На чем строится драматургия оперы
Опера — драма, написанная музыкой
Итак, в мечтах о театре композитор, которого точнее и правильнее для нас называть музыкальным драматургом, написал оперу. Мы можем на этом основании назвать ее музыкальной драмой. Почему? Потому что драма, то есть совокупность действии и взаимоотношений различных людей в определенных обстоятельствах, предназначенная для показа в театре, в опере раскрывается музыкой. А музыка — мы это хорошо знаем — сильное средство воздействия на человека, его настроение, чувства, психику. Поэтому действия-поступки, чувства-настроения персонажей драмы она проявляет очень глубоко и эмоционально.
Но музыка не только самое эмоциональное из искусств, она способна выражать явления жизни в большом обобщении. Драма же — театр — обязательно имеет в виду конкретных людей, их конкретные поступки. Даже самое абстрактное или символическое представление не может уйти от конкретности, «вещественности» происходящего на сцене. В опере, которую мы с вами решили называть музыкальной драмой, музыка выявляет чувства человека в содружестве с его конкретным сценическим действием и словом.
В драматическом спектакле тоже может иметь место музыка. Она там тоже сообщает событиям и персонажам те или иные эмоции. Однако в драматическом спектакле музыка помогает эмоциям, созданным действием в данный драматический момент, сопутствует им, усугубляет их, по сама не создает драматургии. Последнее типично и характерно лишь для того вида театра, который мы называем музыкальным. Здесь драма, совокупность действий и взаимоотношений различных людей в определенных обстоятельствах, как говорили мы, пишется музыкой. Конечно, здесь имеются конкретные факторы: характеры, сюжет, слово. Но это все весьма приблизительный каркас будущего строения. Как в каркасе дома нельзя жить, так нельзя ставить на сцене либретто [1] оперы, то есть то, что является лишь общим, далеко не точным представлением о будущем произведении.
В дальнейшем, когда музыка на основании имеющегося каркаса будет строить драму, скелет будет обрастать живыми тканями действий и чувств, начнут раскрываться характеры образов — действующих лиц, их привязанности, взаимоотношения, взаимовлиянии, взаимодействия; музыка начнет описывать обстановку, в которой происходит действие, определять смысл событий в ходе драмы и их важность по сравнению с другими, сталкивать различные характеры, поступки, интересы, то участвуя в действии, то наблюдая его как бы со стороны, то намеренно контрастируя с ним. Так начнет проявляться драма — произведение для музыкального театра. Поэтому в свое время я сформулировал сущность оперы так: опера есть драма, написанная музыкой. Что же касается либретто, то это, скорее, отправной пункт, от которого композитор может развивать драму в разные стороны, в разном направлении, с разной скоростью.
На одно и то же либретто разные композиторы-драматурги напишут совершенно различные по стилю, драматургической концепции, жанровому характеру, темпераменту произведения.
Таким образом, для нас есть один автор оперы — композитор, одно основание для спектакля — его сочинение.
Урок 02. В музыкальном театре. Опера
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.
ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.
Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.
Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.
Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.
В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Домашнее задание:
1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?
Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.
Пусть музыка звучит
вторник, 14 июля 2020 г.
В музыкальном театре. Опера.
Драматургия, драматический – эти слова употребляют при характеристике музыки, в которой передаются переживания человека. Основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля – оперы, балета, мюзикла и др. – является конфликт.
Раскрыть жизненные ситуации героев, их взаимоотношения позволяет определённая последовательность сценического действия – экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
Опера — это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
В опере велика роль оркестра. Он и аккомпанирует певцам и хору, и выступает как равноправный партнёр действующих лиц или как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды помогают понять слушателям основные линии развития действия.
Вспомните и запишите в тетрадь знакомые вам оперы. Какие литературные произведения стали основой либретто этих опер?
Каких оперных режиссёров, дирижёров, певцов вы знаете? Запишите их имена в свою тетрадь.
А теперь выполните УПРАЖНЕНИЕ
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!
Образы романсов и песен русских композиторов
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.
На чем строится драматургия оперы
Уже более трёх лет студенты музыкальных специальностей Института Искусств и Культуры Томского государственного университета осваивают дисциплину «Оперная драматургия» по инновационной программе, предложенной доцентом Института Екатериной Анатольевной Приходовской (член Союза Композиторов России, автор 7 (семи) опер и множества камерно-вокальных произведений).
В помощь студентам издано учебное пособие по курсу (72 стр., 2,9 п.л.).
Разделы пособия посвящены этапам работы над выстраиванием целостной драматургии оперы.
В Главе I «Общие основы жанра оперы» освещаются особенности синтеза искусств в опере, рассматриваются комплексы средств выразительности, участвующие в этом синтезе: вербальный, музыкальный и вокально-технический. Исходя из тезиса о центральном значении в опере личности певца, очерчиваются три уровня структуры сольного вокального образа: целостный психологический вектор – эмоциональная окраска – фактуальная конкретика (теоретические тезисы взяты из кандидатской диссертации автора пособия).
Глава II «Смысловые ориентиры оперного произведения» раскрывает вопросы подхода к сюжету (первоисточнику) с позиций перевода его в новый – синтетический – оперный текст. Утверждается независимость замысла композитора от замысла автора первоисточника (композитор создаёт новый текст, и смыслы нового текста формируются именно композитором). Сюжет подлежит анализу с целью выявления в нём основных оппозиций, мифологем и архетипов (студенты знакомятся с исследованиями К.-Г. Юнга и В. Проппа). Автор (или коллектив авторов) будущей учебной оперы предлагает сюжет и определяет специфику своей трактовки сюжета и избираемых смысловых ориентиров (предпочтение отдаётся комическим и детским сюжетам, так как они требуют меньшей смысловой целостности и психологической правды, чем трагические / серьёзные сюжеты, являющиеся для первого композиторского опыта слишком сложной и ответственной задачей). Далее производится моделирование «плана» будущей оперы (какие оперные формы в ней будут задействованы, какой состав солистов (по тембрам), как сюжет разбивается на «номера», какие возможны повторы, музыкальные и сценические арки). В связи с этим изучаются закономерности исторически сложившегося оперного «канона». Также на данном этапе происходит кристаллизация целостного композиторского «ключа», авторской позиции в отношении всего комплекса смысловых и текстовых характеристик будущего произведения – формирование целостного образа будущей учебной оперы.
В Главе III «Элементы оперного целого» разбираются практические вопросы поэтапной работы над созданием оперы. Каждый из разделов главы представляет почти «пошаговое руководство». Например, в разделе «Работа композитора с вербальным первоисточником» содержатся рекомендации по организации фразировки, фонетического ряда, текстовых купюр и повторов, а также по выстраиванию целостной структуры либретто. Важнейшим по значимости представляется раздел «Музыкально-тематическая организация оперы»: опера – жанр прежде всего музыкальный, и подтекстовый пласт содержания, являющийся в опере центральным, реализуется именно музыкальными средствами выразительности. Производится выявление основных образно-интонационных сфер оперы, затем – формирование музыкального тематизма (не более 4–7 музыкальных тем), характеризующего – в зависимости от специфики смысловой организации целого – тех или иных персонажей, те или иные ситуации, чувства, предметы и т.д. В дальнейшем, при построении интонационной драматургии оперы, музыкальный тематизм послужит основой тематических арок, повторов, контрастов, и в целом – архитектоники оперного целого. Отдельным аспектам сочинения оперы посвящены разделы «Оперный ансамбль», «Оркестр в опере». Последний раздел учебного пособия «Вопросы сценического воплощения оперы» призван помочь студентам на финальном этапе подготовки учебной оперы к сценическому показу. Ни в коем случае не претендуя на роль «краткого курса оперной режиссуры» (что и невозможно, и не входит в цели курса «Оперная драматургия»), данный этап способствует пониманию оперы именно как синтетического, а не только вербально-интонационного единства, актуализирует многие факторы, например визуальные, не относящиеся непосредственно к созданию текста оперы, но составляющие необходимую и неотъемлемую часть целостного оперного замысла.
В качестве зачётного задания студенты – иногда сообща, иногда в индивидуальном порядке – пишут учебную оперу. Это позволяет им понять, как строится опера, изнутри, с точки зрения оперного композитора. Так – на практике – постигаются закономерности оперной драматургии.
Следует учесть, что факультета композиции в Институте нет. Авторами учебных опер становятся студенты таких специальностей, как «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» и «Инструментальное исполнительство». Творчество – всеобщая способность и великая сила, не знающая формальных границ. Первую французскую комическую оперу «Деревенский колдун» написал Жан-Жак Руссо, а он точно не был композитором-профессионалом. Возможности человеческого творческого духа безграничны, если сам он не ставит себе границ.
Студенты изучают все этапы создания оперы – от либретто до постановки. Они сами выбирают первоисточник, сами – под руководством преподавателя – пишут либретто, сочиняют музыку, оркеструют оперу, сами – иногда с помощью художников-дизайнеров – делают макеты декораций и костюмов. Они же сами – и их товарищи по Институту – исполняют оперу на сцене для широкой публики. Нередко при этом авторы оказываются и исполнителями главных ролей. Студенты сами предлагают оригинальные решения возникающих проблем, сами постигают тайны музыкального творчества и сотрудничества с коллективом при постановке спектакля.
За три года были осуществлены уже три постановки учебных опер: «Мойдодыр» (коллектив авторов – студенты IV курса Института (2012)), «Двенадцать месяцев» (автор – студентка IV курса Института (2013) Валентина Валова) и «Сказка о глупом мышонке» (автор – студентка IV курса Института (2013) Лидия Хорошкова). Авторы учебных опер прошли не только творческую практику, но ещё и «боевое крещение» сценическими репетициями и публичным исполнением. Эти спектакли оказываются востребованными не только в учебном процессе, но и в концертной жизни города – особенно приветствуются они детской аудиторией. Некоторые из них были уже 3–4 раза представлены на разных концертных площадках.
Итак, главная задача преподавателя – направить самостоятельные поиски студентов к постижению законов оперной драматургии, к великой радости Творчества.
На чем строится драматургия оперы
Материалы к уроку: 7 класс 1 четверть
«Классика и современность»
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
В музыкальном театре.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев
действующих лиц оперы или коментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (гномера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.
Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырех действий и эпилога.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.
1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)
3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Литературные источники и интернет-ресурсы: