На чем спускались в марианскую впадину

Марианская впадина: интересные факты о самой глубокой точке Мирового океана

Человечество изучило 19% дна Мирового океана. Сотни международных организаций объединились, чтобы проводить исследования оставшегося 81%, что по площади в два раза больше поверхности Марса. Одним из таких малоизученных мест на Земле остается Марианская впадина в Тихом океане, которая способна не только поразить даже опытного исследователя своим неповторимым животным миром, но и поделиться новыми сведениями об устройстве планеты. Интересные факты о желобе, чья глубина сопоставима с 13 «Бурдж-Халифами», – в материале 24СМИ.

История образования и происхождение названия

Американские ученые проводили исследования, в ходе которых установили, что впадина образовалась 180 млн лет назад. Появился желоб в результате передвижения тектонических плит: массивная Тихоокеанская плита «подползает» под более древнюю Филиппинскую, образуя складчатость. Часть первого пласта ушла в мантию Земли, оставив впадину.

Возраст исследователи установили по четырем подводным хребтам, высота которых составляет 2,5 км. Они проходят на границе между Тихоокеанской и Филиппинской плитами. Площадь всей Марианской впадины оценили в 400 тыс. кв. км.

Название желоб получил в честь Марианских островов, которые находятся под управлением США. Расстояние от желоба до архипелага составляет примерно 200 км.

Географическое положение

Глубочайшая точка планеты расположена на западе Тихого океана, в Филиппинском море. Форма желоба напоминает полумесяц или лезвие серпа, верх которого направлен на запад – в сторону Филиппин, Индонезии, Малайзии.

Географический объект проходит на границе стыковки Тихоокеанской и Филиппинской тектонических плит, что обусловливает высокую сейсмическую активность в регионе. V-образная впадина длиной 2540 км и шириной 69 км. Самое глубокое место находится в юго-западной части объекта и носит название «Бездна Челленджера» («пятно Челленджера»). Точные координаты на карте – 11°19′47″ с. ш., 142°11′57″ в. д. Данные о глубине желоба варьируются от 10 028 до 11 034 м ниже уровня моря.

Особенности Марианской впадины

1. Помимо глубины, Марианская впадина может удивить гидротермальными источниками. В водах Филиппинского моря есть гейзеры, которые выбрасывают на поверхность тонны минералов. Температура выбрасываемых вод достигает 450 °C, но из-за высокого давления на глубине 1,6 км (в 155 раз выше, чем на поверхности) жидкость не закипает. Живые существа находят для себя питание вблизи таких источников.

2. Гейзер Шампань в Марианской впадине – единственное место в мире, где в естественных условиях выделяется жидкая углекислота. Объект открыли в 2005 году и дали название из-за пузырьков воздуха, которые выглядели безобидными. Но оказалось, что это углекислый газ, который смертелен для человека.

Такие источники, как Шампань, согласно теории первичного бульона, могли стать местом зарождения первой жизни на планете. Гейзер в Марианской впадине выделяет химические вещества, энергию, но при этом сохраняется низкая температура воды, что считается идеальными условиями для формирования и процветания жизни.

3. На глубине 400 м расположен вулкан Дайкоку, который служит подтверждением теории первичного бульона. В кратере вулкана, под водой, образовалось озеро из расплавленной серы, температура которой 180–190 °C. На Земле больше нет ничего подобного – только в космосе. На спутнике Юпитера, Ио, обнаружили аналог земного серного озера.

4. Давление на дне самой глубокой точки составляет 108,6 МПа, что в 1072 раза превышает атмосферное давление на поверхности.

5. Дно впадины застилает слой вязкой слизи, которая сформировалась из останков умерших животных. Из-за давления воды останки рыб и планктона превратились в грязевой пласт серовато-желтого цвета, который формируется тысячелетиями. На дне впадины темно и тихо, спокойствие нарушают только батискафы исследователей, которые иногда погружаются в низшую нерукотворную точку планеты.

Открытие Марианского желоба

Открыли желоб в 1875 году. Мореплаватели британского трехмачтового корвета «Челленджер» измеряли глубину лотом, который первый раз опустился на отметку 8367 м, а во второй – до 8184 м.

О необычном месте вспомнили после Второй мировой войны. В 1951 году британцы на гидрографическом судне «Челленджер» измерили глубину объекта при помощи эхолота, который показал 10 863 м.

Через шесть лет к впадине прибыл советский научный корабль «Витязь» с группой исследователей, которую возглавлял Алексей Добровольский. Специалистам удалось зафиксировать максимальную глубину на уровне 11 022 м (первоначально указывалось 11 034 м). Неточность измерения связана с тем, что скорость звука отличается в зависимости от глубины и ряда других показателей (состав воды, температура).

Люди, побывавшие на дне впадины

Первыми людьми, побывавшими на дне впадины, считаются швейцарский океанограф Жак Пиккар и американский военный и ученый Дон Уолш. Погружение на глубину 10 918 м на батискафе «Триест» исследователи совершили 23 января 1960 года.

Над созданием подводного судна работал Огюст Пиккар, отец Жака. «Триест» спустили на воду в 1953-м и за четыре года совершили несколько экспериментальных погружений в Средиземном море. В пробной эксплуатации батискафа участвовал Жак-Ив Кусто.

«Триест» спускался к Бездне Челленджера 4 ч 48 мин. Подъем занял 3 ч 15 мин. На дне Пиккар и Уолш провели 20 мин. Позже Пиккар стал автором книги «На глубине 11 тысяч метров», в которой рассказал о процессе создания «Триеста» и погружении на дно желоба.

Приближаясь к низшей точке Земли, исследователи видели рыб длиной до 30 см, похожих на камбалу.

После экспедиции Пиккара-Уолша экстремальную глубину люди не посещали 52 года. Нарушил перерыв американский режиссер Джеймс Кэмерон. Постановщик «Титаника» и «Аватара» стал третьим в мире человеком, который побывал на дне впадины, и первым, кто сделал это в одиночку. Экспедиция режиссера состоялась 26 марта 2012 года.

Батискаф Кэмерона получил название «Дипси Челленджер». Кабина пилота представляла собой стальной шар диаметром 109 см. «Упакован в нее, как грецкий орех в скорлупу», – вспоминал режиссер после погружения. За происходящим вокруг Кэмерон наблюдал при помощи трех мониторов и камер.

Скорость спуска составляла 150 м в минуту. Глубины 3800 м режиссер достиг за 35 мин. Джеймс вспоминал, что это в четыре раза быстрее, чем на российском батискафе «Мир», который постановщик использовал для съемок обломков «Титаника» в 1995 году. По мере погружения скорость батискафа снижалась и на глубине 10 850 м упала до 15 м/мин. Весь спуск занял 2 ч 36 мин, а максимальная глубина составила 10 898,5 м.

На дне Кэмерон взял образцы пород, живых организмов и провел 3D-съемку. Отснятые фото- и видеокадры легли в основу научно-документального фильма «Джеймс Кэмерон: Путешествие к центру Земли». Во взятых пробах ученые позже обнаружили ранее неизвестные микроорганизмы.

Через семь лет после Кэмерона американский предприниматель Виктор Весково побил рекорд режиссера по глубине погружения – 10 928 м. Исследователь стал первым человеком, который побывал на высочайшей вершине мира – Эвересте – и спустился в низшую точку планеты.

Источник

Джеймс Кэмерон — первый, кто погрузился на дно Марианской впадины в одиночку

Впервые на дно Марианской впадины (глубина — 11,5 км), самого глубокого из известных на Земле океанического жёлоба, люди опустились с помощью батискафа Триест 23 января 1960 года. Ими были лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh) и инженер Жак Пикар (Jacques Piccard). С тех пор и до последнего времени человек не опускался на эту глубину.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Голливудский режиссёр Джеймс Кэмерон в батискафе Deepsea Challenger

Спустя 52 года повторил этот путь к самой глубокой точке океана режиссёр «Аватара» и «Титаника» Джеймс Кэмерон, который 25 марта успешно погрузился на дно Марианской впадины и вернулся на поверхность. На специальном вертикальном батискафе Deepsea Challenger он через два часа после начала погружения достиг дна к 7:52 утра по местному времени. Там он пробыл в течение трёх часов, производя съёмку и сбор образцов, после чего успешно вернулся на поверхность.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Deepsea Challenge с Джеймсом Кэмероном опускается в глубины Тихого океана

Первые люди, погрузившиеся на дно Марианской впадины, пробыли там всего 20 минут, сделав минимальный объём работы и почти ничего, кроме поднявшейся от погружения грязи и ила, не увидев. Прошедшие десятки лет не прошли даром. Батискаф господина Кэмерона был оснащён как следует — этого и следовало ожидать от человека, снявшего один из самых впечатляющих художественных стереоскопических фильмов и немало документальных картин о подводном мире.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

25 марта в 7:52 по местному времени режиссёр достиг дна и вскоре после этого сделал самый глубоководный в мире твит (@jimcameron): «Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не доставляло столько удовольствия. С нетерпением жду, когда смогу поделиться с вами тем, что увидел»

Deepsea Challenger был оснащён множеством стереоскопических камер, башней светодиодной подсветки, батометром для взятия проб, роботизированным манипулятором и специальным устройством, способным захватывать небольшие подводные организмы с помощью всасывания. Сам глубоководный аппарат создан в Австралии и имеет длину 7 метром при весе 11 тонн. Отсек же, в котором ютился Джеймс Кэмерон, представляет собой сферу с внутренним диаметром чуть больше метра и предполагает только сидячее положение.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Аппарат Deepsea Challenge опускался на дно со скоростью 3—4 узла

Режиссёр перед погружением в интервью ВВС сказал, что это была его мечта: «Я вырос на научной фантастике во времена, когда люди жили в научно-фантастической реальности. Люди отправлялись на Луну, Кусто изучал океан. Это та среда, в которой я рос, это то, что я ценю с детства».

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Джеймс Кэмерон сразу после погружения приветствует исследователя океана капитана военно-морского флота США Дона Уолша

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Джеймс Кэмерон в люке Deepsea Challenge готовится к погружению

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Другой снимок режиссёра и исследователя океана Дона Уолша (крайний справа), который был вместе с Жаком Пикаром первым человеком, достигшим дна Марианской впадины 52 года назад

Путешествие Джеймса Кэмерона в виде одноминутной анимации

Источник

60 лет назад люди впервые спустились на дно Марианской впадины

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Триест с экипажем, 1960 год

Изобретения Огюста Пикара, изменившие мир

Идея создания глубоководного батискафа принадлежала швейцарскому ученому-физику Огюсту Пикару. Еще в 1930 году он спроектировал стратостат, способный подниматься в высокие слои стратосферы. После этого профессор увлекся изобретением аппарата, способного выдержать давление самых больших глубин океана, недоступные обычным подводным лодкам. Пилотная модель была создана к 1939 году в Бельгии. Однако из-за накалившейся политической ситуации в Европе проект пришлось заморозить. Свою работу Пикар продолжил после Второй мировой войны.

Первый батискаф был построен в 1948 году. Тогда же ученый с коллегой совершил пробное погружение на 25 метров.

Всего через неделю батискаф опустился уже на 1380 м. Присутствовавший на испытаниях французский исследователь океана Жак-Ив Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Однако смелые эксперименты выявили серьезные конструкторские недостатки. После отказа бельгийцев продолжать финансирование проекта Пикар в начале 1950-х занялся разработкой более совершенного батискафа. Значительную помощь стареющему ученому оказывал его сын Жак Пикар, взявший на себя роль главного пилота. Новый аппарат назвали «Триестом» в честь города, где были произведены основные работы по его созданию. В одном из погружений батискаф достиг рекордной глубины 3150 м.

По своему строению «Триест» мало отличался от предшественника. Корпус поплавка имел форму, близкую к цилиндрической. На носу и корме были установлены обтекатели. В кормовой части находился вертикальный киль. Для уменьшения бортовой качки при всплытии на поверхность внутри поплавка были установлены внутренние кили. Отец и сын планомерно били все новые рекорды погружения. В бортовой журнал они подробно заносили увиденное на небывалых глубинах.

«Заметили угольную рыбу тридцати сантиметров в длину с двумя большими глазами», — гласила одна из записей.

Зачем проект купили американцы

В 1958 году «Триест» приобрели ВМС США, не располагавшие подобными аппаратами. Американцы стремились привлечь к разработкам своих специалистов. В сложившейся ситуации Пикар-старший постепенно отходил от дел, однако альтернативы его получившему большой опыт погружений сыну по-прежнему не было. В пару к Пикару-младшему новые боссы отрядили лейтенанта ВМС США Дона Уолша. Перед ними поставили крайне амбициозную цель – провести исследование самого глубокого места на планете – Марианской впадины. Проект получил наименование «Нектон» по названию морских животных, способных, в отличие от планктона, самостоятельно плавать.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Триест, 1960 год

Чтобы батискаф не тонул, к нему присоединили большой уравновешивающий поплавок, наполненный бензином. Бак свободно сообщался с окружающей водой, которая своим давлением теснила бензин. Внизу за магнитными заслонками хранился запас свинцовой дроби — балласт. При необходимости всплытия акванавт должен был разорвать цепь электрического тока, заслонки открывались, дробь высыпалась, и батискаф стремительно поднимался наверх.

Помимо пилотов в группу вошли моряки разных специальностей, военные, океанографы, биологи, фотографы, электрики и механики. Экспедиция прибыла на Гуам в середине октября 1959 года. «Триест» доставили туда же в разобранном виде на грузовом судне «Санта-Мариана». После сборки батискафа начались тренировочные погружения.

«Не подстерегает ли нас опасность?»

«Вскоре прибыли, кто пароходом, кто самолетом, все члены группы «Нектон» или, точнее, «группы глубоководных испытаний», как мы теперь именовались. Помощником Уолша назначили юного лейтенанта Шумейкера, выпускника подводного отделения Морского училища. С нами были еще четверо военных — унтер-офицеры Дегуд и Минел и матросы Маккартни и Бидер. Гражданскую часть группы представляли неизменный Джузеппе Буоно, ответственный за электропитание Хилл, фотограф Пфлаум, Харрис, уроженец Гавайев Жаир и рослый негр Вирджил. Трем последним предстояло заниматься ремонтом. Научную часть обеспечивали опытные океанографы Роберт Дитц, А. Рехницер и К. Макензи.

В первых числах ноября «Триест» был собран. В десятый раз его извлекли из люльки и спустили на воду.

Поначалу для общей проверки мы совершили маленькое погружение на рейде, а затем опустились на 1500 метров у западного берега Гуама. Вылазка показала, что бензин заметно охлаждается. Правда, на глубине полутора километров температура на дне была 5°C — та же, что в желобе Сан-Диего. Никаких новых осложнений не возникло; было решено приступить к первой серьезной операции, предусмотренной программой, — погружению на 5500 метров в желобе Неро», — рассказывал Пикар в своей книге «Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой».

«19 января 1960 года члены проекта «Нектон», собравшиеся на Гуаме, взошли на борт буксира «Уондонк», который должен был доставить «Триест» на место погружения, точно над впадиной Челленджер-Дип. Это небольшое путешествие оказалось продолжительным и малоприятным. 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант Уолш заняли места в стальном шаре. Погружение началось в 8.23», — отмечается в книге Жоржа Блона «Великие тайны океанов».

Пикар установил скорость погружения: до глубины в 8 тыс. метров – один метр в секунду; потом 60 см в сек до глубины в 9 тыс. м, а затем до дна 30 см в сек.

Хронологию исторического спуска исследователи фиксировали в бортовом журнале. Отметки 100 м «Триест» достиг за 10 мин. Затем аппарат почти остановился в слое холодной воды. Для продолжения движения пришлось выпустить часть бензина. Аналогичные остановки случились на глубине 130 и 160 м. После рубежа 200 м «Триест» пошел без промедлений.

Пикар записал: «9.00. На глубине 1000 футов (304 м – «Газета.Ru»). Бесформенная масса планктона в потоке света создавала полную иллюзию снегопада, только «снег» падал вверх, а не вниз. Щель, в которую мы опускались, имела в ширину всего-навсего милю. Мы могли натолкнуться на стену желоба – одна мысль об этом леденила душу».

До глубины 7,8 тыс. м «Триест» погружался со средней скоростью 0,9 м/с, после сброса малой части стальной дроби скорость погружения на глубине 9 тыс. м составляла 0,3 м/с.

«11.44. Глубина 29150 футов (8885 м). В конусе света вода кристально чистая. Ни малейшего следа планктона. Огромная пустота, которая не укладывается в человеческом представлении.

12.00. Глубина 31000 футов (9449 м). Какое под нами дно? Вполне возможно, что оно представляет илообразный слой. Не подстерегает ли нас опасность погрузиться в это вещество и навсегда в нем исчезнуть?

12.56. На сонаре появляется черная линия: дно.

13.00. На дне появляется неясное световое пятно, и вдруг мимо иллюминатора, извиваяюсь, проплывает маленькое животное (2-3 см в длину). Похоже, красная креветка.

Сели на прекрасное ровное дно, на твердый диатомовый ил. Дно чистое, светлое, табачного цвета. На глубинометре 37800 футов (11521,5 м). Время 13.06», — известно благодаря материалам, оставленным швейцарским ученым.

Манометры указывали давление в 1156 атмосфер.

Позже итоговая максимальная глубина с учетом солености моря, средней температуры, сжимаемости воды и силы тяжести погружения была скорректирована до 10918 м.

«Должен признаться, я чувствовал себя неспокойно»

На дне Пикар и Уолш увидели рыбу, похожую на камбалу и креветку, и съели по шоколадке. Исследователи связались по ультразвуковому телефону с кораблем сопровождения и доложили о прибытии к месту назначения. Были проведены различные эксперименты: температура воды за бортом составляла 3,3°С. А после измерения внутреннего диаметра гондолы выяснилось, что она сжалась на 3 мм.

Пикар так описывал свои впечатления: «Я никогда не думал, что океаны — это огромные резервуары в основном холодной воды. Лишь тонкий слой поверхностных вод в тропическом поясе имеет более или менее высокую температуру».

Источник

Голубая бездна. Как человечество покорило Марианскую впадину

Человечество опустилось на самое дно благодаря семье швейцарских учёных-энтузиастов.

Огюст Пикар: от небес до глубин

История покорения самой глубокой точки Мирового океана неразрывно связана с именем швейцарского учёного Огюста Пикара, физика и изобретателя.

Огюст Пикар, родившийся в семье профессора химии, в 1930-х годах увлекся аэронавтикой и разработал первый в мире стратостат — воздушный шар со сферической герметичной гондолой из алюминия, позволяющей совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

На своем аппарате Пикар, которому к тому моменту было уже 47 лет, совершил 27 полетов, достигнув высоты в 23000 метров.

В ходе экспериментов со стратостатом Пикар понял, что те же принципы можно использовать и для покорения морских глубин. Так швейцарский ученый начал работать над созданием аппарата, способного погружаться на большие глубины.

Вторая Мировая война прервала работы Огюста Пикара. Несмотря на то, что Швейцария оставалась нейтральной страной, научная деятельность в это время была серьёзно осложнена и там.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Тем не менее, в 1945 году Огюст Пикар закончил строительство глубоководного аппарата, получившего название батискаф.

Батискаф Пикара представлял собой высокопрочную герметичную стальную гондолу для экипажа, которая прикреплялась к большому поплавку, наполненному бензином для обеспечения положительной плавучести. Для погружения использовалось несколько тонн стального или чугунного балласта в виде дроби, удерживаемого в бункерахэлектромагнитами. Для уменьшения скорости погружения и для всплытия электрический ток в электромагнитах отключался, и часть дроби высыпалась. Такой механизм обеспечивал всплытие даже в случае отказа оборудования, через определённое время просто разряжались аккумуляторы — и вся дробь высыпалась.

Батискаф получил название FNRS-2. FNRS означало аббревиатуру Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), который финансировал работы Пикара.

Любопытно, что название FNRS-1 носил… стратостат Пикара. Сам учёный на сей счет шутил: «Эти аппараты чрезвычайно сходны между собой, хотя их назначение противоположно. Возможно, судьбе было угодно создать это сходство именно для того, чтобы работать над созданием обоих аппаратов мог один учёный».

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Первое испытательное погружение FNRS-2 состоялось в Дакаре 25 октября 1948 года, и пилотом батискафа был, разумеется, сам его создатель. Правда, никаких рекордов в тот раз поставлено не было — аппарат погрузился всего на 25 метров.

Дальнейшие работы с батискафом оказались осложнены тем, что бельгийский фонд прекратил финансирование. Огюст Пикар в итоге продал FNRS-2 ВМФ Франции, специалисты которого пригласили ученого для строительства новой модели батискафа, получившего название FNRS-3.

Идеи батискафов, тем временем, захватывали мир, и новую модель намеревались строить в Италии. В 1952 году Огюст Пикар, оставив FNRS-3 на французских инженеров, отправляется в Италию, чтобы заняться разработкой и строительством батискафа, получившего название «Триест».

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

«Триест» был спущен на воду в августе 1953 года. В работах по строительству батискафа Огюсту Пикару помогал его сын, Жак Пикар, которому и предстояло стать главным пилотом нового глубоководного аппарата.

В 1953-1957 годах «Триест» проводит серию успешных погружений в Средиземном море, и даже достигает фантастической по тем временам глубины в 3100 метров. В первых погружениях «Триеста» наравне с Жаком Пикаром участвует и сам создатель батискафа Огюст Пикар, которому исполнилось к тому времени 69 лет.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Исследовательские работы «Триеста» требовали серьёзных капиталовложений. Каждый спуск аппарата необходимо было обеспечивать поддержкой нескольких судов сопровождения. Батискаф Пикара к месту погружения необходимо было буксировать, поскольку своего горизонтального хода он не имел.

В 1958 году «Триест» был приобретен ВМФ США, проявившим интерес к исследованию морских глубин. Вместе с аппаратом в Америку отправился и Жак Пикар, которому предстояло обучать управлению батискафом американских специалистов.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Прочность, заложенная в конструкции «Триеста», позволяла погружаться на максимальные глубины, известные в Мировом океане. При этом сам Жак Пикар отмечал, что для большинства исследований этого просто не требуется, поскольку 99 процентов дна Мирового океана расположено на глубинах не более 6000 метров. Правоту Пикара подтвердила последующая история — более поздние глубоководные аппараты, включая известные российские «Мир-1» и «Мир-2», строились именно с расчётом на глубину около 6000 метров.

Однако человечество любит ставить перед собой максимальные задачи, поэтому «Триест» решено было направить для покорения самой глубокой точки Мирового океана — Марианской впадины в Тихом океане, глубина которой достигает 11 км.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Эта операция, в которой были задействованы силы ВМФ США, получила кодовое название «Проект «Нектон». Для её осуществления были проведены серьёзные доработки аппарата, в частности, в Германии на заводе Круппа была изготовлена новая, более прочная гондола.

В конце 1959 года «Триест» был доставлен на военно-морскую базу США на тихоокеанском острове Гуам. В годы Второй Мировой войны остров был ареной кровопролитных сражений, а к моменту проведения «Проекта «Нектон» в джунглях продолжал скрываться как минимум один японский солдат, не считавший войну оконченной.

Впрочем, это никак не отразилось на подготовке исторического погружения. После нескольких пробных спусков на 5 км и 7 км (что уже было рекордом для того времени), было дано «добро» на так называемое «Большое погружение».

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Тут, правда, возникло непонимание между Пикаром и американской стороной. Американцы заявили, что в «Большом погружении» Пикар принимать участия не будет. Возможно, в ВМФ США посчитали, что историческое достижение должно быть чисто американским, а не американо-швейцарским.

Не сумев переубедить коллег, Пикар привел последний аргумент — достал контракт и показал пункт, в котором указывалось, что он имеет право участвовать в «особых погружениях». То, что нырок на 11 км — особый случай, американские представители оспаривать не стали, и допустили Пикара до погружения.

Сам Пикар потом вспоминал, что упорствовал не просто из желания установить рекорд — он нырял на «Триесте» более 60 раз, в то время как у его коллег из США было минимальное количество самостоятельных погружений.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

На точку спуска «Триест» был отбуксирован в ночь на 23 января 1960 года. Стояла тяжелая, штормовая погода, батискаф был потрепан из-за волнения на море, и решать, идти на погружение или нет, предстояло Пикару. Швейцарец дал «добро».

Утром 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш начали историческое погружение. Пикар писал, что из-за особенностей верхних слоев вод в этом месте они очень много времени потратили на то, чтобы погрузиться на глубину 300 метров. Скорость, с которой они погружались, говорила о том, что погружение продлится 30 часов, что было абсолютно нереально. К счастью, затем скорость вышла на расчетные показатели.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

В 13:06 23 января 1960 года, после пяти часов погружения Пикар и Уолш достигли дна Марианской впадины на отметке 10919 метров. По словам Пикара, точность измерений равнялась плюс минус несколько десятков метров.

Исторический спуск «Триеста» решил вопрос, мучивший ученых-океанологов: могут ли жить на такой глубине сложные организмы. Как только аппарат достиг дна, Пикара и Уолша «приветствовала» рыба, внешне походившая на ската, оказавшаяся в лучах прожектора батискафа. Хотя впоследствии заявление Пикара было подвергнуто сомнению ввиду отсутствия документальных доказательств.

Исследователи пробыли на дне 20 минут, после чего аппарат в течение трех часов возвращался на поверхность. Там Пикар и Уолш попали в объятия других участников исторического проекта.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Третьим в бездне стал создатель «Аватара»

Погодные условия и технические сложности привели к тому, что погружение Пикара и Уолша на дно Марианской впадины стало единственным в рамках «Проекта «Нектон». А для самого Жака Пикара оно получилось и прощальным — с этого момента «Триест» окончательно перешел в руки специалистов ВМС США, и швейцарец с ним больше не работал.

Жак Пикар в книге, посвящённой историческому погружению, писал, что с достижением дна Марианской впадины человеку больше негде будет устанавливать подобные рекорды — останется только отправиться в космос. Ученый не ошибся: чуть больше, чем через год, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» покорил земную орбиту.

Семейная тяга Пикаров к изобретениям передалась и сыну Жака, Бертрану Пикару. В 1999 году он стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на аэростате.

Батискаф «Триест» до 1963 года входил в состав ВМФ США, а ныне является экспонатом военно-морского исторического центра в Вашингтоне.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

С 1960 по 2012 год ни один человек, кроме Пикара и Уолша, не опускался на дно Марианской впадины. В 2012 году на одноместном батискафе Deepsea Challenger дна Марианской впадины достиг… легендарный голливудский режиссер Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара». Именно на съёмках «Титаника», ныряя на российских аппаратах «Мир» к погибшему судну, режиссер и увлёкся глубоководными погружениями. А в подготовке покорения Кэмероном дна Марианской впадины участвовал не кто иной, как напарник Пикара по историческому погружению Дон Уолш.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

«Человечество опустилось на самое дно благодаря семье швейцарских учёных-энтузиастов.»

Теперь понятно, кто виноват во всём окружающем пиздеце 😀

Думал, пост про наш шоу-бизнес будет.

Крутейший пост. На одном дыхании прочел)))))

Помню как читал ещё при СССР про первое погружение в «Технике Молодёжи» или в «Наука и Жизнь», на одном дыхании и под впечатлением еще неделю оставался 🙂

А зелены батискаф, чтобы потом на компьютерах дорисовать на нем всякого навесного оборудования?!

Про последнее погружение хотелось бы подробней

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Китайский подводный аппарат успешно сел на дно Марианской впадины на глубине 10 тыс. 909 метров

10 ноября Китайский пилотируемый глубоководный батискаф «Фэньдоучжэ» («Борец») погрузился на рекордную глубину в более чем 10 тысяч метров и продолжил движение к самой глубокой точке мирового океана – дну Марианской впадины в Тихом океане.

«На глубине более 10 тыс. метров давление воды превышает 110 Мпа, что эквивалентно топтанию 2000 африканских слонов по спине человека» уточняет Жэньминь Жибао.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Оснащенный прорывными технологиями глубоководной связи, «Фэньдоучжэ» может прямо в ходе погружения отправлять видеосигналы в режиме реального времени обратно на свой корабль-носитель «Таньсо-2» («Искатель-2»).

«Пилотируемый глубоководный батискаф «Фэньдоучжэ» способен погружаться на глубину свыше 10 тысяч метров, что является пределом мечтаний для акванавтов, а также целью, над достижением которой мы трудились в течение 20 лет. Поэтому этот момент для меня очень волнительный. В настоящее время подводный аппарат находится в нормальном состоянии, и три акванавта на борту продолжают погружение, пока не достигнут дна Марианской впадины», – сказал Ху Чжэнь, заместитель главного конструктора батискафа «Фэньдоучжэ».

Научные исследования морских пучин – это глобальный вызов, стоящий сегодня перед международным сообществом, который требует участия наиболее способных стран и регионов, а также способных ученых, горящих идеей изучения морских глубин.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

(054/366) 23 января совершено первое погружение в Марианскую впадину.

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

В марианскую впадину погружались 4 раза, два раза на дно погружались люди (последний раз на борту батискафа был Джеймс Кэмерон).

Все, кто первый раз видит посты, просто знайте: я рисую каждый день по картинке связанной с каким-нибудь интересным событием, произошедшим в этот день, это длится уже 54 дня и будет длиться целый год )))

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Батискаф, который Конюхову построят в Петербурге для погружения в Марианскую впадину, обойдется в двенадцать миллионов долларов

На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото На чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку На чем спускались в марианскую впадину. Картинка про На чем спускались в марианскую впадину. Фото На чем спускались в марианскую впадину

Путешественник Федор Конюхов и полярник Артур Чилингаров покорят очередную «вершину» мира – Марианскую впадину – на глубоководном аппарате, построить который помогут в морской столице России. Как сообщил радио «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» сам Конюхов, над батискафом работают и еще будут работать несколько предприятий, в числе которых и петербургские.

– Первое погружение намечено на март 2021 году, – рассказал «Комсомолке» Федор Конюхов. – Исследовательская команда будет большая, но сначала погрузимся вдвоем с Артуром Николаевичем.По задумке, пилоты двухместного аппарата не только достигнут дна, но и будут оставаться там двое суток, чтобы провести научные опыты. Главная задача – взять грунт с двух тектонических плит, Филиппинской и Тихоокеанской: именно они образуют самую глубокую впадину Мирового океана.

– Грунт оттуда еще не доставали, а он бы дал важнейшую информацию для ученых, – объясняет Конюхов. – Интересно такое погружение и военным. Вы только подумайте: на Луну было семь экспедиций, а в Марианскую впадину погружались только дважды! Глубина трещины, как замеряли в последний раз с нашего научно-исследовательского судна «Витязь» в 1957 году, – 11 022 метра. А ведь рядом еще есть желоб Тонга, и предполагают, что он может быть даже глубже.

Достать дна Марианской впадины пока удалось лишь троим. В 1960-ом, за год до полета Гагарина в космос, в Бездну Челленджера, самую глубоководную точку желоба, на батискафе «Триест» погрузились швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш. Спустя полвека, в 2012-ом, их опыт повторил режиссер Джеймс Кэмерон, причем он в аппарате находился в одиночку.

Батискаф для новой экспедиции будет двухместным. Вертикальная конструкция длиной в двенадцать метров опустится вниз под действием балласта массой в полтонны. Чтобы не отклониться от траектории, аппарату придется постоянно вращаться. Для всплытия груз просто сбросят, а для перемещения по дну задумали дюжину двигателей.Выжить на астрономической глубине пилотам помогут титановая сфера и баллоны со сжиженным кислородом. В помощь ученым аппарат оборудуют камерами и манипуляторами для сбора образцов. Разработка и строительство оценивают минимум в двенадцать миллионов долларов, при этом задействовать собираются, по словам Конюхова, только частный капитал.

– Батискаф будет рассчитан на пятьсот погружений, – отмечает путешественник. – Понятно, что столько никто не сделает. Но в США и Европе уже есть желающие в будущем взять батискаф в аренду. Ведь в мире много глубоководных мест.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *