На чем писались иконы в эпоху византийского искусства
Византийская иконопись
Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.
Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:
Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;
Иконоборческий период длился с 730 по 843 год;
Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке;
Комниновский период – занял 2 половину 11 века;
13 век;
Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.
Доиконоборческий период
Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга. Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».
Иконоборческий период
Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.
Македонский период
Комниновский период
Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты. Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».
13 век
Палеологовский период
В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».
Византийская икона
Икона (от греческого – «образ, изображение») это живописное, мозаичное или рельефное изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, а также событий из Священной или Церковной истории.
Первые христианские иконы были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в 4-м веке. Согласно Преданию первые иконы были созданы евангелистом Лукой в первом веке от Рождества Христова. Светские ученые считают, что культ икон зародился во втором веке. Вопрос «кто из них прав?» выходит за хронологические рамки нашей работы.
ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ
Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения. Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно. Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет. Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.
Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо «Царство Божье внутри вас» есть. (Лк. 17.21). Мир иконы – это мир Небесного Иерусалима, который не нуждается «ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает» его. (Откр. 22.5)
Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым: не мы смотрим на него, а он окружает нас; взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается «обратная перспектива»: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а в том месте, где находится созерцающий, точнее – в сердце созерцающего. Оттуда расходятся условные линии, расширяя его видение.
Основные знаки иконописного письма – цвет, свет, жест, лик, пространство, время – но процесс прочтения иконы не складывается из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же символ может иметь различные толкования. Необходимо длительное созерцание иконы, в котором принимают участие и ум, и сердце.
К 19-му веку понимание символического языка византийской иконы было практически повсеместно утеряно. Даже в России, считавшей себя наследницей церковной и культурной традиции Византии, большинство православных христиан имели смутное представление о подлинном смысле иконы. Например, один из преподавателей Духовной Академии получил строгий выговор от московского митрополита Филарета за то, что ввел в курс церковной археологии отдел иконографии – «азбуки иконы». Церковное начальство усмотрело в этом пропаганду старообрядчества. Вице-президент Академии художеств Г. Г. Гагарин так характеризовал духовную и интеллектуальную атмосферу русского общества 19-го века: «Стоит только завести разговор о византийской живописи, и тотчас у большого числа слушателей непременно явится улыбка пренебрежения и иронии. Если же кто-нибудь решится сказать, что эта живопись заслуживает внимательного изучения, то шуткам и насмешкам не будет конца. Вам наговорят бездну остроумных замечаний о безобразии пропорций, об угловатости форм, о неуклюжести поз, о неловкости и дикости в композиции – и все это с гримасами, чтобы выразительнее изобразить уродливость отвергаемой живописи. Я нимало не защищаю недостатков, происшедших от неопытности или варварства времен, я не ищу в них ни правильности рисунка, ни верности перспективы, ни надлежащего освещения, ни рельефности, ни тысячи других качеств, составляющих принадлежность новейшего искусства. Но я ищу мысли и стиля и нахожу их».
За последние сто лет отношение к иконописному наследию изменилось кардинально. В начале 20-го века огромный вклад в осмысление иконы внесли Е. Н. Трубецкой, о. Сергий Булгаков и о. Павел Флоренский. (Хотя основное внимание они уделяли русской иконе, но великие русские иконы писались по византийским канонам.) Теперь уже не вызывает сомнений, что византийская икона – одно из высших достижений средневекового искусства. В конце 20-го века академик Б. В. Раушенбах, исследовавший различные формы живописи, высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: «Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно связано и с потерями. Абстрактное искусство – полный упадок. …С точки зрения психологии я могу объяснить так: Средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового Времени и Возрождения – к чувствам, а абстрактное – к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне»…
Какие особенности имеют византийские иконы и язык символов православия
У истоков древнерусской церковной живописи лежат традиции византийских художников. Они хорошо прослеживаются в творчестве иконописцев разного времени. Основой для развития византийского творческого подхода стало создание византийских икон, которые обладали характерными чертами и были легко узнаваемы потомками. Иконопись активно развивалась в Византии с момента создания государства до самой гибели империи.
Византийские иконы – история
Развитие византийской иконописи принято разделять на периоды. Каждый из них имеет свои особенности. Изучение основ живописи Византии – одна из самых интересных исследовательских тем для современных культурологов.
Доиконоборческий период
Период, который охватывает VI-VII века, называют доиконоборческим. Для него характерны следующие черты:
Для создания древнейших икон использовалась особая техника живописи под названием энкаустика. Особенностью энкаустики являлось использование воска как связующего звена между красками. Материал быстро застывал на холсте и хранил изображение на протяжении долгого времени. Этим можно объяснить тот факт, что многие иконы, созданные во второй половине VI века, сохранились и дошли до наших дней.
Справка! Самый объемный по площади ансамбль из раннехристианских мозаик, выполненных на стенах монастырей и храмов, расположен на территории города Равенна на западе Италии.
Послеиконоборческий период
Развитие иконописи Византии было прервано началом иконоборчества, которое длилось с начала VIII до начала IX века. Это религиозно-политическое движение было направлено против сторонников почитания иконописных полотен. Лидеры иконоборчества считали, что Господь не нуждается в изображении, что для веры во Всевышнего не нужны молитвословы или иконы, написанные людьми.
После того, как движение стало менее агрессивным, иконопись продолжила активное развитие. Для этого периода характерны следующие черты:
Греческие и византийские мастера распространили прием использования листов сусального золота. Листы накладывались на созданное изображение, затем разглаживались, создавая легкую золотую пыль на иконе.
Справка! В качестве клея для листов сусального золота использовался чесночный сок.
Комниновский период
Этот период длился с XI до XIII века. Он пришелся на период правления аристократического рода Комнинов. Характерные черты периода:
К этому периоду относят легендарную Владимирскую икону Богоматери, которая была выполнена константинопольскими иконописцами.
Для описания ликов мастерами комниновского периода был использован узнаваемый стиль. Лицо святого было узким, вытянутым, нос оставался тонким и длинным. На переносице изображалась характерная треугольная ямка.
Кроме классического стиля, для этой эпохи характерно стилизационное отклонение. Примером комниновского маньеризма служит фреска церкви святого Пантелеймона, относящаяся к 1164 году. Черты стиля:
Житийские образы
Во второй половине XIII века Константинополь был разрушен рыцарями-крестоносцами. Иконописцы того времени были вынуждены прекратить работу. По мере восстановления Византии восстанавливалась иконопись. Она приобрела новые черты. Центром сюжета полотен стали жития святых. Изображения стали хрестоматийными. По одному полотну можно было «прочитать» весь путь, описанный Библией.
Палеологовский период
Во второй половине 1261 года Константинополь был возвращен Михаилом Палеологом. Период расцвета искусства этой эпохи принято называть «палеологовским ренессансом». На иконопись оказало влияние характерное для времени ориентирование на традиции античной культуры.
Помимо этого, отдельно говорят о появлении новых сюжетов, новом толковании Священного Писания, вариативности икон.
При изображении сцен из жизни Божьей Матери появилась сюжетность, стали появляться различные литературные подробности.
Символы в византийской иконописи
Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых. Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном.
Основные символы | Описание, особенности |
Дуб, дом | Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого. |
Гора | Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути. |
Анемон | Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии. |
Красный крест | Возвещение о мученичестве. |
Золотой венец | Символ победы духа. |
Чаша с водой | Знак, возвещающий о крещении. |
Чаша с елеем | Символ таинства соборования усопшего. |
Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:
Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.
Вклад в иконописание
Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.
Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.
Самые важные иконы из Византии
Среди множества работ выделяют 5 легендарных полотен, по которым судят о чертах византийской иконописи. Каждая из работ представляет собой целый мир, полный аллегорий, метафоричности, пышности образов.
«Воскрешение Лазаря»
Икона относится ко второй половине XII века. Это не классическое иконописное полотно, а часть тябла, которое использовалось для создания обширного иконостаса. Эта часть изображает сцену воскрешения Лазаря. Создание эпистилия принадлежит афонским мастерам. По исследованиям специалистов, был сделан вывод, что авторы – простые монахи, которые создавали иконы для своих нужд.
На тябле изображен классический сюжет. Иисус, пришедший по воззванию женщин, которые лежат у его ног, обращается к ранее усопшему Лазарю. Лазарь выходит из гробницы-пещеры, на его теле остались следы бинтов. Иисус призывает его «восстать» и явиться воскресшим.
Тябла была сопряжена с досками, изображавшими «Преображение Господне» и «Тайную вечерю». В дальнейшем, при разрушении монастыря, фреска была распилена на несколько частей, каждая из которых перевезена в разные концы страны.
Богоматерь с младенцем
Классический пример искусства этой эпохи – это создание икон Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Византийские мастера выбрали для изображения тип Одигитрия. Это образ, который был взят за основу евангелистом Лукой.
На иконе Божья Матерь изображена поколенно. Исследователи датируют икону XIV веком. На головах матери и сына покоятся царские короны. Царскими особами Марию и Иисуса стали изображать византийцы, начиная с начала XIV века.
На левой руке матери сидит младенец Иисус. Одна рука застыла в благословляющем жесте, другой рукой Он с младенческой нежностью держится за мать. Правой рукой дева Мария удерживает скипетр и державу. Исследователи считают, что авторы создали икону под влиянием итальянской живописи. Это прослеживается в технике изображения лиц главных фигур.
Рельефная икона святого Георгия
Редкий византийский памятник – деревянный рельеф, изображающий святого Георгия. Памятник искусства начали изучать только в XIX веке, хотя дата его создания – XII век. Это связано с тем, что рельеф был скрыт серебряным окладом на протяжении нескольких веков. После детального изучения и многочисленных этапов реставрации было принято решение об отнесении предмета искусства к послеиконоборческому периоду.
Рельеф изображает Георгия Победоносца юным воином. Вокруг центральной фигуры сохранились детализированные картины жития святого. Житийные иконы плохо сохранились из-за хрупкости основного материала, на котором они изображались, но рельеф святого Георгия, защищенный серебряным окладом, дошел до современников.
На предмете поместилось 10 эпизодов из жития, которые пошагово повествуют о жизни Георгия. Житийные клеймы рассказывают о чудесах, мученичестве Георгия, его подвигах. Эпизоды расположены по строгой схеме, на них прослеживается сюжет, можно разглядеть фигуры, выполненные с соблюдением классических пропорций.
Рельеф святого Георгия стал одним из предметов, свидетельствующих о зарождении такого явления, как иконостас. Рельеф, наряду с тяблами и арочными фресками, использовался для создания особой атмосферы при оформлении храма.
Икона Богоматери с младенцем с распятием на обороте
Двухсторонняя икона относится к эпохе палеологовского ренессанса. Великое произведение было создано высочайшим мастером константинопольской школы. Несмотря на то, что икона сохранилась плохо, специалисты смогли составить анализ произведения на основе частей.
Первая лицевая сторона показывает сцену распятия. На иконе все внимание сконцентрировано на трех фигурах: Богоматери, распятом Иисусе и Иоанне Богослове. Из сюжета убраны лишние детали, акцент остановлен на самом совершении распятия. Голгофа показана как небольшой холм у подножия креста. Стены Иерусалима, которые часто изображаются внушительными крепостными стенами, можно различить только при близком рассмотрении.
На обратной стороне Богоматерь с Иисусом младенцем на руках представляет собой классическую икону в стиле доиконоборческой эпохи. Об этом можно судить по вытянутости ликов, по тонкости черт и классическом расположении фигур девы Марии и младенца.
Выбор сцен для создания двусторонней иконы очевиден. Это соединение двух начал: зарождения жизни Спасителя и его земное окончание. Мать выступает как двуликая мученица, которая произвела на свет величайшего Богочеловека и вынуждена проститься с ним, принимая жертву, совершенную во имя человечества.
Икона Богоматери «Кардиотисса»
Икона датирована XV веком, принадлежит руке известного иконописца Ангелоса Акотантоса. Художник проживал на острове Крит, им было создано более 40 полотен, получивших всемирную известность. Уникальное полотно, названное иконой Богоматери Кардиотисса, представляет собой традиционный сюжет, на котором мать держит младенца. При этом детали образа, подача сюжета и вариативность изображения говорят о начале новой эпохи и изменении сознания православного верующего человека.
Особенностью иконы стало неклассическое преподнесение поз. Мать держит младенца, ее взгляд устремлен вдаль, задумчив. Младенец откидывает голову назад, одной рукой удерживая плечо матери. Его взор уходит ввысь, Он как бы предвидит свою кончину. Исследователи считают, что откидывание фигуры младенца назад символизирует снятие Иисуса с креста, которое уже в самом начале земной жизни становится Его роком, предопределением будущего.
Эти символы являются признаком византийской драматургии. Мастера палеологовского ренессанса славились склонностью к насыщению живописных образов литературными повествовательными деталями, они стремись сказать больше, определить будущее героев святынь, сделать их изображение житийным, но без использования детализации и житейских клейм.
Информация! «Кардиотисса» означает «сердечная».
Византийский иконостас
Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальным помещением храма. На иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и использовать иконы для ее украшения сформирован византийскими священнослужителями. Византийский иконостас имеет четкую иерархию.
Расположение икон | Описание икон | Назначение икон | Какие иконы использованы |
Верхний ряд или эпистилий с Деисусом по центру | Сцены из жизни девы Марии и Христа | Прошение за род человеческий | Богородицы, Иоанна Предтечи |
По сторонам от Деисуса | Сюжетные иконы | Описание жизни и спасения человечества | «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы» |
Царские, святые или райские врата на иконостасе чаще всего увенчивались иконой Благовещения как возвещения о спасении людей. Алтарная преграда всегда была закончена изображением креста как символа распятия и жертвы.