На чем слушали пластинки в ссср
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Отдельно стоящие проигрыватели винила появились в СССР далеко не сразу, где-то до середины 1970-х на рынке царили электрофоны, то есть, по сути, музыкальные центры, включавшие в себя и усилители, и акустические системы. Однако в определенный момент произошел поворот в сторону компонентного аудио, и советские меломаны и любители Hi-Fi были вознаграждены за долгое ожидание. В нашей подборке – лучшие вертушки Советского Союза, среди которых много клонов европейских и японских моделей, но встречаются и оригинальные разработки.
Модель производства 1986 года от производственного объединения «Радиотехника». Вертушка отличалась наличием прямого привода, на легком тонарме устанавливалась ММ-головка ГЗМ-155. Присутствовал полный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение проигрывателя. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 оборотов в минуту. Вес модели составлял 7,5 килограммов.
Советский клон японского проигрывателя Optonica-7100, сложную конструкцию оригинала воспроизвели на Таллиннском заводе «Пунане-РЭТ» в 1983 году. Полностью автоматическая прямоприводная вертушка оснащена системой программируемого воспроизведения с возможностью прямого выбора и повтора трека. Весил проигрыватель 12 килограммов.
Классический пассиковый проигрыватель с двухскоростным двигателем, автостопом и электромагнитным микролифтом, выпускался с 1983 года Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. На боковой стороне опорного диска нанесены полоски стробоскопа, тонарм оснащен рычажной системой антискейтинга. Достаточно солидный корпус из фанеры, пластика и металла опирался на четыре антивибрационные ножки. На тонарме штатно устанавливалась головка ГЗМ-105Д, весил аппарат 10 килограммов.
Вертушка с прямым приводом и полностью автоматическим управлением процессом воспроизведения. Выпускало ее Казанское НПО «Элекон» с 1985 года. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, весил проигрыватель 10 килограммов. Вертушка была среднего ценового класса – в 1987 году ее цена составляла 300 рублей.
Еще один клон капиталистического аппарата – тангенциальной вертушки Bang & Olufsen Beogram 4002. Оригинал появился в продаже в 1974 году, а в 1980 его копию под названием Электроника Б1-04 сделал Московский завод НИИ Титан. Главная особенность, это тангенциальный тонарм с программным управлением. Вес аппарата составлял 13 килограммов, но особенно внушала его цена – 750 рублей, что для 1980 года было очень дорого.
В данном проигрывателе явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм срисован с SME 3009, двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной опорный диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса, однако, как всегда, подводило качество материалов и изготовления.
Плод совместного творчества польских и советских инженеров, проигрыватель производился с 1984 года на Бердском радиозаводе. По сути, в основе его лежала модель Unitra G-602М. В проигрывателе был полный автостоп и квазисенсорное управление. Весила вертушка 10 килограммов.
Данный проигрыватель выглядит совершенным клоном японских аппаратов среднего класса тех лет. Выпускалась модель московским производственным объединением Торий с 1984 года. Прямой привод с кварцевой стабилизацией, электронный тормоз, автостоп и автовозврат тонарма – полный набор передовых технологий. В комплект входила головка ГЗМ-043. Весила вертушка 10 килограммов и стоила 350 рублей.
Еще один клон японской вертушки с прямым приводом, который с начала 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Помимо импозантного внешнего вида, в арсенале были подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, автовозврат тонарма. Правда, начинка также была от польской Unitra. Масса аппарата составляла 12 кг.
Классический пассиковый проигрыватель в симпатичном деревянном коробе выпускал Рижский завод имени А.С.Попова с 1980 года. Он поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, в нем было сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости. Статически сбалансированный тонарм имел систему антискейтинга, весил аппарат 12,5 килограммов.
Сложный по конструкции проигрыватель выпускался с 1982 года Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Полностью автоматизированный тонарм с системой электронного управления, штатно устанавливаемая головка Ortofon (!), солидный корпус, прямой привод диска, кварцевая стабилизация вращения, вес 15 килограммов. Мечта советского меломана!
Вершина советской аудиофильской мысли! Данная вертушка с прямым приводом производилась с 1983 года Кировским заводом «Ладога», и конструктивно она была очень близка к модели Корвет-003-стерео, впервые появившейся в 1978 году. Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. В общем, если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.
История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал грампластинки и как они устроены
Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.
Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.
Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.
Какими были пластинки в XX веке
Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.
Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.
Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.
В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.
Старые грампластинки за тысячи долларов
Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются
Содержание
Содержание
Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.
Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.
Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.
Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?
Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.
Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.
Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.
Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.
Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.
Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?
Виниловый звук: в чем волшебство?
Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.
44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.
Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.
На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.
Особенности звука винила
Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.
Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».
Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.
Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.
Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.
Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.
Винил или цифра?
Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.
В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.
Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
О виниле и не только. История рождения грампластинки.
Грампластинки делались не только из винила.
В начале «граммофонной эры» (конец XIX века) для записи звука использовались горизонтальные носители на основе металлических пластин, покрытых воском. Эти «грампластинки» были очень недолговечны. Они изготавливались в единичных экземплярах.
В 1892 был изобретен способ массового производства грампластинок путем штамповки с предварительно нарезанного стального оригинала. Материалом для тиража первоначально стал эбонит, но, вследствие дороговизны, он вскоре был заменен на шеллак (органическая природная смола). Серийное производство шеллаковых дисков началось в 1897 г.
Грампластинка из шеллака, 30е годы прошлого века
В 40х-50х годах, помимо шеллака, для тиражирования грампластинок использовался также целлулоид. Такие пластинки были гораздо легче и дешевле шеллачных, но крайне быстро изнашивались и применялись, главным образом, для записи речевых программ.
Грампластинка из целлулоида, 40е годы
В конце 40х годов появилась технология производства грампластинок из винила (поливинилхлорида). Массовое производство виниловых пластинок началось в конце 50х годов XX века. Винил не так сильно изнашивает иглу при проигрывании, более пластичен (что позволяет плотнее нарезать дорожки) и, что немаловажно, более устойчив к механическому воздействию (изгибам, ударам, падениям).
Одна из первых виниловых пластинок, 1948
Кроме этих материалов, для производства грампластинок использовались: ацетилцеллюлоза (полугибкие пластинки, «звуковые письма»); полимерная пленка (флекси-диск, или гибкая пластинка); различные металлы (для производства «наградных» дисков) и пр. В СССР в 50х-70х годах для подпольной грамзаписи использовались рентгеновские снимки («песни на ребрах»).
Гибкая пластинка
Пластинки «на ребрах»
Первая в мире серийная грампластинка, выпущенная тиражом около 400 экземпляров, появилась в 1897 в США. Это была инструментальная пьеса «A Bunch Of Rags», исполненная на банджо В.Л.Оссманом, в сопровождении оркестра (лейбл Victor).
В России первой серийной грампластинкой (весь цикл производства которой осуществлялся в России) явилась запись песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора (Апрелевский завод, под торговой маркой «Метрополь рекордъ», 1911). Ныне ни одного экземпляра этой пластинки не сохранилось – даже в музее Апрелевки. На фото – другая пластинка, вышедшая в том же году.
Яблоко одной из первых российских грампластинок, 1911
Первые пластинки имели недолгое существование: для проигрывания применялись тяжелые звукосниматели со стальными иглами, напоминающими гвозди, которые необходимо было заменять после проигрывания каждой записи. Поскольку мало кто хотел заморачиваться, этим правилом обычно пренебрегали, и пластинки приходили в полную негодность уже после нескольких проигрываний.
Граммофон и иглы к нему (20е годы прошлого века)
Первые пластинки были односторонними (запись присутствовала только на одной стороне, вторая была гладкой и могла содержать бумажную наклейку с рекламой во весь размер пластинки). Двухсторонние пластинки, технология производства которых была разработана в 1903, массово стали применяться в 10х годах XX века.
Грампластинки и их разновидность. История винила. Часть 2
Скорости проигрывания ранних грамзаписей варьировались. К началу XX века был принят международный стандарт 78 об/мин, как компромисс между качеством воспроизведения и временем звучания. Кроме него, в 20х-50х годах использовались также скорости от 6 до 8 об/мин – для записи разговорной речи, где имело решающее значение не качество воспроизведения, а продолжительность звукового материала.
В некоторых ранних граммофонах и патефонах имелось устройство для подстройки скорости вращения пластинки, практически от 0 до 78 об/мин. Подстройка производилась вручную на слух.
Любопытно, что низкие скорости воспроизведения, в частности, 16 2/3 об/мин, использовались и позже, в 50х-60х (для автомобильных проигрывателей Crysler выпускались специальные серии синглов), а в 2012 году эксперимент с небывало низкой скоростью вращения был вновь произведен лейблом The Third Man Records (США), выпустившим сувенирный винил-гигант «The First Three Years Of Blue Series Singles On One» с продолжительностью звучания около 8 часов при скорости воспроизведения 3 об/мин.
Поскольку устройств воспроизведения подобного типа в мире не существует, потенциальным слушателям предложено крутить пластинку пальцем. Впрочем, на проигрывателях с регулируемой скоростью вращения удается проиграть пластинку, но крайне неравномерно.
В 1948 компания Columbia (США) представила новый стандарт скорости воспроизведения – 33 1/3 об/мин. Пластинки, записанные с такой скоростью, получили название «Long Play» (LP). Эта скорость является основным стандартом при производстве виниловых пластинок до настоящего времени. Вкупе с уплотнением звуковых дорожек, это позволило добиться продолжительности звучания 15-17 мин. на одной стороне пластинки (позже, благодаря развитию технологий (и в ущерб долговечности пластинок), продолжительность была увеличена до 20-25 мин. в 60х-70х годах, и до 30 – в 80х). Главной причиной разработки нового стандарта стала конкуренция с магнитофонами, где продолжительность воспроизведения ограничена только длиной магнитной ленты.
В 1949 фирмой RCA (США) был разработан еще один скоростной стандарт – 45 об/мин. Хоть он и предназначался изначально для выпуска всех пластинок, впоследствии стал стандартом только для синглов (single), т.е. пластинок, содержавших одну или несколько песен (часто – односторонних, для проигрывания в музыкальных автоматах), которые выпускались для рекламной поддержки в ходе предстоящих гастролей или перед выходом большой пластинки. В середине 70х появились «сорокапятки» размера «гигант» (12”), названные макси-синглами. На них обычно публиковались ремиксы популярных композиций и песни, не вошедшие в очередные альбомы.
Позже (в континентальной Европе) синглами стали называться даже семидюймовые пластинки на стандартной скорости 33 1/3, содержавшие 2-4 песни; но эти пластинки имели официальное название «мини-альбом» (или Extended Play, EP).
Советские «сорокапятки» выпускались в 50х-60х годах, затем их производство было прекращено, а снова они появились в середине 80х годов, просто как миньоны и «гиганты» на скорости 45 об/мин.
Стандартные размеры грампластинок – 7, 10 и 12 дюймов, и остаются такими с самого начала эры грамзаписи (в некоторых странах были и отклонения от этих основных размеров).
Пластинки 7’’ (миньон, диаметр 175 мм) являлись основным стандартом размера первых грамзаписей. На такую пластинку на скорости 78 об/мин вмещалась максимум одна песня на одну сторону (часто не полностью, ок. 2,5 мин записи). В 1903 году появился новый размер – 12’’ (гигант, 300 мм), для более продолжительных записей. Будучи произведенными из шеллака, эти пластинки были достаточно хрупкими, поэтому наибольшее распространение, с начала 20х вплоть до конца 50х, получил третий размер – 10” (гранд, 250 мм), как компромисс между миньоном и гигантом.
В связи с «виниловой революцией» 50х-60х, основными стандартами стали «гигант» и «миньон».
Центральные отверстия в грампластинках (под ось вращения проигрывателя) также могли иметь различные размеры. Основной размер – 6 мм, под стандартную ось стационарного проигрывателя. Обычно с таким отверстием изготавливались «гранды», «миньоны» и «гиганты». В синглах чаще использовалось отверстие диаметром 38 мм (или комбинирование того и другого отверстия), т.к. эти пластинки применялись в музыкальных автоматах, переносных бытовых электрофонах и автомобильных проигрывателях.
Первые стереофонические пластинки появились в конце 50х, но массовое их производство началось только в начале 60х, причем тогда тиражи стерео-миксов составляли всего несколько процентов от общего количества выпущенных пластинок. Виной тому было отсутствие универсальной звуковоспроизводящей аппаратуры, способной проигрывать и моно, и стерео-пластинки, а специальная стерео-аппаратура была весьма дорогостоящей (превосходящей по цене моно-аналоги в 5 и более раз).
По этой причине, ранние альбомы The Beatles и The Rolling Stones (и некоторых иных групп и исполнителей) существуют в двух вариантах – моно- и стерео-сведении. Стерео-миксы, как правило, выпускались для более зажиточной американской аудитории, моно – для европейской.
Полный переход мировой индустрии грамзаписи на стереозвучание случился в самом конце 60х, хотя уже с середины 60х большинство пластинок (до 75% от общего количества) выпускалось в стерео как «универсальный» вариант, т.к. к тому времени были разработаны универсальные проигрыватели.
В сети утверждается, что первая советская стерео-пластинка появилась в 1958 году. Это не совсем так. В 1957 на прилавках советских магазинов появился первый отечественный стерео-электрофон «Юбилейный», в комплектацию которого входила пластинка с тестовой записью, произведенная во Франции. С 1958 в музыкальных магазинах изредка появлялись стерео-пластинки зарубежного производства (преимущественно с классическими записями).
В том же году было издано еще 56 наименований пластинок в стерео-звучании, в следующем – почти вдвое больше. Стоили эти пластинки более чем вдвое дороже моно-собратьев (соответственно 1,5 и 0,7 руб за музыкальный миньон; речевые программы стоили гораздо дешевле).
Эксперименты с многоканальным звуком велись с середины 60х годов и завершились в начале 70х разработкой квадрофонической технологии, при которой более объемное звучание (по сравнению со стерео) достигается наличием четырех каналов – двух фронтальных («передних») и двух тыловых («задних»). За несколько лет с применением квадрофонии было издано с десяток пластинок, среди них – легендарный альбом «The Dark Side Of The Moon» Пинк Флойдов.
«Квадрофонические» тиражи печатались небольшим количеством, вследствие малого спроса: эффект от применения технологии особо не впечатлял; пластинки стоили втрое дороже стереофонических; воспроизводящая квадро-аппаратура плюс акустика тоже стоила больших денег. К началу 80х квадрофония сошла на нет.
Первый советский квадрофонический проигрыватель «Феникс-2 квадро», 1977 (серийный выпуск с 1978). Мог быть укомплектован соответствующей акустикой
Первой и единственной квадрофонической пластинкой, выпущенной в СССР, является альбом фолк-рок-группы «Яблоко» (1980).
В США в 50х-60х годах продавались автомобильные встраиваемые проигрыватели для грампластинок. Они были разработаны компаниями Chrysler и Motorola, предназначались для проигрывания синглов, и поставлялись в двух модификациях: как проигрыватель для одиночной пластинки прямо в салоне автомобиля под приборным щитком; и как музыкальный автомат с десятками пластинок в багажнике, с выводом управления на приборную панель. В середине 60х, с появлением компактных более удобных автомагнитол, эти гаджеты быстро вышли из употребления. В 60х-70х был некоторый всплеск интереса к подобным приборам в Испании и Италии, но и он скоро иссяк.
Применение слова «альбом» по отношению к грамзаписи обычно объясняют наличием у многих зарубежных пластинок конвертов «с разворотами», даже если альбом не двойной. Однако, не этим объясняется происхождение термина. Это следствие, а не причина.
С конца XIX до середины XX века на пластинках не удавалось разместить большого количества песен. Пластинок у зажиточных семей накапливалось много, а бумажные тонкие конверты быстро приходили в негодность (а иногда пластинки, с целью удешевления, продавались и вовсе без конвертов), и музыку нужно было где-то хранить. Тогда и появились в продаже альбомы, представляющие из себя несколько сшитых вместе бумажных, картонных или кожаных «карманов» для пластинок, в общем переплете.
Потом надобность в них отпала, но название сохранилось.
Интересно, что в США до сих пор существует фирма, производящая подобные переплеты-альбомы, а некоторые коллекционеры уверяют, что в кожаном футляре грампластинка сохраняется лучше, чем в целлофане или бумаге.
Существует система наград для исполнителей, чьи пластинки были проданы наиболее крупными тиражами – т.н. «серебряные» (только в Великобритании), «золотые», «платиновые» и «бриллиантовые» (только в США) диски. В разных странах существует разный подход к определению «драгоценности» той или иной пластинки. «Золотой диск» в США присуждается за 500 тыс. проданных экземпляров альбома, в Англии – за 100 тыс., в Голландии – за 25 тыс. Для «платины» эти цифры соответственно выглядят так: 1 млн, 300 тыс, 50 тыс.
Наградные диски могут быть полными копиями оригинальных альбомов с покрытием из драгоценных металлов, либо просто сувенирной имитацией.
«Золотой диск» Deep Purple за альбом «Shades Of Deep Purple»
«Платина» Мадонны за «Like A Virgin»Продо