На чем сплавляются по реке

Сплавсредства — чему покоряются горные реки

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по рекеВодный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по рекеСплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

Источник

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда

Напишу о том, на чём ходят в России в водные походы. Расскажу о плюсах и минусах.

Основные типы судов для сплава по рекам: рафт, катамаран, байдарка, каяк.

Рафт популярен за границей. Как правило, на этом судне катают коммерческих туристов, не нужно никаких навыков, чтобы проехаться по реке 2 с элементами 3 категории сложности. Опытных туристов-водников, которые на рафтах ходят сложные маршруты в России очень мало.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Плюсы данного судна:

+Можно не боясь взять новичков и прокатиться по небольшому порожистому участку реки.

Минусы данного судна:

-В пороге можно за секунду набрать столько воды, что система отлива не справится и произойдёт оверкиль (т.е. переворот судна)

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Данным судном сложнее всего научится управлять. Чтобы идти на нём в поход, нужно, как минимум владеть эскимоским переворотом (после того, как вы перевернулись под воду, вы должны встать из под воды). Сложное в управлении, требовательное к навыкам, тесное судно. Но. Такого общения с водой как каяк вам не даст ни одно судно. В каяке вы остаётесь один на один с рекой, вы начинаете лучше её понимать, вы сливаетесь с каяком в единое целое. Эмоции получаемые от этого судна стоят потраченного времени. Многие водники постепенно эволюционируют до каякеров.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Решать на чём сплавляться каждый выбирает сам. Важно, что каждый сев, в любое из этих судов изменит свою жизнь к лучшему.

Касательно минусов катамарана. Все-таки они есть. Ситуация, произошедшая неделю назад на р.Чуя со мной непосредственно.

Вторично, из-за такого захода катамаран повело на валы. Валы конечно не строго параллельны и на третий из них, самый мощный, зашли под углом. Высота 2.5 метра.

Собственно недостаток катамарана заключается в том, что на валы и в бочки нужно заходить все-таки строго прямо, в отличие от рафта, который некоторые люфты все-таки прощает.

И, кстати, возможно это у моих знакомых так, но рафт в качестве походного сплавсредства особо не котируется ввиду вышеупомянутой автором плохой управляемости.

А вообще плюсую, пост хороший, по полочкам все.

Источник

Сколько стоит пойти в сплав

Этим летом я сходил в первый в жизни сплав на спортивную реку: с мужиками, автономно, с суточной заброской на место старта.

Расскажу, как готовился и сколько это стоит, если идете в первый раз.

Что за сплав вообще

Сплав по горной реке — вид водного экстремального туризма. Обычно это бывает так: люди добираются до верховья реки, собирают плавсредства, загружают на них все свои вещи, гребут вниз по течению по нескольку часов в день, ищут место для лагеря, чалятся, ставят лагерь, ужинают макаронами с тушенкой, поют песни у костра, спят — а на утро все заново. И так неделю или две.

Когда я собирался в поход, то ничего этого не знал — мне просто хотелось в какое-нибудь путешествие. Идея спуститься по реке на надувных баллонах не вдохновляла, но я решился. После финиша почувствовал себя настоящим мужиком.

На туристических реках тоже бывают препятствия — пороги и шиверы, но если в реке невысокая вода, то все равно сплавляться можно даже с детьми.

У рек и препятствий бывает 7 категорий. Они считаются по сложности всех препятствий, близости к цивилизации и возможности проведения спасательных работ.

0, или бескатегорийная — прогулочная река без препятствий. По таким ходят в семейные походы.

1—3 категории — реки для новичков. На них появляются несложные преграды: перекаты, шиверы, небольшие пороги.

4—5 категории — для людей с опытом, которым скучно на простых реках. Тут сложные пороги, прохождение которых предварительно планируют и страхуются.

6 категория — сложные реки, на которые лучше вообще не ходить.

6+ — специальная категория, которую назначили участку алтайской реки Аргут под названием Карагемский прорыв. Это 20-километровый участок с практически непроходимыми препятствиями. По нему начали ходить в 1986 году, а полностью прошли (живые и в сознании) только в 2003. Специально для прохождения этого прорыва советские инженеры придумали плавсредство под названием «бублик».

В России сплавляться ходят везде. Коммерческие и несложные маршруты есть практически на любой горной реке: в Хабаровском крае, Карелии или Приморье. Основные спортивные маршруты в России — в Восточных и Западных Саянах, на Кавказе, Алтае и в Карелии.

На первые реки обычно ездят поближе. Если у вас рядом с городом есть река, то по ней можно сплавиться. Вокруг Москвы сплавляются по Волге, Оке, Клязьме, Москве-реке, Медведице.

Опасности

Риск для жизни есть даже на бескатегорийной реке. В Хабаровском крае на простых реках каждый год гибнут рыбаки, попадая под деревянные заломы. Вроде ничего сложного, но зазевался, затянуло — все.

Уровень воды в реках часто меняется. Он влияет на сложность прохождения порогов. Поэтому все приходится планировать на месте: команда причаливает недалеко от порога и идет вперед по берегу — смотреть на препятствие и планировать тактику прохождения.

Река Снежная, на которую ходили мы, во время паводка из 4 категории сложности превращается в стабильную 5. Там уже нет никакого контроля: куда понесет вода, там и выйдешь. В такую воду не ходят, МЧС запрещает выход к маршруту.

На чем плывут

Чаще всего сплавляются на плотах, байдарках, каяках, рафтах и катамаранах. Плоты — самый простой и удобный способ сплава по рекам нулевой сложности. Они не предназначены для вхождения в пороги, но комфортны: по ним можно перемещаться во время сплава, готовить еду или читать книги.

Рафты — надувные лодки для прохождения порогов. Бывают разных размеров: от 4 до 20 мест. Это самый популярный тип сплавного судна в мире.

мы потратили на новую раму для катамарана

С кем идти

На спортивную реку в одиночку не ходят, нужна команда. Есть три варианта: купить путевку, вступить в спортивный клуб или организовать собственный сплав.

Если хотите просто сходить на реку и посмотреть, что это такое, — купите путевку. Цены зависят от длительности сплава и сложности заброски на реку. Например, безопасный сплав по карельской Шуе на 2 дня стоит 4900 Р с человека, а 10-дневный сплав по бурятской реке Снежной, на которую ходили мы, обойдется в 43 600 Р с человека.

В водном походе важна слаженность команды. Купив путевку, вы познакомитесь с группой уже в пути. Неизвестно, что от кого можно ждать, включая инструкторов. Если хотите чему-то научиться — вступайте в турклуб или организовывайте свою команду.

стоит двухдневный безопасный сплав по реке Шуя в Карелии

Если все же решились идти по путевке, обращайте внимание на детали. Поговорите с инструкторами: как часто ходят на спортивные реки сами, какой опыт прохождения по реке, на которую собрались вы, сколько лет работают на рынке. Узнайте про снаряжение: есть ли каски, какие спасжилеты, на чем ходят, что с сотовой связью, что в аптечке, что в кухне. Почитайте отзывы. Чем дотошнее отнесетесь и чем больше «а что, если…» придумаете — тем лучше.

Еще есть вариант вступить в спортивный клуб. Но проблема в том, что в нашей стране рафтинг как вид спорта не очень развит, поэтому представительства федерации есть далеко не в каждом городе. По советской традиции много клубов при вузах, но как туда попасть человеку с улицы — не ясно. В общем, это спорная опция.

Меня позвали в команду, которая состоит из бывших спортивных туристов. Наш капитан Саша Костюков всю жизнь водит людей по рекам, спускает в пещеры и летает покорять непальские хребты. Меня позвали присоединиться к сплаву, и я согласился.

Чтобы понять слаженность команды, руководитель организовывает пеший поход выходного дня: поставить лагерь, натянуть тенты, распределить обязанности. Команда, к которой я присоединился, уже не раз ходила в водные походы. Поэтому в этот раз поход выходного дня они не организовывали.

Перед походом мы несколько раз встречались: знакомились, разбирали отчеты других групп, считали общие траты. Роли распределили уже на реке. Есть бессменный руководитель похода — он командир и отвечает за все. Есть завпит — человек, который следит за количеством еды и распределяет все по рациону. Если завснар, или ремонтник, который подскажет, как починить каску проволокой и листьями, и залатает катамаран прямо на ходу. Еще есть ответственные за тенты, костер и дрова.

Еще до сплава мы договорились: если идет дождь, то первым делом на стоянке все занимаются общественным и строят лагерь. Если дождя нет — можно спокойно переодеться, а потом приступить к лагерной работе.

Выбрать реку

Для этого стоит почитать отчеты о прохождениях на тематических сайтах: Skitalets.ru, форум компании «Сплав-ру» и поспрашивать знакомых туристов.

Для начала подойдет река попроще и рядом с вами. Если живете в Хабаровске, вероятно, пойдете на Анюй или Туюн, если в Петербурге — поедете в Карелию.

Общая экипировка

Перед походом команда собирает общую экипировку: тенты, кухню, инструменты. У нас было два тента: вещевой 4×3 метра и костровой 4×5,8. Под вещевым прятали рюкзаки, под костровым ставили кухню.

Кухня — это сумка с поварской утварью: котелками, газовой горелкой, банками со специями, поварешкой и топорами. Ее возят на дежурном катамаране, команда которого в этот день отвечает за обед, ужин, перекусы на коротких стоянках и завтрак. Потом дежурство переходит другой команде.

У нас было три котелка по 12 литров: в одном варили основное блюдо, в другом кипятили воду для чая, в третьем — техническую для мытья. Вся утварь покупается в туристических магазинах или несется из дома. Например, сковородку нам кто-то подарил. Всю кухню можно собрать в туристических или охотничьих магазинах.

стоит котел из нержавеющей стали на 12 литров

Сколько стоит походная кухня

Рации. Если идете несколькими катамаранами, советую взять рации с защитой от воды. Они обязательно пригодятся для страховки при прохождении порогов. Страхующие на скалах говорят о своей готовности, команда на воде рапортует о своей. «Через минуту стартуйте». — «Поняли, готовы».

Р каждая. Дополнительно мы упаковывали их в полиэтиленовые кейсы» loading=»lazy» >

Надо уточнять, при каких условиях залог остается у компании. Обычно в походе по спортивной реке с катамараном обязательно что-то случается: ломается рама, рвется баллон или царапается шкура. Когда идешь на своем катамаране, с этим проще: любые дополнительные расходы делятся поровну между всеми участниками команды.

стоит аренда четырехместного катамарана на 10 дней

Весла — расходный материал. Мы взяли по одному на каждого плюс по одному дополнительному веслу на катамаран на случай потери. У нас было два таких случая, и оба в одном пороге Мунгул-Гольском.

Мотор дополнительно берут в некоторые походы. Он нужен там, где долгий выход с реки — километров 30—50. Без мотора приходится идти по спокойной воде на руках несколько часов. Мы не брали, потому что со Снежной выход быстрый — всего километров 15.

Обычно берут лодочный мотор в 3,5—5 лошадиных сил. Этого хватает, чтобы тянуть 2—3 груженых катамарана весом под 400 кг каждый.

Встать на учет в МЧС

Если вы собрались за спортивными разрядами, нужно еще встать на учет в маршрутно-квалификационной комиссии — это бесплатно.

Осталось найти личное снаряжение и взять билеты до места, откуда доберемся до старта сплава, и скинуться на общее.

Дальше разберемся с тратами. Чтобы было удобнее, я разделил все необходимые вещи на три типа: в чем идти по реке, в чем нести вещи и что надевать на стоянке.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Личное снаряжение на реку

Гидрокостюм. Температура воды в горной реке 10—15 °C, поэтому весь день на воде без костюма делать нечего. Есть туристы, которые до сих пор ходят в советском камуфляже из «Коробка», но это неудобно и бессмысленно.

Если идете не на горную реку, а на обычную, например в Карелии, то смотрите по погоде. Жарким летом в Карелии гидрокостюм не нужен. На майских праздниках там же — обязателен.

Гидрокостюмы бывают сухими и мокрыми. Сухой в принципе не пропускает воду, но дорогой и массивный. Мокрый воду пропускает, но не выпускает обратно, из-за чего сохраняется тепло. Мокрые костюмы отличаются по длине и толщине. Для катания на водном мотоцикле достаточно костюма с укороченными штанинами и рукавами. А серферы на Камчатке катаются в 9 мм зимних костюмах. Для горной реки подойдет костюм в полный рост толщиной не меньше 3 мм.

я заплатил за новый гидрокостюм

Костюмы одинаковой толщины и длины часто отличаются по цене. Китайский «Джос» стоит вдвое дешевле «Акваланга». Все дело в качестве материалов и удобстве конкретной модели. Чем дешевле, тем сильнее натирает и хуже сидит.

Гидрокостюмы можно брать у друзей, можно покупать с рук: все дефекты заметны.

Сколько стоят гидрокостюмы

Перчатки и ботинки из неопрена. Ботинки лучше взять чуть толще, чем гидрокостюм, потому что ноги будут постоянно в воде. Ботинки нужны для похода по реке любой температуры, потому что они хорошо защищают от острых камней на дне.

Такие ботинки плотно облегают ноги, а подошва защищает от острых камней. «Акваланг» 6,5 мм стоят 3500 Р

Ветровка. Легкая и защищает от ветра между порогами и на суше. В сами пороги ветровку надевать не рекомендуется, потому что куртка создает дополнительное сопротивление, из-за которого сложнее выплыть из потока, если вдруг упадете в воду.

Спасжилет. Жилеты бывают надувными и с пенными вставками. В пенных ходят рыбаки. Этого достаточно, чтобы остаться на плаву на спокойной воде, но в пороги в таких лучше не соваться. В пороге с высокой скоростью течения есть риск выпасть. Из такого порога вас с большей вероятностью вытянет надувной жилет. Важно брать те, которые предназначены для сплавов. Например, у компании «Вольный ветер» такие называются «Каскад» или «Экстрим».

Нож всегда должен быть под рукой. Лезвие должно быть с зазубринами, чтобы можно было быстро достать и перерезать мокрый канат.

Десантный стропорез. Таким вдвшники перерезают запутавшиеся стропы — это концы парашюта. Можно найти на «Авито» за 2500 Р

Если брать спички или зажигалку, то в полиэтилене. Обратите внимание, что сухое горючее нельзя провозить в самолете: ни с собой, ни в багаже. Мне свое пришлось выкинуть.

Личное снаряжение для стоянки

На стоянке переодеваетесь из гидрокостюмов в теплое и сухое, ставите лагерь, ужинаете и идете спать. Программа повторяется каждый день за исключением дождя: в дождь все сначала ставят лагерь, а потом переодеваются из гидрокостюмов в теплое.

Теплое и сухое подбирается в зависимости от места, в которое идете. Например, нам в Восточных Саянах пригодились свитеры, шапки и термобелье, потому что было холодно. Ночью +9 °C, днем +17 °C, и то — если прогревало солнце.

я потратил на термобелье

Вот полный список того, что пригодится на стоянке:

Нет смысла расписывать каждый пункт. Остановлюсь на моментах, которые показались важными мне.

Налобный фонарь берите на батарейках, а не на аккумуляторах. Аккумуляторы быстро садятся, а заряжать не от чего.

Термобелье надевают на голое тело, только так оно греет. Я купил дешевый набор «Глиссад» в «Спортмастере» за 1649 Р — и его хватило.

стоит новый спальник

В чем нести снаряжение

Чтобы упаковаться поплотнее, вниз кладут тяжелые вещи, наверх — полегче и те, что быстрее пригодятся. К концу похода я мог собрать-разобрать рюкзак быстро и оставить 30% свободного места по сравнению с первыми днями. Все просто: мотай плотнее, пихай сильнее.

Гермомешок, который вставляется в рюкзак. Рюкзак постоянно окатывает водой, поэтому без гермомешка в сплаве никак. Дешевая альтернатива — огромные полиэтиленовые мешки. Но они не такие удобные, потому что приходится постоянно завязывать-развязывать.

стоит столитровый гермомешок

Все это можно купить в любом сетевом спортивном магазине вроде «Декатлона», «Спортмастера», «Экспедиции».

Скинуться на общее

Общие расходы — это логистика от места сбора до точки старта маршрута, траты на еду, аптечку и спутниковую связь. Сверху закладывается дополнительная сумма на случай непредвиденных трат, например эвакуации. Если деньги остаются — гуляем на них после выхода в город.

Общие деньги на 12 человек — 265 000 Р

Заброска на реку: микроавтобусы, камаз, вездеход150 000 Р
Еда на все дни похода30 000 Р
Доставка снаряжения в обе стороны15 000 Р
Новая рама для катамарана15 000 Р
Именные футболки10 500 Р
Хостел в Иркутске на 3 суток9690 Р
Билеты в кино6000 Р
Возвращение в Иркутск на микроавтобусах6000 Р
Аптека5000 Р
Веревки, мешки, карабины5000 Р
Ремонтный комплект5000 Р
Спутниковая связь4500 Р
Дополнительная батарея для дрона3000 Р

Заброска

Катамараны и тяжелую экипировку мы отправили за неделю до путешествия транспортной компанией. Она должна была привезти все на вокзал в тот же день, когда нас будут ждать микроавтобусы. Так и получилось.

мы потратили на заброску: поездки на микроавтобусе, камазе и вездеходе

Обычно спортивные реки находятся в местах без инфраструктуры. Туристов закидывают на реки местные. Их контакты есть на сайтах и форумах, посвященных водному туризму. Между ними есть договоренности, и законы свободного рынка тут не действуют. Например, из Иркутска на реку Снежную не возят, только из Улан-Удэ. Потому что местные так договорились.

Организаторы коммерческих сплавов пользуются услугами тех же водителей.

Мы выбирали из четырех вариантов заброски: пешком, на лошадях, на вездеходе или вертолете.

Наши четыре варианта заброски

СпособВремяСтоимость
Пешком48 часовбесплатно
На лошадях48 часов30 000 Р
На вездеходе12—20 часов135 000 Р
Вертолетом2—3 часа290 000 Р

Выбрали вариант с вездеходом. Пеший не рассматривали, на лошадях медленно, на вертолете слишком дорого.

В итоге наш маршрут выглядел так:

На все заложили 48 часов — на случай, если что-то пойдет не так.

В самом начале пути у микроавтобуса сломался задний мост, пришлось искать в поселке другой транспорт. Нашли за полтора часа, перегрузились — поехали дальше.

С 10:00 до 19:30 добирались до полузаброшенного поселка Баянгол, где раньше добывали уголь, а сейчас ничего нет. Тут живут пенсионеры и водитель камаза, который повезет нас дальше. Оказалось, что в вездеходе вместе с нами поедут друзья нашего водителя — оперативники из Улан-Удэ. Сегодня день полиции — значит, надо сгонять на охоту, а места же всем хватит.

В три ночи вездеход встал, а нас попросили выйти. Оказывается, мы доехали до перевала Хамар-Дабан и теперь, чтобы духи не прогневались, нужно выпить стопку водки и помедитировать на спасение всех живых существ на Земле. Вот предыдущая группа отказалась и ехала двое суток. Пришлось пить.

Спланировать время заброски на вездеходе нереально. Нам водитель сказал, что самое быстрое время, за которое он добрался до места — 3,5 часа, а самое долгое — 2 суток. Вот где-то в этом промежутке и приедем. Мы доехали за 5 часов — считаем, что повезло.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

В водном походе рюкзаки едут не на спине, а на катамаране. Поэтому еды можно взять побольше. Основные продукты во всех походах одинаковые: крупы, тушенка, сгущенка, макароны, печенье. На первые три дня — хлеб, потом сухари. Главное, чтобы было больше углеводов.

мы потратили на еду на все дни похода

В первый же день оказалось, что закупщики просчитались и взяли не по 120 г крупы на ужин, а по 80. Ну это ничего. Мы ловили и готовили на костре рыбу: запекали ее в фольге, а иногда ели и сырую — просто с солью и перцем.

И наконец сам поход

Весь поход занял восемь дней. Все дни был дождь, но нас это не смущало: в какой-то момент ты просто принимаешь сложившиеся условия и радуешься простым вещам вроде перекуса сникерсами.

По карте первые два дня легкие: шиверы, неглубокая вода. Идеально, чтобы отработать команды и подстроиться друг к другу. Ближайший отмеченный порог на карте — 13-й, он будет на третий день:

Первые три дня я не чувствовал никакого удовольствия, потому что было непонятно, холодно и мокро. Но потом мы успешно одолели 29-й порог под названием Калибр, который сверху казался очень страшным и непроходимым, — и появилась сила. Это сложно описать, но примерно как если вы года два жили с депрессией, а потом вам прописали таблетки и жизнь заиграла.

Поход отнимает много энергии на бытовые действия, на которые обычно не обращаешь внимания. Развести костер, сходить за водой, поставить палатку, натянуть тенты, переодеться, просушить одежду, помыться в ледяной воде. Наверное, дело в холоде. Было бы теплее — затрат было бы меньше. Еще наблюдения: черные ногти не парят, а лучшая одежда — сухая и функциональная.

Самым сложным порогом оказался Мунгул-Гольский. Это каскад порогов из трех длинных ступеней по 100 метров каждая. Всеми тремя катамаранами проходили его часа три вместе с просмотром и принятием решений. Прошли неидеально: первый катамаран распорол гондолу и чуть не потерял весло. Наш, второй, чуть не перевернуло уже в самом конце, когда сильная струя начала забивать под скалу. Третий катамаран все-таки упустил весло — пришлось доставать запасное.

Самая впечатляющая часть на маршруте — 12-метровый водопад Хармын-Дулю, в переводе с бурятского — «полет белки». Он считается непроходимым, обычно его обносят по выпиленной трассе в лесу. Мы тоже обносили.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Выходили с маршрута под нудный дождь, который шел весь день. Сначала хотели остановиться на теплых озерах в Выдрино, но там не было мест, поэтому причалили у случайно обнаруженной с воды турбазы «Соболиная». Она недавно открылась, есть баня и место для остановки — красота. На следующий день собрали катамараны и мокрые вещи, погрузились в микроавтобусы и поехали в Иркутск.

Поход оказался для меня важным событием этого года (и, наверное, жизни). Я увидел, что многое в обычной жизни нам нужно, только чтобы не скучать. Прочувствовал, что такое общая цель. Погрузился в состояние команды. Все это время не видел своего отражения — увидел и удивился.

я потратил на сплав

Радовался простой еде и разговорам обо всем. Обмирал от видов, которые редко кто видит и вряд ли увижу я еще раз. Понял, что много с чем могу справиться — и это не только дедлайны и отредактированные тексты.

Конечно, я пойду еще.

Физподготовка

Если идете в туристический сплав, то подготовка нужна базовая: бега пару раз в неделю и зарядки по утрам достаточно. Если решились на спортивный, где придется грести по 5 часов в день, нужны дополнительные тренировки.

Дополнительно стоит походить к массажисту и проверить закостенелость мышц ног. Штука в особенности спортивной посадки катамарана. Если по простым рекам ходят верхом на рюкзаках, то по спортивным — сидя на коленях в специальной посадке.

Из-за долгого нахождения в согнутом состоянии в холодной воде страдают колени и икроножные мышцы. Часто к концу дня я спрыгивал на берег и первые минуты просто не чувствовал ног.

Страховка и прививка от энцефалита

В России нужна страховка с риском «рафтинг» или «экстремальные виды спорта». Она стоит примерно 1000 рублей в неделю на человека, но если вы гражданин России, то спасут и без нее. Даже пришлют вертолет.

Во время похода мы попали в место, где было много клещей: сняли сразу с двоих ребят.

Я потратил на сплав 66 000 Р

Словарь водного туриста

Шивера — мелководные участки с выступающими камнями и большой скоростью воды.

Бочка — слив с камня в стоячую воду, где образуется обратный ток реки, переворачивает.

Котел — бочка, окруженная камнями, которая не дает выйти.

Завал — нагромождения бревен и веток в стоячей воде, затягивает под себя и не дает выйти.

Карман — промоина в скале с сильной струей, которая притапливает и может перевернуть.

Сифон — завал камней, под которыми проходит основной ток воды.

Поганка — подводная струя, которая бьет на поверхность воды и крутит на месте.

Порог — комплекс сливов и препятствий.

Каскад — порог из нескольких ступеней.

Чалиться — пристать к берегу. Чалка — веревка на катамаране, которой привязываются к деревьям или камням.

Читать воду — смотреть препятствия на воде.

Шкура — брезент, в который вдевается баллон катамарана.

Дневка — разгрузочный день без дел и выхода на воду.

Кухня — сумка с котлами, утварью и продуктами на следующий прием пищи.

Техничка — котел с горячей водой для мытья посуды.

«Грушинский фестиваль» — пренебрежительное отношение к туристам советского образца: «как здорово, что все мы здесь», камуфляж, болотники, водочка.

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

На чем сплавляются по реке. Смотреть фото На чем сплавляются по реке. Смотреть картинку На чем сплавляются по реке. Картинка про На чем сплавляются по реке. Фото На чем сплавляются по реке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *