На чем зарабатывает лоукостер
Почему лоукостеры зашивают карманы кресел и кто из них дешевле
«Вестник АТОР» разбирался, как лоукостеры экономят и как зарабатывают на пассажирах, скоро ли введут стоячие места и платные туалеты в самолетах, а также свел воедино и сравнил дополнительные сборы за услуги пяти бюджетных перевозчиков.
НА ЧЕМ ЭКОНОМЯТ И ЗАРАБАТЫВАЮТ ЛОУКОСТЕРЫ
Модель лоукост – несмотря на массу негатива в СМИ – становится все более популярной в России. Авиакомпания «Победа», которая пока является единственным лоукостером в нашей стране, за 2016 год перевезла свыше 4,3 млн человек, превысив показатель 2015 года на 38,7%.
Впрочем, «дочка» «Аэрофлота» еще в начале пути. Для сравнения, один из самых популярных в мире лоукостеров – авиакомпания Ryanair в 2016 году перевезла 106,4 млн пассажиров (рост 18%). Такая информация содержится в ежегодном отчете перевозчика. Авиакомпания EasyJet за год (он для перевозчика заканчивается 30 сентября) 73,1 млн пассажиров.
Эксперты поясняют, такая популярность лоукостеров обусловлена желанием людей экономить. Говоря о портрете потребителя лоукост-авиауслуг, можно выделить две группы – бизнесмены и «заядлые» путешественники, которые летают часто и налегке (то есть практически без багажа). Перелет на лоукостере обычно (при условии отказа от покупки допуслуг) позволяет сэкономить 20-30% от стоимости билетов.
Оговорка о безбагажности имеет в данном случае принципиальное значение. Почти все лоукостеры в мире исключают стоимость перевозки багажа и выставляют за погрузку чемодана на борт отдельным счетом. Финансовая выгода данного решения заключается не только в том, что за багаж перевозчик получает дополнительную плату. Более легкий самолет тратит меньше керосина, количество сотрудников и стоек приема багажа можно сократить, оплата аэропорт за погрузку багажа меньше, а самолет меньше времени находится в аэропорту – модель лоукостера предполагает нахождение самолета в небе максимальное количество времени.
Конечно, платный багаж – далеко не единственный способ заработка (и одновременно – экономии) лоукостеров на своих пассажирах. Традиционно, пассажиры дополнительно оплачивают выбор места на борту, переоформление билета (бюджетные тарифы обычно носят невозвратный характер), питание на борту и традиционно бесплатные у обычных перевозчиков билеты на инфанта (младенца) без места. Потребителю лоукост-перевозки нужно быть готовым и к менее удобной логистике – часто такие авиакомпании выбирают более отдаленные от городов аэропорты. Но бывают и более интересные случаи.
ПЛАТНЫЕ ТУАЛЕТЫ И СТОЯЧИЕ МЕСТА — НЕ ШУТКА
Законодателем «мод» в сегменте можно считать Ryanair. Эта же авиакомпания славится самыми громкими случаями споров с пассажирами. Глава авиакомпании Майкл О’Лири, например, предлагал сделать на борту платные туалеты и «стоячие» места для пассажиров. Комментируя последнее предложение, он пояснил, что «ремни безопасности вас не спасут». Ни первая, ни вторая мера все же не были реализованы на практике. Тем не менее, лоукостер продолжает «срезать» издержки всеми возможными способами.
Так, в 2011 году Сьюзи Маклеод получила поддержку более полумиллиона пользователей Facebook после того, как авиакомпания обязала ее выплатить 300 евро за распечатку пяти посадочных талонов перед вылетом из Аликанте в Бристоль. На это руководитель Ryanair назвал ее «идиоткой», заявив, что все правила прописаны на сайте авиакомпании.
Позже, в 2012 году, стало известно, что Ryanair сэкономила миллионы евро, выпуская в рейсы самолеты со слишком большим грузом. Руководство компании тогда заявило, что при работе с самолетами соблюдаются все нормы, установленные управлением авиации Ирландии, а некоторый перевес не сказывается на безопасности полетов. Тогда же, в 2012 году, перевозчик ввел комиссию за оплату билетов картой (2%). Эта сумма прибавилась к административному сбору в 6 фунтов стерлингов (6 евро для Европы). Правда, с 2013 года авиакомпания изменила правила провоза багажа и снизила сбор, взимаемый с пассажиров за распечатку посадочного талона.
В прошлом году Ryanair сделал еще один шаг навстречу потребителю. Перевозчик позволил детям до 12 лет бесплатно резервировать место в самолете. Правда, при этом для сопровождающего ребенка оплата выбора места стала обязательной.
«Задача, которая стоит перед нами в будущем, в том, чтобы продолжить снижать авиационные тарифы. Я предполагаю, что в следующие 5-10 лет у авиакомпании Ryanair будут бесплатные тарифы» — сказал глава лоукостера на конференции в Лондоне (его слова приводит The Guardian).
«ПОБЕДА» ДОГОНЯЕТ RYANAIR
Интересно, что новость о «послаблении» Ryanair для пассажиров с детьми возникла на фоне скандала пассажиров с российским лоукостеров – авиакомпанией «Победа». В августе прошлого года в СМИ появилась информация о намерении «Победы» рассаживать на борту детей и сопровождающих. Поводом для обсуждения послужил инцидент на борту самолета. Семья с грудным ребенком заняли места в самолете рядом друг с другом.
Опция выбора места в салоне в «Победе» является платной и пассажиры заранее ее не оплатили. Их попросили вернуться на свои места, а после отказа – сдали в полицию как дебоширов. Позже руководство «Победы» своеобразно комментировало инцидент, что породило дополнительные слухи о намерении лоукостера целенаправленно рассаживать детей с родителями. Точка в обсуждениях была поставлена самой авиакомпанией. В «Победе» подтвердила, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики.
Стоит отметить, что в СМИ и соцсетях все чаще проводятся параллели между Ryanair и «Победой». Действительно, многие заявления руководства «Победы» звучат провокационно, и почти все – вызывают резонанс в СМИ и обществе. Например, недавно «Победа» сообщила, что участились случаи нападения пассажиров на сотрудников авиакомпании. Но охранные службы к решению проблемы привлекаться не будут.
«Мы нашли более выгодный вариант (чем наем ЧОПов): будем обучать своих сотрудников самбо и дзюдо. В этом случае нам не придется повышать цены на билеты» — цитирует «Интерфакс» гендиректора «Победы» Андрей Калмыков.
Далее руководство «Победы» анонсировало планы по реализации еще одной меры экономии. На всех самолетах перевозчика планируется зашить карманы на креслах. По логике компании, зашитые карманы сократят время уборки судна и, как следствие, его время пребывания «на бетоне». «Мы провели интересный эксперимент: на одном борту зашили кармашки кресел. В итоге пассажиры не забывают свои вещи, а время уборки в салоне сократилось на две минуты» — приводит слова Калмыкова «РИА Новости».
Пожалуй, один из самых спорных пунктов экономии «Победы» — ручная кладь. В СМИ неоднократно освещались резонансные случаи, когда пассажирам «Победы» приходилось доплачивать за рюкзак или сумку, которые сотрудники авиакомпании посчитали не соответствующими термину «ручная кладь» (в понимании «Победы»).
Наконец, летом прошлого года российский лоукостер заявил об увеличении стоимости провоза на борту пакетов из магазинов беспошлинной торговли Duty free. Если раньше специальный тариф для таких покупок составлял 700 руб. или 10 евро (при вылете из российского и зарубежного аэропорта соответственно), то теперь он отменен – и пакет из duty free стоит как ручная кладь. «Как и прежде, за небольшие покупки duty free, которые умещаются в дамскую сумочку/мужской портфель или в оплаченный ранее багаж в салон, плата не взимается» – прокомментировали в пресс-службе авиакомпании.
Справедливости ради стоит отметить, что ни эпатажные высказывания главы Ryanair, ни резонансные споры с пассажирами «Победы» не отражаются негативно на деятельности авиакомпаний – как отмечалось выше, оба перевозчика по итогам года демонстрируют рост показателей пассажиропотока.
КТО ИЗ ЛОУКОСТЕРОВ ДЕШЕВЛЕ
ОПЛАТА БИЛЕТА:
WizzAir: административный сбор – 8 евро, сбор за использование системы — применяется к заявкам на бронирование, выполняемым автоматизированными системами – 10 евро, регистрация на рейс через сайт – 10 евро, в аэропорту – 30 евро.
Vueling: сбор за бронирование – 5 евро с пассажира, оплата кредитной картой, PayPal – 2% (комиссия за оплату картой, выданной в Испании, не взимается), оплата дебетовой картой – БЕЗ КОМИССИИ, страхование путешествующих – 12 евро.
RyanAir: оплата картой – 2%, выпуск посадочного билета в аэропорту – 15 евро или фунтов, регистрация в аэропорт – 45 евро или фунтов, административный сбор – 20 евро или 17 фунтов, сбор за бронирование в аэропорту или call-центре – 20 евро или фунтов.
Easy Jet: сборы за оплату картой включены в тариф.
ПРОВОЗ БАГАЖА:
«Победа»: В салоне самолета одно место (до 10 кг) – 999-2000 рублей, два места (до 10 кг) – 1799-4000 рублей, товары duty free – 2000 рублей (35 евро), домашнее животное – 1999 рублей. В багажном отсеке до 20 кг – 1499-3000 рублей (45 евро), до 32 кг – 2299 рублей, два места – 2499-5000 рублей (75 евро), третье место – 3000 рублей, перевес – 500 рублей (10 евро) за каждый кг.
ВЫБОР МЕСТА/МЕСТА XL:
ПРОВОЗ РЕБЕНКА:
«Победа»: по России до двух лет бесплатно, за рубеж (без места) – 1499 рублей. Несопровождаемый ребенок – 3000 рублей.
Wizz Air: провоз младенца стоит 8-27 евро
Easy Jet: провоз ребенка включается в тариф.
Ryanair: сбор за ребенка 20 евро или фунтов.
Vueling: несопровождаемый ребенок – 55 евро, комиссия за перелет с младенцем – 5-45 евро плюс сборы. Комиссия за изменение перелета с младенцем – 5 евро.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В БИЛЕТ:
«Победа»: Отмена брони невозможна. Изменение даты/времени вылета – 2000 рублей, изменение ФИО пассажира – 4000 рублей.
Как видим, на фоне зарубежных лоукостеров, некоторые правила и тарифы «Победы», зашивающей кармашки в креслах, выглядят весьма неплохо, не так ли? Впрочем, выбор в любом случае за самим туристом.
На чём зарабатывают и как теряют репутацию лоукостеры
Как лоукостеры зарабатывают на дополнительных услугах и в какие скандалы попадают из-за жадности.
Ryanair
Помимо платы за еду, выбор мест и онлайн-регистрацию ирландский лоукостер Ryanair берёт деньги и за более специфические услуги. Например, пассажир должен доплачивать за перелёт с детьми. В 2011 году Европейская комиссия по правам пассажиров обязала авиакомпанию выдавать бесплатные обеды пассажирам, чьи рейсы задерживаются, Ryanair немедленно переложила финансовую ответственность за это на плечи самим пассажирам — все тарифы выросла на 2 фунта.
CEO Rynair Майкл О’Лири любит чёрный пиар и нередко рассказывает СМИ о своих идеях, как сэкономить ещё больше и заработать за счёт пассажиров. В 2009 году он заявил в интервью BBC, что собирается взимать сбор за пользование туалетом во время полёта в размере 1 фунта за посещение. А в следующем году пообещал переделать самолёты компании — добавить лишний ряд сидений вместо двух уборных комнат. Оба обещания не сбылись, но пассажиры регулярно возмущаются качеством сервиса Ryanair — отсутствием туалетной бумаги, салфеток, воды и молока для кофе.
Журнал Economist назвал Ryanair «заслужившей омерзительную репутацию». В 2002 году авиакомпания отказалась предоставлять инвалиду кресло-каталку и судилась с ним и с аэропортом. В 2004 году суд встал на сторону пассажира, обязал авиакомпанию и аэропорты разделить затраты на закупку кресел-каталок, тогда Ryanair подняла стоимость всех билетов на полфунта. В 2012 году лоукостер запретил женщине, пережившей операцию на кишечнике, взять на борт необходимые медицинские приспособления.
Spirit
В апреле 2016 года исследовательское агентство ACSI выбрало худшие и лучшие авиакомпании США по мнению пассажиров. С результатом 62 балла худшим был признан лоукостер Spirit. В основном нарекания пассажиров вызывают не условия перелёта, а слишком большое количество платных услуг.
Spirit берёт деньги за перевоз более чем одной сумки в салоне, за распечатку посадочного талона в аэропорту и за предоставление воды во время перелёта. Лоукостер также не предлагает услуги возврата билета.
Spirit не раз оказывался в центре скандалов из-за специфических рекламных кампаний. Например, в 2012 году, когда появилась информация об 11 агентах Секретной службы США, пользовавшихся услугами колумбийских проституток, лоукостер выпустил рекламу рейсов в Колумбию со слоганом «Больше секса за ваши деньги».
Wizzair
Венгерская авиакомпания Wizzair взимает детский сбор в размере 27 евро даже за перевоз младенцев (детей до 2-х лет) на коленях у взрослого, зато пассажир получит бесплатное дополнительное багажное место. Если на обратном пути ребёнку уже исполнится 2 года, ему придётся оплатить отдельное место и место для багажа. При этом один взрослый пассажир имеет право взять с собой только одного младенца. Также Wizzair запрещает путешествовать беременным женщинам со сроком беременности свыше 35 недель. В случае многоплодной беременности — 32 недель. В 2015 году авиакомпания на 20% увеличила цену на провоз багажа, самый дешёвый тариф сейчас составляет 3800 рублей за сумку с максимальным весом в 23 кг.
AirBaltic
Основными направлениями AirBaltic являются Норвегия, Швеция и Финляндия, поэтому лоукостером часто летают лыжники и сноубордисты. Несмотря на то что билеты AirBaltic довольно дешёвые, практически треть суммы билета нужно доплачивать за провоз горнолыжного снаряжения. Большие авиакомпании, например «Аэрофлот», AirBerlin, Lufthansa, провозят горнолыжный инвентарь бесплатно. Самый громкий скандал с балтийским лоукостером случился в 2015 году, норвежская полиция задержала командира корабля и троих членов экипажа прямо перед вылетом за злоупотребление алкоголем. Весь экипаж после разбирательства был отстранён от полётов, а капитан судна арестован.
В чём «секрет успеха» авиакомпаний-лоукостеров?
На чём строится философия авиакомпании-лоукостера? Как бюджетный авиаперевозчик достигает и поддерживает высокие показатели эффективности? Об этом на выступлении в Московской школе управления СКОЛКОВО рассказал генеральный директор компании «Победа» Андрей Калмыков.
«Победа» – довольно молодая компания, основанная в 2014 году. Однако, даже за такой короткий период компания добилась успехов по множеству показателей, включая объёмы перевозок. «Победа» – чемпион мира по себестоимости лётного часа и прибыли на одно воздушное судно.
Достижение и поддержание низких затрат – главный принцип, задающий рамки деятельности и мышления бюджетных авиаперевозчиков. Компания-лоукостер экономит абсолютно на всём, кроме безопасности. Часто масштабная экономия достигается путём отказа от предоставления ряда функций, привычных клиентам других авиаперевозчиков. «Победа» предлагает потребителям помогать ей экономить, выбирая услуги дешевле чем у конкурентов. При этом оговаривается возможность доплатить за какие-то из услуг, или предупреждается о невозможности сделать для своих пассажиров что-то, к чему привыкли клиенты «Аэрофлота» или «Lufthansa».
Основные слагаемые успеха лоукостеров, помогающие экономить или больше зарабатывать, были придуманы задолго до создания первого российского бюджетного авиаперевозчика. Принципы ведения бизнеса «Победы» универсальны и могут быть использованы любым другим новым игроком на этом рынке.
Покупка новых машин. Как ни парадоксально, этот подход позволяет очень сильно экономить. Во-первых, концерны Boeing и Airbus, предлагают авиакомпаниям более низкие цены, чем банкам или фирмам, занимающимися лизингом. В каком-то смысле лизинговые компании рассматриваются как прямые конкуренты авиапроизводителей. Авиапроизводители понимают, что перевозчики будут получать прибыль от использования, а не от перепродажи их продукции. Во-вторых, новым самолетам реже нужен ремонт, и они могут проводить в воздухе максимальное количество времени. Тем самым компании эксплуатируют технику по максимуму. В-третьих, платежи за машины, взятые в лизинг, привязаны к количеству часов, проведённых бортом в воздухе. Чем больше они летают, тем выше лизинговые платежи, а соответственно и себестоимость полётов. Поэтому при активной эксплуатации покупка самолета оказывается выгоднее лизинга.
Экономия на топливе за счет big data. Растущие цены на топливо являются одной из крупнейших статей расходов авиакомпаний. Малейшие изменения в работе систем самолёта могут повысить или понизить потребление топлива. «Победа» эксплуатирует самолёты Boeing 737-800 и сотрудничество с американским производителем даёт ей доступ к базам данных, которые Boeing собирает со всего произведенного парка судов. В этих базах можно найти информацию об эффективном использовании возможностей самолёта и уменьшении расхода авиатоплива, обходящегося «Победе” в миллиарды рублей ежегодно.
Оптимизация времени на наземное обслуживание. Чтобы борт использовался эффективнее, он должен быть задействован в полётах по максимуму. Для этого наземные службы должны работать как часы, готовя приземлившийся лайнер к новому взлёту максимально быстро. «Победа» придерживается пятиминутного стандарта на выход пассажиров из самолёта. У традиционных авиакомпаний этот показатель в разы выше. Лоукостер не использует телескопические трапы, а использует два трапа, которые подвозятся к лайнеру, позволяя выводить пассажиров одновременно через два выхода. Сам процесс посадки компания начинает сразу после того, как борт приземляется на взлетно-посадочную полосу. В эту же категорию можно добавить и ограничения на провоз ручной клади. Неразбериха и очереди, которые регулярно возникают, когда пассажиры располагают большое количество вещей на полках, ведут к задержкам в погрузке и выгрузке людей.
Грамотные административные расходы. Оперативная деятельность компании часто требует много ресурсов. Чтобы этого избежать, «Победа» принимает меры по оптимизации административных расходов. Офис авиакомпании находится за МКАДом, на балансе «Победы» находится только один автомобиль, а благодаря внедрению электронного документооборота траты на канцелярские товары сведены к минимуму.
Постоянный поиск новых способов сэкономить. Как уже говорилось выше, лоукостеры экономят абсолютно на всём. Поэтому растёт важность поиска новых возможностей для экономии времени, денег или других ресурсов. Например, самолётах «Победы» зашиты кармашки на сидениях впереди стоящих кресел. Лоукостер пошёл на этот шаг после того, как стало понятно, что почти всегда в таких карманах оставался мусор. Это требовало дополнительного времени на уборку, а значит и уменьшения эффективности использования самолётов в воздухе.
Принцип «каждый должен заплатить столько, сколько он может». Основной целью лоукостеров является получение прибыли. Поэтому такие компании активно применяют большие данные в своём ценообразовании для повышения маржинальности перевозок. Если где-то проводится бизнес-конференция или намечается визит президента, то по этому направлению в эти даты будет лететь поток бизнесменов, журналистов и чиновников. Поэтому компания активно анализирует даты и маршруты, чтобы предсказать возможные всплески спроса. Также система может рассчитывать, что если чей-то полёт туда-обратно не затрагивает выходные, то этот человек летит по работе и цена может быть выше, чем, если бы он летел к родственникам на уикэнд.
Отсутствие питания на борту. В этом пункте «Победа» не следует распространённым приёмам лоукостеров. Иностранные бюджетные авиалинии получают существенные доходы от продажи питания, в первую очередь алкоголя. Этот принцип не очень применим в России – на внутренних рейсах нельзя продавать крепкий алкоголь. Вместе с этим загрузка питания удлиняет драгоценное время нахождения на земле. Бортпроводник отвлекается на загрузку и не участвует в процессе посадки пассажиров. А администрирование процесса организации питания на борту сильно увеличило бы расходы компании, а значит и цену билетов.
«Победа» – дочерняя компания «Аэрофлота», созданная в 2014 году после того, как её предшественник – лоукостер «Добролёт» – попал под западные санкции. Сегодня компания входит в десятку крупнейших авиакомпаний страны и находится в топ-3 лучших российских авиакомпаний в рейтинге National Geographic Traveler, а также в топ-5 лучших авиакомпаний мира по рейтингу Skyscanner.
Андрей Калмыков – российский предприниматель, возглавлявший лоукостер «Добролёт», а после его ликвидации компанию «Победа». В прошлом основатель и генеральный директор туристической компании «Санрайз тур», помощник министра транспорта, заместитель генерального директора «Аэрофлота». Публикация подготовлена по мотивам выступления Андрея Калмыкова в Московской школе управления СКОЛКОВО для студентов курса MBA 13 сентября 2018 года.
Как зарабатывают лоукостеры, продавая билеты за копейки: 6 способов
У европейских авиакомпаний в последние несколько лет наблюдается необычная тенденция: крупные перевозчики становятся более прибыльными, а лоукостеры теряют свою доходность. И, тем не менее, бюджетные авиалинии почти в два раза эффективнее своих «старших» собратьев. Как, продавая билеты по смешным ценам, можно поддерживать высокую прибыль?
Сегмент «дешевых» авиаперевозок зародился в Европе в 1996 г., когда Евросоюз объединил воздушное пространство государств-членов. Тогда европейские авиакомпании начали свободно осуществлять внутренние рейсы без разрешений на пролет над отдельными странами. Достаточно только получить от аэропорта время вылета («слот»). Пионером индустрии стал ирландский лоукостер «Раянэйр» (Ryanair), быстро завоевавший доверие пассажиров.
Как известно, бюджетные авиакомпании зарабатывают не только на дешевых авиабилетах (эта статья, скорее, убыточна). Дополнительная оплата предусмотрена за все, кроме самого полета: регистрацию в аэропорту, багаж, возможность сдать билет, питание и даже выбор места в салоне. Крупные европейские игроки рынка переняли эту практику и также ввели базовые тарифы и платные опции, однако при этом их цены выше, чем у лоукостеров, а прибыль гораздо ниже. В чем же секрет? Оказывается, факторов успеха как минимум 6.
1. Новые самолеты
Воздушные суда, только что сошедшие с конвейера, не требуют значительных вложений в ремонт и благодаря современным технологиям они более экономично расходуют горючее и рассчитаны на большую дальность полета без дозаправки.
Ryanair и компании того же сегмента тщательно следуют требованиям по техобслуживанию самолетов и получают от производителей лучшие гарантийные условия, а также им разрешено продлевать срок до первого капремонта до 8 лет. Зачастую воздушные суда продают задолго до этого, уже через 5 лет. Все это позволяет сэкономить до 20 % расходов в год.
Как урвать самый дешевый билет у Победы? Вот годный (и проверенный на себе) лайфхак:
2. Скидки на покупку самолетов и более экономичное оснащение салона
После событий 11 сентября 2001 г. на мировом авиационном рынке разразился кризис, и крупнейшие производители авиалайнеров оказались на грани банкротства. Моментом воспользовались лоукостеры Ryanair и EasyJet и получили большие скидки при заказе крупных партий самолетов. Через несколько лет Ryanair продал свой авиапарк по цене примерно на 5 % выше изначальной при том, что перевозчик не потратился на ремонт.
Возможно, это можно назвать везением, но немалую роль сыграла готовность лоукостера рискнуть и открыть новые маршруты, тогда как конкуренты приостановили проекты развития. Подобные компании не стараются конкурировать с гигантами, а ищут новые ниши и летают туда, куда еще не запущены регулярные рейсы.
3. Дотации и спец. условия от аэропортов и местных властей
Лоукостеры открывают продажи авиабилетов задолго до рейсов и заранее видят, могут ли выполнить обязательства по пассажиропотоку. Если прогноз по какому-либо аэропорту негативный, то недостающее количество пассажиров добирают при помощи супер-акций, например: «Все билеты по 10 EUR».
Если кто-то считает, что такие распродажи — чистый убыток, не видят всей картины в целом: лоукостер теряет на цене билетов, но получает скидку от воздушной гавани за выполнение обязательств по количеству пассажиров и рекламу. Фактически, аэропорты косвенно датируют деятельность бюджетных авиакомпаний, но расходы окупаются за счет туристов, которые тратят деньги на отдыхе — в гостиницах, ресторанах, магазинах и пр. Такие дотации весьма распространены на курортных направлениях Европы, Турции, Египта и Израиля. Напрямую это делать запрещено, поэтому все участники цепочки прибегают к системе скидок.
4. Прямая продажа билетов
Еще один фактор эффективности — прямая дистрибуция: как правило, лоукостеры продают билеты через собственные сайты и не пользуются глобальными системами распространения, что позволяет экономить порядка 10-25 USD на каждом отрезке пути.
Крупные участники рынка, например «Люфтганза» (Lufthansa), тоже начали практиковать продажи через свои сайты, но пока они не могут полностью отказаться от услуг посредников, поскольку иначе невозможно организовать транзитные перелеты.
5. Использование налоговых льгот при найме сотрудников
При найме сотрудников лоукостеры экономят на всевозможных налогах, используя легальные схемы. Например, Ryanair нанимает летный персонал через аутсорсинговые компании, зарегистрированные на Кипре. В этом оффшоре подоходный налог составляет 30 %, тогда как во Франции и Германии он равен 45 %, при этом командировочные не облагаются налогами, а расходы на соц. страхование меньше.
Поначалу пилоты Ryanair из-за этого были менее защищены, им даже приходилось из своего кармана оплачивать униформу и курсы повышения квалификации. Но потом летчики и бортпроводники объединились в профсоюзы и добились заметного улучшения условий труда: зарплата сотрудников стала самой высокой по сравнению с другими европейскими компаниями.
6. Другие возможности
То, чего совсем не стоит ожидать от лоукостера — это супердешевых авиабилетов в сезон на самые популярные маршруты. Зачем терять прибыль, когда места на рейс раскупят даже по высоким ценам? Накануне вылета билеты могут быть даже дороже, чем у крупных компаний.
Таким образом, основная доля прибыли идет не от полетов, а от продажи самолетов и выстроенной политики сотрудничества с аэропортами. И стоит помнить, что в конечном итоге «банкет» прямо или косвенно оплачивают потребители.