На чем работает яндекс

Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант

Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

О компании

«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.

«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.

В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.

Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.

Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.

Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:

На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.

Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:

В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.

Как победить выгорание

«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».

Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:

Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:

В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.

Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:

«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».

Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».

Источник

На каких языках программирования пишут в Яндексе

«Когда-то давно, семь с лишним лет назад, я пришёл на собеседование в Яндекс. Собеседовали по С++, взяли.
Первый день. Самокатная, шумная столовая кислотных расцветок, обед. Суп из пластмассовых прямоугольных параллелепипедов.
— Хочешь писать на С++? — спрашивают меня.
— Нет, — говорю, — не хочу.
— Ну ок, учи Perl.
С тех пор я пишу на Perl и нежно его люблю».

Такую историю рассказал нам разработчик Яндекса, когда мы готовили эту публикацию и проводили опрос. Мы спрашивали у наших разработчиков, на чём они пишут, чтобы выяснить — какие языки программирования в Яндексе самые популярные. В опросе приняли участие больше половины разработчиков компании, расклад получился такой:

Многие разработчики используют в работе несколько языков, поэтому мы просили их выбрать один — тот, на котором они пишут больше всего. В лидерах оказались пять языков: C++, JavaScript, Java, Python и Perl. Все эти языки разные, и каждый лучше решает свою задачу. Поэтому они по-разному используются в Яндексе.

C++ — классический язык для больших и сложных систем, где критически важна производительность. На нём обычно пишутся самые важные, базовые компоненты приложений. Например, на C++ написано ядро поиска Яндекса, Браузер и Карты.

На JavaScript в основном пишут интерактивные элементы сайтов, такие как анимация или браузерные игры. Этот язык очень широко используется в браузерах для написания интерфейсов — того, с чем напрямую взаимодействуют пользователи. На JavaScript написаны веб-интерфейсы всех сервисов Яндекса.

Java — это универсальный язык, на котором можно написать любое приложение, будь то игра Flappy Bird или веб-сервер, обрабатывающий миллионы запросов в минуту. Несмотря на название имеет мало общего с JavaScript. Разработка на нём пойдёт быстрее, чем на C++, однако программа может получиться чуть медленнее. Особенности Java позволяют создавать программы, которые работают практически на любом устройстве — от телефона до микроволновки. На Java у нас написаны, например, Маркет и Музыка.

Python — это дружелюбный к программисту язык с простым синтаксисом. С него хорошо начинать изучение программирования. У нас Python широко используется в системном администрировании, но подходит для решения почти любых задач, кроме обработки больших объёмов данных. На Python многое делать проще и быстрее, чем на C++, но программа будет не такой производительной. Это разумный выбор, когда производительность не очень важна или задачу нужно сделать быстро. На Python написана серверная часть Диска, а ещё он используется в Директе, внутренних сервисах и многих других проектах.

Perl был создан для обработки текстов — например, для извлечения фактов из текста. Талисман языка — верблюд, лишённый изящества, но выносливый и эффективный, — точно отражает его особенности. Это лаконичный, но непростой язык, который, однако, хорошо решает свою задачу. В Яндексе его используют, например, для анализа данных в баннерной системе и в разработке серверной части некоторых сервисов — например, Директа.

С точки зрения задачи выбор языка — это поиск равновесия между эффективностью программы, квалификацией программиста и временем, потраченным на работу. Конечно, в реальности всё немного сложнее, поэтому иногда и случаются истории вроде той, с которой мы начали. «Шёл на вакансию C++, взяли на Perl, пишу на Python, а люблю Scala», — такое тоже бывает.

С точки зрения разработчика, выбор языка — это вопрос предпочтений. Кому-то действительно нравится сам язык, кому-то — задачи, которые он решает. Например, одни предпочитают фундаментальные задачи и пишут базу поиска на C++, а другие любят делать то, что видно пользователям, и пишут интерфейсы на JavaScript. Третьи пишут на каком-то языке просто потому, что знают его досконально. А некоторые, наоборот, готовы пробовать новое и участвуют в разных проектах.

Яндекс делают более шести тысяч человек, из них четверть — это разработчики. По большому счёту неважно, на каком языке пишет человек. Если он профессионал, для него всегда найдётся подходящая задача. Прямо сейчас у нас открыто 90 вакансий для разработчиков в десяти городах. Хотите попробовать свои силы — добро пожаловать (вакансии в берлинском офисе можно посмотреть здесь).

Источник

Зарплата основателя – 30$, продажа за 15 000$, первый баннер. – краткая история «Яндекса»

А также – какую роль в ней сыграли «Вискас», гопник и голос Скарлетт Йоханссон.

Сегодня «Яндекс» – что-то само собой разумеющееся, с чем многократно сталкиваешься ежедневно. Сервисы «Яндекса» доставляют товары, прокладывают маршруты, присылают такси и отвечают на любые вопросы голосом Алисы. Рассказываем историю грандиозного успеха.

1990: «Посмотри, жизнь идет!»

В конце 1980-х Аркадий Волож учился в аспирантуре, и, как большинство молодых людей тогда, занимался бизнесом, торговал. В 1989 году вместе со своим учителем английского, американцем Робертом Стабблбайном учредил компанию CompTek, очень успешно занимаясь поставками компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Помимо этого, Аркадий разрабатывал программы поиска в больших массивах текста на русском: страна массово оцифровывала бумажную документацию, и крупных заказчиков хватало. «А Илюша ходил на работу в государственный НИИ, хотя я его все время в бок пинал: посмотри, вокруг жизнь идет!» – вспоминал Волож. В 1990 году Сегалович получал в институте 5$, а Волож предложил ему немыслимые 30$. И Илья влился в проект «Аркадия», бывший частью CompTek и созданный для работы над программой с полнотекстовым поиском, в качестве основного разработчика.

Алгоритм, над которыми начали трудиться программисты, включал морфологический поиск по информации – он же в дальнейшем использовался в первых версиях «Яндекса». На этой основе CompTek разработал несколько локальных поисковых программ, в том числе поиск по Библии, учитывающий морфологию русского языка.

1993-1996: С 3 до 1000 слов в секунду

В 1993 году Сегалович возглавил отдел разработки поисковых систем CompTek, развивая поиск и систему морфологического распознавания слов. Его команда работала совместно с лабораторией компьютерной лингвистики в рамках «Аркадии». Вскоре им удалось переписать поисковый алгоритм, уместив его в 300 Кб, так что он целиком помещался в оперативной памяти компьютера. Это был прорыв! Алгоритм позволил увеличить скорость поиска с 3 слов в секунду до 1000, так что стало возможно работать с большими массивами текста.

Первая рабочая версия универсальной поисковой системы была фактически готова. Нужно было придумать ей название, и Илья Сегалович взял выражение «Yet ANother inDEXer» («еще один индексатор»). Аркадий предложил заменить первые две английские буквы на русскую «Я». Так и появился Яndex.

1997: Проиндексируем весь Рунет за пару часов

23 сентября на крупной информационной выставке Softool общественности презентовали поисковую систему. Посетители стенда «CompTek-Яндекс» могли задавать вопросы демонстрационному компьютеру и получали ответы. На тот момент «Яндекс» учитывал морфологию русского языка, определял уникальность текста и релевантность страницы.

В декабре CompTek сообщает о международном признании: «Яндекс» становится стандартным средством поиска в русскоязычной версии Microsoft Internet Explorer 4.0.

1998: «Ваша киска купила бы Cisco»

В те времена в интернете никто не рекламировался, это было время растяжек и баннеров на улицах, роликов на ТВ и музыкальных заставок на радио. «Яндекс», такой скромный в конце 90-х, выпускает релиз: «Компания считает, что, перейдя рубеж в 55 000 показов страниц в день, поисковая система yandex.ru представляет собой привлекательное место для размещения рекламы. Уникальность системы и ее быстрое развитие обеспечивает регулярный прирост количества новых пользователей – более 10 % еженедельно…»

Реклама была текстовой (ее называли «строчки» – строки в поиске) и баннерной. Уже тогда можно было настроить аудиторию по тексту рекламы, получить онлайн-доступ к статистике баннеров или текстовой рекламы и возможность задавать частоту показов.

Первый баннер также сохранился. Он гласил: «Ваша киска купила бы Cisco». Надо сказать, что CompTek был промоутером Cisco в России, и баннер явно принадлежал самому «Яндексу». Баннер Cisco очевидно использует рекламный ход компании «Вискас», но кажется, в конце 90-х мало кого волновали авторские права.

2000: На сцену выходит Лебедев-гопник

Полученные от инвесторов 5 млн вложили в разные продукты и нужды «Яндекса». Поисковик начал рекламироваться на телевидении. Важную роль в брендинге сыграл Артемий Лебедев: еще совсем молодой, 24-летний, но очень предприимчивый. В 1999 году он уже владел студией WebDesign, которая создала лого и дизайн «Яндекса». В 2000-м Артемий снялся в ключевом для компании рекламном ролике. Гопник, вытирая нос, спрашивает у испуганного парня: «Закурить не найдётся?» И на экране появлялся легендарный слоган: «Яndex. Найдётся всё!».

Артемий Лебедев, загримированный под гопника, в рекламе «Яндекса»

30 ноября презентован прообраз отечественного маркетплейса – «Яндекс.Товары» (будущий «Яндекс.Маркет»). Это была витрина товаров и торговых предложений, для покупки товара нужно было связаться с продавцом через его сайт или номер телефона: покупки онлайн в 2000 году здесь еще не практиковались. К участию в партнерской программе приглашались все онлайновые и офлайн-магазины: «Яндекс запускает новый сервис для продавцов и покупателей. Сервис позволяет уточнить категорию товара. Например, при поиске молока можно отделить собственно продукт от книжек о нем или косметических средств. При необходимости поиск можно ограничить диапазоном цен».

Сервисы, запущенные в 2000-м:

2001: «Я больше не бездомный»

Бизнес расширялся, и в феврале «Яндекс» переехал в свой первый офис – в Вычислительном центре РАН, у компании появилась своя серверная. До этого времени «Яндекс» пользовался помещениями провайдера «МТУ-Информ», сервера компании размещались там же.

В начале 2000-х мир был аналоговым и только-только познавал преимущества цифры. Телевизор смотрели все, телепрограммы печатались огромными тиражами. И в компании решили забрать часть этого бизнеса, сделав ставку на оперативность появления информации: запустили интернет-службу «Яндекс.ТВ». Основой была программа передач. Пользователь мог выбрать нужное, раскрасить программку и настроить под себя. На первой странице «Яндекса» выводилась часть программы – то, что идет прямо сейчас. «Яндекс.ТВ» стала успешной – сегодня это многофункциональная система смарт-телевидения.

Компания запустила первую в Рунете систему размещения контекстной рекламы – «Яндекс.Директ». Она позволяла без посредников публиковать на «Яндексе» свою рекламу. За первый же год работы «Директа» пришло больше 2500 рекламодателей.

Редко упоминается тот факт, что в 2001 году «Яндекс» запустил первый конструктор сайтов. В рамках программы Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий подготовили сервис «Деловой сайт». Он позволял компании бесплатно создать сайт, не прибегая к услугам программистов, легко редактировать и пополнять информацию на нем. Сервис был создан на базе бесплатного хостинга, принадлежавшего «Яндексу», – «Народ.ру».

Сервисы

2002: Всем покупателям – отказы

На главной странице появился знаменитый слоган «Найдется всё», ранее озвученный Артемием Лебедевым в ТВ-рекламе.

«Яндекс» вышел на самоокупаемость раньше намеченного на 2003-2004 годы срока и стал самой крупной в Рунете компанией. Это произошло благодаря росту контекстной рекламы: рекламодатели поверили в рекламу в Интернете. В том же году «Яндекс» оставил позади лидеров поиска «Рамблер» и «Апорт». Компании начали поступать предложения о покупке, в том числе и от Google, но стало понятно, что перспективы «Яндекса» безграничны – совет директоров отвечал всем отказом.

Сервисы:

2003-2008 год: Боже, храни рекламу

Впервые в истории российского интернета IT-компания выплатила акционерам дивиденды – в общей сумме 100 000 долларов, это произошло в 2003 году.

Тогда-то «Яндекс» начал становиться всеобъемлющим. Спам в почте? – запускаем «Спамооборону». Нужна интерактивная карта на сайт? – Да вот же, API «Яндекс.Карт».

Очень много делалось для развития источника дохода – рекламы на сайте. В 2003 совершенствуется «Яндекс.Директ» – сервис переходит на аукционный принцип размещения и оплату по кликам, рекламодатель платит не за показ, а за переход на сайт. Вводится геотаргетинг. В 2006 заработали РСЯ («Рекламная сеть Яндекса») и «Метрика». Одновременно администрация «Яндекса» постоянно работала над улучшением поиска, выпуская новые алгоритмы.

Сервисы:

2009-2012: Денег больше – штаны те же

К 2010 году доля сервиса «Яндекс.Директ» на рынке контекстной рекламы России составляла 75–80 %, доходы в этом сегменте только за первое полугодие 2010 года оценивались в 4,42-5,04 млрд рублей. Прибыль активно росла, несмотря на финансовый кризис. Число показов рекламных объявлений превысило 20 млрд в месяц.

Желающих приобрести долю в «Яндексе» было предостаточно, и некоторые покупатели были очень сильными, например Алишер Усманов. Поэтому перед выходом на IPO (Initial Public Offering – первичная реализация акций фирмы неограниченному числу граждан) руководство «Яндекса» выпустило «золотую акцию» и продало ее за 1 евро Сбербанку. Предполагалось, что Сбербанк будет сохранять нейтралитет и защитит компанию от поглощения, в том числе иностранными компаниями. Банк получил право накладывать вето на продажу более 25 % акций поисковика. Но «золотая акция» не давала права на место в совете директоров или дополнительные дивиденды.

«Яндекс» начал работать на Казахстан и Беларусь, все сервисы были ориентированы на местную аудиторию, а поиск учитывал морфологию национального языка. В Турции заработал портал yandex.com.tr.

У компании появилась собственная антивирусная технология, позволяющая предупреждать пользователей поиска об опасных сайтах. Поиск «Яндекса» научился учитывать личные интересы пользователя при выборе подсказок и формировании результатов выдачи.

Эти инвестиции в последующие годы позволили «Яндексу» разработать еще множество сервисов – но это стало ясно в перспективе. Сотрудник «Яндекса» Александр Быков вспоминал, как на следующий день после приезда Воложа и Сегаловича с IPO он столкнулся с Ильей перед входом в офис и спросил: как это ощущается – иметь такой успех на бирже? На что Сегалович улыбнулся и ответил: «Да фиг знает, штаны те же, ботинки те же, ничего не поменялось».

Сервисы и приложения:

2013-2017: «Еще одна лента блогов»

В 2013-м «Яндекс» представил технологию распознавания речи SpeechKit и API для работы с ней, через год появилось приложение, которое записывает текст под диктовку и озвучивает написанное. В арсенале «Яндекса» – машинное обучение, распознавание образов и речи, нейронные сети. Так что уже в 2014 начал работать Yandex Data Factory – направление по работе с Big Data для компаний, которые нуждаются в обработке больших массивов информации. Рынок Big Data в России в 2014 только зарождался, но на подобные услуги уже был огромный спрос. Большинство российских компаний использовали (и используют сейчас) иностранные решения в этой области от провайдеров типа Sap, Oracle, IBM, EMC, Microsoft и т. д.

Поскольку на рынке стал ощущаться дефицит IT-специалистов, в «Яндексе» стали активно растить собственных. Например, в 2017 в разных городах стартовал образовательный проект «Яндекс.Лицей», программа обучения программированию школьников 8–9 классов. А вместе с НИУ «Высшая школа экономики» «Яндекс» открыл факультет компьютерных наук, он готовит специалистов по двум направлениям – «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия».

В «Яндекс.Директе» важные изменения: введено ранжирование рекламных блоков, чтобы пользователи видели более релевантную рекламу. Аукцион изменил алгоритм: в него введен принцип Викри-Кларка-Гровса, когда цена клика растет пропорционально трафику, и рекламодатели могут получать максимум кликов по оптимальной цене.

«Яндекс Дзен», который пользователи поначалу встретили со скепсисом (еще одна лента блогов, кому она нужна?) становится все умнее и наращивает читателей. Лента персональных рекомендаций «Яндекс.Дзен» использует искусственный интеллект и предлагает контент, который может понравиться пользователю.

В августе 2017 года «Яндекс» и Сбербанк подписали договор о создании совместного предприятия на базе сервиса «Яндекс.Маркет» – «Беру», стоимость которого оценивалась в 60 млрд рублей. Помимо создания маркетплейса, сотрудничество предполагало продолжение развития «Яндекс.Маркета». Тестовая версия «Беру» запущена 21 мая 2018 года, в июне число позиций достигло 50 тысяч.

Произошло тяжелое событие для компании – в 2013 году в результате тяжелой болезни скончался один из учредителей и технический директор «Яндекса» Илья Сегалович. «Не знаю, чем можно заменить его энциклопедичность в технологиях и чистое видение продукта. Но он оставил за собой целое новое поколение программистов, целую школу. А его этические стандарты задали уровень всем нам», – писал Волож.

Акционеры «Яндекса» по состоянию на 2016 год. Источник: РБК

Сервисы и приложения:

2017-2019: С вами говорит Скарлетт Йоханссон

На основе нейронной сети создается голосовой помощник – Алиса. На рынке уже были представлены Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa и Cortana от Microsoft (из них на русском языке на тот момент работала только Siri). Алиса решает различные задачи, обращаясь к сервисам «Яндекса», с ней можно поболтать или поиграть. Алиса может импровизировать и дерзить. В 2018 году Алиса стала инструментом управления «Яндекс.Станции» – инструмента умного дома, колонки с голосовым управлением.

Кстати, Алиса «говорит» голосом «Скарлетт Йоханссон» – вернее, голосом актрисы Татьяны Шитовой, которая дублировала звезду для многих фильмов в российском прокате. Например, в мелодраме «Она» (забавно, что сама Скарлетт в этом фильме озвучивала интеллектуального голосового помощника). Татьяна рассказала, что кастинга для озвучки Алисы она не проходила – ей сразу позвонили с готовым предложением, хотя до этого «Яндекс» пробовал и другие варианты озвучки, с другими голосами. Чтобы Алиса «заговорила», Татьяне пришлось записать 60 часов текста – его потом нарезали на звуки, чтобы нейросеть могла составлять из них слова и предложения.

В 2017 году «Яндекс.Такси» и российский Uber договорились объединить свои бизнесы в шести странах: России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. «Яндекс» инвестирует в совместную компанию 100 миллионов долларов США, Uber – 225 миллионов. На момент объявления сделки объединенная компания оценивалась в 3,725 миллиарда долларов.

Испытание беспилотного автомобиля в феврале 2018 г. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

К 2018 году ряд зарубежных компаний, в том числе Apple, Tesla и Uber ведут разработку и внедрение беспилотных автомобилей. «Яндекс» не мог оставаться в стороне: в 2019 году «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о разработке беспилотных автомобилей. Затем компания «Яндекс» первая в России запустила две тестовые зоны, где можно прокатиться на машине без водителя, в Иннополисе и в Сколково, где его можно вызвать через приложение «Такси».

В сентябре 21 года «Яндекс» наконец объявил, что испытания беспилотных такси стартуют в Москве – заявки от добровольцев принимаются.

Стоит отметить также запуск сразу трех сервисов, облегчающие жизнь горожан: служба доставки продуктов «Яндекс.Еда», каршеринг «Яндекс.Драйв» и экспресс-доставка «Яндекс.Лавка».

В 2019 «Яндекс» запустил сервис онлайн-обучения «Практикум» (он стал одним из 30 образовательных проектов компании) и инвестировал в подготовку кадров для IT-сферы 5 млрд рублей, чтобы за три года выпустить 100 000 специалистов. Была учреждена научная премия имени Ильи Сегаловича – для поддержки молодых ученых. Дефицит кадров помогает восполнить программа стажировки: «Яндекс» на регулярной основе приглашает на стажировку студентов-разработчиков с профильных факультетов и тем, кто ее успешно проходит, предлагает позицию в компании.

Сервисы и приложения:

2020-2021: «Я открою свой банк»

Когда мир охватила пандемия коронавируса, «Яндекс» оказался на удивление подготовленным к этому. Доставка продуктов и непродовольственных товаров была отлажена. Компания запустила «доставку по клику», когда заказанный товар привозят сначала на склад «Яндекс.Лавки», а потом доставляют человеку за 15-20 минут до нужного времени. В «Яндекс.Такси» появилась доставка небольших посылок, а в «Яндекс.Еде» – робот-курьер «Яндекс.Ровер». Он доставляет еду из ресторанов в Иннополисе и деловом квартале «Белая площадь» в Москве.

Робот-курьер «Яндекс.Ровер» доставляет еду в Сколково (фото «Яндекса»)

Чтобы поддержать медиков и тех, кто попал в сложную ситуацию, «Яндекс» запустил проект «Помощь рядом». Команда проекта организовала поездки врачей к пациентам, доставку им продуктов и бесплатное тестирование на коронавирус. На главной странице показывался индекс самоизоляции – он показывал, стоит ли выходить из дома.

Агрегатор «Маркет», один из старейших сервисов для поиска и сравнения товаров вернулся в 2020 году обновленным – в виде маркетплейса, объединенного с маркетплейсом «Беру». Это произошло после «развода» «Яндекса» со Сбербанком – корпоративные культуры двух гигантов оказались несовместимыми. «Яндекс.Деньги», контролируемые Сбербанком, сохранялись до конца 2020 года, а затем пользователям предлагалось (и предлагается) пользоваться ЮMoney (структурой, не аффилированной с «Яндексом»).

В 2020 году введен новый поисковый механизм на основе нейросети – в «Яндексе» его назвали крупнейшим событием в поиске за последние десять лет. Новая технология получила название YATI (Yet Another Transformer with Improvements, в переводе означает «Еще один трансформер с улучшениями») – кстати, заметьте сходство с Yandex – «Yet ANother inDEXer» («Еще один индексатор»).

31 августа 2021 года «Яндекс» сообщил о том, что полностью выкупает доли Uber в «Яндекс.Еде», «Лавке», «Доставке», а также в сфере беспилотных автомобилей и роверов. Яндекс доведет свою долю в совместном бизнесе до 71 % и получит право в течение двух лет выкупить оставшуюся долю Uber по цене 1,8–2 млрд долларов. Кажется, эта сделка однозначно показывает, какие сферы бизнеса перспективнее всего для развития в ближайшие годы.

«Яндекс» – это и есть Рунет

Сегодня главным акционером «Яндекса» остается Аркадий Волож. По состоянию на июнь 2021 года его семейному фонду принадлежит 8,6 % капитала и 45,5 % голосов компании (такой разброс в цифрах объясняется тем, что у «Яндекса» два класса акций – «А» и «В». Акции класса «А» обладают одним голосом на ценную бумагу и находятся в свободной продаже; акции класса «В» обладают десятью голосами на ценную бумагу, перед продажей их нужно конвертировать в акции класса «А» с потерей голосов).

Среди других акционеров – Capital Group, Harding Loevner, Invesco и другие крупные фонды.

Управленческие решения принимает совет директоров «Яндекса» – в него входит 11 человек.

Кроме этого, деятельность «Яндекса» контролирует близкий к государству Фонд общественных интересов. Решение о его создании совет директоров «Яндекса» принял в 2019 году – чтобы снять с себя политические риски в связи с обсуждением законопроекта об ограничении иностранного владения информационно значимыми ресурсами Рунета (законопроект, который после учреждения фонда был отозван, предложил депутат Антон Горелкин – он же сейчас разрабатывает законопроект о запрете рекомендательных алгоритмов в соцсетях).

В 2020 году был сформирован состав Фонда общественных интересов – в него также вошли 11 человек, включая представителей из «Газпром Нефти», ВШЭ, МГУ и «Сколково». Фонд получил «золотую акцию», которой раньше владел Сбербанк, – с аналогичным правом блокировать сосредоточение 10 и более процентов экономических или голосующих акций в одних руках.

Обеспокоенность чиновников можно понять: Рунет сегодня – это во многом и есть «Яндекс». Он обогнал Google по количеству визитов: за последний год на долю «Яндекса» приходилось около 60 % визитов, а на долю Google – порядка 40 % визитов:

Месячная аудитория «Яндекс.Дзена» составляет 59 млн человек (а дневная – 20,5 млн), «Яндекс.Карт» – 42 млн человек.

«Яндекс» все увереннее осваивает сферу товаров и услуг. Машины на «Авто.ру» (проект «Яндекса») ищет 17 млн человек в месяц, квартиры на «Яндекс.Недвижимости» – 3,8 млн человек в месяц, а «Яндекс.Услугами» пользуется 8,9 млн человек. Путешествия, расписания поездов, телепрограмма, музыка, фильмы, новости, поиск работы – для всего этого у «Яндекса» есть сервисы. Практически все, что нужно, пользователь может найти в экосистеме «Яндекса», не уходя к конкурентам IT-гиганта.

Скоро доля «Яндекса» в Рунете должна увеличиться еще больше: с 1 января 2022 года поисковик «Яндекса» будет по умолчанию устанавливаться на всех продаваемых в России устройствах.

В начале статьи было написано, что Илья Сегалович пришел в 90-м году в «Аркадию» – прародитель «Яндекса» – работать над поиском. На самом деле это не совсем так. В фильме, посвященном Сегаловичу, Аркадий Волож вспоминал:

«Илюша сначала пришел помогать форматировать дискеты. Международный классификатор изобретений занимал 10 дискет. Поскольку было 100 клиентов, нужно было форматировать [для всех них] дискеты. Вова Иванов их царапал специальным образом, чтобы они были защищены от копирования. Илюша сначала их вставлял [вручную], потом написал файл, который форматирует их сам. Потом он хотел еще что-то, еще что-то, еще что-то, и потом всё переписал, и так пошло».

Интересно, мог ли тогда кто-то предположить, во что вырастет это желание всё переделать?

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *