На чем работают пароходы

Пароход

Парохо́д — судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина или паровая турбина (в последнем случае судно называют турбоходом). В качестве движителя исторически первыми использовались гребные колёса, устанавливаемые по бортам или за кормой. Затем по множеству преимуществ перешли на гребной винт.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Содержание

Устройство

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Гребной винт у пароходов устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт чаще приводится через редуктор или через электрическую передачу (однако на самых первых турбоходах использовались специальные тихоходные турбины, работавшие непосредственно на гребной винт; такие тихоходные турбины используются также на современных атомных подводных лодках для снижения шумности).

В 1894 году Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от паровой турбины. На испытаниях оно продемонстрировало рекордную скорость — 60 км/ч. После этого паровые турбины стали устанавливать на многих быстроходных судах. КПД пароходов с паровой машиной (построенных в 1950-е годы), составляет 20—25 %; у турбоходов 30—35 %.

История

В 1819 году американское судно с гребными колёсами «Саванна» впервые пересекло Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя.

Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов. Движителем у ранних пароходов служили гребные колеса, устанавливающиеся сбоку или позади судна.Первый винтовой пароход «Архимед» построен в 1838 году английским фермером Френсисом Смитом. С переходом от гребных колёс к гребным винтам ходовые качества пароходов сильно улучшились. Это привело к тому, что к началу XX века такие суда практически полностью вытеснили на море парусные.

Крупнейшие пароходы в мировой истории

28 июня 1851 года в Англии со стапелей сошёл новый деревянный пароход, получивший название «Амазонка». Длина корпуса составляла 91 м, наибольшая ширина — 14,5 м. Судно снабдили паровой машиной мощностью 800 л.с. Это был крупнейший деревянный пароход всех времён. 4 января 1852 года на судне возник пожар, приведший к катастрофе. Из 162-х пассажиров выжили 58, из них 11 сошли с ума от пережитого кошмара.

14 апреля 1912 года «Титаник», крупнейший в мире пассажирский пароход того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут. В результате катастрофы погибло 1 517 человек, что сделало это столкновение одним из наиболее смертельных во всей истории морских катастроф мирного времени. Такая высокая смертность приписывается тому что, несмотря на соответствие нормативам того времени, на судне не было достаточного количества спасательных лодок для всех пассажиров. Количество мест в спасательных лодках составляло 1 178, тогда как на судне находились 2208 человек. Непропорциональное число мужчин погибло из-за правила «женщины и дети первыми», которое соблюдалось при посадке в шлюпки.

Источник

Разница между пароходом и теплоходом

Долгие тысячелетия двумя «двигателями» для морских и речных судов были ветер (парусный флот) и мускульная сила людей (гребной флот) или их совмещение. Естественно, с распространением морских путешествий это перестало устраивать человечество, и попытки найти альтернативные способы передвижения по воде предпринимались не раз. Пробный коммерческий рейс на пароходе был сделан в 1807 году, а изыскания более экономичного и скоростного двигателя продолжились в 19 веке, и первый теплоход появился спустя почти 100 лет – в 1903 году. Чем отличается пароход от теплохода, и почему пароходы (то есть суда, перемещающиеся с помощью парового двигателя) проиграли техническую гонку судам, на которых установлен двигатель внутреннего сгорания?

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Из истории парохода и теплохода

Первый паровой двигатель создал античный изобретатель и механик Герон Александрийский еще в 1 веке нашей эры. Правда, из-за наличия в то время дарового рабского труда механизм распространения не получил и использовался как игрушка или в качестве экзотики – например, для открывания дверей в храмах, подачи «святой» воды и для некоторых других целей. Со смертью гения изобретение было забыто, а работы по созданию парового двигателя возобновились в Новое время (17 столетие). Весь 18 век предпринимались более-менее удачные попытки по разработке парового двигателя, и, наконец, в 1807 году по американской реке Гудзон прошел первый коммерческий пароход «Клермонт».

Главное отличие парохода от теплохода – в типе двигателя. Паровой двигатель использует энергию давления пара, получаемого при нагревании воды. На теплоходах же применяется двигатель внутреннего сгорания. Почти всегда это дизельный мотор, в котором поршень толкают выхлопные газы, образующиеся в цилиндрах двигателя при сгорании дизельного топлива (солярки).

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

«Отцом» первого дизельного двигателя в 1897 году стал немец Рудольф Дизель, давший механизму свое имя. Уже в следующем году чертежи приобрел шведский изобретатель Нобель, который в то время жил в Российской империи и занимался разработкой нефтяных месторождений в Баку. И в 1903 году созданные им двигатели устанавливаются на танкер «Вандал» – первый в мире теплоход. Так что первенство в этой области принадлежит нашей стране.

Сравнение

Главная причина, почему теплоход в конце концов выиграл у парохода, – различия в эффективности двигателя. У парового «движка» КПД (коэффициент полезного действия) существенно ниже. Кроме этого обстоятельства, в пользу теплохода играют и следующие преимущества дизельного двигателя:

Однако, несмотря на явные преимущества теплохода, пароходы не исчезли совсем. Правда, сейчас на их долю приходится мизерная доля речных или морских перевозок, поскольку они в основном используются как «банкетоходы» – для проведения на них корпоративов, юбилеев или других праздников. Старейший пароход России «Н. В. Гоголь» курсирует по реке Северная Двина и приписан к порту города Северодвинска (Архангельская область). По заверению его владельца, «Н. В. Гоголь» тоже является «банкетоходом».

Таблица

В компактной таблице подведен итог, в чем разница между пароходом и теплоходом.

Источник

Кто изобрел первый пароход, история происхождения парохода

Классовое имя и значение

В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колёса (если не брать в расчёт первых опытов Джона Фитча с вёслами, приводимыми в движение паровой машиной). Гребные колёса могли располагаться по бортам в районе мидель-шпангоута или за кормой. К XX веку гребные колёса вытеснил более прогрессивный гребной винт. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов первоначально использовался уголь, позже нефтепродукты (мазут).

В настоящее время поршневые пароходы (суда с поршневой паровой машиной) не строятся, хотя некоторые ещё находятся в эксплуатации.

Пароходы, в отличие от паровозов, могут использовать конденсацию пара для снижения давления на выходе из цилиндров, что существенно повышает КПД судовой паровой машины. Кроме того, на пароходах могут применяться более эффективные водотрубные котлы по сравнению с жаротрубными, устанавливаемыми на паровозы, а максимальная мощность паровых машин примерно до середины 1970-х годов превосходила максимальную мощность дизельных двигателей.

Кроме того, пароходы совсем непривередливы к сортности и качеству топлива. Поэтому строительство пароходов продолжалось значительно дольше (по крайней мере до 1980-х годов), чем строительство паровозов (которое прекратилось в конце 1950-х годов).

В настоящее время поршневые пароходы уже не строятся, хотя достаточное большое их количество ещё находятся в эксплуатации, но это относится к морским судам. Речные пароходы прекратили строиться значительно раньше и массово списывались в связи с моральным и физическим устареванием. По этой причине действующих речных пароходов во всем мире осталось всего несколько десятков.

Предыстория

Ещё в I в. н.э. Герон Александрийский предлагал использовать энергию пара для придания телу движения. Он описал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину – «эолипил». В XVI-XVII вв. были созданы устройства, совершавшие полезную работу за счёт действия пара. В 1680 г. французский изобретатель Дени Папен сообщил об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»). Это изобретение приблизило создание паровой машины, но саму машину он не построил.

В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.

Первое достоверное испытание парохода произошло 15 июля 1783 г. во Франции. Маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал свой «Пироскаф» – судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, которая вращала два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация произошла на реке Сона, судно прошло около 365 м за 15 мин. (0,8 узла), после чего двигатель сломался.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 г.

Название «пироскаф» во Франции и некоторых других странах долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Так же назывался пароход и в России. Во Франции этот термин сохранился до сих пор.

В 1787 г. американский изобретатель Джеймс Рамсей создал и продемонстрировал лодку, приводимую в движение водомётным движителем, использовавшим энергию пара. В этом же году Джон Фитч на реке Делавэр продемонстрировал своё первое паровое судно «Perseverance» («Настойчивость»).

Движение этого судна осуществлялось двумя рядами вёсел, которые работали от паровой машины. А в 1790 г. Фитч и Фойгт построили 18-метровую паровую лодку с оригинальным движителем в виде вёсел, которые повторяли гребные движения ног утки. Лодка в течение лета 1790 г. курсировала между Филадельфией и Берлингтоном, перевозя до 30 пассажиров.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Пароход Фитча 1790 г.

Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).

Так кто же был первым?

Если проанализировать историю возникновения паровых кораблей, то который из них появился первым установить трудно, хотя считается, что первым был «Клермонт» ( «North River Steamboat» ), построенный Робертом Фултоном в 1807 году и отправившийся в плаванье по реке Гудзон от пристани Нью-Йорка до Олбани.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы
Пароход «Клермонт» Роберта Фултона

Непонятно только как быть с тем фактом, что было ещё судно «Charlotte Dundas» в Англии и свободно перевозило баржи по лондонскому каналу уже в 1801 году и его паровая мощность составляла 10 лошадиных сил. Очень прочный деревянный корпус корабля был в длину 17 метров, это было достаточно уникальное явление, но его как-то не заметили и всерьёз не приняли, поэтому и имя создателя англичанина Вильяма Симингтона осталось в тени. Пароход стал не востребованным уже через год, 1802 году он стал на вечный для себя причал и пробыл там до 1861 года, когда его растащили на детали.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы
Charlotte Dundas

А вот Роберта Фултона подобная участь не коснулась. Его пароход в своё первое плаванье пошёл чуть ли под улюлюканье зевак на пристани, все ждали, что он потонет или остановится, но судно быстро удалялось от берега и, обгоняя все лодки и парусники по пути, всё убыстряло ход. Для того времени скорость в 5 узлов для водного транспорта была фантастикой.

Стоя на палубе своего парохода Роберт Фултон, понимал, что свершается чудо и пар, как движитель для кораблей, отныне будет заменять парус и флот станет совсем другим.

Стальной корпус и гребной винт- новый этап судостроения

Морское судостроение до 40-х годов XIX в. развивалось сравнительно медленно. Строительство пароходов тормозили недостатки в конструкции, выявленные в процессе эксплуатации, устранить которые сразу не представлялось возможным. И только коренное изменение конструкции пароходов и двигателей, а также переход к новым строительным материалам для строительства судов стимулировали быстрое развитие морского судостроения.

Величайшее значение для судостроения имел переход к строительству железных и стальных корпусов пароходов.

Другим очень важным фактором развития морского флота было изобретение гребного винта, сменившего гребные колеса первых пароходов. До конца 30-х годов XIX в. пароходы строились с гребными колесами, которые ломали морские волны. Они являлись наиболее уязвимым местом во время боя, их повреждение сразу же выводило судно из строя.

В 1838 г. английский инженер — изобретатель Смит построил первый, вполне пригодный для практических целей, пароход «Архимед» с гребным винтом. Вскоре был сделан еще ряд усовершенствований винтовых пароходов, и к концу 40-х годов XIX в. гребной винт начал быстро вытеснять гребные колеса, в первую очередь в морском военном флоте.

До 70-х годов паровой флот не являлся полновластным хозяином водных просторов. Существовал и парусный флот, занимающий значительную часть общей системы водного транспорта.

Первый коммерчески успешный пароход

Позже он получил паровой двигатель Ватта, доставленный в Америку, где построил свой первый настоящий пароход в 1807 году. Это был Пароход Северной реки ( North River Steamboat) (позже известный как Клермонт (Clermont)), он перевозил пассажиров между Нью-Йорком и Олбани, штат Нью-Йорк. Клермонт был в состоянии совершить рейс в 150 миль (240 км) за 32 часа. Пароход был оснащен двигателем Болтона-Уатта и был способен совершать рейсы на дальние расстояния. Это был первый коммерчески успешный пароход, перевозивший пассажиров по реке Гудзон.

В октябре 1811 года корабль, спроектированный Джоном Стивенсом, «Маленькая Джулиана» (Little Juliana) работал в качестве первого парового парома между Хобокеном и Нью-Йорком. Корабль Стивенса был разработан как пароход с двухвинтовым приводом в противопоставлении к двигателю Болтона — Ватта на Клермонте. Эта конструкция была модификацией предыдущего парохода Стивенса «Феникса» (The Phoenix), первого парохода, успешно совершавшего рейсы в открытом океане из Хобокена в Филадельфию.

Пароход «Комета» (PS Comet) Генри Белла в 1812 году открыл пассажирское движение на реке Клайд в Шотландии.

Марджери (The Margery), спущенный на воду в Думбартоне в 1814 году, в январе 1815 года стал первым пароходом на реке Темза, что вызвало у лондонцев большое удивление. Он ходил из Лондона до Грейвсенда до 1816 года, когда был продан французам и стал первым пароходом, пересекший Ла-Манш. Когда он достиг Парижа, новые владельцы переименовали его в «Элиз» (Elise) и открыли пароходную службу на реке Сена.

В 1818 году «Фердинандо I», первый итальянский пароход, покинул порт Неаполя, где был построен.

Самые известные пароходы в истории

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Крупнейшим деревянным пароходом всех времён была «Амазонка» (Англия), созданная в 1851 г. Длина её корпуса составляла 91 м. Судно погибло при пожаре в 1852 г.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

14 апреля 1912 г. «Титаник», являвшийся крупнейшим в мире пассажирским пароходом того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Самым старым в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 г. Он ходит по озеру Мьёса.

Самый старый пароход

В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Например, на озере Мьеса в Норвегии, все еще курсирует колесный пароход «Скибладнер», сконструированный в 1856 году и являющийся самым старым пароходом в мире на данный момент.

У «Скибладнера» есть своя работа — круглый год он развозит почту, а летом на нем проводят водные прогулки и круизы.

В России тоже есть свой долгожитель — колесный пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 году все еще принимает на борту посетителей.

Новый флот России

Первый паровой корабль получил Балтийский флот, а ещё через два года – Черноморский флот. Корабли эти были не боевые, а вспомогательные, правда, с паровыми машинами и гребными колёсами. Задачи перед ними ставились простые: грузоперевозки и буксировка парусных судов военного флота.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы

Российскому военно-историческому обществу удалось разыскать за границей, доставить на Родину, бережно отреставрировать и передать Черноморскому флоту Андреевский флаг с корабля «Император Александр III». Это был последний флаг русского флота в Бизерте, и он стал символом преемственности. Принял его лично Президент Российской Федерации.

У истоков создания парового военного флота на Чёрном море стоял вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг. Это был опытный моряк, совершивший неоднократно дальние плавания и принимавший участие в боевых действиях. Адмирал Грейг поручил строительство боевого корабля одному из самых опытных корабелов полковнику Илье Степановичу Разумову. Илья Степанович обладал богатым судостроительным опытом, полученным на верфях Петербурга, в Англии и Голландии.

На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы
Портрет адмирала А.С. Грейга

Титаник – самый известный пароход

Титаник – это не просто самый известный пароход, это вообще самый знаменитый корабль за всю историю Человечества. Хотя судьба его не такая уж и блестящая. Этот 269-метровый гигант затонул при первом же плавании через Атлантический океан, столкнувшись с айсбергом.
На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходыТитаник – самый известный пароход.
Но шумиха, поднятая в прессе, а затем и в искусстве, превратила эту катастрофу в одно из самых знаковых событий двадцатого века, а Титаник затмил своей славой все остальные великие корабли, даже с куда более удачными судьбами.
На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходыРеконструкция Титаника из одноименного фильма Джеймса Камерона.

American Queen – современная легенда

Самым оживленным регионом, в котором использовались пароходы, является бассейн реки Миссисипи. Там этот вид транспорта носит легендарный характер – в течение ста лет именно паровые суда (преимущественно, колесные) переняли на себя основной объем пассажирских и грузовых перевозок.
На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходыAmerican Queen – современная легенда.

И хотя вторая половина двадцатого века стала временем заката паровых суден, на Миссисипи они не то, что до сих пор используются, но даже строятся. Последним крупным подобным объектом, спущенным на воду, стал в 1995 году American Queen. Более того, 127-метровое судно является самым большим речным пароходом за всю историю этого вида транспорта. Так что говорить о скорой смерти последнего пока что не стоит.
На чем работают пароходы. Смотреть фото На чем работают пароходы. Смотреть картинку На чем работают пароходы. Картинка про На чем работают пароходы. Фото На чем работают пароходы
American Queen – современная легенда.

Источник

Пароход

Содержание

Устройство

КПД пароходов с паровой машиной (построенных в 1950-е годы) составляет 20—25%, у турбоходов — 30—35%.

История

До XIX века. Предыстория

Энергию пара для придания телу движения предлагал использовать ещё Герон Александрийский в I веке н.э. — он описал и, возможно, создал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину — « эолипил ». Ряд устройств, совершавших полезную работу за счёт действия пара были описаны и созданы в XVI и XVII веках.

В 1680 году французский изобретатель, проживавший в Лондоне, Дени Папен сообщил Лондонскому королевскому обществу об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»), что приблизило создание паровой машины. В 1690 году он описал замкнутый термодинамический цикл парового двигателя, но саму машину не построил. В 1705 году получил от Лейбница эскиз и описание паровой машины Томаса Сэвери для поднимания воды (1698 года), что вдохновило его на новые работы. В 1707 году совершил путешествие по реке Везер (Германия) на сконструированной им колёсной лодке, которая, по одним сведениям (в частности, в публицистической статье Якова Перельмана в журнале «Техника Молодежи» за ферваль 1937 года) приводилась в движение мускульной силой, по другим — паровой, что кажется маловероятным. Лодка была разрушена местными озлобленными лодочниками.

В 1698 году английский механик и изобретатель Томас Сэвери запатентовал, а в 1699 году продемонстрировал тепловой (паровой) насос для откачки воды из шахт. Более эффективный вариант такого насоса в 1712 году продемонстрировал его соотечественник Томас Ньюкомен (см. Паровая машина Ньюкомена ). Существует версия, что в 1736 году английский инженер Джонатан Халс (англ.) русск. спроектировал судно с колесом на корме, приводимом в движение паровой машиной Ньюкомена и оно прошло испытание на реке Эйвон. Однако никаких доказательств этого не сохранилось, и, с учётом веса конструкции и масштабов потребления угля, испытания вряд ли могли быть успешными.

«Пироскаф». Первое достоверное испытание парохода

Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 году
(Парижский национальный морской музей)

15 июля 1783 году маркиз Клод Жоффруа д’Аббан (англ.) русск. продемонстрировал «Пироскаф» (англ.) русск. (от др.-греч. πῦρ ( pýr ) — огонь и σκάφος ( scaphos ) — судно) — первое достоверно задокументированное судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, вращавшей два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация проходила на реке Сона (Франция). Судно прошло около 365 метров за 15 минут (0,8 узла ), после чего двигатель сломался. д’Аббан продолжать опыты не стал. Нарицательное название пироскаф во Франции и некоторых других странах, в том числе России, долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Во Франции и по сей день термин pyroscaphe является синонимом для обозначения парохода [2].

Американские пароходы Рамси [прим. 3] и Фитча

Его соотечественник Джон Фитч в том же, 1787 году, на реке Делавэр продемонстрировал своё первое паровое судно «Perseverance» («Настойчивость»), приводимое в движение двумя рядами вёсел, работавшими от паровой машины. Паровая машины была создана Фитчем самостоятельно совместно с Генри Фойгтом, так как Великобритания не давала разрешения на экспорт новых технологий (в том числе машину Уатта) в свою бывшую колонию.

В июне 1790 года Фитч и Фойгт построили 18-метровую паровую лодку с оригинальным движителем в виде вёсел, которые повторяли гребные движения ног утки. Эта лодка в течение лета 1790 года осуществляла рейсы между Филадельфией и Берлингтоном, Нью-Джерси перевозя до тридцати пассажиров. За лето лодка прошла около 3000 миль. Фитч заявил, что лодка прошла 500 миль без каких-либо механических проблем. Расчетная скорость была минимум 6 миль в час при неблагоприятных условиях и максимум 7-8 миль в час при хорошей погоде. Конструкция паровой лодки Фитча была вполне удачной, однако судебные и коммерческие неудачи привели к прекращению его деятельности по эксплуатации и доработки его парового судна.

«Шарлотта Дандес». Первое практическое применение колёсного парохода

XIX век. Первые пароходы

Первый практически использовавшийся пароход создал Роберт Фултон в 1807 год. Пароход «Клермонт» (изначально назывался «North River Steamboat»), приводимый в движение гребным колесом, совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч). Оценивая результаты этой поездки, Фултон писал своему приятелю: «Я опережал все лодки и шхуны, и казалось, что все они стоят на якоре. Теперь полностью доказана пригодность силы пара для приведения в движение кораблей. В этот день, когда я выехал из Нью-Йорка, вряд ли 30 человек поверили бы, что мой пароход пройдет хотя бы одну милю в час. Когда мы отошли от пристани, где собралось много любопытных зрителей, я слыхал довольно саркастические замечания. Так всегда приветствуют несознательные люди тех, кого они зовут «философами» и «прожектёрами».» После некоторых улучшений в конструкции Фултон организовал постоянные рейсы на этом речном пути.

Несмотря на то, что «отцом парохода» считается Роберт Фултон, первым в мире работающим подобным транспортным средством является судно «Шарлотта Дандес», спущенное на воду в 1801 году.

В середине XIX века началась массовая переделка парусников в паровые суда. Модернизация парусников в винтовые корабли, в отличие от тех же в колёсные, оказалась значительно более простой. Деревянный корпус разреза́ли примерно пополам и делали деревянную же вставку с механической установкой, мощность которой для крупных фрегатов составляла 400-800 л.с. При этом весовая нагрузка только улучшалась: тяжёлые котлы и машины располагались в основном под ватерлинией и исчезала необходимость в приёме балласта, количество которого на парусниках иногда достигало сотен тонн. Винт размещали в специальном колодце в корме и снабжали его подъемным механизмом, поскольку при ходе под парусами он только мешал движению, создавая дополнительное сопротивление. Аналогично поступали и с дымовой трубой: чтобы она не мешала манипуляциям с парусами, её делали телескопической складной — по типу подзорной трубы. Проблем с вооружением при этом (в отличие от колёсных) практически не возникало: оно оставалось на своем месте. [5]

Пароходство в России (и СССР)

В 1818 году Ижорский адмиралтейский завод ввел в строй первый военный пароход «Скорый» с машиной мощностью 32 л.с. Кстати, «Скорый» вполне может претендовать на роль первого боевого парохода не только в России, но, как минимум, в Европе — несколько больший по размерам британский «Комет» заложили только через три года.

Строительство пароходов продолжалось до 1950-х годов. Например, в СССР последней серией речных пароходов стал тип «Иосиф Сталин» (позднее переименован в «Рязань»). Пароходы этого типа строились до 1959 года.

Старейший в России действующий колёсный пароход « Н. В. Гоголь » сейчас находится в городе Северодвинске (Архангельская область) и ходил с круизами по реке Северная Двина до 2012 года, став в 2013 году, со слов владельцев этого судна, лишь банкетоходом.

Известные пароходы

14 апреля 1912 года « Титаник », крупнейший в мире пассажирский пароход того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут. В результате катастрофы погибло 1 517 человек, что сделало это столкновение одним из наиболее смертельных во всей истории морских катастроф мирного времени. Такая высокая смертность приписывается тому, что несмотря на соответствие нормативам того времени, на судне не было достаточного количества спасательных лодок для всех пассажиров. Количество мест в спасательных лодках составляло 1 178, тогда как на судне находились 2208 человек. Непропорциональное число мужчин погибло из-за правила «женщины и дети первыми», которое соблюдалось при посадке в шлюпки, при этом они не были заполнены полностью.

Сохранившиеся исторические пароходы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *