На чем паруса крепятся
Устройство парусных кораблей. Типы парусов. Часть третья.
Виды парусного вооружения
Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.
Прямые паруса ставятся попёрек судна и крепятся к реям (горизонтальная балка на мачтах). Имеют вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея в горизонтальной плоскости. Нижний край иногда имеет полукруглую выемку, а нижние углы оттянуты в стороны. Прямые паруса не делятся ни на какие разновидности. Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Для управления прямым парусом требуется 1 человек на каждые 5-8 квадратных метров площади полотна. Все виды прямых парусов симметричны относительно центральной вертикальной линии.
Косые паруса крепятся к рангоуту или снастями не серединой, а передним краем— так, что при безветрии висят не поперек, а вдоль судна (при ветре — в диаметральной плоскости палубы). Они могут иметь разнообразную форму. Разновидностей комых парусов множество. Все они делятся на две группы: косые простые и косые рейковые.
Самый простой из них — бермудский парус. Имеет треугольную форму. Бермудским он называется потому, что европейцы впервые увидели его на туземных лодках, когда открыли Бермудские острова. Бермудские паруса являются одними из самых простых и удобных в управлении. Бермудские паруса включают в себя два типа: задний край у них может быть прямым или округлым — с целью увеличения площади паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат-карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины – латы, которые помогают избежать на парусе появления складок. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику*, а передний к мачте.
* Гик (от нидерл. giek букв. — палка) — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна.
**Гафель- наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.
Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, а все остальное— как у бермудского паруса.
Третий вид очень похож на гафельный, однако он тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно — на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный.
Называется такой стоячий гафель – гуари. Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Этот парус удобен тем, что при срочной необходимости, например, при шквале, его легко убрать. Шпрюйт*** можно довольно быстро ослабить, или вовсе обрубить, в результате гафель упадет и площадь паруса резко уменьшится в несколько раз.
Четвертый тип — шпринтовое. Шпринтовое парусное вооружение получило название от особой детали рангоута, которая называется шпринтов.
У шпринтова та же задача, что и у гафеля — удерживать задний верхний угол паруса. Но крепится у мачты шпринтов не как гафель. Своей пяткой он упирается где-то в нижнюю часть мачты выше гика, и идет круто вверх.
Косое рейковое парусное вооружение.
Рейковым оно называется потому, что в нем всегда присутствует особая рангоутная деталь— реек**** (не путайте с реем для прямых парусов).
****Реек- тонкий шест в морской практике, имеющий самое различное применение.
Реек ставится на мачте косо. Один конец его — тот, что потолще и покороче — смотрит наклонно вниз, а тонкий и длинный — вверх. Это общая деталь для рейкового парусного вооружения. Но формы у парусов бывают разные.
Первый тип — латинский. Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима. Еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, тогда свободны два нижних угла.
Следущие два вида косых парусов очень похожи на гафельный.
Существуют небольшие суда, которые называются «люгеры». Главный парус на них ставится четырехугольный. От названия судна пошло и название паруса — люгерный. Верхний край этого паруса держится на рееке, нижний на гике. Отличие от гафельного в том, что люгерный парус верхней частью выдается вперед мачты, а не пришнурован к ней.
Так же, как бывает стоячий гафель — гуари, в люгерной системе встречается —стоячий люгер.
Четвертый вид рейкового вооружения – Разрезной фок. Его можно встретить на современных шлюпках. Фактически это два паруса. Передний называют кливер, а задний—фок. Обычно гик на фок не устанавливается, для удобства управления к нижнему краю паруса иногда прикрепляется весло или реек.
Итого: у прямых парусов разновидностей нет. А косые делятся прежде всего на простые и рейковые. Среди простых косых выделяются: бермудский, гафельный, гуари, шпринтовый. Среди косых рейковых: латинский, люгерный, стоячий люгер, разрезной фок.
Названия парусов в зависимости от расположения на судне, а также устройство паруса будет рассмотрено в отдельном посте. Ну и пара красивых картинок бонусом)
Спасибо тем кто дочитал до конца.
P.S. баянометр ругается на крем от бритья о_О
А в чем разница в управлении, какие паруса лучше, просто в одной игре было плавуещие средство с косым парусом и оно набирало максимальную скорость, когда двигалось перпендикулярно направлению ветра а не за ним, это действительно так?
Большое спасибо. Автор, добавьте ссылки на предыдущие части, как я понимаю это еще не последние посты про корабли\судна\паруса.
Чёто четвертой части не видать.
Home, sweet home #1
Про быт, наверно, можно рассказать. Вернее, про одну из значительных его частей: про условия, в которых я обитаю, находясь
на борту. Назову этот цикл «Про личное пространство», если так можно сказать. Повторюсь, суда и корабли, на которых удалось походить весьма
оригинальные и далекие от реалий грузового флота или пасажироперевозок. Начну пожалуй со Штандарта, хотя, не он был первым.
Для чуть лучшего понимания темы, это деревянный фрегат, являющийся репликой военного корабля Петра I. Три мачты, топ грота
метрах на 30. Длина по палубе чуть меньше 30 м, в самом широком месте палуба около 7 м. Жилые помещения, камбуз и машинное
(пушечной) палубы. Да, раз уж сказал, пушки на Штандарте тоже есть (корабль-то военный, хоть и реплика).Аш 7 штук. Порой, заходя в порт мы из них бахаем.
Разумеется, не ядрами, а вхолостую, но и так выглядит, а главное, звучит впечатляюще. Но, вернёмся к условиям жизни на
корабле. Во времена Штандарта петровского, команда корабля была под 120 человек. Вместе со всеми артиллерийскими рассчетами, стрелками и матросами.
На моей памяти команда по численности рознилась от 12 до 33 человек. 12 потно и рук не хватает, 33 потно и тесно.
При грубой площади 25*7, эти 25-30 (про 120 и не говорю) человек надо где-то разместить, учитывая, что на корабле полно места уже занимает машинное,
камбуз, кают-компания, мастерская, штурманская, капитанская каюта, два гальюна, да ещё и судовое имущество где-то надо хранить.
Вот под людей уже почти ничего и не остаётся. Если заезжать волонтером, как и получилось со мной в первый раз, селишься ты на квартердеке. Это проходное помещение, через
которое можно попасть с палубы вниз и обратно. На квартердеке ты аккуратненько вешаешь свой гамачок и зависаешь там в
свободное время. Свое личное барахло хранишь в сундуке, деля его с соседом, который свисает с потолка рядышком. В гамаке на
Штандарте я прожил около трёх недель, и, в целом, скажу. что это неплохо. Если правильно его подвесить, то спать в нем вполне
удобно, а то что он болтается, в целом, неплохо компенсирует бортовую качку. Но никаких перегородок нет и о каком-то личном
пространстве говорить не приходится. В первый раз, на пару недель, когда только втягиваешься в корабельные будни, это
прикольно. Прикольно может быть и дольше, да и вообще, у всех свои потредности. Мне, например, норм отвернуться спиной к
двери и быстренько переодеться. На Штандарте, насколько это вообще возможно на столь скромной площади и при таком количетве
людей, о личном пространстве заботятся. И если ты звезжаешь больше, чем на месяц, то и прописывают тебя внутри, под палубой.
Дальше опции. Для «длительных» волонтеров и части провесионального экипажа предусмотрены места в кубриках. Примерно в средине
Тесновато, зато можно ненадолго скрыться от всех и почитать книжку, или посмотреть кинцо на планшете. В таком я прожил пару
месяцев, и, в целом, весьма довольен. Это не такой проходной двор, как квартер и до гальюна с умывальником близко. Хотя, В
теплое время года открыт носовой люк, через который люди тоже бегают на палубу и обратно. Но и к этому привыкаешь, а вот
дополнительный свежий воздух как раз очень кстати. А! Ещё ровно над кубриками расположен шпиль, который используется в частности
для подъёма якоря. Такая ерунда, как в пиратах карибского моря, когда они вызывали Кракена. Когда якорь поднимается, ты,
обычно не спишь, а вместе с остальными наматываешь круги вокруг шпиля, выбирая цепь. А вот отдать якорь могут и во время твоего
сна. Тогда цепь пролетает по палубе, грохоча звеньями ровно над головой. В первый раз можно и штаны обморать, а потом привыкаешь.
Барахло своё тоже хранишь под шконкой, вместе с соседским. С кубриками вроде тоже всё ясно, теперь, наконец, люкс размещение
в носовом кубрике. В самом носу корабля, за железной переборкой есть небольшая комната, где обитают волонтеры и команда,
заезжающие надолго. 4 с половиной шконки, которые из-за сужения к килю расположены не ровно друго над другом, а скорее, лесенкой.
Почему с половиной, есть там одна особенная, которую мы зовём гроб. Она уже остальных и не прямоугольная, а трапецевидная,
чтобы плечи помещались, когда лежишь на спине. Кроме того, если лежать на спине, то от кончика носа до потолка остаётся
сантиметров 25. Сколько себя помню, экстремалов спать там не находилось и там у нас ездили вещи. Хотя, ходят легенды, что кто-то
спал там довольно продолжительное время. Плюсы носовой значительны. Что было за переборкой, остаётся за переборкой. Она
относительно звуконепроницаема, так что хоть на голове там ходи, остальным не помешаешь, и, что особенно ценно, работает это
в обе стороны. Шконки в носовой попросторнее, особенно если удастся занять верхнюю. Нижние тоже вполне широкие, просто если
живёшь на верхней, то взлетая с кровати на парусный аврал, ты будешь наступать на голову нижнему, а не наоборот. Минус,
пожалуй в том, что приток свежего воздуха можно добиться только при открытой переборке, а ещёЮ когда корабль торопится куда-то
и идёт под движками носом на волну, в носовой можно подлетать с койки до потолка. Застал такое один раз, когда торопились на
Tall Ship Race в Котке. Ну и все вышеописанные варианты объединяют общие минусы. Если кто-то храпит, пердит, сопит, стонет во сне
и т.д, деться от него некуда. Как-то так и живём. Многовато получилось. Про Draken завтра расскажу.
Да и с фотками шляпа какая-то. Нутра у себя не нашёл. Может, следующим постом зашлю.
Как же быть?!
В этот раз хочется уделить внимание основе всех основ, тайному знанию и маркеру, отличающему настоящего моряка от
прикидывающегося лицемера. Что же делают настоящие моряки? Плавают, или ходят? Задав такой вопрос человеку, безотносительно,
связан он с морем или нет, в большинстеве случаев я слышал ответ «Ходят», порой с дальнейшими непрошенным раскрытием того, что и в чём
плавает. Звучит гордо и значительно. А теперь, внимание, вопрос знатокам: где же тогда все наши капитаны дальнего хождения?
Вот тут и начинается интересное. Исходя из своих личных наблюдений и домыслов, я вывел следующее.
В английском языке есть два разных слова, одинаково переведённые на русский язык, как «моряк». Однако, значения у этих слов,
то есть парус. Так вот Sailors sail, что означает, что они именно ходят под парусом, указывая на способ передвижения. И
если назвать человека, работающего на парусном судне, seaman, и если для него это действительно важно, то можно услышать,
как он поправит слово на sailor. В обратную сторону это тоже работает. Никогда не работал на танкерах, или газовозах, но почти
уверен, что там никто не говорит, к примеру, we sail to Mediterranean through Gibraltar. Во времени путешествия на Драккаре, если мы планировали использовать двигатель,
мы говорили We will go/ head/ move/ что угодно. Но если шли под парусом, говорили sail. На Штандарте история в основном та
же: под парусами идём, на моторе едем. Для себя я объясняю это тем, что во времена появления
первых паровых двигателей, моряки старой школы, привычные к парусам, яро отстаивали свою самобытность проводя чёткую грань
между парусом и мотором. Возможно, они даже оскорблялись, когда их ставили в один ряд. Отсюда и некоторое высокомерие: я хожу
под парусом, и это сложная работа, а за вас всё делает мотор. В русском же языке нет одного емкого слова, означающего
хождение под парусом, вроде слова «парусить». А показать своё превосходство, избранность и причастность к некоторому отдельному обществу хочется. Поэтому, моряки у нас
теперь все ходят. А плавает известно что и где. Что до меня самого, мне глубоко безразлично, как люди на берегу называют то, чем
я занят в море. Хожу, значит хожу. Плаваю, значит плаваю. Какая мне разница, Я же уже там, и занят любимым делом. На всякий случай, повторюсь: ни в коей
мере не пытался никого оскорбить своими домыслами и теориями.
Французская шхуна La Recouvrance
Привет. Я во тут немного учусь и вот сделал.
«Корабли»
Люди всегда на что-то и кого-то похожи. Корабли тоже.
Иду как-то по улице, а навстречу идёт пара. Дядька одет в чёрный плащ, на голове шляпа, а в зубах густо дымящая трубка, спутница его, явно романтичная дама, в длинном платье и с высокой причёской. Прошли(корабли же ходят) навстречу мне: он оставляя дымный шлейф, а она с гордо поднятой головой, покачивая широкой кормой. Ну, вылитые Каравелла и Пароход.
Зачастую идею для работы можно встретить гуляя по улице, а немного пофантазировав, развить в серию листов.
Думаю, ход моей мысли как автора, аллегории и образы просты и понятны. Теперь интересно, диванные психиатры и наркологи опять будут ставить мне «диагнозы»?
Знаю, что парусное вооружение Каравеллы, соответствует фрегату, но это не суть важно. Мне важны дым из трубы и паруса.
Бумага, тушь, изограф. 420х590 мм. 2005 год.
С днём ВМФ. Как раз закончил кораблик
В далёком 2015 году делал небольшую яхту.
Корпус готов. Переходим к изготовлению надстроек на палубе.
Разрез 54-пушечного корабля «Полтава»
Когда в 2017 году я начал работу над историческим комиксом про 54-пушечный корабль «Полтава» Петровской эпохи, сам корабль еще стоял на стапелях (его полноразмерная копия, конечно-же). Даже мастера корабелы и конструкторы еще до конца не знали как он будет в точности выглядеть, многое им приходилось делать по живому и в процессе, как мне рассказывали позднее. Конечно это не касалось основной конструкции корабля. Сейчас «Полтава» спущена на воду и превратилась в уникальный передвижной музей.
Исторический комикс «Виват, «Полтава»!» решили переиздать с изменениями и дополнениями. Одним из таких дополнений стал разрез корабля «Полтава», который я нарисовал специально для издания, опираясь на предоставленные кораблестроителями материалы. В книге разрез будет полным, с подписями и терминами.
«Седов» в Светлом
Парк отдыха Тортуга, Хакасия, Сибирь
Корабль, Санкт-Петербург
Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть вторая.
Малые парусные суда
Практически все малые судна несут только косые паруса и делятся на 2 вида: одномачтовые и двухмачтовые (полуторамачтовые, в случае если бизань намного меньше грота). Начнем с одномачтовых судов.
1. Одномачтовые суда
Никаких стакселей и кливеров у кэта не бывает. А парус на мачте может быть каким угодно из всех известных нам видов косого вооружения. По парусу это судно и получает более полное название: «бермудский кэт», «гафельный кэт», «кэт гуари», «люгерный кэт» и так далее.
В девятнадцатом веке, во времена военного парусного флота, тендеры были посыльными и разведывательными судами. Но в случае чего могли ввязаться и в бой — на них стояло десять-двенадцать пушек. Главный парус на них был гафельный, а топсель чаще всего — рейковый. Такой тендер отличался вертикальным форштевнем и низким горизонтальным бушпритом. Были такие тендеры достаточно большими судами, с экипажем около полусотни человек.
В наше время тендеры чаще всего — бермудские. Это, как правило, крупные яхты — те, что участвуют в многодневных океанских гонках.
2. Полуторамачтовые суда
Суда эти могут быть с бушпритом и без бушприта. Могут нести разное количество стакселей и кливеров. На определение типа такого судна это не влияет. А типов всего два: иол и кеч.
Подводя итог — к малым парусным судам относятся одномачтовые: кэт, шлюп и тендер и полуторамачтовые: иол и кеч.
Что же касается столь часто встречающихся названий, таких как каравелла, галеон, джонка, и некоторых других о которых я не упомянул — данные суда можно отнести к какому либо типу из перечисленных в двух моих постах. Так как на них могло быть установлено различное число мачт их невозможно точно отнести к какому-то классу. Их название отдельно выделено в литературе благодаря уникальному строению корпуса, обшивки либо назначению.
Такие же суда, как драккар, дромон, дирема, трирема, шнека, ладья(название ладья переиначено в современном языке, изначально лодья с ударением на О) и ряд других вовсе не попадают в данную классификацию, так как на них чаще всего хоть и был установлен парус — он играл только вспомогательную роль, а основная работа по перемещению судна осуществлялась с помощью весел. Такие суда называют весельными. До них доберемся как-нибудь потом.
Варианты для темы следущего поста: паруса, их типы и устройство либо устройство корпуса корабля, по вашим пожеланиям.
Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая.
Привет, пикабу. В комментариях к моим поста была просьба понятным языком объяснить устройство парусного корабля. В качестве основы для постов будут взяты книги и статьи доступные в открытом доступе в интернете, что-то будет добавлено из моих не особо обширных знаний по этой теме. Начну с общей классификации кораблей, позже перейду на устройство собственно самого корабля.
Прежде всего парусные суда делятся на две категории.
Первая: большие парусные суда.
Вторая: малые парусные суда.
Различие принципиальное. Дело вовсе не в размерах корпуса, грузоподъемности или площади парусов. Например, крошечный бриг в любом случае относится к большим судам, а кеч или иол, которые могут быть гораздо крупнее этого брига, все равно остаются малыми.
Разница в том, что на больших парусных двухмачтовых судах стоят фок-мачта и грот-мачта. То есть задняя больше передней. Или, в крайнем случае, они одинаковы. А на малых парусных судах грот и бизань мачты. Впереди большая, сзади поменьше. Иногда малые суда называются полуторамачовыми, потому что бизань бывает гораздо ниже грота.
В данном посте я расскажу о больших парусных судах.
Прежде всего здесь различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением. Будем их рассматривать по порядку.
1. Суда с прямым парусным вооружением
Начнем с фрегата. И сразу надо сказать, что с названием «фрегат» часто возникает путаница. Даже в книгах по морскому делу. Если пробить в интернете «типы парусных кораблей» то мы увидим: «линейный корабль», «фрегат», «корвет», «шлюп», «бриг», «барк» и так далее — все в одной куче. Но это не совсем верная классификация.
Дело в том, что таких понятий — «линейный корабль», «корвет», «шлюп» (когда речь идет о трехмачтовом судне) в характеристиках парусного вооружения нет. Это чисто военные понятия. Так назывались боевые корабли разной величины, когда военный флот был еще парусным. Они отличались друг от друга размером и количеством орудий.
Самыми крупными были линейные корабли (линкоры). Так они назывались потому, что чаще всего вели сражение, выстроившись в боевую линию. Тяжелых морских пушек на них было от шестидесяти до ста тридцати (в зависимости от этого парусные линкоры делились на ранги). Пушки располагались на двух, трех, а иногда и на четырех батарейных палубах (деках). Отсюда и название: «двучдечный корабль», «трехдечный корабль».
Поменьше линейных кораблей были другие военные суда — фрегаты. Пушек там было от сорока до шестидесяти. Чаще всего орудия располагались на двух деках, но могли стоять и на одном, если фрегат небольшой. Фрегаты вместе с линейными кораблями участвовали в больших сражениях. Но использовались также для разведывательных рейдов и одиночного крейсерства.
«Младшим» по отношению к фрегату считался корвет— до сорока пушек. Чаще всего корветы были разведывательными и посыльными судами.
Отличаясь друг от друга размерами и мощью артиллерийского вооружения, линейные корабли, фрегаты, корветы и шлюпы в парусном отношении были однотипны. Они все несли на себе полное парусное вооружение. Так говорят о судах, на которых не меньше трех мачт и на всех мачтах стоят прямые паруса (исключая, конечно, гафельный парус, бизань или контр-бизань, который жизенно необходим для маневрирования).
Надо подчеркнуть, что морские правила предписывают лишь такое судно именовать термином корабль. Остальные парусники следует называть судно. В просторечии случаются нарушения, даже среди моряков. Но сейчас говорим о строгой морской классификации.
Когда речь идет о парусах, корабль и фрегат — одинаковые понятия. Иначе говоря фрегат— это и есть корабль, судно с полным корабельным парусным вооружением.Таким образом, по своей парусной оснастке линейные корабли, корветы и шлюпы тоже были фрегатами. А потом, когда военные парусники исчезли с морей, исчезло и различие по числу орудий. И остались только фрегаты.
Итак фрегат — судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах.
У барка, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка сухая. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.
2. Суда с косым парусным вооружением
У больших судов с косым вооружением тип один — шхуна.
Есть еще довольно оригинальный вид шхун — стаксельные. Это такие, где главные по площади паруса не на мачтах, а стоящие на штагах стакселя. Этакие громадные треугольники. А паруса на мачтах у таких шхун имеют непривычную форму перевернутых треугольников. Их задний угол оттянут назад специальным гафелем из двух упругих дуг (он называется уишбон). Гика нет и в помине, он мешал бы стакселям. А на задней мачте парус — бермудский.
Наиболее распространены были гафельные шхуны.
В начале двадцатого века был просто бум в строительстве таких судов. Особенно в Соединенных Штатах и Канаде. Впрочем, началось это еще в конце девятнадцатого века. В 1880 году была спущена на воду первая в мире четырехмачтовая шхуна — «Уильям Л.Уайт». Затем стали появляться пяти— и даже шестимачтовые гафельные шхуны. Они были удобны тем, что брали много груза и в то же время не требовали большой команды — на реи-то лазать не надо. Они были достаточно быстроходны и удобны в маневрировании при встречных ветрах.
Все эти качества так вдохновили кораблестроителей, что в конце концов в Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами. Она была длиной более ста метров.
Бывают еще шхуны с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. Нижние паруса, самые главные, на этих судах все равно косые, гафельные, поэтому их не относят к судам с прямым парусным вооружением. А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется: марсельная или брамсельная.
3. Суда со смешанным парусным вооружением
Первый тип – бригантина. Ее название — от двух слов: «бриг» и «шхуна». Иногда так и говорят: «шхуна-бриг». У этого судна, как и у брига, число мачт — две. И на фок-мачте паруса, как у брига, прямые: фок, фор-марсель, фор-брамсель и так далее. А грот-мачта — как на шхуне: с грота-триселем и грота-топселем. Бывают бригантины и с бермудским гротом, но редко.
Иногда путают бригантины и марсельные шхуны. Дело в том, что на нижнем рее марсельной шхуны могут ставить дополнительный прямой парус — брифок. Тогда сразу и не отличишь от бригантины. Пока не увидишь позади брифока гафельный фока-трисель.
Итак бригантина (или шхуна— бриг)— судно с двумя мачтами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.
На бригантину похожа баркентина. Иначе — шхуна-барк. Но у нее не меньше трех мачт. Бывают и четыре. На фок-мачте баркентины — прямые паруса, на всех остальных — косые.
В тексте присутствуют морские термины, без них что-либо расписать трудно. В других постах они будут объяснены более подробно, так как при попытке разъяснения выползают дополнительные термины и без того длинный пост слишком растягивается. Надеюсь в целом текст понятнен и доступен для понимания полностью несведущему в морских вопросах человеку.
Следующий пост будет про классификацию малых парусных судов. Спасибо тем кто осилил много текста и дочитал до конца.