На чем построена экономика сша

GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика США: история, структура, промышленность, энергетика, транспорт

США – лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США – одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Ход развития экономических процессов в самих США оказывают значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема.

В экономике США на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор. Однако согласно данным 2004 г. доля государственного сектора экономики от национального дохода составила 47%. Результатом финансово-экономического кризиса и осуществления политики количественного смягчения станет увеличение доли государственного сектора экономики до 50 % и более.

История экономики США

Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и в конце концов сложнейшую промышленную экономику.

Во всех колониях люди жили в основном на небольших фермах и вели экономически независимый образ жизни. По мере роста колоний развивались вспомогательные производства.

К XVIII веку определились региональные модели развития: богатство колониям Новой Англии принесло кораблестроение и мореплавание; плантации Мэриленда, Вирджинии, а также Северной и Южной Каролины (многие из которых использовали рабский труд) выращивали табак и рис; лежащие посередине колонии Нью-Йорка, Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэр перевозили основные злаки и пушнину.

После обретения независимости Конституция США в качестве экономической хартии утверждала, что вся страна была единым или «общим» рынком. В торговле между штатами не должно было быть каких-либо тарифов или налогов. Согласно Конституции федеральное правительство могло регулировать торговлю с другими странами, а также между штатами, проводить единые законы о банкротстве, выпускать деньги и регулировать их стоимость, устанавливать стандарты мер и весов, учреждать почтовые ведомства, строить дороги и устанавливать правила, регулирующие выдачу патентов и авторских прав. Один из «отцов-основателей» страны и ее первый министр финансов Александр Гамильтон выдвинул стратегию экономического развития, при которой федеральное правительство поддерживало бы зарождающуюся промышленность с помощью открытых субсидий и введения протекционистских тарифов на импорт.

Став президентом в 1801 г., Джефферсон (1801—1809 гг.) направил свои усилия на развитие более децентрализованной аграрной демократии. Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако еще больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. В эти бурные дни не было недостатка в планах как быстро разбогатеть. Финансовые воротилы мгновенно сколачивали огромные состояния в то время, как многие теряли свои сбережения. В конце XVIII — начале XIX веков в Европе началась промышленная революция, которая быстро перекинулась в Соединенные штаты. Судьбу страны и ее экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США (1861—1865 гг.).

Статистические показатели США
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км9520.0
Население, млн. человек313.8
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США15650.0
Инфляция, %2.0
Уровень безработицы, %8.2

Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла. Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Большое количество открытий и изобретений привело ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе Пенсильвании была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, телефон, фонограф и электрический свет. Стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны. И наконец, к началу XX века автомобиль пришел на смену карете, а люди начали летать на самолетах.

Структура экономики США

Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % — 2004 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 % ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Промышленность США

Роль промышленности в экономике США во второй половине XX в. заметно снизилась, что отразилось в составе занятых и структуре ВВП.

В целом, однако, экономическое значение промышленности как главной отрасли материального производства сохраняется. Американская промышленность претерпела серьезные структурные и качественные изменения, начиная с 70-х годов, что было вызвано обострением конкуренции на мировом рынке. Интенсификация производства, внедрение достижений НТП, разнообразие продукции, специализация и концентрация промышлен­ности позволили США сохранить первое место среди развитых стран по масштабам производства, остаться в числе лидеров по производительности труда и экспортеров промышленной продукции.

Ведущую роль в промышленности играют многоотраслевые ТНК, каждая из которых представляет систему, состоящую из многих тысяч формально независимых компаний, занимающихся производством деталей и частей, реализацией продукции. Процесс концен­трации производства сочетается с усилившейся в условиях информационной эры органи­зационной перестройкой и территориальной децентрализацией. Повышенная себестои­мость продукции (из-за высокой зарплаты, строгих экологических требований) стимули­ровала перевод части производств, преимущественно наиболее трудоемких и загрязняю­щих природную среду, в другие страны, в частности в приграничную зону Мексики. Территориальные сдвиги в промышленности США за последние 30 лет проявились в существенном усилении доли Юга, ныне уступающего по значению лишь Среднему Западу, продолжающемся подъеме Запада и в снижении роли Северо-Востока, занявшего лишь третье место по стоимости промышленной продукции (после Среднего Запада и Юга).

Машиностроение. В машиностроительном комплексе (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию. За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленно­сти и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электроники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Пищевкусовая промышленность (молочная, мясохладобойная, плодо- и овощекон-сервная, табачная) представляет составную часть высокоразвитого агропромышленного комплекса. Здесь действуют ТНК, такие как “Дженерал Фудс”, “Кока-Кола”, “Макдо­нальдс”, распространяющие американские потребительские вкусы, стандартные про­дукты массового производства. В пищевой промышленности занят 1 млн человек. Размещение этой отрасли зависит во многом от специализации сельского хозяйства, широкое развитие транспорта способствовало децентрализации производства. Муко­мольная промышленность наиболее развита на Среднем Западе (Миннеаполис, Буффало). Мясная промышленность, ранее сосредоточенная на Среднем Западе, особенно в Чикаго, ныне представлена во многих центрах Юго-Запада (Канзас, Миссури, Окла­хома). Молочная промышленность развита на Северо-востоке и на Западе (Калифорния). Производство овощных консервов и фруктовых соков сконцентрировано на Западе (Калифорния) и на Юге (Флорида). Пивоваренные заводы, использовавшие рецепты немецких пивоваров, были созданы в Висконсине, Миссури и Колорадо. Табачная промышленность приурочена к специализированным зонам табаководства в Виргинии и Северной Каролине.

Сельское хозяйство США

Сельское хозяйство характеризуется большими масштабами и разнообразием продукции, высокой производительностью труда, повышенной степенью материально-технической оснащенности, широким развитием специализации, значительной концентрацией высокотоварного производства. По общему объему сельско­хозяйственной продукции США занимают третье место в мире после Китая и России, а по сельскохозяйственному экспорту уже много лет сохраняют первое место.

За последние 30 лет число ферм сократилось с 4 до 2 млн. Продолжается процесс концентрации сельскохозяйственного производства. Лишь в отдельных районах наблюдалось увеличение ферм за счет появления ферм-дач, или ферм-“хобби”, например, i пригородных областях тихоокеанских штатов и Северо-Востока.

Характерно для сельского хозяйства доминирование животноводства (54% по стоимости продукции в 1992 г.). В стране традиционно сложились тесные связи между земледелием и животноводством. В составе сельскохозяйственных угодий (427 млн га) преобладают пастбища (66%), в посевах высока доля кормовых культур.

С созданием АПК усилились не только внутрирегиональные, но и межрегиональные производственные связи в сельском хозяйстве. Кормовое зерно Среднего Запада стало поступать на Юг, Юго-Восток на птицефермы и животноводческие фермы. Сено Великих равнин транспортируют в Калифорнию на молочные фермы и фермы мясного скота. Сохранились и традиционные связи пастбищных скотоводческих районов Запада с откор­мочными хозяйствами кукурузно-соевого пояса, который, по существу, давно стал животноводческо-растениеводческим районом. Повышение экспортности усиливает зави­симость большинства районов от мирового рынка, что сказывается и на сложившихся типах местного сельского хозяйства. Выделенные на территории США более 20 типов сельского хозяйства отражают существующие различия в специализации, использовании земель. интенсивности. уровне технической оснащенности, концентрации производства.

Энергетика США

Сохраняется тенденция к энергосбережению, начавшаяся в 70-х годах, сказывается и тревога по поводу экологических проблем (авария на атомной станции “Три-Майлз-Айленд” в Пенсильвании). Из действующих (1995) 109 энергоблоков АЭС около 1/3 находится на Северо-востоке, в первую очередь в Новой Англии, бедной энергоресурсами. Повышена доля ядерной энергии и в других приатлантических штатах. Но конкурентоспособность АЭС ниже, чем у доминирующих ТЭС на угле, учитывая наличие огромных запасов дешевого угля.

Транспорт США

В настоящее время в США существует высокоразвитая и разветвленная транспортная система, включающая такие многообразные виды транспорта как автомобильный, воздушный, железнодорожный. Однако лишь первые два вида можно назвать основными, так как количество перевозимых ими людей во много раз превышает количество пассажиров железных дорог. Основное средство передвижения населения в большинстве регионов страны — личный автотранспорт. Oбщественный транспорт, особенно вне крупных городов, развит существенно слабее, чем в Европе, хотя практически в любом городе США имеется та или иная форма общественного транспорта. Кроме того, в ряде городов существует паромное сообщение через водные массивы. США в отношении наземных транспортных средств — самая автомобильная держава в мире.

Подавляющая часть американских городов и пригородов создаётся и развивается с расчётом на автомобили и с учётом нужд автодорожного транспорта. С развитием автомобилей в Северной Америке популярность железных дорог начала падать, a с построением всеохватной сети автомобильных дорог и скоростных автотрасс в 50-60е годы XX века, железнодорожный транспорт утратил некогда первостепенные экономические позиции, и если продолжает приносить прибыль, то только в грузовых перевозках. В отличие от европейских государств, вкладывающих деньги в железнодорожный транспорт наравне с другими видами, власти США сделали упор на автомобильный и воздушный транспорт, оставив железную дорогу в стороне. В результате частные железнодорожные компании начали терять прибыль на пассажирских перевозках, что привело к резкому сокращению таковых. Лишь создание Конгрессом в 1971 году полугосударственной корпорации Amtrak спасло пассажирский железнодорожный транспорт в США от полного исчезновения. Популярность поездов несколько увеличилась во времена резкого повышения цен на бензин в 1970е годы, и после атаки 11 сентября 2001 года и последовавшего кризиса авиатранспорта. Стихийные явления, такие как ураган «Катрина» в 2005 году и сильные снегопады в Колорадо в декабре 2006 года, в очередной раз показали насколько важную роль может сыграть железнодорожный транспорт в перевозке людей при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, перегрузка автотрасс и аэропортов неизменно вызывает задержки. Все эти факторы способствуют возрождению у американцев интереса к железной дороге как дополнительному способу передвижения по стране.

До второй половины XX века во многих крупных городах существовало трамвайное и, в меньшей степени, троллейбусное сообщение. Однако в течение 50-ых и 60-ых годов трамвайные и троллейбусные линии в большинстве городов были ликвидированы и заменены автобусами. Исключения составляют такие города как Сан-Франциско, Филадельфия, Бостон, в которых данные виды транспорта удалось сохранить. В ряде американских городов наблюдается возрождение трамвая, однако новые трамвайные линии имеют существенные отличия от традиционного трамвая.

Современные скоростные трамвайные линии называются легкорельсовыми. Наиболее молодые легкорельсовые линии — в Денвере и Миннеаполисе. В 2003 открылась линия «Airtrain», обслуживающая нью-йоркский аэропорт им.Кеннеди. Однако определение трамвая или легкорельсового транспорта к этой линии неприемлемо, по причине того, что она проходит не по улицам, а по обособленным эстакадам. К ней больше подходит определение мини-метро.

Источник

На чем держится экономическое могущество США?

То, что США является самым могучим государством в мире, не является не для кого тайной. Это есть факт, от которого никуда не денешься. Конкурентов могуществу США в мире нет и в ближайшее время не предвидится. Был когда-то СССР, вторая экономика мира, а кое в чем и первая. Но это было давно и, как мне сейчас говорят наши демократы, совсем неправда! Поэтому на эту тему я сейчас не буду.

США, действительно, является уникальной по своей истории страной. Со времен своей гражданской войны 1861- 65 годов они никогда не воевали на своей территории и не восстанавливали потом долгими годами свое разрушенное войной хозяйство. Своеобразная Швейцария на американском континенте. И им ничего не оставалось, как благоустраивать и благоустраивать свою территорию. Тем более, что с начала двадцатого века к ним валом повалили эмигранты, дармовая рабочая сила, согласная работать на любых условиях, лишь бы не подохнуть с голоду.

Так продолжалось до начала тридцатых годов, когда в США началась великая депрессия, первый фундаментальный кризис системы современного капитализма. США повезло, так как у них на политической арене в то время появился Великий Государственный деятель и Великий политик, Франклин Рузвельт. Он остановил кризис путем наложения государственных шор и ограничений на разбушевавшуюся стихию дикого капитализма, готового за доллар прибыли уничтожить все на свете. Он начал принудительно вводить в США государственную собственность на многие средства производства, несмотря на жесточайшее сопротивление властной элиты США, создавая, так называемый, государственный капитализм в государстве. Но сопротивление своей политики «огударствления» ведущих отраслей промышленности и основной банковской системы США Рузвельт встретил жесточайшее.

И неизвестно чем бы все это закончилось, если бы не началась Вторая Мировая Война. Она спасла США, а за ней и всю мировую капиталистическую систему от краха. Народы мира воевали, а США помогала им воевать и богатела, как на дрожжах. А потом, после войны, начала помогать воевавшим государствам восстанавливать разрушенную войной их экономику и снова богатело, заваливая дешевыми своими товарами страны мира.

И все бы у них было хорошо, если бы не этот проклятый Советский Союз со своей «социалкой». Народ США начал требовать и себе социальных гарантий по зарплате, по образованию, по медицинскому обслуживанию. Пришлось, скрепя сердцем, увеличивать им зарплату и увеличивать социальные выплаты. Но денег в экономике для таких затрат не было и в помине.

И что же тогда делать? Ведь золотой запас США к середине шестидесятых годов прошлого столетия не обеспечивал и десятой части долларов, выпущенных банками страны. Запахло сильнейшей инфляция и новой великой депрессией. И тогда президент США Джонсон в марте 1968 года издал указ, согласно которому отменялась возможность обмена доллара на свою золотую составляющую и давалась возможность компенсировать недостачу денежных средств в стране их дополнительным печатанием.

И пошло, поехало! С тех пор бесконтрольное печатание ничем необеспеченных долларов стало одним из самых прибыльных бизнесов США. Ведь доллар стал международной денежной единицей и распространялся по всем странам мира. И потому никакой инфляции в стране не наблюдалось. А народ США был теперь постоянно обеспечен покупательской возможностью, и все социальные гарантии государства спокойно выполнялись. А раз так, то и претензий народа к своим властям стали исчезать. Чего бунтовать, если все хорошо, если на пособие по безработице можно безбедно существовать и даже получать образование!

Правда, себестоимость товаров, произведенных в Америке неуклонно растет, ведь обнаглевший народ требует все большую и большую зарплату, которая в некоторых отраслях промышленности достигает уже 70-80% и даже переваливает за сто процентов от их себестоимости.! А не проще ли тогда будет вообще свернуть эти виды производства и передать их в слаборазвитые страны востока? Конечно проще! Если мы сами себе печатаем доллары, сколько хотим, то уж лучше покупать некоторые нужные нам товары за эти самые бумажки, чем их изготавливать самим!

. И Америка свертывает свое промышленное производство, перенося его в слаборазвитые и развивающиеся страны, такие, как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Малайзия, страны Южной Америки, покупая себе за напечатанные доллары все и вся.

И пусть ценность доллара поддерживается только мифом о «Великой Америки». Пусть! Но она же поддерживается, но она же действует! А пока она действует, то мы – процветаем!

И это дает Америке возможность за необеспеченные реальным товаром и реальными ценностями простые зеленые бумажки перекачивать себе огромные ресурсы, принадлежащие другим странам. Главный товар Америки, на котором она больше всего «зарабатывает» на мировом рынке, это не техника и машины, не новые и новейшие технологии, а бумажные доллары с искусственно завышенным курсом их покупательной способности.

Вот и все! Как говорится, дешево и сердито!

PS Правда, в последние годы в Китае народ начал просыпаться и начинает требовать увеличение своей мизерной зарплаты. И если раньше доля зарплаты китайских рабочих в себестоимости выпускаемой ими продукции не превышала одного процента, то теперь она начинает неуклонно расти. А это означает рост цены на сверх дешевую китайскую продукцию. И что в такой ситуации предпримет Америка? Опять будет увеличивать выпуск своих долларов? Но это же не бесконечно!

А потом вдруг выяснится, что США – это пустая страна, не имеющая своей промышленности и своего сельского хозяйства, своей науки и даже своих квалифицированных кадров и покупающая за рубежом для себя все необходимое для жизни, начиная от специалистов, машин и кончая презервативами.

Источник

EREPORT.RU

мировая экономика

Принципы работы и основные элементы экономики США

США обладают крупнейшей и наиболее технологически сильной экономикой в мире с ВВП на душу населения 47,2 тыс. долл. В этой рыночной экономике частные лица и компании принимают большинство решений, а федеральные и государственные правительства покупают необходимые товары и услуги, главным образом, у частных производителей. Американские фирмы имеют большую гибкость, чем свои коллеги в Западной Европе и Японии, в решениях расширить производство, уволить избыточных рабочих и производить новые продукты. В то же самое время они сталкиваются с более высокими барьерами, чтобы выйти на национальные рынки, по сравнению с иностранными компаниями.

Американские компании занимают лидирующие позиции в технических достижениях, особенно в производстве компьютеров и в медицинского оборудования, космосе и военной технике; правда их преимущество уменьшилось с конца Второй мировой войны. Поток технологии в значительной степени объясняет постепенное развитие «двухъярусного рынка труда», при котором те, что внизу, испытывают недостаток в образовании и профессиональных/технических навыках тех, что наверху, и не могут получить сопоставимую прибавку к зарплате, покрытие медицинской страховки и другие выгоды.

С 1975 года фактически вся прибыль домашних хозяйств была получена только 20% лучших из них. Война в марте-апреле 2003 года между ведомой США коалицией и Ираком, и последующим занятием Ирака, потребовала перераспредления национальных ресурсов в пользу вооруженных сил. Высокие цены на нефть с 2005 года и первой половины 2008 года создали инфляционное давление и безработицу, поскольку более высокие цены на бензин сокращали бюджеты потребителей. Импортируемая нефть составляет приблизительно 60% американского потребления этого сырья. Долгосрочные проблемы включают несоответствующие инвестиции в ухудшающуюся инфраструктуру, быстро повышающиеся медицинские расходы и затраты на пенсии стареющего населения, значительный торговый и бюджетный дефицит, отсутствие роста заработной платы в малообеспеченных семьях.

В 2010 году бюджетный дефицит США достиг почти 9% ВВП; совокупные правительственные доходы от налогов и других источников оказались ниже, как процент ВВП, чем аналогичный показатель в любой другой развитой стране. В марте 2010 года президент Обама подписал закон о реформе медицинского страхования, который позволит покрыть медицинскую страховку еще 32 миллионам американских граждан к 2016 году с помощью частного медицинского страхования для населения в целом и медицинской помощи бедным. В июле 2010 года президент одобрил реформу банковского сектора и закон о защите потребителей, предназначенный для того, чтобы способствовать финансовой стабильности, защищая потребителей от финансовых злоупотреблений и работая с проблемными банками, которые являются «слишком крупными, чтобы быть банкротами», и повышению ответственности и прозрачности в финансовой системы страны.

Основные элементы экономики США

Вторым элементом является рабочая сила, превращающая природные ресурсы в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью. На протяжении всей истории США численность их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту. В период, завершившийся вскоре после окончания Первой мировой войны, большинство рабочих составляли иммигранты из Европы, их непосредственные потомки, а также афро-американцы, предки которых были привезены на американский континент в качестве рабов. В начале XX века в США устремились многочисленные эмигранты из Азии, а позднее за ними последовали латиноамериканцы.

Несмотря на то, что США прошли через периоды как высокой безработицы, так и нехватки рабочей силы, иммиграция, как правило, возрастала во времена высокого спроса на рабочие руки. Многие из новоприбывших были готовы работать за меньшую плату, чем уже ассимилировавшиеся местные жители и, как правило, процветали, поскольку уровень оплаты их труда значительно превышал заработки у них на родине. Вместе с ними богатела и страна, экономика которой росла достаточно быстрыми темпами и привлекала все новые рабочие руки.

Еще одним важным фактором способности американской экономики быстро приспосабливаться к изменениям обстановки является мобильность рабочей силы. Когда рынки труда восточного побережья захлестнул поток прибывающих в страну иммигрантов, многие рабочие переехали вглубь страны, нередко занимая пустующие земли для занятия сельским хозяйством. А в первой половине XX века экономические возможности в индустриальных центрах северной части страны привлекли многих чернокожих американцев с южных ферм.

Важным вопросом остается качество рабочей силы. В наши дни «человеческий капитал» считается в Америка ключом к успеху в многочисленных современных, высокотехнологичных отраслях промышленности. Как следствие этого, государственные лидеры и представители деловых кругов все больше подчеркивают важность образования и подготовки кадров в целях формирования работников с гибким мышлением и разносторонними навыками для таких новых отраслей промышленности как компьютерная и телекоммуникационная.

Однако природные и трудовые ресурсы представляют собой лишь часть экономической системы. Эти ресурсы необходимо наиболее эффективным образом организовывать и направлять. В рамках американской экономики эту функцию выполняют менеджеры, реагирующие на сигналы рынка. Традиционная структура управления в США основана на принципе организации «сверху вниз»: всеми полномочиями наделен высший исполнительный руководитель компании, который обеспечивает эффективность и слаженность всей деловой деятельности. В своей работе он опирается на нижестоящие управленческие структуры, ответственные за функционирование различных подразделений предприятия, вплоть до бригадира в цеху. Многочисленные задачи распределяются между различными подразделениями и сотрудниками. В Америке начала XX столетия считалось, что такая специализация, или разделение труда, отражает основанное на системном анализе «научное управление».

Многие предприятия по-прежнему руководствуются этой традиционной системой, но есть и такие, которые подходят к управлению по-новому. Сталкиваясь с нарастающей глобальной конкуренцией, американские компании стремятся создать более гибкие организационные структуры, особенно в высокотехнологичных отраслях, которые используют высококвалифицированный труд и которые должны быстро разрабатывать и усовершенствовать свою продукцию и даже адаптировать ее к требованиям конкретных потребителей. Все больше деловых людей склоняются к мысли, что слишком жесткая иерархия и разделение труда тормозят творческие процессы. В результате многие компании «спрямляют» свои организационные структуры, сокращают численность управленцев и предоставляют все более широкие полномочия комплексным группам сотрудников разных специальностей.

Безусловно, прежде чем управляющие или рабочие коллективы могут что-либо создать, они должны быть организованы в предприятия. В Америке эффективным инструментом мобилизации капитала для начала нового дела или расширения существующего предприятия оказалась корпорация. Она представляет собой добровольное объединение собственников, или акционеров, создающих предприятие, которое руководствуется в своей деятельности довольно сложным комплексов правил и обычаев.

Экономика смешанного типа: роль рынка

Американская система свободного предпринимательства основана на частной собственности. Большинство товаров и услуг производятся частными предприятиями, а на личное потребление приходятся две трети всего национального производства (оставшаяся треть товаров и услуг приобретается государством и предприятиями). Роль потребителя действительно настолько высока, что национальная экономика нередко характеризуется как «потребительская».

Этот упор на частную собственность в определенной мере объясняется приверженностью американцев принципам личной свободы. С самого момента зарождения своей государственности американцы опасались того, что государственные органы получат чрезмерные полномочия, и стремились ограничить власть государства над личностью, в том числе в области экономики. Кроме того, большинство американцев считают, что основанная на частной собственности экономика должна работать более эффективно, чем экономика, характеризующаяся значительной долей государственных предприятий.

По мнению американцев, если не ограничивать силы рынка, цены на товары и услуги определяют спрос и предложение. В свою очередь цены подсказывают деловым людям, что именно следует производить: когда спрос на определенный товар превышает текущий объем его производства, цена на такой товар растет. Этот факт привлекает внимание существующих и новых компаний, которые, предвкушая прибыль, расширяют производство такого товара. С другой стороны, если спрос на определенный товар снижается, цена на него падает, в результате чего менее конкурентоспособные компании либо закрываются, либо переориентируют производство на выпуск другой продукции. Такая система получила название рыночной экономики.

В рамках такой экономики смешанного типа граждане могут принимать участие в управлении экономикой, не только делая свой выбор как потребители, но и отдавая свои голоса за выборных должностных лиц, определяющих экономическую политику. В последние годы потребители выражали обеспокоенность по поводу безопасности товаров, вреда, наносимого окружающей среде определенными промышленными процессами, и потенциальных угроз здоровью населения. Реакцией государства на эти настроения стало создание учреждений по защите интересов потребителей и повышению общего благосостояния граждан.

В американской экономике наблюдались перемены и иного рода, а именно, масштабное перемещение и населения, и трудовых ресурсов из сельской местности в города и из сельского хозяйства в промышленность и в особенности в сферу услуг. В сегодняшней экономике численность рабочих и служащих, занятых предоставлением личных и общественных услуг, значительно превышает численность сельскохозяйственных и промышленных рабочих. По мере усложнения экономики на протяжении последних пятидесяти лет статистика также отмечает ярко выраженную долгосрочную тенденцию сокращения масштабов самостоятельной занятости с одновременным ростом численности работающих по найму.

Роль государства в экономике

Несмотря на то, что большинство формирующих экономику решений принимаются потребителями и производителями, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США по крайней мере в четырех сферах. Обеспечение экономической стабильности и роста. Наверно, самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

На протяжении многих лет после Великой депрессии 1930-х годов периоды спада, характеризовавшиеся медленными темпами экономического роста и высокой безработицей, считались самой серьезной угрозой для экономики. Когда вероятность наступления очередного спада представлялась наиболее реальной, государство стремилось укрепить экономику путем значительного увеличения собственных расходов или сокращения налогов, с тем чтобы стимулировать более высокий уровень расходов потребителями, а также путем быстрого наращивания денежной массы, что также способствует росту расходов. В 1970-е годы значительный рост цен, особенно на энергоносители, вызвал серьезные опасения инфляции, т.е. повышения общего уровня цен. В результате государственные власти переключились с борьбы с экономическим спадом на усилия по контролю за инфляцией путем сокращения расходов, поддержания уровня налогообложения и сдерживания роста денежной массы.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в т.ч. охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды. Например, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами запрещает вредные для здоровья лекарства, Управление охраны труда решает задачи обеспечения безопасности на производстве, а Агентство по охране окружающей среды принимает меры по контролю загрязнения воды и воздуха.

Несмотря на то, что в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах руководство обеих политических компаний в целом выступало за сокращение масштабов вмешательства в экономику, в отношении мер регулирования, направленных на решение социальных задач, существовали определенные разногласия. В периоды после Великой депрессии и Второй мировой войны, а также в 1960-е и 1970-е годы роль социального регулирования возрастала. Но в 1980-е годы, когда пост президента занимал Рональд Рейган, правительство ослабило защиту наемных работников, потребителей, а также окружающей среды под тем предлогом, что меры регулирования препятствуют развитию свободного предпринимательства, увеличивают себестоимость и тем самым подстегивают инфляцию. Тем не менее, многие американцы по-прежнему выражали обеспокоенность по поводу определенных событий и тенденций, что вынудило правительство ввести новые меры регулирования в некоторых областях, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

В этих условиях некоторые граждане, считающие, что их выборные представители медлят или не уделяют должного внимания определенным проблемам, начали обращаться в суды. Например, в 1990-е годы сначала отдельные граждане, а затем и государство возбудили иски против табачных кампаний, требуя компенсацию за наносимый курением вред здоровью. Огромные суммы выплаченной компенсации обеспечили власти отдельных штатов средствами для оплаты лечения вызванных курением заболеваний.

Прямые услуги. Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

В целом в 1997 г. федеральные и местные государственные расходы (включая расходы на уровне властей штатов) составили почти 18 процентов ВНП.

Прямая помощь. Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Кроме того, государство активно поощряет развитие экспорта и стремится оказать влияние на те зарубежные страны, которые сохраняют торговые барьеры на пути импорта.

Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих. Из средств программы «Медикэр» оплачивается значительная часть расходов престарелых граждан на медицинское обслуживание, а программа «Медикэйд» покрывает расходы на медицинские цены малообеспеченных семей. В многих штатах за счет государства содержатся учреждения для умственно и физически неполноценных пациентов. Федеральные власти выдают малообеспеченным продовольственные талоны, на которые они могут приобрести продукты питания, и, совместно с властями штатов, оказывают финансовую поддержку малообеспеченным семьям с детьми.

Кроме того, в 1960-е годы, в период начатой президентом Линдоном Джонсоном (1963-1969 гг.) «Войны с бедностью», были инициированы многие другие программы помощи семьям и отдельным гражданам, в том числе «Медикэр» и «Медикейд». Несмотря на то, что в 1990-е годы ряд таких программ столкнулись с финансовыми трудностями, в результате чего были предложены различные варианты их реформирования, они продолжали пользоваться мощной поддержкой обеих крупнейших политических партий США. В то же время критики указывали, что социальная помощь работоспособным, здоровым безработным на деле поощряет иждивенчество, а не решает проблему. Законы по реформе системы социального обеспечения, принятые в 1996 г. при президенте Билле Клинтоне (1993-2001), сделали занятость условием получения социальной помощи и ограничили период ее получения определенными временными рамками.

Бедность и неравенство

Американцы гордятся своей экономической системой и верят в то, что она дает всем гражданам возможность обеспечить себе достойный жизненный уровень. Однако эта вера несколько омрачается тем фактом, что во многих регионах страны сохраняется бедность. Усилия государства по борьбе с бедностью принесли определенные успехи, но в целом проблема сохранилась. Не смогли покончить с бедностью и периоды мощного экономического роста, сопровождаемого ростом как занятости, так и уровня заработной платы, хотя в таких условиях масштабы проблемы сокращаются.

Федеральные власти определяют значение минимального дохода, необходимого для удовлетворения первоочередных нужд семьи из четырех человек. Этот показатель может колебаться в зависимости от стоимости жизни и местожительства семьи. В 1998 г. считалось, что семья из четырех человек с годовым доходом менее 16,530 долларов живет в бедности. Доля живущих в бедности американцев сократилась с 22,4 процентов в 1959 г. до 11,4 процентов в 1978 г., но с тех пор этот колебался в весьма узких пределах. Так, в 1998 г. он составил 12,7 процентов.

Некоторые аналитики указывают, что официальная статистика бедности завышает реальный уровень бедности, поскольку она учитывает лишь денежные доходы, не принимая во внимание ряд государственных программ помощи, в том числе продовольственные талоны, медицинское обслуживание и предоставление государственного жилья. Но согласно иному мнению, помощь в рамках указанных программ редко покрывает все потребности семьи в продуктах питания и медицинском обслуживании, а государственного жилья на всех нуждающихся не хватает. Говорится и о том, что даже семьи, доход которых выше официального уровня бедности, иногда голодают, экономя на питании в целях оплаты жилья и медицинского обслуживания или покупки одежды. Кроме того, живущие на грани черты бедности люди иногда получают доход в денежной форме в результате случайной занятости или работы в «подпольном» секторе экономики, что никогда не отражается в официальной статистике.

Несмотря на то, что в целом американская экономика весьма благополучна, озабоченность по поводу неравенства сохранялась на протяжении и 1980-х, и 1990-х годов. Растущая в мировых масштабах конкуренция создавала угрозу рабочим, занятым во многих традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, и рост их заработной платы прекратился. В то же время федеральные власти постепенно отказывались от проведения налоговой политики, направленной на некоторое перераспределение благ в пользу более бедных семей за счет более богатых слоев населения и в то же время сократили расходы на ряд внутренних социальных программ помощи обездоленным. Тем временем зажиточные американцы получили большую часть дополнительного дохода, образовавшегося в результате бурного роста стоимости акций на фондовом рынке.

В конце 1990-х годов появились определенные признаки развития процессов обратного свойства: ускорился рост заработной платы, особенно оплаты труда беднейших работников. Но и в конце десятилетия говорить об устойчивости этой тенденции было слишком рано.

Рост масштабов государства

Начиная с администрации президента Франклина Рузвельта масштабы государственного аппарата США существенно возросли. В целях положить конец безработице и страданиям периода Великой депрессии в рамках политики Рузвельта, известной как «Новый курс», было начато много новых социальных программ и расширено существующих. Росту масштабов государственного управления способствовало и превращение США в одну из крупнейших военных держав в период Второй мировой войны и после ее окончания. Расширение государственных услуг стало более целесообразным с ростом городов и пригородов в послевоенный период. По мере роста требований к образованию государство стало выделять значительно больше средств на содержание школ и колледжей. В 1960-е годы общенациональное стремление к научному и техническому прогрессу привело к появлению большого количества новых учреждений и существенному росту государственных инвестиций в самых различных областях, от освоения космоса до здравоохранения. Федеральные расходы возросли еще больше в результате все увеличивающейся зависимости многих американцев от программ медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, которых в начале XX века попросту не существовало.

В США приватизация была проведена преимущественно на муниципальном и региональном уровнях. Крупнейшие города, в том числе Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Филадельфия, Даллас и Феникс, начали привлекать частные компании или некоммерческие организации для проведения самых разнообразных работ, прежде выполнявшихся муниципальными службами, от ремонта уличного освещения и ликвидации твердых бытовых отходов до обработки данных и содержания тюрем. В то же время некоторые федеральные учреждения попытались частично перестроить свою деятельность по образу и подобию частных предприятий: например. Почтовая служба США действует в значительной степени на основе самофинансирования, а не полагается на ассигнования из бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений.

Однако приватизация общественных услуг остается спорным вопросом. Ее сторонники считают, что она способствует сокращению издержек и повышению эффективности, а противники утверждают обратное, указывая, что частные предприниматели должны получать прибыль, и что их деятельность совсем необязательно более эффективна. Естественно, профсоюзы работников сферы общественных услуг резко выступают против большинства планов приватизации. Они заявляют, что в ряде случаев частные подрядчики занижают суммы средств в своих конкурсных заявках в целях получения контрактов, а впоследствии существенно повышают цены. Сторонники же приватизации указывают, что приватизация может быть эффективной, если она способствует конкуренции. Иногда угроза приватизации может даже подстегнуть местных государственных служащих и заставить их работать лучше.

Как показывают дебаты по вопросам государственного регулирования, государственных расходов и реформы социального обеспечения, спустя более чем 200 лет после получения США независимости роль государства в национальной экономике остается предметом острых дискуссий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *