На чем писали древние индийцы
Чем писали в Древней Индии
К сожалению, большая часть уникальных древнеиндийских трактатов и книг, включающих в себя калейдоскопичное многообразие этой древней культуры, безвозвратно утеряны. Дело в том, что очень многие произведения литературы Древней Индии были написаны либо на пальмовых листьях, либо на березовой коре, а влажные климатические условия Индии, отнюдь не способствовали их сохранности на протяжении тысячелетий. Именно поэтому до нашего времени не дожила большая часть неповторимых, бесценных текстов, настоящих шедевром того далекого времени. В этом отношении Древнему Египту повезло несказанно больше.
Сухой климат этой страны помог сохранить хрупкие листы папируса и, в большинстве своем, уникальные тексты одной из самых древнейших цивилизаций на земле дошли до нас в целости. А вот, если посмотреть с другой стороны, то и пожары, в пламени которых не могли быть уничтожены никакие книги, написанные на глиняных табличках, также не пощадили бересты древнеиндийских книг. Сумели выжить и сохраниться до наших дней лишь те древнеиндийские книги, что были высечены на камнях, однако и их ученым удалось обнаружить сравнительно немного, в отличие, например, от множества письменных документов, настоящих собраний, целых глиняных библиотек, найденных в Передней Азии. На высушенных листах пальмы талипот на юге и на древесной (чаще березовой) коре на севере, в Гималаях, древние индийцы писали заостренными палочками. Чаще всего использовалась в письме черная краска, которую изготавливали из сажи и угля, однако частенько начало некоторых фраз или же, если была необходимость выделить отдельную главу, писали, используя красную краску, которую приготовляли из охры. Некоторые фразы выделять красным цветом было попросту необходимо, потому что древние индийцы, как, впрочем, и многие другие древние народы, у которых была развита письменность, при написании текстов не отделяли слова друг от друга, таким образом отыскать начало главы, не выделенную другим цветом, было очень трудно.
К слову, наши предки, славяне, писали свои тексты по точно такому же принципу, выделяя красным лишь начало отдельной темы. От этого, в общем-то, и появилось в нашем обиходе выражение «писать с красной строки», «начинать с красной строки». Также, иногда в качестве древней «бумаги» использовалась еще не затвердевшая глина (ну, либо, иной монолит), в которой костяной либо же деревянной палочкой с заостренным концом выдавливались слова. Но основные тексты, дошедшие до наших дней (Веды, например) были написаны при помощи молотка, ибо писались они по камню, но и их сохранилось до наших дней не так уж и много. Однако, к счастью для всех, и для древних индийцев, и для нас, надменных потомков, санскрит никогда не забывался, подобно многим другим древним языкам, санскрит и его литературная традиция не предавались забвению на протяжении нескольких тысячелетий.
Так что, все те произведения, которые древние индийцы почитали особенно ценными, постоянно переписывались, и заучивались наизусть. Они-то и дожили до наших дней, пусть с исправлениями, всякими дополнениями и различными более поздними вставками, иногда искажающими первоначальный смысл древнего произведения. Помимо «Ведов», «Махабхараты», «Рамаяны», «Артхашастры» и «Законов Ману» особенно интересным является сборник изречений и легенд «Типитака», являющийся источником раннего буддизма. Говоря о памятках древнеиндийской литературы, нельзя также обойти вниманием и эдикты царя Ашоки, которые датируются третьим веком до нашей эры. Забавно то, что эдикты этого царя высечены прямо на скалах.
на чем делались записи в древней индии
В Древней Индии писали на камне и листьях пальмы. Листья пальмы высушивали и нарезали длинными, узкими пластинами. Надпись наносили тушью. Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой, концы которой прикреплялись к хорошо обструганным деревянным дощечкам. Пальмовые листы находились между двумя дощечками, как книга в переплете. Иногда поверхность дощечек покрывали тонкими серебряными пластинами с узорной резьбой
На флешках из нефрита.
в дрейней индии на древней бомажке
На выделанной коже рабов!)))
Не исключено, что в северной Индии применялась бумага, изобретенная в Китае в начале II в. н. э. ; в любом случае, ее широко использовали в Центральной Азии.
На большей части территории Индии чернила получали из черной сажи или древесного угля, а писали тростниковым пером. На юге буквы в основном наносили на пальмовые листы с помощью острой палочки, а лист затем посыпали тонким слоем черной сажи. Этот способ давал четкое и точное очертание букв и позволял писать очень тонко; вероятно, это и привело к появлению угловых букв тамильского алфавита. Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой, концы которой прикреплялись к хорошо обструганным деревянным дощечкам. Пальмовые листы находились между двумя дощечками, как книга в переплете. Иногда поверхность дощечек покрывали тонкими серебряными пластинами с узорной резьбой.
Индийские письменности
Инди́йское письмо — семейство слоговых письменностей, распространённых в Южной и Юго-Восточной Азии (а ранее и Центральной Азии) и происходящих от письма брахми. Индийские письменности являются абугидами (консонантно-слоговыми), то есть каждый знак в них обозначает слог с какой-либо согласной и базовой гласной, а слоги с другими гласными или без гласной образуются на его основе путем стандартной модификации или добавлением специальных знаков.
Содержание
Предыстория
Начиная с III в. до н. э. в Индии использовались две системы письма: брахми и кхароштхи. Второе происходит от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до III в. н. э. и в Центральной Азии вплоть до VII в., после чего было вытеснено брахми. Писалось справа налево.
Точное происхождение брахми неизвестно, предполагается, что оно создано на основе консонантно-слоговой системы, использованной в кхароштхи (и потому отчасти связано с арамейским письмом), специально для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей. Никакой связи с письмом на печатях 3—2-го тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается.
Все остальные индийские письменности происходят от письма брахми и обычно пишутся слева направо.
Названия
В их наименованиях существует определённая путаница и непоследовательность, так как в большинстве случаев в индийской традиции не существовало особых имён для отдельных разновидностей письма. Используемые сейчас названия несколько условны и в основном образованы либо от названий правящих династий (кадамба, паллава, гупта, шунга, кушанское и т. д.), либо по используемым языкам (тохарское, сакское), в том числе ретроспективно (староканнадское, старобенгальское), либо описательно (наклонное брахми, «box-headed script»). Даже названия «брахми» и «кхароштхи» были восстановлены современными исследователями на основе редких упоминаний в буддистских и джайнских рукописях.
История
III в. до н. э. — III в. н. э.
Раннее брахми (III—I вв. до н. э.) было относительно унифицированным по всей территории Индии, в средний период (I—III вв. н. э.) различия между северными и южными разновидностями увеличиваются. В это время на севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.
На юге Индии известны такие разновидности, как:
IV—VII вв. н. э.
В период позднего брахми (IV—VII вв. н. э.) принято говорить уже об отдедьных видах письма. На севере Индии это гуптское письмо (IV—VI вв.), в Центральной Азии это особое наклонное брахми (центральноазиатское брахми), известное как минимум в трёх разновидностях: тохарской, сакской и уйгурской.
На юге Индии складывается несколько новых разновидностей письма брахми, характеризующихся округлостью очертаний букв и вытеснивших более ранние варианты:
с VII вв. н. э.
Доминирующим письмом на севере с сер. 6 века стало сиддхаматрика (сиддхамское, кутила), в VII—VIII вв. из него развились:
Основные характеристики
Базовая структура консонантно-слоговых индийских письменностей изначально построена на основе среднеиндийских фонологических систем с их отсутствием закрытых слогов. Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо согласный + базовый гласный (обычно краткое /a/, реже краткое /o/). Слоги с другими гласными образуются путем стандартной модификации базового знака или добавлением специальных знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова обозначается подстрочным знаком «вирама». Сочетания согласных чаще обозначаются сложными знаками — лигатурами. включающими характерные элементы входящих в них знаков. При типографском наборе такие знаки требуют отдельных литер, общее число которых при этом достигает, например в деванагари, шести сотен (при 50 базовых знаках).
Сравнительные таблицы
Ниже представлены таблицы знаков из некоторых основных индийских письменностей. Произношение дано в транскрипции Национальной библиотеки в Калькутте (en:National Library at Calcutta romanization) и в МФА. Произношение указано, где возможно, для санскрита; в прочих случаях — для соответствующего языка. Некоторые знаки в таблицах не представлены.
Согласные
NLAC | МФА | деванагари | бенгальское | гурмукхи | гуджаратское | ория | тамильское | телугу | каннада | малаялам | сингальское | тибетское |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
k | k | क | ক | ਕ | ક | କ | க | క | ಕ | ക | ක | ཀ |
kh | kʰ | ख | খ | ਖ | ખ | ଖ | — | ఖ | ಖ | ഖ | ඛ | ཁ |
g | ɡ | ग | গ | ਗ | ગ | ଗ | — | గ | ಗ | ഗ | ග | ག |
gh | ɡʱ | घ | ঘ | ਘ | ઘ | ଘ | — | ఘ | ಘ | ഘ | ඝ | — |
ṅ | ŋ | ङ | ঙ | ਙ | ઙ | ଙ | ங | ఙ | ಙ | ങ | ඞ | ང |
c | c | च | চ | ਚ | ચ | ଚ | ச | చ | ಚ | ച | ච | ཅ |
ch | cʰ | छ | ছ | ਛ | છ | ଛ | — | ఛ | ಛ | ഛ | ඡ | ཆ |
j | ɟ | ज | জ | ਜ | જ | ଜ | ஜ | జ | ಜ | ജ | ජ | ཇ |
jh | ɟʱ | झ | ঝ | ਝ | ઝ | ଝ | — | ఝ | ಝ | ഝ | ඣ | |
ñ | ɲ | ञ | ঞ | ਞ | ઞ | ଞ | ஞ | ఞ | ಞ | ഞ | ඤ | ཉ |
ṭ | ʈ | ट | ট | ਟ | ટ | ଟ | ட | ట | ಟ | ട | ට | ཊ |
ṭh | ʈʰ | ठ | ঠ | ਠ | ઠ | ଠ | — | ఠ | ಠ | ഠ | ඨ | ཋ |
ḍ | ɖ | ड | ড | ਡ | ડ | ଡ | — | డ | ಡ | ഡ | ඩ | ཌ |
ḍh | ɖʱ | ढ | ঢ | ਢ | ઢ | ଢ | — | ఢ | ಢ | ഢ | ඪ | — |
ṇ | ɳ | ण | ণ | ਣ | ણ | ଣ | ண | ణ | ಣ | ണ | ණ | ཎ |
t | t̺ | त | ত | ਤ | ત | ତ | — | త | ತ | ത | ත | ཏ |
th | t̺ʰ | थ | থ | ਥ | થ | ଥ | த | థ | ಥ | ഥ | ථ | ཐ |
d | d̺ | द | দ | ਦ | દ | ଦ | — | ద | ದ | ദ | ද | ད |
dh | d̺ʰ | ध | ধ | ਧ | ધ | ଧ | — | ధ | ಧ | ധ | ධ | — |
n | n | न | ন | ਨ | ન | ନ | ந | న | ನ | ന | න | ན |
ṉ | n | ऩ | — | — | — | — | ன | — | — | — | — | |
p | p | प | প | ਪ | પ | ପ | ப | ప | ಪ | പ | ප | པ |
ph | pʰ | फ | ফ | ਫ | ફ | ଫ | — | ఫ | ಫ | ഫ | ඵ | ཕ |
b | b | ब | ব | ਬ | બ | ବ | — | బ | ಬ | ബ | බ | བ |
bh | bʱ | भ | ভ | ਭ | ભ | ଭ | — | భ | ಭ | ഭ | භ | — |
m | m | म | ম | ਮ | મ | ମ | ம | మ | ಮ | മ | ම | མ |
y | j | य | য | ਯ | ય | ଯ | ய | య | ಯ | യ | ය | ཡ |
r | r | र | র/ৰ | ਰ | ર | ର | ர | ర | ರ | ര | ර | ར |
ṟ | r | ऱ | — | — | — | — | ற | ఱ | ಱ | റ | — | — |
l | l | ल | ল | ਲ | લ | ଲ | ல | ల | ಲ | ല | ල | ལ |
ḷ | ɭ | ळ | — | ਲ਼ | ળ | ଳ | ள | ళ | ಳ | ള | ළ | — |
ḻ | ɻ | ऴ | — | — | — | — | ழ | — | ೞ | ഴ | — | — |
v | ʋ | व | ৱ | ਵ | વ | — | வ | వ | ವ | വ | ව | ཝ |
ś | ɕ | श | শ | ਸ਼ | શ | ଶ | — | శ | ಶ | ശ | ශ | ཤ |
ṣ | ʂ | ष | ষ | — | ષ | ଷ | ஷ | ష | ಷ | ഷ | ෂ | ཥ |
s | s | स | স | ਸ | સ | ସ | ஸ | స | ಸ | സ | ස | ས |
h | h | ह | হ | ਹ | હ | ହ | ஹ | హ | ಹ | ഹ | හ | ཧ |
Гласные
В каждом столбце слева представлены самостоятельные знаки для гласных, справа — в сочетании с согласным «k» (то есть ku, ko и т. д.).