На чем построен бизнес макдональдс
Как создавалась фастфуд империя Макдональдс
Фаст-фуд империи Макдональдс создавалась в 1954 годах на легендарном шоссе 66. Теперь это кафе музей, доступное туристам во время экскурсий. Начиналась история с небольшого заведения для автомобилистов. Белые буквы McDonald’s сегодня гордо украшают 36 000 ресторанов по всему миру.
С чего все начиналось?
История берет начало с города в Сан-Бернардино, штат Калифорния, куда в 40-х годах переехали братья Макдональд – Ричард и Морис (Дик и Мак).
У них имелся небольшой запас денег, который заработали в Голливуде при монтировании декораций. Вначале они попробовали открыть небольшой кинотеатр. Но публика не радовала частыми визитами. Поняв, что финансового успеха в этой сфере им не достигнуть, на оставшиеся деньги соорудили у дороги, закусочную для автомобилистов. Такой вид заведений общественного питания пользовался популярностью у американцев. Уже несколько десятков лет на тот момент существовали и гамбургеры, названные так в честь немецких переселенцев, привнесших этот рецепт в американскую кухню.
Основатели макдональдс братья Макдональды — изобретатели концепции быстрого питания
Так как бургеры существовали и до братьев МакДональдс, то в чём тогда их достижение?
Дело в том, что они в течение нескольких месяцев проектировали кухню по индивидуальному заказу и разработали метод производства: систему обслуживания конвейер. Именно в увеличение скорости обслуживания видели они большие перспективы, ведь это было нужно для автомобилистов. Им достаточно быстро приготовить и продать недорого гамбургеры, картофель фри и молочные коктейли в самом первом настоящем Макдоналдсе. Скорость приготовления еды позволяла делать её дешевле и обслуживать больше людей, что и приводило в итоге к коммерческому успеху.
История названия и логотипа Макдональдс
Самый первый логотип был весьма замысловат, но оставался визитной карточкой заведения 8 лет. Его цель состояла в том, чтобы клиенты могли быстро определить, что заведение предлагает гамбургеры и особенно фаст-фуд. Эта причина, почему они разработают слегка загруженный логотип, показывающий название ресторана, его фирменное блюдо (гамбургеры), а также мигающий шеф-повар, напоминающий знаком, что его цель — быстро обслужить клиента. Цена на блюдо указана 15 центов.
В 1952 году успех их ресторана побудил братьев Макдональдс мыслить масштабнее. По их мнению, яркое и оригинальное в архитектурном отношении здание — отличный способ выделиться на фоне конкурентов.
Очень быстро они останавливаются на своем желании: ресторан оформлен в виде стойки для бургеров с арочными полукругами по бокам. Но найти архитектора, готового реализовать этот проект, очень сложно, братьям Макдональдс приходилось сталкиваться с несколькими отказами.
Наконец, архитектор Стэнли Кларк Местон согласился и спроектировал символ одной из крупнейших мировых компаний. Так родились «золотые арки». Для привлечения внимания они установили на крыше золотые арки, подсвеченные неоном – это стало, впоследствии, самым узнаваемым коммерческим символом.
Важно! Золотые арки могли исчезнуть. После продажи братьями бренда, Рей Крок — новый владелец, задумывался изменить название на свое имя. Консультант по дизайну Луи Ческин предложил оставить логотип, ведь потребители его хорошо знали.
Изменения все же были:
Появление Рэя Крока
С 1953 года братья Макдональды задумались о франчайзинге своего бизнеса, и именно тогда они познакомились с Рэем Кроком., их поставщик миксеров, который станет их франчайзи: он открыл свой McDonald’s в 1955 году. Воодушевленный полученным доходом, он купил всю сеть McDonald’s у братьев-основателей в 1960 году за 2, 7 млн долларов.
Внимание! Франшиза – форма договора, заключаемого между двумя сторонами бизнеса. Первая сторона владеет торговой маркой – это франчайзер. Вторая сторона желает использовать готовую наработанную концепцию в своих коммерческих целях — это называется франчайзи. Франчайзинг – способ развития бизнеса, при котором одна компания передает право на работу под своим брендом другой компании.
Рей Крок – продавец мульти миксеров. Его карьера складывалась не очень хорошо. Однажды ему пришла идея создать собственный бизнес. С образцом своей продукции он навещал лавки, занимающиеся продажей коктейлей. Но покупать товар владельцы ларьков не спешили.
Крок путешествовал по всей стране, в итоге его бизнес привел к долгу в 100 000 долларов, ему пришлось заложить дом. Неожиданно поступил заказ на большую партию миксеров от ресторана в городе Сан-Бернардино. Это был «Макдональдс».
Поняв, что кому-то удалось наладить бизнес и получать неплохую прибыль, Крок решает перенять опыт и направляется к основателям Макдональдс братьям из Сен-Бернардино. Подъехав к заведению быстрого питания, он с удивлением обнаружил быстро передвигающуюся очередь клиентов, которые в самое короткое время, практически без ожидания получали свой заказ.
Познакомившись с основателями лично, он заверил, что в его силах расширить бизнес и построить сеть ресторанов. Так был подписан договор франшизы. За лицензию Крок заплатил 15000 долларов. Это был большой риск, ведь больше кредитов ему никто не давал, а имущество было заложено.
Под руководством Рэя Крока McDonald’s, ныне известная как McDonald’s Corporation, открывает рестораны и расширяет свою франчайзинговую сеть во все большем количестве штатов. Компания стала международной в 1965 году, а первый Макдональдс за границей открылся в Канаде в 1967 году
Макдональдс в России был открыт 31 января 1990года. На тот период этот ресторан был самым большим в мире и находился он в Москве. За первый день работы было обслужено 30 тыс. человек. По состоянию на декабрь 2019 года открыто 693 ресторана.
Успех Сэнфорда Агате
Новая идея Крока состояла в том, чтобы уже самому продавать франшизы. Любой человек мог открыть ресторан под его брендом, но соблюдать уже установленные правила и отчислять, заранее оговоренный процент от прибыли, владельцу, то есть Кроку. Но еесмотря на успешность самого ресторана, за первый год купили только 18 договоров. Это были богатые люди, но вкладывать силы в ресторан они не хотели. В заведениях царило самоуправление, менялось меню, цены повышались, персонал выглядел неподобающе, игнорировали униформу.
Однажды журналист из Чикаго, выразил желание начать свое дело. Его звали Сэнфорд Агате и у него из накоплений было 25 тысяч долларов. Он выкупил франшизу. На арендованной земле построил ресторан и … разбогател. Его ежемесячная прибыль составляла 30 тыс. долларов. Все о чем он мечтал – теперь его: дом, машина, прибыльный бизнес.
И этот случай помог Кроку. Вдохновленные успехом журналиста люди начали скупать франшизы. Люди не могли поверить своему успеху. Деньги лились рекой, новые миллионеры появлялись каждый день. Сеть расширялась, строилась настоящая империя.
Продажа бренда McDonald’s Рею Кроку
В 1961 году братья Макдональды согласились полностью продать свой бизнес Кроку за 2,7 млн долларов. У него таких денег не было. На помощь пришел финансовый директор ресторана Макдональдс Гарри Зоннеборн. Он уговорил университеты, одним из них был Принстонский, вложить деньги в их рестораны. На то время уже работало 228 заведений со стабильной прибылью. Оценив риски университеты дали такой кредит. Они получили прибыль процентами и вернули долг. Так Крок получил свои 2,7 млн и полные права на владение имуществом.
Интересный факт: в Америке университеты и профессора имеют капитал и часто вкладывают его в успешные по их мнению бизнес идеи своих студентов, таким образом используя смелось и амбициозность молодых дарований для общей пользы. За каждым юным стартапером начинает складываться свой собственный «рейтинг доверия», ведь он мог стараться, но не построить выгодный бизнес, тогда он не так теряет уважение, а другие, кто прокутил первые деньги – больше не получают дотаций и грантов.
За столом переговоров Кроку удается добиться уступки всех прав, связанных с названием «Макдональдс», позволяя братьям оставить открытым их первый исторический магазин (но с которым он будет конкурировать, открыв свой собственный ресторан по соседству).
Его цель — стать эксклюзивным владельцем всего, что связано с сетью быстрого питания.
Когда он умер в 1984 году в возрасте 81 года, он был владельцем 7500 McDonald’s в 31 стране, а также бейсбольной команды San Diego Padres. В 2016 году о нем сняли фильм «Основатель» с Майклом Китоном в главной роли.
Mc Donald’s по сей день остается самой развитой сетью быстрого питания в мире.
История компании Макдональдс под управлением Рэя Крока
Родившийся в 1902 году в семье чехословацких иммигрантов, Рэй Крок прошел путь от скромного начала, включая работу продавцом бумажных стаканчиков и джазовым музыкантом, до того, чтобы стать одним из «Самых важных людей века», построив McDonald’s. Познакомившись с братьями Макдональдами и купив у них франшизу, Крок открыл свой первый ресторан в 1955 году в Де-Плейнс, штат Иллинойс, с оглушительным успехом, и организация стала корпорацией McDonald’s.
Шесть лет спустя Крок выкупил братьев-основателей за 2,7 миллиона долларов. К 1965 году в Соединенных Штатах насчитывалось более 700 сайтов, следуя инновационной модели франчайзинга Kroc, предоставляющей франчайзи право только на одно местоположение магазина за раз, тем самым сохраняя возможность осуществлять контроль над франшизами и поддерживать единообразие обслуживания и качества.
Крок установил строго стандартизированные операции для всех франшиз McDonald’s, которые включали размеры порций и приготовление пищи, упаковку и ингредиенты. Стандарты обслуживания клиентов также были высокими, хотя франчайзи имели право решать, как продавать свой бизнес.
Вскоре McDonald’s завоевал популярность в других странах, Корпорация владеет более чем 31 000 сайтов в 119 странах по всему миру. Каждый день обслуживалось около 47 миллионов человек, а объем продаж составлял 17 миллиардов долларов.
Макдональдс сейчас
Всемирно известный ресторан побил множество рекордов по скорости роста и распространения по миру. Имея почти 40 000 точек по всему миру, всемирно признанный бренд и миллиардный доход, McDonald’s является не просто королем фастфуда — это одна из самых успешных компаний в мире.
МакКиоск, что вы видите на фото выше — это ещё один формат торговых точек Макдональдс, позволяющий разместиться на небольшом пространстве, зато в самых проходимых местах торговых центров. В России МакКиоск можно увидеть в ТЦ «Мега Дыбенко» в Санкт-Петербурге. Здесь вам не продадут бургеры, зато вы можете взять блюда не требующие поваров для готовки: вафельный рожок, кофе, пирожки и подобные. Цены в МакКиоске не отличаются от обычных цен Макдоналдс.
История меню Макдоналдс
Меню в разных странах адаптировано по вкусам жителей. Имеются меню с алкогольными напитками, на территории России ресторан остается безалкогольным.
«Без права на ошибку»: как «Макдоналдс» строил бизнес в России и с какими трудностями столкнулся
«Макдоналдс» — самый популярный среди посетителей ресторан быстрого питания в мире. В России компания начала строить бизнес 30 лет назад. За это время сеть разрослась до 759 заведений и заняла 7% рынка общепита. Через какие трудности прошёл «Макдоналдс», чтобы достичь таких результатов в нашей стране, и как справляется с вызовами сейчас?
вложил «Макдоналдс» в запуск первого ресторана в России
Приучить есть руками
«Макдоналдсу» потребовалось 14 лет переговоров, чтобы пробиться на закрытый железным занавесом советский рынок. Первый ресторан быстрого питания в Москве открылся в перестройку — в 1990 году.
В компании отмечают, что трудностью на старте было приучить гостей есть руками. «Никто не знал, что такое „Биг Мак“, картошка фри и „Филе-о-фиш“. Посетители не понимали, как их есть и почему нет столовых приборов, поэтому разбирали бургеры [на части]», — рассказали СберПро Медиа в пресс-службе «Макдоналдса». Новизна и западный флёр привлекали толпы посетителей, перед дверьми заведения выстраивались многочасовые очереди. Ресторан на Пушкинской площади со временем стал самым посещаемым в мире.
Компания изучала предпочтения потребителей и вводила новые продукты. Изначально в ассортименте было 20 позиций, теперь более сотни: бургеры, салаты, блюда из говядины и морепродуктов.
В новинку было не только меню, но и уровень сервиса. «Это [западные стандарты гостеприимства и доброжелательность персонала] было атрибутом какой-то другой жизни. Ничего подобного в России в те времена не было, поэтому завоевать популярность „Макдоналдсу“ не составило труда», — отмечает эксперт в сфере быстрого питания, основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. По его словам, компания стала «идеалом процессов» для отрасли, к которому все остальные начали стремиться. «До определённого момента бизнес в России не умел так работать. Сеть задала планку», — добавляет Гисак.
людей посетили «Макдоналдс» в России за 30 лет
В нулевых сначала в США, а потом и во всём мире стала острой проблема избыточного веса детей. «Макдоналдс» оказался в эпицентре скандала: активисты предлагали запретить продажу «Хэппи Мила», пока компания не сделает меню более здоровым. Чтобы выйти из репутационного кризиса, «Макдоналдс» ввёл в ассортимент негазированные напитки и яблоки, уменьшил детские порции картофеля фри. Российский рынок не стал исключением: к 2018 году 38% «Хэппи Мила» уже соответствовали новым требованиям.
В то же время заметно усилился тренд на ЗОЖ: по данным ВЦИОМ, с 2008 по 2018 год в России регулярно заниматься спортом начали минимум в 3 раза больше людей. А к 2020 году здоровье стало главной ценностью для 99% россиян. В ответ на это «Макдоналдс» продолжил модернизировать меню. Например, при приготовлении бургеров теперь используются только натуральные ингредиенты. Компания намерена сократить количество консервантов и отказаться от искусственных красителей и ароматизаторов. А также в тестовом формате планирует ввести растительное мясо — у знаменитых бургеров появятся версии для вегетарианцев.
Утолить кадровый голод
Текучесть кадров — общая проблема в HoReCa, для «Макдоналдса» она не стала исключением. «Это нестабильная сфера, которая не даёт возможность планировать свою занятость на много лет вперёд. В неё идут молодые люди, для которых это первая работа, так как для неё формально не нужно никакого образования», — объясняет консультант по управлению персоналом и совладелец компании UnoDosTres Елена Победоносцева. По её словам, справляться с «текучкой» предприятиям из сферы быстрого питания помогает чёткая структура внутри организации, понятные требования к сотрудникам и развитая корпоративная культура.
текучести линейного персонала в сфере общественного питания зафиксировано в 2020 году
«Макдоналдс» построил такую систему, несмотря на то, что более 75% персонала — студенты, которые совмещают работу и учёбу. Компания привлекает кандидатов тем, что позволяет сотрудникам перевестись в ресторан ближе к дому или вузу, предоставляет гибкий график и компенсационные программы: индивидуальные премии и бесплатное обучение.
В 2019 году компания открыла в Москве корпоративный университет Hamburger University, который ежегодно принимает 4000 студентов. Заведение готовит будущих директоров и управленцев «Макдоналдса». Российским сотрудникам доступны более 200 международных профильных курсов, посвящённых ведению бизнеса, лидерству и гостеприимству.
ежегодно тратит «Макдоналдс» на обучение и развитие персонала
Колоссальные расходы на персонал окупаются, уверена Победоносцева. «Наиболее подходящий путь для ресторанного бизнеса — брать сотрудников без опыта и самостоятельного готовить их под свой бизнес», — поясняет эксперт.
К слову, для работников быстрая смена сотрудников только на руку: есть возможность быстро добиться роста по карьерной лестнице и через 2—3 года стать руководителем одного из ресторанов сети.
средний возраст директоров предприятий «Макдоналдс» в России
Признание «Макдоналдса» на рынке труда
По результатам 2020 года компания вошла:
К слову, для работников быстрая смена сотрудников только на руку: есть возможность быстро добиться роста по карьерной лестнице и через 2—3 года стать руководителем одного из ресторанов сети.
Признание «Макдоналдса» на рынке труда
По результатам 2020 года компания вошла:
средний возраст директоров предприятий «Макдоналдс» в России
Собрать локальных поставщиков
Продукция «Макдоналдса» изготавливается в промышленных масштабах, поэтому компании были нужны надёжные локальные поставщики. «Для них [руководства „Макдоналдса“] принципиально важно соблюдать нюансы производства. Нужно было стандартизировать и сертифицировать весь процесс, чтобы получать блюда соответствующего качества», — объясняет ключевые сложности в поиске партнёров и подрядчиков Алексей Гисак.
В 90-е в России из-за тотального дефицита продуктов компания не нашла подходящих подрядчиков и построила собственный пищеперерабатывающий «Маккомплекс», чтобы производить основную часть продуктов для своих ресторанов.
В нулевых ситуация с продовольствием изменилась. Компания начала выстраивать сеть из локальных поставщиков и интегрироваться в российскую экономику.
за 30 лет инвестировал «Макдоналдс» в 60 регионов России
Потенциальные кандидаты проходили строгий отбор. Они должны были соблюдать международные стандарты качества и безопасности и следовать принципам устойчивого развития, отмечает представитель «Макдоналдса».
Теперь практически все технологические процессы переложены на плечи локальных поставщиков: от выращивания сырья до его переработки, упаковки, хранения и транспортировки уже готовой продукции. В компании подчёркивают, что такой подход позволяет следить за качеством на всём пути «от поля до прилавка» и обеспечивает долговременную стабильность в цене — даже в условиях колебаний курсов валют.
На сегодняшний день «Макдоналдс» сотрудничает с 160 компаниями из АПК по всей России, которые закрывают 99% потребностей сети. Говядину, например, поставляет «Марр Руссия» и «Мираторг», курицу — «Каргилл» и также «Мираторг», овощи — «Белая Дача». У «Макдоналдса» остались только две категории импортных продуктов: соки и десерты.
Удержать планку
На старте бизнеса в России «Макдоналдс» был явным лидером отрасли. Со временем конкуренция заметно обострилась. Если ещё в 2014 году компания занимала почти треть рынка быстрого питания (32,8%), то в 2020 году — уже около 7%. Несмотря на это, он по-прежнему остаётся самым крупным игроком и самым дорогим среди ключевых конкурентов компании (КFC, «Бургер Кинг» и «Сабвей») брендом.
Удерживать позиции и бороться за внимание гостей помогает проверенная временем ставка на сервис в сумме с цифровизацией. «С 2010 года пошло движение на большую экологичность, потребительское удобство, вариативность меню, появление более здоровых позиций. „Макдоналдс“ заново задал тренд. Я обратил внимание, что первые киоски самообслуживания появились именно в „Макдоналдсе“ (в 2014 году. — Прим. СберПро Медиа). „Бургер Кинг“ и KFC подтянулись позже (в 2015 году и в 2018 году соответственно. — Прим. СберПро Медиа)», — комментирует Алексей Гисак. Киосками самообслуживания пользуются 40% посетителей, это позволяет снизить нагрузку на работников кассы, отмечают в «Макдоналдсе».
В 2017 году компания ввела нетипичное для фастфуда обслуживание за столами. Заказ можно не ждать у зоны выдачи: официант (раннер) принесёт его на место гостя. Это стало возможно благодаря электронной системе распределения заказов.
Кухня ресторана работает по модели made for you (англ. — cделано для вас). Раньше еду готовили заранее и просто подогревали. С 2018 года каждое блюдо собирается под заказ для конкретного клиента. Такой подход уменьшает потери ингредиентов и приготовленных блюд по сроку годности, позволяет быстро среагировать на индивидуальный заказ — например, можно добавить дополнительный компонент. Качество блюд становится выше, а время обслуживания сокращается: на одного клиента уходит 142 секунды.
Отслеживать соблюдение всех ключевых производственных процессов и повышать эффективность контроля качества сети помогает облачная технология Digital food safety, которая пришла на смену бумажным чек-листам. С её помощью нарушения обнаруживаются моментально, система сразу же отправляет управляющим уведомления об ошибке на месте. Также у компании есть специальная программа, которая каждые 15 минут предсказывает нагрузку на сотрудников ресторана.
Чтобы стать сильнее и устойчивее на рынке, международные компании заключают партнёрства с крупными локальными игроками. Так «Макдоналдс» и Сбер в 2019 году открыли совместную колокацию в Москве: точку фастфуда прямо в отделении банка.
По задумке партнёров клиенты получают «бесшовный» доступ к сервисам и продуктам обеих компаний. Новый формат поможет проанализировать возможности совмещения клиентского опыта и распределить потоки потребителей, полученные данные применять в других проектах.
Это один из примеров, когда Сбер выступает для зарубежных компаний не только финансовым партнёром. Направление MNC помогает решить широкий спектр задач: привлекает компании из экосистемы, у которых есть экспертиза в геоаналитике, информации о профилях потребителей, таргетированная реклама, облачные услуги и многое другое, что может пригодиться иностранной компании при построении бизнеса в России.
В планах «Макдоналдса» — продолжить развивать цифровые сервисы. Например, мобильное приложение с программой лояльности, которое уже скачали 9,7 млн пользователей. В нём вскоре появится опция для заказа к столу в предприятии. А для водителей — передача покупок в автомобиль по номеру парковочного места. Также ведётся работа над тем, чтобы интегрировать голосовые команды для заказов в «МакАвто».
По словам Алексея Гисака, «Макдоналдс» можно назвать собирательным образом фастфуда. Компания всё время находится под прицелом, и «у неё нет возможности делать ошибки».
MNC (Multinational Companies) Coverage Desk — отдел по работе с международными компаниями, который запустился в Сбере в апреле 2020 года. Он работает со средним и крупным иностранным бизнесом. Это «одно окно», которое предоставляет комплекс банковских услуг, а также служит проводником к продуктам и сервисам экосистемы. В числе клиентов уже около 50 организаций.
Business Views
Компания, которая продает картошку фри, бургеры и колу, большую часть денег зарабатывает не за счет этих продаж, а за счет сдачи недвижимости в аренду. Она сдает в аренду свои рестораны и сама почти не управляет бизнесом по продаже фастфуда. Вот как это работает.
Во время кризисов потребители меняют обычное поведение, и это отражается на компаниях, которые нам что-то продают. Меньше зарабатывают или вовсе разоряются туристические агентства, рестораны, гостиницы, производственные компании. А другие компании продают даже больше и больше зарабатывают. Как Zoom во время коронакризиса, потому что им начали пользоваться почти все.
Во время кризиса 2008 года продажи МакДоналдса росли, и даже сильнее, чем в течение нескольких предыдущих лет. Компания открыла 600 новых заведений, а ROE, возврат на акцию, составил 29%. С одной стороны, причина такого результата в том, что когда у людей меньше денег, они предпочитают питаться дешевле. Но есть еще одна причина. МакДоналдс — это в первую очередь не заведение быстрого питания, а агентство по сдаче недвижимости в аренду.
МакДоналдз — один из крупнейших собственников недвижимости в мире
В финансовом отчете за 2019 год есть одна очень интересная цифра: у МакДоналдз имущества и оборудования на 39 миллиардов долларов. Это значит, что МакДоналдз на 5 месте в мире по стоимости недвижимости, которая находится в собственности.
Компания работает по франшизе
Как и конкуренты, МакДоналдз сумела открыть огромное количество заведений по всему миру благодаря модели франшизы. 85% ресторанов управляются франчайзи — компаниями, которые «арендуют» у МакДоналдз право работать под ее брендом — и платит за это деньги корпорации.
Но в отличие от конкурентов, большая часть дохода МакДоналдз получает за счет арендных платежей, а не продажи бургеров. В 2019 году 64% франчайзинговых платежей пришли в виде денег за аренду.
Аренда помещения — обязательная часть работы с МакДоналдз
У МакДоналдз десятилетия опыта в покупке и продаже недвижимости, поэтому в компании отлично знают, какое место будет хорошим для продаж. Корпорация МакДоналдз покупает это место под ресторан. А когда кто-то хочет работать под брендом МакДоналдз в этом месте, корпорация подписывает с ним договор франчайзинга, в котором прописаны все детали, вплоть до нюансов приготовления бургеров.
Контракт обычно заключается на 20 лет. С условием, что ресторан будет находиться именно в том месте, которое уже куплено корпорацией. То есть у нее всегда есть кому сдавать в аренду помещение, и съемщик всегда будет платить больше, чем в среднем по рынку. Таким образом денежный поток от аренды гарантирован (франчайзи обязаны платить корпорации определенную сумму вне зависимости от объема продаж).
МакДоналдз снимает с других предпринимателей большую часть рисков
Вот актуальные цифры для Америки: обычно франчайзи платит за аренду 6-10% от продаж, а франчайзи МакДоналдз — 8,5-15%.
Кроме того, в Маке все стандартизировано: набор блюд, рецепты, подходы к обслуживанию, и франчайзи не может изменить в этой модели почти ничего (на что добровольно соглашается). И прежде чем получить право работать под брендом, нудно пройти строгий отбор.
Почему франчайзи соглашаются на такие условия? Потому что это очень хорошая инвестиция. В среднем ресторан делает продаж на 2,7 миллиона долларов в год, а прибыль равна 154 000 долларам. И даже то что у франчайзи не так много способов повлиять на бизнес, их риск небольшой — именно потому что корпорация МакДоналдз уже сделала за них большую работу: и выбрала локацию для ресторана, и прописала все стандарты работы чрезвычайно четко. А вот у других франшиз, может, и меньше требований, но риск больше.
У МакДоналдз есть Hamburger University — собственная система обучения франчайзи.
А если ресторан не приносит ожидаемых результататов, МакДональдз просто может найти другого франчайзи на ту же точку после того, как у предыдущего закончится контракт, или вообще продать землю.
Это очень выгодная модель и для корпорации МакДоналдз
Для МакДоналдз владение недвижимостью — больше, чем еще один дополнительный источник дохода. Это бизнес-модель. Потому что сдавать в аренду недвижимость прибыльнее, чем продавать гамбургеры. А американское налоговое законодательство, дает хорошие налоговые льготы на амортизацию недвижимости (хотя сама недвижимость может расти в цене).
МакДоналдз и Волмарт — две компании в промышленном индексе Доу Джонса, чья стоимость выросла с 2008 года. Это одна из всего нескольких десятков компаний, которая в течение 25 последовательных лет платит все больше и больше дивидендов собственникам.
МакДоналдз постепенно уходит с рынка фастфуда
Статистика показывает, что ресторанов, которые управляются фрачайзи, становится все больше, а ресторанов, которые управляются непосредственно МакДоналдз, все меньше.
Хотя полностью отказываться от него пока не собирается
В 2015 году группа инвесторов предложила выделить бизнес по управлению недвижимостью в отдельную компанию, которая стала бы полноценным игроком на рынке коммерческой недвижимости и не зависела от переменчивых настроений людей в отношении еды. Но компания решила этого не делать, потому что считает. что такая модель бизнеса делает ее уникальной и что у нее хорошо получается заниматься и тем, и другим.