На чем зарабатывает аэрофлот
Аэрофлот взлетает быстрее других после пандемии
Аэрофлот (AFLT) лидирует по наращиванию провозной емкости среди всех авиаперевозчиков в Европе. Провозная емкость Аэрофлота восстановилась до 70% от уровня 2019 года. Такие данные приводит в своем отчете аналитический центр OAG.
Также Аэрофлот стал европейским лидером по темпам восстановления на внутреннем рынке. Здесь ему удалось даже превзойти уровень 2019 года на 2%.
А по темпам восстановления международных перелетов Аэрофлот занял второе место в Европе, показав результат в 45%.
В чём секрет успеха Аэрофлота?
Добиться таких высоких показателей удалось, в первую очередь, благодаря высокой доле внутренних рейсов: 63%. Конкурентное преимущество Аэрофлота — в огромной площади России. Поэтому внутренние перелеты востребованы по большому количеству направлений.
Что говорит свежая операционная отчетность?
29 ноября Аэрофлот отчитался по результатам 9 месяцев 2021 года. Давайте посмотрим, как проходит восстановление его показателей. Сравнивать будем результаты третьих кварталов за 2021, 2020 и 2019 год. Это поможет понять понять уровень восстановления относительно докризисных значений.
Уровень восстановления относительно 2019 года
Пассажиропоток внутренний (тыс. человек)
Пассажиропоток международный (тыс. человек)
Пассажирооборот внутренний (млн. пас.*км)
Пассажирооборот международный (млн. пас.*км)
Рис. 1. Восстановление операционных показателей Аэрофлота
Как видим из таблицы, ситуация на внутреннем и международном рынках очень сильно отличается. Международные перелеты еще далеки до восстановления, так как многие страны еще закрыты. При этом Аэрофлот старается компенсировать выпадающие международные перелеты за счет внутренних, и у него это получается.
Что у компании с финансами?
Приведем аналогичное сравнение по кварталам для финансовых показателей.
Уровень восстановления относительно 2019 года
Операционная прибыль (млрд. руб)
Чистая прибыль (млрд. руб)
Чистый долг (млрд. руб)
Рис. 2. Восстановление финансовых показателей Аэрофлота
Отметим высокие темпы восстановления по выручке и выход компании в прибыль. Это однозначно положительный сигнал. Но не будем забывать, что 3 квартал традиционно является для Аэрофлота самым сильным, поскольку это сезон отпусков. А раз так, то делать окончательные выводы пока рано.
Что с ценой акций?
Сейчас акции Аэрофлота стоят значительно дешевле, чем до пандемии. Однако не будем забывать о дополнительных эмиссиях, которые компания вынуждена была провести, чтобы избежать банкротства. В результате таких эмиссий капитал был увеличен в 2,16 раза. Соответственно, текущая цена в 62 рубля соответствует допандемийной цене 134 рубля, а это даже выше максимумов 2019 года.
Получается, что акции уже сегодня оценены достаточно дорого и закладывают дальнейшее активное восстановление и выход на показатели, превышающие результаты 2019 года.
Рис. 3. Динамика котировок Аэрофлота
Однако об этом говорить пока рано, особенно учитывая появление нового штамма коронавируса и связанные с этим риски.
Чего ждать от Аэрофлота дальше?
Мнение аналитиков InvestFuture
Аэрофлот показывает высокие темпы восстановления операционных и финансовых показателей, в первую очередь благодаря наращиванию доли внутренних рейсов. На международных направлениях пока все еще достаточно слабо и до восстановления далеко.
Однако цена акций Аэрофлота, с учетом размытия капитала, уже превышает докризисные максимумы и не оправдывает текущих рисков.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.
Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO «Аэрофлота»
В кризис 2008 года ВЭБ на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) покупал упавшие акции российских эмитентов, чем поддержал рынок и неплохо заработал на их перепродаже уже через год после покупки. В 2020 году ФНБ тоже приобретает акции, но скорее вопреки интересам частных акционеров. В апреле куплен контрольный пакет акций Сбербанка у Банка России без выставления обязательной оферты для других акционеров, а сейчас ФНБ собирается выкупить основную часть дополнительной эмиссии акций «Аэрофлота» по минимальным ценам c 2016 года, что размоет капитал и существенно уменьшит потенциал восстановления акций для других акционеров.
Финансовое состояние
Финансовое состояние «Аэрофлота» до пандемии было устойчивым. Несмотря на сокращение рентабельности авиаперевозок из-за роста цен на авиакеросени, компания активно увеличивала пассажиропоток, парк самолетов и долю рынка. Строились стратегические планы: к 2028 году увеличить число перевезенных пассажиров с 60,7 млн до 130 млн, то есть расти с темпом 9% в год, и войти в десятку крупнейших авиахолдингов в мире. У «Аэрофлота» почти не было кредитных долговых обязательств. Но переход на новые стандарты МСФО привели к существенному росту долга — по новым стандартам в качестве долга учитываются не только обязательства по финансовому лизингу, но и все будущие платежи по операционному лизингу. Компания не покупает самолеты в собственность, а берет в долгосрочную аренду, что позволяет снизить финансовые риски и нагрузку на собственный капитал.
В 2020 году «Аэрофлот» пострадал сильнее других российских авиакомпаний, если смотреть по объему перевозок. А по объему выручки в иностранной валюте — больше, чем многие авиаперевозчики в мире из-за дополнительного ослабления курса рубля. В сентябре количество пассажиров было меньше на 40%, чем в тот же период прошлого года, тогда как у российской S7 объем перевозок уже выше на 5%, чем год назад. Тем не менее сейчас объем перевозок постепенно восстанавливается за счет внутренних рейсов, и пассажиропоток во втором полугодии может быть лучше, чем у других компаний.
Неудачный момент
Момент размещения акций выбран исключительно неудачно. Если другие авиакомпании размещали новые акции в мае-июне 2020 года (см таблицу), когда мир выходил из первой волны пандемии, то «Аэрофлот» попытался найти инвесторов в крайне неблагоприятной обстановке наступления второй волны. В этих условиях частные инвесторы практически не проявили интереса к размещению новых акций. Тем более что цели допэмиссии и ее размер вызывали вопросы («на общие корпоративные цели и снижение долговой нагрузки»; до 150% существующего количества акций и до 140 млрд рублей по ценам на момент объявления). По преимущественному праву, кроме государства, заявилось лишь 6,9% владельцев акций, хотя у негосударственных структур находится 41% акций.
Изначально цена не была объявлена, предлагалось размещать акции по рыночной, которая составляла на момент объявления о допэмиссии 82 рубля. К моменту окончания приема заявок цена опустилась до нижней границы неофициального диапазона 60-75 рублей, объявленного в конце размещения. Сейчас рыночная цена акций ниже 60 рублей, что делает бессмысленным покупку акций на SPO (вторичном размещении акций). Цена SPO 60 рублей будет одинаковой как для существующих, так и новых акционеров.
Изначально планировалось, что государство приобретет акции в объеме, необходимом для сохранения своей доли в 51%, а остальное смогут привлечь организаторы SPO на рынке, в том числе от стратегических якорных инвесторов. С момента объявления допэмиссии в августе на торгах присутствовал крупный покупатель и держал цену около 82 рублей, что могло говорить о стратегическом интересе и возможной цене эмиссии. Но на втором этапе эмиссии заявки от частных инвесторов поступили лишь на 30 млрд рублей по минимальной цене 60 рублей. Государство вынуждено было заявить дополнительный объем, чтобы компания смогла получить необходимые 80 млрд рублей от допэмиссии.
По словам министра финансов Антона Силуанова, акции со стороны государства оплатит ФНБ. Всего от государства поступили заявки на сумму 50 млрд рублей, в том числе по преимущественному праву на 40 млрд рублей. Среди новых инвесторов на 30 млрд рублей 60% — российские и 40% — иностранные. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил, что он и его партнеры из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока выступили якорными инвесторами в ходе размещения акций ПАО «Аэрофлот».
При таком исходе количество акций «Аэрофлота» увеличится в 2,2 раза, капитал существующих частных акционеров будет размыт, причем по ценам в 1,3 раза ниже средней цены акции в период пандемии (78 рублей за март-сентябрь 2020 года). Государство увеличит свою долю с 51% до 57%, якорные инвесторы в лице РФПИ и его партнеров получат более 20%, а у прежних частных акционеров останется менее 19%).
Что не так
Основная претензия к «Аэрофлоту» и организатору размещения ВТБ Капитал — SPO по цене существенно ниже рыночной без ее предварительного объявления для существующих акционеров. Другие компании, кроме «Аэрофлота» (см. таблицу), размещали акции по заранее определенной цене, что позволило существующим акционерам принять взвешенное решение относительно возможности и последствий своего участия или неучастия в дополнительной эмиссии. Акционеры «Аэрофлота» узнали цену размещения только после окончания приема заявок.
В мировой практике, как правило, если государство участвовало в допэмиссии, то оно дополнительно предоставляло компании заемные и иные средства в большем размере. Например, немецкое правительство инвестировало в новые акции €300 млн (20% капитала), но всего выделило Lufthansa €9 млрд. В целом, к допэмиссии пока прибегали компании, у которых до пандемии была высокая долговая нагрузка и ограниченные возможности привлечения нового долга. Вместе с эмиссией акций компании активно привлекали и долговые инвестиции.
Существенное размытие капитала произошло у Finnair (в 11 раз) и Singapore Airlines (в 2,5 раза), но заранее объявленная низкая цена заставила участвовать в SPO почти всех существующих акционеров.
В случае с «Аэрофлотом» государство ограничилось скромной безвозмездной помощью в 7,9 млрд. рублей во втором квартале 2020 года и предоставило госгарантии по кредитам на сумму 70 млрд. рублей. На полученные от допэмиссии средства «Аэрофлот» сможет полностью погасить свой банковский долг и покрыть потенциальные убытки за 2020 год. Таким образом, основную помощь государство предполагает оказать компании самым дорогим для ее акционеров способом — через более чем двухкратное увеличение уставного капитала.
«Дорогой» способ для существующих акционеров может оказаться самым прибыльным для государства и других новых. Потенциальный доход на вложенные средства в перспективе двух-трех лет может достигнуть 100%, если EBITDA «Аэрофлота» вернется в 2022 году на уровень 2019 года (168 млрд рублей), чистая прибыль превысит 30 млрд рублей, а дивиденд — 6 рублей на акцию. Но для существующих акционеров целевая цена акции при ожидаемых параметрах допэмиссии снизится с
200 до 110 рублей, если исходить из целевых коэффициентов EV/EBITDA 5,5 и P/E 9.
Что дальше
Для использования средств ФНБ и оплаты допэмиссии государству потребуется продажа иностранной валюты. Соответствующее поручение должен сделать Минфин Банку России. Но у Банка России останется опция — конвертировать иностранную валюту в рубли напрямую или продать валюту в рынок. Второй вариант может привести к укреплению курса рубля, а он существенно влияет на финансовое положение «Аэрофлота». 80 млрд рублей, конечно, будет недостаточно, чтобы сделать собственный капитал «Аэрофлота» положительным при курсе доллара выше 70 рублей. Но можно закрыть весь долг перед банками. Обслуживание этого долга стоит не больше 5 млрд рублей в год — вполне по силам компании, имеющей потенциальный размер EBITDA и выручки, измеряемый в сотнях миллиардов. Впрочем, погашение дешевого долга дорогими деньгами акционеров выглядит сомнительной операцией с точки зрения финансовой целесообразности. Возможно, компания не раскрыла, для чего на самом деле понадобятся средства от допэмиссии. Например, на предоплату за новые SuperJet или покупку другой российской авиакомпании.
В пятницу, 9 октября, когда объявили цену размещения, на Московской бирже объем торгов превысил 111 млн акций, что соответствует 10% уставного капитала и ¼ акций в свободном обращении. Это второй объем за всю историю — больше было лишь 25 марта 2020 года (127 млн акций). Возможно, акции продавали частные инвесторы, разочаровавшиеся в перспективах компании после таких результатов допэмиссии, а покупателями могли стать те, кто подавал заявки на SPO, но решил отказаться от оплаты акций и купить их на вторичном рынке по ценам ниже 60. В лучшем случае у компании все-таки появится стратегический инвестор, который будет заинтересован в росте капитализации и будет продолжать увеличивать свой пакет до блокирующего (25%). Это позволит влиять на действия менеджмента и государства.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Данный текст не является инвестиционной рекомендацией
Арифметика «Аэрофлота»: как стратегия «30/30» изменит компанию и отрасль
Новая стратегия группы компаний «Аэрофлот» до 2028 года, представленная генеральным директором авиакомпании Виталием Савельевым премьер-министру Михаилу Мишустину 14 июля и утвержденная советом директоров два дня спустя, поражает своим размахом, особенно с учетом сегодняшней ситуации и тревожных перспектив мировой трэвел-индустрии в ближайшие год-два.
В стратегии, получившей название «30/30», предполагается увеличить объем пассажиропотока на 30 млн человек в год (это первое «30») в период с 2023 по 2028 год. К 100-летнему юбилею «Аэрофлота» в 2023 году, согласно действующей стратегии, планируется обеспечить перевозку ежегодно 100 млн пассажиров. Второе «30» — это уменьшение цен на полеты в экономклассе (вероятно, по России) на 30%, что в абсолютном выражении означает среднюю стоимость путешествия «туда-обратно» в коридоре 8000-8500 рублей. Напомню, что среднее расстояние при полетах по России составляет около 3000 км.
В результате реализации стратегии «30/30» крупнейшая группа авиакомпаний России видит себя к 2027–2028 году следующим образом.
«Аэрофлот» как головная компания группы продолжит работу в премиальном сегменте, но сосредоточится на дальнемагистральных международных рейсах, постаравшись подняться до уровня сервиса «пятизвездочной компании». Головная компания будет оперировать флотом из 170 воздушных судов исключительно западного производства, в основном дальнемагистральных, и рассчитывает перевозить 35–40 млн пассажиров в год.
Столь значительный международный трафик может быть сгенерирован не столько за счет удовлетворения потребности россиян в зарубежных путешествиях, но в первую очередь за счет транзита пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу и Америку, в результате чего аэропорт Шереметьево будет развиваться как крупный международный хаб.
Логично предположить, что авиакомпания сохранит у себя и флот среднемагистральных самолетов Airbus семейства А320 для обеспечения стыковочных рейсов в европейском и средиземноморских регионах.
«Победа» получит от «Аэрофлота» все самолеты Boeing 737-800 и права на все ближне- и среднемагистральные маршруты (опять же, вероятно, по России). Монофлот из 170 Boeing 737 позволит единственному в стране авиадискаунтеру перевозить 55–65 млн пассажиров в год и снизить на 30% стоимость билетов в экономическом классе (вероятно, имеется в виду относительно средней стоимости билетов по стране в 2019 году).
«Россия» возьмет на себя роль компании, которая сосредоточится на обслуживании социальных, субсидируемых направлений полетов (в частности, работая по «плоским» тарифам) и на эксплуатации авиатехники российского производства. Ее флот будет состоять из 250 воздушных судов, из них 235 — продукция российского авиапрома: 150 Superjet 100 и 85 МС-21. Это означает, что все эксплуатируемые сейчас в «Аэрофлоте» 54 SSJ 100, заказы на 95 Superjet 100 и 50 МС-21, а также опцион еще на 35 МС — все перейдет «России». Ее пассажиропоток, судя по цифрам «Аэрофлота» и «Победы», видимо, составит 20–25 млн пассажиров в год. Очевидно, что эта «собес-авиакомпания» станет главным получателем государственных субсидий, направляемых в нарастающих объемах правительством в воздушный транспорт страны.
Обращает на себя внимание исчезновение из группы дальневосточной авиакомпании «Аврора», которая обслуживает региональные и местные маршруты на Дальнем Востоке: очевидно, «Аэрофлот» избавится от авиакомпании, которая толком не вписывалась ни в одну из стратегий, а была некой нагрузкой из прошлых времен.
Оставшимся участникам рынка — тем, кто сумеет пережить пандемию и ее социально-экономические последствия, придется, очевидно, довольствоваться нишевыми сегментами — обслуживанием потребностей меж- и внутрирегионального сообщения, перевозками на труднодоступных территориях, специальными перевозками (в том числе туристическими и вахтовыми), общеавиационными, сельскохозяйственными и санитарными работами.
Неудивительно, что новая стратегия интенсивного развития появилась в обстановке невиданного в истории мирового воздушного кризиса. Во всех учебниках по менеджменту написано, что кризис — это не только ужасный ужас, но и ужасные возможности. Да и все консультанты советуют руководству всех компаний не вешать нос перед лицом невиданных трудностей, а попытаться найти какой-то обходной маневр, способный дать рывок в развитии, и т.д. и т.п. Как известно, настоящие чемпионы побеждают на самых сложных участках трассы.
Эта стратегия (уже третья за последние пять лет: 2015, 2018, 2020), на мой взгляд, существенно отличается от предыдущих большей логичностью, сбалансированностью, цельностью, долгосрочным видением. В ней уже нет попыток закамуфлировать стремление получить абсолютное доминирование группы «Аэрофлот» на российском рынке воздушного транспорта. А в случае ее реализации это однозначно произойдет.
Более того, из стратегии четко следует, что руководство авиакомпании планирует, с одной стороны, одним махом решить все социальные задачи, которые правительство адресует российскому воздушному транспорту (от обеспечения доступности регионов и связей между ними до обеспечения работой многострадального российского авиапрома). С другой стороны, создается мощный центр экспорта транспортных услуг с доходами, сопоставимыми с доходами от продажи большинства видов российских сырьевых ресурсов или превышающими их. Вероятно, уверенности руководству авиакомпании придает тот факт, что стратегия развития «Аэрофлота» до 2025 года (которая тоже, кстати, выглядела в 2015 году крайне амбициозной, если не авантюрной) была реализована досрочно и с большим опережением, в 2018 году.
Новая амбициозная задача отнюдь не выглядит простой и беспроигрышной. Она потребует фундаментальной перестройки практически всех процессов как внутри группы компаний, так и в каждой из авиакомпаний: управленческих, операционных, технических, финансовых, маркетинговых, управления персоналом, особенно с учетом нарастающего дефицита кадров всех основных специальностей от летного и инженерно-технического до управленческого и операционного персонала. В новейшей истории нашей страны трудно припомнить сопоставимую по масштабам программу развития сервисной компании, которая закончилась бы успехом.
Но, самое главное, реализация подобной стратегии, очевидно, потребует невиданных доселе в российском воздушном транспорте инвестиций, исчисляемых сотнями миллиардов рублей, а точнее, десятками миллиардов долларов. И хотя группа «Аэрофлот» сегодня получает беспрецедентную по российским меркам поддержку от правительства, для реализации подобной программы нужны средства, как минимум на порядок, а то и на два, превышающие те, которыми компания располагает сегодня. До сих пор подобные финансовые вливания были доступны только сырьевому сектору и оборонно-промышленному комплексу.
И это означает, что «Аэрофлот», кроме планируемых и уже поступающих государственных средств, будет активно привлекать деньги с рынка, используя все доступные публичной компании инструменты. При наличии четкого видения перспектив, амбиций и масштаба это уже будет интересно многим. И поставщикам, и инвесторам.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
«Аэрофлот» наращивает пассажиропоток и расходы: что делать инвестору
Что случилось
Группа «Аэрофлот», в которую, помимо одноименной компании, входят также лоукостер «Победа» и авиакомпания «Россия», отчиталась о сокращении чистого убытка на 93% во II квартале 2021 года по МСФО, росте выручки и пассажиропотока и резком росте расходов.
Что это значит
«Аэрофлот» сократил чистый убыток по МСФО до 2,6 млрд рублей, выручка группы выросла во II квартале 2021 года в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 119,7 млрд рублей, пассажиропоток увеличился в 6,5 раза — до 11,2 млн человек.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Андрей Чиханчин сказал, что группе удалось улучшить финансовые показатели за счет перевозок внутри страны и постепенного восстановления международных полетов. Во II квартале группа увеличила пассажиропоток на внутренних линиях на 13,7% по сравнению со II кварталом доковидного 2019 года, говорится в материалах компании. При этом у «Аэрофлота» во II квартале почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли операционные расходы — до 114,4 млрд рублей, в основном за счет роста расходов на техническое обслуживание самолетов, обслуживание судов и пассажиров и покупку топлива.
Зачем мне это знать
В России суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний по итогам 2020 года составил почти 125 млрд рублей против 4 млрд рублей прибыли годом ранее, писал РБК. А лидер группы, «Аэрофлот», лишился первого место по числу перевезенных пассажиров, уступив его S7. Это продолжалось вплоть до апреля 2021 года.
Группа «Аэрофлот» перевезла в 2020 году на 50,2% меньше пассажиров, чем годом ранее — 30,2 млн человек. В группе сильнее всего пострадал «Аэрофлот», сокративший число пассажиров почти на 61%, по нему сильнее ударила приостановка международных рейсов. А авиакомпания «Победа» потеряла только 11,7% клиентов. В конце 2020 года компания получила господдержку — провела допэмиссию на 80 млрд рублей. И половину суммы — более 40 млрд рублей — правительство выделило из Фонда национального благосостояния. Группа также наряду с другими перевозчиками получала субсидии.
Но теперь авиакомпании с надеждой ждут восстановления перевозок. Глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов в феврале 2021 года говорил РБК, что, согласно прогнозам внешних аналитиков и консультантов, рынок авиаперевозок может восстановиться в 2023–2024 годах, а в России это произойдет быстрее — уже в 2022 году. За первые семь месяцев 2021 года ситуация с перевозками действительно стала выправляться: российские авиакомпании увеличили пассажиропоток на 65% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сказал министр транспорта Виталий Савельев.
Что делать инвестору
Среди российский авиакомпаний помимо «Аэрофлота» торгуется Utair. В понедельник торги бумагами «Аэрофлота» на Московской бирже закрылись на уровне 69,28 рубля, прибавив всего 0,93% (с учетом торгов в вечернюю сессию). Стоимость бумаг обновила двухмесячный максимум, что отражает «умеренный оптимизм инвесторов относительно среднесрочных перспектив компании», сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.
С одной стороны, авиация — один из самых уязвимых и недооцененных секторов экономики из-за пандемии, говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Но ситуация с перелетами в мире по-прежнему тяжелая, и восстановление будет долгим, поэтому не стоит спешить с приобретением акций «Аэрофлота», добавляет старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «Приобрести их можно лишь на долгосрочную перспективу», — отметил Ганелин. Пока отсутствие прибыли компании для инвестора означает одно — отсутствие дивидендов, замечает руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. А с учетом эффекта COVID и возросшей долговой нагрузки акции компаний сектора еще долго сложно будет рекомендовать с точки зрения фундаментальных характеристик, указывает старший аналитик УК «Альфа-Капитал» Максим Бирюков.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин рекомендует вместо акций авиаперевозчиков присмотреться к производственным компаниям. Самая очевидна ставка — Boeing; также, по мнению эксперта, перспективен поставщик комплектующих для самолетов Transdigm.
Аэрофлот: о компании, условиях работы, устройства, тестах и собеседовании в 2021 году
Аэрофлот (Российские авиалинии, ПАО «Аэрофлот») — российская государственно-частная авиакомпания. История Аэрофлота делится на два периода: советский – с момента образования на заре советской власти и до распада Советского Союза, современный – с 1992 года по настоящее время.
Аэрофлот советского периода – это практически вся гражданская авиация советского Союза вместе со всеми авиационными предприятиями и учреждениями. Рождение и становление гражданского воздушного флота страны советов – яркая страница истории достижений в сфере самолетостроения и освоения новых внутренних и международных линий.
Все начиналось с создания в марте 1923 года акционерного Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет», в парке которого были одни голландские «Фоккеры». На средства от продажи акций общества проводилось активное строительство самолетов гражданского флота страны и всего через девять лет, в марте 1932 года, на базе Добролета и Главной инспекции гражданского воздушного флота было образовано Главное управление гражданского воздушного флота, сокращенно – «Аэрофлот».
Уже в 1948 году «Аэрофлот» занял третье место среди авиакомпаний мира по суммарной протяжённости полётов, а в 1957 году вышел на первое, обогнав даже Pan Am. Выполнялись коммерческие рейсы в столицы скандинавских стран, а в сентябре 1957 года на реактивном Ту-104 был совершен рейс в США, на котором была доставлена советская делегация ООН.
В 1976 году «Аэрофлот-Советские авиалинии» установил мировой рекорд, перевезя за год более ста миллионов пассажиров. В парке Аэрофлота насчитывалось свыше десятка известных марок самолетов, находящихся в эксплуатации до сегодняшних дней, это крупнейший в мире Ан-124, Ил-76, широкофюзеляжный Ил-86, Ту-154, Як-40, а также вертолетный парк.
Аэрофлот в современной России
Современная история авиакомпании начинается с момента принятия Постановления Правительства РФ в июле 1992 года, на основании которого «Аэрофлот— советские авиалинии» с входящими в него структурами было преобразовано в АООТ «Аэрофлот — российские международные авиалинии» С апреля 2006 года «Аэрофлот» является членом авиационного альянса «SkyTeam». В своей новейшей истории Аэрофлот провел ребрендинг, обновил парк самолётов покупкой 18 А320 для выполнения рейсов по Европе и 11 Boeing 767-300ER для дальнемагистральных рейсов. Аэрофлот постепенно закупает и российские самолёты Sukhoi Superjet 100. Добившись стабильности на международных перевозках, Аэрофлот приобрел пакеты акций региональных перевозчиков с целью завоевания внутреннего рынка.
В последние годы Аэрофлот добился весьма значимых результатов в качестве обслуживания пассажиров и отслеживании багажа в реальном масштабе времени, получив 4, а затем и 5 звезд в самых значимых номинациях. В 2019 году парк самолетов компании признан самым молодым в мире (около 5 лет).
По состоянию на 2021 год 51,17 % акций ПАО «Аэрофлот» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом; Генеральный директор авиакомпании — Виталий Савельев (с апреля 2009 года). Дочерние авиакомпании: «Аврора», «Россия», «Победа».
Ситуация в Аэрофлоте в кризисном 2020 году
На фоне закрытия границ и падения рынка авиаперевозок в апреле 2020 года у работников Аэрофлота были самые мрачные ожидания. Но, к счастью, все развивается лучше ожиданий. По состоянию на сентябрь 2020 года Аэрофлот сохранил 94% своего персонала. Принудительных сокращений не было. Компанию покинули люди старше 65 лет, но большинство людей сохранили свои рабочие места даже с учетом снижения доходов. В самые тяжелые месяцы – апрель, май и июнь – Аэрофлот выплачивал сотрудникам 2/3 оклада. Начиная с июля возобновились полеты, но без международных полетов зарплаты остаются низкими.
Единственная категория, которая сейчас испытывает серьезные сложности, это выпускники летных образовательных учреждений. Для них в настоящее время практически нет новых рабочих мест даже с минимальными окладами. Эксперты ожидают, что полное восстановление объема авиаперевозок может произойти не ранее 2024 года. По состоянию на весну 2021 года компания возобновляет многие зарубежные полеты, хотя объем перевозок составляет еще только 45% от 2019 года.
Условия работы в Аэрофлоте
О работе в Аэрофлоте много отзывов на сайтах про авиацию и условия труда. Отзывы на 70% негативные, на 20% нейтральные и всего 10% — позитивные. Около 75% бывших и действующих сотрудников Аэрофлота НЕ рекомендуют устраиваться в эту компанию. По их отзывам, в Аэрофлоте все направлено на экономическую эффективность. И руководят компанией «эффективные» менеджеры в худшем понимании этого слова. Это означает – экономия на всем, в первую очередь на сотрудниках. Из позитивных отзывов главное, что любят сотрудники Аэрофлота – это работа в небе, самолеты и связанная с этим романтика воздушных путешествий. Но, как отмечают сами сотрудники, это больше подходит молодым людям, которым не надо заботиться о семье, и которые готовы к большим физическим и моральным нагрузкам.
Если мы попытаемся подробно описать все условия работы в компании Аэрофлот, то наша статья получится очень большой. Мы рекомендуем почитать отзывы сотрудников Аэрофлота на тематических сайтах. Мы же ограничимся кратким перечислением основных плюсов и минусов.
Плюсы
Минусы
Аэрофлот зарплаты сотрудников
Аэрофлот – это огромная компания со множеством подструктур, где люди выполняют различные функции и работают в разных условиях с разными зарплатами. Дифференциация по зарплатам тоже огромная и может достигать 30 и более раз между рядовым сотрудником и руководителем отдела.
Кратко перечислим категории сотрудников компании Аэрофлот и их размеры зарплат на середину 2020 года.
Зарплаты пилотов в Аэрофлоте
Зарплата у пилотов что в Аэрофлоте, что в других российских авиакомпаниях зависит от множества факторов и условий зарплатной сетки. Основное условие – длительность полетов по направлениям: дальнемагистральные полеты или средне и краткосрочные полеты. Полеты на дальние расстояния оплачиваются почти вдвое выше, чем средне и краткосрочные. Кроме того, пилотов всегда два, но капитан также получает почти в 2 раза больше, чем второй пилот. Молодых пилотов, или тех, кто каким-либо образом «проштрафился» — а это очень распространенное явление в Аэрофлоте – ставят на краткосрочные рейсы вторыми пилотами. По данным на сентябрь 2020 года средней зарплатой пилота при полной занятости в течение месяца являлась сумма в 350 тысяч рублей. Максимальные зарплаты составляют до 650 тысяч рублей при международных длинных рейсах и максимальной занятости. Минимальные могут быть и по 100-150 тысяч рублей. Как и у всего другого персонала в Аэрофлоте, у пилотов тоже применятся система штрафов, вычетов из зарплаты и лишения льгот.
В сравнении с зарплатами пилотов из других российских авиакомпаний, зарплаты в Аэрофлоте примерно такие же. Но зарплаты пилотов в иностранных компаниях могут быть в 2-3 раза выше, особенно у компаний-флагманов.
Из неденежных бонусов работы летного состава в Аэрофлоте можно перечислить следующие:
Зарплаты бортпроводников/стюардесс в Аэрофлоте
Зарплаты бортпроводников в Аэрофлоте формируются по схожим критериям и зависят от длительности и направления полетов. Больше всего зарабатывают бортпроводники, работающие на международных маршрутах по 8-9 часов полета, а меньше всего – на внутренних рейсах по 1-2 часа.
C 2017 года в Аэрофлоте сильно ужесточились требования к внешности бортпроводников и стюардесс. Сотрудников старше 35 лет и с признаками полноты допускают только до коротких внутренних рейсов. Соответственно, зарплаты на этих рейсах ниже, а загруженность – выше и меньше времени для отдыха.
Как и пилотам, бортпроводникам положены все остальные неденежные бонусы: дополнительный отпуск, льготные билеты и санаторно-курортное лечение. Но и, как и пилотам, оплачиваются только те часы, которые бортпроводник проводит в полете. Время ожидания между рейсами, подготовки к полету и отдыха не оплачивается.
Средней зарплатой бортпроводника в Аэрофлоте на конец 2020 года была сумма в 70 тысяч рублей при работе на внутренних рейсах с максимальной загруженностью. При работе на международных длительных рейсах зарплаты бортпроводников достигают 140-150 тысяч рублей. При минимальной загрузке на коротких рейсах – 45-50 тысяч рублей.
Зарплаты диспетчеров в Аэрофлоте
Средний чистый оклад у диспетчера в Аэрофлоте на конец 2020 года составлял около 14 тысяч рублей. С учетом ежемесячных премий и надбавок на руки диспетчеры получают в среднем 38-40 тысяч рублей при графике работы день/ночь/2 выходных, но по факту часто задерживаются или работают в выходной, с доплатой за переработки.
Первые три месяца после устройства выплачивается только половина оклада, так как это время испытательного срока и обучения. Применяется система штрафов и вычетов из зарплаты. При этом очень сложно отпроситься с работы даже на полчаса. Карьерного роста нет, как и перспектив повышения зарплаты. Большая текучка и низкий статус данной работы.
Зарплаты инженеров и тех персонала в Аэрофлоте
По данным на середину 2020 года зарплаты инженеров и тех персонала в Аэрофлоте следующие: инженер на руки получает 45–55 тыс. рублей, ведущий инженер / специалист 55-60 тыс. рублей, главный специалист 60-66 тыс. рублей.
Неденежные бонусы полагаются такие же, как у летного состава, но без дополнительного отпуска. Отпуск стандартный – 28 календарных дней. Первые 3 месяца после устройства пока идет испытательный срок зарплата на руки составляет только оклад в 20 000, без премий и надбавок.
У руководителей отделов зарплаты начинаются от 150 тысяч рублей и на конец 2020 года в среднем составляют около 200 тысяч рублей.
Как устроиться в Аэрофлот
Открытые вакансии компании Аэрофлот вы можете найти на всех основных сайтах по поиску работу и на официальном сайте Аэрофлота в разделе Карьера.
В настоящее время (май 2021 года) на сайте нет открытых вакансий летного состава (пилотов и бортпроводников), но есть ряд вакансий мед персонала и технического персонала. Также практически всегда есть открытые вакансии диспетчеров по причине высокой текучки.
Еще одним путем устроиться в Аэрофлот, причем сразу на управленческую должность, является победа или участие в финале конкурса «Лидеры России». Аэрофлот является одним из партнеров этого конкурса, предоставляет свои тесты и кейсы в тесты Лидеры России, и ищет потенциальных руководителей среди победителей и финалистов. Больше о конкурсе Лидеры России и том, что он дает и как в нем победить, читайте в наших статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021 и Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя
Процесс отбора соискателей на вакансии Аэрофлота
Аэрофлот использует стандартный процесс отбора соискателей, который включает следующие этапы:
В случае, если вы соответствуете требованиям компании, вы будете направлены на первоначальное обучение. Курсы будут проходить по месту вашего трудоустройства, т.е., в Москве, Санкт-Петербурге или Красноярске. Курсы – за счет компании, но при досрочном увольнении, их стоимость необходимо вернуть. Продолжительность – 3-4 месяца, сочетание с другой работой невозможно.
Резюме и сопроводительное письмо
Первое, что вы должны сделать, чтобы откликнуться на интересующую Вас вакансию, это отправить Ваше резюме и сопроводительное письмо. Мы много писали ранее о том, как составить правильное резюме и письмо к нему. Читайте об этом в наших отдельных статьях:
Внимательно изучите перечень документов, необходимых при трудоустройстве на интересующую вас вакансию и заполняйте анкету. Как правило, в течение нескольких дней придет приглашение с возможными датами для собеседований. Определитесь с датой и подтвердите участие в отборе.
Онлайн или очное тестирование
После отбора вашего резюме с вами созвонится представитель отдела кадров Аэрофлота и пригласит на первую очную встречу для первичного собеседования и очного тестирования. В некоторых случаях, вместо очной встречи вам сразу направят ссылку на онлайн-тесты.
Тесты Аэрофлот
Аэрофлот является крупной компанией со сложной структурой. Соответственно, в разные отделы и на разные работы применяются различные тесты и отборочные процедуры. Нельзя сказать однозначно, что Аэрофлот применяет, например, тесты SHL или иной оценочной компании. Но некоторые общие детали и критерии отбора по тестам применимы для всей компании.
Тесты на интеллект в Аэрофлот
В отличие от большинства других компаний (банков, производственных, энергетических и добывающих) основой тестов на интеллект в Аэрофлоте являются абстрактно-логические (а не числовые) тесты. Вербальным тестам также внимания уделяется меньше, чем в других компаниях, хотя эти тесты и применяются довольно широко. Использование тестов на логику вполне обоснованно: тесты на абстрактно-логическое мышление позволяют выявить у соискателя степень способности понимать любые закономерности и делать правильные выводы даже в нестандартных и потенциально критических ситуациях. А это именно то, что может иметь место в работе людей, связанных с авиацией.
Таким образом, основа для подготовки к тестам на интеллект в Аэрофлот – тесты на логику. В нашей статье мы уделим им основное внимание, однако мы рекомендуем также ознакомиться с основными примерами и принципами решений числовых и вербальных тестов, так как они также могут применяться в компании Аэрофлот.
А о всех типах вербальных тестов вы можете узнать в нашей обзорной статье Все о вербальных тестах
Абстрактно-логические тесты в Аэрофлот
Абстрактно-логические тесты – это тип тестов, где встречается наибольшее разнообразие видов и принципов логики. На HRLider мы собрали примерно 700 различных тестов на логику, но мы считаем, что это всего лишь малая часть того, что используется психологами по всему миру. Те тесты, что вы найдете на нашем сайте, подобраны по типам и видам, наиболее часто применяемым работодателями в России и мире. И все равно, мы не можем гарантировать, что вам попадутся именно такие тесты. Но после практики на HRLider вы сможете быстрее понимать принципы логики в новых тестах и быстрее и точнее их решать.
Наиболее часто используемыми абстрактно-логическими тестами в Аэрофлоте являются следующие типы тестов:
Приведем примеры всех этих тестов.
Логические ряды
Логические ряды — это тесты, где от вас требуется найти кадр, который продолжает заданную в серии кадров логику. Например, вам дается 5 кадров и ниже 5 вариантов ответов, из которых вам надо найти кадр, который будет шестым в этой последовательности. Ниже вы найдете пример такого теста:
Правильный ответ и объяснение логики данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем вам сначала найти верный ответ самостоятельно, чтобы оценить ваш текущий уровень. На решение такого теста отводится 1 минута.
Лишний элемент
Абстрактно-логические тесты на определение лишнего элемента схожи с тестами на логическую последовательность (ряды). В них от вас требуется найти кадр, который нарушает правило, заданное в серии кадров. Ниже вы найдете пример теста на лишний элемент:
Правильный ответ и объяснение логики данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем вам сначала найти верный ответ самостоятельно, чтобы оценить ваш текущий уровень. Как и с предыдущим тестом, у вас будет всего 1 минута на решение такого теста.
Матрицы
Логические тесты типа матрицы представляют собой матрицы 3х3 или 2х3, в которых от вас требуется найти недостающий элемент.
Ответ и объяснение данного теста смотрите в конце статьи. Постарайтесь сначала ответить самостоятельно, время на решение такое же – 1 минута.
Больше о логических тестах при приеме на работу в различные компании читайте в нашей статье Логические тесты при приеме на работу — что это такое
Тесты в Аэрофлот по английскому языку
Отбор претендентов, не имеющих опыта работы, проводится в несколько этапов.
Психологические тесты и опросники в Аэрофлот
Психологическому тестированию соискателей в Аэрофлоте уделяется большое внимание. Тесты применяются двух основных типов:
Ситуационные тесты
Ситуационные тесты представляют собой короткие сценарии, описывающие какую-либо ситуацию, которая может произойти в работе пилота, бортпроводника или специалиста наземной службы. Также прилагаются 4-5 варианта ответов – действий, которые можно предпринять в предложенной ситуации. По тому, какой ответ вы выберете можно многое сказать о том, какими компетенциями, навыками и умениями вы обладаете.
В ситуационных тестах могут оцениваться самые различные характеристики: навыки коммуникации, навыки решения проблем, стрессоустойчивость, нацеленность на результат, лидерство, умение распределять ресурсы и много другое. Сложность таких тестов заключается в том, что не всегда самый очевидный ответ будет лучшим и покажет вас как самого перспективного кандидата. Мы рекомендуем пройти как можно больше ситуационных тестов, чтобы понимать их тонкости и принципы решения. Если вы готовитесь на HRLider, то, в первую очередь, прочитайте инструкцию по прохождению ситуационных тестов, которая идет перед тестами.
Ниже вы найдете пример ситуационного теста для офисного персонала в Аэрофлот.
Правильный ответ и объяснение решения данного теста смотрите в конце статьи. Постарайтесь сначала определить верный ответ самостоятельно. На реальном тестировании такие тесты не ограничиваются по времени прохождения.
Больше о ситуативных тестах вы сможете узнать в наших статьях:
Личностный опросник Аэрофлот
Личностный опросник в Аэрофлот немного отличается по виду от опросников, применяемых в других компаниях и больше предназначен для оценки психологической совместимости и стрессоустойчивости пилотов, бортпроводников и наземного персонала. На HRLider нет специализированных опросников для Аэрофлота, но те опросники, что вы найдете у нас, помогут вам лучше понимать структуру вопросов подобных опросников, и это может быть очень полезно при тестировании в Аэрофлот. Личностные опросники на нашем сайте вы найдете в разделе Психологические тесты.
Читайте больше о разных видах психологических опросников в наших статьях:
Собеседование в Аэрофлот
Собеседование на работу в Аэрофлот может проходить по-разному в зависимости от уровня и типа должности.
Пилоты проходят ряд индивидуальных собеседований, где внимание уделяется, в основном, профессиональным навыкам и знаниям соискателей, а также их психологической устойчивости.
Бортпроводники чаще всего оцениваются на этапе групповых собеседований даже без личного собеседования. На эту работу в Аэрофлоте обычно массовый набор. Хотя 2020 год стал исключением.
Диспетчеры, инженеры, офисные работники и наземный технический персонал в обязательном порядке проходят индивидуальные собеседования с 2-3 представителями HR Аэрофлота и 1-2 руководителями. Вопросы собеседования могут касаться вашего образования и опыта работы, поведения в той или иной ситуации, технических знаний и т.д. Мы рекомендуем всегда показывать вашу большую заинтересованность в вакансии, желание расти и строить карьеру в Аэрофлоте и уверенность в себе.
Перед собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи, посвященные тактикам успешного собеседования:
Аэрофлот – крупнейшая российская авиалиния, в которой трудятся тысячи человек. Это не самая лучшая компания для работы с позиции соискателя, в ней хватает проблем и неэффективных управленческих решений. Но для молодого целеустремленного человека, который любит самолеты и небо, Аэрофлот может стать отличной профессиональной школой и ступенькой в карьере. Если вы хотите работать в компании Аэрофлот, мы рекомендуем качественно подготовиться ко всем этапам отбора: составлению резюме, тестам и собеседованию. Мы убеждены, что залог успеха в подготовке. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!
Ответы и решение примеров тестов