На чем заостряли внимание критские мастера

Критская живопись

Критская живопись – это художественные изображения, оставленные художниками острова Крит на стенах зданий (фрески), в росписи сосудов (вазопись).

Критяне рисовали по сырой штукатурке, используя полихромию. Полихромия – многоцветие, смешение красок. В основном использовался белый и красный цвета. Но фасады зданий могли быть покрыты чёрной, охристой и голубой штукатуркой. Внутри зданий стены расписывались красной, белой, чёрной, жёлтой, синей, зелёной красками.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераВ живописных произведениях критских мастеров не было установленных канонов. Их работы отличались глубоким сочетанием условностей и реальных изображений жизни человека и природы. Критяне – живописцы создавали «полотна», где находили отражение парадная, праздничная красота и техническое совершенство в прорисовке деталей.

Критские фрески

Сохранившиеся настенные изображения критских мастеров рассказывают об излюбленных образах и тематиках фресковой живописи.

В центре внимания всегда была женщина. Женщина (жрица или богиня) – главное действующее лицо всех праздничных или священных действ. Она изображалась в образе матроны, матери. Женская фигура была наделена большим тяжёлым бюстом, который обнажался в зависимости от производимых священных ритуалов. Женщина была выше ростом, сильнее нарисованного рядом мужчины (паредра).

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Вместе с женской фигурой просматривались изображения юношей, подростков и божественных младенцев, её сыновей. Как правило, нарисованный мужчина был ведомый женщиной, пассивный персонаж.

Главный вход Кносского дворца, Коридор Процессий, украшала роспись, изображающая праздничное мероприятие по случаю встречи нового года. На ней нарисованы мужские фигуры, подносящие богине дары и одежды. В качестве даров юноши несли драгоценные сосуды, специальным подарком была критская юбка-брюки. Богиня – жрица стоя принимала подношения, в руках у неё были атрибуты власти – лабрисы (двойные секиры).

Изображение природы на фресках

Изображённые на фреске гора и дерево могли олицетворять критскую богиню. Это были универсальные символы, каждый из которых нёс определённую смысловую нагрузку. Цветы лилии – образ старой, готовящейся к смерти богини. Деревья, травы, цветы играли в критской росписи огромную роль, являясь выражением чего-то тайного, непостижимого, божественного, неприкосновенного.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераПрирода изображалась в 2-х формах: естественная, охраняемая богами и культурная, созданная человеком в условиях среды его проживания.

На знаменитой кносской фреске «Собиратель крокусов» нарисованы цветы, которые растут на настоящих холмах и горных склонах. Те же изображения можно увидеть на других росписях: «Синяя птица», «Обезьяна и птица».

Для критских художников природа божественна и священна, потому наполнена особой красотой и величием.

Источник

Особенности минойской живописи

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Инженерные сооружения. Циклопическая кладка

Для рассматриваемого «героического» периода в истории античных государств характерно строительство крестных сооружений из огромных каменных глыб – «циклопическая» кладка. Толщина и высота стен зависели от политического значения города, от степени его защищенности естественными преградами (скала, обрыв, берег моря и т.п.), от удаленности его от потенциальных театров военных действий. Город Кносс, защищенный мощным флотом, не имел крепостных стен, зато в Фесте и Маллии стены были.

Толщина стен в Трое достигала шести метров, в Микенах – десяти, в Тиринфе – семнадцати. Строительство этих стен приписывалось одноглазым великанам – циклопам: «До сих пор все еще сохранилась от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе…» [Павсаний, II, 16, 5].

Для защиты оборонительных сооружений от землетрясений в кладку включали деревянные связи и решетки. Верхнюю часть стен украшали бронзовые розетки-«обереги». Некоторые элементы защитных укреплений (Львиные Ворота в Микенах, казематы и подземные галереи) по праву считаются шедеврами инженерного искусства того времени.

Цитадели старались возводить в труднодоступных местах. Холмистый рельеф материковой Греции весьма способствовал этому (Афинский, Микенский, Тиринфский акрополи, фортификационная система Трои).

Однако все эти меры оказались бесполезными против нашествий «народов моря»: «Аргивяне обратили микенцев в рабов, десятую часть их посвятили богу и Микены сравняли с землей. Таков был конец этого города, который в древности был цветущим, имел великих мужей и совершил достопамятные деяния и который до нашего времени не был заселен вновь…» (Диодор, XI, 65).

Фресковая живопись Крита и Микен являются неотъемлемой частью эгейской архитектуры. Они обнаруживают явные параллели с традициями «амарнской школы» Древнего Египта (XVI-XV вв. до н.э.). Причина этого заключается в том, что Крит всегда находился в сфере «жизненных интересов» Египта. Народ кефтиу (критяне) довольно часто фигурирует в списке его дипломатических приоритетов (рис. 1.38).

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераНа чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Рис. 1.38. а – дары критян Тутмосу III (роспись в Фивах, XVI в. до н.э.); б – Тутмос III

Сходство между минойской и египетской живописью обнаруживается, прежде всего, в способах изображения человеческой фигуры. Ноги и голова показывались в профиль, туловище и единственный глаз – в фас. Во-вторых, обе школы обходились силуэтными рисунками. Упругая, «певучая» линия смело очерчивала контур фигуры, как бы застывшей в стремительном движении. Поверхность её покрывалась однотонным слоем, без светотеневых нюансов. Красной краской окрашивались тела мужчин, светло-охристой – женщин и царей. Волосы изображались черными (волнистыми или завитыми в колечки). Одежда была разноцветной – белой, красной, голубой и т. д. (рис. 1.39).

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераНа чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Рис. 1.39. Фресковая живопись Кносского дворца: «Дельфины», «Парижанка», «Водоносы»

Огромное значение критские и египетские художники уделяли изображению природы, бытовых сцен. Знаменитая фреска «Синяя птица» из Кносского дворца имеет аналоги в живописи города Ахетатона (например, в изображении дикой кошки, охотящейся в стеблях папируса). Катастрофическое извержение вулкана на острове Санторин произошло в период, близкий по времени правлению Аменхотепа IV (1424-1388 гг. до н.э.). Оправившись от пережитого ужаса, оба народа испытали потребность в новых идеях, образах, объектах поклонения. Египтяне обратили свои взоры к божественному Солнцу, рассеявшему мрак, окутавший землю (культ Атона). А критяне продолжили поклоняться морю, сменив довольно абстрактный стиль «камарес» на реалистическое изображение морских животных и кораблей, волноообразный орнамент. Примером могут служить изображения дельфинов на стенах купальни царицы в Кносском дворце. Небогатая палитра критских живописцев не помешала им создавать творения, быстро распространявшиеся по всему эгейскому миру.

Гибель микенской культуры не была ни не­ожиданной, ни одновременной во всей Греции. Движение «народов моря» и описанный в Или­аде поход микенских вождей на Трою произо­шли под давлением тех новых греческих пле­мен, которые вскоре, на рубеже XII-XI вв. до н.э. захватили почти всю Грецию («нашествие дорян»). К тому вре­мени микенское искусство и культу­ра уже были чрезвычайно ослабле­ны. Вот что написал по этому поводу Алфей в «Палатинской Антологии» (IX, 101):

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

«Мало родных наших гнезд остается нам видеть, герои,

Да и они уж теперь чуть не сравнялись с землей.

В виде таком я нашел, проезжая, и вас, о Микены!

Стали пустыннее вы всякого пастбища коз.

Вас пастухи только знают. «Здесь некогда златом обильный,

Город киклопов стоял», – молвил мне старец один…».

Нашествие дорян вернуло эгейский мир на дав­но пройденную стадию – к позднему родовому строю так называемого Го­меровского периода. При возникно­вении греческой архитектуры и ее периферийных вариантов были ис­пользованы достижения когда-то высокой строительной техники, ар­хитектурные типы мегарона, теат­ральной площадки и купольной гробницы, а также капитель с аба­ком и эхином при полном измене­нии образа самой колонны. К XI веку до н.э. крито-микенская цивилизация прекратила свое существование. Ее гибель надолго замедлила развитие культуры на Балканах. Эгейский мир вернулся к родовому строю так называемого Гомеровского периода (XII-VIII вв. до н.э.).

Источник

Как за 5 минут научиться отличать минойское искусство от микенского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Настенные росписи

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Обе цивилизации украшали свои дворцы и другие сооружения фресками, используя известковую штукатурку и яркие цвета. Единственными отличиями являются их иконографические элементы. Минойцы в значительной степени полагались на религиозную иконографию, изображая своих богов и особенно богинь. Общими мотивами также являются процессии и священные ритуалы, такие как прыжки с быком. Минойская иконография сильно отражает их социальную матриархальную структуру – образы женщин доминируют в их изобразительном искусстве, и женская символика присутствует почти в каждом изображении.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Эксперты по греческому бронзовому веку часто утверждают, что микенские настенные росписи, хотя и рассматриваются как продолжение минойских, имеют всё-таки отличие. Влияние минойцев отчётливо прослеживается в женских образах и общем стиле. Однако микенцы были несколько более упрощёнными в своих изображениях. Они предпочитали симметрию и геометрические мотивы, в отличие от минойцев, которые не любили оставлять пустые, ничем не украшенные пространства. Человеческие фигуры стилистичны в микенских настенных росписях, и мужчины встречаются чаще.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Ещё одним важным отличием являются сцены охоты и войны, которые часто присутствуют в микенском искусстве. В отличие от минойцев, известных своей мирной талассократией, микенское общество было ориентировано на войну и экспансию, и это проявилось в их искусстве.

Архитектура дворцов

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Обе цивилизации славятся строительством сложных дворцов, и археологические данные подтверждают, что они были административными, жилыми и религиозными центрами.

Опять же, микенцы позаимствовали многие архитектурные особенности у минойцев, но приспособили их к верованиям и требованиям своего общества. Самым известным и крупнейшим минойским произведением архитектуры является дворец в Кноссе, мифологическое жилище царя Миноса. Центральное место во дворце занимает большой внутренний двор, из которого во всех направлениях расходятся комнаты, залы и небольшие покои. Историки считают, что лабиринтоподобная структурная сложность дворца, вероятно, вдохновила миф о Минотавре и лабиринте.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Минойцы украшали свои дворцы настенными росписями и использовали яркие цвета для раскрашивания колонн, балюстрад и фронтонов, которые занимали несколько этажей дворца. Фрески в основном имеют религиозную тематику, хотя многие из них изображают природные сцены, такие как морская жизнь, мифологические животные и цветы.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Микенские дворцы, как и их изобразительное искусство, отражают милитаристский характер их цивилизации, который Гомер так чудесно описал в «Илиаде». Лучше всего сохранились дворцы в Пилосе и Тиринфе. Отличие от минойского стиля очень ясно. Микенские дворцы на самом деле являются цитаделями, построенными на холме и укрепленными. Минойцы, поселившиеся на острове и ориентированные на торговлю, а не на экспансию, не нуждались в оборонительных сооружениях.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Воинственные микенцы должны были окружить свои дворцы массивными стенами, также известными как циклопические. Они получили своё название в честь мифологических циклопов, одноглазых гигантов, которые, согласно мифам, были единственными существами, достаточно сильными, чтобы построить такие колоссальные стены. Наиболее узнаваемым примером циклопического строительства являются Львиные ворота в Микенах.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Центром микенского дворца был не внутренний двор, как у минойцев, а мегарон, большой прямоугольный зал, используемый для придворных церемоний и общественных или религиозных мероприятий. Дополнительные комнаты в основном квадратные, а планировка очень геометрическая, что указывает на планируемое строительство.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Планировка минойских дворцов показывает множество пристроек, поэтому кажется, что они построили дополнительные комнаты, когда возникла необходимость в них. Микенцы также украшали свои дворцы, но их фрески изображают сцены войны и охоты, сильных воинов на колесницах и сражения. Они также любили геометрические узоры и яркие цвета.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Погребальные гробницы

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

И минойцы, и микенцы хоронили своих умерших в круглых сооружениях, известных как толос. Историки до сих пор спорят, переняли ли микенцы стиль толос у минойцев или нет, но сходство указывает на то, что существовала какая-то преемственность. Тем не менее, между ними есть много различий.

Минойцы строили свои толосы над землёй, с маленькими дверями и круглыми гробницами. Археологические раскопки подтвердили, что минойцы хоронили в этих гробницах всех жителей своих поселений. Общинный статус минойских толос объясняет простоту архитектурного стиля и отсутствие украшений.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Микенские толосы, с другой стороны, были намного больше и находились под землёй. Обычно они были построены в холмах, с входным проходом, называемым дромосом, и монументальным дверным проёмом. Некоторые из их толосов состояли из пары комнат с центральной погребальной камерой, которая была круглой или прямоугольной.

Основное различие между двумя типами теологии заключается в её цели. Микенцы сохранили монументальные гробницы для правителей и выдающихся личностей. Это объясняет их монументальность, в отличие от более упрощенного стиля минойских толосов, предназначенных для всех.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Самый известный микенский толос — это Сокровищница Атрея в Микенах, богато украшенная рельефами, колоннами и декоративными камнями, такими как зелёный алебастр. Эти богатые украшения, наряду с драгоценными дарами для погребения, подтолкнули Генриха Шлимана, главного археолога Микен, объявить эту гробницу Гробницей Агамемнона. Однако современные исследования подтвердили, что человек, похороненный в этой гробнице, на несколько сотен лет опередил и Агамемнона, и Атрея.

Керамика и изделия из металла

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Обе цивилизации богато украшали свои керамические и металлические сосуды, но иконография, опять же, весьма своеобразна. Как и их настенные росписи, минойские сосуды немного более декоративны. Им особенно нравилась керамика со светлым фоном, на котором они рисовали живые фигуры людей или животных (часто морских существ) в каком-то ярком или контрастном цвете.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Микенцы предпочитали тёмные цвета в своей керамике, и их мотивы были намного проще, иногда почти абстрактными. Сходство с геометрическими узорами снова проявляется на их керамике, которую они часто украшали треугольниками, кругами и извилинами. Однако, несмотря на их более упрощённый подход к декору, микенская керамика имеет гораздо более высокое качество. Они использовали более чистую глину и обжигали сосуды при более высоких температурах.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Единственной областью, где мастерство микенцев превзошло мастерство минойцев, является металлообработка. Тем не менее, минойцы были искусными производителями металла, особенно когда дело касалось ювелирных изделий. Их высокоразвитая торговля позволила им импортировать золото, и они усовершенствовали фаянсовую технику добавления крошечных бусин золота на поверхность предмета.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Глиняные фигурки

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Минойцы славятся своими статуэтками женских богинь, из которых Богиня Змей, вероятно, самая узнаваемая. Статуэтки их богинь подчёркивали женские атрибуты, и они обычно создавали их из фаянса, окрашивая в яркие цвета.

На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастера

Микенские глиняные фигурки – напротив, очень стилизованы. Похоже, они унаследовали минойское сходство к женским фигурам, поэтому изображения богинь плодородия являются наиболее частой археологической находкой, когда дело доходит до скульптурных работ. Несмотря на их несколько плохое исполнение, эти статуэтки сыграли значительную роль в микенской религии, поскольку археологи раскопали более пятисот статуэток из различных мест.

Так что обе цивилизации так или иначе сыграли свою роль, оставив после себя неизгладимый след в истории искусства и не только.

В продолжение темы читайте также о том, что представляет из себя искусство Османской империи и в чём его главный секрет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Крито-микенская культура. Общая х-ка

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры).

Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.

Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.

Эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове.

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Критский период. Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных Сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.

Источник

На чем заостряли внимание критские мастера

Часть 1 http://3ttt.livejournal.com/30985.html
Часть 2 http://3ttt.livejournal.com/31415.html
Часть 3 http://3ttt.livejournal.com/31630.html (или у На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераedel в журнале)

Оригинал взят у На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть фото На чем заостряли внимание критские мастера. Смотреть картинку На чем заостряли внимание критские мастера. Картинка про На чем заостряли внимание критские мастера. Фото На чем заостряли внимание критские мастераedel в Крит (4). Искусство критян

Что может рассказать о душе и ценностях народа лучше, чем искусство? Ведь искусство – способ выражения эстетических, религиозных и духовных исканий народа. Давайте посмотрим, что расскажет нам о минойцах их искусство.

«Непостижимо прекрасное искусство критян совсем не изображало военных подвигов. Образы царей-победителей, избиваемых жертв, связанных и униженных пленников отсутствовали во дворцах и храмах.
Природа – животные, цветы, морские волны, деревья и среди них красивые люди, преимущественно женщины, жертвоприношения и игры с быками, странные звери, невиданные ни в Элладе, ни на финикийских побережьях… Высота их вкуса и чутья прекрасного удивляла эллинов, считавших себя превыше всех народов Ойкумены.

Фреска из виллы Агиа-Триады. XVII-XV вв. до н.э.

Царский скипетр из сланца в виде пантеры. Ок. 1650 г. до н. э.

Сохранившаяся часть скульптурной композиции. Участник тавромахии в момент прыжка на спине у быка

Ритуальная амфора из многоцветного мрамора из Бассейна Омовений Закроса.
1550-1500 гг. до н.э.

Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.

Лёгкая радостная живопись, полная света и чистых красок. Изваяния, посвящённые женщинам, зверям, домашним животным, удивительные раковины, сделанные из фаянса, и… никаких могучих героев, размахивающих мечами, вздымающих тяжкие щиты.
Разве была ещё где-нибудь в мире такая страна, отдавшая всё своё искусство гармонической связи человека и природы и прежде всего женщине?» (И.Ефремов)

Искусство минойцев не похоже ни на восточное, ни на эллинское. В нём есть некоторое сходство с египетскими фресками – фигуры так же изображены в профиль, тогда как глаз на лице – в фас.

При тесных торговых и культурных связях двух народов, египетская изобразительная традиция оказала влияние на минойскую, но минойцы (и это касается не только изобразительного искуства)превзошли своих учителей. По настроению, по содержанию искусство минойского Крита уникально.

Ещё одной его особенностью отмечу склонность к миниатюрным формам, проработке деталей и отсутствие монументальности.

«Изумительные по своей форме и раскраске фаянсовые и керамические изделия свидетельствуют о том, что критяне хотели пронизать красотою весь свой быт. Их не интересовала монументальная скульптура их восточных соседей, они увлекались изготовлением крошечных фигурок, гемм, печатей, ювелирных украшений». (А. Мень)

О критской керамике хочется сказать особо. Некоторые из изделий имеют стенки настолько тонкие, что представляют подкатегорию «яичной скорлупы».

Пищу для фантазии минойцев давала сама природа. Они «с трепетной увлечённостью и с трепетной нежностью отдавались созерцанию природы во всех её многообразных проявлениях — от цветных прожилок камня до ласточек, порхающих над усеянным лилиями склоном холма. Многому научившись в этом плане у более опытных египетских мастеров, они очень быстро оставили их далеко позади… В минойском искусстве сцены из жизни природы всегда проникнуты глубоким лирическим волнением» (Ю.В. Андреев)

Их фрески – не зарисовки с натуры, не копирование мира природы, а – творческое переосмысление этого мира, в котором заложен философский символизм.
«Животные и растения, изображённые на минойских фресках и вазах, нередко не находят прямых прототипов в реальной фауне и флоре Крита и вообще Эгейского моря. Цветы и листья, принадлежащие разным видам растений, произвольно соединяются на одном стебле, образуя причудливые, никогда не существовавшие в природе гибриды. У птиц с такой же свободой и лёгкостью меняется оперение».

Критские мастера создали удивительные женские образы.

Помните, корабль спартанца Эоситея, направлявшегося со своими воинами в Египет для того, чтобы поступить наёмниками на службу к Александру Македонскому, по пути в Египет причаливает к южному берегу Крита, и Таис с Эгесихорой, бродя по руинам дворца близ Маталы, находят фреску с изображением критской женщины:
«Эгесихора остановилась около изображения женщины в светло-голубой одежде, с развевающимися крупными завитками чёрных волос, и поманила к себе спутников.
Большой глаз, смотревший открыто и лукаво, гордые – тонкой чертой – брови, прямой нос, немного длинный и не с такой высокой переносицей, как у эллинов, особая форма рта, соединявшая чувственность с детским очерком короткой верхней губы, чуть выступающая нижняя часть лица…
Эгесихора обняла ладонями необычайно тонкую талию подруги, стянув складки хитона, и спартанцы с восторгом захлопали в ладоши: если не сестра, то родственница изображённой на стене дворца женщины стояла перед ними в образе Таис».

Какое изображение могли увидеть Таис с Эгесихорой? Например, подобное этому:

«Это фрагмент большой композиции, сюжет которой восстановить невозможно. Дамы представлены в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причёсок. Парадные и тщательные причёски (возможно, ритуальный костюм) указывают на важность действа, в которое они включены». (Зинченко С.)

Как видим, женщины минойского Крита носили открытые на груди одежды, а их волосы были сложно причёсаны и украшены цепями и диадемами. Заметно наличие макияжа. За всем этим подразумевается и соответствующий уклад жизни, а также высокоразвитое искусство ремесленников, производивших нитки, булавки, тесьму, ленты и прочее. Интересно, что многие изображения минойских женщин напоминают картинки современных модных журналов. Вот часть фрески, которая среди исследователей называется «Парижанка».

«Парижанка». Фрагмент фрески из Кносса. 1450 г. до н.э.

«А.Эванс, изучая открытые им произведения критского искусства, пришел к выводу, что женщины занимали в минойском обществе особое, можно сказать, привилегированное положение. На эту мысль его натолкнули прежде всего поражающие своей живой экспрессией изображения так называемых придворных дам на миниатюрных фресках из Кносского дворца, для которых трудно подыскать сколько-нибудь близкие аналогии как в искусстве стран древнего Востока, так и среди художественных шедевров классической Греции. Многое в этих фресках кажется необычным, не укладывается в привычные представления о социальной значимости двух противоположных полов. Необычны уже сами по себе большие скопления представительниц прекрасного пола, изображенных не в замкнутом пространстве дворцового гарема, как на некоторых египетских стенных росписях, а под открытым небом среди возбужденной толпы оживленно переговаривающихся и жестикулирующих участников какого-то празднества. Необычны и удивительны свобода и раскованность поведения этих дам, прекрасно переданные запечатлевшими эти сцены живописцами». (Ю.В. Андреев)

А вот ещё одна любопытная находка, позволяющая судить об уровне развития ремёсел и искусств на минойской Крите.

Рисунок-реконструкция царской игры затрикия

Учёные определили: доска эта от столика для игр. Камни для игры, вероятно, хранились в ящиках стола.

Чтобы сделать такую, нужны были не только линейки с делениями, но и цтркули, доски для рисования, грифель. И эскизы, чтобы проверить композицию, сочетание красок. Слоновую кость нужно было вырезать и отполировать, хрусталь отшлифовать, пластинки (из золота и серебра) и проволочки выковать.

/. / Жителям острова было ведомо тонкое искусство грануляции: зернью, мельчайшими ппупырышками из золота покрывали они безделушки. Это было за тысячу лет до этрусков, древних предшественников римлян, в которых долгое время видели изобретателей грануляции. Делали критские мастера всё как полагается: не припаивали золотую зернь, а наваривали её, зная приёмы, позволявшие сохранить чёткую форму зерна». (А.Варшавский)

Золотой перстень-печать с изображением ритуального танца. 1500 г. до н.э.

Золотое украшение в виде двух пчёл, держащих каплю мёда. XVI-XIV вв. до н.э.

Напоследок, просто как штрих, хочу отметить, сколь часто в минойском искусстве встречается мотив спиралей.

Помните, в разговоре Лисипа и Таис Ефремов размышляет:

— Есть страны, замкнувшиеся в себе для сохранения своих царей, богов, обычаев и жизни на тысячелетия. Я называю их круговыми. Таков Египет, ещё есть Персия, Сирия. На западе Рим, а очень далеко на Востоке – Срединная страна желтокожих раскосых людей.
— А мы, Эллада?
— Начиная с Крита, вся Эллада, Иония, а с ними и Финикия – открытые страны. Нет для нас круга, запирающего жизнь. Вместо него – спираль. /…/

Posted on Nov. 14th, 2012 at 10:57 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *