На чем работает шмель
На чем работает шмель
ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС “ШМЕЛЬ-2”
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
В комплект одного примуса входят:
Наименование | Количество (штук) |
Примус “Шмель-2” (рис. 1) | 1 |
Футляр | 1 |
Руководство по эксплуатации | 1 |
Воронка | 1 |
Коробка для ЗИП | 1 |
Игла (10) | 2 |
Прокладка предохранительного клапана | 1 |
Прокладка обратного клапана (28) | 1 |
Уплотнитель шпинделя (17) | 1 |
Ниппель (9) | 1 |
Кольцо поршня (29) | 2 |
Кольцо насоса (22) | 1 |
Ключ для замены иглы | 1 |
Ключ управления со съемной рукояткой * | 1 |
Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
— заливать бензин в горящий или неостывший примус;
— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
— пользоваться примусом детям;
— использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.
5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА
5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.
5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.
5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.
5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
Рис. 1. Примус:
1 — бачок; 2 — насос; 3 — клапан предохранительный; 4—горелка; 5—ветрозащитный кожух; б—стойка; 7 — прокладка уплотнительная.
Рис. 2. Горелка:
8—корпус; 9—ниппель; 10—игла; 11 — отражатель; 12—колпачок; 13—гайка; 14—кольцо; 15—гайка; 16—шпиндель; 17—уплотнитель асбографитовый; 18—конус; 19—сетка.
Рис. 3. Насос:
20—цилиндр; 21—шток; 22—кольцо насоса; 23—гайка; 24—гайка-барашек; 25—пружина; 26 — наконечник; 27—поршень клапана; 28—прокладка обратного клапана; 29—кольцо поршня; 30—шайба.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
7.1. Прогрев горелки.
Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.
При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.
Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).
Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.
Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.
В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.
7.2. Управление горением:
После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.
Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).
Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;
Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;
Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.
Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;
Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.
После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).
8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.
8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.
8.3.2. Выверните гайку 15.
8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.
8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.
9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.
В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.
При длительном хранении бензин слить.
10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Примус туристский «Шмель-2» соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.
11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.
11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.
11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.
При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.
11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.
11.6. Цена примуса
10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
(Для устранения неисправностей примус погасите)
Туристский бензиновый примус Шмель, Дастан, Пчелка, Фебус, устройство, особенности конструкции и эксплуатации, причины отказов в работе.
В безлесной зоне источником тепла служит туристский примус Шмель, в настоящее время выпускается в Казахстане под названием Дастан. Или похожие на него Пчелка и заграничный их аналог Фебус. Однако на открытом воздухе примус не способен вскипятить 5—10 литровую емкость.
Туристский бензиновый примус Шмель, Дастан, Пчелка, Фебус, устройство, особенности конструкции и эксплуатации, причины отказов в работе.
Поэтому для сохранения тепла и экономии горючего надо прикрывать примус тепловым экраном, например из стеклоткани. Кусок стеклоткани надо обязательно подшивать по краям и не трясти над открытой посудой.
Во-вторых, надо постараться не расходовать горючее на испарение воды во время варки в обычной посуде. Для этой цели незаменим автоклав. Третья причина потерь — рассеяние тепла в пространство. Кухню надо прятать от ветра. Сохранить тепло поможет тепловой экран из стеклоткани. В сложных зимних и горных походах очень удобен экран из листовой нержавеющей стальной ленты шириной около 400 мм и толщиной 0,1—0,15 мм. В нижней части экрана вырезаются отверстия, через которые пропускаются ручки примусов и подсасывается воздух. Стальной экран работает, если между ним и варочной посудой выдерживается зазор 10—15 мм. Сохранить его можно, подкладывая за экран небольшие камешки.
Четвертый путь экономии (первые три упоминались выше) — сокращение времени приготовления пищи. Как бы мы ни изолировали примус и посуду от окружающей среды, потери неизбежны: и тем больше, чем выше температура воды в посуде. Следовательно, чем дольше идет нагрев, тем больше горючего расходуется зря. Чтобы сократить время приготовления пищи, надо как можно тщательнее сооружать тепловой экран, увеличить мощность примуса, делать дно посуды шире, а стенки ниже. Мощность примуса можно увеличить, рассверлив на 0,1—0,2 мм отверстие форсунки и заменив двойной круглый рассекатель плоским, подобным рассекателю примусов Турист или Огонек. Можно поставить под одну емкость два примуса, примус с двумя головками ненадежен.
Особенности эксплуатации примусов.
Если примус начинает рычать, исчезает пламя, а рассекатель раскаляется (динамическое горение), необходимо погасить огонь и зажечь его снова. Если при этом примус снова рычит, нужно снять и заново установить рассекатель. Обычно динамическое горение обусловлено неплотной установкой рассекателя. Когда температура в автоклаве поднимается медленно или не поднимается совсем или вода в кастрюле закипает дольше обычного, не надо ждать, пока вся заправка примуса выгорит. Проверьте зазор между экраном и посудой, прикройте примус от ветра листом полиэтилена или пенополиуретана, перенесите кухню в защищенное от ветра место, например, в палатку или в тамбур между палатками, установленными тандемом.
Вообще говоря, работа с примусом требует внимания и смекалки. Халатности и безразличия походная кухня не прощает. Примус под тепловым экраном, особенно спаренный, легко перегревается, при этом срабатывает предохранительный клапан и примус вспыхивает. Последствия могут быть весьма плачевными: опрокинутые кастрюли, сожженные палатки, обваренные и обгоревшие туристы. Поэтому наиболее опытные путешественники увеличивают жесткость пружины в клапане или ставят в него заглушку. Примусные бачки сделаны с большим запасом прочности, случаи их разрыва не известны. Однако примус, накрытый экраном, обязательно должен стоять в крышке от своего футляра, наполненной снегом или водой для охлаждения. В этом случае можно не опасаться перегрева.
Горючее для примуса и его разжигание.
При соблюдении всех правил расход топлива на примусе не превышает 35 мл на человека на одну готовку, 60—70 мл в день. Если добывать воду из снега, расход увеличивается до 100 мл. Эти показатели проверены автором в горных походах на высотах от 3 до 6 тыс. метров. Горючим для примусов служит чистый (неэтилированный) бензин, гептан или другая не ядовитая горючая жидкость с температурой кипения около 80 градусов. В связи с резким ухудшением качества бензин А-76, А-72. А-66 использовать не рекомендуется. Нельзя использовать петролейный эфир, выводящий из строя резиновые прокладки насосов.
Надежность работы примуса во многом зависит от способа его разжигания. Нельзя разогревать примус бензином, слитым через форсунку. На высоте и зимой холодный бензин плохо горит, копоть засоряет горелку. Лучше воспользоваться сухим спиртом или техническим (денатурированным) спиртом. Перед разжиганием примусы надо надежно установить на ровной площадке, а под них подложить фанерку, иначе снег протает и примусы опрокинутся.
Некоторые причины отказов примусов в работе.
Помогает чистка запорного клапана шкуркой-нулевкой, но при этом придется полностью разобрать головку, разрушив сальниковое уплотнение ключа. Восстановить уплотнение можно асбестовым шнуром. В примусах, где подача бензина перекрывается шариковым клапаном (типа Шмель-4), проволока не поможет. Придется отвинчивать головку, вынимать сетчатый фильтр и высвобождать пригоревший шарик иглой или шилом. Кстати, чтобы клапан не пригорал, после выключения примуса полезно продуть головку парами бензина, поворачивая ключ в разные стороны. Когда клапан прочищен, головка устанавливается на место.
Однако, после этого может нарушиться ее уплотнение и при разжигании из-под резьбы появится пламя, или начнет падать давление после нескольких минут горения. Можно попытаться восстановить уплотнение, затягивая резьбу. Для этого хорошо иметь в ремнаборе обычный гаечный ключ на 20 миллиметров. Восстановить уплотнение поможет и специально вырезанное из мягкого алюминия уплотнительное кольцо. Полезно добавлять в топливо аспект-модификатор, это снижает частоту отказов.
По материалам книги Питание в туристическом походе.
Алексеев А.А.
Полет шмеля: как я разжигал примус Шмель
Разбирая «запасы» в дачном сарае, я случайно обнаружил ветерана походов и зимних рыбалок примус Шмель 2. Вид он имел вполне лихой, хоть и слегка поживший и не ухоженный. И не мудрено – возраст то не юный, как гласит надпись, сделан он был еще в 1984 г. Стоила эта чудо-вещь 15 рублей, что по тем временам было немалой суммой (например, в эту же сумму обходилось одно место в плацкарте Мурманск — Ленинград).
Примус Шмель – бензиновая горелка насосного типа, вернее целый их клан под номерами от 1 до 4. Подробно об этих моделях и их особенностях можно прочитать тут.
Сегодня их уже не выпускают, хотя с рук можно купить б/у в хорошем состоянии. К тому же есть современные «вариации на тему», которые многое взяли от туристического примуса Шмель, в частности киргизский «Дастан» — практически полная копия моего испытуемого.
Итак, я открыл бачок «ветерана», выкрутив насос, и залил бензин «Калоша». Так как ключ для регулировки подачи топлива сгинул в пучине времени, вместо него я приготовил пассатижи.
Так как эксперимент был спонтанным, то вместо сухого спирта в разогревочную чашечку я налил бензин. Перед этим я сделал примерно 20 качков насосом.
Перед тем как поднести спичку, я все же решил вынести мой примус Шмель 2 во двор. Все-таки и он был совсем не новым и я в последний раз пользовался таким агрегатом лет 20 назад, а сейчас предпочитаю горелки Коvea.
Меры предосторожности были уместными. Примус вспыхнул факелом, даже там, где пламени не должно было быть. Затушив его водой, я начал разбираться в проблеме.
Оказалось, что учинил вовсе не примус бензиновый шмель, а я сам забыл об одном важном нюансе – прежде чем подносить спичку нужно убедиться, что ручка насоса встала в паз.
Ведь в уходе нуждаются даже современные бензиновые горелки. Если использовалось не очень качественное топливо, то их приходится чистить после каждого приготовления пищи.
Итак, вывод – ветеран еще готов к бою, а если над ним «пошаманить», то будет и выглядеть вполне пристойно, почти как новый.
Полезные статьи:
Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф
Выбираем примус
2. У этого примуса потроха из латуни, поэтому не стоит прилагать больших усилий при вращении ручки, по этой же причине не надо давать пользоваться «необученным бойцам» (вообще держать примусы в «общаке» накладно).
3. При перегреве аппарат может выйти из повиновения, поэтому стоит иметь под рукой кружку холодной воды или немного снега. Ими можно аккуратно охладить бачок и сбросить таким образом без паники и прекращения приготовления пищи излишек давления.
4. Не разогревайте примус бензином, если хотите иметь чистые руки и снаряжение при работе с ним! Очень полезно и приятно разогревать «Огонек» спиртом «сухим» или «мокрым» (хотя последний нередко выпивается коллегами, да и сам такой), при этом отпадает необходимость долго отмывать руки после заправки. На один запуск хватает 1/4-1/6 части таблетки. Чтобы удобно было подсовывать растопку, полезно удалить одну вертикальную перемычку на жестяном кожухе.
(АД: замечание про сухой спирт на 150% относится и к Шмелю. )
5. Штатный сальник раз и навсегда можно заменить фторопластом.
(Александр Никольский: Да. И у Шмеля поставить фторопластовую прокладку между бачком и головой. Огонек кое в чем лучше, чем 2-й и 4-й Шмели, но хуже, чем Шмель-1. Огонек проще, но менее мощный и требует доработок. Идея надевать кожух на работающий примус мне тоже не очень нравится. Он также содран с австрийского (или немецкого) военных времен примуса. Оригинал имеется у одного моего знакомого. До сих пор пашет, как трактор).
6. К сожалению, работа сопровождается гудением, неэстетично. По этой причине взял с собой пару лет назад в двухнедельную командировку «Шмель» и долго проклинал свое эстетство.
По материалам: scout-kg.narod.ru, clubdoroga.euro.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Примус «Шмель-2». Устройство примуса
1. Общие указания
2. Технические данные
3. Комплект поставки
В комплект одного примуса входят:
Наименование | Количество (штук) |
Примус «Шмель-2» (рис. 1) | 1 |
Футляр | 1 |
Руководство по эксплуатации | 1 |
Воронка | 1 |
Коробка для ЗИП | 1 |
Игла (10) | 2 |
Прокладка предохранительного клапана | 1 |
Прокладка обратного клапана (28) | 1 |
Уплотнитель шпинделя (17) | 1 |
Ниппель (9) | 1 |
Кольцо поршня (29) | 2 |
Кольцо насоса (22) | 1 |
Ключ для замены иглы | 1 |
Ключ управления со съемной рукояткой * | 1 |
Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
Сегодня комплект поставки зависит от того, сколько Вы платите. Причём цены последние 3-4 года выросли во столько же раз. Поэтому комплектность поставки Вашего примуса зависит лишь от Вашего желания раскошелиться.
4. Требования по технике безопасности
5. Устройство примуса
5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Она же является чашечкой, куда наливается или накладывается горючее при разжигании примуса. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки (ножки) 6 вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.
5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус (либо конус с шариком) 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.
5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо поршня 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад, т.к. при этом пупырышки не дают кольцу плотно прилечь к шайбе, и воздух легко проходит внутрь цилиндра.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень обратного клапана 27 и резиновая прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое уплотнительное кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.
5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
5.5. Предохранительный клапан (рис. 4) состоит из пружины 31, поршня предохранительного клапана 33, в который устанавливается резиновая прокладка 34, обеспечивающие герметичное уплотнение бачка. Клапан закрыт пробкой 32.
При избыточном давлении в бачке 1 срабатывает пружина 31, открывая отверстие для сброса давления.
Рис. 4. Предохранительный клапан: