На чем плавали римляне
Флот Римской империи
После битвы при Акции в 31 году до н.э. и последующего покорения Египта Средиземное море на долгие столетия превратилось во внутреннее озеро Рима, mare nostrum — «наше море», как называли его римляне. Для защиты побережья от нападений пиратов, а также для того, чтобы держать под присмотром варваров, живших на другом берегу Рейна и Дуная, императоры создали несколько военных флотилий. Но им пришлось постараться, чтобы сделать морскую службу привлекательной в глазах матросов.
Мизенский и Равеннский флоты
Крупнейшей базой римского военного флота стал Мизен, расположенный в северной части Неаполитанского залива. Находившийся здесь флот должен был контролировать западное побережье Италии и прилегающие острова в жизненно важном для снабжения Рима продовольствием треугольнике между Остией, Карфагеном в Северной Африке и Новым Карфагеном на юго-востоке Испании. Другая крупная база флота находилась в Равенне на северо-восточном побережье Италии. Базировавшаяся здесь эскадра патрулировала иллирийское побережье и поддерживала безопасность в бассейне Адриатического и Ионийского морей. Зоны действия обеих флотилий простирались на всю средиземноморскую территорию. Помимо главных баз на побережье располагались вспомогательные стоянки: Путеолы, Цемтумцеллы, Портус, Аквилея, Салона и другие. Здесь несли постоянную вахту небольшие отряды кораблей. При Флавиях оба флота получили статус преторианских (classes praetoriae). Это должно было подчёркивать ту важную роль, которую они играли в оборонительной системе Италии.
Кроме Мизенского и Равеннского в восточной части Средиземноморья существовали также провинциальные флоты регионального значения. Сирийский флот (classis Syriaca), базировавшийся в Селевкии Пиерии, использовался главным образом для борьбы с пиратами южного берега Малой Азии. Также он патрулировал побережье Сирии-Палестины вплоть до границы с Египтом. Александрийский флот (classis Alexandriae), собранный из кораблей последних Птолемеев, должен был выполнять аналогичные задачи в дельте Нила, а также вдоль побережья Киренаики и Ливии. Оба флота должны были посылать корабли в состав эскадры, которая базировалась в Цезарее Мавретанской (Шершеле) и патрулировала побережье Африки и Нумидии. Во второй половине II века эта эскадра была преобразована в самостоятельный Мавретанский флот (classis Mauretanica). Тогда же появился самостоятельный Ливийский флот (classis Libica). В Красном море плавали корабли Эритрейского флота (classis Erythraica).
Защита атлантического побережья северной Галлии и обеспечение безопасности коммуникаций с Британией возлагалась на британский флот (classis Britannica) с главной гаванью в Гезориаке (Булонь). В самой Британии этот флот также имел многочисленные стоянки. В Чёрном море Понтийский флот (classis Pontica) патрулировал весь южный берег до предгорий Кавказа, имея основные базы в Кизике и Трапезунте. Плаванье вдоль восточного берега моря от Босфора до устья Дуная обеспечивал Фракийский флот (classis Thracica) с базой в Перинфе. Границу по Дунаю в нижнем течении реки охранял Мезийский флот (classis Moesica) со стоянкой в Томах (Констанца). Его корабли также плавали между устьем реки и Крымом. Среднюю часть Дуная патрулировал Паннонский флот (classis Pannonica) с базой в Аквинке (Будапешт). Наконец, Германский флот (classis Germanica) плавал по Рейну вплоть до его устья.
Корабли и экипажи
Численность флота эпохи Империи нам неизвестна и поддаётся подсчёту лишь на основе косвенных данных. Хотя поздний автор Иордан, ссылаясь на историка начала III века Кассия Диона, пишет, что Равеннская гавань могла вместить 250 кораблей, приведённая им цифра, без сомнения, сильно завышена. Более реалистичным кажется количество от 50 до 100 кораблей для Мизенского и Равеннского флотов и несколько десятков кораблей — для крупнейших провинциальных флотилий. Иосиф Флавий сообщает, что в правление Нерона Понтийский флот насчитывал 40 кораблей. От этой цифры следует отталкиваться при оценке численности Сирийского или Александрийского флота. Германский флот тогда же, по данным Тацита, состоял из 24 кораблей, в том числе триер и бирем. Численность Мавретанского флота в конце II века не превышала 13 либурн.
Ядро флота составляли сравнительно небольшие корабли. В нашем распоряжении имеются надписи с упоминанием 72 кораблей Мизенского и 46 кораблей Равеннского флотов. В обоих случаях большинство кораблей относятся к классу трирем (50 и 28) и либурн (11 и 5). Квадриремы с четырьмя рядами гребцов (9 и 6) и квинквиремы с пятью (1 и 2) были немногочисленными. Лишь в одной надписи из Мизена упоминается гексера с шестью рядами гребцов, но её сложно датировать. Примечательно, что Плиний Старший, исполнявший обязанности префекта Мизенского флота во время извержения Везувия в 79 году, вышел в море на квадриреме, которая, по-видимому, в это время являлась флагманом его эскадры.
Таков же был состав и провинциальных эскадр, преимущественно состоявших из лёгких кораблей, оптимально приспособленных для выполнения патрульных и посылочных функций. В Майнце были найдены останки четырёх кораблей Германской флотилии, которые дают хорошее представление о том, как могли выглядеть подобные суда. Одно из них было лёгким беспалубным гребным судном (lusoria) менее 20 м длиной. Его экипаж состоял из 20 гребцов, командира и кормчего. Другое судно было больше, имело палубу и использовалось для транспортировки войск и грузов.
Плиний Старший сообщает, что экипаж квинквиремы насчитывал 400 человек. Численность экипажа триеры можно оценить чуть более чем в 200 человек, из которых 170 были гребцами. Экипаж биремы, возможно, состоял из примерно 130 человек, а либурна имела около 100 человек на борту. Численность Мизенского и Равеннского флотов в ходе гражданской войны 68–69 годов позволила различным претендентам набрать по легиону из его состава. Общая численность личного состава италийских и провинциальных флотов в сумме может быть оценена в 40 000–45 000 человек.
Командование
Каждым флотом командовал префект (praefectus classis). В правление Юлиев-Клавдиев эту должность занимали императорские вольноотпущенники. Веспасиан передал её представителям всаднического сословия и стал привлекать к службе лиц, имевших опыт военного командования. С этих пор должность префекта флота стала означать одну из высших ступеней всаднической карьеры (militia equestris). Получаемое за службу жалование позволяет обнаружить определённую иерархию между командующими различными флотами. Префекты Сирийского и Александрийского флота, а также командующие Паннонской и Мезийской флотилий получали жалование 60 000 сестерциев в год. «Зарплата» префектов Мавретанского и Ливийского флотов была меньше. Префекты Британского, Германского и Понтийского флотов получали 100 000 сестерциев в год. Наиболее высокооплачиваемыми — 200 000 сестерциев — были должности префектов обоих италийских флотов. Неоднократно зафиксированное перемещение с одной должности на другую в карьерном перечне занимавших их лиц доказывает, что при равенстве жалования префект Мизенского флота был старше своего коллеги из Равенны.
У каждого из двух италийских префектов был свой заместитель (subpraefectus). Для личных надобностей у префекта были телохранитель (secutor или corporum custos), грум (strator) и слуга (vestiarius). Канцелярию возглавлял корникуларий, выполнявший всю административную работу. За финансы отвечал диспенсатор (dispensator), счетоводом был либрарий (librarius), документы обрабатывал экзактус (exactus), архивом заведовал табуларий (tabularius). Большинство рядового персонала канцелярии составляли бенефициарии (beneficiarii). Тессерарий (tesserarius) ежедневно получал у префекта пароль, который доводил до офицеров, рядовых солдат и матросов. Известна также должность начальника склада (рrаероsitus reliquationi). Все эти и другие обязанности выполняли принципалы (principales) и иммуны (immunes), назначенные из числа рядовых солдат и освобождённые ради выполнения этих обязанностей от обычных для остальных солдат дневных нарядов.
Организация
Организация флота отчасти напоминала структуру легиона. В армии основной организационной и тактической единицей являлась центурия. Во флоте такой единицей был экипаж корабля. Командовавший им капитан назывался на греческий манер триерархом (trierarchus). Это звание приравнивалось к рангу центурионов вспомогательных войск, а в некоторых надписях триерархи прямо именуются флотскими центурионами (centuriones classiarii). Триерарх получал жалование 14 400 сестерциев в год. Рангом выше стоял наварх (nauarchus), командовавший небольшой эскадрой из нескольких кораблей. Его жалование составляло уже 28 800 сестерциев в год. Наконец, старший из этих офицеров именовался первым навархом (nauarchus princeps). Круг его обязанностей напоминал тот, который выполнял примипил в составе легиона, а жалование составляло 57 600 сестерциев в год.
Статус и происхождение
Срок службы на флоте составлял 26 лет и даже больше. По сравнению со службой в легионах и даже во вспомогательных войсках флотская служба считалась более тяжёлой и менее престижной. Чтобы обеспечить комплектование экипажей, императорам приходилось идти на различные ухищрения. В правление Юлиев-Клавдиев значительная часть моряков состояла из императорских рабов и вольноотпущенников, а также иностранцев-перегринов. При поступлении на военную службу они получали свободу и ограниченное в сравнении с римским право латинского гражданства. Начиная с правления Флавиев, ветераны флота, выйдя в отставку, как и ветераны вспомогательных войск, стали получать римское гражданство, а также право на вступление в законный брак и правовое признание статуса для прижитых к тому времени детей. Свидетельством этих прав являлся вручаемый при отставке запечатанный диплом с перечнем соответствующих привилегий, выгравированных на бронзовой табличке.
Эти привилегии делали службу во флоте привлекательной в глазах провинциалов, которые надеялись таким образом приобрести римские гражданские права для себя и своих потомков. Анализ эпитафий на надгробиях моряков из Мизена и Равенны свидетельствует о преобладании среди моряков уроженцев провинций. В Мизенском флоте в I–III веках служили в основном выходцы из восточной части империи: египтяне и ливийцы (28%), выходцы из Малой Азии (29,5%), фракийцы (18,5%), иллирийцы (9%). Западные провинции представляли корсиканцы и сарды (10,5%). Большинство моряков Равеннского флота были уроженцами Балканского полуострова: иллирийцами (49%) и фракийцами (9%), а также египтянами (6%) и сирийцами (9%). Среди западных провинций вновь представлены корсиканцы и сарды (6%), а также германцы (4,5%).
История флота Древнего Рима
V век до н. э. — V век н. э. Годы существования |
Военно-морской флот Тип |
Гай Дуилий, Марк Атилий Регул, Гай Лутаций Катул, Марк Випсаний Агриппа. Действующий командир |
Техника (по состоянию 264—241 гг. до н. э.):
Война с Вейями, Война с Тарентом, Пунические войны, Иллирийские войны, Македонские войны, Митридатовы войны, Галльская война, Вторжение Юлия Цезаря в Британию, Римское завоевание Британии, Батавское восстание, Гражданские войны и др.
Содержание
Типы кораблей
В основу конструкции римских боевых кораблей лег греческий базовый принцип и методология эллинистических государств Малой Азии. Основным движущим механизмом судна выступают многочисленные параллельные весла, в той же многоярусной компоновке и эстетическом исполнении фор- и ахтерштевней.
Если принцип и логика остаются на прежнем уровне, то качество и масштаб исполнения стремительно растут. Судна становятся более габаритными. На них по возможности располагается артиллерия (лат. tormenta), регулярные группы морской пехоты (лат. manipularii или liburnarii), устанавливаются штурмовые трапы-«вороны» и боевые башни.
В римской квалификации кораблей все боевые судна именуются как «naves longae», «длинные корабли», исходя из своих достаточно узких корпусов, сохраняющих соотношение ширины к длине 1:6 и больше. В противовес им транспортные корабли именовались как «naves rotundae», «круглые корабли».
Главной, наиболее конкретной и определяющей классификацией считается разделение античных боевых кораблей исходя из количества рядов весел.
Судна с одним рядом весел (по вертикали) именовались монерами (moneris) или униремами, в современной литературе часто ошибочно именуются просто галерами, с двумя – биремы или либурны, с тремя – триеры или триремы, с четырьмя – тетреры или квадриремы, с пятью – пентеры или квинкверемы, с шестью – гексеры.
Римские боевые корабли в среднем превосходили греческие и карфагенские аналоги. В случае наличия попутного ветра на корабли устанавливались мачты и подымались паруса. Крупные судна в определенных случаях получали бронирования в виде бронзовых пластин и зачастую завешивались перед боем вымоченными в воде воловьими шкурами для препятствия возгорания от снарядов противника. Так во время боевого положения вышеуказанные мачты и паруса демонтировались и укладывались на палубу. Хотя стоит отметить, что подавляющее большинство римских боевых кораблей, в сухом остатке вообще не имели стационарных, не-съемных, мачт.
Основной же доктриной для флота были прибрежные морские сражения. Длительные морские походы в относительно человеческих условиях, в связи с отсутствием свободной площади, огромного количества гребцов, десятках матросов и центурии морской пехоты обеспечить было невозможно. Именно по этому во время переходов экипажам корабля рекомендовалось для ночлега сходить на сушу. Также корабли имели относительно низкую мореходность, в случае внушительного шторма, судно рисковало потонуть едва ли не гарантировано.
Скоростные же характеристики данных кораблей оставляли желать лучшего. Тяжелые корабли с гребцами не могли набирать скорость выше 3-4 узлов, легки корабли не ходили выше 7-8 узлов.
Руководство кораблями было делегировано двум людям. Капитан («триерарх») руководящий самими процессами плавания и навигацией, и центурион, руководящий непосредственными боевыми действиями.
Биремы и либурны
На чем плавали римляне
За три года до начала первой войны с Карфагеном римлянам стало очевидно, что необходимо строить флот. До того римляне использовали корабли, принадлежавшие союзным государствам Великой Греции и Этрурии. Но ни одно из них квинквиремы не использовало. В качестве образца римляне воспользовались карфагенским кораблем, который наскочил на скалу и был захвачен в самом начале войны. Так была создана первая римская флотилия, состоящая из 100 квинквирем и 20 трирем. Пока корабли строились, экипаж обучали гребле на суше. Эти первые суда оказались медлительными и неуклюжими; римляне осознали, что с карфагенскими мореходами им не тягаться. Чтобы уравновесить силы, они разработали абордажное приспособление: в носу корабля устанавливалось бревно, а на нем крепился перекидной мостик с подвешенным на нем длинным железным зубцом. Из-за сходства зубца с клювом матросы прозвали такое устройство «вороном» (corvus).
Перекидной мостик достигал 1,2 м в ширину и 11 м в длину, в то время как бревно, с которым он соединялся, было около 7 м высотой и 20 см толщиной. Мостик с каждой стороны оснащался ограждением высотой до колена и поднимался при помощи блока, укрепленного в верхнем конце бревна. При подходе к кораблю противника вплотную мостик выдвигался и падал на неприятельское судно, а зубец зацеплялся за палубу или борт, не давая противнику отойти. Воины устремлялись по мостику, краями щитов опираясь на заграждение и, таким образом, обеспечивая себе надежную защиту. Это устройство превратило сражение на море в рукопашную битву, из которой великолепно натренированные римские воины неизменно выходили с победой.
Хотя благодаря «ворону» первые сражения на море римляне выиграли, однако корабли их стали еще менее пригодными для плавания, нежели прежде; возможно, именно поэтому шторма и непогода обернулись для римлян потерями столь катастрофическими. После первой войны с Карфагеном «ворон» не упоминается ни разу, и впредь потери Рима никогда не бывали настолько внушительны.
Помимо квинквирем, римляне построили также два «шестирядных» корабля, которые использовались в качестве флагманов. Скорее всего это были очень большого размера квинквиремы с тремя ярусами весел, по два гребца на весло.
При вторжении в Африку в 256 г. римляне выстроили свои корабли в четыре линии, поименовав каждую соответственно первым, вторым, третьим и четвертым легионами. Первые две линии, каждая — во главе с «шестирядным», образовали клин с небольшим зазором в центре. Третья линия стала основанием треугольника. За третьей линией разместились транспортные суда, перевозившие лошадей, а позади них — четвертая линия кораблей, что частично охватывала оба фланга. Эту четвертую колонну римляне не без оригинальности назвали триарии (triarii). В древние времена, когда флот отплывал от берегов, ему неизменно предшествовали суда более легкие, выполняя роль разведчиков. Каждый корабль вел на буксире за кормой четырехвесельную шлюпку.
Впервые за всю свою историю Рим спустил на воду флот настолько огромный: 330 палубных военных кораблей. И несмотря на то что шторма и непогода отнимали у римлян флотилию за флотилией, Рим упрямо не отступался — до тех пор, пока не отвоевал у Карфагена власть над морем. Карфагенский флот, потерпев сокрушительное поражение в первую войну от подобного унижения так и не оправился. В ходе войны с Ганнибалом карфагенский флот предпочитал не вступать в столкновение с римским, даже обладая численным превосходством. Точно так же вел себя и Филипп. В начале лета 216 г. он вывел в Адриатическое море флотилию в 100 либурн, но повернул вспять и обратился в беспорядочное
На чем плавали римляне
В 311 г. до н. э. Римское государство располагало немногочисленным флотом. Очень часто суда погибали вместе с экипажами в результате шторма.
Конструкцию своих первых кораблей римляне взяли у кафаецев, ахватив их пентеру. Технологию судостроения римляне переняли у италийских греков. С их помощью римляне за 2 месяца построили 120 пентер. Тактику ведения морского боя римляне переняли у этрусков.
Ко времени становления Рима как великой морской державы уже давно сложились основные типы боевых и торговых судов, были разработаны тактика и приемы ведения морского боя, известны основные принципы судовождения, доведена до совершенства основная движущая сила корабля — весло.
Главные римские судостроительные материалы были кипарис, сосна, ель, дуб. У римских мастеров существовала традиция срубать деревья для постройки кораблей между 15-м и 22-м числами июля или августа. Затем они разделывали материал на доски и просушивали его.
Детали римские судостроители скрепляли медными гвоздями (металлические использовались крайне редко, так как они быстро ржавели), а швы конопатили смоленой паклей. Корпус окрашивали горячим воском с добавлением красителей — энкаустиком.
Чтобы черви-древоточцы не портили подводную часть конструкции, римские мастера обливали ее листовым свинцом или медью. эти материалы дополнительно предохраняли корабль от обрастания ракушками и растениями. Корпусную обшивку крепили к шпангоутам деревянными гвоздями.
Римляне изобрели корвус (прочный переходной мостик), который позволял пехотинцам быстро перебраться на вражеский корабль в случае сближения с ним на достаточное расстояние. Один конец переходного мостика судостроители шарнирно крепили к палубе. Другой, заканчивающийся острыми металлическими штырями, с помощью горденя почти вертикально по отношению к палубе подтягивали к мачте. Принцип действия корвуса заключался в следующем: когда римский корабль сближался с вражеским, трос, удерживающий мостик, перерубали, и его часть, снабженная штырями, под собственной тяжестью врубалась в корпус судна противника.
В Риме верфь называли навале. Большие морские суда у римлян строили уже со шпилевыми устройствами. Носовой швартовый конец римляне именовали анкорале, а кормовой — ора, на берегу их закрепляли к обитому металлом кусту свай — тонсиллу.
Корабельный корпус в римском флоте назывался магалией (или мапалией); якорный канат — строфием; рулевое весло — губерна-кулум; лопасть рулевого весла — пером; лопасть обыкновенного весла — пальмой (или пальмулой); отверстие или трубу, через которую проходил баллер руля, — гельмпортом; гнездо для установки основания мачты — модием. Полезный объем судна именовался каверной, а помещение, которое в наши дни называют кают-компанией, — диаета.
Практически все римские суда имели собственные имена. Обычно их называли в честь богов — «Зевс», «Борисфен» и т. д. Писать наименование на борту было не принято. Как правило, римляне зашифровывали его в корабельных атрибутах. Например, если на парусе изображали сову, то это означало, что корабль называется «Афина».
Весла в сочетании с мускульной силой являлись важной движущей силой любого судна. Однако в штормовую погоду они были бесполезны. В этот момент моряки надеялись только на парус. Парусное вооружение римских кораблей было довольно сложное. Это позволяло плавать морякам круто к ветру (курсы бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд).
Иногда римляне в дополнение к основному парусу (гроту) ставили марсель. При попутных ветрах сооружался долон, который именовался артемоном, а на съемной мачте — бизань. При штормовом ветре римские моряки ограничивались только гротом. Особенность данного паруса заключалась в том, что его площадь, в случае необходимости, регулировалась.
Быстроходные корабли (актуарии) римляне использовали как для несения дозорной службы, так и для перевозки грузов.
На мелководье римляне использовали уменьшенную модификацию лемба — лембукуле, или ленункуле. В качестве разведывательного судна они применяли один из видов кораблей дозорной службы — спекулатория. Мускульная сила длинных кораблей (лонгов) состояла из 50 гребцов.
Римский военный флот в качестве основной ударной силы против врагов, в основном пиратов, использовал лимбурны — одномачтовые парусные суда с одинаково заостренными обводами носа и кормы. Движущей силой корабля являлись три гребца на одно весло.
Римляне довольно широко использовали технологии построения судов, которые были разработаны другими народами. Они создавали триеры, тетреры, пентеры и декеры, давая им свои названия — триремы, квадриремы, квинкверемы и декемремы. Не были переименованы только греческие гексеры и гептеры.
Транспортные суда в древней империи именовались гаулами. В основном они передвигались за счет паруса. Заимствованный римлянами у жителей острова Крит керкур тоже относился к парусным кораблям. Он был намного легче гаулы, в связи с чем мог развить сравнительно высокую скорость хода.
Особенность конструкции керкура заключалась в том, что его внутреннее корпусное пространство делилось палубами на трюм и два твиндека. Позже данный вид судна был заимствован европейскими государствами.
В Римской империи существовали специальные корабли для перевозки лошадей и скота — гиппагины. Стройматериалы перевозились лапидариями. Корбиты, которые также называли ситаго-гами, использовались для транспортировки зерна. Ученые предполагают, что слово корбит с течением времени трансформировалось в «корвет». Обычные речные баржи — большие беспалубные суда, сколоченные из грубообработанной древесины, именовались в империи каудикариями.
Римляне широко использовали миопароны — небольшие суденышки, принцип построения которых был заимствован у ки-ликийских пиратов. Корпус данного средства передвижения по воде создавался из плетеных прутьев, а обшивка делалась из необработанных шкур животных.
Другой тип плетеного судна именовался в империи фаселой. Одни историки предполагают, что оно использовалось для увеселительных прогулок, а другие считают, что этот большой парусный корабль мог с легкостью конкурировать по своим качествам с лонгами.
Моноксилами в древней империи называли обычные долбленки, т. е. средства передвижения по воде, которые выдалбливались из ствола одного дерева. К данному типу судов относили линтер-ны, линтрикулы, альвеусы, скафы и скафулы, барки, мускулусы, просумии, гесеореты, таламеги и пр. Как правило, они использовались для перевозки мелких партий грузов или в качестве спасательных шлюпок.
Римляне первыми стали классифицировать суда по различным признакам. Они разделили их на палубные и беспалубные; гребные и управляемые шестом; с одним рядом весел и многорядные; килевые, с круглым днищем и плоскодонные.
Плоскодонные корабли, которые имели маленькую осадку, низкий надводный борт, прочные и высокие полубак и полуют, были заимствованы у галлов. Малая осадка являлась недостатком судна, так как не позволяла эффективно применять таран. Его преимущество заключалось в прочном корпусе, который прекрасно защищал экипаж от обстрела неприятеля, и низком надводном борте, позволяющем в случае необходимости быстро выгрузиться.
Римские корабли классифицировались на большие, средние и малые. Их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (26,6 л). Вместимость нависа была свыше 330 амфор.
Существовала классификация кораблей по количеству рядов весел на борту. Судно с одним рядом именовалось монерой, с двумя — дикротом, или биремой, с тремя — триерой.
Римляне также подразделяли суда на быстроходные, длинные, грузовые, торговые и пр.
В военном флоте римлян существовала группа людей, которая именовалась уринаторами. Они являлись подводными диверсантами. Но в их обязанности входили не только мероприятия по повреждению судов противника, но и по поиску оторвавшихся якорей, утонувших предметов.
В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь устраивал гладиаторские поединке на воде. Специально для этого на берегу Тибра вырыли искусственный водоем. В нем расположили египетские и тирийские военные суда с экипажами, полностью укомплектованными для ведения морского сражения. Успех зрелища был настолько велик, Что эту традицию в дальнейшем продолжали еще многие римские императоры. Обычно в сражениях принимали участие военные суда, отслужившие свой срок. Как правило, римляне использовали боевые Корабли в течение 6—8 лет. Затем они либо разбирали их на Детали, либо использовали для увеселительных мероприятий.
Римский навис. Римские корабли классифицировались на большие, средние и малые. Их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (26,6 л). Вместимость нависа была свыше 330 амфор.
Римский навигиумам. Римские корабли классифицировались на большие, средние и малые. Их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (26,6 л). Вместимость нависа была свыше 330 амфор.
Римский навигиолумам. Римские корабли классифицировались на большие, средние и малые. Их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (26,6 л). Вместимость нависа была свыше 330 амфор.
Римский навий. Римские корабли классифицировались на большие, средние и малые. Их называли нависами, навигиумами и навигиолумами. Все малые средства передвижения по воде именовались «навиями». Грузовместимость судна римляне измеряли амфорой (26,6 л). Вместимость нависа была свыше 330 амфор.
Существовала классификация кораблей по количеству рядов весел на борту. Судно с одним рядом именовалось монерой, с двумя — дикротом, или биремой, с тремя — триерой. Римляне также подразделяли суда на быстроходные, длинные, грузовые, торговые и пр. В военном флоте римлян существовала группа людей, которая именовалась уринаторами. Они являлись подводными диверсантами.
Но в их обязанности входили не только мероприятия по повреждению судов противника, но и по поиску оторвавшихся якорей, утонувших предметов. В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь устраивал гладиаторские поединке на воде. Специально для этого на берегу Тибра вырыли искусственный водоем. В нем расположили египетские и тирийские военные суда с экипажами, полностью укомплектованными для ведения морского сражения.
Успех зрелища был настолько велик, Что эту традицию в дальнейшем продолжали еще многие римские императоры. Обычно в сражениях принимали участие военные суда, отслужившие свой срок. Как правило, римляне использовали боевые Корабли в течение 6—8 лет. Затем они либо разбирали их на Детали, либо использовали для увеселительных мероприятий.