На чем зарабатывает радиостанция

Как и почему региональное радио зарабатывает в три раза больше лидеров сетевого вещания Часть 1. Почему?

Часть 1. Почему?

Максим Подвальный
Исполнительный директор Power Хит Радио (г. Мурманск)

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Многочисленные эксперты, оценивая динамику российского радиорынка за последние годы, отмечают значительные темпы роста, особенно в регионах, где радио долгое время было недооцененным медиа. Действительно, сокращение рекламного времени на телевидении повлекло за собой рост цен, что дало повод многим фирмам пересмотреть структуру медиапланов своих рекламных кампаний. Особенно явно это прослеживается в регионах, где кое-кому не из самых крупных игроков реклама на ТВ стала просто не по карману. Итак, господа радийщики, как никогда ранее у нас появилась масса предпосылок для успешной продажи наших эфирных возможностей. И больше здесь заработает тот, у кого этих самых эфирных (а впрочем, и внеэфирных) возможностей будет больше. Да-да, владельцы и сотрудники региональных радиостанций с собственным программированием, речь именно о вас! Вам вполне по силам зарабатывать в три раза больше, чем сетевикам! И вот почему.

Зря! С этим утверждением надо соглашаться. Более того, оно должно стать установкой в вашем бизнесе, философией вашей радиостанции. С одной небольшой поправкой. Традиционная радиореклама неэффективна.

Как быть?

Не продавайте рекламные ролики, продавайте эфирные продукты. Ваша радиостанция имеет возможность продать от трех до пяти тысяч элементов эфира в месяц, назначив на них премиальную (такую высокую, какую только сможете обосновать!) цену. Ресурсы сетевых радиостанций исчисляются тре-мя-четырьмя тысячами 30-секундных слотов в месяц и одним-двумя часами местного эфира в день. Какими бы популярными ни были сетевики и как бы хорошо ни были натасканы столичными тренерами там менеджеры по продажам, на вашем новом поле им уготована роль пассивных наблюдателей. Именно поэтому вы просто обязаны всем своим клиентам рекомендовать отказаться от размещения в рекламных блоках, ведь это неэффективно: до 35% аудитории во время рекламы переключается на другую волну, у радиослушателей вырабатывается «временная глухота», выключающая слуховое восприятие после отбивки начала рекламного блока и т.д. и т.п. Тем самым вы ослабляете позиции ваших бывших конкурентов по традиционному радиорынку и увеличиваете воспринимаемую ценность эфирных продуктов.

1) рубрики линейного эфира и утреннего шоу

2) авторские и тематические программы

Тематические программы могут быть трех типов:

Авторские программы, будучи «творческими отдушинами» линейных ведущих, крайне редко занимают приоритетное место в эфирной сетке. Все-таки в подавляющем большинстве случаев в таких программах доминирует неформатная музыка, а значит, основная масса слушателей не должна случайно натолкнуться на эту сторону любимой радиостанции. Понятно, что процесс продажи авторских программ наиболее сложен. Чуть легче идут дела в том случае, если программа строится не вокруг какого-то направления музыки, а вокруг сферы интересов автора. Достаточно востребованы рынком программы о кино, кулинарии, туризме, спорте и здоровом образе жизни.

3) музыкальные композиции

4) элементы оформления эфира

Эксперты по сбыту и PR

Имиджевые проекты, как правило, носят социально значимый или развлекательный характер. Поверьте, идей, ждущих своего воплощения, бесконечно много. Вот несколько примеров того, что уже было успешно воплощено, в том числе и с коммерческой стороны проекта:

Уверен, что многое из этого списка вы уже делали и можете его дополнить еще рядом мероприятий из своего опыта работы.

Во-вторых, в качестве стимула совершить покупку вы должны предложить не только кучу подарков и призов, но и нечто желанное и уникальное, что нельзя купить ни за какие деньги.

В любом случае для долгой и успешной «жизни» любого проекта необходимо очень тщательно подходить к организации и проведению мероприятий. Все должно проходить без накладок и обмана. Только так вы сможете создать себе в городе репутацию настоящих экспертов по сбыту и пиару и зарабатывать на этом деньги.

«Братские могилы»

Какие ресурсы у нас еще остались? Даже если все вышеперечисленное было продано на 100% (а вы можете себе смело ставить «отлично», даже когда продано 85% имеющихся эфирных продуктов и внеэфирных проектов). Но и в этом случае у вас остается место минимум для восьми 30-секундных спотов в час. То есть те же три с чем-то тысячи прокатов в месяц, которые были изначально у сетевых радиостанций.

Предвижу вопрос: а кому же эти вакантные места в блоках продавать, если мы всех своих клиентов от этих действий отговариваем? Отвечаю: далеко не все собеседники вас послушают. У кого-то есть любимый ролик, сделанный по придуманному им самим сценарию, который меньше 5 раз в день не ставится. У кого-то вчера выяснилось, что сегодня начинается акция, а все эфирные продукты на вашей станции до конца месяца распроданы и выбора формы рекламы не остается.

Наконец, еще один ключевой момент в философии продаж. Основные покупатели мест в рекламных блоках находятся не в вашем городе, а в 80% случаев в Москве. Это рекламные агентства, представляющие интересы федеральных сетей. Как только объявляется тендер на размещение рекламы в вашем регионе, они сами найдут вас и будут задавать одни и те же вопросы от трех до десяти раз в день, в зависимости от размера бюджета общенациональной рекламной кампании. Кстати, позаботиться о том, чтобы вас нашли, вам придется самостоятельно: регистрируйтесь во всевозможных оффлайновых и онлайновых каталогах СМИ и обязательно поддерживайте собственный Интернет-ресурс радиостанции с ежедневно обновляемой информацией и актуальными контактными данными.

Еще один момент: не будьте слишком щедрыми при первом опыте работы с агентством. Далеко не все из них торопятся рассчитаться со своими региональными партнерами даже после выполнения последними всех обязательств по договору, ссылаясь на утерянные Почтой России документы, притом, что у вас вполне могут быть уже подписанные с их стороны документы, отправленные в одном конверте с пропавшими. Предлагайте более выгодные условия тем, с кем вам комфортно работать. В конце концов, это рынок, и вы покупаете посреднические услуги.

Источник

На чем зарабатывает радиостанция

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Несмотря на Интернет и телевидение, популярность радио растет с каждым годом. Это связано с появлением все большего количества автомобилей, водители которых, чаще всего, в дороге слушают радио.

Популярность радио наводит на мысль, что бизнес-идея радиостанции может стать чрезвычайно выгодным делом. Радиостанция, как бизнес, способна приносить очень высокие доходы, особенно, если радиостанция пользуется популярностью среди слушателей. Реклама по радио относится к наиболее эффективным каналам продвижения товаров и услуг.

Бизнес-идея радиостанции: кому ее лучше реализовывать?

Идея создания радиостанции особенно импонирует людям общительным, творческим, способным привлечь внимание слушателей. И, на первый взгляд, бизнес радиостанции кажется простым.

Однако, на самом деле, реализация бизнес-идеи радиостанции сопряжена со многими проблемами, которые специфичны для этого вида средств массовой информации. Создание радиостанции требует значительных инвестиций, поэтому приступать к реализации бизнес-идеи следует только после проведения маркетингового исследования и детального расчета рентабельности проекта.

Основные шаги по открытию бизнеса

Основные проблемы организации бизнеса радиостанции связаны с получением различных разрешений на право вещания. Прежде всего, нужно иметь в виду, что получение разрешительных документов занимает достаточно длительное время.

1) До начала вещания радиостанции нужно получить разрешение Роскомнадзора, собрав для этого внушительный пакет документов.

В этот пакет должны входить документы о регистрации юридического лица; о регистрации средства массовой информации; Устав, в котором отражены направления деятельности, связанные с радиовещанием; подтверждение уплаты пошлины и так далее.

2) Кроме получения лицензии на вещание, нужно еще получить свидетельство о присвоении радиочастоты.

Для этого придется обратиться в Главный Радиочастотный Центр и получить заключение о свободной радиочастоте, поскольку популярные радиочастоты чаще всего бывают заняты. Наиболее популярные радиочастоты лежат в пределах от 100 до 108 Мегагерц.

Опыт показывает, что получение свидетельства на право пользования радиочастотой может занимать несколько месяцев.

Для ускорения процедуры можно обратиться в специализированные организации, которые являются дочерними структурами Главного Радиочастотного Центра.

В населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек право на пользование радиочастоты можно получить без проведения конкурса. В более крупных городах такое право можно получить только по результатам конкурса, поскольку на одну частоту может приходиться несколько претендентов.

Сложность документальных процедур сопряжена с необходимостью проведения экспертиз. Экспертизы также являются довольно дорогостоящими процедурами, причем проводятся после оформления основных документов.

3) Что касается других технических вопросов, то приобретение оборудования проблемы не составляет.

Проблемой может оказаться размещение вышек для трансляции радиочастоты. Чтобы получить максимальный охват, вышки нужно располагать на наиболее высоких объектах недвижимости, а для этого нужно заручиться согласием собственников и заключить соответствующий договор.

4) Другой стороной, не менее важной, является формирование творческой команды и выбор тематики радиостанции. Мы знаем, что наиболее популярные радиостанции имеют собственную тематику и специализацию.

За счет чего зарабатывают радиостанции?

Бизнес-идея радиостанция заключается в получении доходов от размещения рекламы. Стоимость рекламы и желание заказчика разместить свою рекламу на радиостанции зависят от числа слушателей и популярности программы.

Нужно учесть, что согласно законодательству, допускается не более 20% общего объема вещания радиостанции отдавать рекламе.

Все остальное время ведущие радиостанции должны удерживать внимание радиослушателей интересными программами и передачами. И вот тут начинают работать принципы конкуренции, которые в эфире не менее сильные, чем в торговле или производстве.

Именно поэтому, на первоначальном этапе создания радиостанции, так важно провести маркетинговое исследование, выявить целевую аудиторию, оценить ее объем и спланировать развитие бизнеса на ближайшее время. Стоимость рекламных роликов, частота их размещение в эфире и, соответственно, доходы владельцев радиостанции зависят от числа слушателей.

Реализация бизнес-идеи радиостанции способна принести высокую прибыль в случае успешной реализации проекта и достижения популярности среди радиослушателей.

Источник

Свой бизнес: радиостанция

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Открытие своей собственной радиостанции – серьёзная затея, которая потребует много сил, времени и денег, но в итоге даст возможность очень неплохо зарабатывать. Самое перспективное начинание – это коммерческая радиостанция, являющаяся средством массовой информации и работающая в УКВ-2 или УКВ-3 диапазоне частот (более известные как FM). Это диапазоны от 76 до 100 МГц (УКВ-2) и от 100 до 108 МГц (УКВ-3), но наиболее известные радиостанции работают именно в последнем диапазоне. Общероссийские радиостанции передают достаточно мощный сигнал, чтобы его нельзя было заглушить, поэтому определённая частота всегда остаётся за ними, но существует и местное радио, которое работает на незанятых частотах и вещает на небольшую территорию.

Радио представлено совершенно разными форматами, и предложить слушателю что-то по-настоящему интересное достаточно затруднительно. В таком виде бизнеса всё решает идея – стоит придумать что-то новое, что привлечёт аудиторию, и успех практически гарантирован. Если же эфирное время будет занято неинтересными передачами и отвратительной музыкой, то слушателей станет совсем немного, и зарабатывать на рекламе не получится, а это основной источник дохода коммерческой радиостанции. Поэтому творческий человек с хорошей идеей имеет все шансы на успех в таком интересном начинании.

Но прежде чем эфир впервые наполнится звуками нового радио, предстоит пройти немало трудностей. Всё начинается с простой регистрации юридического лица – оптимально, конечно, выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, но можно стать и акционерным обществом – это в дальнейшем только упростит работу с инвесторами. Регистрация не будет бесплатной, и на всю волокиту может понадобиться до 20 тысяч рублей. Стать простым индивидуальным предпринимателем не получится – им серьёзные лицензии на радиовещание не выдают. Вид деятельности строго определён, ему присваивается исчерпывающий код (ОКПД 2) 60.1 Услуги в области радиовещания.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

На этом столкновения с бюрократией не закончатся, и нужно будет обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сокращённо – Роскомнадзор. В местном отделении для начала нужно зарегистрировать средство массовой информации (СМИ). Для этого нужно предоставить все документы и их нотариально заверенные копии, свидетельствующие о правовом статусе зарегистрированного юридического лица, а также копию устава редакции. То есть нужно будет уже на этом этапе хотя бы документально иметь в штате главного редактора и устав работы непосредственно редакционного отдела СМИ. Нужно будет заплатить пошлину (для радиостанций – 6 тысяч рублей) и ждать решения Роскомнадзора, которое будет определено по истечению месяца.

Пока ожидается ответ, можно обратиться в Главный радиочастотный центр (ГРЧС), который выдаст заключение экспертизы, позволяющей использовать определённые частоты – это нужно, чтобы не занять тот диапазон, который используется военными и гражданскими организациями. На самом деле, это самая большая сложность подобного начинания – свободных частот может не оказаться вообще, а тендер на их получение проводится, как правило, раз в год, в течение которого новые частоты разрабатываются. Если же на руках уже есть заключение, то можно возвращаться в Роскомнадзор за получением лицензии уже на радиовещание. Здесь есть некоторая особенность, если вещание предполагается в пределах города с населением до 100 тысяч человек, то можно получить лицензию на любую свободную частоту, но вот если город имеет большее количество жителей, то частоты выдаются уже на конкурсной основе.

Для коммерческой радиостанции это может стать очень важным вопросом, ведь звучная частота тоже некоторым образом влияет на слушателей, которые проще её запоминают, а значит, и чаще настраиваются на нужную волну. Срок рассмотрения заявки на получение лицензии на радиовещание уже составляет 45 рабочих дней и за неё также нужно отдать 6 тысяч рублей. Можно существенно упростить себе задачу, передав задачу получения лицензий сторонней организации. В этом случае посредник сам будет обращаться к лицензиату, решать все бюрократические вопросы, но за свои услуги может попросить до 30 тысяч рублей. При этом сроки вряд ли удастся сократить, поэтому тут каждый сам для себя решает, что ему важней – нервы или деньги.

Работать без лицензии опасно для свободы, хотя имеются и так называемые «пиратские радиостанции», которые представляют собой мобильную радиоточку, которая забивает эфир. Да, после получения лицензий нужно приступить к работе в течение года, иначе лицензию на СМИ могут аннулировать. В дополнение также будет нужно получить разрешение на использование полученной частоты и свидетельство о регистрации радиопередатчика.

Самый сложный вопрос – именно правовой, можно понять, что на все оформления уйдёт несколько месяцев, при этом само дело продвигаться не будет (даже после всей бумажной волокиты Роскомнадзор выделит время на тестирование, и заниматься коммерческой деятельностью будет запрещено). Впрочем, пока рассматриваются вопросы лицензирования, можно заниматься поиском места, оборудованием помещения и наймом персонала. Всё это зависит от формата станции и города работы.

Крупные радиостанции разделяют помещения для техников и ведущих, то есть звукооператоры сидят и по ходу дела настраивают качество сигнала в своей каморке, в то время как в соседней комнате ведущий только при помощи пульта и микрофона ведёт передачу. В простой же (а значит, и в начинающей тоже) радиостанции такого разделения нет – один человек управляется со всем. Но в подобном бизнесе можно обходиться и без DJ, если просто вещать информацию, а не заниматься выпуском передач, не вести конкурсы и вообще не обращаться к творчеству.

Ещё одним из выгодным вариантов можно считать работу с известными радиостанциями, которые будут только рады передать возможность вещания агенту. В этом случае собственное радио станет всего лишь рабочим инструментом крупной компании, которая будет забирать себе часть денег с рекламы и обязывать запускать спонсорские рекламные ролики бесплатно. Но и выгода здесь существенная – не нужно заниматься набором и развитием команды, вступать в тяжелейшую конкурентную борьбу за слушателя, да и обязательств станет меньше, ведь средства массовой информации всё же не освобождены полностью от цензуры. Одно условие – лицензия должна быть получена не на собственную организацию СМИ, а на агентское продвижение (хотя на этапе лицензирования СМИ можно выбрать обе формы). На самом деле именно так работает очень большое количество радиостанций, становясь частью большой сети. Но иногда человек хочет о чём-то заявить миру, и здесь начинается совершенно иной вид бизнеса, который может привести к грандиозному успеху, а может очень быстро обанкротить.

Чтобы открыть новую радиостанцию в понимании слушателя, то есть своё радио с ведущими, программами и форматом, нужна команда. Один человек вряд ли вытянет подобное дело, но творческий потенциал предпринимателя также необходим. Лучше всего в этом случае поначалу ориентироваться на регион, в котором начинается работа, чтобы предложить слушателям что-то действительно новое. Все тематики, в общем-то давно заняты (есть и детское радио, и о животных, и о бизнесе и много всего остального), но поймать все существующие волны нереально даже в городах федерального значения. Где-то чего-то нет, поэтому можно использовать новый для жителей окрестностей формат.

Если удастся придумать нечто совершенно новое, то вполне в обозримом будущем можно претендовать на слушателей всей страны (сразу нужно отметить, что работа в нескольких регионах возможна только по решению главного отделения Роскомнадзора, поэтому ехать придётся в столицу, если изначально работа освоена не там).

Главное – это интересные и увлекательные программы, которые ведут грамотные и интересные люди. Бубнящий что-то невнятное мужик с мерзким голосом заставляет слушателя переключиться – а это потеря аудитории, за которой следует потеря привлекательности радио для клиентов, которые хотят разместить рекламу. Ведущие должны быть энергичными людьми, а ещё лучше – теми, кто умеет заставлять их слушать. Передача может быть увлекательной, но её нужно уметь преподать.

Конечно, радио – это в первую очередь в сознании слушателя музыка, но тараторящие в перерывах люди тоже многим бывают интересны. Музыка должна быть лицензирована, и этим занимаются специальные компании, которые предлагают либо музыку пакетами или отдельными исполнителями, но в этом случае невысокая цена оборачивается ограниченностью репертуара. Можно же получить лицензию для отчислений в Российское авторское общество (РАО) и Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), чтобы без ограничений использовать совершенно любую музыку всех исполнителей. Но тогда придётся заплатить весьма солидные суммы. Конечно, для радио предпочтительна работа с определёнными исполнителями или жанрами, поэтому гораздо выгодней приобретать право публичного воспроизведения только часть всемирного фонда интеллектуальной собственности. Тем более, что всегда можно обратиться к новым исполнителям. Цены здесь зависят от компании, с которой будет заключаться договор, и от количества используемых композиций.

Что касается самого помещения, то можно обойтись и небольшой каморкой в каком-нибудь недорогом в качестве аренды здании. Что гораздо дороже – это установка антенн и передатчиков. Лучше всего найти владельцев вышек, которые разместят антенны на своей собственности, ведь возведение своей вышки – это многомиллионные вложения в саму конструкцию, в покупку земли для неё, в подведение питания и в обеспечение её работоспособности. С передатчиками гораздо проще, они располагаются на самой станции и передают сигнал на антенну. Весь список оборудования может выглядеть так:

Консоль – от 70 тысяч рублей.

Рекордер – от 50 тысяч рублей.

FM-передатчик – от 40 тысяч рублей.

Антенно-фидерное оборудование – от 20 тысяч рублей.

Источник

Денежный эфир: сколько зарабатывают радиостанции в России

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

​«Болото застоялось»

Алексей Венедиктов «понимает, что нужна смена поколений, что болото застоялось», объясняла в мае этого года в интервью «Снобу» суть своих взаимоотношений с главным редактором «Эха Москвы» его помощница и с недавних пор одна из самых известных персон в медиаотрасли Леся Рябцева. «Кто вы сегодня? Вы сегодня радиостанция 55+, — констатировал в минувшем ноябре на встрече с сотрудниками станции Михаил Лесин, тогдашний председатель правления «Газпром-Медиа» (контролирует «Эхо Москвы»). — Очень мало молодой аудитории, молодых людей. Это тяжелейшая проблема для рекламного рынка. Потому что 70% сегодняшнего бюджета радиостанции формируется из БАДов и других лекарственных средств. И рекламодатель не хочет покупать рекламу на «Эхе Москвы» (цитата по сайту​ Meduza)».

«Эхо Москвы» — одна из самых популярных станций как в столице, так и в России, свидетельствуют данные TNS Russia. В прошлом году хотя бы раз в день «Эхо» в Москве слушали в зависимости от месяца от 860 тыс. до 1 млн человек старше 12 лет, в целом по крупным городам России — от 2,9 до 3 млн человек.

По такому показателю, как доля слушателей конкретной станции от общего числа слушающих радио людей, «Эхо» в 2014 году было безоговорочным лидером в столице: в среднем за год доля «поклонников» этой радиостанции составила 7,1%. Это означает, что 7,1% всех москвичей, которые в принципе​ слушают радио, выбрали программы именно «Эхо Москвы». Для сравнения: на втором месте по этому показателю в столице «Русское радио» с долей лишь 4,8%. По всей России доля «Эха» от общего числа радиослушателей в среднем составляла 3,3% в 2014 году — это 11-е место среди всех федеральных радиосетей, ранжированных по данному показателю. Первое место — у «Европы Плюс» с долей 8%.

РБК и отраслевое издание AdIndex попробовали подсчитать возможную выручку «Эха Москвы» и других радиостанций. По итогам 2014 года стоимость минуты рекламы в эфире «Эха» с учетом скидок в среднем равнялась почти 21,4 тыс. руб. с НДС в отдельно взятой Москве (когда ролик звучит только в столице, а в других городах выходит своя, локальная реклама) и около 26 тыс. руб. по всей сети (когда один и тот же ролик транслируется во всех городах вещания), следует из данных AdIndex. Для сравнения: на «Русском радио» аналогичные показатели составляли 65,3 тыс. и 127 тыс. руб. соответственно, на «Европе Плюс» — 88,1 тыс. и 180,9 тыс. руб. (подробнее см. врез «Как считались доходы радиостанций»).

Зная количество отданных под рекламу минут в прошлом году, можно подсчитать и рекламную выручку станций. У «Эха» с учетом бартера она могла составить почти 157,5 млн руб. с НДС. Однако помимо обычной рекламы, спонсорства и коммерческих сюжетов с пометкой «на правах рекламы» радиостанции зарабатывают еще и на различных спецпроектах, которые не попадают под мониторинг TNS. Речь может идти, к примеру, о призах участникам викторин, проплаченных интервью или комментариях и другой так называемой джинсе. Причем на разговорных станциях возможностей для дополнительных источников дохода намного больше, чем на музыкальных. На такие спецпроекты может приходиться примерно 51% всех доходов «Эха Москвы», считают опрошенные РБК представители радиохолдингов, их сейлз-хаусов и рекламных агентств. Таким образом, возможная выручка станции — опять же, с учетом бартера — могла составить в 2014 году, по версии РБК и AdIndex, 319,5 млн руб. с НДС.

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Получившиеся цифры, скорее всего, оказались заниженными. В 2013 году выручка по ЗАО «Эхо Москвы» по РСБУ составила 434,7 млн руб. с НДС. Данных за прошлый год еще нет. Но использованный РБК и AdIndex в расчетах подход применялся и ко всем другим станциям. Он несовершенен, но тем не менее демонстрирует, как рекламный рынок воспринимает того или иного вещателя.

В сегменте столичной радиорекламы доля «Эха» по итогам 2014 года составила 2,43%, в сегменте сетевой рекламы — 2,9%, следует из расчетов РБК и AdIndex. Эти показатели значительно ниже, чем доля аудитории станции среди всех слушателей радио в Москве и в целом по России. Из расчетов следует, что «Эхо» монетизирует свою большую аудиторию неэффективно. Показатель power ratio, который является соотношением доли на рекламном рынке к доле аудитории и который как раз отражает, упрощенно говоря, зарабатывает ли радиостанция на каждом своем слушателе, у «Эха» равняется 0,34 в Москве и 0,88 в целом по России. Успешной же станция считается, когда power ratio равен или превышает 1. Иными словами, большая аудитория «Эха», где преобладают мужчины старше 55 лет, малоинтересна рекламодателям.

Инвестиции поэта-песенника

Впрочем, «Эхо» не единственная станция, которая плохо монетизирует свою аудиторию. Аналогичная ситуация и на государственных разговорных станциях, среди слушателей которых явно преобладают пожилые люди, — «Радио России», «Маяк», «Вести FM». В целом по России их power ratio, по версии РБК и AdIndex, по итогам прошлого года составил 0,34, 0,76 и 0,94 соответственно.

У музыкальных радиостанций также проблемы с монетизацией своей аудитории. В 2010-е годы ключевым игроком на радиовещательном рынке стал председатель совета директоров «Русснефти», поэт-песенник Михаил Гуцериев. До апреля этого года его ключевым активом был холдинг Krutoy Media, где с 2013 года ему принадлежит 75% (оставшиеся 25% у продюсера и композитора Игоря Крутого). Самой популярной станцией холдинга является «Радио Дача». По России ее доля среди всех слушателей радио в 2014 году, по данным TNS, равнялась в среднем 5% и это 8-е место среди всех федеральных радиосетей. А доля «Радио Дача» в сегменте сетевой рекламы согласно расчетам РБК и AdIndex составила лишь 1,89%: как результат — power ratio по России равнялся лишь 0,38. Чуть лучше показатели у другой сети этого холдинга, менее популярного Love Radio: его power ratio — 0,78. Третья станция холдинга — «Такси FM» — вещает только в Москве, но особой популярностью не пользуется. Ее доля аудитории в столице не достигает и 1%, так что рассчитывать, насколько эффективно монетизируется эта очень маленькая аудитория, не имеет смысла.

Гуцериеву принадлежит еще и холдинг «Изюм» (радиостанции «Восток FM», «Весна FM» и «Столица FM»), а также отдельно управляемая станция «Говорит Москва». Все они вещают только в столице, но, как и «Такси FM», мало востребованы аудиторией. Актуальной информации о популярности станций холдинга «Изюма» теперь вообще нет: с января этого года TNS ограничила поставку этих данных, потому что холдинг не заключил контракт с измерителем.

В целом из всех федеральных радиосетей заметную, равную хотя бы 1%, долю аудитории имеют 22 станции. А долю на рекламном рынке, также равную хотя бы 1%, — только 18. И лишь семь из этих радиостанций согласно расчетам РБК и AdIndex успешно монетизируют свою аудиторию.

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Нагрузка к «Русскому радио»

Ключевыми игроками на радиовещательном рынке являются три холдинга. Это «Европейская медиагруппа» (ЕМГ; управляет «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.), вещательная корпорация «ПрофМедиа» (ВКПМ; управляет всеми станциями «Газпром-Медиа», в том числе «Авторадио», «Юмор FM», «Эхо Москвы») и «Русская медиагруппа» (РМГ; «Русское радио», «Радио Монте-Карло», Maximum и др.).

Долю аудитории каждого холдинга по всей России назвать нельзя — не все их станции являются федеральными сетями. В отдельно взятой Москве доля ВКПМ среди всех слушателей радио в прошлом году равнялась, по данным TNS, в среднем 23,5%, доля ЕМГ — 17,3%, РМГ — 11,8%. Иной расклад сил в доле по возможной прошлогодней выручке: по версии РБК и AdIndex, лидирует ЕМГ с долей 37,7%, затем следует ВКПМ с 22,9%, затем — РМГ с 10,9%.

Однако эти холдинги, как и все остальные радиогруппы, зависимы от своего флагманского формата. Например, «Авторадио» согласно расчетам РБК и AdIndex может обеспечивать половину доходов всей ВКПМ. Схожая ситуация с «Европой Плюс» внутри ЕМГ.

Еще более показательна в этом отношении РМГ, основной владелец которой — структуры, связанные с ИФД «КапиталЪ» и управляющие ими в интересах Вагита Алекперова и Леонида Федуна, ​— объявил 30 июня о намерении продать свои 78% радиохолдинга ФГУП «Госконцерт». «Русское радио», по подсчетам РБК и Adndex, могло в прошлом году заработать 909 млн руб. с НДС, что составляет более 70% всей выручки группы.

Само «Русское радио» успешно монетизирует свою аудиторию. Его power ratio по всей России равняется 1,42 (у «Европы Плюс» и «Авторадио», однако, этот показатель еще выше). Все остальные станции РМГ — «Хит FM», DFM и Maximum — в сегменте сетевой рекламы имеют небольшую долю, так что вопрос о монетизации их аудитории даже не стоит. У вещающего только в Москве «Радио Монте-Карло» доля в общих доходах соотносится с долей аудитории — power ratio станции чуть больше 1.

На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть фото На чем зарабатывает радиостанция. Смотреть картинку На чем зарабатывает радиостанция. Картинка про На чем зарабатывает радиостанция. Фото На чем зарабатывает радиостанция

Как считались доходы радиостанций

Информация о финансовых показателях отечественных радиохолдингов минимальна. Из отчетности по МСФО холдинга «ПрофМедиа», в 2014 году ставшего частью «Газпром-Медиа», известны лишь показатели за предыдущий год вещательной корпорации «ПрофМедиа» (ВКПМ), на тот момент управлявшей только «Авторадио», «Юмор FM», Energy и Romantika. В 2013 году выручка ВКПМ выросла относительно 2012 года на 10%, до 2,5 млрд руб. без НДС. Скорректированная EBITDA увеличилась на 16%, до 721 млн руб., чистая прибыль — на 33%, до 388 млн руб. В прошлом году ВКПМ стала управлять еще и пятью станциями «Газпром-Медиа»: «Эхо Москвы», «Сити FM», Relax FM, «Детское радио» и Comedy Radio.

Президент «Европейской медиагруппы» (ЕМГ; «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.) Екатерина Тихомирова в 2014 году в интервью «Коммерсанту» озвучила лишь избранные показатели холдинга за 2013 год: EBITDA — 812 млн руб., чистая прибыль — 631 млн руб. Выручку группы она раскрыть отказалась. В этих данных не учитываются показатели сети «Спорт FM», которая для группы является социальным и дотируемым за счет других форматов проектом.

РБК и AdIndex взялись подсчитать возможный доход отечественных радиостанций на основе независимого мониторинга исследовательской компании TNS Russia. Таким способом можно подсчитать более или менее корректно лишь доходы от московской (ролик звучит только в столице, в других городах выходит своя, локальная реклама) и сетевой (ролик транслируется во всех городах вещания) рекламы. За пределами Москвы и Петербурга TNS ведет на постоянной основе мониторинг выхода рекламных сообщений лишь в 12 городах.

Еще при подготовке рейтинга крупнейших рекламодателей России, чтобы подсчитать бюджеты на радиорекламу, редакция AdIndex попросила рекламные агентства предоставить экспертные заключения стоимости 1 минуты рекламы с учетом скидок при ее размещении только в Москве и по всей сети. Сейчас при оценке доходов радиовещателей были использованы оценки пяти рекламных холдингов. К примеру, стоимость 1 минуты на «Радио Шансон» только в Москве составила в среднем 38,5 тыс. руб. с НДС, по всей сети — 57,6 тыс. руб.

Перемножив реализованный инвентарь (количество отданных под рекламу минут) на среднюю стоимость 1 минуты, была подсчитана возможная выручка от прямой рекламы. В этот показатель заложен и бартер, вычленить который не представляется возможным.

Далее авторы рейтинга предложили радиохолдингам, их сейлз-хаусам и агентствам из топ-5 по закупкам радиорекламы определить повышающие коэффициенты к рекламной выручке, чтобы учесть поступления от всевозможных спецпроектов, которые не попадают в мониторинг TNS, но являются существенной статьей доходов прежде всего для разговорных станций.

Участников опроса попросили как назвать средний коэффициент для музыкальных и разговорных станций, так и дать свои оценки по каждой федеральной радиосети. На предложение откликнулись лишь три рекламных агентства; ВКПМ (продает рекламу в эфире девяти станций), холдинг Krutoy Media («Радио Дача», Love Radio, «Такси FM») и «Румедиа» (Business FM и «Радио Шоколад») и компания «ВИ Радио» (продает рекламу на отдельных станциях «Русской медиагруппы» и ВГТРК, а также на «Радио Звезда», «Говорит Москва»). Представитель «Мультимедиа Холдинга» дал оценку лишь по своему «Нашему радио».

В результате для каждой федеральной радиосети был выведен свой усредненный коэффициент, для станций, вещающих только в Москве, применялся средний показатель: для музыкальных станций не попадающие в мониторинг спецпроекты составили 14% от общей выручки, для разговорных — 48%.

Общие доходы всех станций с учетом спецпроектов в сегменте московской и сетевой рекламы, по расчетам РБК и AdIndex, превысили 11,8 млрд руб. с НДС. Ассоциация коммуникационных агентств России дает меньшую сумму — 10,3 млрд руб. с НДС. Но в ее оценку не заложен бартер.

Большинство из опрошенных радиохолдингов и сейлз-хаусов усомнились в достоверности полученных данных по их станциям. Представитель «Румедиа» отметил, что по станциям Business FM и «Радио Шоколад» цифры оказались заниженными, но не назвал правильный результат. Разброс в оценке рекламных бюджетов по отдельным станциям двукратный, констатирует представитель группы «Видео Интернешнл» Елизавета Свиридова («ВИ Радио» были доступны расчеты по 11 станциям). По основному массиву станций оценка, по ее словам, занижена, но есть и отдельные завышения.

По некоторым станциям ВКПМ погрешность составила более 50%, указывает представитель этого радиохолдинга. В ВКПМ настаивают, что при оценке разных станций нельзя применять единую модель — это приводит к высокому уровню погрешности. Свои предложения по усовершенствованию методики расчета холдинг не предоставил.

Общий доход «Столицы FM» в прошлом году составил 78,5 млн руб. с НДС, с учетом социальной рекламы — почти 132 млн руб., сообщила гендиректор станции Екатерина Романова. Оценка РБК и AdIndex — только 92 млн руб.

Доля станций «Мультимедиа Холдинга» («Наше радио», Best FM и пр.) в общих доходах — 4,3% — подсчитана «примерно правильно», отмечает его коммерческий директор Наталья Семерханова. По ее мнению, оценка стоимости 1 минуты для «Нашего радио», скорее всего, занижена, а по другим, вещающим только в Москве станциям, наоборот, завышена. Абсолютные цифры без учета бартера по каждой станции холдинга в действительности меньше, добавила Семерханова.

Лидер рынка — ЕМГ — не стал комментировать расчеты. Но годом ранее сама ЕМГ заявляла, что по итогам 2013 года ее доля в общих доходах от московской и сетевой рекламы составляет 39,8%, а у ВКПМ вместе с «Газпром-Медиа» — 20,8%. Однако конкуренты тогда усомнились в адекватности этих данных. Сейчас, по расчетам РБК и AdIndex, это соотношение — 37,7% и 22,9%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *