На чем сводить музыку
Сведение и мастеринг звука – что это и зачем нужно
Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.
О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.
Основные этапы сведения звука
Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.
В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:
ВАЖНО! О записи и сведении
Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.
Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.
Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.
Подготовка к сведению
Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.
Проверьте записанный материал.
Установка музыкального баланса
Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.
Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.
ВАЖНО! Следите за уровнями
Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.
Панорамирование инструментов
Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.
С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:
Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.
Эквализация и динамическая обработка
Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.
Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.
То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.
На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.
Частотные диапазоны музыкальных инструментов
ВАЖНО! О низкочастотных звуках
На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».
После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.
Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.
При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.
На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).
Формирование акустического пространства
Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.
Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).
С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.
Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.
Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.
Артистическая обработка
Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.
На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.
На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.
Что такое мастеринг?
После сведения трек отправляется на мастеринг.
Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.
До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.
На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.
Заключение
Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.
Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.
Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.
ТОП-15 программ для создания и микширования музыки – от самых простых до профессиональных
С развитием технологий для производства и микширования аудио больше не нужно посещать профессиональные студии или обладать профильным образованием. Вы можете записать мелодию и вокал, наложить голос на музыку, миксовать треки и применить эффекты в домашних условиях с помощью специальных редакторов. В этой статье мы собрали все самое лучшее – простые программы для создания музыки, которые подходят новичкам, а также софт для диджеинга и профессиональные виртуальные студии. Сравните функционал этих ПО и выберите лучший софт.
Простые редакторы для смешивания музыки на компьютере
Для начинающих пользователей и любительского смешивания аудиотреков потребуются простые и удобные приложения. Они позволят записать голос и мелодию с помощью микрофона, обрезать лишние фрагменты, микшировать песни, применять фильтры и нормализовать звучание.
АудиоМАСТЕР
Удобная программа для микширования музыки на русском, которую можно скачать бесплатно по кнопке ниже. Софт предлагает инструменты для звукозаписи с помощью подключенного устройства и стерео микшера, а также поддерживает извлечение аудио из видео или CD-диска. В редакторе вы сможете удалить лишние фрагменты из аудиозаписи, перемешать несколько файлов, создать атмосферу, генерировать частоту и синтезировать шум. Также можно применить различные эффекты: настроить темп, наложить пресет для изменения голоса, создать эхо или реверберацию, изменить частотный спектр, выбрать фильтр в эквалайзере и скорректировать параметры звучания.
АудиоМАСТЕР отличается большим количеством автоматических опций, удобным интерфейсом на русском и небольшой коллекцией сэмплов для создания атмосферности. Вы можете установить софт на все версии Windows.
Audacity
Программа для сведения треков для новичков, которая имеет открытый исходный код и предлагает кроссплатформенную совместимость. Позволяет записывать звуковые данные с микрофона, извлекать аудиофайлы из видеороликов и импортировать материал с компьютера. Софт поддерживает различные аудиоформаты, например, WAV, MP3 и AIFF. При экспорте можно использовать кодировщик LAME, конвертирующий данные в MP3.
Audacity поставляется с базовыми инструментами редактирования, которые позволяют создавать оригинальные музыкальные композиции. Вы сможете удалять и сокращать определенную часть проекта, смешивать несколько аудиозаписей, копировать или дублировать трек.
WavePad
Программа для создания ремиксов и коррекции звука от компании NCH. WavePad предлагает готовые фильтры и спецэффекты, а также совместима практически со всеми аудиоформатами. Содержит инструменты для звукозаписи, монтажа аудиодорожки, пакетной обработки и шумоподавления. Также вы сможете смешивать аудиозаписи и подключать приложение для микширования треков MixPad Multitrack Studio. Оно позволяет работать с неограниченным количеством дорожек, создавать биты, использовать эффекты и песни из встроенной коллекции.
Редактор предлагает бесплатную и платную версии. Доступен для Windows, Mac и Android.Подходит новичкам, так как отличается простым меню и содержит автоматические опции.
Wavosaur
Портативная программа для микса музыки, которая работает на операционной системе Windows. Wavosaur позволит выполнить звукозапись, нарезать и объединить файлы, генерировать сигналы, произвести пакетное преобразование, звуковой анализ, обработку и передискретизацию эффектов. Редактор совместим с MIDI-устройствами и позволяет управлять ими. Поддерживает большинство типов медиафайлов и позволяет подключить дополнительные плагины.
MadTracker
Простая музыкальная студия для начинающих ди-джеев, позволяющая сочинять свои композиции, миксовать аудиофайлы и применять фильтры. MadTracker поставляется с десятком плагинов VST, восемью встроенными эффектами, более 70 высококачественными сэмплами и различными демонстрационными песнями.
Также софт содержит микшерный пульт, который обеспечивает полный контроль над обработкой. В аудиоредакторе можно использовать различные инструменты для создания мелодии: синтезатор, гитара, барабаны и другие.
Программы для начинающих и продвинутых ди-джеев
Приложения для начинающих и среднеуровневых диджеев позволят не только миксовать аудиотреки в режиме реального времени, но и подключать внешние DJ-контроллеры, создавать диджейские сеты и сделать ремикс песни. Далее вы можете ознакомиться с обзором популярных аудиоредакторов.
VirtualDJ
Микшер для создания своей музыки, подходящий для начинающих диджеев. VirtualDJ позволит миксовать песни, объединять вокал и мелодию, создавать ремиксы, разделять треки и обрабатывать их по-отдельности. Вы сможете использовать аудиоэффекты, шаблоны и сэмплы, автоматически настраивать скорость, имитировать виниловые пластинки и применять трехполосный эквалайзер.
Софт можно скачать бесплатно для любительского использования. При коммерческом применении нужно приобрести лицензию за 118.80 долларов в месяц.
Studio One
Электронная музыкальная студия для записи и микширования, которая позволяет легко устанавливать биты и захватывать голос, обрезать или разделять материал, добавлять эффекты затухания, плавного перетекания звука и т.д. Studio One включает встроенный редактор ударных и возможность пошаговой записи музыкальных паттернов в модуль секвенсора, который затем можно добавить в текущую аранжировку. Помимо этого ПО поддерживает «волновое редактирование», множество эффектов, а также способность моделировать звук аналоговой консоли.
Studio One предусматривает четыре версии: бесплатная Prime включает базовые плагины, а также сэмплер Presence. Пакеты Artist (7 848 рублей) и Professional (30 606 рублей) добавляют дополнительные инструменты для создания аудио. Например, виртуальный сэмпл-проигрыватель и монофонический синтезатор. Версия Sphere (1144 руб. в месяц) предоставляет доступ ко всем возможностям, плагинам и библиотекам.
Mixxx
Программа для микширования музыки на компьютере, предназначенная для разработки интересных DJ-миксов. Она способна сводить песни с автоматическим соответствием BPM и делать плейлисты с циклическим воспроизведением и метками быстрого доступа. Mixxx работает с ALSA, JACK, OSS и поддерживает многие популярные DJ-контроллеры. Позволяет эмулировать винил с поддержкой тайм-кода Serato, Traktor и Mixvibes.
Софт можно загрузить бесплатно на Windows, MacOS, Ubuntu, Fedora, Linux и другие операционные системы.
Traktor PRO
Программное обеспечение для профессиональных ди-джеев, позволяющее создать аудио высокого качества. Оно содержит готовые фильтры и семплы, инструменты для перемешивания и обработки файлов. Вы сможете эмулировать четырехканальный микшер, считывать аудио с любого подключенного устройства, устанавливать до десяти локаторов и бесшовных петель. Экспортировать результат можно во всех популярных форматах с настройкой битрейта и качества.
Traktor PRO имеет пробную версию, которая позволит оценить функционал редактора. Затем вы можете купить лицензию за 99 долларов.
Serato DJ
Ещё одна интересная программа для перемешивания музыки и профессионального диджеинга. Она предназначена для интеграции с DJ-контроллерами, применения аудиоэффектов и автоматического определения подходящего темпа. Также с ее помощью можно создать мягкие переходы и использовать материалы из библиотек ITCH, DJ Intro, Scratch Live и iTunes Music.
Вы можете загрузить Serato DJ бесплатно на пробный период. Однако для интеграции с DJ-контроллером или микшером, вам необходимо купить софт за 149$ или приобретите его в рамках ежемесячной подписки (от 9.99$).
Виртуальные аудио-студии для профессионального
сведения треков
Для сочинения и производства песен профессиональным музыкантам потребуется специальное ПО. Они должны включать поддержку VST, систему виртуального сэмплирования и звукового дизайна, электронные инструменты.
Steinberg Cubase
Редактор для производства аудиозаписей, включающая в себя опции для создания мелодий с помощью виртуальных инструментов: акустической и бас-гитары, барабанов и другие. Вы также сможете записать и обработать вокал, использовать сэмплы оркестра и известных певцов, выбирать элементы из коллекции звуков фортепиано, клавесина.
Скачать программу для микса музыки на русском языке можно на пробный период. По его окончании нужно купить одну из версий Steinberg Cubase, стоимость которых начинается от 28 872 рублей.
FL Studio (FruityLoops)
Программа для создания миксов из песен и производства электронной музыки. Она позволит свести аудиотреки, накладывать цепочки аудиоэффектов, использовать разнообразные сэмплы, применять плагины и синтезаторы. Пользователь также может захватывать вокал, открывать виртуальный диджейский пульт, автоматически генерировать мелодии.
FL Studio доступна в четырех версиях: Пакет Fruity (99 долларов) полностью предназначен для производства музыки, и в нем отсутствует возможность записывать или изменять аудио. Producer (199$) способен захватывать данные с микрофонов и редактировать материал, а также имеет синтезатор Sytrus. Версия Signature (299 долларов) добавляет коррекцию тональности. Для доступа ко всем элементам потребуется пакет All Plugins Edition, который стоит 499$.
FL Studio (FruityLoops)
Adobe Audition
Профессиональное приложение для редактирования аудио, включающее все важные опции для свободного неразрушающего микширования, а также режим деструктивной обработки формы волны. Adobe Audition предоставляет новый высокопроизводительный движок воспроизведения звука, который ускоряет работу и позволяет обрабатывать многодорожечные файлы. Также вы сможете корректировать и совмещать эффекты, применять шумоподавление и смягчение звука в фоновом режиме.
ПО распространяется по платной подписке, которая стоит 1622.40 рублей при ежемесячной оплате.
Ableton Live
Программа для написания музыки, доступная для загрузки на компьютер бесплатно на пробный период. С ее помощью можно подключать внешние устройства и создавать песни, использовать инструменты для одновременного редактирования связанных треков, добавлять изгибы, слайды и давление для каждой отдельной ноты в аккорде. Также у вас будет возможность корректировать высоту тона, накладывать аудиоэффекты.
Ableton Live имеет несколько версий: Intro за 99$, Standart — 449$, и Suite — 749$.
Reaper
Звуковая станция, обеспечивающая высокое качество аудио. Reaper содержит микшерную консоль, опции для редактирования реальных нот и аудиозаписи виртуальных инструментов. У вас будет возможность изменить расположение панелей и макросов, настроить внешний вид и цветовую схему интерфейса.
Вы можете скачать программу для создания музыки на ПК бесплатно на 60-дневный пробный период. Затем ее нужно приобрести за 60 долларов.
Итоги
Теперь вы знаете, какие лучшие программы для записи и сведения треков можно использовать новичкам, диджеям и музыкантам. Выбор редактора зависит от навыков пользователя:
Сведение музыки за 12 шагов
Анонс
DJSTORE
Сведение – это скрупулезный процесс преобразования определенного количества аудио дорожек в полноценное музыкальное произведение. Это весьма кропотливая работа, требующая внимания, усидчивости и терпения. Качественный микс подчеркнет все достоинства в музыке, обозначив самые важные элементы композиции. Важно, что удачный микс будет очень хорошо звучать на любом оборудовании, начиная с моно радиоприемника и заканчивая аудиофильским комплектом аппаратуры.
Теоретически процесс сведения музыки совсем несложный – следует настраивать регуляторы до тех пор, пока не добьетесь нужного звучания. Тем не менее, случайно это сделать почти невозможно, ведь сведение сродни игре на музыкальном инструменте. Давайте же попробуем разобраться в тонкостях сведения и попытаемся придать ему некую структуру.
Точка отсчета
Уровень мониторинга
Сведение музыки на высокой громкости чревато высокой утомляемостью для ушей. А сведение на низкой громкости, напротив, не напрягает слух и сводит усталость к минимуму. При сведении идеальной можно считать периодическую смену уровня громкости, в этом случае можно лучше представить, как микс ведет себя при разном уровне громкости.
Заниматься сведением в наушниках – идея неплохая, они изолируют от внешних шумов и хорошо подчеркивают детали. Однако наушники имеют способность все преувеличивать и в них трудно адекватно настроить стерео-картину. Поэтому наушниками лучше пользоваться при проверке чистоты звука, а сводить, все-таки, на мониторах.
Аранжировка
Прежде чем начать сведение, тщательно изучите аранжировку. Выявите проблемные места, уясните, что в данной композиции главное, а что второстепенное, подчеркните необходимое и т.п. Можете даже составить некий “to do list”.
Сведение музыки: инструкция в «12 шагов»
Для сведения музыки не выработано четких правил, поэтому, пока вы не обзавелись своим собственным стилем сведения, используйте уже имеющиеся определенные ориентиры. При сведении вам будет нужно сделать множество настроек. Имеется двенадцать основных параметров, которые надо реализовать во время создания микса. Конечно же, это разделение весьма условное и данные «12 шагов» постоянно пересекаются. Например, при изменении какой-либо настройки эквалайзера, вы одновременно оказываете воздействие на громкость.
Итак, что же это за двенадцать шагов?
1. Ментальная подготовка
Процесс сведения зачастую длится очень долго, поэтому рабочее место должно быть удобным и комфортным. В первую очередь необходим хороший компьютерный стул с поддержкой спины. Также потребуется бумага для записей. Свет стоит приглушить, чтобы внимание полностью было сосредоточено на звуке.
Давайте ушам отдохнуть, для этого следует делать перерывы каждые 45 – 60 минут. Возможно, это большая роскошь, если вам платят за студийное время, но тем не менее, эти несколько минут отдыха помогут восстановить объективность вашего восприятия. В итоге, весь процесс сведения, как бы парадоксально это не звучало, займет меньше времени.
2. Организация треков
3. Наденьте наушники и избавьтесь от щелчков
Сведение – процесс творческий, в нем задействовано правое полушарие мозга, а удаление щелчков – работа левого полушария. Комбинация этих действий будет тормозить творческую активность, поэтому лучше в первую очередь сделать всю рутинную работу и больше к ней не возвращаться. Между прочим, именно на этом этапе работы следует воспользоваться наушниками.
Кроме этого, неплохо снизить уровень шума на тех дорожках, на которых это реально сделать. На отдельных треках звуковые артефакты могут показаться совсем несущественными, но в целом они могут оказаться очень заметными, что в итоге повлияет на качество трека.
4. Оптимизация всех источников звука
Если в вашем треке применяются синтезаторы, то настройте их звучание на как можно более ранней стадии. Например, не подключайте внешние эквалайзеры, если можно просто подкрутить filter cutoff.
5. Баланс громкостей
6. Настройка эквалайзеров
Из-за ограниченности частотного диапазона каждый инструмент должен располагать своей частотной нишей, чтобы, сочетаясь с прочими инструментами, он стал частью целостного звукового спектра.
Сведение лучше начинать с барабанов. Объясняется это тем, что ударные инструменты составляют значительную часть частотного диапазона, начиная с бочки, заканчивая тарелками и перкуссией. Настроив правильно все ударные инструменты, с остальными разобраться будет гораздо легче и проще.
Изменение настроек эквалайзера на одном треке влияет на звучание другого трека. К примеру, сильно подняв середину у фортепиано, можно получить его конфликт с вокалом. Бывает так, что поднятие какой-либо частотной области одного инструмента потребует понижения громкости или вырезания такой же области у другого инструмента. Для примера – чтобы подчеркнуть вокал, можно слегка прибрать «вокальные» частоты у других инструментов, вместо того, чтобы обрабатывать вокал эквалайзером.
Представляйте композицию как спектр, планируя при этом, какой звук и куда вы хотите поместить. Иногда можно воспользоваться анализатором спектра. Однако не забывайте при этом, что уши, а не глаза ваш главный инструмент при сведении.
Если очень хочется подчеркнуть какой-то звук, то слегка приподнимите его в районе от 1 до 3 КГц. Если есть желание отодвинуть звук подальше, то следует понизить высокие частоты на соответствующей дорожке. Также целесообразно вырезать или понижать низкие частоты инструментов, в которых они не требуются, тем самым освобождая место для баса и бочки.
7. Основная обработка
8. Стерео картина
Самое время расставить инструменты в стерео поле. Можно использовать традиционный подход, который основан на реальном расположении инструментов во время концерта, а так же что-то кардинально иное. Сигналы следует панорамировать аккуратно, избегая крайних положений регулятора панорамы.
Бочка и бас пусть остаются в центре: низкие частоты содержат максимум энергии, поэтому ее необходимо распределять равномерно. При панорамировании остальных инструментов внимательно отслеживайте баланс. Если что-то одно оказалось с одной стороны, то значит, что-то другое должно оказаться с другой.
9. Финальная коррекция аранжировки
Попробуйте свести количество соревнующихся инструментов к минимуму, это поможет держать внимание слушателя в фокусе. Вам, безусловно, может очень нравиться какой-нибудь звуковой эффект, но если в нем нет необходимости в конкретной композиции, избавьтесь от него. И наоборот, если вы считаете, что чего-то не хватает, попробуйте ликвидировать пробелы. Дождитесь завершения работы, прежде чем ей восхищаться. Помните, что здесь очень важна максимальная объективность!
10. Добавление глубины
После того, как вы разместили все инструменты по своим местам в стерео картине, настало время третьего измерения – добавление глубины. Начните с аккуратного добавления к звукам задержки и реверберации. Не допускайте многопространственности, особенно при сведении живой музыки. Помимо этого, не стремитесь улучшить качество звука, используя реверберацию. Эффективнее вернуться назад и поработать с настройками эквалайзера или синтезатора.
11. Тонкая настройка
Теперь, когда самая главная задача выполнена, следует обязательно перепроверить настройки всех каналов: громкость, настройка эквалайзеров, эффекты, и, если необходимо, внесите требуемые корректировки. Но не усердствуйте, музыке не всегда на пользу некая стерильность звучания. И еще, не нужно вносить изменения, которые кроме вас никто не заметит.