На чем зарабатывают агрегаторы
Экономика агрегатора на реальных примерах из моего личного опыта
Последние 3 года я занимаюсь созданием с 0 и развитием так называемых сайтов-агрегаторов. До этого я работал 1,5 года продуктовым менеджером в отделе маркетинга в Skyeng.
Мой текущий проект:
Ранее, я писал свою историю, как я раскрутил и продал агрегатор школ английского языка. Почитать можно тут.
После этой статьи мне стали поступать вопросы о движке агрегатора, как раскрутить агрегатор. Мне бросилось в глаза, что часто у людей какая-то искажённая картина реальности насчёт этого направления. Возможно так бывает всегда с новыми для людей нишами. Приведу пример.
Это так банально писать, но действительно иногда люди решают проблемы по проекту в неправильной последовательности. Тратят на это уйму сил и средств и иногда теряют интерес к проекту, утонув в рутине. А ведь нужно было просто посмотреть на проект со стороны, и понять, что важно именно сейчас.
Какая разница как монетизировать проект, если у вас нет трафика? Вам нечего монетизировать. Точка. Вам не нужно 10 раз менять дизайн сайта, не нужно допиливать какой-то функционал. Нужно поставить одну основную задачу на данном этапе: получить Трафик.
Фактически для сайтов есть 2 типа трафика: условно Бесплатный (SEO трафик и прямые заходы) и платный ( любой другой трафик, за который нужно платить за клики, действия, показы).
И тут наступает самый интересный момент в рамках агрегаторов. Почти все они заточены как раз на SEO трафик. Приведу конкретные примеры:
1. Агрегатор мрт центров
2. Агрегатор онлайн-сервисов
Я бы мог приводить ещё десятки примеров, просто не хочу тратить ваше время, вы можете легко открыть similarweb и вбить какой-нибудь агрегатор. В 80% случаях будет только SEO трафик как доминирующий.
Почему же эти агрегаторы не покупают платный трафик? Всё очень просто. У агрегатора достаточно длинная воронка, и чтобы трафик бился на всей этой воронке нужно очень хорошо постараться. Я покажу на цифрах, как работает эта воронка:
Выше скрин, на котором показана модель одного платного канала. Для тех, кто действительно хочет развиваться в агрегаторах эта информация думаю будет очень ценна, так что наберитесь терпения.
Итак я потратил 48233 рубля, получив 3283 клика. Цена клика = 14,69 рублей. Например на каком-нибудь сайте интернет магазина, где покупка совершается на вашем сайте, 1-3% ( средняя конверсия по больнице) сделают покупку. Но в агрегаторе всё работает ни так. Из 3283 кликов 5,45% перешли по партнерской ссылке на сайт партнёра.
Например на странице отзывов о школе Skillbox
вот ссылка на страницу партнёра:
Именно по этому очень часто на агрегаторах можно встретить только SEO трафик, так как платный просто не бьётся. И это большой минус для агрегатора, так как:
1. SEO трафик очень нестабильный.
2. У вас нет точек роста. Ниша упирается только в SEO трафик.
Мой основной совет заключается в том, чтобы пробовать выводить платные каналы в плюс на первом этапе вашей работы. SEO трафик развивать как паралельный. На самом деле платный трафик в агрегаторе можно вывести в плюс. Выше я привёл пример отрицательной статистики, чтобы показать как это работает обычно. Лично у меня получилось вывести в плюс этот же платный трафик, но палить цифры я пока не готов.
Если будут вопросы, пишите мне в телеграм
Так же подписывайтесь на мой телеграм канал:
Пошаговая инструкция создания и развития своего агрегатора. Или как Заработать, а не слить бюджет
Кому лень читать или Вам лучше заходит видео подача, я записал видео версию данной статьи:
Какого-то готового списка перечня со всеми нишами, конечно же, нет ( по крайней мере лично я такого не знаю ). Поэтому нужно сделать выбор по некоему количеству полезных критериев. Мои критерии следующие:
1) В какой области у вас есть минимальный опыт, или какая область вам интересна. Как бы тривиально это не звучало, но я вспомнил слова психолога М.А. Лабковского: «Делай то, что нравится». С агрегатором возиться придётся долго. Лучше пусть это будет ниша, которая вам близка и интересна.
Теперь смотрим те же показатели у лидера ниши онлайн сервисов:
В нише онлайн сервисов, вы можете пробовать выйти на 190410 * 83% = 158040 SEO трафика. В нише английского же это будет 8840*63%=5569 SEO трафика в месяц. Это базовые общие неточные цифры, но они хорошо отражают общее положение дел. Если за основу брать только количество агрегаторного SEO трафика, то ниша онлайн сервисов выглядит более перспективно. Так вы можете проверять любые ниши: клиники, школы танцев, авиабилеты и так далее.
4) Как высока конкуренция в данной нише? Конкуренцию можно пытаться определить по-разному. Что смотрел лично я:
а) Сколько сильных, стабильных агрегаторов в нише. Просто смотрите поисковую выдачу и выписываете все агрегаторы в табличку. Прописываете для каждого текущий трафик. И вы поймёте с кем вам придётся конкурировать. С 2-мя сильными игроками или с 10-ю.
б) Сколько стоят клики по Семантическому ядру данной ниши. Возьмите хотя бы 30-50 высокочастотных запросов, можно для точности взять ещё СЧ и НЧ запросы и в том же Яндекс Директ (прогноз бюджета) посмотреть сколько стоят клики. Это тоже своеобразный показатель конкуренции.
в) Можно ещё использовать разные сервисы или программы. Например старый добрый Key Collector, который считает коэффициенты конкуренции по нише.
Чем меньше конкуренция, тем проще Вам будем пробиться на верх поисковой выдачи. Всё просто:)
5) Какой средний чек в нише. Вы должны понимать, что платить вам будут либо комиссию с продаж, либо какие-то рекламные бюджеты. В любом случае, есть разница, если вы зарабатываете 10% от продажи в 30 000 рублей (например, ниша детских лагерей) или 10% от 1200 рублей (парикмахеры). Второй вариант тоже имеет место быть, но тогда вам нужны большие объёмы.
Делаем экспорт из вкладки Страницы сайта, сортируем по Видимости. Через фильтры смотрим какие страницы собирают основной трафик. У агрегатора как правила 4 основные типа страницы: а) страница объекта; б) страница отзывов объекта; в) страница листинга (списка всех объектов); г) главная страница. Эта информация важна, чтобы понять, на какие страницы вам делать упор при развитии.
Вам нужно выяснить, какое количество игроков потенциально станут с вами работать. Про Customer Development написано много хороших книг. Если кратко, нужно спросить правильные вопросы. Например: у вас есть на данный момент потребность получать дополнительных клиентов с агрегаторов. Вы можете нанять кого-то или сами потратить неделю и обзвонить всех партнёров других агрегаторов в вашей нише. Это очень важный пункт. Даже если в нише есть агрегаторы, может ниша перегрета и Ваш новый агрегатор уже будет лишним.
Последний в списке, но ГЛАВНЫЙ, на мой взгляд, по значимости пункт. Поэтому написал кэпслоком. Постарайтесь максимально детально спрогнозировать сколько вам нужно денег. Ещё раз повторюсь, агрегаторы, как правило, работают на SEO трафике, нужно терпение и средства, чтобы дождаться его и весь пазл сошёлся. Что считал лично я:
Вы хотите делать агрегатор в нише детских лагерей. Смотрим лидера ниши. https://incamp.ru/camps/
У них добавлено 4400 лагерей. Контент можно парсить, можно делать уникальным. Если хотите бороться за SEO, нужно максимально делать уникальный контент. Предположим, вы прикинули, что на создание контента для 1 лагеря вы потратите 200 рублей( беру плюс/минус среднюю условную цифру)
4400*200 = 880 000 рублей.
Вопрос. Вы тяните? или может взять нишу уже?
Возможно, можно сделать агрегатор для какого-то узкого сегмента. Например, детские лагеря только в Подмосковье. Вы теряете в объёме, но минимизируете риски. Если же хотите начинать бадаться с лидером ниши по всем лагерям, нужно иметь запас бюджета.
Но в любом случае посчитайте, и заложите эту сумму (купите ли готовый или будете развивать свой) в ваш бизнес-план в самом начале!
Я перечислю роли специалистов, которые так или иначе в какие-то периоды участвовали в работе над агрегатором:
На чем зарабатывает агрегатор
Есть покупатели и продавцы. В нашем случае: автовладельцы с потребностью отремонтировать машину и автосервисы, оказывающие услуги по ремонту. Казалось бы, что может быть проще, чем познакомить их между собой? Этим и занимаются агрегаторы. Их много. Хороших и разных. И все они отличаются своими бизнес-процессами и экономической моделью.
Рассмотрим модели монетизации от простого к сложному: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Что продать, когда продавать нечего?
Монетизация: за счет рекламы
Самая многочисленная группа агрегаторов – это проекты без специализации и с минимальным функционалом. Им, собственно, без разницы что агрегировать: любые товары и услуги; в любых регионах; неважно по каким ценам; неважно какого качества.
Это могут быть сайты в формате доски объявлений, вызывающие ностальгию по девяностым годам. А могут быть внешне вполне современные и даже стильные сайты. Но фактически это – справочная. Она могут продать адрес и телефон организации. Но кто эту информацию купит? Она есть бесплатно в поисковиках, Яндекс.Картах и т.д. Поэтому данная категория агрегаторов может продать лишь трафик, проходящий через сайт. Что они и делают, монетизируясь за счет рекламы. А попутно – работают над снижением затрат на подключение новых организаций и на продвижение в поисковиках.
Продавцы фишек. Неспециализированные агрегаторы с добавленной стоимостью.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
Есть агрегаторы, увеличивающие свою стоимость за счет некоторых фишек. Например, Желтые страницы структурируют и продают имеющуюся у них информацию – базы компаний. А также – продают платные рекламные услуги. Проект Zoon наряду с бесплатными опциями предлагает возможность добавить 3D-тур и оказывает другие платные услуги.
Далеко не всегда стоимость привлечения клиента с помощью этих услуг оказывается ниже, чем у других рекламных каналов. Поэтому агрегаторы с этой моделью монетизации не могут себе позволить узкую специализацию в авторемонте или иной отрасли – им нужен более широкий охват.
Если нельзя, но очень хочется. Специализированные агрегаторы с платными услугами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
Ажиотажа у желающих пропиарить себя подобным образом не наблюдается. Все же, чтобы агрегатор с экономической моделью платных услуг был финансово успешен, ему нужен более масштабный рынок. Во всяком случае, мы не рассматривали возможность работы на рынке автоуслуг с такой схемой монетизации.
Яндекс.Маркет и продавцы трафика. «А осадочек остался.»
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов
В этой нише стандарт задает Яндекс.Маркет. Однозначно нужный сервис, полезный как покупателям, так и продавцам. Даже после недавнего кардинального изменения ценовой политики.
Продавцы лидов. Зарождение цунами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов
В этом формате работает много компаний. Назову из свежих Uremont, а из агрегаторов с более долгой историей – Лавку услуг, которая начала работу в 2012 году. Тогда еще не было слова «уберизация». Впрочем, за эти годы ничего принципиально не поменялось: Лавка услуг продает лид за 50 руб, а Уремонт – за 100 руб, но сейчас скинул цену до 10 руб.
Мы сейчас наблюдаем лишь зарождение этой волны агрегаторов: некоторые уже вышли на рынок, многие что-то разрабатывают, очень многие – интересуются. Скоро их станет слишком много: будет цунами уберизации. И далеко не все смогут справиться с внутренними противоречиями, присущими данной схеме.
Лирическое отступление. Пилить годами идеальный продукт или поэтапно его совершенствовать?
Мы досконально знали предметную область, с которой собирались начать работу: Автостекло. Я мог на калькуляторе рассчитать точную стоимость любого заказа в любом автосервисе и точно знал: кто из них может выполнить заказ прямо сейчас, кто только завтра с утра, а в какой автосервис можно записывать клиента только на завтра после обеда. Все эти алгоритмы мы оцифровали в нашем агрегаторе и начали продажи единственной услуги (замена автостекла) в единственном городе (Санкт-Петербург) и в единственном режиме (по записи).
Я сам дежурил на телефоне. Это мне звонили потенциальные клиенты. Это мне они высказывали свои потребности. Это меня благодарили за исчерпывающую информацию. Это меня крыли последним матом за накладки, которые случались в автосервисах. Это я обзванивал довольных клиентов после выполнения заказа. И тех, кто отказался от заказа, тоже обзванивал я: прорывался сквозь негатив, нежелание говорить, мат, обиды, наставления, поучения.Я прошел через тысячи телефонных звонков с утра и до ночи. Приходилось буквально выгрызать крупицы информации в этих телефонных звонках: «Что и почему пошло не так?» Спасибо всем довольным и недовольным клиентам за информацию.
Очень многие решения, которые мы, как специалисты, считали идеальными, клиенты отвергли. Многое им надо было совсем не тут и не так.
И в соответствии с запросами клиентов, у нашей единственной услуги появились вариации: замена стекла по записи, срочно, с выездом к клиенту. И каждый раз на нашем сайте клиент получал окончательную цену. И эта цена – у каждого автосервиса своя. Я знаю многие сайты, где смогли все автосервисы причесать под одну гребенку – работать по одной цене, рассчитанной агрегатором. Мы же создали гибкую систему, устраивающую всех участников рынка.
Честно говоря, мне не попадались агрегаторы автосервисов, называющие клиентам точную цену «под ключ» в каждом автосервисе. Т.е. цену, включающую стоимость работы, стоимость запчастей и всех расходных материалов. Да еще и записывающие клиента в конкретный автосервис на конкретный день и конкретное время. Если кто сможет мне подсказать аналог нашего агрегатора – буду признателен за подсказку.
Эти два вывода требуют от создателей агрегатора наибольшего знания предметной области и наибольших трудозатрат. Порог входа в такой бизнес существенно выше. Но именно этот путь мы считаем наиболее интересным.
Вершина пирамиды: Продавцы заказов.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Например, агрегатор Carfix в обмен на телефон показывает клиенту стоимость работы без учета запчастей. Полная стоимость заказа определяется по схеме, указанной выше: выбор из предложений, которые сделают сами автосрвисы.
А наши коллеги из проекта Автостеклофф указывают (правда, только по телефону) точную стоимость заказа «под ключ», одинаковую для всех автосервисов.
Бизнес процессы агрегатора, работающего по модели «Комиссия с заказа» должны включать контроль исполнения заказа и взыскания комиссии. Поэтому и Carfix, и Автостеклофф были вынуждены пойти по пути взимания с клиента предоплаты, что не может не повлиять на конверсию. И конечно, не обойтись без весьма трудозатратных процессов контроля.
Основные принципы бизнес-модели агрегатора ёкл.рф
В системе взаимоконтроля агрегатора и автосервисов должны преобладать автоматизированные решения. Но на начальных этапах взаимодействия трудозатраты неизбежно высоки. Именно поэтому наш проект в одном городе развивался за счет собственных инвестиций, а для подготовки к расширению бизнеса в регионах уже целесообразно привлечение инвестиций.
Мы пробуем строить взаимоотношения с автосервисами на основе принципа «Win Win». Если сотрудничество выгодно и агрегатору, и автосервисам, то оно будет развиваться. А иначе – модель нежизнеспособна в длительной перспективе.
Для этой схемы монетизации в качестве отраслевого стандарта может выступать режим «Заказ на Маркете» в системе Яндекс.Маркет. Уже объявлены планы сделать этот способ основным. Так вот, Яндекс не диктует магазинам свои цены, а создает модель, в которой работает конкуренция среди магазинов.
Конкуренция – это благо для развития отрасли. Поэтому я желаю процветания всем агрегаторам, упомянутым в данном обзоре. Особенно – агрегаторам автосервисов вне зависимости от избранной ими экономической модели: успехов вам, коллеги!
Как заработать на сайтах-агрегаторах?
Что такое сайты-агрегаторы? Это ресурсы, которые собирают воедино и предоставляют пользователям информацию о товарах, услугах и компаниях, которые их интересуют. Проще говоря, человек хочет купить кофеварку. Сайт-агрегатор собирает данные о товарах, представленных в интернет-магазинах и выдает список источников, где можно купить данный товар и по какой цене. То есть это своеобразный рейтинг сайтов, которые собраны в одном месте, пользователю не нужно бегать по поисковой выдаче, выбирая результаты.
Несмотря на кажущуюся отсталость такого метода, это вполне результативный и прибыльный способ заработка. Прибыль агрегатора обычно составляет 3-10% от сделки (например, от стоимости купленного авиабилета). Кроме того, такие сайты могут предоставлять услуги продвижения – повышения позиции сайта в выдаче пользователю.
Сейчас можно найти агрегаторы на самые разные тематики:
Можно найти также агрегаторы, у которых собраны сведения о продаже товаров, банковских услугах, аренде жилья и многого другого. Сейчас работа с сайтом-агрегатором вышла на уровень популярного стартапа, который может принести значительную прибыль.
Почему агрегаторы стали так популярны?
Одной из причин активного развития сайтов-агрегаторов является предоставление выгод для бизнеса. Для многих компаний, особенно небольших, попадание в рейтинг агрегатора – это возможность расширить канал продажи. Кроме того, с помощью маркетингового продвижения внутри самого агрегатора можно привлечь достаточно большой поток новых посетителей.
Как же агрегатор может заработать на этом? Очень просто – предложить маркетинговое продвижение. Например, есть небольшая компания по оказанию страховых услуг. При этом компания не знает, как заниматься собственным продвижением в интернете, и в этом может помочь сайт-агрегатор.
Услуги, которые можно предложить:
Нишевым агрегаторам стоит помнить, что их деятельность должна включать тщательный отбор клиентов. От того, насколько проверенными и надежными будут партнеры агрегаторов, напрямую зависит прибыль всех участников процесса. Так, для контроля работы агрегаторов в 2014 году было создано некоммерческое объединение агрегаторов, которые выступают за то, чтобы в сети присутствовали только честные и ответственные компании.
Для многих компаний агрегаторы становятся практически единственным и основным источником привлечения клиентов. Если брать нишу доставки еды, то для многих ресторанов 80% клиентов приходят именно из агрегатора. Это связано с тем, что в поисковой выдаче небольшим компаниям очень просто потеряться. Вот внутри нишевого сайта уже есть реальная возможность выйти на первые позиции и завоевать новый пласт клиентов.
Какие проблемы возникают у агрегатора?
В ходе деятельности нишевые сайты сталкиваются с одной ключевой проблемой – конкуренция в секторе. Такие популярные ниши, как покупка авиабилетов, бронирование гостиниц и многих других встречаются с достаточно большой внутренней конкуренцией. С учетом того, что услуги все эти сайты предлагают одинаковые, то выход из данной ситуации состоит в том, чтобы предоставить пользователям более удобный интерфейс, поиск, большую специализацию по сегменту и градацию компаний по различным факторам, а также специальные условия сотрудничества. Высокая конкуренция потребует более тщательного и продуманного подхода к организации деятельности. Лучше, если агрегатор сможет предоставить мобильное приложение, возможность общения с живыми консультантами.
Преимущества агрегаторов
Если сравнивать сайт-агрегатор и обычный сайт компании по поисковой выдаче, то первый всегда будет выигрывать по органической выдаче. Почему так происходит? Все достаточно просто. Пользователь ищет ответ на свой запрос. Ему в выдаче попадаются две ссылки – агрегатор и обычная компания. При этом, посетив сайт компании, пользователь быстро оценит информацию, может быть позвонит в компанию и закроет сайт. Итого он провел на нем 5 минут. Открывая агрегатор, он увидит свыше 30 компаний, каждая из которых предлагает свои выгодные условия. Пользователь начинает просматривать все страницы, звонить по компаниям и проводит не менее 30 минут времени на агрегаторе.
Теперь смотрим, поисковик оценивает время, проведенное на сайте и количество действий. Конечно же, в таком сравнении агрегатор явно выигрывает. Так что в следующий раз при выдаче он будет явно впереди.
Сами пользователи теперь больше внимания уделяют именно агрегаторам. Связано это с тем, что большинство таких сайтов дают компактную, но удобную и полную информацию о компаниях. Например, заходя на сайт компании, мы видим развернутую информацию об истории компании, общая информация об услугах и многое другое, в чем не всегда можно сразу разобраться и найти нужные сведения. Переходя на агрегатор, мы получаем о компании четкие данные – где она расположена, телефон и другие контакты, какие есть отзывы, время работы, точные услуги и цены. Получается, что именно на агрегаторе можно быстро получить необходимую информацию, которая позволит сделать выбор.
Еще один плюс агрегаторов в том, что они постоянно обновляют информацию. Так небольшие компании, например, часто запускают сайт, и он много лет висит в одном и том же виде, так что найти какие-то данные просто невозможно. Тот же агрегатор сразу же отразит изменение адреса, телефона, цены и пр.
Виды агрегаторов
В зависимости от того, каким образом осуществляется деятельность сайта и приходит прибыль, можно все агрегаторы разделить на следующие группы:
монетизация в счет рекламы. Сюда входят агрегаторы, которые не имеют четкой специализации и нишевой принадлежности. Они собирают данные практически обо всем. Таким образом, большая часть прибыли приходит за счет рекламы внутри самого сайта. Плюс оказываются услуги поискового продвижения;
получение прибыли за счет платных услуг. Например, агрегатор продает рекламные услуги или маркетинговое продвижение. Часто выбор такого метода оказывается дешевле, чем стандартная контекстная реклама, а приносит такой же результат;
монетизация путем продажи лидов или звонков. Например, подключение компании в рейтинг агрегатора происходит бесплатно, а вот каждая заявка на обслуживание продается за определенный процент от сделки. По такому принципу работает большинство крупных агрегаторов. И эта схема вполне зарекомендовала себя.
Что нужно для продвижения агрегатора?
Если Вы решили создать сайт-агрегатор, в первую очередь стоит выбрать систему получения прибыли и компании, с которыми Вы будете работать. Важно, чтобы все партнеры прошли тщательный отбор, были проверенными и ответственными.
Начальное продвижение агрегатора не займет много времени и сил – мы уже говорили о преимуществах и поисковой выдаче. Далее начинается более активная работа:
Если при этом параллельно проводить работу по наполнению сайта страницами с полезным контентом, заточенным под запросы, то уже в первые полгода можно получить результаты.
Если агрегатор вполне качественно составлен, то средняя сессия пользователя по запросам составит порядка 30-50 минут. Трафик с Яндекс и Гугла будет планомерно расти, вместе с этим будет увеличиваться количество партнеров, с которыми можно уже монетизировать отношения. Таким образом, при планомерном продолжении работы, в первый год агрегатор уже может опередить многие сайты компаний, а также старые агрегаторы, которые не занимаются своим продвижением.
В заключение хотелось бы сказать, что создание и продвижение агрегатора – дело достаточно трудозатратное, но при этом способное принести значительную прибыль. При разработке сайта важно тщательно распланировать все действия и не стараться вместить в один сайт огромное количество компаний. Начинайте с небольшого списка, постепенно его расширяя. Такая стратегия поможет актуально обновлять материалы, что является одним из ключевых факторов при выборе пользователем агрегатора.