На чем писали древние греки до нашей эры

На чем писали и рисовали древние греки и римляне?

Искусство Древней Греции: как рассказать о нем ребенку

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эрыУлла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эрыУльрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

Для родителей, которые не привыкли отмахиваться от своих любознательных дошкольников и младших школьников, детские вопросы — самые трудные. В помощь мамам и папам, которые водят своих отпрысков по музеям, показывают античные статуи и рассказывают об искусстве Древней Греции и Рима, авторы книги «Детский университет» собрали ответы на распространенные вопросы детей.

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эры

Почему мы не знаем имен античных художников?

Просто у них еще не вошло в привычку подписывать свои произведения. На античных статуях только иногда есть имя автора. Возможно, это потому, что в те времена нередко несколько мастеров в одной мастерской работали сообща. Так что часто статуи и не были индивидуальными произведениями.

Одного из скульпторов, имя которого до нас дошло, звали Фидий. Он создал двенадцатиметровую статую Зевса, которая в древности считалась одним из семи чудес света. А еще Фидий считается строителем самого большого храма на афинском Акрополе, Парфенона. Если бы такой храм решили построить сегодня, в обществе, где нет самой дешевой рабочей силы — рабов, он бы, по приблизительным оценкам, стоил полмиллиарда евро.

Но и в те времена строительство храма, длившееся пятнадцать лет, из‑за дорогих материалов стоило очень, очень недешево. А это значит, что архитектор должен был пользоваться безусловным доверием заказчика.

Но современники поговаривали, что даже сам Фидий не смог воспротивиться искушению — его обвинили в хищении драгоценных строительных материалов. Ему удалось оправдаться, но все же афиняне приговорили Фидия к смерти за оскорбление божества: якобы он поместил на щите статуи богини Афины свой профиль. Ему пришлось выпить чашу с цикутой. Так печально завершил жизнь один из величайших скульпторов древности.

На чем рисовали и писали в Древней Греции

Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эры

Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.

Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.

Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы. А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.

Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.

Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эры

Как отливали из бронзы греческие статуи

Для читателей и библиотек позднейших эпох такой способ повторного использования писчего материала скорее печален. Так же, как для музеев плохо то, что бронзовые статуи часто переплавляли. И самое печальное, что материал этот шел не на новые, еще более красивые и величественные статуи, а на военные орудия.

Бронза — плавкий металл, поэтому статуи из него не вытесывали, а отливали. Как наливают в формочку желе, остужают, переворачивают и на тарелке оказывается фигурка — знает каждый ребенок. Но где найти огромную форму в виде голого атлета?

Конечно, нигде. Поэтому греки придумали другой способ. Сначала изготавливали основу из металлического каркаса и глины, потом наносили тонкий слой воска и из него вылепляли уже точную копию бронзовой статуи. Потом фигуру снова покрывали глиной. Затем эту трехслойную модель нагревали, и воск таял. Образовавшуюся пустоту между сердцевиной и глиняной оболочкой заполняли горячей, расплавленной бронзой.

Все это имело один существенный недостаток. Можно было бы подумать, что такой способ изготовления очень удобен для тиражирования скульптур. Но у греков это, к сожалению, практически никогда не получалось. Так как бронзовый слой получался таким же тонким, как восковой, глиняные оболочки каждый раз приходилось разбивать. Часто фигуры отливали не в единой форме, а по частям, а потом соединяли. Только римлянам удалось овладеть техникой отливки настолько, что стало можно создавать несколько статуй с помощью одной формы.

Рельеф — неоконченная статуя?

Итак, в Античности образы рисовали на керамике, отливали из бронзы или ваяли из камня. Среди скульптур были не только статуи, которые можно рассматривать со всех сторон, но и такие, которые как будто проступают из камня. Называются они рельефами.

Выглядят рельефы как статуи, в процессе работы над которыми скульптор вдруг потерял желание их заканчивать или заказчик внезапно решил заплатить только половину оговоренной суммы. То есть скульптор обрабатывал только переднюю сторону камня, а заднюю оставлял гладкой.

Но объясняется возникновение рельефов все же иначе: ими как изысканными украшениями облицовывали здания. Фриз с рельефом выглядит примерно как ожерелье под самой крышей. В античной Греции строили не только много, но и роскошно — нужно было как‑то умасливать богов.

Особенно важны для поддержания их хорошего настроения были храмы. Они, собственно, и нужны были только для того, чтобы почитать и ублажать богов. В храмах ставили отдельные скульптуры, а на стенах и фронтоне под скатом крыши размещали рельефы с изображением известных сюжетов. Тут и там можно было увидеть битвы и подвиги героев и богов.

Истории эти в античности были прекрасно известны, так что никому не приходилось долго ломать голову, к примеру, кто это изображен во славу богини Афины. Как сегодня мы многое знаем о частной жизни звезд, так тогда люди наизусть знали подробности жизни героев греческих мифов.

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эры

Чем древнеримские статуи отличались от греческих

Это сейчас произведение искусства всегда связано с именем автора и все превозносят выдающиеся качества оригинала, а Античность полна копий и подражаний подражаниям.

Уже греки друг друга копировали, потому что много путешествовали и из путешествий привозили новые идеи. Римляне, во втором веке до н. э. захватившие все Средиземноморье, включая Грецию, тоже очень заинтересовались греческими статуями. Римские мастера стали их копировать, учились у греческих скульпторов, а те кое‑что перенимали у них.

В римском искусстве лицо играло бо́льшую роль, чем у греков. Римляне придавали статуям гораздо больше личного, портретного сходства, поэтому иногда к телу греческой статуи приставляли римскую голову. Так на смену греческому идеализму, то есть изображению идеальных существ, пришел римский реализм.

Может показаться, что всегда можно легко отличить греческую скульптуру от римской. Но это вовсе не так: даже археологам это подчас дается тяжело.

Иногда о происхождении больше говорит не сама фигура, а, например, то, как она закреплена. Римские скульпторы делали своим произведениям больше опор, больше видимых поддержек, потому что их основным материалом был тяжелый мрамор. Когда они ваяли из камня копии более легких бронзовых статуй, им приходилось закреплять их на месте с помощью дополнительных приспособлений. Археологам это очень помогает определить время создания статуи.

Греческая и римская Античность до сих пор оказывает большое влияние на все европейское искусство. В эпоху Возрождения снова начали копировать скопированные римлянами греческие статуи и ваять свои, подражая Античности. Именно тогда появилась одна из скульптур, считающихся шедевром мирового искусства, — «Давид» работы Микеланджело. И изображен он, разумеется, так, как бы его изобразили в Древней Греции, — обнаженным.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эры

Письмо в античности. Орудия и материалы письма. Зарождение и становление письменности в Греции и Италии

Письмо в античности. Орудия и материалы письма

Древнейшим памятником греческого письма считается надпись на дипилонской вазе из Афин. Эту находку археологи датируют VIII – VII вв. до н.э. Примерно в это же время появились таблички, сделанные из бронзы или глины, еще позже из олова, свинца и других дешевых и практичных металлов.

Таблички эти так полюбились грекам, что держались в обиходе очень долго. Не говоря уже о том, что вся поэма Гесиода «Труды и дни» была записана на свинцовых табличках, — а это уже конец VIII в. до н.э., — свинцовыми табличками пользовались даже в то время, когда были широко распространены и папирус, и пергамент. Пользовались ими по весьма замечательному поводу: на свинцовых табличках записывались проклятия, брань и самые недобрые пожелания каким-нибудь ненавистным особам. Потом писавший посвящал эти таблички богам подземного мира, которые и должны были привести «приговор в исполнение». А чтобы таблички быстрее дошли до своего «адресата», их клали в гроб человека, не особо отличавшегося при жизни добродетелями.

Наряду со свинцовыми и глиняными табличками в Греции часто использовали черепки, осколки треснувших глиняных сосудов. Эти черепки у греков назывались острака. В Афинах на таких черепках писали имя человека, опасного для общественного спокойствия, которого по решению народного собрания изгоняли из города, обычно сроком на 10 лет. Такими черепками голосовали во время народного собрания все афиняне. Процедура голосования называлась остракизмом. Кроме того, греки писали на козьих и овечьих шкурах, очищенных от жира и шерсти, которые назывались дифтера. Считается, что от этого слова произошло латинское «литтера» – буква.

Однако писать большие литературные произведения на всех этих материалах было довольно трудно. Поэтому важных новшеством стало появление в Греции примерно в VII в. до н.э. завезенного из Египта папируса. Писчий материал из папируса делали следующим образом. Острой иглой стебель делили на длинные и как можно более широкие волокна, выходящие из самой сердцевины стебля. Соответственно качество других волокон было тем хуже, чем дальше они были от сердцевины. Папирус худшего сорта использовался как своего рода оберточная бумага. Склеивали листы на доске, смоченной водой из Нила; она содержала много ила и потому была хорошим соединительным материалом. Полосы укладывали на доску рядом одну за другой, затем на них крест-накрест клали полоски поперечные. Получившийся влажный лист отжимали прессом и сушили на солнце.

Затем из отдельных листов изготовляли папирусную «книгу». Текст либо писался на отдельных листах, либо записывался сразу на заранее склеенный свиток. Лист отбивали молотком и разглаживали слоновым бивнем или большой раковиной. Гладкая сторона папируса и была предназначена для писания, но когда папирус был очень дорогим материалом, на такие тонкости не обращали внимания и писали на обеих сторонах. Папирусы в свитке никогда не превышали длиной 10 метров, так как читателю было неудобно держать такой тяжелый свиток в руках. В одной строке помещалось от 35 до 40 букв: ровно столько вмещала в себя стихотворная строка, написанная гекзаметром. Если все произведение не умещалось в такой свиток, то его записывали на разных свитках, причем и отдельный свиток, и сочинение, состоящее из нескольких свитков, называлось библос.

Готовый папирус сворачивали, наматывали его на палку с выступающими или загнутыми концами. И у греков, и у римлян эта часть свитка называлась «пупом»: дочитать книгу до «пупа» означало дочитать ее до конца. Свитки вкладывали в футляры, футляры – в керамические ларцы, обычно цилиндрической формы. На выступающей головке палки, на которую наматывали свиток, а также на футляре, помечали название произведения.

Иногда возникала необходимость уничтожить уже записанный текст для повторного использования свитка; тогда текст просто-напросто смывали влажной губкой, порой так, что от него не оставалось и следа.

Сопоставляя сведения Плиния с другими источниками, В. Г. Борухович составил следующий перечень используемых в античности сортов папируса:

Приведённый перечень не исчерпывает всех сортов папируса, указания на которые встречаются в античных источниках. В разные времена, и до Плиния, и после него, в римских источниках встречаются названия «царской харты» (в качестве одного из лучших сортов), мемфисской харты, белой харты и т. д. Ширина находимых в Египте папирусов не всегда соответствует указанным стандартам

Хранить папирус было делом очень хлопотным: от времени он рассыхался, его грыз книжный червь, хотя свиток и пропитывали кедровым маслом, он быстро разрушался от частого перематывания и атмосферной влажности. Свитки старше 200 лет считались большой редкостью, так как через определенный промежуток времени приходилось переписывать сочинения на новые папирусы. Это было единственным выходом до тех пор, пока не появился пергамент.

Кроме долговечности и удобной формы, у пергаментных книг-кодексов было еще одно преимущество: исписывать пергамент можно было с обеих сторон, не опасаясь, что чернила проникнут на другую сторону. Сам кодекс – именно так принято называть книгу из листов пергамента – изготовлялся так. Лист пергамента сгибался пополам. По-гречески такой лист назывался диплома; различные акты, постановления, договоры, официальные документы имели подобную форму. Кроме того, документ, удостоверяющий от имени государства привилегированное положение какого-либо лица, тоже назывался дипломом. Особенно часто такой документ вручался послам, которых спустя много времени стали звать дипломатами. Затем согнутые пополам листы складывали еще вдвое и получали удобные компактные тетрады. Несколько тетрад связывали между собой и получали отдельный том, или кодекс.

И на папирусе, и на пергаменте писали обычно тростниковым пером. Для писания на папирусе использовали особую тушь в виде порошка, который нужно было всякий раз разводить в воде, а на пергаменте писали жидкостью, добываемой из чернильных орешков.

В Риме писали на коре березы; отсюда слово liber. Позже стали использовать бумагу из льна.

Зарождение и становление письменности в Греции и Италии

До сих пор не удалось установить, когда именно в Греции возникла письменность. Доподлинно известно лишь, что микенское письмо было позднее забыто. У Гомера есть только одно упоминание о письменах, начертанных на табличках; он называет их «зловещими знаками». Знаки эти были непонятны современникам Гомера и потому казались колдовскими.

Сами греки, ссылаясь на мифологию, считали, что алфавит для них придумал Кадм, брат финикийской царевны Европы, переселившийся в Грецию из Финикии. Очевидно, этот миф имеет под собой некоторые основания, так как греческий алфавит был заимствован у финикийцев.

Вероятнее всего, в IХ в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культур: через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавит был консонантным. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступил с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка, использовав лишние для них финикийские знаки для обозначения гласных. Так из финикийских букв «алеф» и «хе» возникли греческие «альфа» и «эпсилон». Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов.

Древнейшая его форма встречается на Крите, Мелосе и Тере. Далее можно выделить восточногреческий алфавит в азиатской Ионии, Эолиде, Аттике, на Кикладах и в Аргосе, а также западногреческий. Различие между последними двумя вариантами состояло в использовании буквы «хи», которая в восточногреческом алфавите обозначала гортанную аспирату «х», а в западногреческом – скопление согласных «кс». Окончательно победил в Греции вариант восточный, или ионийский (милетский). После принятия этого варианта алфавита в 403 г. до н.э. в Аттике, в Афинах, его победа в греческом мире была обеспечена. Напротив, в Италии взял верх западногреческий вариант. Добавим, что, хотя семитский алфавит был заимствован греками, по-видимому, на рубеже Х-ХI вв. до н.э., письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение. Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н.э.

Сначала греки, как и финикийцы, у которых они заимствовали алфавит, писалли справа налево, затем бустрофедоном (способ письма, при котором первая и все нечетные строки пишутся справа налево, вторая и все четные – слева направо, подобно тому, как пахарь ведет быка по полю, разворачивая его на новую борозду), и лишь потом перешли к письму слева направо. Два первых типа письма мы ни в каком папирусе не увидим; так писали гораздо раньше.

Итак, восточное письмо развилось в классическое древнегреческое и легло в основу коптского и готского алфавитов, а также славянской кириллицы. Западный алфавит через этрусков был заимствован римлянами и стал исходным для латиницы; причем латиняне писали на жестком материале, что послужило причиной упрощения написания букв. Кроме того, в латинском языке меньше звуков.

Источник

Письменность в Древней Греции

На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть фото На чем писали древние греки до нашей эры. Смотреть картинку На чем писали древние греки до нашей эры. Картинка про На чем писали древние греки до нашей эры. Фото На чем писали древние греки до нашей эрыНа рубеже 3 и 2 тысячелетий на острове Крит появилось иероглифическое письмо. В середине 2 тысячелетия оно было вытеснено линейным письмом. После захвата острова племенами дорийцев критская письменность исчезла, и ученые до сих пор не могут ее расшифровать.

Собственно греческая письменность появилась примерно в 9-8 вв. до н.э., возможно, она была создана на основе финикийской письменности. Древнейшие из найденных образцы греческой письменности датируют 8-7 вв. до н.э. Каждый символ греческого алфавита обозначал одну букву, отдельные символы появились и для обозначения гласных.

В древнегреческом языке можно выделить восточный и западный разновидности письма. Восточно-греческое письмо стало основой классического древнегреческого письма, а также византийского, коптского, кириллического, армянского письма. Западно-греческое письмо позднее преобразовалось в этрусское, латинское и древнегерманское.

В 5-4 вв. до н.э. греческий алфавит состоял из 27 букв. Первоначально писали на камне, металле, глиняных изделиях, в 4 в. до н.э. в Греции появился папирус, во 2 в. до н.э. был изобретен пергамент – материал для письма из кожи животных. На пергаменте писали красками и кисточками. Древнегреческие книги представляли собой свитки из склеенных листов папируса или пергамента. Свитки скручивали в трубочку и хранили в цилиндрических футлярах или специальных сосудах.

Источник

На чем писали в Древней Греции до того, как появился папирус?

Когда в IX – VIII вв. до н.э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом. Она была похожа на знакомые нам книги, которые тоже называли кодексами, когда стали писать на пергаменте. В античном мире грамотность была довольно распространенной. Особенно острой потребность в грамотных людях стала в Римской империи. Хрупкий папирус не мог устраивать государственные власти и любителей чтения: срок жизни папирусных свитков – около 200 лет. Однако с непрочностью папируса пришлось мириться долго. В Греции уже в V в. до н.э. возникла книжная торговля (библиотекой сначала называли книжные лавки). Появлялись и личные библиотеки, например у великих философов Платона и Аристотеля. Тексты были разными; среди них философские и вообще научные труды, стихи, эпические произведения, записи трагедий и комедий и т.д. В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков.

На острове Крит и на территории материковой Греции (во «дворце Нестора» в Пилосе) было обнаружено в общей сложности свыше 5 тыс. глиняных табличек с письменами, десятки каменных печатей и сосудов с надписями. Еще Эванс предпринял первые попытки дешифровки. Ему удалось восстановить картину эволюции минойской письменности. В 2000—1700 гг. до н. э. на Крите существовала примитивная рисунчатая письменность (пиктография). Из этой письменности возникло слоговое письмо А (иногда его называют линейным письмом А). Затем на базе этого письма сложилась новая, более совершенная, письменная система — слоговое (линейное) письмо Б.

Источник

На чем и как писали древние греки

Материал, использованный древними греками для увековечения текста, был очень разнообразным – от пальмовых листьев, коры деревьев, холста до папируса, металлических или деревянных табличек.

Последние были более популярны в повседневной жизни. Деревянные уцелевшие письма на деревянных дощечках сохранились до средневековья. Чаще всего их выкрашивали в белый цвет, чтобы письмо было легче разглядеть, затем покрывали слоем воска, который облегчал письмо. Затем планшеты были собраны вместе, что было удобно использовать как студентам, так и продавцам.

Этот материал также использовался для записи счетов, переписки, заклинаний и молитв.

Для письма там использовались различные инструменты (в зависимости от способа использования). На папирусе использовалась срезанная трость, которая постепенно видоизменялась за счет расщепления кончика, что давало эффект тонкого письма. Такое перо называлось аиром.

При письме на восковой табличке для стирания ошибок использовалось металлическое окончание (стилус), приплюснутое на верхнем конце. Тростник также использовался для письма на пергаменте, позже (примерно в 5 веке н.э.) стали использоваться птичьи перья (в основном гусиные), которые были обрезаны и прикреплены на конце как тростник.

Греки также использовали линейку (как и месопотамский), чтобы указывать направление строкам и столбцам. Чернила были сделаны из технического углерода, воды и резины, а затем чернила были сделаны из темно – коричневых желейных бобов. Также использовались красные чернила. Для удаления ошибок использовалась губка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *