На чем раньше носили ведра
к о р о м ы с л о
Толстая изогнутая деревянная палка для ношения двух ведер на плече
• (местное) длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца; журавль
• без рук, без ног, на плечи скок (загадка)
• большая стрекоза, которая никогда не порхает
• деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких-либо тяжестей
• деталь рычажного механизма
• название рычагов в некоторых механизмах
• приспособление для переноски воды в ведрах
• рычаг в некоторых механизмах, точка опоры которого обычно располагается посередине
• с каким предметом деревенской утвари в русских загадках сравнивают радугу
• хищное насекомое отряда стрекоз
• часть двигателя внутреннего сгорания
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо?
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• «концами над водой висит, середкой на плече лежит» (загадка)
• «наплечник» для ведер
• «ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (загадка)
• плечевой «рычаг» для ведер
• дуга для переноски ведер
• «двухведерный» эпитет радуге
• сравнение для дыма в накуренной комнате
• предмет для ношения ведер
• Планка для ношения ведер на плече
• Деталь рычажного механизма
• Без рук, без ног на бабу скок!
• Название рычагов в некоторых механизмах
• «Двухведерный» эпитет радуге
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо
• плечевой «рычаг» для ведер
На чем раньше носили ведра
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КАК НОСИЛИ ВОДУ КОРОМЫСЛОМ
Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.
А.А. Пластов. Родник. 1964 г.
На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.
Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890 г.
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
КОРОМЫСЛО (или, как говорили в старину, коромысел)
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра.
Такой тип коромысла существует в ряде районов и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами.
В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра.
Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем.
Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.
Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой наплечной части.
Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.
Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Коромысло – искусство баланса
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…
Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.
Прежде считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих…
Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?
А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.
Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…
Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.
Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…
Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.
Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.
В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.
Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.
Коромысло – предмет со смыслом
Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.
Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.
Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.
Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.
С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.
Почему баланс – женская задача?
Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.
Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.
Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.
Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…
А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии»
Алексей Венецианов «Встреча у колодца»
К.Маковский «Девушка с коромыслом»
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
К.Васильев «У колодца»
И. Рязанова «Морозко»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
На чем раньше носили ведра
Оно, ложась на чьи-то плечи,
Носило воду в дом из речки.
Потом в один прекрасный год
В дом провели водопровод.
И вот теперь оно, ребята,
Лежит в музее экспонатом.
Место изготовления: СССР, Сибирь
Время изготовления: Первая половина – середина ХХ века
Материал: дерево, металл (железо)
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: длина по дуге – 120,0 см; ширина по наплечнику – 6,0 см
Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев и с колонок, которые были расположены на каждой улице нашего села. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или, как говорили в старину, коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает об этом удивительном предмете.
Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности, воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Его достоинства по заслугам оценили в сёлах и в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные насекомые. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь деревенском дворе. Висящим на гвозде. А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой на коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду на коромысле, получал «звание» отрока т.е. подростка.
Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»