На чем по мнению кабанихи должны основываться семейные отношения с цитатами
На чем по мнению Кабанихи должны строиться отношения в семье?
Вопрос по произведению Островского «Гроза».
Сравните два, фактически противоположных по сути совета Кабанихи:
У Дикого было положение, а потому люди его уважали. Хотя, если присмотреться к его личным качествам внимательнее, ничего привлекательного в них нет, скорее наоборот. Дикой жаден, сварлив, груб, сердце у него черствое и злое. Самодур он и есть самодур. Но удивительное дело: Дикой сам понимает, что является человеком нехорошим, но ничего с этим поделать не может.
Люди его боятся, понимают, что на него найти управы нельзя. Даже если они приходят к городничему с жалобой на Дикого, это ничем не заканчивается, так как тот говорит чиновнику: стоит ли нам о таких пустяках разговаривать?
Так что даже когда происходит столкновение Кулигина и Дикого, горожане предпочитают не ввязываться в это дело, с почтением отходят (а сам Кулигин снимает шапку).
Катерина является не просто центральным персонажем пьесы Островского, а автор в ней олицетворяет чистоту, великодушие, добро, честность.
Как человек, с детства принявший Бога, Катерина желала чтобы и жизнь её была похожа на то, что предписывается в священных писаниях.
С детства Катерина считала себя счастливой, почерпнув вдохновение и силы в церкви, она и в мирской жизни не оставляла Веру.
Девушка всегда мечтала быть счастливой и даже сюжеты снов были связаны с полетом над тем прекрасным местом, который в чем то напоминал ей Рай.
Как выразилась Катерина в своем монологе:
Гроза. Драматическое произведение великого русского драматурга, Александра Николаевича Островского.
Если анализировать проблематику произведения, то явно можно заметить противопоставление доброго и положительного персонажа, представителя светлого царства, то есть Катерины, молодой невестки и персонажа отрицательного, олицетворяющего тёмное царство- Кабанихи, свекрови молодой женщины.
Катерина, как и все женщины мечтает о любви и о семейном счастье. Но реальность предстаёт, увы, совершенно иная.
В доме мужа царит самострой
Но Катерина, от природы добрая и не приемлющая деспотизма не соглашается с Кабанихой. Она ищет поддержки в муже, но не получает её по той причине, что Тихон слишком подчинён матери.
А. Н. Островский часто для своих пьес в качестве названия использовал народные пословицы и поговорки, отражающие главную идею произведения.
В комедии, о которой речь идёт в вопросе, речь идёт о купеческой семье.
В попытках обойти закон Большов оказывается обманутым и преданным собственной дочерью.
Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини Марфы Игнатьевны для сочинения в таблице
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».
Источник: Действие второе, явление 5
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»
Источник: Действие первое, явление 5
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащат — взглянешь».
Источник: Действие пятое, явление 6
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»
Источник: Действие пятое, явление 6
Характеристика Кабанихи другими героями
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Подробная характеристика Варвары.
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Источник: Действие второе, явление 10
Подробная характеристика Катерины.
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Подробная характеристика Кулигина.
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
Подробная характеристика Кудряша.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.
Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»
5 фактов о Кабанихе
Вывод
Марфа Кабанова является одним из ключевых женских образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она символизирует собой невежество, жестокость, тиранию, требующую от окружающих полного подчинения. Суровая и беспощадная, она собственноручно разрушает судьбы своих детей.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать косность и отсталость провинциального общества. Цитатная характеристика Кабанихи позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко составить доклад или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах
Кабаниха и Тихон. Художник С. В. Герасимов |
Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Кабанихи
Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах
«. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней. «
«. недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет. » (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)
«. (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. «
Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь. » (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
«. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. «
«. А теперь поедом ест, проходу не дает. » (Кабаниха обижает сына Тихона)
«. Мать на нее нападает. » (о Кабанихе и Катерине)
«. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет. «
«. ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. » (Варвара о своей семье)
Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:
«. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. «
«. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. «
«. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая. «
«. Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне. «
«. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет. «
«. Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то. «
Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»
Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.
На чём по мнению Кабанихи должны строиться отношения в семье? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
Пьеса А. Н. Островского «Гроза», написанная в 1859 г., является исторической. Она была создана в период революционного конфликта, когда «волна» крестьянского движения всколыхнуло всю Россию.
В этой накалённой предгрозовой обстановке автор пишет произведение, где раскрывает быт, нравы и летопись русской жизни.
Действие пьесы происходит в г.
Калинове, на берегу реки Волги в доме семьи Кабановых. Каждый день, сын, дочь, и невестка вынуждены терпеть мать, которая ограничивает их свободу, и диктует правила жизни необходимые для соблюдения.
В доме всё подчинено её власти, и все обязаны слушать её ежедневное брюзжание, и нравоучение. Все её придирки, ненависть и ревность, достаются Катерине, которая вышла замуж не по любви, а по не до разумению. В её мыслях и жизни всегда был другой мужчина, которого она страстно желала.
По началу Катерина пытается отогнать мысль о Борисе: «Я его знать не хочу!» Но, уже в следующую минуту она признаётся:»Об чём не задумаю, а он так и стоит перед глазами. После отъезда мужа, она с ним встречается, но эти свидания ни к чему хорошему не приводят.
Катерина не может «переломить» свою сущность, и предпочитает терпеть мужа и свекровь пока терпится.
В её молчании отражаются стыд, обида, смятение и вызов. Ей стыдно за безвольного Тихона, не смеющего ослушаться мать, и она оскорблена поведением свекрови, которая цинично встаёт между ею и мужем. В знаменитом монологе звучит такая фраза:» А горька неволя, ох, как горька!».
Драма Катерины свершается на глазах у всего города. Люди видели, как бросилась она с обрыва в Волгу. Её мёртвую вытащили из реки, и свекровь поблагодарила всех людей за оказанную помощь.
Автор передал образ эпохи, и то лицемерие которое было свойственно старшему поколению российской глубинки.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.