На чем плавали казаки

Как плавали казаки

На чем плавали казаки. Смотреть фото На чем плавали казаки. Смотреть картинку На чем плавали казаки. Картинка про На чем плавали казаки. Фото На чем плавали казаки

Иногда приходится слышать выражение «плавать казачьим стилем». А что это такое? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте окунемся в историю казачества.

Требования к будущим казакам

Казачьи поселения находились по берегам Волги, Днепра, Дона, на юге России и Малороссии (как ранее называлась Украина). Особенно же стоит выделить воспетую русским писателем Николаем Гоголем Запорожскую Сечь.

Историк О. Апанович пишет: «Среди населения Запорожской Сечи почти половину составляли крестьяне, занимавшиеся земледелием и огородничеством, частично скотоводством. Если новенький и вступал в Сечь, то становился настоящим казаком лишь тогда, когда изучил казацкие правила и военную науку».

Почему казакам было важно уметь плавать?

Будущим воинам необходимо было научиться эффективным способам маскировки, от чего могли впоследствии зависеть их жизни – ведь приходилось сражаться, например, с татарами, часто устраивавшими набеги на русские земли. Поэтому их обучали длительному пребыванию под водой.

Техника, которую казаки применяли при плавании, использовалась еще древними славянами. Ее описание встречается в книге византийского императора Маврикия Стратега «Стратегия и тактика». Автор рассказывает о том, что славяне могли длительное время находиться под водой.

Для этого нужно было взять полую тростинку и, вставив ее в рот, с головой нырнуть в воду. Через краешек тростинки, который обычно прятался среди камышей или осоки, человек дышал, лежа на спине. В такой позе он мог и передвигаться в нужном ему направлении.

Казаки, зная об этой древней «технологии», взяли ее на вооружение. В казачьих поселениях часто проводились состязания по подводному нырянию. Кто-нибудь из казацких старшин бросал в реку прокуренную трубку, а молодые казаки должны были нырять наперегонки друг с другом, доставая ее со дна. «Высшим пилотажем» считалось без помощи рук, одними зубами извлечь трубку из речного песка и так, с ней в зубах, всплыть на поверхность.

«Казачий стиль» на войне

Не раз казаки устраивали набеги на вражеские станы, под водой незаметно подобравшись к лагерю неприятеля. Так они поступали, например, в 1641-1642 гг. во время осады Азовской крепости татарами и турками: плыли на помощь товарищам под водой, зажав в зубах камышину. Узнав об этом, крымский хан даже велел перегородить Дон частоколом.

Сегодня под «казачьим стилем» понимают обычно вольный стиль плавания под водой. Он немного похож на кроль. Но манеру плавания казаков нельзя отнести к какому-либо спортивному стилю: это была скорее военная хитрость, рассчитанная на то, чтобы застать врага врасплох.

Источник

—>Историко-краеведческий музей

Так сложилось в судьбе нашего народа (а до середины 18 века, казаки были не сословием в Российском государстве, а народом), что предков наших называли кентаврами степей, тое есть жизнь казаков неразрывно связывалась с лошадьми. Но в последствии, для того чтобы выжить, казакам приходилось пересаживаться на лодки и проживать не в степи, а на островах, коих на Верхнем Дону было великое множество. Также на Верхнедонье было множество малых рек, пригодных для плавания по ним на лодках. Только в нашем районе речки Тихая, Песковатка, Казанка, Яик и множество безымянных речушек.

Казанка, это лодка- плоскодонка, изготовленная из досок, с плоским дном и малой посадкой, т.е. всеми своими качествами приспособленная, для плавания по мелководью. Получила свое название, возможно по речке Казанке. Такие лодки и сейчас в обиходе и их можно увидеть по берегу Дона.

Лодка-долбленка каюк, изготавливается из вербы. Дерево срезается весной на соко- движении и пару лет оно вялится и сохнет. Затем с помощью топора придаются наружные формы каюку в виде челнока и внутренняя часть выбирается кайлом. Готовую лодку смолят и спускают на воду. Управляется каюк одним веслом. Без навыка, на данном транспорте далеко не уедешь (сам испытал), очень уж не устойчивая. В связи с этим качеством, у казаков сложилась поговорка, когда что-то угрожает жизни, говорят тебе «каюк». Однако лихие рыбачки умудряются на нем даже низовую волну держать. Каюки изготовляются только на Верхнем Дону.

На чем плавали казаки. Смотреть фото На чем плавали казаки. Смотреть картинку На чем плавали казаки. Картинка про На чем плавали казаки. Фото На чем плавали казаки

Где же изготовлялись будары у верховых казаков?

Севернее станицы Казанской в былые времена протекала речка Казанка. В настоящее время она пересохла, осталось течение только в устье, в районе х. Поповского. Старики рассказывали, что еще в начале 20 века, через речку переплывали табуны лошадей. Житель х. Нахаловского, казак Агафонов не желая отдавать сельхозтехнику (плуги, сеялку, веялку) в колхоз, в 1929 году, утопил ее в речке Казанки. Узнав об этом, хуторяне решили вытащить такое богатство, но не смогли, глубина омута была около 8 метров. Берет начало речка в лесу близ х. Казанско-Лопатинского. Кстати лопатина в переводе с казачьего языка, это мокрое место, начало истока. Т.е. название хутора звучит как начало речки Казанки. Восточнее хутора проходит водораздел и с обратной стороны хребта расположен х. Песковатско-Лопатинский, в котором берет начало протока, впадающая в р. Песковатку. Отсюда и название хутора. Исток р. Казанки находится в лесу Бударном, восточнее леса расположен курган Будара. Восточную часть леса в народе называют Осинки и там действительно произрастает большое количества осины. А как описывалось ранее, будары мастерили с осины, отсюда и название и леса, и кургана. По нашим предположениям заготовки для лодок будар делали в районе х. Казанско-Лопатинского, в лесу Бударном, в местечке осинки. Затем заготовки, так называемые трубы, спускали вниз по течению речки Казанки, до затона в устье, под названием Бударка (окраина х. Кукуевского). На Бударке лодки доводили до готового состояния, здесь же в затоне и была стоянка лодок. Казаки лодок на Дону не ставили, а от Бударки до Дона рукой подать. Кстати х. Поповский, называлось поселение, расположенное правее Поповского моста, а поселение левее моста, так сказать ул. Ольховую, которая тянется вдоль старого русла речки Казанки, в старину называли Казаночкой. Не располагался ли там первый Казанский городок?

В какие времена все это было предположить трудно, но думаю за долго до образования Области Войска Донского. На Дону будары исчезли давно, наверное, как казаки основательно пересели на коней и необходимость в морских походах отпала. А на р. Урал лодками бударами пользовались рыбаки до двадцатого века, спускаясь за рыбой до моря. И бытует мнение, что сибиряки научили наших предков строить будары, забыв о том, что Донские казаки во главе с Ермаком покарали Сибирь и донесли до местных свои ремесла.

Источник

Глава 12. Казаки — судовладельцы торгового флота

Глава 12. Казаки — судовладельцы торгового флота

Существование невоенного казачьего флота в Черном и Азовском морях является самым ярким критическим фактом в отношении российского флота, созданного Петром I. До его «реформ» в Московии и в казачьих республиках Дона, Терека и Запорожья флот купеческий и промысловый определял потребность во флоте военном. Торговых судов строили много. Военных мало, больше из экспериментального интереса. В первой главе представлено много примеров, когда казачьи суда, по проекту не военные, успешно громили флоты Турции и Персии.

После 1696 года все усилия по судостроению были сконцентрированы на военные цели. После смерти Петра мало что изменилось. Если сравнить тоннаж российских военного и торгового флотов в период с 1696 по 1856 год, то будет очевиден громадный перекос в сторону боевых кораблей. При том, что когда вражеские эскадры подходили к главным базам русского военного флота, то на Балтике он храбро прятался за бастионы крепости Кронштадт. А на Черном море, когда англо-французская эскадра показалась у Севастополя, русский флот мужественно затопил сам себя. Русские адмиралы еще более-менее успешно сражались с эскадрами флотов угасающих монархий — Турции и Швеции. Но сразиться в открытом бою с передовым флотом стран Европы — этой мысли адмиралы Петербургского Адмиралтейства пугались, как барышни дохлой мыши.

Флот под Андреевским флагом был, по сути, дармоедом, так как без отдачи пожирал немалую долю бюджета империи. Доходная часть морского флота — экспорт и импорт в России — фактически была отдана в руки иностранцам. А если еще точнее — протестантам Голландии и Великобритании, главным «заказчикам» преобразований Петра I. Это на Балтике (кстати, по грузообороту балтийские порты России «переплюнули» старинный русский порт Архангельск только к концу XVIII века).

На Черном море русский флот прочно утвердился лишь к началу XIX века. С большой кровью, с большими затратами. Но вплоть до 1828 года в Черном и Азовском морях не было ни одного невоенного парохода. Все береговые службы — лоцманские станции, маяки — находились в ведении военных.

Правда, первые попытки создать торговый флот в южных морях были предприняты еще при Николае I. В 1833 году в Одессе было образовано «Черноморское пароходное общество». Оно имело в собственности малый паровой пакетбот каботажного плавания и один морской пароход отечественного производства — «Николай Первый». Увы, сгорел вскоре «царский» корабль ярким пламенем, как и все пароходство. Лишь в 1835 году в Одессу прибыл новый пароход — «Петр Великий». Он был заказан в Англии и стал единственным судном, осуществлявшим пароходное сообщение между столицей Турции и русским побережьем. Плод рук английских корабелов, почтальоном он бороздил волны, словно символ главной идеи создания петровского флота — службы иностранным интересам. Больше новых невоенных пароходов за границей не заказывали и на отечественных верфях не строили. Как-то не нужно было.

Что же касается казаков — донских и кубанских, то они в царских указах не нуждались. В отличие от военных моряков казаки всегда имели свою, упорядоченную лоцманскую службу в гирлах Дона и Кубани.

В 1833 году в Одессе имелось всего два судна под русским торговым флагом. В том же году каботажный флот Азовского моря насчитывал 109 торговых судов различного тоннажа и класса. Это не считая бесчисленной флотилии рыболовецких барказов. Промысловая ловля рыбы в море для низовых донских, кубанских, терских и яицких (уральских) казаков всегда была самым естественным занятием.

До эпохи Александра II мореходных училищ, готовящих специалистов для торгового флота, в России не существовало. Но в штурманских классах Севастополя и Николаева с 1829 года ежегодно сохранялось шесть вакансий для казачьих сыновей. На их содержание и обучение низовые донские казаки ежегодно выделяли четыре тысячи рублей. Выпускники классов становились квалифицированными штурманами торгового или промыслового флота.

Среди донских казаков, главным образом низовых, было выделено торговое сословие. Станичники-купцы, как и казаки-учителя, и преподаватели различных учебных заведений, имели освобождение от военной службы. И именно из этой среды, после того как с 1856 года коммерческое мореплавание получило статус государственной политики, вышли владельцы судов и судоходных компаний — олигархи морской торговли.

В числе запорожских казаков, переселенных на берега Азовского моря, был и носитель забавной фамилии — Падалка. Вероятно, что после роспуска Азовского казачьего Войска он перебрался в станицу Аксакайскую, приписавшись в донские казаки. Потомок запорожцев стал родоначальником фамилии донских казаков — Падалкиных.

После 1856 года его прямой наследник — Петр, стал владельцем парусного грузового судна. Загружал трюмы донской пшеницей, солью, древесиной во многих портах Черного и Азовского морей. Его парусник проникал сквозь проливы в Средиземное и Эгейское моря, бросая якоря в купеческих гаванях портов Турции и Греции. «Морской дальнебойщик» — донской казак Петр Падалкин слыл удачливым мореходом. Росло его богатство, мог бы и стать основателем крупной судоходной компании. Но ему не повезло: из одного рейса капитан дальнего плавания и судовладелец не вернулся. Морская буря поглотила морехода-казака вместе с его парусником.

Его сын — Алексей, 1893 года рождения, сначала думал следовать «курсом» отца, поступив в Аксакайское мореходное училище, расположенное в родной станице Аксакайской[47]. Но, проучившись какое-то время, воспитанник мореходки перешел на службу в донскую кавалерию. Потомок казаков-мореходов Алексей Петрович Падалкин еще блестнул в истории гражданской войны. Атаман Всевеликого Войска Донского, генерал П. Н. Краснов в 1918 году направил именно его с тайной миссией в красную Москву: прозондировать возможность заключения перемирия между большевиками и республикой Донских казаков. Ему удалось, с большими трудностями, выбраться из советской столицы. Скончался он в эмиграции, оставив воспоминания о своей неудавшейся миссии. (Однако их почему-то так и не решились опубликовать в изданиях белоказачьей эмиграции. Видимо, слишком уж «изменнической» белому делу казалась миссия «казачьего Даллеса».)

Более удачливым оказалось предприятие донского казака-старовера Елпидифора Тимофеевича Парамонова. В 1884 году он приобрел у итальянского купца Вальяно первый морской пароход. Потом, на местных судоверфях на речке Калаче, заказал постройку еще шести морских барж, общей стоимостью 150 тысяч рублей (большая сумма по тем временам). Несмотря на то что коммерческое судоходство являлось лишь одним из видов бизнеса семьи Парамоновых, убыточным оно не было. Рос оборот морских и речных перевозок, рос оборот капитала. В 1908 году Елпидафор Парамонов заключил грандиозную сделку. Он выкупил флот Волго-Донского пароходства. Целиком приобрел старейшую транспортную артерию. Этот шаг в одно мгновение выдвинул его в число самых состоятельных людей России начала XX века.

Причем немалая часть судов обладала мореходностью, достаточной для выхода в Азовское и Каспийское моря. Его примеру последовал брат Иван, в 1913 году купивший на свое имя морской пароход. К 1917 году «морская армада» Торгового дома Парамоновых состояла из трех морских, 23 речных пароходов (часть из которых принадлежала к классу «река — море»), 105 морских и речных барж. Общий капитал судовладельцев-казаков Парамоновых составлял более 10 миллионов рублей, что даже с учетом инфляции четвертого года войны прочно держало «на плаву» их семейное дело. Один из сыновей Елпидифора — Николай, был влиятельным членом партии конституционных демократов (кадетов) и играл заметную роль в политической жизни Донского Войска в период 1918–1920 годов. Экспроприация и эмиграция лишили его наследственных капиталов. Уцелевшие после гражданской войны морские и речные суда «Торгового Дома Парамоновых» перешли в собственность советских пароходств.

И еще о невоенных морских судах донцов. К началу мировой войны российские мореходные училища торгового флота имели всего три учебных судна. Таганрогское и Ростовское мореходные училища имели одно из них — парусник «Святой Ипполит», водоизмещением в 168 тонн. Примечательно, что он был построен и содержался на частные пожертвования, в том числе и казаков-судовладельцев. Вообще, к началу Первой мировой войны древний казачий порт в Азовском море — Азов — был центром парусного флота в южных морях Российской империи.

Можно добавить еще такой факт — к 1913 году в ведении Кубанского казачьего Войска находилась приготовительная мореходная школа в Анапе, где обучали матросов торгового Кубано-Черноморского торгового пароходства.

Даже защита морского промысла в Черном море и в низовьях Кубани от браконьеров была возложена на казаков-кубанцев. Так, в 1913 году смотрителем рыбоохраны 6-го рыболовецкого участка области Кубанского казачьего Войска служил хорунжий — Павел Андреевич Лещенко.

ДОНСКОЙ КАЗАК ФЕДОР ТРАИЛИН — РЕФОРМАТОР РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Федор Константинович Траилин — донской казак, потомок старинного казачьего рода, составляющего интеллектуальную элиту Донского Войска. По образованию он был инженером-механиком, вероятно, торгового флота, так как в списках офицерских чинов Морского ведомства Российской империи его фамилия не значится. Но несомненно, что летом 1905 года для него, как и для каждого патриота того времени, мысль о судьбе русского флота была горька и болезненна. После катастрофы в Цусимском проливе многие мыслящие люди, и военные моряки, и торговые, армейские и штатские, пытались разрешить проблему — на каких принципах возрождать отечественный флот? То, что это нужно, никто не оспаривал. Уже с лета 1905 года по России начался стихийный сбор народных пожертвований на строительство новых кораблей. (Донское казачество не осталось в стороне. Уже к 1914 году в составе Балтийского флота появился новый эскадренный миноносец — «Донской казак», созданный на деньги станичников.) Но какие именно корабли строить?

В «Областных Донских Ведомостях» № 127 от 19 июня 1905 года, со ссылкой на № 8693 столичной газеты — «Биржевые Ведомости», была опубликована статья — «Морские казаки». Ее автор — казак Федор Траилин, описывал изобретенный им «Проект полуподводного судна с паровым двигателем, снабженным внутри коробками с воздухом, герметично закупоренными, как пузыри у рыб». Но это была не только сверхпередовая техническая новинка, это была идея принципиально новой системы формирования кадров ВМФ, тактики применения боевых кораблей, по которой можно было возрождать флот.

«Если моему изобретению суждено принести пользу, то решение должно бы последовать неотложно. Намеченный мною прием борьбы измышлен 2–3 века назад нашими предками — донскими казаками на Азовском и Черном морях. Казаки никогда не имели на море поражений от неприятеля[48], потому, что не имели кораблей[49]. Но на стороне их была огромная сила против исконных врагов — турок на море. Это сила — каюки быстроходные, при их многочисленности, а главное непотопляемости. Изобретенное мною судно, типа „Левифиан“, так названное по способности не тонуть, быстро плыть, легко вращаться[50] и моментально останавливаться на полном ходу. Если раздробить один 10-миллионный броненосец на равные части, каждая стоимость по 15 000 рублей, то получится неодолимая минная флотилия в 666 „каюков-левифианов“. Возникнуть эта флотилия может в короткий срок, с перевозкою на театр морской войны по железным дорогам, так как они разборные. Вооружение „Левифиана-каюка“: 1 мина на носу[51], одно орудие — „митральеза“ на корме. Экипаж: 5 человек с капитаном (он же атаман), 5 матросов и 5 артиллеристов. Итого: 15 человек, а на 666 — 9 тысяч 990 человек. Наименование флотилии — „Морские казаки“.

„Каюкам-Левифианам не страшны подводные лодки японцев, опасные для броненосцев, а тем более орудийные, дорогостоящие снаряды. Палить по ним, в буквальном смысле — пушкой по воробьям“.

Эта флотилия пигмеев сокрушит великанов не физической силой, а многочисленностью своих ядовитых жал.

Следует поспешить с выполнением задачи, дабы не узнали этого плана японцы, к сожалению, переимчивые и предприимчивые, и не успели забежать вперед, для противовеса „морским казакам“. „Левифиан“ можно бронировать по образцу черепахи: броня его должна стоять к линии полета снаряда под острым углом в 45 градусов, если же перед тем она будет покрыта салом[52], то вполне достаточно толщины брони в 2 миллиметра стальных листов, чтобы вызвать рикошеты, не только пуль и картечи, но и снарядов мелкокалиберных пушек. Броня их на носу, корме и по бортам — съемная».

Вот такое вот «чудо-оружие» на море предлагал построить донской казак. При всей кажущейся фантастичности этого проекта, он вызвал интерес профессионалов — морских инженеров. Можно было понять почему. Вдоль днища такого судна предполагалось построить коридор без пола, где должен был быть установлен винтовой двигатель и плавники, исполняющие функции руля. А также тормоз, для мгновенных остановок судна в полете! Сбоку от форштевня Траилин предлагал установить горизонтальные выдвижные миниатюрные паруса, для образования воздушной «подушки» между килем и поверхностью морских волн. Классического руля на этом судне не предусматривалось вообще, оно должно было управляться и в плавании и в полете горизонтальными рулями, расположенными по бортам форштевня.

Предлагали собрать деньги, совсем небольшие — 600 рублей для постройки действующей модели. Она предполагала длину — 32 аршина, ширину — 4 и высоту — 3.

Словом, широкое строительство «черепах» Траилина затрагивало бы интересы такого большого числа сановников в адмиральских погонах, что его идею затоптали так же решительно, как сердце горьковского Данко. Еще в 1905 году.

Но вот во всех описаниях процесса изобретения судов на воздушных подушках отмечается следующий факт: один из первых проектов такого корабля был разработан в 1927 году в Новочеркасске. На родине Траилина. Может, это и простое совпадение. Но похоже, что между проектом бронированного торпедно-артиллерийского катера на воздушной подушке 1905 года и проектом подобного судна 1927 года существует не только географическая связь.

КАЗАКИ — МЕДИКИ ВОЕННОГО ФЛОТА

Источником этих сведений послужила еще не изданная книга. Ее автором является полковник медицинской службы, казак — А. А. Глухов-Ветлужских. Андрей Александрович в 1999 году в Санкт-Петербурге уже издал на свои личные средства (!) сборник казачьих песен «Играй, отецкая станица!». Тираж этого сборника всего 300 экземпляров, что сразу же сделало его труд библиографической редкостью. Так вот, врач-историк подготовил к изданию свою новую книгу — биографический сборник «Казаки — врачи». И в ней обнаружились имена казаков, прославивших свои имена под Андреевским флагом. Правда, в роли врачей боевых кораблей Императорского Балтийского флота.

Основоположником правил и норм судовой гигиены на боевых кораблях русского флота и врачебно-санитарного надзора на водных путях был потомственный казак Забайкальского Войска — Гавриил Андреевич Макаров. Он родился в 1870 году в столице Войска — в Чите. После окончания гимназии в Петербурге поступил сначала в университет, но позже перевелся в Военно-медицинскую академию. Окончив ее в 1896 году, дипломированный военврач начал службу на флоте — врачом 16-го флотского экипажа и одновременно Кронштадтского военно-морского госпиталя. Спустя четыре года стал доктором медицины. Сама «адмиральская» фамилия флотского врача — Макаров, обязывала к плаваниям. И в 1902 году казак-забайкалец занял каюту корабельного врача крейсера «Джигит», уходящего в дальний поход. Вернувшись в 1903 году в Кронштадт, он становится доктором 28-го флотского экипажа.

На Дальнем Востоке бушевала война с Японией, когда уже опытный корабельный врач отправился на фронт. Он попал в эскадру адмирала Рожественского на крейсер «Орел», пройдя с ней вокруг Африки и ад Цусимы. Был ранен в том историческом сражении. За Цусиму был награжден боевым орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами — нечастое событие в карьере военно-морских врачей.

После 1905 года доктор медицины продолжил службу на флоте. В 1910-м стал кавалером ордена Святого Станислава 2-й степени. В войне с Германией забайкальский казак прославился на Балтийском флоте — в 1915-м ему была вручена командованием Серебряная медаль «За отличие». Гавриил Андреевич был автором большого числа теоретических работ в области медицины. Как сложилась судьба казака-забайкальца после 1917 года — об этом узнать не удалось. Но нет сомнения, что имя казака-дальневосточника вошло в историю российского флота.

Архивы приоткрыли еще одно казачье имя из числа флотских врачей. Иван Иванович Лебедев — донской казак, сын урядника. Родился в донской станице в 1847 году. Классический разночинец, он мог быть прообразом тургеневского Базарова, если бы казачий дух не велел служить Престолу и Отечеству! Он поднялся с самых казачьих низов, добившись всего сам. В 1877 году, уже 30 лет от роду, Лебедев окончил Медико-хирургическую академию и стал врачом 7-го флотского экипажа Балтийского флота. Его биография изучена очень мало. Известно только, что он судовым врачом ушел в плавание на клипере «Крейсер» на Дальний Восток. Дальнейшая судьба — неизвестна.

АМУРСКО-УССУРИЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛИЯ

В 1899 году была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Собственно, описание этого события не должно было входить в данную книгу. Все казачьи Войска имели выход к судоходным рекам, но к морскому сословию это отношения не имеет. Тем более что рыбачьи суда в пресноводных Амуре и Уссури были всегда, как только там появились казаки. Заинтересовало другое. Российские императоры с начала XVIII века вели последовательную политику по уничтожению морского духа в казачестве. Казаков, «морских львов XVII века», упорно приручали, превращая в покорных кавалерийских лошадок. И вдруг, при последнем царе-батюшке, потребовалось санкционировать образование отдельной флотилии сразу для двух казачьих Войск.

Амур и Уссури просто кишели русскими судами различного назначения и собственности. Дымили трубами шесть угольных пароходов Военно-Инже-, нерного Комитета Военного министерства. Артиллерийское управление Приамурского военного округа тоже имело свой «флот» — пароход и баржу. Даже МВД имело под своим флагом целых пять барж. Вообще, по спискам судов Амурского речного порта, на плаву в 1909 году имелось общей численностью 205 угольных пароходов, 12 бензиново-моторных катеров и 280 барж. Не считая десятков парусников! Не считая Амурской военной флотилии под Андреевским флагом, которой в 1909 году как раз командовал донской казак А. А. Кононов. Она выполняла функции вооруженной пограничной флотилии. Словом, на речном фарватере и так было не протолкнуться, не разойтись… И нате вам, еще и отдельная казачья флотилия!

В русско-японской войне суда казачьей флотилии не участвовали. На Амуре не было японцев. Только возили грузы для войск через реку, для далекого фронта.

В 1909 году исполнилось десять лет дальневосточной казачьей флотилии. Юбилей получился очень грустным. За этот срок прямые убытки для двух Войск от деятельности объединенной флотилии составили 50 тысяч рублей. По ценам 1909 года — для дальней провинции — большая сумма!

На Войсковых Кругах амурцев и уссурийцев взмолились казаки к царю-батюшке и Господу Богу! За что нам такое наказание — флотилия?! Чтобы ей потопнуть! Одно разорение и более ничего! Не хотели казаки быть «речными» по царской воле.

Господь донес мольбы казаков до ушей царских сановников. Императорская казна соглашалась погасить долги флотилии с условием отписания в казну убыточных судов. И направления казаками денег, прежде выделяемых на содержание флотилии, на медицинские и ветеринарные нужды. Требовались лошади и кавалеристы для конницы. Так бесславно и безрезультатно окончилась попытка царизма искусственно образовать казачью флотилию. По приказу — свободным, вольным не станешь.

Единственное, чем могла гордиться казачья флотилия, — это своим начальником. Капитан дальнего плавания Дмитрий Афанасьевич Лухманов — дальневосточник-казак. Мать его — писательница, отчим — офицер царской армии. В семье хотели, чтобы мальчик продолжил военную карьеру фамилии. Но он добивался отчисления из 1-го Московского кадетского корпуса. Был выпорот, но решил учиться мореходному делу сам, тайно. В конце концов, поступил в августе 1882 года в Керченские мореходные классы. Окончил столичные, петербургские.

Он имел медаль «За поход в Китай 1900 года», орден — «Персидская Звезда», за перевозку через Каспийское море самого шаха, с семейством, придворными и гаремом. От царского правительства — орден Святого Станислава 3-й степени. В его биографии был забавный период, когда он покомандовал яхтой «Астарта», принадлежавшей петербургскому купцу-миллионеру Брусницыну. Кутила и выпивоха, тот куражу ради перекупил яхту у наследника шведского престола. А потом выгнал и самого Лухманова!

Дмитрий Афанасьевич был писателем-маринистом (очеркистом), автором ряда книг, посвященных морю и парусному спорту. Он принял советскую власть, стал старейшим капитаном торгового флота СССР, орденоносцем. Но всю жизнь гордился тем, что принадлежал к «морскому сословию — казачеству».

Читайте также

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами [99], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы [99], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

5. Проблема тоннажа торгового флота

5. Проблема тоннажа торгового флота Национальный потенциал, ядром которого являлся торговый флот, достиг предела своего истощения. Использование торгового флота для обеспечения операций еще больше подрывало национальный потенциал. Поражение у о. Лейте сделало

III. Устройство немецкого торгового двора

III. Устройство немецкого торгового двора Внутренний быт и управление немецкого двора определялись правилами, утвержденными от Ганзейского Союза. Эти правила назывались «Скры» и были прибиты в немецком дворе для всеобщего и постоянного сведения [129].Дух корпорации, общий в

13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет

13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ [99], с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ [99], с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году [797],

2. Закрытие Западного Средиземноморья для торгового мореплавания

2. Закрытие Западного Средиземноморья для торгового мореплавания До тех пор пока Средиземное море находилось под контролем Римской империи, именно судоходство с Востока обеспечивало активное развитие торговли с западными районами империи. Главными центрами,

АКУЛЫ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА

АКУЛЫ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА В это время в Западной Европе начиналась эпоха Возрождения. Уже проснулся в Италии интерес к античному наследию. Уже создал свои бессмертные произведения Данте Алигьери, писал свои сонеты Франческо Петрарка, и итальянцы смеялись над фривольными

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная несостоятельность панской республики.

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная

Глава 1 КАЗАКИ

Глава 1 КАЗАКИ Переворот 1917 г. нарушил былинные отношения казаков с властью. Хотя фронтовики прислушивались к посулам коммунистов, от новых, безбожных правителей уральцы не ждали ничего хорошего и готовились к обороне своего края от захватчиков.Верный Временному

5. Проблема тоннажа торгового флота

5. Проблема тоннажа торгового флота Национальный потенциал, ядром которого являлся торговый флот, достиг предела своего истощения. Использование торгового флота для обеспечения операций еще больше подрывало национальный потенциал. Поражение у о. Лейте сделало

Глава IV. Рост торгового земледелия

Глава IV. Рост торгового земледелия Рассмотрев внутренний экономический строй крестьянского и помещичьего хозяйства, мы должны теперь перейти к вопросу об изменениях в земледельческом производстве: выражают ли эти изменения рост капитализма и внутреннего

II. Район торгового зернового хозяйства

II. Район торгового зернового хозяйства Этот район обнимает южную и восточную окраину Евр. России, степные губернии Новороссии и Заволжья. Земледелие отличается здесь экстенсивным характером и громадным производством зерна на продажу. Если мы возьмем 8 губерний:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *