На чем строится авторитет

Как по нотам: из чего складывается авторитет руководителя

Руководителем быть трудно — ответственность гораздо выше, чем у специалиста линейного уровня. При этом отвечаете вы уже не только за свои действия и решения, но и за действия команды. Во многом успех зависит от вашего авторитета. Как его добиться?

1. Воля в сочетании с гибкостью

Геннадий Самойленко, основатель компании Online Personal:

Любому лидеру для успешного управления коллективом и бизнес-процессами нужны четыре качества: сила воли, харизма, коммуникабельность и интуиция.

Воля — то, что помогает справляться с текущими делами, если не хватает мотивации. Сила воли нужна и для успеха в карьере, и для авторитета в коллективе. Слабовольный руководитель никогда не будет авторитетным.

При этом важно сочетать волю с гибкостью, спонтанностью. Можно быть волевым, но гибким при принятии решений, толерантным, лояльным с подчиненными и начальником. Бывают люди гибкие, но неволевые. Это когда ты принимаешь точки зрения и взгляды других людей, но при этом сам сделать ничего не можешь. Воля — это всегда признак взрослости.

Гибкости можно учиться. Достаточно найти техники и запустить пусковой механизм.

2. Честность, порядочность, человечность

Эдуард Остроброд, вице-президент компании Sela:

Для авторитета всегда надо держать слово. Если вы обманете — потеряете лицо.

Нужно поощрять подчиненных за их достижения, уважать и ценить их — и тогда они сами вырастят ваш авторитет лидера.

Часто в компаниях можно наблюдать следующее: линейный сотрудник высказал рациональную идею или осуществил проект, но похвалили за это не его, а его начальника. И премию дали ему же. Авторитету руководителей это не способствует.

Подорвать авторитет могут не только манипуляции, ложь, невыполнение обязательств, но и просто антипатия, обыкновенное безразличие к людям, неприветливость, бессердечие.

«Серьезно подорвать авторитет могут непорядочность, закулисные игры, которые становятся известны коллективу, «нечистоплотность», — соглашается Анастасия Лобарева, директор по персоналу компании «ДМС». — То есть общечеловеческие вещи — когда руководитель ведет себя непорядочно и люди про это знают».

3. Умение коммуницировать

Евгения Чернышева, сооснователь и член совета директоров проекта X-Game project:

Один из важнейших для авторитета в коллективе навык — умение коммуницировать. Путей обучения коммуникативным навыкам множество. Это и тренинги, и мастер-классы, и специальная литература. Во многих книгах приведены конкретные упражнения. Но недостаточно прочитать книгу — важно применять эти навыки в жизни.

Проследите за собой — как вы общаетесь с людьми? Начните выполнять упражнения — со временем сможете повысить свой уровень коммуникативной культуры. Но это не значит, что надо слепо следовать советам. Используйте то, что импонирует и подходит именно вам, — найдите свою изюминку и развивайте ее. Например, некоторые отлично выстраивают коммуникации с помощью чувства юмора или умения импровизировать.

4. Избегать позиции «я тут умнее всех»

Анастасия Хрисанфова, директор по управлению персоналом, основатель сообщества HRDome:

Ошибка многих руководителей — занимать экспертную позицию свысока и по всем вопросам ставить себя выше других. И всем указывать только на недостатки. Но если вы признаете сильные стороны сотрудников и концентрируетесь именно на сильных сторонах, даете развивающую обратную связь, то это тоже работает на ваш авторитет. Люди будут приходить к вам, зная, что вы поможете разрешить их проблему, выслушаете, а не будете сразу критиковать и показывать, какой вы умный и профессиональный.

5. Признавать ошибки

Анастасия Лобарева, директор кадрового агентства «Кадры-54»:

Даже лидер, хорошо относящийся к людям, может совершить ошибку. Например, вы не выдержали и резко раскритиковали сотрудника на совещании. Но того, кто способен публично признать ошибку и исправить ее (в частности — сказать на другом совещании, что в прошлый раз погорячился и поторопился с выводами), сотрудники будут уважать намного больше, чем того, кто делает ошибки и никогда их не признает публично.

6. Не пытаться всем угодить

Алла Протас, бизнес-тренер:

Лидер должен обращать внимание на два параметра в своей деятельности — результативность в смысле бизнес-целей и коммуникации с коллективом. Стиль управления зависит от того, каков баланс этих двух параметров.

Если есть крен в сторону бизнес-целей (то есть руководитель фокусирует свое внимание на результативности, а на психологический комфорт в коллективе не обращает внимания), то его могут воспринимать как сухаря. Его профессиональный авторитет будет высок, но симпатию он в коллективе вызывать не будет. Тем не менее на определенных этапах важнее в первую очередь построить бизнес-процессы в компании, а уже во вторую очередь работать над комфортными отношениями в коллективе.

Если крен наблюдается в сторону построения отношений, открытости и дружелюбия, эмоциональной сферы, а бизнес-цели остаются в стороне, то в коллективе может быть замечательная атмосфера, но компания не будет процветать. Такого руководителя могут любить, но профессионально он уважения не вызывает.

Чтобы быть хорошим руководителем, недостаточно быть глубоким специалистом в той профессиональной сфере, где вы работаете. Нужно еще иметь развитые чисто руководительские навыки. Согласно исследованию HeadHunter, среди самых дефицитных навыков руководителей — умение работать с людьми, неконфликтность, а также лидерские качества. Это то, что стоит «прокачать», чтобы быть конкурентным на рынке талантов.

Источник

Авторитет: что это простыми словами, примеры, виды, пути достижения

На чем строится авторитет. Смотреть фото На чем строится авторитет. Смотреть картинку На чем строится авторитет. Картинка про На чем строится авторитет. Фото На чем строится авторитет

Что такое авторитет?

Если сформулировать простыми словами, авторитет – это признание важности, значимости и влиятельности человека в определённом коллективе, обществе или социальной группе. Основаниями для авторитета выступают, прежде всего, уважение и доверие. При этом утверждения авторитетного человека редко подвергаются сомнениям, а предложенные им решения, как правило, считаются оптимальными. Таким образом, авторитет позволяет влиять на окружающих, поэтому его рассматривают как форму власти, основанную не на контроле и принуждении, а на убеждении.

Термин «авторитет» образован от латинского слова auctoritas (мнение, влияние, власть), которое в свою очередь произошло от слова auctor (автор, создатель, основатель).

Авторитет формируется на основании личных качеств индивида, которые заметны для окружающих. Особенно высоко ценятся организаторские способности, а также уважительное отношение к обществу в целом и каждому отдельному индивиду в частности. То есть, люди, пытающиеся самоутвердиться за счёт демонстративного неуважения к кому-либо, вопреки своим ожиданиям обычно не становятся авторитетными личностями.

Суть авторитета заключается в том, что окружающие признают власть и влияние личности, основываясь на уважении и доверии к ней, а также на уверенности в её компетентности, надёжности и ответственности. Её предложения, рекомендации и требования воспринимаются как рациональные, правильные и адекватные, поскольку именно этого от неё ожидают.

Примеры авторитета

В зависимости от того, в каком кругу человек пользуется всеобщим признанием и уважением, можно выделить 3 простых примера авторитета: авторитет лидера, руководителя и специалиста. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Авторитет лидера

Данная форма всеобщего уважения основывается преимущественно на личностных качествах человека. Признанные лидеры отличаются такими качествами как:

Лидер – это человек, который в любой ситуации может сказать: «У меня есть план!» (даже если этот план готов не более чем на 10%). Такими самоуверенными и инициативными лидеров показывают в литературных произведениях и фильмах, такими они являются и в жизни. И окружающим это обычно нравится.

2. Авторитет руководителя

Разница между руководителем и лидером заключается в том, что руководитель получает своё влияние на формальных основаниях. То есть, он выполняет данную функцию, поскольку этого требует занимаемая им должность. По сути, ему не обязательно для этого обладать авторитетом. И всё же в большинстве случаев коллектив относится к руководителю с уважением, поскольку иначе продуктивная деятельность просто невозможна.

Авторитет руководителя обычно основывается не на его личностных качествах, а на его формальном статусе. Каждый подчинённый понимает, что его профессиональная успешность зависит от его отношений с руководством, поэтому старается поддерживать с ним хорошие уважительные отношения. И даже без этого большинство людей считает, что человек, сумевший занять столь высокую должность, наверняка обладает выдающимися личностными качествами и профессиональной компетентностью.

Стоит отметить также разницу между самими понятиями «руководитель» и «лидер». Руководитель – это тот, кто руководит процессом, оставаясь в стороне, лидер же обычно находится в первых рядах и собственным примером показывает другим, как надо действовать. Конечно, руководитель может быть лидером, и тогда он обладает обеими формами авторитета. Как правило, это очень удачное сочетание, которое обеспечивает наиболее здоровую обстановку в коллективе и высокую эффективность работы.

3. Авторитет специалиста

Очевидно, что слово признанного специалиста всегда будет цениться выше, чем слово случайного человека. С каждым новым достижением в своей сфере деятельности специалист повышает свой профессиональный авторитет, благодаря чему к его мнению прислушивается всё большее количество коллег. Авторитет специалиста основывается на таких факторах как:

Хороший специалист не нуждается в лидерских качествах или руководящей должности, чтобы обладать авторитетом среди коллег. К примеру, авторитет учёного измеряется индексом цитирования и количеством публикаций в научных изданиях (которые, к слову, тоже обладают определённым авторитетом). При этом для него очень важна репутация, ведь даже одного случая «продажной» публикации или подгонки результатов исследования достаточно, чтобы все его работы и достижения были подвергнуты сомнению.

Виды авторитета

Практически каждый человек стремится к тому, чтобы завоевать высокий авторитет в обществе, коллективе или социальной группе. При этом далеко не каждому удаётся сделать это за счёт реальных достижений или личностных качеств. В таких случаях люди часто идут на различные ухищрения, в связи с чем можно выделить два вида авторитета:

Подлинный авторитет – это признание, основанное на реальных достижениях и заслуженном уважении со стороны других членов социума. Завоевать подлинный авторитет сложно, ведь он требует, чтобы человек действительно обладал выдающимися личностными качествами. Кроме того, всеобщее признание даётся не просто так, и для его получения необходимо приложить большое количество усилий и потратить немало времени.

Но далеко не все люди, стремящиеся к власти, готовы тратить много ресурсов на завоевание авторитета. В качестве альтернативных способов они используют манипулирование, лицемерие, распускание сплетен и разжигание конфликтов в коллективе. Очень подробно этот подход описан у американского психолога Эрика Берна, который называет подобное поведение «социальными играми» и считает его вполне естественным.

Немецкий социолог Эрих Фромм предложил другую классификацию, в рамках которой также выделил два вида авторитета:

Рациональный авторитет основывается на осмыслении реальных достижений, качеств и способностей человека. То есть, для его формирования необходимы фактические основания, такие как уровень компетенции, эрудиция, знания в определённой сфере. Учитывая эти факторы, мы понимаем, что данный человек заслуживает доверия и его точка зрения с большой вероятностью является правильной.

Как правило, рациональный авторитет имеет отношение к определённой области деятельности или знаний. К примеру, мы доверяем мнению врача в вопросах здоровья, но вряд ли станем спрашивать у него совета о том, какой автомобиль покупать.

Иррациональный авторитет основывается на уже имеющемся статусе и власти. К примеру, если человек занимает высокую должность, мы предполагаем, что он получил её благодаря своему профессионализму и компетентности. Однако при более близком знакомстве может обнаружиться, что это просто человек со специфическим пониманием норм морали и нравственности, добившийся своего положения за счёт обмана, лицемерия, наглости и беспринципности.

Как завоевывать авторитет?

Сразу оговоримся, что мы будем рассматривать способы завоевания подлинного авторитета, основанного на реальных личностных качествах и фактических достижениях. Завоевать его не так и сложно, однако это требует ответственного и дисциплинированного подхода. При этом в разных сферах жизни способы могут отличаться весьма существенно. Мы поговорим о том, как заработать авторитет у начальства, в коллективе и в семье.

Как заработать авторитет у начальства?

Руководители всегда с уважением относятся к компетентным и ответственным сотрудникам, которые демонстрируют следующие особенности поведения:

Именно эти качества поведения позволяют завоевать авторитет начальства, добиться признания своей ценности и важности для компании. В то же время попытки угодить начальству исключительно за счёт своей услужливости обычно приводят к обратному результату.

Как заработать авторитет в коллективе?

Авторитет среди сотрудников не менее важен для построения успешной карьеры, чем авторитет у начальства. При этом завоевать его бывает даже сложнее, кроме того, он часто зависит от случайных факторов. Оптимальная тактика подразумевает следующие особенности поведения:

Многие люди стремятся получить популярность в коллективе, активно обсуждая начальство и коллег. Однако такой подход не позволяет добиться уважения. В то же время человек, держащийся в стороне от сплетен и обсуждения личной жизни, как правило, вызывает уважение, ведь никто не боится, что он будет перемывать ему косточки в курилке.

Как заработать авторитет в семье?

Каждый человек хочет, чтобы в семье к нему относились с уважением. Вот только на практике добиться этого бывает непросто, поскольку большинство из нас перед близкими «расслабляется», ведь чего стесняться, если «тут все свои». Чтобы завоевать авторитет у близких, стоит более дисциплинированно относиться к своему поведению и выработать у себя ряд привычек:

Многие люди думают, что добиться уважения в семье можно, показывая свою силу и значимость, однако это ошибочный подход. Моральное давление никогда не способствует улучшению отношений. А вот умение вести себя достойно перед близкими, относясь уважительно и ответственно к своей семье, всегда способствует формированию устойчивого авторитета.

Источник

АВТОРИТЕТ — что это. Авторитет с точки зрения психологии

Авторитет. Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Видео: Власть и авторитет – это разные вещи

Как завоевать авторитет

Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Видео: Авторитет в Глазах Ребенка. Как его Создать и не Потерять

Источник

Как руководителю завоевать авторитет у подчинённых: 14 ключевых факторов для самопроверки

На чем строится авторитет. Смотреть фото На чем строится авторитет. Смотреть картинку На чем строится авторитет. Картинка про На чем строится авторитет. Фото На чем строится авторитет

На чем строится авторитет. Смотреть фото На чем строится авторитет. Смотреть картинку На чем строится авторитет. Картинка про На чем строится авторитет. Фото На чем строится авторитет

Евгений Севастьянов

Управленческий опыт: 18 лет
Консультировал в области регулярного менеджмента более 240 компаний, включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины.

Автор книги «Системное управление на практике: 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков» https://50stories.ru/

генеральный директор и собственник агентства управленческого консалтинга «Открытая Студия»: http://openstud.ru и основатель «Школы регулярного менеджмента» (обучение для собственников и руководителей): https://regular-management.ru/

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего

Собственникам и топ-менеджерам — Рациональное использование ресурсов компании за счет создания базового уровня авторитета. Понимание разницы между реальным авторитетом и очковтирательством. Формирование внутреннего стержня.

Топ-менеджерам — Формирование команды за счет очистки компании от некомпетентных сотрудников на всех уровнях. Результативность работы подчиненных за счет владения административными методами управления, с помощью которых формируется достаточный уровень личного авторитета.

Руководителям среднего звена — Появление возможности в меньшей степени применять административное воздействие. Вследствие этого — экономия времени на управление и другие ресурсы.

Сотрудникам, специалистам — Возможность действовать более самостоятельно и проактивно, будь то решение повседневных задач или действия в ситуации форс-мажорных обстоятельств, а также быстрое профессиональное развитие.

К чему приводит наличие у руководителя административной власти без знания базовых управленческих методов?

Руководитель — это человек, обладающий административной властью над своими подчинёнными. И кажется, этого должно быть достаточно, чтобы люди под его управлением работали качественно. Тем не менее регулярно вижу примеры, когда руководитель пытается управлять, опираясь лишь на административную власть, и. терпит неудачу.

Есть те, кто живёт по принципу: «Раз у меня есть административная власть, значит мне должны подчиняться». Эти горе-руководители таких дров обычно наломают, что запросто переплюнут тех самых «двух из ларца — одинаковых с лица» из культового мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»!

Авторитет — это возможность руководителя влиять на действия подчинённых, не прибегая к административной власти.

Административная власть в современных реалиях мало полезна без владения административными методами управления (разработка правил, составление регламентов, санкционирование за нарушения). Руководитель должен в обязательном порядке владеть ими и уметь применять их на практике. Точное применение административных методов создаёт базовый уровень авторитета.

Но, как показывает практика, если у руководителя нет авторитета, то добиваться выполнения своих решений ему приходится за счет большого количества ресурсов. Сотрудники демонстрируют более формальный подход к работе, а руководитель вынужден заниматься микроменеджментом из-за отсутствия инициативы снизу.

Во сколько обходится «дешёвый авторитет» руководителю?

Авторитет — это возможность руководителя влиять на действия подчинённых, не прибегая к административной власти.

У начинающих малоопытных управленцев для повышения авторитета возникает желание (иногда под давлением старожилов коллектива) принимать быстрые решения в угоду подчинённым, но во вред компании и пользе дела. Это кажется более лёгким путём по сравнению с освоением базовых методов административного управления. Но то, что легко сейчас, нередко приводит к “тяжёлому потом”.

Приобретённый таким способом авторитет недаром называется дешёвым. Люди в своих требованиях редко чувствуют меру. Вскоре руководитель не сможет удовлетворить возрастающие аппетиты подчинённых.

Выхода будет два: дать заднюю и отобрать всё, что ранее давал, или стать управляемым придатком для своих подчинённых. В обоих случаях дешёвый авторитет разбивается вдребезги. Либо сотрудники обозлятся, либо будут ни во что не ставить. Оба варианта вызовут у топ-менеджеров гнев, а возможно и желание избавиться от такого горе-руководителя.

За счёт чего высокий авторитет руководителя приносит пользу всем: ему самому, сотрудникам, подразделению, компании?

Чем же ценен авторитет руководителя? Чем выше авторитет, тем:

14 факторов, от которых зависит авторитет руководителя у подчинённых

Раз авторитет так сильно помогает достигать лучших результатов, возникает резонный вопрос: как же его прокачать? Для этого давайте разберём факторы как роста, так и падения авторитета руководителя.

1. Управленческие решения руководителя

Своевременность решения. Авторитет будет расти, если руководитель принимает управленческие решения, когда того требуют обстоятельства. Противоположность — пускает дела на самотёк в надежде, что проблема как-нибудь сама рассосётся.

Качество решения. Недаром говорят: “Лучше лев во главе стада баранов, чем баран во главе стада львов”. Например, руководитель, когда горят сроки, отправляет работников копать километровую траншею, в то время как они должны класть кирпич. При этом экскаватор можно арендовать в соседнем хозяйстве за две бутылки.

Важно не только принять верное решение, но ещё и уметь “подсветить” его качество своим подчинённым — ведь они владеют не всей информацией, доступной руководителю, могут и не понять.

Сила воздействия. Насколько прикладываемое им управленческое воздействие соизмеримо со сложившейся ситуацией? Например, сотрудник опоздал на совещание, а его за это лишили годовой премии. И наоборот, рабочий копает траншею, а руководитель стоит у него над душой.

2. Реакция на провалы и успехи

Готов ли руководитель нести ответственность за принятые им решения и результаты работы своих подчинённых перед вышестоящим начальством? Валит всё на сотрудников в случае неудачи, а успехи приписывает только себе?

Фраза-маркер “Я им сказал, а они не сделали”, которую так любят некоторые руководители, — откровенная попытка переложить ответственность на подчинённых. “Зачем нужен такой руководитель?” — подумает не только любой генеральный директор, но и каждый сотрудник.

Провалы не только должны признаваться. Важно устранять их последствия и минимизировать вероятность возникновения в будущем. Мало кто из подчинённых уважает руководителя, который сам наступает и позволяет наступать другим на одни и те же грабли.

Например, не успели вовремя подать заявку на участие в важном тендере из-за того, что руководитель не проконтролировал своевременное продление электронной подписи. Причём ровно такая же ситуация случилась в прошлом году.

3. Личный пример

Для завоевания авторитета руководитель должен показывать личный пример. Личный пример — это не сделать работу за сотрудника, а показать как правильно, организовать выполнение и налечь вместе со всеми во время критической нехватки ресурсов.

Проактивность в действиях — руководитель не ждёт, что ситуация сама рассосётся, не откладывает срочные задачи, не прикрывается формализмом, соблюдает договорённости сам (если обещал — должен сделать, поэтому осторожнее с обещаниями!)

Нельзя позволять не соблюдать правила другим. Если в отделе есть хоть один бездельник — от взаимодействия с ним страдают все добросовестные сотрудники! Применяйте управленческое воздействие на тех, кто не соблюдает общие для всех принципы и правила. Про тех, кто своими действиями подрывает авторитет руководителя, читайте в статье “«Найди и уволь их всех!» Кого необходимо увольнять в первую очередь, и как их выявить”.

4. Пафос и двуличие

Излишний пафос вызывает насмешки, а не рост авторитета. Не надо громких речей, призывов, агитаций — это мало у кого хорошо получается (Стив Джобс и Илон Маск могут дальше не читать). Лучше работать над точностью. Например, руководитель помпезно заявляет на общем собрании: “Наша компания должна достичь небывалых трудовых успехов!” Куда более уместно сказать: “Мы должны выпустить новую линейку холодильников без компрессоров”.

Пропасть между «быть» и «казаться” (называется в народе двуличием) порождает желание как минимум бросить туда камень, а то и плюнуть. Например, руководитель делает вид, что заботится о своих подчинённых, а сам считает их людьми второго сорта.

Будьте уверены, такой разрыв между заявлением и реальностью незаметен только слепому. Только у него и может остаться толика уважения к вашему авторитету.

5. Любимчики

Отсутствие любимчиков (лояльные, но слабые специалисты). Правильно, когда спрос и вознаграждение зависят от вклада в достижение результата: личного и коллективного. Перефразируя известный тезис, “от каждого по способностям, каждому по его результату”.

Когда те, кто даёт больший результат (пользу) и есть любимчики — это понятный и справедливый критерий для остальных. К этому должна прилагаться система обучения и наставничества для остальных, которая прокладывает дорогу талантам.

Лояльность безусловно важный критерий, но не первичный. Да, лояльный специалист перед таким же обычным всегда будет иметь преимущества, но вот лояльные и при этом не способные — должны выдворяться из подразделения.

6. Санитарная функция

Санитарная функция — не только у медицинских работников, но и у руководителей!

Заключается в своевременной очистке команды от бездельников, очковтирателей, подлиз, неумех, негативщиков, антилидеров.

Перечислю типовые препятствия для руководителя, желающего своевременно сбросить балласт и “отстреливать” вредителей:

Как правило, коллективу и добросовестным специалистам очевидно, что конкретный человек не способен эффективно работать в этой компании, но руководитель «тянет его за уши» в ущерб пользе делу.

Авторитет руководителя падает. Те, кто работал хорошо, начинают работать хуже, руководствуясь принципом: «Если другим можно, то почему нам нельзя?» Поэтому санитарная функция — суровая необходимость, а не прихоть.

7. Решение ситуаций по сути, а не по форме

Способность руководителя разобраться в сути сложившейся ситуации и принять энергичные меры к её разрешению. Руководитель, который довольствуется первой отговоркой (имидж ленивца) или принимает её за чистую монету (имидж простофили) — не будет пользоваться авторитетом у своих подчинённых. Не Нежеланный имидж руководителя может сложиться не только в случае регулярных действий, но и при единичных в ключевых/ знаковых / кризисных ситуациях.

Ситуация-пример “Запоздавшие кирпичи”

Руководитель: Почему вы не отправили вовремя машину с кирпичами на объект?

Подчинённый: Мне позвонил наш постоянный клиент, и я решал его проблему.

Руководитель: Ну раз так, тогда понятно.

Где же здесь так необходимые уточняющие вопросы:

Не задавая никаких вопросов, а соглашаясь с первым правдоподобным ответом, руководитель показывает: “Мне можно говорить отговорки, я не буду вникать”. Вскоре “вирус отговорок” распространяется не только на руководителя, но и на клиентов, смежные подразделения, коллег по отделу и т.д.

Отговорки плохи не сами по себе, а тем, что когда они принимаются, ни у кого не возникает желания и стимула улучшать качество своей работы.

8. Личные ценности и качества

Наличие внутреннего стержня в виде набора ценностей и личных качеств. Важно, чтобы они в сумме были близки к народному имиджу положительного героя. Например, не ругать никого заочно, не воровать у компании, не валить свои ошибки на других.

Невозможно заработать авторитет управленцам, которые “как кисель”, либо с отрицательными качествами и поведением. Задать высокую планку это полдела. Вторая и не менее важная половина — потребовать и обеспечить ориентирование подчинённых на показываемый пример.

9. Разумность действий

Правильно, если работа руководителя нацеливается на упреждение и предотвращение, а не только на борьбу с последствиями — постоянное “тушение пожаров». Вспоминается ёмкая поговорка: «Мудрый учится на чужих ошибках, умный — на своих, а дурак вообще не учится».

Например, при заключении договоров с оптовыми клиентами, часть существенных условий регулярно не попадает в итоговый документ, а остаётся в мессенджерах, почте и устных договорённостях.

Руководитель потом тратит уйму времени на решение проблем из-за обнаруженных нестыковок, компания теряет деньги. Тогда как системное решение проблемы состоит из пяти действий:

Чтобы демонстрировать разумность в действиях, руководителю приходится осваивать системный подход к управлению (регулярный менеджмент). В противном случае одни и те же грабли будут преследовать подразделение.

10. Рациональность

Рациональное расходование ресурсов: людских, материальных, временных. Иллюстрация рациональности: руководитель не допускает перегрузки сотрудников (она порождает выгорание, недовольство, перенапряжение), равно как и их недозагрузки (порождает лень и ложные ожидания халявы).

Пример нерациональности и к чему она приводит: в наличии есть экскаватор, а траншею копают пять рабочих. Это всё происходит в то время, как некому класть кирпичную кладку. После завершения траншеи выясняется, что сроки по кирпичной кладке вышли, и теперь рабочие вынуждены работать ночью.

11. Скорость реакции

Сотрудники ожидают от руководителя высокую скорость реакции на возникающие проблемы и вопросы, отсутствие тягомотины — как в отношении рабочих вопросов подчинённых, так и личных.

Не будет пользоваться авторитетом не только тот, кто тормозит во всём, но и руководитель, который допускает перекос в ту или иную сторону. Если решаются быстро только рабочие вопросы, а личные сотрудников откладываются до последнего — это эксплуататорский подход. Если решаются только личные — это коммунистический подход.

Типичные проблемы, пробуксовка в решении которых приводит к падению авторитета: согласования отпуска, коммуникации со смежными подразделениями, проблемы с качеством и сроками работ.

12. Работа с ожиданиями

Авторитет управленца укрепляется, если он не обманывает ожидания подчинённых. Для этого их (ожидания) необходимо формировать целенаправленно и заблаговременно. Проверьте, насколько хорошо вам это удаётся, с помощью вопросов:

13. Обратная связь, личное и профессиональное развитие

Задача руководителя — не только слушать, но и слышать (анализировать, вносить изменения в свою работу) обратную связь. Не будет авторитетен руководитель, который боится откровенной обратной связи или готов её слушать по любому поводу, даже когда не спрашивал. Что значит услышать обратную связь? Это означает скорректировать планы и действия по её итогам в случае такой необходимости.

Авторитет руководителю сложно завоевать, но ещё сложнее удерживать и наращивать. К сожалению, завоевать его навечно не получится. Авторитет тает, как только управленец перестает развивать свои профессиональные и личные навыки и качества. Меняются технологии, меняются люди, собственно меняется всё, и чтобы эффективно управлять в новых условиях, необходимо бежать вперёд быстрее изменений.

14. Дистанция в коллективе

Авторитетный руководитель не допускает панибратства и фамильярностей, но при этом не ведёт себя как барин. Слишком близкая дистанция с подчинёнными приводит к низкой исполнительности, слишком высокая — к низкой вовлечённости и отсутствию командной синергии.

Итоги, системный подход к управлению

Тренировка управленческой мышцы

Как говорил Абель Поссе, «Авторитет — штука хорошая, но он хрупок, как стекло, а презрение липнет к человеку, как стригущий лишай». От себя добавлю, что прежде чем разбиться, авторитет ещё необходимо заработать! Для этого предлагаю выполнить небольшой практикум:

Успехов в завоевании и преумножении авторитета! Делитесь своими историями, связанными с авторитетом, в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *