На чем писали жители укека
Укек-2018: саратовцев научат писать глаголицей на стене и старомонгольской вязью — на бумаге
Фестиваль исторической реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города» в этом году пройдет в Саратове 7-9 сентября.Местом его проведения по традиции станет поселок Увек, расположенный на месте золотоордынского города Укека. Организаторы второй месяц принимают заявки от реконструкторских клубов разных городов и мастеров-ремесленников, желающих участвовать в исторической ярмарке. А для гостей заготовлены новые сюрпризы.
Клуб исторической реконструкции «Вечное небо» анонсировал 2 мастер-класса по средневековой письменности. На фестивале всем желающим предложат изучить старинные надписи-граффити и узнать, что в давние времена писали на оштукатуренных стенах, когда такое творчество было не хулиганством, а деловой перепиской.
Участникам мастер-класса предоставят возможность попрактиковаться в таких надписях самим, для чего специально заготовлены фрагменты штукатурки, и покажут, как изобразить надпись глаголицей. Писать на штукатурке предстоит теми же инструментами, что могли быть под рукой у жителей средневекового Укека — ключом, ножом или писалом.Другой мастер-класс носит название «Служил при штабе писарем (монгольская версия)». Его участникам предложат попробовать себя в роли писаря самого эмира города Укека и изобразить старомонгольской вязью строки из его любимой поэмы. Сами стихотворные строки были в 1931 году найдены археологами в виде берестяной книги с надписями на монгольском и уйгурском языках.
В этом году «Проект Укек» вновь получил поддержку от Фонда президентских грантов. Размер финансирования составил 2,7 млн рублей, еще 1,6 млн вложат сами организаторы. С 7 июня идет прием заявок от желающих участвовать в мероприятиях фестиваля, а также приглашаются к сотрудничеству волонтеры.
Историческая часть фестивальной ярмарки по замыслу организаторов должна как можно больше походить на ту, которая могла бы существовать в средневековом городе.Впервые историческую идентичность товаров, представленных на ней, сделали обязательной на фестивале 2016 года, что сказалось на размере самой ярмарки. Теперь об условиях участия в ней объявлено заранее, чтобы все желающие успели подготовиться.
Для тех, кто собирается вести торговлю, создан целый свод правил по внешнему виду, выкладке товара, его и его характеристикам. К продаже на исторической площадке, как предупреждают организаторы, не допускаются «руны, матрешки, хохлома, крашенные хвосты, спанч бобы, веера, напульсники, современные расчески, зеленые крокодилы, божие коровки, современная бижутерия». Не исторический товар возможен, но он не должен занимать более 20% от общего ассортимента.
Существуют также требования к самим столам и прилавкам — они не должны быть пластиковыми. Тем, кто не сможет обеспечить себя аутентичной мебелью, организаторы обещают помочь, если их предупредят заранее. Не должно быть также и современных ценников и вывесок.
Для торгующих при входе на фестивальную площадку предлагаются в аренду даже деревянные ларьки-домики с навесом по цене 6 тысяч рублей за все время проведения фестиваля. Но для исторической площадки их использовать не будут.
Полная программа фестиваля будет обнародована позже. Но уже сейчас известно, что в этом году встреча на увекском городище пройдет в новом формате. Организаторы хотят устроить среди его участников соревнования «Русь vs Орда». Их разделят на две фракции, между которыми устроят состязания, командные и личные — по стрельбе из лука, верховой езде, борьбе на поясах. Отдельно будут вручены награды за лучший походный быт и самому лучшему батыру.
Фото из группы «Проект «Укек» соцсети ВКонтакте
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Укекское городище.
Саратовская область располагает огромным потенциалом историко – культурного наследия. Здесь имеется множество разнообразных объектов всех известных исторических эпох от каменного века до средневековья. Уникальные памятники, пока ещё существующие на нашей территории, делают область одной из наиболее богатых в культурно – историческом отношении на всём евразийском пространстве.
Среди них, конечно, всемирно известный археологический памятник средневековой культуры, один из лучших городских центров Золотой Орды – город Увек (Укек), основанный по общему признанию в 1253-м году.
История золотоордынского города Укека до сих пор полна тайн и загадок.
1. История Укека.
Ряд исторических источников указывает, что впервые Укек упоминается в 1253 году монахом ордена миноритов, посланником французского короля, Вильгельмом де Рубруком. Известный итальянский путешественник, венецианский купец Марко Поло в своих записях подтверждает существование Укека.
Своего расцвета Укек достиг в первой половине XIV века при ханах Токтае (1291-1312) и Узбеке (1312-1342). Знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута посетил Укек в 1334 году. Он отметил, что город: «. средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей. Между ним и между Сараем. 10 дней пути, а на один день пути от этого города горы Русских».
В своей книге «Таквим ал-булдан» Арабский географ Абу-л-Фида пишет, что Укек находится на западном берегу Волги, между Сараем и Булгаром, на расстоянии около 15 дней пути от каждого. При описании Волги говорится, что она последовательно протекает через города Булгар, Укек, Бельджамен и Сарай.
В письменных источниках второй половины XIV в. Укек упоминается гораздо реже. Возможно это связано с общим упадком Золотой Орды в этот период. Упоминается Увек только в 1367 году на карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани. На карте обозначен город lochani, который по названию и расположению соответствует золотоордынскому Укеку.
Следующие исторические известия об Укеке содержатся уже в персидских сочинениях первой четверти XV века. В «Книге побед» Тамерлана рассказывается о его походах против золотоордынского хана Тотамыша. Историограф писал, что Тамерлан «вслед за врагами дошел до области Укек… Разграбив всю ту область, (войска) взяли много добычи».
Начиная с XVI в. Укек описывается как археологический памятник, и его название передается уже в современной транскрипции Увек. После основания в 1590 году Саратова, Увек теряет свою значимость, отходит на второй план и перестает упоминаться в исторических источниках.
1.2. Население.
Золотая Орда была многонациональна и этнический состав населения Укека был весьма пёстрым. Пришедшие монголы уже в XIII веке растворились среди покорённых ими народов. Городская жизнь не соответствовала быту кочевников, поэтому города заселялись покорённым осёдлым населением. В Укеке были жители Волжской Булгарии, русских княжеств и мордовских земель. Возможно были здесь представители буртасов, жители домонгольского города Саксина, а также часть кочевников, осевших в Укеке. Кочевая элита имела в городе свои дворцы и усадьбы, мавзолеи с родовыми усыпальницами. Существует предположение, что среди населения встречались выходцы из Волжской Булгарии, Египта, Сирии, Византии, Армении, Средней Азии.
Жители Укека занимались прежде всего ремеслом и торговлей. Кузнецы изготавливали топоры, ножи, ножницы и прочий инструмент, оружейники-наконечники стрел и копий, сабли, кольчуги, пластинчатые доспехи и шлемы. Слесари мастерили навесные и врезные замки разных типов и размеров. Столяры и плотники обрабатывали дерево. В специальных домнах плавили железо и отливали чугунные котлы. Ювелиры делали украшения из цветных металлов. Гончары снабжали город и окрестные селения красноглиняными чашами, кувшинами и прочей посудой. В Укеке делали копилки, светильники, глиняные трубы для водопровода и дымоходов. Особой красотой отличалась кашинная посуда, которую изготавливали из белой жидкой массы сложного состава. Для строительства многочисленных домов и дворцов, мечетей и мавзолеев, бань и прочих сооружений тысячими обжигали кирпичи в горнах, тесали камень, делали изразцовые плитки из кашина. Среди многочисленных ремесленников были также скорняки, кожевенники, косторезы, ткачи, швеи, седельники и юртовщики, булочники, мясники, цирюльники и врачи. Жители Укека активно занимались рыбной ловлей. Среди археологических находок часто встречаются глиняные и каменные грузла рыболовных сетей, железные крючки перемётов. Торговля приносила огромную прибыль. В Укек поставлялись товары из Китая, Индии, Средней Азии, Ирана, Кавказа и Закавказья, Ирака, Сирии, Египта, Византии, Италии, Руси, Прибалтики.
1.5. Гипотезы о гибели города.
Гипотезы о причинах гибели Увека высказывались самые разные. Вот некоторые из них:
· общий упадок культуры и торговли Золотой Орды;
· размывание и обрушение территории Увека;
· нашествия завоевателей;
· газовый взрыв;
Прошли столетия, и останки некогда могущественного города превратились в руины, на которых возникли новые поселения. А древние развалины пошли на слом, на каменные мостовые, фундаменты домов. Средневековый Укек исчез.
На чем люди писали в древности
«В начале было Слово…» — это известная всем библейская цитата, отражающая реальную ситуацию. Сначала человек долгие тысячелетия учился выражать свои мысли звуками, а позже возникла необходимость сохранения и передачи информации, передаваемой устно. Так, шаг за шагом, современная цивилизация пришла к совершенно иному уровню письменности, без которого нынешний человек себя не представляет. Но интерес к тому, на чем и как писали люди в древности, не пропадает, а, наоборот, подогревается все новыми открытиями в этой области.
На чем писали люди в древние времена, человечество узнало и узнает по сохранившимся историческим находкам, из упоминаний в древних рукописях.
Рисунки на камнях и скалах
Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.
На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.
Рисуночное письмо появилось позже, когда отдельные предметные изображения объединяли одним сюжетом, передавая этапы развития событий. Путь от рисунков к знакам и символам занял не одно столетие.
Таблички из глины
Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).
Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.
Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.
Из всех найденных табличек с клинописью последняя относится к 75 году н. э.
Таблички из воска
Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.
На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.
Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.
По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.
Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.
Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.
Письмо на папирусе
Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.
Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».
Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».
Пергамент
Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.
На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.
К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.
Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.
Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.
С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.
На чем писали в Древней Руси
Славянские народы научились чтению и письму еще до христианских времен. На чем и как писали в Древней Руси мы знаем из дошедших до нас рукописей, из записей летописцев, путешественников.
Самобытная письменность, которой пользовались предки, называлась «черты и резы». Кириллица и глаголица сменила эту письменность в IX веке. Грамотность на Руси носила не единичный характер, а массовый. Судить об этом можно по найденным на раскопках старинных городов письмам, принадлежащим перу простых людей.
Для письма использовали доступные для тех времен материалы: глина, береста, кожа, воск.
Пергамент на Руси был известен, изготавливать его умели, но стоил он очень дорого. Например, чтобы выпустить книгу средней толщины, требовалось около 200 шкур! Да и квалифицированных мастеров было не так много.
На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Для более широкого применения он был баснословно дорог.
В народе нашли замену дорогому материалу – стали использовать бересту, которой в достатке в любом лесу. Первые берестяные грамоты были обнаружены на раскопках в Великом Новгороде, а появились они на Руси в IX-X веках.
Писали на них похожими на толстые спицы палочками (15-18см) с заостренным кончиком– писалами. Другой конец костяной, деревянной или железной палочки был резной.
Слово «писали» здесь не совсем подходит, поскольку буквы на бересте выдавливали или выцарапывали. Чернила готовили из сажи, сока бузины, черники и других подручных природных материалов.
Берестяные грамоты использовались повсеместно как доступный всем материал. Из бересты составляли книги, соединяя несколько берестяных листов кожаными ремешками.
Наряду с берестой в ходу был и воск. Им заливали небольшие деревянные прямоугольные дощечки (9х12см) с приподнятыми краями (чтобы воск не скатывался) – церы. На дощечке делали насечки для лучшего закрепления воска. Чаще всего, использовали черный воск – он был дешевле. Церы удобно было носить с собой в кармане или на ремешке, можно стереть письмо и написать новое на этой же дощечке.
История развития письменности таит в себе еще много неизвестного и интересного, но уже имеющиеся достоверные факты говорят о том, что человек всегда стремился к знаниям и не останавливался на достигнутом.
Легенды и история земли саратовской. Часть 1. Золотоордынский город Укек.
В Заводском районе Саратова имеется местность, которая называется Увек – по названию одноименного оврага, проходящего в той местности, а также поселка. Название «Увек» пришло к нам из старины и во времена Золотой Орды оно звучало несколько иным образом: «Укек». Так назывался город, основанный еще в 13 веке нашей эры. С древнетюркского языка слово «укек» переводилось как «башня».
Интересно то, что город этот возник сразу же, т.е. он не вырос из какого-то небольшого поселения. Монголы, руками рабов из числа завоеванных ими народов, основали этот город. Укек сразу же стал крупным золоордынским городом, а также ремесленным, торговым сельскохозяйственным центром. Монголы имели такую привычку сразу же строить именно город, а не небольшое поселение. Согласно данным историков, Укек был основан в середине 13 века, а уже в 1262 г. здесь побывал известный венецианский купец Марко Поло. Собственно, именно в его книгах впервые и упоминается Укек.
В 1332 г. в Укеке побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который отметил, что Укек это город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
Этот город, как уже отмечалось, был крупным центром. Согласно данным краеведов, Укек был третьим по величине и значению городов Золотой Орды. О масштабности города говорят находки, сделанные археологами: древние амфоры из междуречья, стеклянная шпилька из Древнего Китая или Японии (которые носили только очень знатные особы). Также было найдено несколько захоронений. Например, богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху – парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапа-боттаг (у Марко Полло «бокка»), сшитая из дорогой и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.
Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.
По закону Чингисхана монголы не должны были проявлять неуважение к другим религиям, даже к религиям покоренных народов. О том, что в Укеке свято соблюдали этот закон говорит следующий факт: совсем недавно археологи нашли здесь основание здания, которое было православным храмом или церковью. Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.
От Укека остался и литературный след: в 1930 году на левом берегу Волги, почти напротив Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьём котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте. Рукопись была передана колхозниками в республиканский музей в городе Покровске (с 1931 года — город Энгельс), откуда она была переслана на выставку в Государственный Эрмитаж в Ленинграде.
Впоследствии археологическое обследование этой местности обнаружило там остатки золотоордынского поселения. Также было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIV—XV столетием.
По получении рукописи в Государственном Эрмитаже была предпринята реставрация её, заключающаяся в очистке её от земли, расправлении покоробившихся и слипшихся листков и в заделке её в целлулоид. Снятые с рукописи фотографии были переданы специалистам для определения языка, на котором она написана. На основании того, что рукопись была писана уйгурским шрифтом, она была априорно определена сотрудниками Государственного Эрмитажа как уйгурская. Однако, видевшие рукопись тюркологи могли обнаружить уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, значительная же часть рукописи и притом наиболее сохранившаяся была ими признана не уйгурской. После обработки текста было установлено, что значительная часть её содержит монгольский текст.
Находка эта представляет большой интерес, ибо рукопись в первой своей части принадлежит к наиболее ранним памятникам монгольской письменности и к тому же она была обнаружена в Поволжье, то есть на территории Золотой Орды, являясь тем самым первой находкой этого рода.
Рукопись удалось полностью прочитать и перевести, так как оказалось, что текст рукописи содержит стихи. Это несколько облегчило задачу дешифровки, так как, исходя из законов аллитерации, параллелизма и т. д., можно было без особого труда вставить ряд строк и на повреждённые места текста.
Всего рукопись состоит из 25 фрагментов, из которых 19 содержат текст с обеих сторон, а шесть исписаны только с одной стороны. Монгольский текст содержат лишь шесть фрагментов, а остальные образуют уйгурскую часть рукописи.
То, что Укек был крупным торговым городом подтверждает и тот факт, что в нем был свой монетный двор. На монетах были выполнены надписи. Например, на некоторых медных «уналты пул – денга», что переводится как «шестнадцать пулов – денга».
Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.
Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.
Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.
Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.
Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.
Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
В южной части города располагался некрополь.
Когда город погиб, точно неизвестно. Существует несколько версий. Есть версия, что Укек погиб в результате того, что сошел сель, т.к. это оползневая зона. Однако, это представляется маловероятным, т.к. город растянулся на несколько километров вдоль Волги на полтора километра «вглубь» правого берега Волги. Наиболее популярная версия говорит о том, что город был разрушен войском Тимура (он же Тамерлан) в 1395 г. Но есть сведения, которые говорят о том, что Укек существовал еще и в 15 веке, т.к. он был отмечен на картах одного космографа Фра-Мауро и на некоторых западноевропейских картах. Кроме того, в Интернете попадаются и статьи, авторы которых утверждают, что они видели монеты Укека, отчеканенные в 15 веке.
Спустя около 200 лет в районе Укека основывается город Саратов. Историки нашли свидетельства современников того времени о том, что в то время они хорошо видели развалины Укека. По некоторым данным, развалины существовали и в 19 веке.
Советская власть всерьез раскопками на Увеке не занималась и в итоге, в 1970 г. вся территория городища Укека была отдана под частную застройку.