На чем таскали ведра в старину
к о р о м ы с л о
Толстая изогнутая деревянная палка для ношения двух ведер на плече
• (местное) длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца; журавль
• без рук, без ног, на плечи скок (загадка)
• большая стрекоза, которая никогда не порхает
• деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких-либо тяжестей
• деталь рычажного механизма
• название рычагов в некоторых механизмах
• приспособление для переноски воды в ведрах
• рычаг в некоторых механизмах, точка опоры которого обычно располагается посередине
• с каким предметом деревенской утвари в русских загадках сравнивают радугу
• хищное насекомое отряда стрекоз
• часть двигателя внутреннего сгорания
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо?
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• «концами над водой висит, середкой на плече лежит» (загадка)
• «наплечник» для ведер
• «ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (загадка)
• плечевой «рычаг» для ведер
• дуга для переноски ведер
• «двухведерный» эпитет радуге
• сравнение для дыма в накуренной комнате
• предмет для ношения ведер
• Планка для ношения ведер на плече
• Деталь рычажного механизма
• Без рук, без ног на бабу скок!
• Название рычагов в некоторых механизмах
• «Двухведерный» эпитет радуге
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо
• плечевой «рычаг» для ведер
Ушат :: Общие сведения
При раскопках древнего Новгорода учёным удалось обнаружить отдельные части ушатов, сработанных в XIII-XIV веках. Реконструкция, выполненная по найденным фрагментам, дала возможность представить себе, как выглядел этот бондарный сосуд, применяемый новгородцами в основном для переноски и хранения воды. Клёпки, из которых его собирали, были прямоугольными, а следовательно, сам ушат имел цилиндрическую форму, которая оказалась довольно устойчивой.
Ушаты, подобные новгородским, изображены на лубочной картинке «Как мыши кота хоронили», выполненной в начале XVIII века. Поскольку кот всегда был врагом и притеснителем мышей, его хоронили с величайшим ликованием. Конечно же, такое торжество не могло обойтись в представлении народного художника без музыки – и он нарисовал мышь, играющую на волынке, без закуски – была нарисована мышь с полным коробом пирогов за плечами и, конечно же, без «доброго пития», то есть медовухи или пива. И чтобы не было сомнения, сверху написали: «Мыши несут ушат доброго пития. »
Изображённый ушат не только имеет древнюю форму, столь же древним остался и способ его переноски. То есть в его уши продевали жердь, клали её концы на плечи и несли вдвоём. В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоём, поэтому и вмещает он её значительно больше, чем стандартное ведро. Чем тяжелее был ушат с водой, тем труднее было поднимать его на плечи. Постепенно в обиход стало входить приспособление, с помощью которого ушат можно было нести, не поднимая его высоко над землей. К жерди в середине прикрепляли короткую цепь, называемую зацепом. Свободный конец зацепа соединяли в середине с более короткой жердью. При переноске ушата в его уши вставляли короткую жердь, а длинную клали на плечи. Таким образом, ушат при переноске висел на зацепе на небольшом расстоянии от земли.
В разных уголках России это простейшее приспособление называли по-разному: хлудом, коромыслом, водоносом, дубиной, дрюком, ослопом и стягом. Деревянные его части изготовляли из прочной древесины берёзы или дуба, ведь они должны были выдерживать довольно большую нагрузку, особенно, если приходилось переносить ушаты, вмещающие несколько вёдер воды. Чтобы не занозить руки, жерди (особенно большую, которую клали на плечи) тщательно отшлифовывали. А уж отполировывали их поневоле ладонями рук. Чем больше ушат использовали, тем более интенсивный блеск приобретали деревянные части хлуда. Чтобы перенести на значительное расстояние полный ушат воды и не расплескать, нужно было иметь определённую сноровку. И только течь в ушате могла оправдать водоносов, не сумевших принести полный ушат воды. Как говорится в народной поговорке: «Не хлуд худ, а уторы воры».
Воду в ушатах носили из колодца или речки не только домой, но и на луг в покосное время и в поле в страдную пору. В них же носили воду для полива огородных грядок. Особенно ушат был незаменим там, где воду нельзя было доставить на водовозной бочке, поскольку вместо дороги под ногами была лишь узкая тропка.
В наше время ушаты не изжили себя, но их чаще всего используют для соления сала и мяса. В старину ушаты для засаливания мяса, сала, рыбы изготавливали из берёзы и осины, в таком сосуде вкус, запах, цвет продуктов не изменялись. Для удобства закладки продуктов его делали с расширенным кверху туловом. Положенные в ушат мясо, сало, рыба плотно прижимались крышкой, имевшей деревянный брус-засов, концы которого вставляли в отверстия «ушей». Ушаты, как и другая бондарная и долблёная утварь, были распространены на территории России с очень древних времен.
В прошлом веке мастера изготовляли также небольшие ушаты, предназначенные для хранения топлёного или, как его еще называли, русского масла. Широко были распространены небольшие ушатики на два, на три литра, выдолбленные из ствола дерева. В долблёном цилиндре с одной стороны вырезали ушки, а с другой вставляли донышко. В проушины (так же, как и у ушата для соления мяса) вставляли клиновидный стержень, который прижимал крышу ушатика. Встречались долблёные ушатики, крышки которых запирались с помощью специальных железных скоб.
В тех районах, где было развито бочарное ремесло, вскоре отказались от трудоёмкой долблёной посуды: посуду для масла стали изготовлять на бондарной основе. В Архангельской губернии ушатики для хранения топлёного масла назывались скобкарями. Владимир Иванович Даль пишет в Толковом словаре, что «скобкарь (арх.) – кадочка для масла с двумя проушинами в клёпках, для засова и с крышкою». Было подмечено, что в деревянной посуде (а особенно в липовой) масло долгое время не горкнет и керамическая, фарфоровая, да и теперешняя эмалированная посуда ни в какое сравнение не идёт с деревянной. Известно, что при хранении масла или маргарина в прозрачной посуде происходит осаливание верхних слоёв под действием света: появляется неприятный сальный запах. В закрытой деревянной посуде этот процесс исключается. Мало того, древесину можно пропитать веществами, способствующими длительному хранению подобных продуктов. Проще всего пропитать ее крепким раствором соли. В бондарную посудину (в данном случае в ушатик) наливают горячую солёную воду, которую в ней держат до тех пор, пока она не остынет. Слив воду, сосуд высушивают и только после этого в него загружают масло или маргарин. При температуре от 0° до 4°С продукты сохраняют свою свежесть около двух месяцев. Посуда находится в такой же естественной связи с маслом, как скорлупа с ядром ореха. Поэтому в такой посуде масло можно хранить долгое время не только в холодильнике или в погребе, но и в любом прохладном месте.
Ушатик-скобкарь в современных условиях можно с успехом использовать не только для хранения масла. Если к крышке прикрепить удобную ручку, с ним можно отправляться в лес за ягодами. Малина, земляника, черника, морошка и княженика чувствуют себя в деревянной посуде намного лучше, чем в металлической либо в стеклянной, не говоря уже о пластмассовой. Ягоды не мнутся и долгое время не портятся благодаря тому, что дерево – прекрасный изоляционный материал. Он-то и не позволяет содержимому скобкаря перегреваться на солнце. Размеры скобкаря, предназначенного для хранения масла, могут быть самые различные: всё зависит от хозяйственной необходимости.
История ушата
Почему ушат называется ушатом? Этимология слова «ушат».
Как выглядят глиняный, деревянный, алюминиевый, оцинкованный и пластмассовый ушаты? Фото ушата из нержавеющей стали (нержавейки).
Как нарисовать ушат пошагово? Какие разновидности ушатов бывают? Описание старинных ушатов с крышкой и без (не из википедии).
На чем таскали ведра в старину
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КАК НОСИЛИ ВОДУ КОРОМЫСЛОМ
Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.
А.А. Пластов. Родник. 1964 г.
На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.
Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890 г.
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
КОРОМЫСЛО (или, как говорили в старину, коромысел)
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра.
Такой тип коромысла существует в ряде районов и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами.
В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра.
Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем.
Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.
Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой наплечной части.
Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.
Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Старинные русские меры объёма
Ведро
До середины XVII в. в ведре содержалось 12 кружек, во второй половине XVIIв. так называемое казённое ведро содержало 10 кружек, а в кружке 10 чарок, так что в ведро входило 100 чарок. Затем, по указу 1652 года чарки сделали втрое больше по сравнению с прежними («чарки в три чарки»). В торговое ведро вмещалось 8 кружек. Значение ведра было переменным, а значение кружки неизменным, в 3 фунта воды (1228,5 грамма). Объем ведра был равен 134,297 кубических вершков.
Бочка
Бочка, как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л)
Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки)
Бочки использовали так же и для стирки (отбивки) белья.
Бытовые меры объема жидкостей были весьма разнообразны и широко использовались даже в конце XVII в.: смоленская бочка, боча-селёдовка (8 пудов сельдей; в полтора раза меньше смоленской).
Мерная бочка «. из краю в край полтора аршина, а поперек-аршин, а мерить вверх, как ведетца, поларшина».
В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды: котлы, жбаны, корчаги, братины, ендовы. Значение таких бытовых мер в разных местах было различно: например, емкость котлов колебалась от полуведра до 20 ведер. В XVII в. была введена система кубических единиц на основе 7-футовой сажени, а также введён термин кубический (или «кубичный»). Кубическая сажень содержала 27 кубических аршин или 343 кубических фута; кубический аршин 4096 кубических вершков или 21952 кубических дюймов.
Винные меры
Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь [засвидетельствованные в Казённой палате мерыk.
Ведро русская дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литров
Четверть = 3 литра (раньше это была узкогорлая стеклянная бутылка)
Мера «бутылка» появилась в России при Петре I.
Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже в двадцатые годы XX века)
Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 * 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.
В России производить стекло заводским способом начали с 1635 года. К этому же времени относится и выпуск стеклянных сосудов. Первую отечественную бутылку выпустили на заводе, который был построен на территории современной подмосковной станции Истра, и продукция была, вначале, предназначена исключительно для аптекарей.
За границей, стандартная бутылка вмещает одну шестую галлона в разных странах это составляет от 0,63 до 0,76 литра
Плоская бутылка называется флягою.
Штоф (от нем. Stof) = 1/10 ведра = 10 чаркам = 1,23 л. Появился при Петре I. Служил мерой объема всех алкогольных напитков. По форме штоф был похож на четверть.
Современный граненый стакан раньше назывался «досканом» («строганые доски»), состоящим из обвязанных верёвкой ладов-дощечек, вокруг деревянного донца.
Бочарная посуда (то есть, для жидких и сыпучих), отличалась разнообразием названий в зависимости от места производства (баклажка, баклуша, бочаты), от размера и объема бадия, пудовка, сороковка), своего основного назначения (смоляная, солевая, винная, дегтярная) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Готовая бочарная продукция подразделялась на ведра, кадки, чаны, бочонки и бочки.
Ендова
Деревянная или металлическая утварь (часто, украшенная орнаментом), используемая для подачи к столу напитков. Представляла собой невысокую чашу с носиком. Металлическая ендова изготавливалась из меди или латуни. Деревянные ендовы изготавливали из осины, липы или берёзы.
Кожаный мешок (бурдюк) до 60 л
Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1/4 1/2 ведра (около 35 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1/8 ведра.
Квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках (лагушках, ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1/8-1/16 до примерно 1/3-1/4 ведра. Торговой мерой кваса в центральных областях России служили большой глиняный (питейный) cтaкан и кувшин.
При Иване Грозным, в России впервые появились заорлённые (клеймлённые знаком орла), то есть стандартизованные питейные меры: ведро, осьмуха, полуосьмуха, стопа и кружка.
При том, что оставались в ходу ендовы, ковши, ставцы, стопки, а для мелкой продажи крюки (чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы).
В старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен принцип соотношения объемов 1:2:4:8:16.
Старинные меры объема:
В торговой практике и в быту, по данным Л.Ф.Магницкого, долго ещё употреблялись следующие меры сыпучих тел («хлебные меры»):
Меры жидкостей («винные меры»):
бочка (40 ведер)
котёл (от полведра до 20 вёдер)
ведро
полведра
четверть ведра
осмуха (1/8)
крушка (1/16 ведра)
Меры объема жидких и сыпучих тел:
1 четверть = 2,099 гектолитра = 209,9 л
1 четверик («мера») = 2,624 декалитра = 26,24 л
1 гарнец = 3,280 литра