На чем перевозят болиды формулы 1
Вокруг света
Как работает логистика в Формуле 1
Каждый этап Формулы 1 начинается не в пятницу и даже не в четверг. Уже во вторник на автодром прибывает все гоночное оборудование, а на финальных кругах гонки оно собирается в следующее путешествие. И даже маленький сбой в большом логистическом механизме может обернуться настоящим провалом во время Гран-при.
Логистика – это наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Этап первый: планирование
Все специалисты по тайм-менеджменту единогласны в том, что основой всех достижений является грамотное планирование. Точно так же и в Формуле 1: для того, чтобы удачно выступить на Гран-при, прежде всего, требуется составить детальный план по транспортировке всего необходимого. Этот процесс начинается уже в тот момент, когда FIA публикует официальный календарь на следующий сезон.
Специалисты просчитывают максимально короткий и удобный путь до места проведения каждого этапа, учитывая территориальные особенности, стоимость транспортировки, отдаленность аэропорта или морского порта от автодрома, необходимое количество грузовиков и упаковочных коробок, ориентировочное время доставки и многое-многое другое. Поскольку практически все этапы повторяются в календаре ежегодно, то большая часть расчетов не занимает много времени. Однако в связи с изменением технического регламента или корректировками таможенного законодательства той или иной страны, эти вычисления регулярно совершенствуются.
Сдвоенные Гран-при Америки и Европы стали самыми сложными в логистическом плане для команд Формулы 1 в сезоне-2016. Расстояние от Остина до Баку составляет около 11,5 тысяч километров. Его, учитывая разницу в часовых поясах, командам пришлось преодолеть фактически за сутки. К тому же Формула 1 впервые в истории приезжала в Баку.
Приблизительно за две недели до старта этапа ответственные люди получают подробную информацию о том, какие новинки будут задействованы во время Гран-при. В этот момент вносятся финальные правки во все расчеты, и логистика переходит на новый уровень.
Этап второй: погрузка
Каждая команда в своем распоряжении имеет от 9 до 23 трейлеров. Их количество зависит от бюджета коллектива. К каждому грузовику прилагается список того, что необходимо погрузить именно сюда. Все трейлеры разделены по приоритетам. В первый — и самый главный из них — загружаются болиды, шасси, а также самое необходимое оборудование для обслуживания автомобилей. В случае форс-мажора в нем есть все для первоначальной работы на трассе. Другие трейлеры загружаются в соответствии со своей спецификацией. К каждому грузовику приставлен человек, отмечающий погрузку каждой детали и оборудования.
Благодаря такой скрупулезности, все находится на своем месте, а это обязательно для того, чтобы ничего не забыть. В случае, если какие-то детали все же останутся на базе команды, для их транспортировки понадобится отдельный чартер, что повлечет за собой дополнительные финансовые расходы.
Единый провайдер
В начале 2000-х руководители команд обратились к Берни Экклстоуну с возникшей проблемой. Она заключалась в том, что из сезона в сезон гонок в Европе становилось все меньше, а этапов за ее пределами – все больше. У команд начали возникать сложности с транспортировкой своего оборудования. Чтобы решить этот вопрос, FIA заключила контракт с DHL — одним из лидеров мирового логистического рынка. Эта компания должна была стать единым провайдером логистических услуг для всех команд.
В список обязанностей DHL входит и транспортировка телевизионного оборудования. Оно должно быть на автодроме за полторы недели до старта этапа. А вот доставкой покрышек и топлива занимаются их производители.
Этап третий: транспортировка
В зависимости от места проведения Гран-при транспортировка проводится трейлерами, грузовыми самолетами, кораблями или несколькими способами одновременно. Если речь идет о европейских этапах, то используются исключительно грузовые автомобили. Если между Гран-при в календаре всего одна неделя, то трейлеры с оборудованием переезжают сразу из одной страны в другую. Если же между этапами перерыв в две недели, то грузовики возвращаются на базу. Таким образом, у команды есть приблизительно неделя на то, чтобы провести детальный анализ и внедрить какие-то новинки. Логистикой для европейских этапов команды занимаются самостоятельно.
Когда речь идет о не европейских Гран-при, то транспортировка происходит по другой схеме. Изначально грузовые автомобили с командным оборудованием следуют до одного из двух координационных центров DHL. В зависимости от территориального расположения базы команды, ее трейлеры направляются в Лондон или Мюнхен. Там происходит погрузка багажа на борт самолета или сухогруза. Если команда самостоятельно занимается своей логистикой, то тогда трейлеры отправляются в ближайший порт или аэропорт.
При выборе вида транспорта учитывается скорость доставки оборудования на место проведения Гран-при. Поэтому то, что необходимо доставить самолетом, отправляется за 7–9 дней до начала Гран-при, а кораблем – за 4–6 недель. Традиционно самыми последними в путь отправляют болиды. Таким образом, инженеры команд имеют максимум времени для работы с гоночными автомобилями.
От этапа к этапу команды самолетами перевозят 28–30 тонн самого необходимого груза. Морским транспортом за год перевозится около 900 тонн груза
Когда Гран-при за пределами Европы следуют один за другим, то команды сами решают — возвращать ли на базу основную часть багажа перед следующим этапом или сразу переезжать в новую страну. Все зависит от технического состояния болидов, бюджета коллектива и его потребностей. Чаще всего команды выбирают более экономный вариант и напрямую переезжают из страны в страну.
Команды тщательно скрывают свои двигатели от посторонних глаз. Поэтому в аэропортах силовые установки не допускаются к рентгеновскому контролю. За это они обязаны пробыть в карантине до двух суток
В целях экономии
Представители команд признаются, что предпочитают перевозку водным видом транспорта, поскольку это намного дешевле, чем воздушными суднами. Однако есть часть груза, которая транспортируется исключительно самолетами. И поскольку за вес необходимо платить, то многие коллективы переходят на оборудование из более легких материалов.
Команды с большим бюджетом имеют несколько одинаковых комплектов запчастей и оборудования. Они почти одновременно отправляются в страны, которые будут принимать первые Гран-при сезона. Если равняться на календарь 2016 года, то это Австралия, Китай и Бахрейн. Далее два комплекта возвращаются на базу, а один переезжает в ту не европейскую страну, куда Формула 1 приедет в средине чемпионата (в 2016 году это была Канада). Ближе к завершению чемпионата все комплекты вновь отправились в разные страны – Сингапур, Малайзию, Японию и далее по календарю. Таким образом, груз транспортируется по воде, что существенно экономит финансы. Некоторые команды этот груз даже не возвращают на базу, и он круглогодично путешествует по миру: вначале в Австралию, затем в страны Америки и Азии, снова в Австралию и так по кругу.
Также, опираясь на собственный бюджет, команды сами решают — перевозить ли с собой столы, стулья, кухонные плиты, еду, воду или договариваться с местными компаниями о поставках всего необходимого.
Этап четвертый: разгрузка
Во вторник, за два дня до старта свободных заездов, все оборудование команд должно находиться на автодроме. В этот момент начинается заключительный этап логистики: разгрузка и монтаж. Для обустройства рабочего места команды необходимо около 10 часов. Однако эта цифра сильно варьируется в зависимости от количества персонала и сложности моторхоума каждого коллектива.
Моторхоумы
Особое место в вопросе логистики занимает транспортировка моторхоума – передвижного офиса команды. Когда этапы проходят за пределами Европы, команды пользуются стационарными помещениями автодромов, которые они снимают в аренду. В европейский период чемпионата команды возят за собой моторхоумы. Они обустраиваются прямо на автодроме из трех-семи специальных грузовиков. Внутри таких мобильных офисов находятся комнаты пилотов, кабинет руководителя команды, медицинский кабинет, дополнительные офисы, гостевая зона и другие необходимые помещения.
Как работает логистика в «Формуле-1»
Транспортировка болидов и гоночного оборудования между этапами «Формулы-1» может стать настоящей трудностью. Рассказ о том, как команды справляются с этой проблемой – в блоге на Sports.ru.
В новостях, связанных с современным автоспортом, часто фигурирует понятие «логистика». Но далеко не всем болельщикам понятно, в чем ее специфика. Мы попробуем заглянуть за кулисы гонок и узнать, что собой представляет логистика, какую роль в организации соревнований она играет, а также поймем, почему ее значение в последние годы очень возросло.
Еще каких-то пятнадцать лет назад проблема организации логистики перед командами не стояла. К примеру, в сезоне-1999 из 16 этапов 11 проходили в Европе и лишь 5 – на других континентах (в дальнейшем – континентальные этапы). Здесь необходимо отметить весьма существенный момент: основные проблемы, связанные с планированием и перевозками, заключаются в подготовке к континентальным этапам, так как все базы команд «Ф-1» находятся в Европе. Но, начиная с того времени, руководство чемпионата начало проводить экспансию в другие регионы планеты, главным образом, в Азию.
Как следствие, количество гонок в календаре постепенно увеличилось, к тому же, некоторые европейские Гран-при начали исчезать из календаря (для сравнения – в сезоне-2013 из 19 этапов европейскими были лишь 7). Команды восприняли это изменение неоднозначно, многие были недовольны тем, что их мнение при составлении календаря не учитывается, в то время как издержки на подготовку к одному Гран-при растут быстрым темпом. В результате, по итогам общего собрания команд с руководителем ФОМ, Берни Экклстоуном, было принято решение о заключении контракта с единым провайдером логистических услуг для всех команд. Этим провайдером стал DHL.
Подготовка к европейским этапам
Нельзя сказать, что заключение контракта в корне поменяло организацию логистики в Европе. Команды привыкли доставлять все оборудование от баз до трасс сами, так как за время своего существования они накопили весьма богатый опыт, и только в случае возникновения форс-мажорных ситуаций или специфических вопросов они обращаются к DHL. Сам процесс выглядит так: примерно за две недели до Гран-при ответственные люди получают всю информацию по тому, какое оборудование планируется привезти на гонку, какие аэродинамические и иного рода новинки планируется задействовать и другую информацию. Логисты готовят документацию по данным пунктам, прокладывают оптимальный маршрут от базы до трассы, необходимое количество грузовиков, а также рассчитывают ориентировочное время, за которое все оборудование будет доставлено. Обычно, крайний срок – это вторник, то есть, за два-три дня до начала гоночного уик-энда.
Весьма занимательный момент – погрузка всего необходимо оборудования. Для каждой грузовой машины у команды имеется определенный перечень того, что необходимо загрузить именно туда: двигатели, коробки передач, аэродинамические крылья и многое другое – все должно быть на своем месте. Поэтому главное правило логистов на командных базах – «ничего не забыть». Ведь в противном случае «забытая вещь» может обнаружиться только при полной разгрузке всех траков, а дополнительные издержки на заказ отдельного чартера и доставку этой детали не нужны никому. Во избежание подобных ситуаций к каждому загружаемому грузовику приставлен отдельный специалист, который фиксирует наличие всех необходимых деталей и оборудования. Число траков сильно варьируется: у команд с небольшим бюджетом их число редко превышает десять, в то время как у «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» зачастую переваливает за двадцать.
Зачем так много? Во-первых, в каждой конюшнеесть трак с наивысшим приоритетом. Он разделяется на два уровня: верхний предназначен для болидов и шасси, вокруг которого при чрезвычайной ситуации можно собрать машину; нижний отсек создан для различного оборудования, необходимого для обслуживания болидов – топливные шланги, гайковерты и другие инструменты. Еще два грузовика перевозят все оснащение для обустройства гаражей в паддоке, а также экипировку пилотов. Несколько траков нужны для перевозки моторхоумов-конструкторов. Помимо этого, на многих Гран-при помимо самих гонок проводятся разнообразные мероприятия, направленные на привлечение фанатов, соответственно, несколько траков требуется на транспортировку сборного развлекательного центра. Специфика груза остальных грузовиков часто различается. Добавим, что топливо и шины доставляются до трассы официальными партнерами «Ф-1», команды не имеют к этому прямого отношения.
Подготовка к континентальным этапам
Как было сказано выше, именно данный пункт является очень сложным в исполнении. В сущности, именно из-за наличия большого количества континентальных этапов планирование и оптимизация логистической сети происходит круглогодично. Можно выделить четыре наиболее важных момента:
Планирование календаря
Календарь меняется почти каждый год. На смену одним этапам приходят другие. ФОМ совместно с командами и логистическим провайдером обсуждают важные вопросы, связанныес планированием, транспортировкой и затратами. Исходя из пожеланий, а также климатических специфик регионов, в которых проходят Гран-при, ФОМ формирует календарь на следующий сезон. Стоит упомянуть, что команды сходятся во мнении, что 20 Гран-при – это предел при существующей организации логистики вкупе с нацеленностью на континентальный рынок, и если «Формула-1» желает проводить дальнейшую экспансию с увеличением гонок, необходимо вносить какие-то радикальные изменения, чтобы не увеличивать и без того крайне высокую нагрузку на персонал.
Погрузо-разгрузочные работы и транспортировка
В соответствии с тем, что базы восьми команд расположены в Великобритании, двух – в Италии и одной в Швейцарии, было выбрано два координирующих центра DHL: в Лондоне и Мюнхене. Соответственно, команды транспортируют свой груз до этих центров, где зона ответственности переходит к провайдеру. Стандартно, на перевозку всего оборудования всех команд требуется 5 грузовых самолетов, поэтому масштаб работы действительно велик. Каждая деталь требует бережного отношения к себе, и ради этого в компании имеется собственный штаб инженеров, который разрабатывает специфические технологии для наиболее качественной транспортировки груза. Также на провайдере лежит вся ответственность за взаимодействие с таможенными органами других государств. Все операции, связанные с таможней, должны укладываться в 2-3 часа, поэтому компания должна постоянно следить за изменением таможенных законодательствдругих стран и докладывать командам обо всех документах, которые необходимо оформить дополнительно.Стоит заметить, что провайдер также ответственен за все телевизионное оборудование, которое, к тому же, требует долгой и кропотливой установки, и его необходимо доставить за полторы недели до начала Гран-при.
Координация с Европой
Несмотря на то, что в современной«Формуле-1» вопросы по совершенствованию болида в течение сезона довольно четко регламентированы, работу инженеров на базах никто не отменял. Новинки внедряются в течение всего сезона. Правда, здесь тоже следует учитывать специфику календаря, ведь первые 3-4 этапа стандартно проходят далеко от баз, и увозить болиды ради нескольких дней работы на базе нецелесообразно. А по окончании европейской части сезона(середина осени), во время которой работа над болидом происходит наиболее интенсивно, обычно остается только небольшое количество команд, продолжающих работать над техникой до конца сезона, не переключаясь на следующий сезон. Вот и получается, что координация с Европой во время континентальных этапов является не столь существенным фактором, как может показаться на первый взгляд (конечно, это не касается информационной координации, она важна круглый год).
Командные «хитрости»
Здесь речь идет об оборудовании, необходимом для нормального функционирования команды в целом: частей моторхоума, столовых, развлекательных инсталляциях. К примеру, после Гран-при Австралии все данные конструкции погружаются на борт корабля и транспортируются сразу в Канаду, оттуда в Сингапур, а затем в Бразилию и снова в Австралию. И таких циклов может быть несколько. Кроме того, важный вопрос, связанный с поставками еды, воды, а также необходимой канцелярии команды решают посредством заключения контракта с обслуживающими компаниями, а те, в свою очередь, занимаются поиском наиболее надежных поставщиков необходимого товара в регионах, где проходят гонки.
Управление человеческими ресурсами
Конечно, вопросы касательно управления персоналом и его размещения напрямую не связаны с логистикой, но мы должны отметить этот момент, так как он – один из важнейших в работе «Королевы автоспорта».
«Знаете, на гонщиков переезды влияют не так сильно», – замечает бывший пилот «Ф-1» Педро де ла Роса. – «Мы приезжаем в четверг, можем приехать пораньше, а уезжаем в понедельник, и у нас есть достаточно времени для того, чтобы побыть со своей семьей и друзьями. Для механиков и, в меньшей степени, инженеров, это – роскошь. Ребята работают не покладая рук, порой по два месяца не видятся со своими семьями».
Кстати, стоит отметить многофункциональность персонала «Формулы-1». Здесь водители отвечают и за погрузо-разгрузочные операции, а механики собирают и разбирают конструкции, необходимые для воссоздания гаражей и моторхоумов. Мониша Кальтернборн, глава команды «Заубер», считает, что это дополнительно придает интереса к работе:
«Ребята прекрасно выполняют свою работу. Они любят ее и хорошо справляются».
Касательно размещения персонала, здесь вопросами подбора и бронирования гостиниц занимаются все те же обслуживающие компании. Этот вопрос также весьма важен, так как в случае слишком удаленного расположения от трассы персонал команды не сможет функционировать с полной самоотдачей.
Оценить масштабы логистики в «Формуле-1» поможет инфографика.
Популярные автомобили
Как перевозят болиды Формулы-1
В календаре Формулы-1 20 этапов, раскиданных по всему свету. Но перед тем, как 24 машины выйдут на старт, их нужно привезти на трассу. А вместе с ними еще несколько десятков тонн оборудования – грузовиками, самолетами, пароходами. «Мотор» изучил логистические маршруты команд Формулы-1 и выяснил, что нужно для транспортировки «Большого цирка».
Гоночный уикенд Формулы-1 начинается в пятницу. Но совсем не в ту, когда пилоты выезжают на тренировку. Первые грузовики с оборудованием команд отправляются на трассу неделей раньше. Большинство конюшен базируется в Великобритании, поэтому добираются до гонок они через Францию. «По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть фур должна миновать ее до вечера субботы, – говорит менеджер команды Caterham Грэм Уотсон. – Мы стараемся отправить все грузовики, за исключением одного, до вечера пятницы».
В выходные за неделю до Гран-при на базе Caterham в Хингэме остается всего одна фура. Та, в которой затем на трассу отправятся боевые автомобили Виталия Петрова и Хейкки Ковалайнена. «Причин для этого несколько, – объясняет Уотсон. – Во-первых, так у механиков и инженеров есть больше времени для работы с машиной. Некоторые новинки бывают доступны только к утру понедельника, поэтому мы постоянно стараемся оттянуть отъезд грузовика с машинами до последнего. Плюс ко всему, в понедельник от их присутствия на трассе по большому счету нет никакого толка».
Боевые автомобили команды Ф-1 отправляют на Гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.
Гоночные шасси отправляются на трассу в собранном виде. Механикам на трассе необходимо лишь установить на машину антикрылья.
Команда Тони Фернандеса – одна из самых маленьких в Формуле-1. У Caterham всего девять грузовиков. Все они колесят по Европе в ходе летнего сезона, когда большинство Гран-при проходят как раз на континенте. А вот у больших команд и хозяйство побольше. В гараже Mercedes AMG, например, стоят сразу 23 фуры.
Полтора часа на парковку
У каждой команды есть место в паддоке для моторхоума и трех трейлеров. Обычно это офисные грузовики, в большинстве случаев именуемые RT (Race Truck). Они располагаются непосредственно в паддоке, за боксами каждой из команд. По сути, это и есть главная рабочая зона коллектива.
Три «гоночных грузовика» команды Caterham. Справа RT1 – офисы гоночных инженеров и IT-персонала. В центре RT2 – рабочая зона инженеров по гидравлике и электронике, здесь же хранятся многие запчасти и инструменты. Слева RT3 – грузовик, перевозящий боевые автомобили. Кроме того, в нем располагаются офисы сотрудников отделов маркетинга и коммуникаций.
В этих трейлерах располагаются комнаты для брифингов, офисы IT-персонала, в отдельных случаях – офисы пресс-служб, сотрудников службы маркетинга и личные комнаты пилотов. Здесь же хранятся запасные детали для болидов. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция – таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT – задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность.
«Конструкцией предусмотрено, что расстояние между двумя фурами должно быть ровно три метра, – рассказывает глава гоночной бригады Marussia Саймон Прайс. – Если между передними осями расстояние будет 301 сантиметр, а между задними краями – 299, ничего не получится. Наши водители достаточно опытны, плюс мы используем во время парковки специальные лазерные установки. Всего процесс занимает в среднем около часа, но иногда приходится повозиться и подольше». Поговаривают, что антирекорд по времени парковки грузовиков в паддоке Ф-1 составляет около пяти часов.
Два из трех RT Mercedes AMG соединены дополнительной секцией. В паддоке остаются лишь «прицепы». «Головы» отправляются на время уикенда на стоянку неподалеку от трассы и приезжают в паддок вновь ближе к полуночи в воскресенье – уже после того, как пройдут последние брифинги инженеров и второй этаж будет демонтирован.
Остальные грузовики по ходу уикенда располагаются на удаленных от паддока парковках автодрома или, если для них нет места, просто поблизости от трассы. В основном, это те машины, которые первыми прибывают на трассу перед началом уикенда. Они перевозят гаражные панели и все оборудование, необходимое для обустройства в боксах: плазменные экраны, компьютеры, запасные двигатели и коробки передач, бочки с топливом. Когда на трассу приезжают гоночные машины, к их приему уже все готово. Последний грузовик паркуется в паддоке обычного европейского Гран-при в среду утром. С этого момента о переездах можно забыть.
Дальнобойщики
«Когда после гонки болельщики у экранов заваривают себе чашечку чая, мы уже час как собираемся в путь, – говорит Грэм Уотсон. – Еще до того, как дан клетчатый флаг, мы начинаем собирать и готовить к отправке задние панели гаража (те, которые не видно в телетрансляции), а также запчасти, которые уже не пригодятся в ходе гонки – например, запасные двигатели и коробки передач. В процесс вовлечены и сотрудники, не задействованные во время пит-стопов, и водители грузовиков».
Гоночная бригада команды Формулы-1 – 57 человек. Именно такому количеству персонала разрешено работать с машиной в ходе Гран-при. Помимо этого, в состав групп, выезжающих на этапы чемпионата мира, входят сотрудники пресс-служб, маркетинговых отделов, менеджеры, сотрудники кейтериговых компаний и собственно гонщики. Всего каждой из команд в дни проведения этапа нужно около сотни гостиничных комнат.
Часть механиков прилетает на трассу в субботу, за восемь дней до гонки, чтобы помочь собрать моторхоум. Ко вторнику вся группа механиков должна быть на трассе. Оставшаяся часть персонала, включая пилотов, руководителей команд и инженеров, прибывает на трассу в среду.
Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к Mercedes AMG летом прикреплены 23 водителя компании Eddie Stobart, одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании.
Раньше грузовики перегоняли механики команд, но современные европейские законы делать это запрещают. «Сейчас водителям нельзя садиться за руль, если они не отдыхали определенное количество часов, – объясняет Уотсон. – Поэтому механики, которые работают на трассе в воскресенье с утра, уже не могут этим заниматься. Тем не менее, так нам даже удобнее. В паддоке водители помогают разгружать и собирать оборудование. Это девять дополнительных пар рук».
Команда Lotus готовится к Гран-при Монако
Спустя час после окончания гонки грузовики, стоявшие на удаленных парковках, выстраиваются на пит-лейн. В паддоке еще идет работа. Инженеры и пилоты разбирают прошедшую гонку в одном из RT. Обычно эта процедура занимает несколько часов, поэтому первыми загружаются так называемые «support trucks», грузовики поддержки. Их, как правило, по три-четыре у каждой команды.
Часть механиков занимается шинами. Все комплекты резины, а их более сотни на каждый коллектив, после окончания уикенда должны быть сданы Pirelli. Колесные диски каждая из команд использует свои, от собственных поставщиков. Они также занимают немало места в грузовиках.
Весь процесс укладывания гоночного скарба отнимает около шести часов. До полуночи Caterham отправит в дорогу грузовики поддержки и три RT. Все они после каждого европейского Гран-при (за исключением гонок, идущих одна за другой) отправляются на базу команды в Хингэм. Там у инженеров будет около недели, чтобы проанализировать полученные данные, установить на машины новинки и отправить на следующий Гран-при.
Моторхоумы
Последние три грузовика Caterham покидают паддок в понедельник утром. Это три так называемых кейтеринг-трейлера. Два из них составляют моторхоум команды, третий – грузовик поддержки, для которого нет места в паддоке.
У Caterham один из самых простых «домов», который собирается следующим образом: два грузовика встают рядом и первый этаж образуют собой собственно фуры. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.
Позже всех с трассы уезжает Red Bull. Если моторхоум Caterham можно разобрать за полдня и перевезти тремя грузовиками, то у чемпионской команды хлопот намного больше. Чтобы собрать Energy Station, огромный трехэтажный моторхоум команд Red Bull Racing и Toro Rosso, нужны три дня и усилия 32 человек. Перевозят «станцию» 28 грузовиков.
Примерно столько же времени требуется McLaren, моторхоум которой составлен из семи грузовиков. Собрать и разобрать его можно за три-четыре дня.
McLaren Brand Centre. 18 метров в длину, 14 метров в ширину, три этажа. Внутри – две комнаты пилотов, с личным туалетными комнатами и душевыми кабинами, кабинет руководителя команды, две переговорные, медицинский кабинет, пять офисов, комната для технического персонала, две дополнительные уборные. На первом этаже – кухня и гостевая зона на 60 человек. Всего в моторхоуме 140 «посадочных мест». На трех уровнях развешаны более 50 плазменных панелей. Чтобы собрать Brand Centre, требуется 35 часов непрерывной работы, разобрать – 22 часа.
Моторхоумы практически никогда не возвращаются на базы по ходу европейского сезона – за исключением месячного перерыва в августе. Команды перегоняют их только по континенту, а на удаленных этапах арендуют помещения непосредственно на трассах.
«Улетай отсюда»
«Fly away» – термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких Гран-при сложнее. Большую часть оборудования конюшни отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.
На автодромах конюшни арендуют у владельцев трасс гостевые домики, расположенные в паддоке. Обустраивает такие помещения каждая команда самостоятельно, даже на заокеанские Гран-при привозя собственные столы, стулья, телевизионные станции и даже кухонные приборы. Но они, в свою очередь, доставляются на гонки уже на паромах.
У каждой команды есть пять-семь полных комплектов для гостевых домиков. Подобные наборы путешествуют по свету на протяжении всего года. Например, Mercedes AMG свой первый комплект отправила в Австралию еще в конце января. В марте столы, стулья и прочая утварь добрались на пароме до Мельбурна, откуда затем были отправлены в Канаду. Гонка в Монреале прошла в июне. После нее этот же комплект уплыл в Японию – на гонку, которая пройдет в начале октября. Затем на очередном пароме этот же комплект еще раз пересечет Тихий океан – в середине ноября состоится Гран-при США, и в Остине столы, стулья и телевизоры понадобятся вновь.
По ходу сезона каждый комплект преодолевает около 100 тысяч километров. Маршруты для каждого из «сетов» расписаны в начале года. Перевозить один комплект на самолете было бы намного дороже, ведь в конце сезона командам предстоит сразу семь «fly away» в течение двух месяцев.
Сдвоенные гонки
Предстоящие две недели – самый напряженный период европейского сезона Формулы-1. Гран-при Германии и Венгрии пройдут с перерывом всего в неделю, а значит командам придется отступить от привычных логистических маршрутов.
Маршрут Caterham на Гран-при Германии и Венгрии
Великобритания, Хингэм | Германия, Хоккенхайм (Гран-при – 22 июля) | Венгрия, Будапешт (Гран-при – 29 июля) | Великобритания, Лифелд |
---|---|---|---|
RT1, RT2 | Прибытие: Воскресенье, 15 июля. 10:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 18:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Пятница, 13 июля. 18:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 23:00 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 23:00 | |
RT3 | Прибытие: Среда, 18 июля. 10:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 19:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Понедельник, 16 июля. 15:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 23:30 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 23:30 | |
Грузовики поддержки | Прибытие: Воскресенье, 15 июля. 9:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 17:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Пятница, 13 июля. 18:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 22:00 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 22:00 | |
Моторхоум | Прибытие: Суббота, 14 июля. 9:00 | Прибытие: Вторник, 24 июля. 18:00 | Прибытие: Среда, 1 августа. 15:00 |
Отправление: Среда, 11 июля. 18:00 | Отправление: Понедельник, 23 июля, 13:00 | Отправление: Понедельник, 30 июля. 18:00 |
Ни один из грузовиков Caterham не вернется в Великобританию до окончания гонки в Будапеште. С базы в Хингэме все, кроме одного, уехали еще в прошлую пятницу. Позже всех, как всегда, отправился в дорогу RT3 с машинами Ковалайнена и Петрова. Расписание уикенда, тем не менее, практически не отличается от обычного. Единственное исключение состоит в том, что свой моторхоум команда будет собирать в ускоренном режиме, чтобы к обеду понедельника после гонки в Хоккенхайме он уже отправился в Будапешт. Из Венгрии команда пошлет грузовики уже в Лифелд – команда переезжает в новый технический центр.
Моторхоум Ferrari
Многие большие команды, моторхоумы которых слишком громоздки, привозят их лишь на один Гран-при из двух. К примеру, у Red Bull есть еще один «дом на колесах» – одноэтажный. Именно он отправится в Венгрию, пока Energy Station будет запаркован на Хоккенхаймринге.
После гонки в Венгрии в календаре Ф-1 запланирован пятинедельный перерыв. Грузовики команд потянутся обратно на базы, после чего сотрудники будут распущены в отпуска. А затем караван Формулы-1 вновь вернется к привычному расписанию. В конце августа команды опять начнут загружать свои фуры, чтобы они одна за другой отправились в новое путешествие – теперь уже в Бельгию.