На чем писали клинопись
История изобретения письменности: где и когда изобрели клинопись
Письменность является системой знаков, которые помогают общению людей между собой. Биография ее начиналась в древнейшие времена, и наиболее простым вариантом являлось письмо, передающее информацию рисунками, – пиктография.
Первые проявления письменности
Понять, что изображено на дереве, камне или кости, на стенах пещер в принципе можно было, а вот «перевод» понятий мог быть разным и неоднозначным. К тому же при помощи пиктографического письма невозможно было передать явления и понятия абстрактные, изобразить чувства.
Следующим этапом было возникновение идеографического письма. Слова обозначались определенными символами, получившими название иероглифов. К примеру, «рисунок», изображающий крепость, «переводился» как место захоронения, а изображение хлеба-соли обозначало дружбу.
Страница текста, исписанная иероглифами, выглядит набором интересных рисунков. Этим видом письма пользовались три великие древние цивилизации: шумеры, египтяне, китайцы.
Иероглифами можно было описать различные явления, обряды и события. Но огромное количество идеографических знаков было сложным для запоминания. Жизнь диктовала необходимость изобретения нового типа письменности.
Клинопись и глина
В древнем мире было широко распространено гончарное искусство. Из глины изготавливалось множество полезных вещей. А первые гончары появились в Месопотамии, и глина в этой стране была тоже своеобразным предметом письменности – на ней писали. Так что смело можно утверждать: глиняные таблички для письма впервые появились в Междуречье.
Месопотамская цивилизация была достаточно развитой. Население городов владело многими знаниями. Так, здесь:
Неудивительно поэтому, что жители междуреченских городов были людьми довольно грамотными и способными создать собственную оригинальную систему письменных знаков.
Дома табличек
В Месопотамии существовали школы писцов, называемые домами табличек. Создавали их на базе дворцов и храмов. Ученики этих школ учились писать в своеобразных «тетрадках» – на кирпичиках (величиной с ладонь) сырой глины, которую можно назвать предшественницей писчей бумаги. А заостренные палочки были их ручками.
Ученикам домов табличек предстояло изучить и запомнить около тысячи иероглифов, выучиться писать грамотно, быстро считать. В программу обучения входило и составление деловых и уставных писем. Кроме того, будущие писцы изучали разные предметы, известные и нашим школьникам, типа географии, истории, литературы, математики и даже медицину.
Иероглифы выглядели клинышками с различной длиной и толщиной, поэтому письменность и получила название клинописи. Так что созданием клинописи мир обязан древней Месопотамии.
Диктанты учащиеся в школе писцов писали, естественно, тоже клинописью на кирпичике из сырой глины. После этого учитель проверял работы, вносил поправки и ставил оценку.
С этим текстом можно было расставаться: ученик просто стирал его ладонью и продолжал работать с этой же «тетрадкой» до конца занятий. А занимались школяры этой сложной наукой буквально от зари до зари, да еще и платно.
Однако учиться в такой школе было весьма престижно, а полученная впоследствии должность писца возводила в высшие слои общества.
Понятно поэтому, что школы писцов превращались в те времена в культурные и просветительские центры.
«Клинописная» библиотека
Подобные центры, как мы уже упоминали, размещенные во дворцах или храмах, хранили великое множество книг в виде глиняных табличек.
Что хранилось в книгохранилище
Древнейшая в мире библиотека принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это книгохранилище, основанное 26 столетий тому назад, сберегало многовековые знания по разным отраслям. В нем насчитывалось 25 тысяч одноразмерных глиняных листов-таблиц и несколько тысяч книг, написанных на глине.
Вес их, конечно, был неподъемным. Чтобы переместить пару десятков книг в другое место, нужны были услуги целого каравана верблюдов.
Перелистать такую книгу тоже немыслимо. Поэтому древние манускрипты в библиотеке располагали по различным тематикам. Читатель должен был медленно идти по книжным залам с выставленными в них глиняными табличками и читать клинописные тексты.
Письма и документы древних
Уже в те древние времена месопотамцы вели активный обмен информацией, и потому возникла целесообразность в назначении специального посланца по доставке глиняных табличек с письмами, а позже и создании налаженной курьерской службы связи.
Специальный почтмейстер для доставки срочных писем и донесений от фараона царю имел «документ» – табличку с особой пометкой, благодаря которой он мог рассчитывать на гостеприимство и ночлег в любом населенном пункте и замену уставшего коня на свежего.
Доставив письмо во дворец, гонец осторожно извлекал его из почтовой сумки и вручал царю. Ответа приходилось ждать нередко подолгу, поскольку цари были неграмотными. Для чтения вызывали писца, чтобы тот огласил содержание письма-таблички, а затем под диктовку написал ответ.
Особо важные письма копировали, указывая имя курьера. А само письмо, поместив в глиняный же «конверт» и указав адресата, отправляли с тем же гонцом.
Сырая глина может не сохранить написанное на ней письмо или донесение, поэтому таблички-письма обжигали в печи. Книги тоже хранили с большой бережностью, размещая их подальше от влажных или сырых мест.
Как нашли царскую библиотеку
При раскопках руин ассирийских культовых сооружений и дворцов археологи целенаправленно искали драгоценные вещи и величественные скульптурные памятники.
Тогда никому не пришло в голову обратить внимание на глиняные таблички и кирпичики, которые валялись повсюду, исчерченные какими-то узорами, напоминавшими изъеденную червячками поверхность. А это были клинописные глиняные книги из библиотеки…
Из-под слоя земли и пепла был откопан царский дворец Ашшурбанипала, который некогда возвышался на искусственно созданной террасе. Вход во дворец охранялся статуями человекоголовых быков. На стенах и в коридорах были обнаружены росписи со сценами охоты и военных эпизодов.
Здесь же была найдена и знаменитая «глиняная» библиотека, в свое время состоявшая из ста тысяч книг и являющаяся величайшей интеллектуальной ценностью древних времен. Дворец после этого получил название Дома наставлений и советов.
Значительная часть библиотеки за тысячелетия превратилась в черепки. А оставшаяся часть со всеми мыслимыми предосторожностями была доставлена в Британский музей. И началась кропотливая работа по расшифровке древних текстов с совершенно незнакомого и вообще забытого языка.
Работа эта далека от завершения, ведь древние произведения расшифровывают до сего дня. А все эти источники предстоит не только прочесть, но и поделить на разделы, разместив согласно тематике на стеллажах соответствующих размеров.
История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту
QR-КОД сайта:
ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Рукан Иван, 5в класс
Сайт создан по материалам исследовательского проекта «История письменности».
Клинопись
Шумеры изобрели письменность на глиняных табличках. Табличка формировалась из сырой глины, а далее писец начинал записывать на ней какую-нибудь информацию. Выписывать какие-то сложные знаки на сырой глине довольно затруднительно, поэтому письменность была весьма специфическая, в виде клинышков. Если записи были важные, их сохраняли, обжигали. И подобные книги становились практически вечные. А если записи были не нужны, то их можно было стереть. Найдено много записей, принадлежащих храмовым чиновникам. Хозяйство храмов было довольно обширным и необходимо было записывать сколько зерна, сколько масла, сколько молока в нем произведено, сколько пошло работникам, а сколько осталось в хозяйстве храма.
Как развивалась письменность у шумеров?
С увеличением населения возникало все больше токенов. Они использовались для вещей, которыми торговали в то время – это масло, деревья, рабы. Эти простейшие записи демонстрировали потребность письма. Токены, предварительный этап письменности, широко использовался в Месопотамии. Их хранили в глиняных сосудах. На сосудах были те же изображения, что и на токенах. Со временем токены стали ненужными. И сами сосуды стали своеобразными токенами. Постепенно сосуды приобретали более удобную форму. В начале 3-го тысячелетия до н. э. сосуды заменили глиняные таблички. Переход от токенов к стадии письма произошел потому, что это была более быстрая и удобная система хранения информации. Вместо заполнения сосуда множеством токенов, нужна была одна маленькая глиняная табличка. На ней можно было написать количество и изобразить овцу, козу или мешок зерна. Письмо было более быстрым и компактным способом передачи информации, чем токены.
Как развивалась клинопись?
Большинство первых систем письма начинались в форме пиктографии. Это были рисунки похожие на физические формы вещей. Скорее всего, клинопись тоже начиналась в форме пиктографии.
Ученые сравнили две таблички. Одна датирована 3300 годом до нашей эры, а другая – 2100 годом до нашей эры. Между этими двумя образцами 1200 лет. Даже быстрого взгляда достаточно, чтобы заметить большие различия между ними. Какие изменения претерпела эта ранняя письменность за 1200 лет?
Разгадка хранится в табличке «кушим». Она относится к 2600 году до нашей эры. На ней записаны детали сделки, которые касалась зерна. Верхняя надпись обозначает 135 тыс. литров. В правой части указан предмет сделки – это ячмень. В левой части указан срок действия сделки – 37 месяцев. Таким образом, на этой табличке записано, что кто-то взял 135 тыс. литров ячменя на 37 месяцев. Что обозначают два знака внизу таблички не совсем понятно. По отдельности эти два знака имеют значение, символ «ку» обозначает что-то и символ «шим» обозначает что-то, но вместе они ничего не обозначают. Поэтому возникло предположение, что это чье-то имя. Фонетические символы «ку» и «шим» вместе образуют «кушим». Символы, которые представляют звуки, это начало слогового письма. Это зарождение ребусного письма. Например, в английском языке слово car – это машина, pet – домашнее животное, а вместе carpet – ковер.
Слова в ребусном письме представлены в виде картинок и символов. Для людей в древности появление ребусной системы письменности было революционным развитием. С принятием сложных ребусов количество клинописных символов уменьшилось с 1500 до 600, и сложные картинки стали проще.
Образцы, более развитых форм клинописи, были обнаружены в Ниппуре. Ниппур был одним из шумерских городов, процветавшим до середины 2-го тысячелетия до н. э. Он был центром интеллектуальной элиты шумеров. В Ниппуре археологи обнаружили удивительную находку, библиотеку из 40 000 табличек. Эти документы представляют собой подробную запись шумерской истории с конца 3-го и до начала 2-го тысячелетия до н. э. Эти бесценные таблички являются ключом к пониманию шумерской культуры, структуры общества, жизни людей, роли религии.
На чем писали клинопись
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шумерская клинопись
Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.
Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды. Писали тоже на глиняных табличках.
Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.
Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография.
Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.
Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.
А вот и наши «шумерские записи»:
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
На чем писали клинопись
От счёта — к письму
Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (Токенов). Изначально каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы)
Токены складывались в глиняный контейнер, который зачастую запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.
К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации. Постепенно физические токены исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество. При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.
Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна» Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.
Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).
К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.
Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.
Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.
Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».
Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.
Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.
Расшифровка клинописи
В середине XIX в. Гротефенд частично дешифровал персидскую клинопись. Однако его работа осталась малоизвестной. Гротефенд проанализировал структуру посвятительных надписей царей, обнаружил блоки знаков, предположительно соответствующие именам и титулам, и сопоставил с хронологией персидских царей.
Позднее Роулинсон скопировал Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы (в сотрудничестве с целым рядом ассириологов) эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи. Большинство клинописных форм письма (хурритская, хеттская и т. п.) являлись дальнейшим развитием аккадской клинописи, поэтому были прочитаны без труда, а благодаря большому количеству детерминативов и логограмм в основном были поняты и языки, скрывавшиеся за этими письменностями. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма.
По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (так называемое протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.
Использование клинописи для других языков
К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.
Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский,хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:
Кроме того, клинописными по форме, но функционально отличными являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит.
В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак 𒍢, который транслитерируется как zí, используется в эламском для передачи слогов ʒi/ci и ʒe/ce, а возможно также и ǰi/či и ǰe/če. Когда близкое по звучанию транлситерационное значение оказывается на самым основным (например, pí для 𒁉 в хурритском), более обычная транслитерация указывается в скобках прописными (BI). Более редкие силлабограммы даются курсивом.