На чем россия полетит на луну
На чем Россия полетит на Луну
В последнее время лунная тема частенько всплывает в новостях. То мы летим на Луну, то не летим, то снова летим, то снова нет… В то же время, в недрах Роскосмоса, постепенно готовят технические средства для будущего полета. На авиасалоне МАКС-2015 показали несколько разработок, без которых такой полет будет невозможен.
Для начала следует обозначить разницу между беспилотными и пилотируемыми миссиями. В беспилотном режиме полет на Луну — это почти самое простое и дешевое что можно сделать в межпланетном пространстве. В ближайшие 10 лет планируется запустить к Луне три автоматические станции: две посадочные и одну орбитальную. Кроме выполнения научных задач, эти аппараты должны дать опыт реализации лунных миссий новому поколению инженеров. Предыдущая посадка на Луну производилась в 1976 году, когда значительная часть современных космических специалистов еще не родилась. Поэтому им надо набираться опыта в дальнем космосе и на поверхности Луны.
Первый полет, вроде бы, обещают на 2019 год, и, вроде бы, это будет посадочный аппарат «Луна-25» («Луна-Глоб»). «Вроде бы» потому что Федеральная космическая программа 2015-2025 еще не утверждена, и неизвестно какие изменения туда внесут, и что будет в итоге.
В любом случае, на авиасалоне МАКС-2015, разработчик «Луны-25» НПО им. С.А. Лавочкина, выставил полноразмерный макет лунного аппарата и разгонного блока «Фрегат».
Пожалуй стенд НПОЛ, из космических, был самый эффектный на авиасалоне. Признаться, я не ожидал от «Луны-25» такой степени готовности. Уже определен состав научной аппаратуры и ее размещение.
Сделали даже грунтозаборное устройство, хотя я думал, что обойдутся без манипулятора, но выставленный макет был оборудован ковшом.
Жаль только не сделали камеру на мачте, чтобы можно было создать сферическую панораму, вроде той, что получилась у китайского Chang’e 3.
Остается надеяться, что беспилотную лунную программу на ближайшее десятилетие сохранят без изменений, и хотя бы три планируемых аппарата совершат свой полет.
А вот пилотируемой лунной программе не везет. Как и во времена Королева, она остается чрезвычайно дорогим предприятием, которое, в общем-то, непонятно зачем нужно.
Вместо того чтобы запускать одну ракету грузоподъемностью сто тонн, предложили запустить четыре ракеты на тридцать тонн. Многопусковая схема давно предлагается и фантастами и конструкторами. Казалось бы, что проще: запускай себе ракету за ракетой и строй большой корабль понемногу, как МКС строили, например. Но за кажущейся простотой скрывается целый мешок подводных камней: все пуски потребуется проводить в строгой последовательности, никакие задержки, из-за снега, бурана или мусора в топливопроводе недопустимы, иначе «поползут» пусковые окна. Низкая околоземная орбита характерна тормозящим воздействием атмосферы, поэтому орбита будет постоянно деградировать, причем непредсказуемым образом, и коррекции придется вносить во все пусковые программы… Есть еще проблема, о которой не знали в 70-е — космический мусор. МКС уже регулярно, раз в 3-4 месяца, шарахается от крупных кусков, а теперь и кораблям в ходе двухсуточного полета приходится это делать.
А если хоть на одной ракете что-то пойдет не так? Все, хоронить всю программу?
Поэтому Роскосмос оказался первым, кто взялся реализовать дальнюю космическую программу по многопусковой схеме. И это решение происходит от бедности — с нынешними бюджетами (точнее бюджетами весны 2015 года) иначе добраться до Луны российские космонавты не смогут. И 2 ракеты — это только облет. Посадка на Луну потребует четырех ракет.
Справедливости ради стоит отметить, что сейчас российскими специалистами накоплен богатейший опыт проведения стыковок на орбите, в автоматическом и ручном режимах. Ракета «Ангара» показала себя неприхотливым устройством, которому на погоду все равно. Так что часть негативных факторов можно отбросить.
«Лунная ракета» должна создаваться на основе «Ангары-А5», путем добавления кислород-водородного разгонного блока КВТК.
Напомню, цифра в названии «Ангары» — это число модульных ускорителей первой ступени. Ранее предполагалось, что самым мощным вариантом будет «Ангара-А7», но от нее отказались, т.к. она требовала отдельного стартового стола. Обойтись без «семерки» решили путем добавления одной водородной ступени на «пятерку». Этой ступенью и будет КВТК. Вместе с ним ракета будет называться «Ангара-А5в», т.е. «водородная».
UPD: Для «А5в» нужен не только КВТК, но и отдельная третья водородная ступень до завершения которой еще неизвестно сколько.
К сожалению, на стенде ГНПЦ им. Хруничева макет водородной ракеты показывали только в «бизнес-день» форума, а обычным посетителям вроде меня досталась только простая «пятерка» в грузовом и пилотируемом исполнении.
“Водородная” почти в полтора раза выше, видимо организаторы решили, что толпы фанатов лунной экспансии снесут менее устойчивый макет, и убрали его подальше.
Пока КВТК в разработке, по апрельским планам 2015 года он должен быть готов к 2020 году, но урезание финансирования лунной программы может отодвинуть эту дату.
Зато РКК «Энергия» — разработчик пилотируемого корабля ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) — порадовала. На стенде корпорации можно было увидеть важные элементы будущей лунной миссии.
Большой макет «пепелаца» на ножках показывали еще два года назад. Несмотря на это, весь день у входной лесенки толпились фанаты космоса, в надежде заглянуть через люк. Внутрь пускали только самых фанатичных — их отличали по кепке и росту не более метра.
В конце дня, с любезного согласия сотрудников «Энергии», мне удалось просунуть руку с фотоаппаратом в салон и сделать панораму.
Облик салона внутри именно такой, каким предполагается оборудовать настоящий корабль. Конечно, в полетной конфигурации все свободное пространство будет занято полезным грузом и дополнительным оборудованием.
Другая очередь выстроилась у реального космического корабля «Союз-ТМА 13» вернувшегося из космоса 8 апреля 2009 года. Точнее у его спускаемой капсулы. Через иллюминатор удавалось заглянуть в корабль, и увидеть нетронутый интерьер, какой остался после посадки.
Хотя, чтобы увидеть самое интересное, надо было смотреть в другую сторону.
На большую черную «банку», занимавшую изрядную долю стенда «Энергии» мало кто обращал внимание, тогда как это была, пожалуй, главная «темная лошадка» всего авиасалона-2015.
Эти странные русские, не раз переворачивавшие все с ног на голову, снова поступили вопреки мировому космическому опыту, и сделали углепластиковый космический корабль!
Серьезно, «Энергия» отказалась от металла в создании несущего жесткого корпуса космического корабля, и намерена делать «раму карбон» не только кораблям, но и модулям будущих космических станций. Про это изделие можно без доли иронии говорить «инновация», и «не имеет мировых аналогов». В мире сейчас создается 5 государственных и один частный космический корабль, и только российский — углепластиковый.
Причина такого решения — стремление облегчить нагрузку. Этот корабль могут поднять и отнести четыре человека! Ну, ладно, не корабль, а только эту капсулу. Потом на нее навешают систем жизнеобеспечения, тепловой и радиационной защиты, движки и топливо, системы управления, и четыре кресла-ложемента для экипажа, и корабль снова станет неподъемным.
А какая была бы сцена:
— Ура, сели!
— Отлично! Теперь выгружаемся, перекусим, и понесли-понесли до Байконура…
Да, корабль будет многоразовый. По крайней мере обитаемая капсула должна отлетать не менее десяти раз. Сейчас объявлен конкурс на выбор названия корабля.
На этом хорошие новости заканчиваются, и начинается суровая правда жизни. Надо отдать должное сотрудникам Роскосмоса, они не скрывали того факта, что выставленный углепластиковый образец производился по заказу в Германии. В России не нашлось производства углепластика такого высокого качества.
Выставленный макет полностью соответствует летному образцу, но в космос не полетит. Ему предстоит пройти многочисленные испытания на земле. В Германии должны произвести еще три корпуса для наземных тестов. В то же время, «Энергия» готовится приобрести производственную линию у того же производителя. После этого россияне произведут у себя еще четыре корпуса, и тоже подвергнут их испытаниям… И только после этого будет создана летная капсула, которая станет основой будущего перспективного корабля нового поколения.
Учитывая с какой скоростью в Роскосмосе традиционно осуществляются и внедряются передовые разработки, можно сказать, что если ПТК НП действительно полетит в 2021 году хотя бы в околоземный полет, то это будет чудо. И не в смысле «чудо инженерной мысли» (что безусловно так), а в смысле «Бильбо, откуда у тебя это кольцо?»
Хотя, обещают, пустить корабль еще раньше — в 2019-м году. Может и правда у Гарри Поттера палочку отжали.
Для достижения Луны, потребуется еще одно чудо — создать посадочный лунный модуль, которого пока нет, и похоже, не будет еще минимум 10 лет. Поэтому я искренне надеюсь, что хотя бы один из «мэтров с кепкой», который заглядывал в корабль на прошедшем МАКСе, когда-нибудь оставит свой след в лунном реголите.
Роскосмос снова перенес запуск миссии «Луны-25» — теперь на 2022 год
Миссия «Луна-25», первая российская экспедиция к земному спутнику за последние 45 лет, в этом году не состоится. Причина: не все системы аппарата прошли необходимые испытания, рассказали «Газете.Ru» в Российской академии наук.
«В этом году «Луна-25» не полетит. Слишком мало времени, чтобы завершить подготовку аппарата», — рассказал вице-президент РАН академий Юрий Балега.
Эту же информацию подтвердил академик Михаил Маров, принимавший участие в нескольких советских межпланетных миссиях, в том числе по доставке лунного грунта на Землю.
«Могу сказать, что запуск перенесен на следующий год. Вероятнее всего – май. В этом году пуска «Луны-25» не состоится. Только на моей памяти перенос запуска проекта случается седьмой раз», — рассказал академик.
Официального подтверждения переноса запуска миссии от Роскосмоса пока не поступало.
Запуск «Луны-25» на южный полюс спутника был намечен на октябрь 2021 года, он откладывался последние несколько лет из-за западных санкций и неготовности отдельных систем.
Ранее «Газета.Ru» рассказывала о поставке в НПО Лавочкина двух последних недостающих служебных приборов миссии — «Биус-Л» от НПЦАП имени Пилюгина и прибора ДИСД-ЛР от концерна «Вега». С поставкой этого прибора, который в НПО Лавочкина планировали получить еще в июне, вышла задержка. В связи с этим глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин допустил возможность очередного переноса запуска «Луны-25».
Как сообщил источник в отрасли, очередной перенос пуска связан с неготовностью других служебных систем миссии, весь набор научных инструментов, разработанных в ИКИ РАН, давно готов и прошел проверку.
Долгое возвращение на Луну
Миссия «Луна-25» («Луна-Глоб») должна символизировать возвращение России на Луну и стать первым шагом в новой отечественной лунной программе. На миссию очень надеются ученые и специалисты по ракетной технике – Россия не отправляла аппараты и тем более не садилась на Луну с 1976 года (аппарат «Луна-24»), поэтому успех проекта даст возможность дальнейшего исследования спутника последующими станциями.
Ранее о том, что миссия будет отправлена только после всех необходимых проверок, «Газете.Ru» заявил заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.
«Мы полетим тогда, когда результаты всех испытаний будут положительными. Если успеем на заявленную дату в октябре, полетим в октябре. Не будем успевать к этой дате — будем испытывать сколько понадобится, чтобы все хвосты подчистить. Могу определенно заявить, что никуда не полетим, пока все испытания не будут успешно завершены — из неудач «Марса-96» и «Фобоса-Грунта» все уроки извлечены. Ведь на кону лежит успех миссии, первая российская экспедиция на южный полюс Луны должна стать успешной», — пояснил ученый.
Выполнение заявленных задач сулит России важные научные открытия. Несмотря на то, что Луна и считается холодным безводным телом, данные с орбиты однозначно указывают, что в приполярных широтах, где сядет «Луна-25», есть залежи льда, особенно в вечно затененных крупных кратерах, на дно которых никогда не попадает солнечный свет. Обнаружение этого льда в месте посадки (а на борту «Луны» будет специальный манипулятор и приборы для анализа) откроет перспективы для использования воды человеком и в качестве источника ракетного топлива в будущих пилотируемых миссиях, уверены ученые. Южную полярную область выбрали и в NASA, как место прилунения своих астронавтов после 2024 года.
«Луна-25» стала самым ярким примером долгостроя в российском космосе. Изначально запуск планировался на 2014 год.
Постоянные переносы миссии уже заставили выйти из нее зарубежных партнеров. Так, шведские ученые покинули проект, не став размещать на спускаемом аппарате свой прибор «Лина-Эксан».
Шведы не дождались запуска российского аппарата и поставили свой прибор на борту китайского лунного аппарата.
«Когда специалисты Лавочкина меня успокаивают, говоря, что мы что-то сделаем через некоторое время, я им обычно говорю — хотелось бы при жизни, — говорил в интервью телестудии Роскосмоса академик Маров. — Я уже так надеялся, что старт «Луны-Глоб» осуществится в 2019 году, но сейчас он перенесен на 2021 год, и конца этому не видно. А ведь «Луна-Глоб» имеет принципиальное значение — ведь мы разучились садиться на Луну. В 70-е годы мы делали это неоднократно, а сейчас мы утратили все то, что обеспечивало наши достижения».
Когда российские космонавты высадятся на Луне: планы и реальность лунной программы РФ
О возможности высадки россиян на Луне шесть лет назад заговорил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он опубликовал статью «Русский космос», в которой, в частности, определил ближайшие перспективы полетов на Луну как создание посещаемой лунной лаборатории. Первые высадки российских космонавтов на Луну, согласно этой статье Рогозина, должны произойти в 2030 году. Статья Рогозина вышла 11 апреля 2014 года, а уже в декабре 2014 года глава «Роскосмоса» выражал сомнение в целесообразности для России полётов на Луну и Марс.
Тем не менее, 28 ноября 2018 года Российская Академия Наук и «Роскосмос» озвучили лунную программу России, которая рассчитана на период до 2040 года и включает три этапа. На первом этапе перспективный пилотируемый корабль «Орел» (прежнее название – «Федерация») должен совершить облеты Луны, а саму лунную поверхность предполагается исследовать автоматическими станциями серии «Луна».
На втором этапе на Луну должны на 14 дней высадиться космонавты и приступить к подготовке закладки лунной базы. Наконец, третий этап включает в себя строительство базы на Луне с научной инфраструктурой, и формирование единой системы средств освоения Луны.
Однако возможность выполнения данных задач в указанные сроки вызывает определенные вопросы. Так, первый этап рассчитан на период 2020-2025 гг. Но пилотируемый корабль «Орел» все еще остается в перспективном статусе. Только год назад, в декабре 2019 года, было установлено, что масса корабля слишком тяжела для полета. Работы над совершенствованием аппарата продолжаются, поэтому ни о каком завершении первого этапа освоения Луны до 2025 года не может быть и речи. Скорее всего, в оптимальном случае он только начнется во второй половине 2020-х годов. По крайней мере, 2028 год был обозначен первым заместителем руководителя «Роскосмоса» Юрием Урличичем в качестве года планируемого беспилотного облета Луны кораблем «Орел». Следовательно, сроки реализации этапов лунной программы сдвигаются, каждый – минимум на пять лет.
Однако от амбициозных планов в «Роскосмосе» не отказываются. Так, главный конструктор корабля «Орел» Игорь Хамиц в интервью заявил, что в перспективе корабль, возможно, сможет летать не только на Луну, но и на Марс. Хамиц признался, что темпы работы по созданию корабля нуждаются в ускорении и заявил, что в 2025 году «Орел» все же должен отправиться в свой первый пилотируемый полет. Но, конечно, высадка на Луну произойдет позже.
— подчеркнул Игорь Хамиц в интервью, появившемся в июне 2020 года на сайте Роскосмоса.
При полете на Луну, как заявил Хамиц, экипаж «Орла» будет состоять из четырех человек, но при этом у «Роскосмоса» остается возможность для изменения его численности. Для этого могут быть установлены два дополнительных кресла в жилом отсеке корабля.
Таким образом, мы видим, что в «Роскосмосе» пока не собираются отказываться от идеи полета на Луну, хотя нет никаких сомнений в том, что это – очень долгоиграющий проект. Все упирается в главный для страны вопрос – в финансирование. Какими бы светлыми не были головы российских конструкторов, какими бы умелыми – руки технических специалистов, но без должной финансовой подпитки со стороны государства все подобные проекты будут обречены на очень и очень длительную реализацию.
Впрочем, тем, кто сегодня еще довольно молод, возможно и доведется стать свидетелями совершенно новой в истории космонавтики эпохи, когда люди будут осваивать Луну. От правительства же зависит в первую очередь и то, будут ли эти люди россиянами, или же это будут американцы или китайцы.
Россия отказалась от создания новой ракеты для полетов на Луну. Но мы все еще в гонке
Российские специалисты остановили работу над проектом лунной сверхтяжелой ракеты. Затратную идею ставили под сомнения изначально. Но отказываться от освоения космоса нельзя. Хотя лунная программа — это в большей степени вопрос престижа страны, она может открыть человечеству многие тайны Вселенной.
В России прекратили проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну. Аппарат создавали по заказу Роскосмоса на основе разрабатываемых РКЦ ракет «Союз-5» и «Союз-6». Гендиректор ракетно-космического центра «Прогресс» Дмитрий Баранов допустил, что разработку ракеты могут со временем возобновить.
При этом техническое проектирование ракеты планировалось закончить уже через месяц — в октябре 2021 года. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин утверждал, что в ближайшие два-три года произойдет переворот представлений об отечественной космонавтике, напомнил «Коммерсант».
Также в феврале этого года РКЦ «Прогресс» приостанавливал разработку сверхтяжелой ракеты «Енисей». Ее планировали задействовать в рамках реализации космической программы. Контракт на разработку проекта «Енисея» обошелся в 1,47 миллиарда рублей. Проект должны были сдать до начала 2022 года.
Остановка — хорошее решение
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт рассказал «360», что отмена разработки сверхтяжелого носителя была ожидаема. В России, как и в США, где такая программа продолжается, есть серьезные сомнения в том, стоит ли это делать.
«Может быть, это прозвучит чуть неожиданно, но остановка разработки — это хорошее решение. Такой носитель сильно специализированный, ни для чего другого он не годится, а затраты здесь колоссальные. Можно вспомнить советские программы Н-1 и „Энергия“ и американский „Сатурн-5“. Сделали, решили задачу, а что потом? Выбросили! И у американцев, и у нас», — сказал Натан Эйсмонт.
По словам ученого, сомнения в целесообразности разработки такого носителя были изначально. И то, что эта точка зрения все же возобладала, в интересах всех, в том числе и исследователей Луны, которые планируют делать это с использованием пилотируемых полетов. Ведь даже в этом случае можно обойтись без сверхтяжелого носителя.
«К этой задаче можно было [подойти] как-то более рационально. Например, использовать для полетов на Луну не один носитель, а несколько, которые также годятся и для других целей. При этом наша лунная программа продолжается, и в следующем году запланирован запуск в южную область Луны с совершенно новыми исследованиями, которые, возможно, прольют свет на некоторые секреты Луны», — поделился планами Натан Эйсмонт.
Что касается станции на лунной орбите, то такие планы есть в программах многих других космических агентств, пояснил ученый. Это первые и логичные шаги — станция на орбите, а уже потом, если говорить о пилотируемых полетах, посадка на само небесное тело.
Вопрос престижа
Блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров в разговоре с «360» отметил, что полет человека на Луну — это прежде всего вопрос политического престижа. Он воспринимается как показатель технологического, научного, экономического могущества страны, способной реализовать такую экспедицию.
По его словам, состоявшиеся полеты людей на Луну показали, что человек намного эффективнее для исследований, чем луноход. Например, советские автоматические станции принесли 320 граммов лунного грунта, а американские космонавты — 380 килограммов. В других научных исследованиях результат соотношения работы между машиной и человеком будет таким же.
Лунная вода
Виталий Егоров рассказал, что сейчас основная цель для исследования спутника Земли — вода. Предполагается, что на лунных полюсах есть ледяные залежи. Пока там все предварительно разведали только со спутника, никто ничего не видел и не трогал, даже луноходы рядом не проходили. Но уже существуют проекты автоматических и пилотируемых станций.
«В перспективе возможно строительство лунной базы, со временем из этой воды собираются добывать топливо, кислород или водород. Кроме того, на Луне есть что изучать в условиях вакуума и сверхнизких температур на полюсах. Все это можно будет в дальнейшем использовать для фундаментальной науки», — сказал блогер.
Популяризатор космонавтики отметил, что такие исследования принесут пользу человечеству и помогут лучшему пониманию не только нашего места в мире, но и законов Вселенной, ведь со спутника Земли очень удобно наблюдать дальние галактики.
От космоса отказываться нельзя
По словам Виталия Егорова, основные проблемы с полетом на Луну в том, что нужно обеспечить максимальную безопасность пилотируемых полетов. Соответственно, необходимы большая программа наземных испытаний, высокая степень резервирования всех систем. Нужны очень тяжелые грузоподъемные ракеты, которые тоже предстоит разрабатывать.
«Нужны дорогие наземные испытательные стенды, запуски испытательные. Сейчас ближе всего к этой задаче приблизились американцы, которые уже потратили на это порядка 50 миллиардов долларов. И сейчас один запуск такой ракеты оценивается в один миллиард долларов, а это примерно половина годового бюджета всего Роскосмоса», — уточнил эксперт.
Он также добавил, что освоение космоса — это задача не для одной страны, это задача для мира. Человечество живет на Земле, и это незамкнутая система. Чтобы быть ко всему готовыми и учиться жить не только на нашей планете, но и в более широком пространстве, нужно продолжать осваивать космос.
«Что касается конкретно России, то, учитывая тот путь, который уже прошла советская и российская космонавтика, это национальное достижение, которое просто грех бросать. Прекращение работ в этой области не спасет экономику, но при этом мы откажемся от одного из направлений технологической индустрии, в которой мы на сегодня в тройке мировых лидеров», — сказал Виталий Егоров.