На чем построена венеция дерево
На чем стоят дома в Венеции. Как строилась Венеция
Нередко толчком для создания настоящих шедевров искусства выступает безысходность. Ярким примером тому служит Венеция – самый романтичный город мира, который ежегодно посещает более 20 млн. туристов. Зарождение Венеции приходится на V – VI века. Это время, когда с востока на величественную Римскую империю наступали варвары, опустошая все на своем пути.
Людям приходилось спасаться, они покидали свои дома и бежали… в лагуну Адриатического моря. Так на островах, которые между собой переселенцы соединяли земляными насыпями, появились первые селения. В результате получилось так, что город расположился частично на материке, а частично на воде. Например, островная часть Венеции располагается непосредственно на воде. Но на чем стоят дома в Венеции и как строилась Венеция? Об этом мы расскажем в нашей статье.
Секрет рождения города на воде
Все жилые дома, административные здания и даже мосты возводились на деревянных сваях по довольно интересной технологии. Подобрав место для строительства, люди вбивали в илистый грунт сваи, выполненные из особой породы древесины – лиственницы. Выбор в пользу лиственницы неслучаен, она отличается хорошей стойкостью к гниению и долговечностью.
Материал привозили в город из альпийского региона. Готовые сваи имели длину до 7 – 8 метров, невероятными усилиями их вбивали в грунт. Интересно, что венецианские грязи, которые преобладают в почве региона, очень плотно облегают деревянные сваи. Благодаря этому к дереву не поступает кислород, как следствие – на него не оказывают негативного воздействия насекомые и соленая вода. Это обеспечивает сваям защиту от быстрого разрушения – они способны прослужить ни одну сотню лет.
Как строилась Венеция?
Каждую сваю вбивали до момента, пока она не достигнет твердого грунта. После этого на подготовленное основание укладывали бревна пересекающимся методом. Укладка основания с применением данной методики позволяла достичь его максимальной устойчивости и прочности, а также равномерно распределить вес строения по всему периметру. Таким способом возводили фундамент будущего здания, на котором выполняли кирпичную кладку или укладывали мраморные плиты.
Постепенно Венеция приобретала свой неповторимый колорит. Но благодаря особенностям местности город выдержан примерно в одинаковом исполнении. Дело в том, что возводить здания высотой выше 5 этажей на таком грунте нельзя. Поэтому здесь преобладают дома высотой 2 – 3 этажа, а сводчатые входы, стрельчатые арки и узкие окна позволяют защититься от ветра.
Земля в Венеции стоила очень дорого и сегодня остается достаточно дорогой. В связи с этим «сухопутные» улицы города слишком узкие – на некоторых улочках двум человекам разойтись крайне сложно. Самой просторной частью города является знаменитая площадь Сан-Марко, которая располагается в самой низкой точке. Поэтому сама площадь, а также расположенные на ней базилика Сан-Марко и Дворец дожей, постоянно затапливает. Впрочем, продуманная система ливневой канализации творит чудеса – спустя несколько часов вода уходит.
Борьба за выживание
Постепенное и неизбежное погружение в воду – серьезная насущная проблема, с которой венецианцам приходиться бороться с самого начала основания города. В связи с этим город дважды перестраивали, поскольку люди создавали новое жилье на более высоких островах. Однако только в прошлом веке Венеция погрузилась под воду еще на 23 см. Такие темпы затопления несут огромные риски – местные жители не рискуют строить новые дома.
Предыдущие статьи
Празднование Рождества в Италии
Празднование Нового Года в Италии
Пермская лиственница или на чем стоит Венеция
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Почему из Сибири
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Пермский карагай
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно.
Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль. Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Куда шла в прошлом лиственница из Перми
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.
Сваи Венеции
Правда ли, что Венеция построена на фундаменте из российской лиственницы?
Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, здесь – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии. История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).
Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами. Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?
Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.
На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):
В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями». 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой».
Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?
Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.
По-моему, дальше обсуждать нечего, по крайней мере, пока, не имея оригинальной цитаты. Вдруг Тентори и вправду обнаружил в венецианских архивах документы, упоминающие о «пермских карагаях»?
Венеция – город, построенный на лиственнице
Все знают о прекрасной Венеции со всех сторон окруженной водной гладью Адриатического моря. Однако не многие задумывались о том, каким образом был возведен этот удивительный город на воде.
Песчаный грунт, на котором стоит Венеция, очень ненадежен. Именно поэтому строители возводили жилые и общественные здания на высоких сваях. Строительство велось на протяжении четырех столетий (с V по IX век н.э). Основная сложность заключалась в том, что для фундамента домов и мостовых был нужен материал устойчивый к воздействию воды. Для этих целей была выбрана лиственница. Большинство зданий в Венеции было построено на лиственничных фундаментах. И удивительный факт – при исследовании опорных конструкций в 1827 году (спустя почти 1200 лет после начала застройки) было обнаружено, что деревянные сваи, на которых стоит Венеция, под воздействием морской воды затвердели и приобрели прочность камня.
Лиственница – уникальное по своим свойствам дерево. Благодаря высокому содержанию смол, древесина устойчива к воздействию насекомых-вредителей и практически не подвержена гниению. По прочности эта порода сравнима с древесиной дуба, а под воздействием воды лиственница обретает дополнительную твердость, сравнимую с твердостью гранита или мрамора.
Лиственница – одна из самых распространенных хвойных пород на территории России. Особенно ценится древесина, произрастающая в Иркутской области, Красноярском крае и на Урале. Средняя продолжительность жизни лиственницы достигает 650-800 лет, однако, имеются экземпляры перешагнувшие отметку в 1000 лет.
Россия издавна поставляла древесину лиственницы в другие страны, в том числе и в Италию. Известно, что для строительства Венеции зачастую приобреталась сибирская лиственница. И даже в настоящее время, при замене старых свай на новые венецианские строители используют древесину, заготовленную в Пермском крае. Обычно для изготовления опорных конструкций применяются деревья в возрасте 400-500 лет, так как именно такая древесина обладает нужной прочностью и физико-химическими свойствами.
В настоящее время Венеция находится в сложной ситуации. Уровень воды с каждым годом становится выше, все чаще случаются наводнения. Чтобы спасти старинный город от разрушения, строители стараются укрепить опорные конструкции, заменяют старые сваи на новые. Из лиственницы производят не только сваи, но и опоры мостовых и набережных, а также разнообразные части гидротехнических конструкций. Город находится под патронажем ЮНЕСКО и благодаря этому прилагаются значительные усилия для того, чтобы сохранить красоту Венеции на многие годы.
Венеция стоит на пермских сваях
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.