На чем специализируется нидерланды
GECONT.RU
география, экономика, достопримечательности
Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Нидерландов: торговля, транспорт, сельское хозяйство
Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).
Нидерланды привлекают многие производственные предприятия также благодаря следующим факторам: надежная индустрия поставок, благоприятная для предпринимательства атмосфера и рынок труда с высококвалифицированным персоналом. Высокая международная оценка видна из большого числа расположенных в Нидерландах транснациональных предприятий и исследовательских центров.
По рейтингу экономической свободы Нидерланды являются 13-ой страной среди 157, где проводилось исследование. Экономика страны является 16ой по величине в мире. В период с 1998 по 2000 год годовой прирост ВВП составлял 4%, но затем темпы прироста несколько снизились. Инфляция в среднем составляет 1,3 – 1,5% в год. Безработица В Нидерландах одна из самых низких в Европейском союзе: по данным Евростата, она составляет 2,9%, а по данным Голландского Агентства Статистики 4%.
Промышленность Нидерландов
Статистические показатели Нидерландов
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 41.5 |
Население, млн. человек | 16.7 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 770.2 |
Инфляция, % | 2.4 |
Уровень безработицы, % | 6.8 |
Основные статьи импорта: нефть, автомобили, чугун и сталь, одежда, цветные металлы, пищевые продукты, различное транспортное оборудование.
Основные статьи экспорта: продукты химической промышленности, мясо, парниковые овощи, цветы, природный газ, изделия из металла.
Транспорт Нидерландов
Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.
Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.
Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство. Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты.
Географическое положение Нидерландов, а также особенности предшествующего экономического развития способствовали развитию Голландии как торговой державы. В результате образования Европейского сообщества, которое позитивно сказалось на голландской экономике, Нидерланды стали воротами европейского континента и главным распределительным центром Западной Европы.
Параллельно возросла транзитная функция Голландии, в результате чего Нидерланды стали важнейшим в Европе перевалочным пунктом нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, других сельскохозяйственных продуктов.
Нидерланды располагают развитой транспортной системой и специальной дистрибуторской инфраструктурой. Голландские транспортные компании превратили Нидерланды в четвертую по величине транспортную страну мира. Принимая во внимание размеры Нидерландов, приходящиеся на их долю 6,5% международного транспорта можно считать значительным достижением. Сфера услуг охватывает транспорт товаров, пассажирский транспорт и вспомогательные транспортные услуги. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти, а также основным европейским распределительным центром.
На долю голландских морских портов приходится около 40% западноевропейского рынка. По внутренним водам Западной Европы Нидерландами осуществляется также 40% транспортных перевозок.
Продолжает расти роль Нидерландов и в международных автоперевозках. Протяженность автомобильных дорог страны составляет около 115 тыс. км, и на долю Нидерландов приходится около четверти всех автомобильных перевозок Европейского сообщества.
В результате либерализации мирового воздушного транспорта особый рост произошел в авиатранспорте. В конце 90-х годов воздушный транспорт стал основным источником дохода от экспортируемых транспортных услуг, заняв место морского транспорта. В стране в настоящее время насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов. Гражданская авиация представлена главным образом компанией KLM, занимающей двенадцатое место среди крупнейших авиакомпаний мира.
Сельское хозяйство Нидерландов
Сельское хозяйство в Нидерландах является высокоинтенсивным и значимым сектором экономики, хотя в нём в 2005 году было занято всего около 1,0 % населения страны и производилось не более 1,6 % ВВП. В 2005 году сельскохозяйственный экспорт превысил 17 млрд евро (более 6 % товарного экспорта страны), около 80 % экспорта потребляют страны Евросоюза (Германия — 25 %, Великобритания — 12 %). В структуре аграрного экспорта преобладают овощи и цветы (12 млрд евро) и продукты молочного животноводства (5 млрд евро).
Земельные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65 % территории страны. Около 27 % сельскохозяйственных угодий занято пахотными землями, 32 % — пастбищами и 9 % покрыто лесами. Доля пастбищ непрерывно падает, с 1995 по 2005 года эти угодья сократились на 8,2 %, что связано в основном с расширением жилищного строительства.
За почвой в Нидерландах ухаживают тщательно, кроме того, по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна в 2005 году занимала первое место в мире.
Растениеводство. В некоторых районах страны преобладает цветоводство. Выращивается также картофель, сахарная свекла и зерновые культуры. Важная статья экспорта — высококачественные парниковые и консервированные овощи. Животноводство. Пятое место в Европе по производству масла и четвёртое по производству сыра. Наиболее распространено пастбищное животноводство, на польдерах выпасается более 4,5 миллиона голов крупного рогатого скота (около 3,5 % от скота ЕС). Молочное стадо в 2005 году насчитывало около 1,4 миллионов голов (в середине 1980-х было около 2,5 миллионов голов), продуктивность стада очень велика — средние надои составляют более 9 тысяч литров молока в год.
Тепличное хозяйство. По площадям, отведённым под тепличное хозяйство, Нидерланды занимают первое место в мире. С 1994 года по 2005 год площадь теплиц возросла с 13 до 15 тысяч гектаров, обогреваются теплицы обычно при помощи местного природного газа. 60 % защищённого грунта отведено под цветоводство.
Ведущие отрасли промышленности Нидерландов
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ
Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем. Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами, главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе. Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в страну энергоносителей.
Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ | 1985 г. | 1990 г. | 1993 г. | 1994г. |
Добыча/производство | ||||
Природный газ, млрд. куб. М | 81 | 72 | 84 | 84 |
Сырая нефть, млн. т | 3,7 | 4,0 | 3,3 | 4,5 |
Электроэнергия, млрд. кВт/ч | 63 | 72 | 77 | 80 |
Потребление | ||||
Уголь, млн. т | 10 | 14 | 13 | 14 |
Природный газ, млрд. куб. М | 44 | 41 | 46 | 47 |
Нефтепродукты, млн. т | 19,4 | 22,5 | 22.3 | 23,4 |
В том числе: | ||||
бензин, млн. т | 4,6 | 4,6 | 5.1 | 5.2 |
диз. топливо, газойль, млн. т | 3,2 | 4,4 | 4,9 | 4,9 |
сжиженный газ, млн. т | 0,8 | 0 | 0,9 | 0,8 |
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Химическая промышленность — вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее годовой оборот составляет около 15% общего промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая субсектор пластмасс), которые дают работу почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, «ШЕЛЛ КЕМИ», «АКЗО-Нобель» и «ДСМ», принадлежат к числу крупнейших в мире предприятий химической промышленности.
Предприятия химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства:
· производство основных химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье — хлор, фосфор, серная кислота и т.п.);
· производство продуктов тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности и д.р.);
· производство специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски, мыло);
· производство химических продуктов из нефтяного сырья;
· переработка каучука и пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для автомобильной промышленности).
МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА
Благодаря своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности. Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве, относительно дешево и с большой эффективностью.
Базовую металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов.
СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Сектор черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Самым крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн «Хооговенс» с общим числом сотрудников около 27 тыс. чел., из числа которых 60% заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании. Постоянное наращивание объемов производства — одна из наиболее характерных черт концерна. «Хооговенс» имеет тесные связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с «Бритиш Стил» «Хооговенс» разработал восстанавливаемую сталь для производства консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб для автомобильных глушителей из нержавеющей стали.
СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Ведущее место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий, представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями, так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится и ряд других цветных металлов.
Как и в черной металлургии, здесь доминирует концерн «Хооговенс», на который приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс. человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных конфигураций, литье и провод.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Машиностроение является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам среднего и легкого машиностроения.
Голландские машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины, сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии, работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой промышленности.
Экономика Нидерландов
Основные индустриальные центры Нидерландов
Нидерланды имеют современную высокоразвитую постиндустриальную экономику. Важнейшие отрасли:
Добывающая промышленность
Важное значение имеет природный газ (четвёртое место по добыче в мире). По трубопроводам газ распределяется из Гронингена по всей стране и на экспорт. До 1975 года в провинции Лимбург добывали уголь. В городах Хенгело и Делфзяйл работали соляные шахты с объемом добычи 4 миллиона тонн в год.
Транспорт
Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство. Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в Нидерландах является высокоинтенсивным и значимым сектором экономики, хотя в нём в 2005 году было занято всего около 1,0 % населения страны и производилось не более 1,6 % ВВП. В 2005 году сельскохозяйственный экспорт превысил 17 млрд евро (более 6 % товарного экспорта страны), около 80 % экспорта потребляют страны Евросоюза (Германия — 25 %, Великобритания — 12 %). В структуре аграрного экспорта преобладают овощи и цветы (12 млрд евро) и продукты молочного животноводства (5 млрд евро).
Земельные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65 % территории страны. Около 27 % сельскохозяйственных угодий занято пахотными землями, 32 % — пастбищами и 9 % покрыто лесами. Доля пастбищ непрерывно падает, с 1995 по 2005 года эти угодья сократились на 8,2 %, что связано в основном с расширением жилищного строительства.
За почвой в Нидерландах ухаживают тщательно, кроме того, по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна в 2005 году занимала первое место в мире.
Тепличное хозяйство. По площадям, отведённым под тепличное хозяйство, Нидерланды занимают первое место в мире. С 1994 года по 2005 год площадь теплиц возросла с 13 до 15 тысяч гектаров, обогреваются теплицы обычно при помощи местного природного газа. 60 % защищённого грунта отведено под цветоводство.
Экономика Нидерландов
Содержание
Финансовая система
Ключевая ставка
Госдолг
Отношение госдолга к ВВП страны
Экономическая история
Известная поговорка гласит, что бог создал землю, а голландцы — Голландию. Ее истинность была вновь подтверждена после Второй мировой войны, когда Нидерландам пришлось восстанавливаться после немецкой оккупации. Страна оказалась одной из наиболее пострадавших от войны — в 1945 году ее экономика достигала лишь 28 процентов от уровня конца 1930-х годов, за шесть лет военных действий было разрушено до 60 процентов транспортной системы.
Существенную роль в развитии экономики Нидерландов сыграл «план Маршалла». За период с 1948 по 1952 год США предоставили стране свыше миллиарда долларов, что стало крупнейшим объемом помощи на душу населения среди всех континентальных европейских государств. Средства, полученные из Америки, были направлены на стабилизацию финансовой системы, обуздание инфляции и массовое жилищное строительство. К 1953 году правительство финансировало строительство до 65 тысяч домов в год, а к 1985 году в стране было построено свыше пяти миллионов жилых зданий.
Послевоенный экономический рост частично объясняется и деколонизацией. Нидерланды потеряли контроль над Индонезией в 1949 году, что, по оценкам некоторых экспертов, должно было серьезно ударить по конкурентоспособности голландской экономики. Новые послевоенные реалии, однако, показали, что стоимость содержания колониальной администрации и сопутствующие расходы лишь тормозят развитие хозяйства в метрополии. Деколонизация заставила Нидерланды развивать новые секторы промышленности, в то время как до войны экономика страны в большей степени ориентировалась на торговлю.
Период с 1950 по начало 1970-х годов даже иногда называют «золотым веком» голландской экономики. ВВП рос в среднем на 4-5 процентов ежегодно, а ВВП на душу населения увеличился (.pdf) с 5,285 тысячи долларов на человека в 1950 году до 13,4 тысячи долларов в 1973 году. Столь значительный экономический рост позволил правительству и голландским предпринимателям постепенно повышать зарплату наемным работникам, избегая серьезных конфликтов с рабочими и их профсоюзами.
Экономическое процветание, с одной стороны, благотворно сказалось на социальной стабильности, а с другой — само стало следствием этой стабильности. Исторически Нидерланды были пестрой страной в этническом, религиозном и идейном отношениях — на ее территории проживали католики и протестанты, а в конце XIX века в стране начали набирать популярность социалистические идеи. Неоднородность голландского общества заставляла его искать компромиссы и поддерживать диалог между различными группами. Эти навыки пригодились после войны и способствовали поступательному развитию экономики.
Например, с 1950 года правительство и профсоюзы согласились ограничить повышение зарплат. Это позволило голландскому бизнесу получить конкурентное преимущество на внешнем рынке и привлечь в страну огромные инвестиции из-за рубежа. Ограничение продержалось 13 лет, и лишь совпадение неблагоприятной экономической конъюнктуры с разногласиями в правительстве и профсоюзах положило конец подобной практике.
Повышение зарплат, впрочем, не смогло помешать росту ВВП, структура которого всего за пару десятилетий серьезно поменялась. С 1960-х годов вместо металлургии и сельского хозяйства (которое сохранило свою высокую эффективность) тон в промышленности стали задавать судостроение и химическая отрасль, а также международная торговля.
К началу 1970-х годов голландцы могли уверенно утверждать, что они построили государство всеобщего благоденствия. К прочим богатствам местной экономики добавилась и «манна небесная», а вернее — подземная: в Северном море были обнаружены большие запасы нефти, что должно было сделать королевство одним из самых богатых в мире. Однако именно с ростом разработки месторождений в Нидерландах начались трудности, которые позже станут знаковыми для многих государств по всему миру.
1970-е: Голландская болезнь
В начале 1960-х годов Голландия начала масштабное промышленное освоение нефтегазовых запасов Северного моря. Относительная дешевизна производства и рост цен на топливо в начале 1970-х годов привели к тому, что нефтегазовая отрасль стала доминировать в экономике страны, в нее стало вкладываться больше денег, чем в другие области. В результате промышленному потенциалу Нидерландов был нанесен существенный урон, который лишь усугубился с появлением на мировом рынке новых индустриальных стран. Последние начали активно конкурировать с Нидерландами в тех секторах, где позиции голландцев были особенно сильны — в судостроении и химической промышленности.
В 1970-х годах существенно замедлился рост производительности голландского рабочего. Если в предыдущие десятилетия, по некоторым данным, он достигал, в среднем, 5,12 пункта (увеличение произведенной продукции за час работы) в год, то в 1973-1979 годах — лишь 3,40 пункта, а в 1980-е годы он и вовсе упал до 1,73 пункта.
Все это позволило журналу The Economist назвать появившиеся в экономике Нидерландов неблагоприятные тенденции «голландской болезнью». Впоследствии этот термин неоднократно применялся к государствам, экономика которых попадала под влияние ресурсодобывающих секторов в ущерб промышленности и сфере услуг.
Негативные экономические явления в 1970-х годах не помешали Нидерландам вкладываться в образование и инфраструктуру, которые, наравне с обороной, стали лидирующими расходными статьями бюджета. Инвестиции окупились уже в следующем десятилетии. Выздоровление
1980: Приватизация госактивов
В 1980-е годы преодолеть неблагоприятные последствия «голландской болезни» Нидерландам помог типичный для Европы и США «правый поворот». Он заключался в приватизации части государственных предприятий и сокращении государственных расходов. В результате с 1985 года экономика страны вышла из рецессии и в следующие десять лет ежегодно росла на 2,53 процента.
Наиболее серьезные перемены произошли в структуре экономики — подобно тому, как это было в ФРГ, в хозяйстве страны наибольшую роль стали играть мелкие и средние компании, в то время как доля крупных корпораций и государства сократилась.
Евроинтеграция и транснационализация мировой экономики в конце 1990-х — начале 2000-х годов оказали благотворное влияние на Нидерланды. В конце 1990-х годов страна сумела извлечь значительную выгоду от снижения курса национальной валюты, гульдена, к доллару. Другим положительным фактором для экономики стал рост цен на недвижимость и фондового рынка в целом, которые увеличились в семь и три раза соответственно. Рост экономики привел к созданию новых рабочих мест и снижению безработицы, тем самым создав базу для значительного спроса, что, в свою очередь, также поддерживало стабильные темпы роста. С 1996 по 2000 годы ВВП страны ежегодно увеличивался в среднем на 3,7 процента.
Солидная база позволила правительству в 1990-е годы увеличить расходы на здравоохранение, социальные меры и образование, тем самым вновь оживив представления о Нидерландах как об обществе «всеобщего благосостояния».
Однако экономическое чудо конца 1990-х годов оказалось краткосрочным. Повышение зарплат негативным образом сказалось на конкурентоспособности голландской экономики и вызвало всплеск инфляции. Увеличение цен, в свою очередь, привело к оттоку капитала и снижению иностранных инвестиций.
Нидерланды в 2000-х годах в целом оставались стабильной страной еврозоны, которую относили к благополучному Северу Европы в противовес проблемным государствам PIIGS: Греции, Ирландии, Испании, Португалии и Италии. При этом долговой кризис еврозоны все же затронул и Голландию.
2009: Последствия кризиса
Наиболее ярким эпизодом стало выделение государственной помощи крупнейшему голландскому банку ING Group в 2009 году, который получил 10 миллиардов евро для того, чтобы избежать банкротства. Другой проблемный финансовый институт — банк ABN Amro — с 2008 по 2013 год получил уже в общей сложности до 30 миллиардов евро помощи. Механизм, который был выбран голландским правительством для финансирования банка, в дальнейшем вызвал нарекания в ЕС и даже привел к нескольким судебным разбирательствам в Брюсселе.
В том же 2009 году экономика Нидерландов сократилась на 3,5 процента. После незначительного роста в 2010 и 2011 годах экономика в 2012-м вновь сократилась на 1,2 процента. Дефицит бюджета в 2010 году составил 5,3 процента ВВП, что превышает нормы еврозоны, предписывающие ограничивать дефицит бюджета тремя процентами. К 2013 году правительство по-прежнему не смогло сократить дефицит до требуемых ЕС уровней.
При этом несмотря на свои незначительные размеры и относительно небольшую численность населения (около 16 миллионов человек), Нидерланды занимают 17 место в мире по абсолютному размеру ВВП — в 2011 году, по данным ООН, он превышал 836 миллиардов долларов.
2013: Конец государства всеобщего благосостояния
Относительно неблагоприятная макроэкономическая статистика в Голландии в 2013 году совпала с новым раундом помощи финансовому сектору. В феврале 2013 года спасение банковской и страховой группы SNS Reaal от банкротства потребовало 14 миллиардов долларов, что вызвало опасения в стране и ЕС относительно устойчивости голландской банковской отрасли в целом.
Кризис, с которым сталкиваются Нидерланды, не следует преувеличивать. Пока он скорее связан с совпадением ряда неблагоприятных факторов, чем со структурной уязвимостью местной экономики. Страна по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по основным экономическим индикаторам. В рейтинге Всемирного банка Doing Business в этом году страна оказалась на 31 месте. Надежность государственного долга Нидерландов не ставят под сомнение и в рейтинговых агентствах — он сохраняет высшую оценку AAA (сентябрь 2013).
В сентябре 2013 года король Нидерландов Виллем Александр объявил о конце государства всеобщего благосостояния. На его обломках монарх предложил построить «общество активного участия» (participation society), предполагающее, главным образом, сокращение социальных расходов государства и повышение ответственности за собственное благосостояние самих голландцев. Так завершилась (по крайней мере, на символическом уровне) очередная «европейская экономическая сказка», предполагавшая высокий уровень жизни всего населения страны.
Речь короля Виллема Александра стоит воспринимать главным образом в символическом ключе: неслучайно ее произнес именно он, а не автор текста — премьер-министр Марк Рютте. Символ получился противоречивым и одновременно запоздалым. Противоречивым — потому что, как едко отметило Agence France-Presse, чтобы заявить о закате государства всеобщего благосостояния, король прибыл в парламент в золотой карете.
Король Виллем Александр. Фото: Robin Utrecht / AFP
Запоздалым — потому что по факту с концепцией всеобщего благоденствия Европа рассталась еще в 1980-е годы. Несмотря на это, символическая речь Виллема Александра кажется исключительно важной. Она сигнализирует о новом повороте в идеологии преуспевающих европейских стран: вслед за Голландией о переформатировании экономической модели наверняка вскоре заявят и другие государства Европы.
2019: Влияние торговых ограничений администрации президента США Трампа
Налоговая система
Налоговая система Нидерландов очень сложна. Фискальные органы учитывают место проживания и работы, возраст, семейный статус налогоплательщиков, а также различные виды доходов. Подоходный налог может достигать 52 процентов. Взамен законодательство страны гарантирует всем наемным работникам минимальный отпуск в 28 дней, а также различные социальные выплаты, включая детские пособия, компенсации безработным и больным. Например, еще несколько лет назад (относительно 2013 года) правительство ежемесячно перечисляло семьям с детьми свыше 300 евро на каждого ребенка. Кроме того, на 2013 год семьи с малолетними детьми могут претендовать на компенсацию расходов на детский сад — в год такие компенсации достигали 10-12 тысяч евро на ребенка. Женщины во время беременности получают полную компенсацию зарплаты, но не более 193 евро в день.