На чем зарабатывает циан
«Циан» разместил документы к IPO: Москва и область приносят большую часть выручки, среди рисков — сильные конкуренты Статьи редакции
Основные затраты — на маркетинг и персонал.
Сервис по поиску жилья «Циан» подал заявку на проведение IPO на Нью-Йоркской бирже: компания планирует разместить американские депозитарные акции (ADS) головной компании, кипрской Cian PLC под тикером CIAN. Также сервис планирует листинг в Москве.
По собственным данным, по итогам шести месяцев 2021 года месячная аудитория сервиса — 20,3 млн уникальных пользователей (включая данные сервиса N1). По итогам 2020-го показатель составлял 16,5 млн. Количество платных аккаунтов — 104,3 тысячи за полгода.
На российском рынке у «Циана» много конкурентов, говорится в проспекте к IPO: «ДомКлик» (входит в экосистему «Сбера»), «Яндекс.Недвижимость», «Метр квадратный» (принадлежит ВТБ), «Юла» (VK) и Avito.
Частично компания конкурирует с сервисами краткосрочной аренды Airbnb и Booking.com, а также с Ozon, который размещает недвижимость от девелопера «Кортос», и распределенными сервисами в Facebook и «ВКонтакте».
«Циан» занимается размещением объявлений и зарабатывает в основном на комиссиях с риелторов и застройщиков. Для собственников квартир эта услуга бесплатная, кроме жителей некоторых регионов, писал Forbes.
Но цель «Циана» — решать все вопросы пользователя при сделках с недвижимостью: от поиска собственности, покупателя или арендатора до финансирования сделок. Компания работает над платформой для решения этих задач.
В неё войдут сервис объявлений, ипотечная платформа, сервис купли-продажи недвижимости (позволит переезжать в новую квартиру, не дожидаясь продажи старой; «Циан» планирует завершить тесты к концу 2022 года) и другие.
Компания называет себя в документах для SEC ведущим сервисом объявлений о недвижимости в России и участником мировой десятки крупнейших сервисов по объёму трафика.
Из документов следует, что минориатарием «Циана» оказался Иван Таврин, бывший глава «Мегафона», владелец ТВ-холдинга ЮТВ («Муз ТВ», «Ю» и Disney) и SPAC-компаниями Kismet. Он владеет 1,01% через багамскую Otaga. По словам источника Forbes, Таврин купил свою долю около года назад.
В конце 2020 года «Циан» купил сайт для поиска недвижимости N1.ru. Так компания хотела укрепить позиции в регионах, в том числе стать лидером по количеству пользователей в Екатеринбурге, Новосибирске и некоторых других крупных городах. В октябре 2021-го ФАС отказала Avito в покупке «Циана».
Материал подготовлен при участии Лианы Липановой.
IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости
Бум IPO российских компаний продолжается: в начале ноября на Нью-Йоркской и Московской биржах начнут торговаться американские депозитарные акции кипрской Cian — холдинга онлайн-сервиса недвижимости «Циан».
О компании
«Циан» (MCX, NYSE: CIAN) — один из крупнейших в России онлайн-сервисов по продаже и аренде недвижимости. В него входят сайты cian.ru, n1.ru, emls.ru и mlsn.ru и их мобильные приложения.
На них размещают объявления о продаже и аренде квартир, домов и коммерческой недвижимости. В первой половине 2021 года их количество превысило 2,1 млн. Но «Циан» — это не просто доски объявлений, а набор сервисов для поиска риелторов, оценки недвижимости, проведения платежей и многих других задач.
Курс о больших делах
Компания делит свою аудиторию на три группы:
С точки зрения монетизации «Циан» делит бизнес на пять сегментов:
Почти 95% выручки «Циану» дает ключевой бизнес, две трети из нее компания получает от размещения объявлений и связанных услуг. Такое распределение выручки по операционным сегментам во многом объясняется тем, что остальные сегменты появились относительно недавно или даже еще не до конца запущены.
Например, ипотечный маркетплейс запустили в 2019 году, а первый сервис дистанционных сделок с недвижимостью на вторичном рынке «Циан-сделка» — только в середине октября 2021. Таким образом компания реализует свою стратегию по предоставлению комплексных решений, которая заключается в выходе за рамки просто доски объявлений.
Но «Циан» не забывает и о традиционном бизнесе: в 2020 году запустили подписку, которая включала возможность разместить некоторое количество объявлений и дополнительные услуги. В первом полугодии 2021 года уже более 40% объявлений размещалось в рамках подписки. Также добавляются новые возможности для пользователей: например, скоро планируется добавить поиск объявлений по фото. Продолжается региональная экспансия: в конце декабря 2020 года объявили о покупке крупного регионального конкурента N1.ru.
Бизнес-показатели компании растут: количество активных месячных пользователей выросло в полтора раза по сравнению с 2019 годом, выросло также количество объявлений и платных аккаунтов. Рост показывают лиды к агентам и продавцам, а также средняя выручка с объявления, с платного аккаунта и с лида к девелоперам. При этом количество лидов к девелоперам несколько сократилось по сравнению с 2020 годом.
Слияния и поглощения Циан: как один из крупнейших агрегаторов недвижимости готовится к первому IPO в отрасли
«Эта туса тех, кто уже созрел для больших дел, громких децибел. Йоу, зациань! Йоу, зациань!» — отчетливый неторопливый рэп раздается на дне рождения российской IT-компании. На сцене, размахивая руками, с золотым долларом на груди, в бейсболке и шубе выступает генеральный директор Циан Максим Мельников. В этом году сервису по поиску жилья исполняется 20 лет.
Когда-то Циан был просто файлом в Excel, в который основатель компании Дмитрий Демин собирал информацию о выставленных на продажу квартирах. Потом появился сайт, и со временем с помощью многочисленных слияний и поглощений проект вырос в платформу с аудиторией 21 млн пользователей и базой данных в 2,5 млн объявлений.
Наряду с сервисами «ДомКлик», «Яндекс.Недвижимость» и «Авито Недвижимость», Циан — крупнейший агрегатор и маркетплейс в сфере недвижимости в России. Основные акционеры компании — Elbrus Capital и Goldman Sachs. Доли есть и у менеджмента во главе с Мельниковым, и у основателя Циана Дмитрия Демина, который, по словам Мельникова, давно живет за границей и не принимает участия в управлении компанией.
«Тарифы заметно растут»
Ссылаясь на требования Комиссии по ценным бумагам США (SEC), Циан не раскрывает никаких финансовых показателей. В разговоре с Forbes Дмитрий Крюков подчеркнул, что Циан является прибыльной компанией и основная цель будущего IPO — дать ликвидность акционерам.
Головное юридическое лицо группы — ООО «Айриэлтор», это подтвердил Максим Мельников. На «Айриэлторе» зарегистрированы основные домены и торговые знаки группы, например cian.ru, ЦИАН, CIAN и так далее. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году выручка компании выросла на 34% по сравнению с 2018 годом — до 3,6 млрд рублей. В 2020 году, несмотря на пандемию и локдауны, рост продолжился — выручка составила 4,1 млрд рублей (+14%).
«Мы хорошо выросли по выручке. Вторая половина 2020 года перекрыла пустой квартал [с 4 апреля по 9 июня. — Forbes], когда мы предлагали свои услуги бесплатно. Безумный спрос на жилье привел к тому, что застройщики были очень довольны количеством лидов с нашей площадки: порядка 10% клиентов, пришедших от нас, в итоге покупали квартиры», — говорит Мельников.
На чем зарабатывает Циан? Мельников не дает точных цифр, но объясняет примерный расклад. Большая часть выручки — это плата за листинг. Собственники квартир размещают объявления бесплатно (кроме жителей некоторых регионов). Зато риелторы, размещающие объявления на портале, платят комиссию — она и составляет основной доход Циана. На втором месте — деньги застройщиков. В 2015 году появился сервис «Циан. Новостройки» с другой бизнес-моделью. Застройщик, размещая объявление, платит Циану комиссию за звонок каждого уникального пользователя, пришедшего с его сайта.
«Специфика Циан в том, что платформа не предлагает функции перехода на сайт застройщика: подсчет просмотров объявлений происходит внутри агрегатора, а конверсия измеряется количеством звонков», — объясняет Forbes представитель девелоперской компании «Брусника». Среди опрошенных Forbes были те, кто сотрудничает с Цианом более пяти лет. Платформа привлекает своей целевой аудиторией и разнообразием функций продвижения, говорят они.
«Очевидный плюс [сервиса] — автоматизация процесса продвижения объявлений. В ее основе — фичеринг-система, которая самостоятельно продвигает квартиры и объявления без мануальной выборки. Однако у нее есть и минусы: ранжирование квартир происходит также по автоматизированному алгоритму, который выводит в топ планировки, наиболее популярные среди большинства клиентов; в результате уникальные варианты так и не проходят в верхние строки», — объясняет представитель «Брусники».
«Процент [который застройщики платят платформе] от месяца к месяцу варьируется — зависит от плана и сезона, — рассказывает управляющий директор группы «Самолет» Дмитрий Волков. — Среди площадок, с которыми мы сотрудничаем, Циан показывает один из лучших результатов, а классифайды сами по себе на втором месте по доле целевых обращений среди digital-каналов группы. Однако и тарифы заметно растут». Застройщики, которые не пользуются Цианом, на условиях анонимности объясняют это дороговизной. «Циан — это гигантская цифровая машина, которая пользуется своей монополией, постоянно повышает цены, меняет правила размещения и понемногу откусывает у риелторов их функционал», — написал в своем Telegram-канале генеральный директор Vesco Group, в состав которой входит агентство элитной недвижимости Vesco Realty, Алексей Аверьянов.
На третьем месте по доле в выручке — доход от комиссии, которую платят банки. «Циан.Ипотека» позволяет пользователям связываться с банками на сайте и получать ответ в течение десяти минут. На данный момент к сервису подключено семь банков — скоро их будет девять, обещает Мельников. Сервис получает процент за выданный ипотечный кредит.
Как появился Циан
Портал cian.ru основал в 2001 году выходец из Кирова Дмитрий Демин, приехавший в 90-е с друзьями «завоевывать столицу». Демин общался с риелторами и собирал информацию о квартирах по почте. Когда информации стало слишком много, он создал таблицу с лотами в экселевском файле. Вскоре появилась идея о создании сайта. Демин, по рассказам Мельникова, приобрел книгу о программировании и самостоятельно, следуя инструкциям, написал сайт cian.ru.
Мельников встретился с Деминым в 2012 году. «Он уже устал от управления компанией — все-таки больше десяти лет самостоятельно ею управлял. Но понимал, что конкуренция нарастает и что бизнесу нужен более системный подход к управлению», — говорит Мельников.
Выпускник Финансовой академии (сейчас Финансовый университет. — Forbes) и Стэнфорда, сам Мельников к тому времени успел поработать в инвестиционном банке «Олма», в фондах прямых инвестиций Strategic Investment Group (Москва) и MDC Partners (Калифорния, США) и в «Системе Телеком» (подразделение АФК «Система»). В момент знакомства с Деминым Мельников как генеральный директор холдинга «Медиа 3» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых занимался интеграцией двух бизнесов: незадолго до этого «Медиа 3» Ананьевых выкупило 90% компании «Деловой мир онлайн» (часть ИД «Деловой мир» Леонида Ещенко). В периметр сделки вошли сайты dmir.ru (в том числе про недвижимость — realty.dmir.ru, и автомобили — auto.dmir.ru), а также zarplata.ru. 10% остались у генерального директора «ДМО» Сергея Осипова. Он пояснил Forbes, что продал свою долю через два года тем же структурам.
После сделки группа Циан состояла из команд трех компаний: «Делового мира онлайн» во главе с Сергеем Осиповым, cian.ru под управлением Дмитрия Демина и «Медиа 3», которой руководил Максим Мельниковым. По словам Осипова, который управлял командой из 120 людей в «ДМО», он передал бразды правления Мельникову через полгода — реальная работа по слиянию площадок легла на его плечи. «Максим Мельников выглядел перспективным управленцем. Выпускник Стэнфорда, стратег с успешным опытом», — так объясняет назначение Мельникова на пост гендиректора Осипов, который до сих пор входит в совет директоров группы и уже пять лет как живет на Кипре, развивая другие бизнесы.
Братья Ананьевы недолго оставались акционерами нового Циана. Уже в 2014 году пакет Ананьевых в 27% приобрел фонд Elbrus Capital. Новые акционеры были давними знакомыми Мельникова. «С Максимом мы познакомились, когда он еще был студентом Стэнфорда, а я работал в «Ренессанс Капитале», — рассказывает Дмитрий Крюков. «У нас [с Elbrus Capital] были общие знакомые. Дмитрий Крюков (основатель фонда. — Forbes) и Дмитрий Антипов (партнер фонда. — Forbes), как и я, закончили Стэнфордскую школу бизнеса. У нас схожие принципы и подходы к жизни», — говорит Мельников.
Из Москвы в регионы
В какой ситуации оказалась новая компания? В эпоху, когда «мобайл» уже вовсю шагал по миру, Циан представлял собой межагентский сайт по подбору недвижимости, работающий в Москве. «Конкурент большой, с деньгами конкурент (речь о «Домофонд.ру», который принадлежит Avito. — Forbes) — решил привести в Россию уже готовый, отработанный на других рынках сайт и запустил масштабную федеральную рекламную кампанию, — рассказывает Мельников. — Мы обнаружили себя немного развалившимися. У нас не было ни разработки, ни продаж, ни тестировки. Был хороший костяк ребят, которые до этого делали бизнес, но тягаться с монстрами мы были не готовы».
Циан обновил сайт, запустил мобильное приложение, вложился в телевизионную рекламу и 200 билбордов. Позиции в Москве и Петербурге удалось отстоять, но все это время руководители компании не оставляли мысль о региональной экспансии. В конце 2014 года Циан купил базу данных о недвижимости Санкт-Петербурга и области EMLS.ru (140 000 объявлений) — тоже сайт типа b2b, но бонусом шли петербургский офис, дополнительная команда разработки и локальное присутствие. В 2015-2016 годах Циан начал выходить в города-миллионники: Самару, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Ростов, но делал это органически. Усиленная команда сейлз-менеджеров, базирующаяся в Питере, «окучивала» разные регионы страны. Но был и альтернативный путь развития.
«Один из феноменов нашего интернета — крепкие региональные порталы, которые сумели не только накопить много информации о регионах, но и набрать определенную лояльную аудиторию, — рассуждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — Они живут на активных продажах и самоокупаемы, но не более. Противостоять экспансии федеральных игроков региональные порталы не могут».
В 2018 году Hearst Shkulev Digital (HSD, входит в Hearst Shkulev Group) приобрел сервис по поиску недвижимости «МЛСН.ру», который работал в Омске и Казани. У самого HSD к тому моменту уже были региональные активы, например, компания N1.ru, базирующийся в Новосибирске. К началу 2021 года, кроме одноименного портала N1.ru, компания включала в себя «НГС.Недвижимость» (Новосибирск), «Е1.Недвижимость» (Екатеринбург), МЛСН (Омск), DomChel (Челябинск), «Жилком» (Красноярск), а также разделы объявлений по продаже и аренде недвижимости на 20 региональных порталах — всего около 2 млн уникальных пользователей в месяц и свыше 250 000 объявлений.
В январе 2021 года стало известно, что Циан купил этот актив у Hearst Shkulev Digital. Какой была сумма сделки? Из каких средств она финансировалась? Ни Циан, ни глава HSD Виктор Шкулев, до которого дозвонился корреспондент Forbes, не ответили на эти вопросы. «Это взаимовыгодная сделка, которая готовилась ни один год и обе стороны её хотели совершить», — сообщил Шкулев. «По моим оценкам, такая компания, как N1.ru, может стоить 2 млрд рублей», — полагает Делицын из «Финама». «Компании в сфере объявлений потенциально имеют довольно высокие мультипликаторы EV/S и могут оцениваться в несколько своих годовых выручек», — говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка ООО «Н1» в 2020 году была 514 млн рублей.
Заметен ли уже синергетический эффект от приобретения? «До сделки аудитория cian.ru была 19 млн уникальных пользователей, штат сотрудников — около 900 (штат + внештатники), — объясняет Мельников. — На данный момент, включая органический рост аудитории и аудиторию N1 — 21 млн, сотрудники — около 1100 человек».
«Фонд считает стратегию M&A (Mergers and Acquisitions, слияния и поглощения. — Forbes) важной частью развития любого бизнеса. Мы это всячески приветствовали и помогали компании расти за счет M&A. Если хотите, это стиль Elbrus Capital», — отмечает Крюков. «В этом году мы завершили нашу горизонтальную экспансию — в России практически не осталось серьезных игроков в регионах, которых можно неорганически приобретать. Но мы знаем, что наши продукты востребованы еще не во всех точках России — будем развиваться в глубину», — заключает Мельников.
Что дальше
Источник, знакомый с обстоятельствами готовящегося IPO, рассказал Forbes, что оно может состояться уже до конца года. Однако опрошенные Forbes управляющие нескольких фондов говорят, что не замечают признаков какой-то повышенной активности вокруг будущей сделки.
«В целом нам нравится Циан и его бизнес-стратегия, направленная на поглощение региональных игроков, где у компании исторически слабые позиции, — рассуждает портфельный управляющий УК «Система Капитал» Константин Асатуров. — Учитывая, что его основные акционеры в лице Goldman Sachs и «Эльбрус Капитал» придерживаются такой же стратегии в другом своем успешном детище, компании HeadHunter, планы Циан по региональной экспансии и дальнейшем IPO выглядят даже ожидаемо. Хотя разница с hh.ru состоит в том, что Циан не является таким безоговорочным лидером на своем рынке, конкуренция со стороны Avito (принадлежит южно-африканской Naspers), «ДомКлик» (Сбербанк), «Яндекс.Недвижимости». и других маркетплейсов довольно высока».
На что Циан делает акцент в преддверии IPO, кроме региональной экспансии? Например, выращивает внутри себя несколько стартапов. Среди них Мельников называет сервис долгосрочной аренды «Сдай-Сними» (версия 2.0) — он решает вопросы, связанные со сдачей квартиры в аренду, будь то проверка квартиры, регистрация собственника в базе самозанятых, поиск клиента (за исключением показов жилья), подписание договора и проведение всех платежей онлайн. Собственник платит комиссию в случае заселения арендатора. В октябре 2020 года Циан запустил раздел «Коворкинги», позволяющий арендовать место или полностью офис в гибком рабочем пространстве.
При участии Татьяны Романовой
30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
Кто и сколько заработал на IPO ЦИАН
ЦИАН провел IPO
Онлайн-площадка объявлений в сфере недвижимости ЦИАН провела первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Ценные бумаги головной структуры компании кипрской Cian стали котироваться в виде американских депозитарных акций (ADS).
Организаторами размещения выступили Morgan Stanley, BoFA Securities, Alfa CIB, Goldman Sachs International, RenCap, Райффайзенбанк, J.P.Morgan, «ВТБ-Капитал» и банк «Тинькофф». Организаторы размещения имеют опцион на выкуп 2,7 млн ADS (3,9% акций) у акционеров, участвующих в размещении.
ЦИАН был создан в 2001 г. В 2013 г. холдинг «Деловой мир онлайн», владевший площадкой reality.dmir.ru, приобрел ЦИАН, после чего обе площадки были объединены. «Деловой мир онлайн» входил в состав группы «Медиа3», которая, в свою очередь, принадлежала группе «Промсвязькапитал» братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых. Впоследствии «Промсвязькапитал» вышла из проекта, новым владельцем ЦИАН стала группа фондов «Эльбрус Капитал».
Кто и за сколько продал акции ЦИАН
$29 млн на выплаты вознаграждений руководству ЦИАН
Перед размещением Cian решил, что топ-менеджеры могут выбирать, в каком виде получения вознаграждения за имеющиеся у них фантомные акции: в виде денежных выплат или реальных акций. К моменту размещения подошел срок выплат вознаграждения по 69% от общего числа фантомных акций. Всего за 30 топ-менеджерами было закреплено 4,9 млн фантомных акций (соответствует 7% от общего числа акций).
Выходя на биржу, «Циан» раскрыл все свои секреты. Разбор CNews
Онлайн-площадка объявлений в сфере недвижимости «Циан» готовится к проведению IPO на Нью-Йоркской и Московской фондовой биржах. Сервис подконтролен группе фондов «Эльбрус капитал». Небольшую долю в площадке имеет экс-гендиректор «Мегафона» Иван Таврин. При этом сам сервис пока генерирует убытки.
«Циан» собрался на IPO
Онлайн-площадка объявлений о недвижимости «Циан» объявила о планах проведения первичного размещения акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), а также на Московской фондовой бирже. Предварительная версия проспекта размещения опубликована на сайте Американской комиссии по ценным бумагам (SEC).
Организаторами размещения выступают Morgan Stanley, Goldman Sachs, J.P. Morgan, BoFa Securities, Renaissance Securities, «ВТБ капитал», Райффайзенбанк и банк «Тинькофф». Размещение будет проводить головная структура группы — кипрская Cian (до недавнего времени называла Solaredge Holdings).
В ходе размещения акции будет продавать как сам Cian, так и его акционеры. Точные параметры размещения пока неизвестны.
Краткая история «Циан»
«Циан» был создан в 2001 г. В 2013 г. холдинг «Деловой мир онлайн», владевший площадкой reality.dmir.ru, приобрел «Циан». После этого обе площадки были объединены. «Деловой мир онлайн» входил в состав группы «Медиа3», которая, в свою очередь, принадлежала холдингу «Промсвязькапитал» братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых.
Впоследствии «Промсвязькапитал» вышла из проекта, новым владельцем «Циана» стала группа фондов «Эльбрус капитал». В 2014 г. «Циан» приобрел петербургскую площадку объявлений ELMS. В феврале 2021 г «Циан» купил площадку объявлений N1 Group, ориентированную на регионы Урала и Сибири.
Кому принадлежит «Циан»
Кипрская Cian владеет двумя кипрскими компаниями — Fastrunner Investments и Mimons Investments. В свою очередь, Mimons Investments владеет российскими компаниями iRealtor и N1.ru. N1.ru владеет российскими компаниями N1 technologies и MLSN.
Сейчас контролирующим акционером Cian является группа фондов «Эльбрус капитал». Она владеет 65,3% акций. У американской инвестиционной компании Goldman Sachs есть 14,11% акций. Отметим, что «Эльбрус капитал» и Goldman Sachs также являются крупнейшими акционерами другой российской интернет-платформы — рекрутингового сервиса Headhunter, который в 2019 г. провел IPO на американской бирже Nasdaq.
11,5% акций Cian принадлежат компании MPOC Technologies, за который стоит сооснователь «Циана» Дмитрий Демин. Еще 6,6% принадлежат гендиректору Cian и бывшему гендиректору «Медиа3» Максиму Мельникову. Еще 1,4% принадлежат компании Joox бывшего главы «Деловой мир онлайн» Сергея Осипова.
Еще 1% принадлежит офшору Otaga, которым через швейцарскую Sequent владеет траст The Googwill Guy Trust. Данный траст действует в интересах владельца холдинга «Медиа-1» и экс-гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина. Таврин является давним партнером «Эльбрус капитал» и получал выгоду от продажи «Эльбрус капитал» и Morgan Stanley части своей доли в Headhunter.
Совет директоров Cian должен будет состоять из девяти членов, из них трое должны быть независимыми. Пока фонды «Эльбрус капитал» имеют долю не менее 7%, они смогут назначать своего председателя совета директоров. Пока эта же группа фондов имеет долю не менее 30%, то она может избирать в совет директоров пять членов, если ее доля составляет от 5% до 10%, то одного члена. Пока Максим Мельников владеет хотя бы одной акцией Cian, он может сам себя избирать в совет директоров компании.
На чем зарабатывает «Циан»
Выручка Cian в 2020 г. составила 3,97 млрд руб., увеличившись за год на 10%. Операционный убыток составил 577 млн руб., сократившись за год на 33%. Чистый убыток составил 627 млн руб., сократившись за год на 22%. Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) имеет отрицательное значение — 181 млн руб., сократившись за год в два раза.
Выручка основного сегмента Cian в 2020 г. составила 3,8 млрд руб. В том числе доходы от размещения постов относительно вторичной и коммерческой недвижимости составили 2,83 млрд руб. Доходы от девелоперов за размещение объявлений относительно новостроек составили 991 млн руб. Реклама принесла сервису 439 млн руб.
Cian развивает и новые источники дохода. Сервис по получению ипотеки принес компании 110 млн руб., сервис аналитики — 39 млн руб. Также компания намерена развивать посреднический сервис по сдаче в аренду недвижимости физическими лицами и сервис по обеспечению оформления сделок в сфере недвижимости.
Операционные показатели работы «Циан»
В 2020 г. среднее ежемесячное число пользователей «Циан» составило 16,5 млн. Среднее число ежедневных объявлений составило 2,1 млн, из которых на Москву приходится 400 тыс. Средняя ежедневная выручка от одного объявления составила 3,1 руб., в Москве данный показатель достигал 13,8 руб.
Среднее ежемесячное количество переходов к агентам и индивидуальным продавцам (сколько раз пользователь посмотрел номер телефона или написал в чат) составило 8 млн. Число платных аккаунтов достигло 88,4 тыс., из них на Москву приходится 54,9 тыс. Средняя выручка с одного платного аккаунта достигла 625 руб., в том числе в Москве — 885 руб. Число переходов к девелоперам (звонков клиентов через платформу «Циан», длившихся более 30 секунд) составило 244,8 тыс., средняя выручка с одного такого перехода — 4 руб.
Российский рынок рекламы недвижимости и агентских комиссий
По оценкам Frost & Sullivan, размер целевого рынка, на котором работает «Циан», в 2020 г. составил 472 млрд руб. Из этой суммы 320 млрд руб. были выплачены в качестве комиссионных агентам. 63 млрд руб. составили затраты девелоперов на рекламу жилья в новостройках, 85 млрд руб. — затраты банков на продвижение ипотеки. Еще 4 млрд руб. пришлось на новый сегмент — онлайн-транзакции в сфере недвижимости.
Затраты на рекламу недвижимости в 2020 г. составили 75,6 млрд руб., из них 13,6 млрд руб. пришлось на интернет, 26,4 млрд руб. — на другие цифровые каналы. К 2025 г. данные показатели достигнут 138,8 млрд руб., 47,1 млрд руб. и 56 млрд руб. соответственно. Затраты маклеров на продвижение своих услуг в 2020 г. составили 9,1 млрд руб., в том числе на продвижение в онлайн-маркетплейсах — 8,3 млрд руб. К 2025 г. данные показатели составят 31,7 млрд руб. и 29,6 млрд руб.