На чем писали в школах на руси

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07

Статья просмотрена: 13226 раз

Библиографическое описание:

Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 10.12.2021).

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Источник

Андрей Сегеда. Как, чем и на чем писали в Древней Руси

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиДля письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – «черты и резы». Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.

Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиПисала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиЕсли бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиЕсли вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиДелались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене.

Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиПочему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиЕще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.

Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиЧерные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой. На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиЧасто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки. Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на русиИнформация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Источник

О чём писали русичи в берестяных грамотах

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Долгое время историки считали, что во времена Древней Руси умение писать и читать было прерогативой исключительно высших слоев общества – бояр и духовенства. Однако после обнаружения первых берестяных грамот (которые, как выяснилось, были написаны простыми людьми) ученым пришлось пересмотреть свои соображения.

А само содержание этих посланий поразило исследователей. Так когда же появились на Руси прообразы современных «мессенджеров», и о чем писали люди друг другу в своих посланиях на бересте – обо всем этом далее в материале.

Где и когда были обнаружены первые берестяные грамоты

Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года, во время работ Новгородской археологической экспедиции на Неревском раскопе, учеными была найдена первая берестяная грамота. До конца того же года археологи откопали еще 8 таких артефактов. Всего же до настоящего времени в регионе было обнаружено более тысячи подобных берестяных грамот. А содержание этих посланий попросту перевернуло научные представления об укладе и способе жизни славян в период X-XV веков.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Археологические работы на Неревском раскопе в Новгороде, лето 1951 года / Фото: russia-ic.com

Тексты, написанные в берестяных грамотах, поразили исследователей своим тематическим разнообразием. Это были как послания от отца к сыну, мужа – к жене или сестры к брату, так и «бизнес-переписка» купцов с приказчиками или бояр со своими управляющими. Находились и долговые расписки, жалобы и кляузы, приглашения в гости или уведомления о скорых визитах.

Как правило, все берестяные грамоты представляли собой короткие послания, состоящие из 25-50 слов. Они были нацарапаны на внутренней стороне кусков коры березы. Как удалось установить ученым, адресаты таких посланий после их получения и прочтения, эти «записки» попросту выбрасывали. Но иногда, чтобы сохранить тайну переписки, берестяные грамоты разрывали на мелкие кусочки.

Не поплавок, и не заколка

После находки первой берестяной грамоты в культурном слое XIV века в Новгороде, многие ученые поняли, что им и раньше на раскопках попадались подобные артефакты. Однако по какой-то причине археологи не стали утруждаться, чтобы рассмотреть их и понять – что же это в действительности такое. Ведь в сложенном виде (в котором и обнаруживали большинство берестяных грамот) они напоминали рыболовные поплавки.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Берестяная грамота в свернутом виде / Фото: languagesoftheworld.info

Развернув же новгородскую грамоту, которая великолепно сохранилась, ученые смогли прямо на месте даже через слой грязи прочитать ее текст. В данном послании находился перечень сел и деревень, которые выполняли повинность некому «Роме». В том же 1951 году во время последующих находок берестяных грамот в Новгороде, исследователи сделали еще одно важное открытие.

Большинство этих посланий обнаруживали в свернутом «в трубочку» виде. Со многими из них находили небольшие деревянные палочки. Сначала ученые посчитали их некими заколками для того, чтобы грамота при «пересылке» оставалась свернутой. Однако дальнейшие исследования показали, что данные палочки были ничем иным, как деревянными «писалами». Именно этими стилосами собственно и царапались послания на бересте.

Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века

На самом деле переоценить историческую важность находок берестяных грамот практически невозможно. Ведь до этого ученые могли представлять речь и лексику наших далеких предков лишь по церковно-славянским книгам и летописным материалам. Последние же более популярно повествовали не о жизни и быте простого народа, а о более «актуальных» темах – войнах, болезнях и эпидемиях, строительстве городов и христианских храмов, житии святых людей и князей.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Берестяная грамота и «писало» (стилос) / Фото: medievalists.net

Изучив берестяные грамоты, историки смогли максимально точно восстановить тогдашний уклад жизни в государстве, общественные и личностные отношения между людьми, а также особенности лексики того времени. Значимым открытием стал и тот факт, что как отправители, так и получатели берестяных грамот были людьми разных социальных групп и сословий. Ведь до этого общепринятым было мнение, что писать и читать в средневековой Руси умели только бояре и священники.

Писали послания на бересте не только мужчины, но и женщины. Причем довольно часто «месседжи», адресованные женами своим мужьям, имели повелительный или приказной характер. Это развенчало миф о том, что в древнем славянском мире женщина не имела никаких прав, и была полностью подчинена своему супругу.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Берестяные грамоты Онфима / Фото: was.media.com

С каждой новой находкой берестяных грамот для историков открывалось все больше уникальных подробностей уклада жизни на Руси в X-XV веках. После обнаружения грамот мальчика Онфима, который жил в середине XIII в., исследователи пришли к выводу, что простолюдины не просто умели писать и читать, но и пытались с малых лет обучать грамоты своих детей. Графологи, изучив рисунки и письмена Онфима, пришли к заключению, что мальчику в то время было от 4 до 6 лет.

Что писали русичи в берестяных грамотах

Из текстов берестяных грамот ученые узнали много ценной с исторической и этнографической точек зрения информации. Так, отдельные имена, которые давали простым людям на Руси, до находок в Новгороде были неизвестны. Например, такие, как Воислав, Радонег, Твердята, Гостята, Нежка, Ноздрька, Пленко, Офонос.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Берестяная грамота / Фото: twitter.com

Разными были и содержания текстов берестяных посланий. Так, в грамоте, которая у археологов получила инвентарный №138, и датирована примерно 1300-1320 гг., некий Селивестр написал свое завещание. Находили археологи и берестяные записки от женщины своему любовнику, послания купцу от взятых под стражу торговцев, распоряжения боярина о выполнении работ приказчиком, и много других коротких посланий, описывающих простые бытовые жизненные ситуации.

Узнали историки и цены того времени на отдельные товары. Так, корова в Новгороде начала XIII века стоила 3 гривны, а за 750 локтей «водмола» – грубого неотбеленного полотна, купец готов был заплатить 31 гривну 3 куны.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Свернутая берестяная грамота / Фото: calligraphy-expo.com

После находок отдельных грамот ученые также развенчали миф о том, что ругательства на Руси появились после татаро-монгольского нашествия. В некоторых записках, датированных еще XII веком, встречается довольно много бранных слов.

Лишь один факт, связанный с берестяными грамотами, ученые не могут документально доказать и до сих пор. Исследователи не знают, кто и каким образом доставлял подобные послания от отправителя к адресату. Существует лишь предположение, что в то время в Новгороде работала некая служба доставки берестяных грамот.

Почему почти все берестяные грамоты обнаружены в Новгороде

В настоящее время ученые обнаружили 1 тысячу 196 грамот, написанных на бересте. Из них только 107 были найдены не в Новгороде. При этом в столице Руси – Киеве, археологи нашли всего одну берестяную грамоту. Да и то пустую. Не могло быть, чтобы тогдашние киевляне были менее грамотными, чем новгородцы. У историков этот пазл никак не складывался. Причина же этого была все время буквально у них под ногами.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Раскопки в Новгороде, 1953 год / Фото: researchgate.net

Все дело заключается в почве. Киев расположен на лессовых пористых грунтах с относительно глубоким залеганием грунтовых вод – в среднем от 4,5 до 5 метров. Любые предметы органического происхождения в такой почве разлагаются в течении нескольких сотен лет. Новгородская же почва влажная и плотная. Она прекрасно закрывает доступ воздуха к попавшим в нее древесине, коре, коже и костям, надежно консервируя их на века.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Инструменты и материалы для создания берестяных грамот / Фото: tellerreport.com

Самые поздние берестяные грамоты, которые были найдены археологами, датируются серединой XV века. Почему же на Руси после этого времени перестали пользоваться данным «мессенджером»? Все очень просто. Примерно тогда бумага резко подешевела. И именно ее стали использовать для передачи всевозможных сообщений.

Материалы по теме

А вот ещё:

ТОП-5 Великих стен в истории

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Стена – обязательная составляющая почти любой конструкции. Обычно стены огораживают постройку с фронтов и подпирают крышу. Но в истории человечества бывало и так, что стеной приходилось отгораживаться от нежелательного внимания враждебных сообществ. В таких случаях под словом «стена», как правило, подразумевался целый вал защитных сооружений, служба его охраны и сигнализации.

Давайте в хронологическом порядке рассмотрим, для чего были возведены, из чего состояли и зачем нужны были величайшие защитные стены в истории человечества.

Великая Китайская стена

Один из символов Китая, Земляной Дракон, начал своё зарождение в III веке до н. э. как несколько независимых друг от друга стен, возводимых разными китайскими государствами для защиты от кочевников с севера (в первую очередь от хунну) и немножечко от друг друга. Но воюющие царства, как и их линии укреплений, вскоре объединились под властью императора Цин Шихуанди, и стена стала не только мощным защитным барьером, но и символом монолитности китайского общества. Первая линия укреплений строилась из глинобитного кирпича, имела ров с внешней стороны и дорогу с внутренней, которая соединяла военные поселения.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Великая Китайская стена. Поздний участок. На заднем плане видно разветвление стеныИсточник: studychinese.ru

Стену постоянно достраивали на протяжении двух тысяч лет – до 1644 года. При этом из-за различных внутренних и внешних факторов стена получилась «расслоенной», похожей по форме на каналы, оставляемые короедами в дереве (на иллюстрации это хорошо видно).

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Схема протянувшихся извилин укреплений стеныИсточник: chinahighlights.ru

За все время строительства менялся, как правило, только материал: примитивную глину, гальку и утрамбованную землю сменяли известняк и более плотные породы камня. Но сама конструкция, как правило, не претерпевала изменений, хотя ее параметры варьируются: высота 5-7 метров, ширина около 6,5 метра, башни через каждые двести метров (расстояние выстрела стрелы или аркебузы). Саму стену старались проводить по гребням горных хребтов.

Да и вообще активно пользовались местным ландшафтом в фортификационных целях. Длина от восточного до западного края стены номинально составляет около 9000 километров, но если считать все ответвления и расслоения, выходит 21 196 километров. На строительстве этого чуда в разные периоды трудилось от 200 тысяч до двух миллионов человек (то есть пятая часть тогдашнего населения страны).

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Разрушенный участок стены. Около трети стены заброшеноИсточник: ekd.me

Сейчас большая часть стены заброшена, часть используется как туристический объект. К сожалению, стена страдает от климатических факторов: ливни ее размывают, иссушающая жара приводит к обрушениям… Что интересно, до сих пор археологи обнаруживают неизвестные доселе участки укрепления. В основном это касается северных «прожилок», что на границе с Монголией.

Адрианов вал и вал Антонина

В первом веке новой эры Римская империя активно покоряла Британские острова. Хотя к концу столетия власть Рима, транслируемая через лояльных глав местных племен, на юге острова была безусловной, племена, живущие севернее (в первую очередь пикты и бриганты), неохотно покорялись иноземцам, совершая набеги и организуя военные стычки. Чтобы обезопасить подконтрольную территорию и не допустить проникновения отрядов налетчиков, в 120 году император Адриан распорядился о строительстве линии укреплений, получившую позже его имя. К 128 году работы были завершены.

Вал пересекал север Британского острова от Ирландского моря до Северного и представлял собой стену длиной 117 километров. На западе вал был деревоземляным, имел ширину 6 м и высоту 3,5 метра, а на востоке – каменным, ширина которого составляла 3 м, а средняя высота – 5 метров. По обе стороны от стены были выкопаны рвы, а с южной стороны вдоль вала проходила военная дорога для переброски войск.

На протяжении вала было сооружено 16 фортов, которые одновременно служили пропускными пунктами и казармами, между ними через каждые 1300 метров – башни меньшего размера, через каждые полкилометра – сигнализационные сооружения и бытовки.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Расположение Адрианова и Антонинова валовИсточник: diary.ru

Строился вал силами трех легионов, базирующихся на острове, причем каждый небольшой участок строило небольшое отделение легиона. Видимо, такой вахтовый метод не допускал, чтобы сразу значительная часть воинов была отвлечена на работы. Потом эти же легионы несли здесь караульную службу.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Остатки Адрианова вала в наши дниИсточник: travellan.ru

По мере расширения Римской империи, уже при императоре Антонине Пие, в 142-154 годах на 160 км севернее Андрианова вала была сооружена аналогичная линия укреплений. Новый каменный Антонинов вал был аналогичен «старшему брату»: ширина – 5 метров, высота – 3-4 метра, рвы, дорога, башенки, сигнализация. Но фортов было намного больше – 26. Длина вала была в два раза меньше – 63 километра, так как в этой части Шотландии остров намного уже.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Реконструкция валаИсточник: cezarium.com

Однако Рим не смог эффективно контролировать территорию между двумя валами, и в 160-164 годах римляне оставили стену, вернувшись за укрепления Адриана. В 208 году войскам Империи вновь удалось занять укрепления, но всего лишь на несколько лет, после чего главным рубежом вновь стал южный – Адрианов вал. К концу IV века влияние Рима на острове падало, легионы начинали деградировать, стена не обслуживалась должным образом, а участившиеся набеги племен с севера приводили к разрушениям. К 385 году римляне перестали обслуживать вал Адриана.

Развалины укреплений сохранились до сих пор и являются выдающимся памятником Античности в Великобритании.

Засечная черта

Нашествие кочевников на Восточную Европу потребовало укрепления южных рубежей русинских княжеств. В XIII веке население Руси использует различные методы строительства защитных сооружений от конных армий, а к XIV веку уже складывается наука, как правильно строить «засечные черты». Засека – это не просто широкая просека с препятствиями в лесу (а большая часть мест, о которых идет речь, лесистая), это оборонительное сооружение, преодолеть которое было непросто. На засеке поваленные деревья, заостренные колья и прочие простые конструкции из местных материалов, непроходимые для конника, воткнуты в землю крест-накрест и направлены в сторону неприятеля.

В этом колючем буреломе находились земляные ловушки, «чесноки», которые выводили из строя пеших воинов, если те попытались приблизиться и разобрать укрепления. А с севера от просеки располагался укрепленный кольями вал, как правило, с наблюдательными пунктами и фортами. Основная задача такой линии – задержать продвижение конной армии и дать время собраться княжеским войскам. Например, в XIV веке князь владимирский Иван Калита возвёл беспрерывную линию засек от реки Ока к реке Дон и далее к Волге. Строили такие линии в своих землях и другие князья. А служила на них Засечная стража, причем не только на самой черте: конные патрули выходили на разведку далеко на юг.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Простейший вариант засекиИсточник: wikimedia.org

Со временем княжества Руси объединились в единое русское государство, которому было по силам строительство масштабных сооружений. Сменился и противник: теперь защищаться приходилось от крымско-ногайских набегов. С 1520 по 1566 годы была сооружена Большая засечная черта, которая протянулась от брянских лесов до Переяславля-Рязанского, в основном вдоль берега Оки.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Продвинутый вариант засекиИсточник: wikimedia.org

По мере укрепления государства и расширения границ на юг и восток, на протяжении последующих ста лет строились новые укрепления: Белгородская черта, Симбирская засека, Закамская линия, Изюмская черта, древоземляная Украинская линия, Самаро-Оренбургская линия (это уже 1736 год, после смерти Петра!). К середине XVIII века народы, практикующие набеги, либо были покорены, либо не могли совершать рейды по иным причинам, а на поле боя безраздельно правила линейная тактика. Поэтому значение засек сошло на нет.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Засечные черты в XVI-XVII векахИсточник: knowledge.su

Берлинская стена

После Второй мировой войны территория Германии была поделена между СССР и союзниками на Восточную и Западную зоны.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Зоны оккупации Германии и БерлинаИсточник: topwar.ru

23 мая 1949 года на территории Западной Германии было сформировано государство Федеративная Республика Германия, присоединившееся к блоку НАТО.

7 октября 1949 года на территории Восточной Германии (на месте бывшей советской оккупационной зоны) была образована Германская Демократическая Республика, перенявшая от СССР социалистический политический режим. Она быстро стала одной из ведущих стран социалистического лагеря.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Зона отчуждения на территории стеныИсточник: n1s1.hsmedia.ru

Проблемой оставался Берлин: так же, как и Германия, он был поделен на восточную и западную зоны оккупации. Но после формирования ГДР Восточный Берлин стал ее столицей, а вот Западный, номинально будучи территорией ФРГ, оказался анклавом. Отношения между НАТО и ОВД накалялись во время холодной войны, и Западный Берлин был костью в горле на пути к суверенности ГДР. К тому же в этом регионе все еще находились войска бывших союзников.

Каждая из сторон выдвигала бескомпромиссные предложения в свою пользу, но мириться с текущей ситуацией было невозможно. Де-факто граница между ГДР и Западным Берлином была прозрачной, в день ее беспрепятственно пересекали до полумиллиона человек. К июлю 1961 года через Западный Берлин бежало в ФРГ свыше 2 млн человек, что составляло шестую часть населения ГДР, и эмиграция усиливалась.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Строительство первой версии стеныИсточник: dw.com

Правительство решило, что раз не может взять под контроль Западный Берлин, то просто изолирует его. В ночь с 12 (суббота) на 13 (воскресенье) августа 1961 года войска ГДР окружили территорию Западного Берлина, не пропуская жителей города ни наружу, ни внутрь. В живом оцеплении стояли и рядовые немецкие коммунисты. За несколько дней все улицы по границе, линии трамвая и метро были перекрыты, телефонные линии обрезаны, кабельные и трубные коллекторы заложены решетками. Несколько домов, прилегавших к границе, были выселены и разрушены, во многих других заложили окна кирпичом.

Свобода передвижения была полностью запрещена: кто-то не смог вернуться домой, кто-то – не попал на работу. Берлинский конфликт, случившийся 27 октября 1961 года, станет затем одним из тех моментов, когда холодная война могла стать горячей. А в августе ударными темпами велось строительство стены. И изначально это буквально был бетонный или кирпичный забор, но к 1975 году стена представляла из себя комплекс укреплений различного назначения.

Перечислим их по порядку: бетонный забор, сетчатый забор с колючей проволокой и электросигнализацией, противотанковые ежи и противошинные шипы, автодорога для прохода патрулей, противотанковый ров, контрольно-следовая полоса. А еще символ стены – трехметровый забор с широкой трубой сверху (чтобы нельзя было перекинуть ногу). Все это обслуживалось охранными вышками, прожекторами, сигнальными устройствами и подготовленными огневыми точками.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Устройство последней версии стены и некоторые данные статистикиИсточник: photos.wikimapia

Фактически стена превратила Западный Берлин в резервацию. Но барьеры и ловушки делались с тем расчетом и в том направлении, чтобы именно жители Восточного Берлина не могли пересечь стену и попасть в западную часть города. И именно в этом направлении граждане бежали из страны ОВД в огороженный анклав. Несколько пропускных пунктов работали исключительно в технических целях, а охране разрешалась стрельба на поражение.

Тем не менее всего за историю существования стены из ГДР успешно бежало 5075 человек, в том числе 574 дезертира. При этом чем серьезнее были укрепления стены, тем изощреннее были способы побега: дельтаплан, воздушный шар, двойное дно автомобиля, водолазный костюм, самодельные тоннели.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Восточные немцы разносят стену под струей водометаИсточник: sib-catholic.ru

Еще 249 тысяч восточных немцев переехали на запад «легально». Погибли же при попытках пересечь границу от 140 до 1250 человек. К 1989 году в СССР кипела перестройка, а многие соседи ГДР открыли границы с ней, позволяя восточным немцам массово покидать страну. Существование стены становилось бессмысленным, 9 ноября 1989 года представитель правительства ГДР огласил новые правила въезда и выезда из страны.

Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. По воспоминаниям очевидцев, ошалевшим пограничникам отвечали «стены больше нет, по телевизору сказали», после чего толпы ликующих жителей востока и запада встретились. Где-то стену демонтировали официально, где-то толпы крушили ее кувалдами и уносили с собой осколки, подобно камням павшей Бастилии.

Стена рухнула с не меньшим трагизмом, чем тот, которым обозначался каждый день ее стояния. Но в Берлине остался полуторакилометровый участок – в качестве памятника бессмысленности подобных узурпационных мер. 21 мая 2010 года в Берлине состоялось торжественное открытие первой части большого мемориального комплекса, посвященного Берлинской стене.

«Стена Трампа»

Первые заграждения на американо-мексиканской границе появились в середине XX века, но это были обычные заборы, и их часто сносили эмигранты из Мексики.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Варианты новой «стены Трампа»Источник: bbc.com

Сооружение же настоящей труднопреодолимой линии проходило с 1993 по 2009 год. Это укрепление перекрывало 1078 км из 3145 километров общей границы. Помимо сетчатого или металлического забора с колючей проволокой в функционал стены входят авто- и вертолетные патрули, датчики движения, видеокамеры и мощное освещение. К тому же полоса за стеной очищается от растительности.

Впрочем, высота стены, количество заборов на определенном промежутке, системы наблюдения и использованные при строительстве материалы варьируются в зависимости от участка границы. Например, в некоторых местах граница проходит через города, и стена здесь представляет собой просто забор с заострёнными и загнутыми элементами сверху. Наиболее «многослойные» и часто патрулируемые участки границы-стены – те, через которые во второй половине XX века поток эмигрантов был наиболее велик. На этих участках за последние 30 лет он снизился на 75%, однако критики заявляют, что это просто заставляет эмигрантов пользоваться менее удобными сухопутными путями (что нередко приводит к их гибели из-за тяжелых природных условий) или прибегать к услугам контрабандистов.

На действующем участке стены процент задержаний нелегалов достигает 95%. А вот на участках границы, где риск контрабанды наркотиков или переходов вооруженных банд низок, заграждение может вообще отсутствовать, что вызывает критику относительно эффективности всей системы. Также заграждение может быть в виде проволочного забора для скота, забора из вертикально поставленных рельс, забора из стальных труб определенной длины c залитым внутрь бетоном и даже завала из расплющенных под прессом машин. В таких местах основным средством защиты считаются патрули на автомобилях и вертолетах.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Длинная сплошная полоса в центре фото – стена, разделяющая американский Эль-Пасо и мексиканский Сьюдад-ХуаресИсточник: upload.wikimedia

Возведение разделительной стены на всем протяжении границы с Мексикой стало одним из главных пунктов предвыборной программы Дональда Трампа в 2016 году, однако вклад его администрации свелся к перемещению уже имеющихся участков стены на другие направления миграций, что практически не увеличило общую протяженность. Оппозиция не позволила Трампу провести проект строительства стены и его финансирование через Сенат.

Активно освещаемый СМИ вопрос о строительстве стены получил резонанс в американском обществе и за пределами страны, став еще одним пунктом разногласий между сторонниками республиканцев и демократов. Новый президент Джо Байден обещал вовсе уничтожить стену, но и это заявление пока что осталось словами.

На чем писали в школах на руси. Смотреть фото На чем писали в школах на руси. Смотреть картинку На чем писали в школах на руси. Картинка про На чем писали в школах на руси. Фото На чем писали в школах на руси

Надежно защищенный участок стеныИсточник: upload.wikimedia

И пока, к радости эмигрантов, судьба стены остается в подвешенном состоянии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *