На чем основывалось утверждение ясперса что азия

На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Подробное решение параграф Вопросы к главе 1 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

– деление общества на группы и появление государства;

– наследственная собственность на землю;

– появление городов и монументальных сооружений;

– научные знания, изобретения, открытия.

Каждая цивилизацонная общность имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия. хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

Потому что именно в Азии появились практически все первые цивилизации, за исключением египетской (Древний Вавилон, Древний Китай и Индия).

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

Мягкий климат Азии и Средиземноморья позволил быстрее перейти от присваивающего хозяйства к производящему, что способствовало переходу к оседлому образу жизни.

В Азии, благодаря теплому климату и наличию крупных рек, которые ежегодно разливались, развивалось ирригационное земледелие. В свою очередь создание и использование системы ирригационных сооружений потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Для организации таких работ требовалась сильный руководитель и многочисленный штат чиновников. Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства — деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Природно-климатические условия Средиземноморья также отличались мягкой, влажной зимой и теплым, жарким, сухим летом. Но в Средиземноморье не было крупных рек и широких долин, что толкало жителей к занятию ремеслами и морской торговлей. Это привело к тому, что в отличие от стран Востока, здесь власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.

Таким образом, природно-климатические условия Азии способствовали развитию ирригационного земледелия и становлению деспотия, в то время как в Средиземноморье развивались торговля и ремесла и возникла демократия, для которой было характерно широкое участие граждан в государственных делах.

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

— переход от подсечного земледелия к двуполью;

— в германских племенах соседская община пришла на смену родовой, произошел переход к частной собственности;

— возникновение варварских государств (франков, остготов, вестготов, кельтов и др.);

— принятие христианства варварскими племенами;

— начало формирования феодальной собственности.

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

Государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока играла главенствующую роль. Правитель на Востоке обладал абсолютной властью. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. После возникновения ислама государственная власть объединилась с духовной и правитель страны продолжал обладать абсолютной властью в государстве. Такое государство называется теократическим.

Для античного мира было характерно ограничение власти правителя государства народом, точнее гражданами страны. Народ избрал руководителей, участвовал в принятии законов и иных важных для государства вопросов. Позже в раннесредневековых странах значение государственной власти возросло, а институт гражданства исчез, но все же правитель не обладал абсолютной властью. Власть правителя страны чаще всего ограничивалась королевским советом, а также представителями церкви, которые имели не меньшее влияние, чем светская власть. Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями.

Я думаю, что Византию по значению государственной власти можно отнести к восточному типу общества. Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы. Византийские императоры полностью подчинили себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.

6. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

В основу средневековой цивилизации Западной Европы легло христианство, потому что именно христианская церковь в период крушения Западной Римской империи осталась единственной организованной силой. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой смиряли самых непокорных, самых необузданных варварских вождей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на страницах средневековых рукописей легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках.

Грамотные деятели церкви зачастую были единственными помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку и хроники, прославлявшие деяния своих патронов. Принадлежность к христианской церкви объединяла варварские государства, часто враждовавшие друг с другом.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

7. Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V—XI вв.».

476 – падение Западной Римской империи;

Кон. V—VIII в – возникновение и существование варварских королевств в Западной Европе;

527 – 565 – правление императора Юстиниана, укрепление позиций Византийской империи;

Первая половина VII в. – возникновение ислама;

VII—X вв. – возникновение и существование Арабского халифат

800 г. – коронация Карла Великого;

843 г. – Верденское соглашение о разделе империи Карла Великого;

962 – Образование Священной Римской империи;

1054 г. – раскол христианства на православие и католицизм;

1066 – победа Вильгельма Завоевателя под Гастингсом, начало нормандского завоевания Англии;

Кон. X — нач. XI в. Вступление Европы в эпоху феодальной раздробленности.

8. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Я считаю, что арабам удавалось успешно теснить Византию потому что,

во-первых, Византия вела частые изматывающие войны с Ираном, что привело к ослаблению позиций обеих стран;

во-вторых, арабы были сплочены единой религий – исламом, согласно которому считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сразу попадал в рай. Победить фанатичных воинов было очень трудно;

в-третьих, мусульмане разрешали завоеванным народам жить по законам своих религий (за исключением язычников), и таким образом не вызывали сильного отторжения местными народами.

Источник

На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Смысл и назначение истории

Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса

Вступая в последнее десятилетие XX века и подводя итоги столетнего философского развитие, мы можем, мне думается, среди наиболее выдающихся мыслителей, назвать немецкого философа Карла Ясперса.

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии — директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать — из местного крестьянского рода. В семье чтили традиции и порядок, но в религиозном отношении для отца был характерен индифферентизм, который в юности разделял и его сын.

В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел на факультет медицинский, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины. Интерес к медицине, помимо прочих мотивов, сформировался у молодого Ясперса, вероятно, из-за его врожденной болезни: у него было неизлечимое заболевание бронхов, постоянно провоцировавшее сердечную недостаточность. Диагноз этой опасной болезни, которая, как правило, сводит людей в могилу не позднее тридцатилетнего возраста, был поставлен Ясперсу уже в 18 лет. «Вследствие болезни, — вспоминает философ, — я не мог принимать участия в радостях молодежи. Путешествия пришлось прекратить уже в начале студенческого периода, невозможно было заниматься верховой ездой, плавать, танцевать. С другой стороны, болезнь исключила также военную службу и тем самым опасность погибнуть на войне. Удивительно, какую любовь к здоровью развивает состояние болезни…»[1] Вот почему молодой человек, по своему характеру склонный к общению, к дружбе, рано узнал тоску одиночества.

Тем не менее во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился у молодого естествоиспытателя — ведь медицина принадлежала к естественным наукам — не без влияния его жены, и «философствование на уровне экзистенции», о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.

Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу «Всеобщая психопатология» (1913), которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. Методологическую базу этой работы составили метод описательной психологии, как его развивал ранний Гуссерль (более позднего Гуссерля с его методом «созерцания сущностей» Ясперс не принял), и «понимающая психология» В. Дильтея. Эта работа имела большое значение и для дальнейшего философского мышления Ясперса, поэтому ниже мы остановимся на ней подробнее. После защиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований (еще студентом Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса), а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема — гений и болезнь). Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством.

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда — «Психологию мировоззрений», которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

«Психология мировоззрений» несет на себе печать влияния Макса Вебера, которому Ясперс обязан во многом как своей мировоззренческой — особенно политической — ориентацией, так и своими методологическими подходами к анализу философских проблем. «Никакой мыслитель не был (тогда и по сей день) так важен для моей философии, как Макс Вебер», — писал впоследствии Ясперс. Жесткое разделение мировоззрения (ценностей), с одной стороны, и научного исследования, с другой, рассмотрение философии как отличной от науки духовной установки, предполагающей трансцендирование и соответственно «последнее не знаю» — эти моменты во многом общи у Ясперса с Вебером. Вебер высоко ценил творчество таких художников-мыслителей, как Ницше и Достоевский, оказавших влияние и на молодого Ясперса. Наконец, с Вебером Ясперса сближал и общий для обоих острый интерес к политике. Семья Ясперса была не чужда политических интересов: дед и отец Ясперса, а также два брата его матери были депутатами ландтага в Ольденбурге; кроме того, отец философа в течение многих лет был председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому, как и Вебер, он с ранних лет в кругу семьи слышал обсуждение самых разных политических вопросов. «Суровый либерализм» Вебера, его убеждение в том, что реальная гражданская жизнь в обществе предполагает политическую свободу, молодой Ясперс полностью разделял. Неудивительно, что впоследствии он оказался непримиримым противником тоталитаризма в любом его проявлении — как в национал-социализме, так и в коммунизме.

Совсем иначе сложились отношения Ясперса с его выдающимся старшим современником Генрихом Риккертом, занимавшим в то время кафедру философии в Гейдельбергском университете. Понимая философию как науку, Риккерт, верный академической традиции, не признавал «экзистенциального философствования» Ясперса, в котором видел продукт дилетантского подхода и гибельную для строгого мышления «психологизацию» предмета и метода философии. В сущности, Риккерт отказывал «экзистенциальному самоосмыслению» в праве называться философией; он был также убежден, что и Макса Вебера нельзя считать философом, хотя высоко ценил его социологические, исторические и политологические работы.

В 1931–1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса «Философия», над которым он работал больше десяти лет. Здесь нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

Однако с приходом национал-социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании «стука в дверь», философ долгие восемь лет продолжает работать — писать «в стол». И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию — сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, — в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: «Об истине» (1947), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Истоки истории и ее цель» (1948), «Философская вера» (1948). На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в XX веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе?

В послевоенные годы Ясперс — один из духовных лидеров Германии. Он обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль — как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности XX века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. Обращение к гуманистическим традициям — к Лессингу, Гете, Канту — вот один путь, который видится здесь Ясперсу; другой — более серьезный, более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, — обретение философской веры. «Наше будущее и Гете» (1947), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962) — вот работы, в которых философ обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии, пытаясь их обновить и отчасти ограничить, «привив» к ним опыт «кризисного сознания» Киркегора и Ницше, но в то же время сохранив их непреходящую правду.

Источник

История России

§ 5. ИСЛАМСКИЙ МИР

Возникновение ислама. К VII в. относится возникновение мира ислама. В Средние века он включил в себя многие страны и народы Азии, Африки, Европы. Исламский мир стал соперничать с западнохристианским и восточнохристианским мирами.

Возник ислам — самая молодая из мировых религий — на Аравийском полуострове. Жившие здесь арабские племена издревле были участниками событий истории Ближнего Востока. Арабская конница не раз беспокоила пределы Римской империи, Византии, Ирана. Большинство арабов были кочевниками-бедуинами, разводившими в пустыне с чахлой растительностью коней, верблюдов, овец. Но среди арабов были и жители городов, самые крупные из которых возникли на пути торговых караванов. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Богатейшими арабскими городами были Мекка и Ясриб.

Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей аравийских городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святилищем всех арабских племен была находившаяся в Мекке Кааба — здание кубической формы, покрытое со всех сторон черным шелком, в один из углов которого вмурован священный черный камень, упавший с неба (предположительно, метеорит). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш.

На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть картинку На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Картинка про На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Мусульманин срубает священное дерево арабов-язычников

Человеком, бросившим вызов арабскому язычеству, основателем новой религии стал представитель этого племени Мухаммед. С детства он пас верблюдов, отправлял в далекие края торговые караваны. Жизнь Мухаммеда изменилась в 40 лет, когда его стали посещать видения: архангел Джибрил (Гавриил) заставил читать небесный свиток. С откровениями, которые Мухаммед, как верят мусульмане, получил от Всевышнего — Аллаха, он обратился к своим соплеменникам. Позже, уже после смерти пророка, его близкие друзья и соратники по памяти восстановили и записали слова Мухаммеда. Так возникла священная книга мусульман — Коран (по-арабски «чтение») — основной источник исламского вероучения. Правоверные мусульмане считают его «несотворенным предвечным словом Божьим», откровением, которое Аллах продиктовал Мухаммеду, выступавшему в качестве посредника между Богом и людьми.

Поверившие в проповедь пророка стали называться мусульманами, то есть «вручившими себя Богу», а сама основанная Мухаммедом религия — исламом («покорность Богу»). Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Среди своих предшественников он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа), Ису (Иисуса). Первоначально Мухаммед и его сторонники ожидали поддержки от иудейской и христианской общин, существовавших в аравийских городах. Однако и иудеи, и христиане видели в исламе только очередное еретическое движение и оставались глухи к призывам пророка.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого бога — Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда. Исламский «символ веры» выражается словами «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Для мусульманина обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку — хадж. Эти обязанности дополняются долгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде.

Мусульмане верят, что все в мире подчинено и повинуется Аллаху; ничто не может свершиться без его воли и его знания об этом. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинять себя ему, быть покорными Аллаху, во всем доверяться и полагаться на его волю и милость. Большое место в Коране занимают рассказы о воздаянии Аллаха людям за их добрые и греховные поступки. Аллах выступает и как судья человечества. После смерти каждый человек попадет в ад или рай, в зависимости от его земных деяний.

Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний. Преследования курейшитов-язычников заставили Мухаммеда и его сторонников бежать из Мекки в Ясриб. Это событие, произошедшее в 622 г., получило название «хиджра» и стало началом мусульманского летосчисления. В Ясрибе, с тех пор получившем название Медина (город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие жители Медины приняли ислам и стали помогать Мухаммеду в его борьбе с Меккой. В 630 г. посланник Аллаха одержал победу над своими противниками и торжественно вступил в Мекку. Пророк объявил Мекку и Медину священными городами. Кааба была очищена от языческих идолов, и паломничество к святилищу было объявлено обязанностью каждого мусульманина. Вскоре все арабские племена — кто добровольно, а кто и под воздействием силы — приняли ислам. Так в Аравии возникло единое государство.

Аравийское исламское государство было теократическим, так как пророк Мухаммед объединил в своем лице и светскую, и духовную власти. После смерти пророка там по-прежнему не существовало разделения между светской и духовной властями; государство и религиозная организация верующих составляли единое целое. Важнейшую роль в жизни мусульман стал играть шариат — комплекс правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Шариат включает в себя религиозные, нравственные, юридические, бытовые правила, которыми должен руководствоваться последователь ислама в своей жизни. Эти нормы являются общими для всех мусульман и могут трактоваться только знатоками исламского вероучения.

На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть картинку На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Картинка про На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Арабы осаждают крепость в Сирии. Средневековая миниатюра

Арабы разгромили и подчинили себе Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, им добровольно сдался священный для иудеев, христиан и мусульман город Иерусалим. В их руках оказались все восточные владения Византии, за исключением Малой Азии.

После смерти Мухаммеда во главе мусульман встали выборные халифы («заместители» пророка). Первым халифом был Абу-Бакр — отец жены пророка. После его смерти стал править Омар (Умар), известный своими талантами полководца и простой, скромной жизнью. Омар был убит собственным рабом, и мусульманская знать выбрала халифом зятя Мухаммеда — Османа (Усмана).

Богатства, захваченные арабами во время завоевательных походов, концентрировались в руках военных предводителей. Это привело к появлению знати. Попытки халифов сохранить социальное равенство среди мусульман оказались безуспешными. Наместники завоеванных областей обладали реальной военной силой и все меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Заговорщики, недовольные попытками халифа Османа обуздать знать, убили его. Это вызвало острый кризис, охвативший весь Арабский халифат.

После гибели Османа халифом стал Али — двоюродный брат пророка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали новой власти. Наместник Сирии, Муавия, родственник Османа, обвинил Али в том, что он содействовал убийству халифа. В Арабском халифате началась смута, в которой Али был убит.

Большинство мусульман, последовавших за новым халифом Муавией, стали именоваться суннитами. Наряду с Кораном они признавали также Сунну — священное предание, рассказ о становлении ислама и первых халифах. Большинство мусульман принадлежит к суннитам.

Арабский халифат во второй половине VII—X в. Халиф Муавия I стал основателем династии Омейядов (661—750). Ему удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата Омейядов стал сирийский город Дамаск. После окончания смуты натиск арабов на соседние страны продолжился. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию, на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли. На Западе мусульманские войска в начале VIII в. переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Разгромив войско вестготов, они захватили большую часть Испании.

Высшей точки своего могущества халифат достиг в VIII в. Все завоеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины. Местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог. Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать их веру. Завоеванным народам разрешалось жить по законам своих религий. Немусульмане должны были платить лишь особую подушную подать. При этом мусульмане нетерпимо относились к язычникам, либо истребляя их, либо принуждая принять ислам. Принявшие ислам освобождались от налогов. В отличие от других подданных халифа, мусульмане жертвовали только милостыню в пользу бедных.

На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть картинку На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Картинка про На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближенными

В период правления Омейядов против власти халифов не раз вспыхивали восстания. Все они жестоко подавлялись. В середине VIII в. противники Омейядов, в том числе и шииты, объединились вокруг Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Начавшееся в Средней Азии восстание позволило им захватить власть в халифате. Представителям династии Омейядов удалось сохранить свои позиции только в Испании.

Для управления государством халифы стали привлекать не только арабов, но и мусульман других национальностей. Возник разветвленный чиновничий аппарат. Халифат все больше стал напоминать восточную державу с неограниченной властью правителя. Ежегодно казна получала подати в размере 350—400 млн дирхемов. Из них около 35—40 млн шло на содержание двора. Символом халифата Аббасидов стала новая столица — Багдад. Она превратилась в один из крупнейших городов мира с населением в полмиллиона жителей. Нигде в мире не было столько ученых, сколько в столице халифата. Здесь в «Доме Мудрости» хранилось около 4 млн книг.

В IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях. Сам правитель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только духовным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независимые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали исповедовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии. Мусульманская культура. Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Византии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов. Мусульмане почитали ум и знания. «Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», — говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов. На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности — Аристотеля, Платона и др. С некоторыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике. Уроженец Средней Азии Ибн-Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна, пользовался славой величайшего врача и ученого своего времени.

На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Смотреть картинку На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Картинка про На чем основывалось утверждение ясперса что азия. Фото На чем основывалось утверждение ясперса что азия

Гробница Мухаммеда в Медине

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифметические действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием (ал-джебр).

Арабские труды по географии, составленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеобразным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

Подведем итоги

Арабский халифат послужил колыбелью для формирования мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского государства, вовлекая в свой круг многие народы. Арабы создали особый мир исламской культуры, которая оказалась жизнеспособной и стойкой.

ВОПРОСЫ

1. Каковы были причины успешных завоеваний арабов?

2. В чем причины распада халифата Аббасидов?

3. Каковы основные положения мусульманского вероучения?

4. Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?

5. В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

ЗАДАНИЯ

1. Говорят, что ислам — единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Объясните, как вы понимаете эти слова.

2. Используя карту № 5 (стр. IV), определите, территории каких государств вошли в состав Арабского халифата. Где и когда было остановлено продвижение арабов в Западной Европе?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия. хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

7. Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V—XI вв.».

8. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *