На чем прилетела мэри поппинс
Откуда прилетела Мери Поппинс?
Мери Попинс – мой любимый персонаж с самого детства.
Мне показалось, что сама личность Мери очень реальна. Действительно, стоило мне собрать информацию о самой Памеле Треверс, авторе книжек о Мери Поппинс, как я поняла, каким ветром ее к нам придуло.
С другой стороны, Мери Поппинс – это и есть сама Памела Треверс.
Некоторое время она вынуждена была работать няней в лондонской семье, будучи в стесненных обстоятельствах. Ничего удивительного нет в том, что в этом деле она подражала своей удивительной тетушке.
Вот почему ее Мери Поппинс состоит из плоти и крови, несмотря на все чудеса, сопутствующие каждому ее шагу. Это очень английская леди – скупая на эмоции, прекрасно воспитанная, соблюдающая правила приличия и требующая того же от всех подряд.
У Мери характер – не сахар. Именно так выглядит и сама писательница в фильме «Спасти мистера Бэнкса» в исполнении Эммы Томпсон: всем делает замечания, обрывает пустую болтовню, пресекает на корню лесть, ставит каждого на место.
Согласно сюжету, Уолту Диснею понадобилось целых двадцать лет, чтобы уговорить автора «Мери Поппинс» уступить права на создание одноименного фильма. Наконец, писательница приехала в Лос-Анжелес для совместной работы над сценарием, но теперь только и делает, что мешает профессионалам работать и вставляет палки в колеса.
Не сразу Уолт Дисней понял, что Треверс не просто так придирается и вредничает. Мери Поппинс ей как родная. Она не может позволить сделать из нее банальную добрую улыбчивую фею из диснеевского мультика, потому что это противоречит ее принципам воспитания детей, которые было совсем не просто отстоять. Какие же это принципы?
Собственно, в эту фразу укладывается все: воспитательница ЧЕСТНА с детьми и с родителями. То есть она не подлизывается ко взрослым и не потакает детям. (А как часто это делают, к примеру, азиатские няни с целью угодить всем и заполучить работу!) И вообще, Мери Поппинс не собирается ни перед кем прогибаться. Может, потому что она больше, чем просто няня?
Собственно, кому из нас ни приходилось работать няней до тех пор, пока ветер не переменится в лучшую сторону. Весь вопрос в том – как работать.
Ключевое слово Памелы Треверс в определении педагогической системы Мери Поппинс – «работать честно». Что это значит? Это значит воспитывать в детях ответственность, чувство долга, порядочность, уважительное отношение к родительским деньгам, трудолюбие. И все это без сюсюканья и без заигрыванья. А чудеса? Чудеса идут бонусом за хорошее поведение.
Нравилось ли это Джейн и Майклу? Не всегда: те ворчали, капризничали. Наказывала ли Мери детей? Все мы помним, что да. Для меня это ответ на вопрос, надо ли вообще. Да, надо. Но наказание Мери никогда не бывало унизительным, только поучительным. Должны же дети осознавать причину и следствие своих поступков.
Мы видим, что Джейн и Майкл любят свою Мери, несмотря на ее жесткий характер, ведь все дети в состоянии отличить справедливость от несправедливости.
Помните, как Мери пришлось наказать Джейн, когда та отказалась утром вставать, потому что в постели она представляла себя курочкой-наседкой в гнездышке и не желала выходить из образа? Между прочим, Памела Треверс в детстве часто сама любила изображать наседку. Так что в книге писательница вывела саму себя – она и Джейн, она и Мери.
Откуда прилетела Мэри Поппинс, или Кто стал прообразом лучшей в мире няни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хелен Линдон Гофф
Именно такое имя носила с рождения будущая писательница. Она родилась в Австралии в 1899 году, ее отец – Трэверс (его имя и было позже использовано для псевдонима) – по происхождению был ирландцем, а по профессии – банковским служащим. Он умер, когда девочке было семь лет.
После смерти отца семья перебралась в городок Боурал, где жила двоюродная бабушка Хелен по имени Кристина Сарасет, или тетя Сэсс. Трэверс вспоминала, что тетушка была похожа на бульдога, который имел «суровый вид, но нежное сердце». Возможно, это и был прообраз Мэри Поппинс – тем более, что и фыркала тетя Сэсс совершенно так же, как это делала няня.
А в 2014 году были напечатаны ранее не опубликованные произведения Памелы Трэверс, и среди них – рассказ под названием «Тетушка Сэсс».
Кроме того, большое влияние на Хелен оказала горничная из Ирландии, которая работала в доме Гоффов – она носила зонтик с ручкой в виде головы попугая и рассказывала детям фантастические истории. Как потом признавалась писательница, она с детства привыкла витать в атмосфере сказки и волшебства.
Как бы то ни было, Хелен довольно рано уехала из дома и принялась за карьеру актрисы – тогда и появился псевдоним Памела Линдон Трэверс. В то же время она понимала, что хочет заниматься литературой, и стала пробовать себя на этом поприще – вела колонку в газете, писала стихи.
Появление на свет Мэри Поппинс
Главная книга Трэверс была написана в 1934 году, а первым издателем стал Питер, сын Джеймса Барри, автора сказки о летающем мальчике Питере Пэне. Книга сразу же завоевала успех – не только у детей, но и среди взрослой аудитории. Трэверс была этим очень довольна – ведь по ее замыслу произведение было адресовано всем читательским возрастам.
Успешную книгу заметили в Голливуде и захотели экранизировать – но писательница не соглашалась. Лишь спустя тридцать лет Уолту Диснею удалось уговорить ее на сотрудничество, в результате чего на экраны вышел фильм с молодой Джули Эндрюс в главной роли, чья кандидатура была одобрена самой Трэверс.
Долгая жизнь в окружении книг
Памела Трэверс не была замужем, а в 39 лет она усыновила мальчика по имени Камиллус. Всю свою жизнь писательница увлекалась эзотерикой, оккультизмом, изучала дзен и тесно общалась с астрологами. И очень много читала – говорила, что может построить себе дом из книг и жить в нем.
Трэверс не любила вопросы, касающиеся ее биографии, отвечала: «История моей жизни содержится в «Мэри Поппинс» и других моих книгах».
Памела Трэверс умерла в 96 лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Откуда прилетела Мэри Поппинс? Памяти Памелы Линдон Трэверс
О том, откуда в Доме № 17 на Вишнёвой улице появилась самая знаменитая в мире няня, сама сказка сообщает весьма лаконично: её принёс Восточный ветер. Впрочем, и создательница «Мэри Поппинс» охраняла тайну своего происхождения не менее рьяно, чем её героиня. И тому были резонные причины…
Поначалу мало кто знал, что Памелу Линдон Трэверс тоже «занесло» в Британию с Востока. Точнее — с Юго-Востока. Точнее — с очень дальнего Юго-Востока… В общем — из Австралии.
Именно там 9 августа 1899 года в г. Мэриборо родилась девочка по имени Хелен Линдон Гофф. Трэверсом тогда звали её отца, который работал управляющим в местном банке. Правда, очень скоро карьера Трэверса Роберта Гоффа пошла под уклон. Он страдал эпилептическими припадками, в результате стал много пить, и вскоре за пьянство был понижен до должности простого клерка.
В 1905 году семья переехала в г. Аллора. Там, буквально через два года, эпилепсия в сочетании с тяжёлыми запоями свела отца в могилу. Его жена осталась почти без денег и с тремя дочками на руках (Хелен была старшей). Они очередной раз переезжают — на этот раз в Боурал.
Безысходность и депрессия привели к тому, что однажды мать попыталась утопиться — к счастью, безуспешно. Именно в ту страшную ночь, чтобы как-то успокоить своих младших сестрёнок, Хелен стала сочинять для них волшебные истории. Был ли в них персонаж, похожий на Мэри Поппинс — до конца неясно (одна из сестёр что-то такое припоминала).
Так или иначе, Хелен рано осознала себя самостоятельной, и по исполнении 17 лет перебралась в Сидней. Поначалу она мечтала стать актрисой, для чего и придумала псевдоним из трёх имён — театрально-красивого Памела, урождённого Линдон и отцовского — Трэверс. Нетрудно догадаться, что, несмотря ни на что, отец и дочка любили друг друга.
Вскоре выяснилось, что стать «звездой» сцены ей не светит. Чтобы как-то прожить, Памела стала подрабатывать журналисткой. А в 1924 году девушка и вовсе решает переехать из Австралии в её бывшую метрополию — Великобританию. Там она продолжила писать статьи — сначала для австралийских изданий, а затем и для английских.
Очень быстро в новой жизни Памелы появляется и свой круг знакомых — прежде всего ирландцев (этому способствовали ирландские корни её отца). Среди них можно выделить таких видных людей, как поэты Уильям Батлер Йетс и Джордж Уильям Рассел. Оба не только писали стихи, но и вовсю увлекались мифологией, оккультизмом и эзотерикой. Эти увлечения оказались близки и Памеле, с детства обладавшей фантастическим воображением. Позже она станет большой поклонницей ещё одного мистика — Георгия Гурджиева, и до конца жизни будет писать статьи для изданий подобного толка. Даже ребёнка Трэверс усыновит лишь после того, как посоветуется со своим астрологом (при этом она разделит пару близнецов, что аукнется, когда мальчик подрастёт и узнает правду).
Как вы уже догадались, создательница «Мэри Поппинс» так и не создаст полноценную семью. Скрытность и таинственность, окружавшие жизнь Трэверс, станут благодатной почвой для различных слухов и кривотолков. Чего стоит только факт того, что писательница числилась сотрудником британской разведки и в 1930-е годы посещала СССР (с какой целью, можно только догадываться).
Свою личную жизнь Памела также не афишировала, поэтому ей приписывали романы как с мужчинами (тем же Расселом, хотя окружающие утверждали, что отношения были чисто платоническими), так и с женщинами (в первую очередь, компаньонкой Джесси Орэдж, которая несколько лет жила у Тэверс в её доме в Сассексе).
П. Л. Трэверс:
«Я не привыкла писать о личных проблемах, меня волнуют только идеи. Разве так важно, какую кашу любил Джон Китс? Кому это интересно? Настоящая биография — это история души.
…Вы можете спрашивать меня обо всём, про мою работу, но я никогда не буду говорить о себе. Если вас интересуют факты моей биографии, то история моей жизни содержится в „Мэри Поппинс“ и других моих книгах».
Тем не менее, дом в Сассексе, действительно, крайне интересен — потому, что именно в его стенах и оформилась сказка, прославившая Трэверс на весь мир. Случилось это зимой 1933 года, после того, когда писательница приходила в себя после приступа плеврита.
П. Л. Трэверс:
«Это был маленький запущенный особнячок в поместье, настолько старом, что оно упоминается в „Книге Судного дня“ (Земельной описи Англии в 1085—1086 гг.- С.К.), посреди полной легенд сассекской равнины. Но я и не нуждалась в этом, чтобы погрузиться в сказочную атмосферу, поскольку витала в ней с раннего детства и не расстаюсь с ней по сей день. Я всегда считала, что Мэри Поппинс явилась ко мне, выздоравливающей после болезни, только затем, чтобы меня позабавить, и мне не приходило в голову помещать ее в книгу до тех пор, пока один из друзей не познакомился с записями о ней и не нашел их увлекательными. (Скорее всего, это был Расселл. Поначалу он даже считал, что Трэверс пишет книгу о ведьме. — С.К.) Я никогда не воспринимала ситуацию таким образом, будто это я сама придумала Мэри. Возможно, это она меня придумала, и именно поэтому мне так трудно писать о себе автобиографические заметки».
На самом деле образ Мэри Поппинс родился намного раньше — даже если говорить только о литературном варианте. Ещё в 1926 году Трэверс опубликовала в новозеландской газете «Christchurch Sun» рассказ «Мэри Поппинс и продавец спичек». Впоследствии эта история станет 2-й главой окончательной версии сказки. В русском переводе Б. Заходера эта глава отсутствовала, поэтому многие советские читатели и не подозревали, что у строгой няни, оказывается, был поклонник по имени Берт. Однако, если в варианте 1926 г. Берт играл роль «бойфрэнда», то в отредактированной версии он относится к Мэри, скорее, как к богине, а не подруге. Тем не менее, эта глава и в таком виде сильно выбивается из остального повествования — видеть неприступную няню как романтическую героиню, которая способна краснеть, весьма непривычно.
Сам образ Мэри Поппинс уходил корнями ещё глубже — в австралийское детство Памелы, когда её семья проживала в Боурале. Например, некоторые черты сказочной няни были позаимствованы у эксцентричной ирландской горничной.
П. Л. Трэверс:
«У Беллы — или её звали Бертой? — был зонтик с ручкой в виде головы попугая. Меня это зачаровывало. По выходным, на прогулке, он запутывался в Беллиных оборках, а по возвращении тщательно упаковывался в обёрточную бумагу, в то время как она рассказывала нам фантастические истории о том, что она делала и видела. Нет, не то чтобы рассказывала. Белла поступала лучше — она намекала. „Ах, — говорила она с видом Кассандры, — если б вы только знали, что случилось с деверем моей кузины!“ Но в ответ на наши мольбы продолжать Белла напускала на себя великолепно загадочный вид и уверяла, что история совершенно неописуемая и уж во всяком случае не для детских ушей… То, о чём она не рассказывала, всегда было значительней, интереснее, чем жизнь».
Многое досталось Поппинс и от Кристины Сарасет — тёти Памелы, которую все называли «тётя Сэсс». Эта старая дева, по воспоминаниям Трэверс, как и Мэри, любила «фыркать», обладала колким языком, но при этом золотым сердцем.
В биографии писательницы, написанной Валери Лоусоном, говорится также, что и многие другие персонажи перешли в сказку из реальной жизни Боурала, и даже сохранили настоящие имена (владелица кондитерской мисс Кори с двумя дочерьми, дядя Доджер Вудс, мисс Квигли).
Что касается имени главной героини, то его происхождение также неоднозначно. В одном месте говорится, что Памела впервые увидела надпись «M. Poppins» в детстве, нацарапанной на обложке какой-то книжки. В другом — что она позаимствовала его у лондонского переулка «Poppin’s Court», мимо которого ходила на работу в офис издательства.
К 1934 году сказка о Мэри Поппинс была завершена. О её дальнейшей истории я расскажу уже в следующей статье.
Мэри Поппинс: кто придумал идеальную няню и при чём тут оккультизм?
«Идеальная няня» Мэри Поппинс пользуется большой популярностью среди детей по всему миру. Героиня сказочных повестей писательницы Памелы Трэверс создала в головах читателей волшебный образ английской леди, которая не боится перемен и во всем видит магию и чудеса. По мотивам книги было снято четыре фильма, включая советский, который стал классикой отечественного детского кино. Несмотря на то, что режиссер фильма-мюзикла Леонид Квинихидзе задумывал снять сказку для взрослых, фильм очень понравился и детям.
Смотрите музыкальную сказку «Мэри Поппинс, до свидания» в субботу 29 августа в 10:10 на телеканале «МИР»
Создательница «идеальной няни» Памела Трэверс многим представляется как добродушная тетушка и типичная английская леди. Однако серию книг о Мэри Поппинс можно назвать автобиографичной: Трэверс до конца своих дней верила в волшебство, увлекалась эзотерикой и оккультизмом.
Детство Памелы Трэверс: откуда растут ноги Мэри Поппинс
Детство Хелен Линдон Гофф, а именно такое имя получила при рождении создательница Мэри Поппинс, вряд ли можно назвать беспечным и счастливым. Девочка появилась на свет 9 августа 1899 года в австралийском городе Мэриборо. Ее отец – Трэверс Роберт Гофф работал банковским управляющим, однако вскоре его понизили в должности и семье пришлось переехать в небольшой городок Аллора.
Сити – это было такое место, куда мистер Бэнкс ходил каждый день – понятно, кроме воскресений и праздников, – и там он сидел с утра до вечера в большом кресле за большим столом и работал, или, как говорят у нас в Англии, делал деньги. И дети твердо знали, что папа весь день без передышки трудится, вырезая шиллинги и пенсы и штампуя монетки в полкроны и трехпенсовики. А по вечерам он приносил их домой в своем черном портфельчике. Иногда он давал монетку-другую Джейн и Майклу (в копилку), а уж если он не мог, то говорил: «Банк лопнул», и ребята понимали, что ничего не попишешь – значит, папа сегодня сделал слишком мало денег», – вырезка из книги «Мэри Поппинс».
Хелен тогда было шесть лет, а спустя два года отец скончался. Официальной причиной смерти стал припадок эпилепсии, но по признанию самой писательницы, отец, не справившись с навалившимися трудностями, впал в уныние и алкогольную зависимость. Продолжительное пьянство привело к истощению организма, и мужчина скончался от гриппа.
После смерти главы семьи мать Хелен с тремя детьми поселилась в доме тетки Кристины Сарасет, владевшей сахарной плантацией в Новом Южном Уэльсе. Благодаря ее усилиям девочки посещали дорогостоящий частный пансион. Казалось бы, жизнь налаживалась, но Хелен была не интересна учеба: она скучала на уроках, не выполняла задания. Для того чтобы исправить положение, директор пансиона разрешил девочке самостоятельно посещать библиотеку, а также поручил ей писать сценарии для школьных спектаклей.
После окончания школы Хелен отправилась в Сидней, чтобы исполнить свою мечту стать актрисой. В это же время она сменила имя на Памелу Линдон Трэверс, в честь отца. Девушка играла в труппе Аллена Уилки, в составе которой участвовала в постановках по пьесам Уильяма Шекспира. Однако мечта не сбылась – успех у Памелы был средним, ей пришлось подрабатывать журналистом. Несколько лет она вела колонку в местной прессе и, в конце концов, решила отдаться литературе полностью. Девушка писала стихи, которые носили довольно эротический характер.
В 1924 году Памела отправилась в Англию, а затем в Ирландию, где познакомилась с Джорджем Уильямом Расселлом и Уильямом Батлером Йейтсом, которые оказали огромное влияние на ее увлечение оккультным эзотерическим движением Нью-эйдж. Скорее всего, большую роль в этом сыграла любовь Трэвэрс к сказкам. Сама о себе она говорила как о человеке, наделенным даром вечной любви к сказке. До конца жизни Трэверс редактировала эзотерический журнал.
Мэри Поппинс явилась из того же колодца небытия, что и поэзия, мифы и легенды, наполнившие собой всю мою творческую жизнь», – говорила писательница.
В начале 1930-х годов Памела Трэверс решилась на путешествие в СССР, о котором потом написала сборник эссе «Московская экскурсия». Впечатление о поездке у писательницы остались неоднозначные, о Советском Союзе она отзывалась как о стране, наполненной серыми людьми, тотальной пропагандой и слепой верой в будущее. Спустя два года Трэверс заболела плевритом и лечилась дома в Сассексе. Однажды Памелу попросили посидеть с двумя детьми, именно для них она и придумала захватывающую историю о няне, которая носила вещи в саквояже и имела зонтик с головой попугая на ручке. В этом же году первая книга о «Мэри Поппинс» была опубликована и принесла Трэверс колоссальный успех.
Фото: Picture-Alliance / Photoshot/ТАСС
Ребенок по совету астролога и бисексуальные отношения
Памела Трэверс не распространялась о своей личной жизни, а факты о своей биографии всегда предлагала прочесть в книгах о Мэри Поппинс.
Но никто не знал, что думала об этом сама Мэри Поппинс, потому что Мэри Поппинс никогда никому ничего не рассказывала…», – вырезка из книги «Мэри Поппинс».
Несмотря на то, что до конца жизни писательница так и не вышла замуж, ходили слухи о ее бесчисленных романах не только с мужчинами, но и с женщинами. Так, поговаривали, что в течение целых десяти лет Трэверс состояла в отношениях с дочерью английского драматурга Фрэнсиса Бернарда. Они вместе жили в одной квартире в Лондоне, а потом переехали в коттедж, расположенный в тихом и уединенном месте.
Когда Памеле Трэверс почти исполнилось 40 лет, она решилась на усыновление. Выбор пал на мальчика из Дублина – Камиллуса. И, хотя у него был брат-близнец, Трэверс по совету астролога решила взять в семью только старшего мальчика. До 17 лет Камиллус ничего не знал о своем происхождении, пока однажды его родной брат – Энтони Гон не приехал в Лондон и не решил посетить дом Трэверс. По словам писательницы, он находился в алкогольном опьянении, поэтому она не впустила его в дом. Узнав правду, Камиллус поссорился с матерью и ушел из дома в поисках своего брата. В конце концов Камиллус и Энтони воссоединились, но оба страдали алкогольной зависимостью. Перед самой смертью писательница помирилась с сыном, однако все свое наследство оставила внукам. В 1996 году в возрасте 96 лет Памела Трэверс скончалась от эпилепсии.
Мэри Поппинс – идеал ли?
Сложилось устойчивое мнение, что Мэри Поппинс – это идеальная няня, настоящая леди и волшебница. Однако у многих взрослых она вызывает противоречивые чувства. Сама же автор книги поясняла, что произведение изначально писалось не для детей. Мэри Поппинс должна была дать взрослым шанс поверить в чудеса, как верила в них Трэверс. Однозначно сказать, что няня была в книге исключительно добрым персонажем нельзя – с детьми она говорила «сердитым тоном», частенько «презрительно фыркала» и ходила со «свирепым видом». Впрочем, среди читателей сложилось устойчивое мнение, что так проявлялась строгость и аристократичность няни. Сама Памела Трэверс рассказывала, что манера фыркать, говорить резко и с сарказмом Мэри Поппинс передалась от ее тети Кристины Сарасет (к которой девочка переехала вместе с мамой после смерти отца).
Несмотря ни на что, воспитанники Мэри Поппинс и читатели книги полюбили ее за волшебство, которое она привносила в жизнь, и учила двум вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.
Я никогда не считала, что придумала Мэри Поппинс. Может, это она придумала меня. Видимо, поэтому мне так трудно писать о себе», – признавалась писательница.
Ревизия: что не так с Мэри Поппинс
© Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
Не такое уж она и совершенство
Мэри Поппинс — лучшая няня на свете, это знают взрослые и дети. Однако поведение волшебницы, умеющей разговаривать с животными, при близком рассмотрении оказывается довольно токсичным: здесь и угрозы, и газлайтинг, и простое человеческое хамство. Разбираемся в поведенческих особенностях героини книги Памелы Трэверс с Вишневой улицы — няни Джейн, Майкла и двух маленьких близнецов (а также пятой дочери Бэнксов, появившейся на свет в более поздних книгах).
Мэри Поппинс дает детям лекарства, не обсудив этот вопрос с родителями (а еще сама выпивает при детях)
Только заступив на работу, героиня раздает всем детям Бэнксов волшебное снотворное, даже крохотным близнецам. У каждого ребенка снотворное при этом оказывается разного вкуса, в зависимости от детских предпочтений. Также она сообщает всем ребятам, что лекарство, которое на ночь примет она сама, имеет вкус пунша с ромом. С родителями медикаментозное лечение и дозировку препарата Поппинс не обсуждала — впрочем, она и в целом держится со старшими Бэнксами так же надменно, как и с детьми.
Она угрожает и игнорирует детей
На вопрос Майкла, не уйдет ли Мэри Поппинс из их семьи, няня отвечает угрозой: «Еще одно слово, и я позову полисмена». Также она нередко делает вид, что просто не слышала детских вопросов. Или отвечает в таком ключе: «Зачем приставать ко мне с вопросами? Я не энциклопедия», «Много будешь знать — скоро состаришься», «Если я услышу еще один вопрос, мы сразу пойдем домой».
Она все знает лучше
Вместо того, чтобы с интересом вовлекать детей в семейные дела и укреплять детскую самооценку, Мэри Поппинс нередко жестко одергивает своих подопечных и саркастически над ними смеется. Например, после того, как Джейн попыталась рассказать ей, где в их городе находится кондитерская, Поппинс ответила девочке: «Кому поручено делать покупки? Тебе или мне?». Дмитрий Быков, кстати, замечает, что повесть о няне появилась после того, как Пэм Трэверс посетила в 1930-е годы Советский Союз, «увидела советские детские сады, увидела всех этих воспитательниц, всех этих мрачных „Леди Совершенство“, и написала свою книгу. Мэри Поппинс — это не английская няня, это вполне себе советское явление».
Она пассивно-агрессивна
Еще несколько штрихов к мрачному поведению Поппинс: она постоянно фыркает и так яростно убирает детскую, что похожа в этот момент на «смерч в косынке и фартуке».
Дети зависят от настроения няни и боятся ее
В главе «Полнолуние» мы узнаем о такой особенности Мэри Поппинс: если она спешит, то все время сердится и ругает детей: «Все, что делала Джейн, было плохо, все, что делал Майкл, было еще хуже. Она покрикивала даже на близнецов». В какой-то момент няня и вовсе сказала Майклу, что один его вид может вывести из терпения всякого уважающего себя человека. После этого детям захотелось стать невидимками и спрятаться за диван в ожидании, когда Мэри Поппинс наконец-то подобреет (доброй, по ее собственным словам, она была только по пятницам). Хотелось бы вам, чтобы вашим детям приходилось переживать такое в присутствии няни? Скорее всего, не очень.
Она манипулирует и газлайтит
В той же главе дети отправляются с Мэри Поппинс ночью в зоопарк — все обставлено как сон. Когда на утро Майкл и Джейн пытаются разобраться в случившемся и спрашивают у няни, была ли она вчера ночью с ними вместе в зоопарке, Поппинс отвечает: «В зоопарке? Ночью? Я в зоопарке? Я воспитанная девица, которая знает, что полагается, а что — нет». Она продолжает отрицать все и когда дети задают свой вопрос повторно. Такое поведение заставляет детей усомниться в своем опыте — типичный газлайтинг, от которого недалеко и до развития паранойи.
Вместо послесловия: повесть Памелы Трэверс о Мэри Поппинс была издана в 1934 году и вполне логично, что с тех пор стандарты воспитания сильно изменились (во всяком случае, мы на это надеемся).
Дети Бэнксов любят Мэри Поппинс не только потому, что она волшебница, но и потому, что она — единственный человек, которому есть до них хоть какое-то дело. Папа Бэнксов занят добычей денег, а мама погружена в заседания закрытого женского клуба на Вишневой улице (в американской экранизации маму записали в суфражистки, но у самой Трэверс не было таких деталей).
Родители явно эксплуатируют няню, заставляя ее работать за самое мизерное жалование из всех возможных. В книге Трэверс представлено и несколько других типов не самого адекватного родительства — золотую медаль, пожалуй, получает Миссис Корри, которая называет своих дочерей «бестолковыми жирафами» и «ревами-коровами».
Все это не означает, что мы призываем вас немедленно выбросить томик Трэверс из домашней библиотеки и запретить сие чтение детям — нет, скорее всего, рано или поздно они все равно доберутся до этого популярного сюжета. Но сегодня книга явно нуждается в осмысленном комментарии взрослого — ведь по большей части это пособие о том, как вести себя не надо — не только с детьми, а вообще ни с кем.