т.д. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Средствами воспитания силы являются упражнения, при выполнении которых преодолевается сопротивление различных отягощений (штанга, гири, гантели и т.п.), упругих предметов (эспандер, резиновый жгут), массы собственного тела (подтягивание, приседания), массы партнера и др. Методами воспитания силы являются:
— метод максимальных усилий (выполнение упражнений с малыми отягощениями и многократными повторениями)
— метод динамических усилий (выполнение упражнений с отягощениями разной массы, поднимание их с большей скоростью).
Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок. Средствами воспитания быстроты будут движения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Применяются простые по координации упражнения, но их выполнение не должно быть продолжительным. Методы, используемые для воспитания быстроты:
— затрудненных условий (отягощения)
— облегченных условий (лидирование, бег под уклон, метание облегченных снарядов)
— выполнение упражнений при эмоционально насыщенных условиях (подвижные игры, спортивные игры, бег на местности).
Выносливость – это способность человека совершать работу заданной интенсивности в течении возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, по другому выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению.
Различают два вида выносливости:
Под общей выносливостью понимается способность человек продолжительное время выполнять физическую работу умеренной интенсивности (плавание, спортивная ходьба и т.п.).
Под специальной выносливостью понимается способность человека длительное время поддерживать работоспособность в определенном виде физических упражнений (специальная выносливость бегуна, пловца, лыжника).
Общая выносливость воспитывается равномерным методом, специальная – переменным, интервальным и соревновательным методом.
Ловкость – это способность человека перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Эффективными средствами воспитания ловкости являются подвижные и спортивные игры, борьба, акробатика и др. При воспитании ловкости используются методы:
— выполнение упражнений в необычных сочетаниях;
— усложнение упражнений дополнительными движениями;
— смена способов выполнения упражнений и др.
Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой. Для воспитания гибкости используют:
— активные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой (наклоны туловища назад до отказа, маховые и пружинящие движения – махи ногами, пружинящие наклоны туловища в стороны);
— задания с предметными ориентирами (взмахнуть ногой до висящего мяча);
— упражнения с активной помощью партнера и др.
Физические качества не воспитываются по отдельности, совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения, так же эффективно, как, к примеру боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы сможет привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Поэтому считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.
Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Их число очень велико. Известно несколько классификаций по различным признакам. Одно из классификаций – группировка упражнений по тем физическим качествам, которые они преимущественно воспитывают. Выделяют:
— скоростно-силовые упражнения (спринтерский бег, прыжки, метание и др.);
— упражнения на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание);
— упражнения на координацию (акробатика, прыжки в воду, фигурное катание) и др.
Для воспитания физических качеств используются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой.
Равномерный метод – характеризуется относительно постоянной интенсивностью тренировочной работы. В практике мы применяем два его варианта:
работа предельной интенсивности на дистанции (бег 1500 м).
длительная непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая на более длительной дистанции (бег на 8000 м).
Первый вариант применяется для воспитания специальной выносливости, второй – для воспитания общей выносливости.
Переменный метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Различные соотношения интенсивной и умеренной работы и составляют суть этого метода. Из всех вариантов этого метода наиболее известен такой, как игра скоростей, когда например бег выполняется с разной скоростью и чередуется с различными прыжковыми или имитационными упражнениями.
Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми разнообразными. В зависимости от задач тренировочного процесса, периода тренировки и готовности спортсмена определяется скорость, с которой должны преодолеваться эти отрезки. Например, повторная работа на коротких отрезках чаще всего направлена на воспитание скоростно-силовых качеств, поэтому применяется бег с предельной или около предельной скоростью.
Интервальный метод отличается от повторного тем, что те же самые нагрузки выполняются с жестко заданными интервалами отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются (например, 3х 600 м через 6 мин. отдыха). интервальный метод применяется в основном для воспитания выносливости, как общей, так и специальной.
Игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность и др. Высокая эффективность метода объясняется тем положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.
Соревновательный метод – это выполнение упражнений в условиях, близких к соревнованиям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств, для тактической подготовки к предстоящим соревнованиям.
В процессе систематических занятий физической культурой человек приобретает полезные знания, укрепляет здоровье, совершенствует двигательные способности, улучшает телосложение. Кроме того, повышается быстрота мышления и двигательной реакции, укрепляется воля. Благодаря физическому воспитанию человек приобретает эстетические и нравственные ценности.
Основы воспитания физических качеств
Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны врожденных двигательных способностей человека. Каждое двигательное действие может быть охарактеризовано какой-то степенью проявляемых при силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Проявляясь в ходе любой двигательной деятельности, перечисленные качества характеризуют внутреннюю (функциональную) сторону физического развития человека.
Биологической основой проявления и изменения уровня развития физических качеств служат процессы обмена веществ и адаптации к меняющимся условиям внешней (окружающей человека) среды и внутренней среды организма.
Процесс развития физических качеств подчинен не только наследственной, но и социальной тенденции. Дело в том, что данный процесс в значительной степени зависит от условий жизни и двигательной деятельности индивида. Поэтому, если говорить об управлении этим процессом, то надо иметь ввиду рационально организованную двигательную деятельность.
Важно отметить, что высокая двигательная деятельность в возрастные периоды интенсивного естественного роста физических качеств существенно повышает уровень их физического развития. Поэтому важно знать чувствительные (сенситивные) периоды наиболее бурного естественного развития каждого из физических качеств.
За положительными или отрицательными изменениями уровня развития физических качеств стоят морфологические, физиологические и биохимические перестройки в функциональных системах организма, и в первую очередь, в мышечной. Значительную роль в этих процессах играют психические свойства человека и, прежде всего, его интеллектуальная и волевая сфера. Все физические качества тесно взаимосвязаны и в ходе двигательной деятельности проявляются комплексно. Поэтому их принято рассматривать по отдельности лишь в дидактических (образовательных) целях.
К физическим (двигательным) качествам относят:
Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.
1. Методические особенности воспитания силы
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением – силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
В качестве внешнего сопротивления обычно используют:
· сопротивление упругих предметов;
· сопротивление внешней среды.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела.
Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.
Наиболее распространенными методами силовой подготовки являются:
· метод максимальных усилий;
· метод повторных усилий;
· метод динамических усилий;
· метод статических (изометрических) усилий;
Рассматривая динамический и статический методы развития силы, необходимо отметить, что при динамическом режиме работы мышц происходит достаточное кровоснабжение. Мышца функционирует как насос – при расслаблении наполняется кровью и получает кислород и питательные вещества. Во время статического усилия мышца постоянно напряжена и непрерывно давит на кровеносные сосуды. В результате она не получает кислород и питательные вещества. Это ограничивает продолжительность работы мышц.
Использование силовых упражнений позволяет одновременно с развитием силы увеличивать мышечную массу. Рост мускулатуры (или рабочая гипертрофия скелетных мышц) – следствие интенсивной силовой работы, характеризующейся определенными параметрами.
В процессе занятий с отягощениями выделяют две основные особенности:
Первая – это обеспечение внешней работы (разрушение белков преобладает над их образованием).
Вторая – обеспечение пластического обмена (обновление клеточных структур живого организма, с преобладанием процесса образования белков).
В обычных условиях эти процессы сбалансированы и уравновешены, что и определяет практически постоянный объем мышечной массы. Но во время интенсивной силовой работы равновесие нарушается и расщепление белков начинает преобладать над их восстановлением. Однако процесс расщепления всегда усиливает процесс восстановления. Поэтому сразу после работы происходитвосстановление и сверхвосстановление (суперкомпенсация) белковых структур, что будет приводить к увеличению мышечной массы. Для того чтобы обеспечить суперкомпенсацию, необходимо создать определенной интенсивности работу. Считается, что силовые упражнения должны вызывать достаточно большое, но не предельное мышечное напряжение (70-75% от максимума) и их продолжительность должна быть настолько короткой, чтобы энергообеспечение осуществлялось за счет анаэробных механизмов, и в тоже время настолько длинной, чтобы обменные процессы успели активизироваться.
Этим условиям отвечает работа с отягощением, позволяющим выполнить упражнение 6-10 раз. Продолжительность работы в одном подходе 30-60 с, т.е. упражнение выполняется достаточно медленно, жимом. В зависимости от подготовленности занимающихся количество подходов на одно упражнение от 4 до 10, а количество упражнений – около 10.
Применение несколько больших отягощений, позволяющих выполнить силовое упражнение 5-6 раз – это промежуточный вариант между развитием силы и мышечной массы.
Меньшее отягощение, дающее возможность выполнить упражнение 12-15 раз и больше, применяется в основном для улучшения рельефа мышц и при этом развивается не столько сила, сколько силовая выносливость.
Для начинающих первые 2-3 месяца следует пользоваться снарядами такого веса, когда можно повторить упражнение 10-12 раз, а иногда – 15. Малые отягощения на первом этапе позволяют лучше освоить технику движений и создать необходимый фундамент для перехода к большим нагрузкам. Наибольший эффект в развитии силы для начинающих дают 3 занятия в неделю, а для квалифицированных – 4-5 занятий.
При занятиях силовыми упражнениями необходимо учитывать, что одностороннее увлечение ими может отрицательно сказываться на физической работоспособности.
2. Методические особенности воспитания быстроты
Быстрота – это способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.
Быстрота в отличие от других физических качеств менее всего поддается развитию и носит преимущественно врожденный характер. Выделяют следующие элементарные формы быстроты:
· время одиночного движения;
· частота движения или темп.
В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения).
Среди методов развития быстроты наибольшее распространение в практике физического воспитания получили повторный, переменный и соревновательный методы.
Повторный метод предполагает повторное выполнение упражнений с околопредельной и предельной скоростью. Отдых продолжается до восстановления. Упражнения повторяются до тех пор, пока скорость не начнет снижаться.
Переменный метод заключается в варьировании скорости и ускорения во время бега по дистанции.
Соревновательный метод предполагает выполнение упражнений на быстроту в условиях соревнований. Эмоциональный подъем на соревнованиях способствует мобилизации на максимальные проявления быстроты, позволяет выйти на новый рубеж скорости.
Для студентов, занимающихся физическими упражнениями в рамках учебного процесса, развитие быстроты связано, главным образом, с бегом.
Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью, а также с помощью скоростно-силовых упражнений для ациклических движений. При этом упражнения должны отвечать следующим требованиям:
· техника упражнений должна обеспечивать выполнение движений на предельных скоростях;
· упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися, чтобы не требовалось волевого усилия для их выполнения;
· продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы скорость не снижалась вследствие утомления – 20-22 с.
Основным средством отработки бега по дистанции является бег с максимальной скоростью. Такой бег выполняется 5-6 раз по 30-40 метров. В тренировке можно чередовать бег в обычных, облегченных (с горки, угол 4-5 градуса) и затрудненных (в горку или с сопротивлением) условиях.
Для развития скоростной выносливости рекомендуется пробегать большую дистанцию (120-150 м), когда очередная пробежка начинается при пульсе 120 уд/мин.
Для тренировки в беге на 100 метров следует использовать кроссы (6 км за 30 мин.), повторный бег на отрезках 200 м на 75% от максимально возможного. Наряду с беговыми упражнениями рекомендуется использовать спортивные игры (баскетбол, футбол).
Упрощенная методика для начинающих или слабо подготовленных студентов включает:
· повторный метод – в одном занятии 3-4 пробегания по 20-30 метров с максимальной скоростью и интервалами отдыха для восстановления пульса до 110-120 уд/мин;
· переменный метод – пробегание 2-х отрезков по 30 метров с максимальной скоростью и последующим переходом на спокойный бег 150-200 метров. Выполняется 3-4 подхода.
Для ощутимого сдвига в подготовленности такие тренировки рекомендуется проводить 3-4 раза в неделю.
3. Методические особенности воспитания выносливости
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности (способность противостоять утомлению).
В сравнении с силой и быстротой выносливость более сложное качество. Ее проявление зависит от согласованности в работе всех органов и систем тела. Выносливый организм должен располагать богатыми запасами энергии, уметь тратить эти ресурсы так, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества полезной работы.
При работе на выносливость выделяют две фазы:
1. Работа до появления чувства усталости.
2. Работа на фоне усталости, когда человек за счет волевого усилия поддерживает необходимый уровень качества и интенсивности.
На практике различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.
Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Для повышения уровня выносливости в циклических движениях аэробного характера (бег, плавание, бег на лыжах и т.д.) занимающимся рекомендуется применять интервальный, равномерный и переменный методы.
Интервальный метод. При его использовании необходимо руководствоваться следующими параметрами нагрузки:
· продолжительность отдельного упражнения не более 1-2 мин.;
· интервал отдыха – 45-90 с;
· ЧСС к концу работы 170-180 уд/мин.; к концу паузы – 120-130 уд/мин.
Равномерный метод. Тренировочная работа проводится при ЧСС 145-175 уд/мин. Продолжительность от 10 до 60-90 мин. Упражнение выполняется равномерно без ускорений и остановок.
Переменный метод. При выполнении упражнения чередуются отрезки с переменной скоростью. ЧСС к концу интенсивного отрезка 170-175 уд/мин., а к концу низко интенсивного – 140-145 уд/мин.
На начальном этапе подготовки (2-3 недели) тренировочное занятие может включать равномерный бег (кросс) продолжительностью 20-40 мин. – для студентов и 15-30 мин. – для студенток. Интенсивность небольшая – ЧСС не должна превышать 130 уд/мин. В дальнейшем при непосредственной подготовке к бегу на 2000 и 3000 метров тренировочное занятие может включать следующие упражнения:
В подготовительной части:
· легкий бег в течение 5-7 мин.;
· общеразвивающие гимнастические упражнения.
· специальные беговые упражнения (семенящий бег, бег с высоким поднимание бедра, со сгибанием ног назад и т.д.) по 2-3 раза по 30-40 м;
· бег со старта с ускорением. 4-5 раз по 50-60 м;
· интервальный бег: для студентов – 5-6 раз по 300-400 м быстрого бега через 300-400 м бега трусцой; для студенток – 5-6 раз по 200-300 метров быстрого бега через 200-300 метров бега трусцой;
В дальнейшем следует увеличивать продолжительность и интенсивность бега и включать в занятия контрольный и соревновательный бег на дистанциях, которые несколько короче или длиннее основных. Принимая во внимание ЧСС можно выделить 3 зоны мощности работы при упражнениях аэробного характера:
1. Поддержания уровня аэробных возможностей – 120-140 уд/мин.;
2. Повышения аэробных возможностей – 140-165 уд/мин.;
3. Максимального повышения аэробных возможностей – 165-180 уд/мин.
4. Методические особенности воспитания гибкости
Гибкость (подвижность в суставах) – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Выделяют две основные формы гибкости:
Активная форма гибкости характеризуется выполнением упражнения без посторонней помощи, а пассивная – под воздействием внешнего воздействия (партнер, отягощение).
Целенаправленные многолетние занятия физическими упражнениями для развития гибкости условно делят на 3 этапа:
На первом этапе решаются задачи улучшения общего уровня развития подвижности (активной и пассивной). На втором этапе уделяется внимание развитию подвижности применительно к конкретной спортивной двигательной деятельности. Третий этап характеризуется поддержанием подвижности в суставах на достигнутом уровне.
На всех отмеченных выше этапах применяются упражнения на развитие как активной, так и пассивной гибкости. Но необходимо учитывать, что развитию активной гибкости должно предшествовать развитие пассивной.
Для развития гибкости в основном используют:
· маховые (активные) движения с максимальной амплитудой;
· статические положения с максимальной амплитудой;
· пассивные движения с максимальной амплитудой.
Указанные виды движений лучше использовать комбинированно: 40% маховые; 40% пассивные и 20% статические.
Во время занятий необходимо соблюдать следующую последовательность: упражнения для суставов верхних конечностей и плечевого пояса; туловища, суставов нижних конечностей. Между упражнениями на гибкость целесообразно выполнять упражнения на расслабление. Через 1-2 месяца тренировки показатели гибкости могут улучшаться на 20-50 %.
Для новичков наибольший эффект дают 3-разовые занятия в неделю. При наступлении утомления, когда заметно снижается амплитуда движений, упражнение следует прекратить.
Для совмещенного развития силы и подвижности рекомендуется:
1. Сначала последовательно выполнять все упражнения на растягивание мышц, потом (в той же последовательности) силовые упражнения.
2. В ходе занятий чередовать упражнения на растягивание и для развития силы мышц. Смежные упражнения должны выполняться различными мышечными группами: сгибателями-разгибателями, мышцами рук и ног и т.д.
3. Упражнения на развитие подвижности необходимо выполнять в силовом варианте, с использованием различных отягощений, гантелей и резиновых амортизаторов.
4. Проведение специальных занятий (1-2 раза в неделю) с преимущественным развитием силы. В них следует включать упражнения с большими и максимальными напряжениями. Занятия необходимо завершать комплексом упражнений на расслабление и легкое растягивание всех мышечных групп.
5. Методические особенности воспитания ловкости
Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности, в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Общими методическими требованиями в процессе развития ловкости является «новизна» упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:
· к точности движений;
· к их взаимной согласованности;
· к внезапности изменения обстановки.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения:
· выполнение однократно показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов;
· выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом;
· зеркальное выполнение упражнения;
· применение необычных исходных положений;
· изменение скорости или темпа движений;
· изменение пространственных границ;
· введение дополнительных движений;
· изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации);
· выполнение движений без зрительного анализатора.
Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: