На чем зарабатывают байкеры
Из чего состоит бизнес-империя байкеров-патриотов
«Вожаки»
Сам Александр Залдостанов формально вышел из учредительства всех бизнес-структур, кроме одной: наряду с неким Антоном Карандеевым он значится совладельцем в ООО «Байк.В.Центр» (оптовая торговля). Упоминается также его участие в учредительстве многочисленных общественных организаций (об этом позже). А вот его заместитель по клубу Умар Кремлев, согласно базе СПАРК, выступает владельцем частного охранного предприятия ЧОО «СБ Волк» (изначально при регистрации в 2014 году оно называлось «ЧОП Ночные волки»). В 2016 году компания заключила госконтракт на оказание охранных услуг за 16 млн рублей с ГУП «Московское имущество». В 2015 году «волки» получили 8 млн рублей за охрану музея-усадьбы «Архангельское» и 3 млн рублей за охрану объектов ГУП «Мосгортрансниипроект».
Охрана
В регионах же «Ночные волки» действительно развернулись, в том числе на ниве коммерции. ЧОП «Волк-50», принадлежащий Геннадию Никулову, одному из лидеров «Ночных волков» в городе Калязин Тверской области, недавно открылся в Севастополе. Там же заработали еще два охранных агентства, принадлежащих Никулову. Он также владеет ЧОП «Волк» в Краснодаре, ЧОП «Волк 1423» в Воронеже, а также целым пулом охранных предприятий в Москве, в названиях которых встретишь неизменное «Волк». Кроме того, Никулов является и одним из совладельцев байк-клубов «Ночные волки» в городах Кашин и Долгорудный и одним из руководителей «Байк-Центра Тверской области».
В Истринском районе Подмосковья одним из соучредителей местного отделения клуба является Алексей Каплин, который, по данным СПАРК, владеет ЧОО «Барс Групп Охрана» и предприятием ООО «Катерок», которое занимается розничной торговлей. Бизнесом по оказанию охранных услуг владеют также соучредитель отделения клуба в Тамбовской области Евгений Лапин. Тамбовскому «волку» принадлежит и ООО «Антарес», занимающееся охраной и частными расследованиями. Своим охранным бизнесом (ЧОО «Люгер») управляет соучредитель отделения «волков» в Башкортостане Игорь Черкезия.
Продажа и ремонт авто
Ремонтом автомобилей занимается и один из учредителей тюменского клуба «Ночные Волки Западной Сибири» Анатолий Анисимов, которому принадлежит ООО «АБВ Сервис». В Нижнем Новгороде Андрей Слобожанин, один из лидеров регионального отделения клуба, владеет ООО «Сочи на Южном», которое занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей, а также еще рядом компаний: ООО «Фаворит» (розничная торговля), ООО «Метторгснаб» (оптовая торговля металлом), ООО «Анна» (электросвязь) и ООО «Золотые палочки» (ресторанная деятельность).
В подмосковных Химках Андрей Мищенко, владелец ООО «Формула НВ», обучает вождению. В Татарстане региональный клуб учрежден при участии Виктора Мочалова, у которого самый что ни на есть «профильный» бизнес – его ООО «Мотор» торгует мотоциклами. Еще один тамбовский «волк» Андрей Митин зарабатывает грузоперевозками через принадлежащее ему ООО «Золотой Овен».
Соучредители региональных клубов «Ночные волки» нередко возглавляют региональные ассоциации мотоциклистов. Геннадий Никулов руководит официальным байк-центром Тверской области, ростовский «волк» Сергей Борисов — местным мотоклубом «Русские чопперы», Александр Леонтьев из Татарстана — федерацией пауэрлифтинга, а Александр Лункин из истринского отделения — столичной федерацией развития мотоциклетного спорта.
Алкоголь и еда
Многие «волки» в регионах зарабатывают на жизнь торговлей продуктами питания и напитками, а также ресторанным бизнесом, о котором уже частично говорилось. Алкоголем торгует, к примеру, ООО «Волчье логово», хозяином которого выступает Юрий Козлов – соучредитель клуба «Ночные волки» в Кашине. Его коллега из Химок Илья Головачев является совладельцем ООО «Ивна» (тоже продает алкоголь), а также ООО «Парк» и ООО «Бригантина» (розничная и оптовая торговля продуктами питания). В Пскове «ночной волк» Александр Корушкин владеет ООО «ППК», которое занимается оптовой торговлей пивом.
Оптом торгует алкоголем и продуктами в Тамбове Евгений Лапин, уже упоминавшийся в связи с охранным бизнесом у себя на родине. Ему принадлежат несколько предприятий в этой сфере (ООО «Провиант», ООО «ДДТ», ООО «Провиант Холод», ООО «Провиант РЦ»). В Ростове-на-Дону Сергей Бобрисов торгует продуктами через ООО «Респект».
В Истринском районе Подмосковья с ресторанным бизнесом связаны сразу два соучредителя местного отделения клуба. Александр Рабинов владеет ООО «Юбилейное» (розничная торговля), ООО «Истра МГИК» (ресторанная деятельность) и ООО «Общепит Единство», а его партнер Владислав Демкин держит ООО «Век» (ресторанная деятельность).
Медицина
В Новосибирске «волк» Сергей Меньшиков является совладельцем ООО «Сибмедтех» (торговля медтехникой) и ООО «Медиафарм» (торговля лекарствами). В Татарстане Александру Леонтьеву принадлежит лечебное учреждение ООО «Игл Клиник». В Пскове Юрий Бурлин занимается, помимо прочего, оптовой торговлей медтехникой через ООО «СК Сервис».
Наконец, уже упомянутый истринский «волк» Александр Рабинов выступает владельцем ряда учреждений, оказывающих стоматологические услуги: ООО «Денталия», ООО «Мегамед», ООО «Стоматологическая клиника №1».
Строительство
Еще одна брутальная сфера деловых интересов – строительный и девелоперский бизнес. Виталий Падалкин из Красногорска владеет ООО «Форвард», которое занимается строительными работами. Компания Юрия Макаренко, соучредителя клуба в том же городе, занимается управлением недвижимостью. В Кашине ОАО «Исток девелопмент» Василия Журавлева сдает в аренду собственную недвижимость. В Калининграде Сергей Толочко владеет строительными компаниями ООО «Барс 39» и ООО «Балтрегионстрой», а его партнер по учредительству местного отделения «Ночных волков» Алексей Качурин — монтажной компанией ООО «Дивино».
В Псковской области уже упоминавшийся Юрий Бурлин, кроме предприятия по торговле медтехникой, владеет ООО «Монтаж СК» и ООО «Скорпион Мониторинг», которые занимаются строительно-монтажными работами.
Гора Афон и клуб «Секстон»
К примеру, в декабре 2015 года стало известно, что молодежная автономная некоммерческая организация (достаточно редкая форма учредительства!) «Ночные волки» выиграла президентский грант от оператора «Союз женщин России». Средства гранта в объеме 9 млн рублей были получены «волками» на организацию новогодних елок для детей в байк-центре. К слову, статус получателя гранта не помешал устроителям елок организовать продажу билетов – по 2000 рублей.
«В сказочной, а поэтому понятной детям манере преподается историческое и духовное наследие русского народа, сегодняшние проблемы России», – это цитата из заявки на получение гранта. Родителей детей, пришедших на елку «Ночных волков», немало смутила, мягко говоря, политизированность представления: нетрудно догадаться, что главными бяками, без которых по закону жанра не может обойтись ни одна детская сказка со счастливым концом, оказались американцы. Дополнительную перчинку в опыт байкеров по проведению новогодних утренников внесло то обстоятельство, что тот же «Союз женщин России» отказал в получении грантов социально-ориентированным НКО: например, фонду «Вера», который занимается помощью хосписам, или фонду «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Сам Залдостанов значится соучредителем МАНО и МОО «Ночные волки», фонда поддержки патриотических проектов точно с таким же названием, а также МОО «Русские мотоциклисты». Кроме того, при его участии в Волгограде зарегистрирована общественная организация «Сталинградский призыв». Любопытная деталь: в базе СПАРК Александр Залдостанов фигурирует как Залдастанов. Но является ли это банальной ошибкой в написании фамилии главного «ночного волка» при составлении базы или за этим кроется нечто большее, история пока умалчивает.
В фонде поддержки патриотических проектов «Ночные волки» генеральным директором является Валерий Корнеев, совладелец ООО «Центрсельхозкомпания» в Тамбовской области. В МАНО «Ночные волки» директором трудится Анатолий Москалев, а сама компания выступает учредителем известного байк-клуба «Секстон».
Несостоявшиеся «главбайкеры»
«Ночные волки» могут гордиться целым рядом шумных акций, самыми известными из которых стали их трансграничные мотопробеги к 9 Мая. За позицию «волков» по вопросу о принадлежности Крыма (где, впрочем, как известно, у Хирурга сотоварищи пока дело не пошло – с подачи местных депутатов действует запрет на использование выделенного «волкам» участка земли под Севастополем), в отношении членов клуба введены санкции со стороны США и Канады. В публичном пространстве «волки» обрастают всем, что в наши дни приличествует иметь тем, в чей патриотической позиции нельзя усомниться ни на секунду, свидетельствуют эксперты.
Российская власть опирается на идею о том, что наша страна – на стороне добра, а добро должно быть с кулаками. Рано или поздно это должно породить такое явление, как «парамилитаризм». Это формальные и не очень объединения граждан, которые, с одной стороны, не включены в репрессивный аппарат государства, но с другой, де-факто являются его частью. Так или иначе, это действенный силовой ресурс, который можно «включать» в борьбе с противниками государства, но при этом оставаться «ни при чем», рассуждает политолог Аббас Галлямов о роли «Ночных волков» на общественно-политической сцене России.
Как мотоциклисту подзаработать на своем байке
Обыватели привыкли думать о мотоцикле, как о предмете для развлечений и отдыха, который постоянно требует денежных вливаний. Общественное мнение формирует образ праздности и легкомыслия, когда это совершенно не так. Для некоторых владельцев мотоцикл полноценная замена автомобилю, средство для путешествий и удобный городской транспорт. А для кого-то просто возможность время от времени подзаработать копеечку.
Давайте рассмотрим, как владелец мотоцикла может заработать денег за его счет.
Аренда
Самое простое и очевидное, это сдавать байк в аренду. Когда мотоцикл ухоженный и презентабельный, его можно предложить для фотосессий. Чем дороже и необычнее модель мотоцикла, тем вероятнее, что его возьмут для постановки кадра. Как правило, владелец включает в стоимость аренды мойку мотоцикла (не отдавать же на съемку грязный), свое личное время, чтобы привезти и забрать байк. Иногда владельцы остаются на саму фотосессию, чтобы помочь развернуть мотоцикл или поставить его под нужным углом, дабы никто не уронил технику по случайности.
Другой вариант аренды, предлагать мотоцикл для поездок и путешествий. Понятное дело, что юридически нужно соблюдать все тонкости, чтобы учитывать, кто и как компенсирует все возможные падения или поломки мотоцикла. Иногда предоставление мотоциклов в аренду становится неплохим бизнесом, однако, нужно учитывать, что не в каждом городе она будет пользоваться спросом. В крупных городах потребность в аренде мотоцикла возникает гораздо чаще, чем в маленьких.
Такси
В любой непонятной ситуации при наличии транспортного средства можно подработать таксистом. Не секрет, что есть водители, которые «шоферят» не ради денег, а потому что им нравиться ездить по городу и разговаривать с людьми.
Мотоциклисты иногда устраивают мототакси, скорее даже просто для развлечения. Вместо того, чтобы ездить по городу без цели в свободное время, возникает желание прокатить кого-то за деньги, отбить стоимость бензина как минимум.
Прелесть мототакси в том, что им частенько пользуются люди, которые мечтают покататься на мотоцикле, но сами за руль садиться не рискуют. От части, водитель становится участником в исполнении чьей-то маленькой мечты. Еще встречаются пассажиры, которые хотят ехать именно на мотоцикле, а не на машине.
С другой стороны, мотоцикл мобильнее в городском трафике, как бы не ругались автолюбители за междурядье, а байк все равно быстрее обычного такси. Его услугами могут воспользоваться реально спешащие люди.
В мототакси есть один очевидный минус, нужно иметь полный комплект защиты для пассажира. Люди попадаются разной комплекции тела, не будешь же возить с собой все размеры. Это та причина, по которой мототакси не стоит на потоке, а является развой историей по случаю.
Курьер
Когда нет желания катать людей за деньги, да и вообще связываться с ответственностью за жизнь пассажира, то можно подработать мотокурьером. Это самый распространенный случай среди тех, кто хочет ездить на мотоцикле по городу и зарабатывать на этом. Не в каждом городе есть услуги мотокурьеров, но в крупных городах это распространенная практика, привлекающая любителей.
Выступления
Мотоциклисты, которые занимаются яркими экстрим-шоу, зарабатывают на выступлениях. Понятное дело, что за красивыми номерами стоят десятки часов упорного труда, травмы, подготовка мотоцикла для выполнения элементов … Однако любители потрюкачить в какой-то момент узнают, что за их выступления зрители готовы платить деньги, тогда хобби начинает окупаться… хотя бы чуть-чуть.
Мотокурьер: два колеса как источник дохода
Если у вас есть скутер или мотоцикл, то потратив несколько часов в день на развозку курьерских заказов, за месяц можно заработать до 50 тысяч рублей. О том, как это сделать, избежав «кидалова» и прочих неприятностей, мы выяснили у четырех курьеров-фрилансеров из Москвы
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ МОТОКУРЬЕРОМ
Карен подрабатывает мотокурьером по вечерам после основной работы и рад возможности получать деньги за любимое дело: «Раньше после работы я любил погонять по Москве на мотоцикле. А потом зашел на YouDo.com и понял, что на своем хобби можно еще и подзаработать. Зарегистрировался, брался за все, даже самые дешевые задания, и за вечер езды по адресам начало набегать по две-три тысячи рублей. Неплохая прибавка к основной зарплате».
Сергей ценит такую подработку за свободный график: «По роду основной деятельности я занимаюсь ремонтом мотоциклов, и когда становится скучно или просто нужны деньги, я беру заказы на доставку. Однажды попросили срочно привезти паспорта к поезду Москва-Киев. На все про все ушло два часа и заплатили мне за эту услугу 10 тысяч рублей! Это, конечно, редкий случай. Но новичкам везет».
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ПРОФЕССИИ
Как и в любой профессии, у курьеров на мотоциклах возникают свои сложности. И в первую очередь – это высокий риск ДТП.
Павел рекомендует всегда уточнять габариты груза и его природу. «Желательно точно знать, что именно ты перевозишь, чтобы не ввязаться в какую-то запрещенную историю или как минимум точно понимать, реально ли перевезти груз на мотоцикле исходя из его объема и веса».
К минусам профессии Иван относит сезонность: «Мотокурьер – работа только на теплый период. С концом мотосезона заканчивается и твоя подработка».
КАК ПОДГОТОВИТЬ МОТОЦИКЛ ДЛЯ КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКИ
Иван при работе мотокурьером пользуется багажным кофром на 52 литра и сетками «паук».
КАК ЗАЩИТИТЬ ГРУЗ ОТ НЕПОГОДЫ
Артем мониторит погоду заранее и в дождь предпочитает не выезжать на мотоцикле. А его коллега Иван ездит в любую погоду, себя и груз защищает дождевиком. Александр на случай непогоды всегда имеет при себе мотодождевик и тщательно упаковывает груз, чтобы он не промок. Алена также использует дождевик: «Для себя всегда беру дождевик, а груз защищаю кофром. Все, что больше по габаритам, чем кофр, также защищаю дождевиком».
ЧТО ЛУЧШЕ: СКУТЕР ИЛИ МОТОЦИКЛ?
Александр также советует выбирать именно скутер: «Он удобнее для перевозок в частности из-за низкого расхода топлива, всего 12 литров на 100 км».
А вот Алена напротив считает мотоцикл надежнее: «Езжу только на мотоцикле и заказы выполняю на нем. Он удобнее и надежнее скутера, но это, конечно же, зависит от навыков самого водителя».
КАКУЮ ЭКИПИРОВКУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Алена и Иван используют полную экипировку в любой ситуации и новичкам советуют обязательно надевать всю необходимую защиту.
СКОЛЬКО РЕАЛЬНО ЗАРАБОТАТЬ В МЕСЯЦ
Работа мотокурьером – это хорошая возможность не только подзаработать, но и выйти на полноценный заработок. Артем не стал обозначать сумму, но отметил, что «вполне реально заработать сумму выше средних зарплат по Москве».
Иван в среднем зарабатывает по 7000 рублей за счет мотокурьерства. Антон занимается перевозкой грузов на мотоцикле в качестве подработки: «За 4-6 часов в день у меня выходит порядка 40 000-50 000 тысяч рублей в месяц. Если брать больше заказов, то можно зарабатывать до 80 000-90 0000 тысяч в месяц. При этом, очень важно себя преподнести, описать все преимущества доставки мотокурьером, поскольку это намного быстрее, чем пеший курьер и автокурьер».
КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ БОЛЬШЕ
НУЖНО ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ?
Иван отмечает, что платить налоги нужно и следует обязательно регистрировать свою деятельность. «У меня ИП и в целом процесс уплаты налогов довольно простой, как и в любой другой сфере деятельности индивидуального предпринимателя».
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАС НЕ КИНУЛИ
Артем никогда не сталкивался со случаями обмана, но, если сумма заказа превышает 5000 рублей он просит часть предоплаты, чтобы подстраховаться.
Для Ивана гарантом безопасности является YouDo.com. «Всегда работаю через этот сервис и проблем не возникало. Иногда случается, что клиенты просят что-то купить за свой счет по дороге, но пару раз я так обжегся – деньги не вернули. Поэтому теперь никогда не трачу своих денег и стараюсь не допускать непредвиденных расходов».
Антон старается брать заказы через сайт и работать только с проверенными людьми: «Я внимательно читаю отзывы, соглашаюсь сотрудничать только с теми, у кого есть положительные оценки».
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ ПЕРЕВОЗКИ ЗАПРЕЩЁННЫХ ГРУЗОВ
Иван не сталкивался с закрытыми грузами, но, если в будущем ему попадется заказ на перевозку закрытых коробок, он обязательно попросит открыть ее.
Начать монетизировать свое время, проведенное за ездой на мотоцикле, можно, и сделать это, как оказалось, довольно просто. Достаточно задаться целью, выделить немного свободного времени и взять свой первый заказ. Мотосезон в самом разгаре. Еще есть время, чтобы наработать себе клиентуру, поправить свои финансы и найти работу мотокурьером в Москве.
Овечкам от волков совсем житья не стало «Лента.ру» о том, как устроено байкерское движение в России
Оппоненты «волков» — местные филиалы штатовских клубов — публичной деятельности не ведут, на выпады в свой адрес не отвечают и с журналистами не общаются. Помимо них в России действуют сотни мотоклубов; есть еще и «свободные байкеры», которые периодически объединяются, чтобы, например, потребовать у полицейских наказать виновных в ДТП. Число байкеров в стране стремительно растет, и действуют эти люди куда более организованно, чем автомобилисты. «Лента.ру» попыталась понять, как устроено российское байкерское движение и по каким правилам живут его участники.
Славянофилы
«Давай на «ты». Сразу предупреждаю». Предупреждает меня Антон из «Ночных волков»: как и все байкеры, он не переносит обращения на «вы». Антон одет в кожаную жилетку с клубными нашивками, которая в байкерском мире считается чем-то вроде паспорта. На каждой такой жилетке всегда указывают название клуба, должность байкера, район, из которого он, и, главное, статус клуба. По байкерской иерархии «Волки» сейчас MC, то есть легальный мотоциклетный клуб (есть еще MG — это Motogang, мотоциклетная банда, не брезгующая криминалом; а также MCC, или MotorCycles Club — эта «лайтовая» категория многими байкерами уже не воспринимается как полноценная часть субкультуры).
С Антоном мы встречаемся непосредственно в штабе «Ночных волков» ― байк-центре «Секстон» (Sexton). Он находится в неудобном для пешеходов месте, в московских Нижних Мневниках. Недалеко от входа на дороге лежат венок и запыленные мотоциклетные доспехи со шлемом. У входа стоит памятник огромному чопперу (раза в четыре больше обычного; чоппер — мотоцикл с удлиненной рамой и передней вилкой), рядом насыпной холм, в который воткнут крест. Напротив припаркован грузовик, на бампере выведено «Русские мотоциклисты» («Ночные волки» объясняют этот лозунг так: «Мы специально называем себя русские мотоциклисты, а не байкеры. Мы не по национальности русские, а потому что живем на Руси»). На воротах предупреждение: «Вход в спортивной, камуфляжной, пляжной одежде запрещен». Внутри большой двор с припаркованными мотоциклами, по бокам многоэтажные конструкции из ржавого железа с отдельными комнатками, где можно поесть и выпить. На другом краю площадки монтируется сцена. Уже темнеет, и со сцены в небо и в стороны светят зеленые, красные и белые прожекторы.
Фото: официальный сайт
К нам с Антоном подсаживаются двое мужчин из звенигородского отделения «Ночных волков». Каждому официант приносит по литровому стакану черного чая с сахаром на дне. Один из звенигородских возмущается: «Я видел, сейчас сюда заехали два парня на одном мотоцикле. Как два парня могут ездить на одном? У байкеров есть правило: “Села на заднее — дала”. А тут что?» Антон просит подсевших рассказать мне что-нибудь о байкерах. Звенигородские смеются. Один из них говорит: «В России все живут на идее. А надо, конечно, говорить про тех, кто наркотиками торгует. Нужно говорить про американцев-гадин!»
Через несколько минут в «Секстон» приезжает один из руководителей «Ночных волков» Феликс ― бородач с большим крестом. Он долго сомневается, разговаривать ли со мной ― говорит, что видел ролик «Ленты.док», где «Хирурга показали клоуном» (можно рискнуть и предположить, что Феликс имел в виду вот это видео). Но в итоге все-таки соглашается поболтать и сразу замечает, что раньше «Ночные волки» были мотобандой (MG), потом стали МС, но и это обозначение устарело. Теперь «волки» стараются отойти от всего, что олицетворяет классический американский мотоклуб: они устраивают благотворительные детские мероприятия и большие патриотические концерты. «Если в советское время “волки” появились как вызов режиму, то в начале двухтысячных нужно было страну поддерживать, — объясняет он. — Господин Сорос навыпускал таких книжек, что дети думают, что Ленин в Великую Отечественную танковые войска водил. Клуб начал существовать ради патриотических целей».
Как патриоты и борцы за нравственность молодежи «волки» появлялись на пробеге в защиту Русской православной церкви; они следуют в русле госполитики и тогда, когда дело касается вопросов пола. Гомосексуалов в их клубе быть не может, говорит Феликс: «Мы же премся за сильную страну, а гомосексуализм — это вырождение. В 2010 году байк-шоу у нас началось речью Далласа: «Мы бросим все деньги, все силы, чтобы обезличить и уничтожить, воспитать космополитами молодое поколение». И в том числе гомосексуализм хотели привнести. Это отклонение, которое подрывает страну».
По словам Феликса, чтобы стать членом клуба, нужно провести в нем не меньше пяти лет. Многие поддерживающие «волков» числятся в небольших дружественных клубах: «М-8» из Мытищ, московском «Златоверсте» (чей символ ― солнце с восемью лучами и знаком, который они называют древнеславянской руной «доброй дороги», по центру), в «Призраках Домодедово» (у которых на логотипе череп, а лозунг ― «Братство. Движение. Свобода»).
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Активное сотрудничество «волков» с государством больше всего и раздражает участников конкурирующих клубов. В 2003-2005 годах, когда организация Хирурга взяла «государственнический курс», клуб даже потерял значительное количество своих членов. Несколько человек из ушедших тогда возглавили российское отделение «Ангелов ада». Хирург их охарактеризовал как «самых слабых». Феликс отказался назвать их имена.
О чем бы ни начинался разговор с любым байкером из «Ночных волков», через несколько минут он все равно переходит к американским клубам (Hells’ Angels, Bandidos, Outlaws ― прародителям всего байкерского движения) и тому, что «нужно с ними бороться». Об этом же почти в каждом своем интервью говорит Хирург. Бороться он предлагает с помощью пропаганды российской истории и патриотизма ― для этого, например, устраивают ежегодное байк-представление с идеологическим подтекстом (сейчас афишами этого мероприятия обклеена вся Москва; оно проходит 23 августа в Волгограде). В этом году байкеров будет поддерживать пилотажная группа «Русские витязи», известная пролетами над Красной площадью 9 мая, во время парада Победы.
Западники
В России американские байкерские клубы появились в середине нулевых. По мнению «Ночных волков» ― чтобы «распространять наркотики на российской территории», поскольку в США и Европе их существование осложнили спецслужбы.
«Волкам» есть на что сослаться. Начиная с шестидесятых, когда происходили подробно описанные Хантером Томпсоном в «Ангелах ада» события в Калифорнии (череда групповых изнасилований, столкновения простых жителей с байкерами, перестрелки с полицией), правительство начало наказывать байкеров за нарушения по верхней планке — всем давали максимальные сроки. В начале нулевых американские спецслужбы внедрили в Hell’s Angels своего человека. Он провел среди них более двух лет и собрал доказательства, которые подтвердили, что и лидер клуба, и вся его верхушка занимались контрабандой наркотиков и оружия; некоторые оказались замешаны в убийствах. 52 байкера были арестованы, 16 из них получили реальные сроки.
В Германии на протяжении нулевых местные Hell’s Angels и Bandidos воевали между собой за восточную часть Берлина и расположенные там бордели. В массовых перестрелках участвовали до 100 человек. В 2010-м клубы заключили перемирие, тогда же в нескольких регионах Германии запретили деятельность этих клубов. Несколько собеседников «Ленты.ру» из «волков» утверждали, что получить жилетку Hell’s Angels или Bandidos можно только за убийство или срок в тюрьме.
Фото: официальный сайт
В программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в марте 2013 года Хирург убеждал студию, что «Ночным волкам» требуется помощь государства в борьбе с наркокартелями, имея в виду американские мотоклубы. «Вообще, я бы хотел инициировать закон, запрещающий проникновение их сюда, ― заявил он тогда. ― Они хотят геноцид устроить».
При этом сведений, что действующие в России отделения американских клубов замешаны в противоправной деятельности, не имеется. Сейчас в стране функционируют чаптеры (то есть отделения) трех главных американских мотоклубов: Hell’s Angels, Bandidos, Outlaws; чаптера последнего участника «Большой четверки», Pagans, в России пока нет. Все эти клубы ― так называемые однопроцентники. Это название появилось в 1947 году — после того как Американская ассоциация мотоциклистов, реагируя на беспорядки во время одного из моторалли, заявила, что 99 процентов мотоциклистов ― законопослушные граждане.
В отличие от «Ночных волков», российские чаптеры западных клубов не пользуются вниманием со стороны властей, к ним не обращаются за помощью священники. Они не общаются с журналистами. Ни один из клубов за две недели на просьбы «Ленты.ру» о встрече не ответил. Свое шестилетие в России Hell’s Angels, однако, праздновали масштабно. Для этого был арендован большой концертный зал в Киеве (в Москве им не дают развернуться «Ночные волки») с официантами и танцовщицами. Судя по фотографиям, там присутствовало несколько сотен человек, в том числе гости из западных отделений Hell’s Angels.
Фото: Pierluigi Praturlon / Rex Features / FOTODOM.RU
Отделение Outlaws MC Russia появилось в стране в 2004-м. Однако публичности этот клуб сторонится едва ли не больше своих собратьев ― в интернете можно найти лишь ссылки на несколько вечеринок со стриптизом и мотослет в Козьмодемьянске с выступлениями рок-музыкантов из Поволжья.
Чаптер другого клуба ― Bandidos (головной американский МС-клуб, по данным ФБР, является преступным синдикатом, связанным с наркотрафиком) появился в России позже Hell’s Angels и Outlaws, только в 2012 году. Сайт у них открылся в начале июля 2013-го. Но именно они оказались замешаны в истории, которая обратила внимание людей и прессы на конфликт между «западниками» и «славянофилами».
Под западниками
В 2012 году Bandidos взяли под свое крыло небольшой зеленоградский клуб «Три дороги», который стал их «саппортом»: байкеры из этого отдаленного московского района переоделись в цвета Bandidos, скоро им должны были выдать новые нашивки. Переход «дорог» к «американцам» спровоцировал кровавую стычку с «Ночными волками» ― о войне между двумя группировками байкеров заговорили федеральные СМИ.
Участники клуба «Три дороги»
Фото: официальная страница «ВКонтакте»
Президент «Трех дорог» считает, что обвинение и следователь приняли в конфликте сторону противоборствующего клуба и затягивают дело. Все потому, что «волки» близки властям ― Хирург дружит с президентом Путиным. Так что «волкам», считает Воробьев, «удалось все проплатить».
Клубы
Подсчитать количество клубов в России невозможно — чаще всего они никак не регистрируются. Но все клубы в той или иной степени берут за основу правила МС, устоявшиеся за десятки лет. Понять, что они собой представляют, можно, например, по кодексу ярославских «Черных медведей», опубликованному на клубном сайте. В нем есть и совсем радикальное — «статус женщин, а также черных и голубых не обсуждается», и ожидаемое ― «нужно поддерживать своих всегда и при любых обстоятельствах», «нельзя лгать своим», «если на тебе цвета ― помни о взаимной ответственности». Последний пункт гласит: «Ты должен иметь мотоцикл. Иначе какой ты байкер?»
«Клуб ― это объединение друзей, которые живут темой мотоциклов, — объясняет президент «Трех дорог» Воробьев. — Есть устав, по которому все ведут себя соответственно. Он закрыт для посторонних. Он нужен, потому что если собирается какое-то количество людей, нужна система управления. Иначе будет толпа». Он рассказывает, что во всех клубах есть звания: президент, секретарь, казначей, «арм-сержант» (отвечает за безопасность), дорожный капитан (прокладывает маршрут), «хэнгэраунд» (занимается любой черной работой).
Один из таких хэнгэраундов у ярославских «Черных медведей» ― действующий настоятель храма отец Георгий. В клубе его так и зовут — Батюшка. Судя по интервью, которое он дал несколько лет назад местной газете «Наш век», Батюшка появился в байкерской среде как проповедник среди молодежи: «Увидел в городе байкеров, и меня посетила мысль ― сделать крестный ход на мотоциклах. Я предложил Владыке эту идею, Владыка благословил. Потом я познакомился с боссом “Черных медведей”, с вице-президентом. Они спросили благословения, чтобы подарить мне мотоцикл. Теперь я в клубе». Батюшка ― не единственный действующий служитель РПЦ, который состоит в байкерском клубе. В Кирове местный священник создал свой байк-клуб «Орден Преображения».
В среднем российском байк-клубе состоят меньше сотни человек, как правило — около 20-40 постоянных членов, для создания же MC требуется всего шесть человек. Почти в каждом российском городе есть как минимум один байк-клуб, чаще ― несколько. Больше всего их в Москве. Многие из них существуют отдельно от «волков». Это, например, Gold Wings — они образованы поклонниками мотоцикла Honda Gold Wing. В «Стальных ястребах» из Тушино мотоциклы разные, зато состоят там только полицейские и военные — поэтому их, по словам Воробьева из “Трех дорог”, никто не «расшивает».
Расцвет мотокультуры вызывает у «волков» неоднозначную реакцию. «Что угодно и кто угодно уже в России нашивают. Появляются уже новые какие-то. Нашивают МО, “мотообъединение”», ― негодует «ночной волк» Феликс.
Отделения у «Ночных волков» созданы во всех крупных городах, исключения очень редки. «Не лезут только в Ярославль, потому что там очень мощные “Черные медведи”», ― говорит глава «Трех дорог». На сайте «медведей» действительно указано, что «клуб является первым и единственным в Ярославской области и не собирается ни с кем оспаривать свое первенство». Правда, собеседник «Ленты.ру» в «Черных медведях» не подтвердил версию Воробьева о конфликте с «волками». Он рассказал, что «никакого противостояния с «Ночными волками» нет»: «Мы ездим по их дорогам, они ездят по нашим».
Автономные
Тульский мотоклуб Black Legion MC, существующий уже 15 лет, ― одно из многочисленных небольших провинциальных и самостоятельных объединений байкеров. Клуб организует свои штабы (клабхаузы) и выезды. Помимо него в городе с населением в полмиллиона человек есть еще два клуба ― «Самогонщики» и Soldiers of Fortune.
Участники Black Legion
Фото: официальный сайт
Мы едем со скоростью 140 километров в час, часто на красный свет — и через десять минут подъезжаем к штабу Black Legion на окраине города. Это гараж из больших белых каменных блоков, грубо скрепленных цементом. У входа стоит, скрестив руки, мужчина. На пальцах у него перстни с логотипом клуба, на шее болтается кулон с логотипом, во все плечо татуировка, изображающая зеленую кобру. Это президент клуба Александр, в клубе его называют Бухгалтером. Он сразу предупреждает: «Напишешь что-нибудь не то, голову тебе отверну».
― Тебе сколько лет-то? ― Бухгалтер смотрит на меня и качает головой.
― Двадцать три.
― А ты ведь мелкий ******. Все равно ведь ничего не поймешь. Но ладно. Ну что, *****, мне тебе сказать?
Бухгалтер рассказывает, что благодарен Владимиру Путину, который «взялся» за иностранные некоммерческие организации. По его мнению, НКО «качают бабло», а все американские мотоклубы в России получали от них средства на развитие. Бухгалтер считает, что если американские клубы серьезно развернутся и им не удастся помешать, скоро начнется «передел территории в стране» ― будут перестрелки и жертвы.
Устав клуба жесткий, почти как в армии, говорит Страх. Он гласит, что человек, вступивший в клуб, перестает принадлежать самому себе, становится собственностью клуба. Главный принцип Black Legion: «Живи как в семье. Не ******* у мамки денег, не выставлять сестру на панель, не решать за клуб ― потому что, когда ты говоришь, говоришь не ты, а клуб». В уставе также прописывается, что в клубе «не может быть негров и пидаров».
У Black Legion раньше был виртуальный клуб, потом они сами сделали себе нашивки, начали устраивать выезды и решили построить клаб-хауз. Тогда и назвали сами себя МС (хотя обычно, говорит Страх, статус МС клуб должен обсуждать с другими МС-клубами в регионе; но в Туле на тот момент их просто не было). «Важно, чтобы все строили, все участвовали. В старых клубах, например у “Волков”, многие на мероприятиях даже не общаются. Куча раз, *****, куча два, *****. Сидят отдельно все. Даже не знают друг друга многие. Я считаю, что, сколько народу ни будет ― всегда должно быть общее что-то, общий стол, например. Это из-за того, что много людей слишком в “Ночных волках”. Ну или из-за того, что работа не ведется нормальная в клубе». Еще он замечает, что Black Legion не проводят общественные мероприятия, как «Ночные волки»: «Это все для того, чтобы деньги зарабатывать. А может и для того, чтобы уйти от налогов».
«У нас сейчас нет ни с кем войны, но состояние пограничное. В любой момент может начаться нехорошее что-нибудь. Поэтому надо за метлой следить, ― Страх улыбается. ― С любым клубом может начаться. Дружим, дружим, а потом из-за какой-нибудь бытовухи. Кто-то чью-то бабу зацепил — за нее вписывается один. За одного вписывается клуб. За того вписывается его клуб. Все. Война».
На вопрос, как можно не пускать чужой клуб на свою территорию, Бухгалтер повышает голос: «*****, как можно не пускать? Как обычно. Стрелки, *****, разборки, *****. А как ты еще можешь не пустить? В милицию, *****, пойдешь пожалуешься?» Президент клуба отмечает, что история с «Тремя дорогами» как раз пример того, как два клуба пытаются существовать на одной территории.
Мы заходим внутрь штаба. В одном углу ― барная стойка, в другом ― сцена с шестом: «Девки танцуют здесь». Внутри темно, даже когда включается свет. Почти все помещение заставлено мотоциклами самых разных моделей. В дальнем углу лежат части «русского мотоцикла», который Бухгалтер и Страх здесь собирают. «У нас, *****, идея вообще, *****, мотоцикл свой сделать. Независимый, *****. Прототип у нас есть уже, *****, с жигулевским двигателем», ― говорит Бухгалтер.
Свободные
Не состоящие в клубах мотоциклисты называют себя свободными. У них нет штабов, они не конфликтуют из-за жилеток, нашивок и цветов. Но часть из них объединяет волонтерский проект Motocitizen. Именно он в начале июля 2013 года собрал у здания 7-ого спецбатальона ДПС Москвы и ОВД «Печатники» несколько сотен байкеров. В тот день, 2 июля, несколько уроженцев Дагестана на «Жигулях» сначала спровоцировали на Третьем транспортном кольце аварию с девушкой на «Фольксвагене», потом начали выбивать из нее деньги на ремонт машины. Проезжавшего мимо байкера, вступившегося за жертву дорожной разводки, они избили.
Байкеры возле ОВД собирались с помощью рассылки Motocitizen. Этот сервис, организованный Андреем Родионовым, появился в 2011 году — после случая на Воробьевых горах, когда водитель за рулем Porsсhe Panamera сбил мотоциклиста и попытался уйти от ответственности. К созданию проекта, по словам его координатора Родионова, также подтолкнуло одно ДТП на Бережковской набережной — там уже два года дежурит с плакатом отец погибшего мотоциклиста, пытающийся найти свидетелей.
Со временем в Motocitizen появилась своя система информирования. На оперативный телефон поступает информация об аварии или конфликтной ситуации, и дальше начинается рассылка по зарегистрированным через сайт абонентам. Сейчас к рассылке подключены больше восьми тысяч человек. Но рассылка идет выборочно, чтобы, как говорит Родионов, «на место ДТП не приезжало по 200 человек». Сообщения выглядят так: «ДТП. Ленинградское шоссе. Поворот на Новоподрезково. Под мостом. Контроль над ситуацией». Или: «ДТП. Мото — авто. 500 метров после выезда из “Шереметьево-2” в сторону Ленинградского шоссе». В случае необходимости указывается контакт очевидца или участников ДТП. «Любое мелкое ДТП — это как минимум падение, — объясняет Родионов. — А еще скорость, асфальт, какие-нибудь бордюры, другие автомобили. Дай бог, если без травм. Мотоциклист некоторое время после падения неадекватен, как правило. И не может, например, корректно общаться с сотрудниками ДПС».
В случае с июльским избиением байкера на ТТК рассылка была на все группы. Как только произошла рассылка, на форуме автоматически создалась тема для обсуждения ― и уже там мотоциклисты начали делиться информацией с места. «Ситуация была бредовая, ― говорит Родионов. — Полицейские не нашли состава преступления в действиях молодчиков. И единственная проблема, которую они видели — это четыре сотни байкеров перед их воротами». Пострадавшую девушку, по словам Родионова, оставили во дворе спецбатальона вместе с ее обидчиками. Они в течение нескольких часов ей рассказывали, что «вырежут ее семью», говорили, чтобы «спустя час, как ее отпустят, духу ее в Москве не было». Через некоторое время вышел полицейский и сказал, что их отпускает: «Ничего не произошло. Произошло ДТП, ДТП мы оформили, а больше ничего нет. Байкер, которого избили, уехал». «Он уехал, и я понимаю почему. Никто не хочет судьбу Буданова повторить», — говорит Родионов.
Он объясняет, что система взаимной поддержки мотоциклистов стала эффективной за счет того, что байкеры мобильнее автомобилистов; чаще всего они успевают добраться до места происшествия быстрее «скорой помощи» и полиции и самостоятельно оказывают первую помощь. Курсы первой помощи Motocitizen проводит несколько раз в год, как и юридические курсы по оформлению ДТП. Родионов уверен, что его программа предназначена начинающим байкерам, тем, кто отъездил два-три сезона. Те же, кто «катаются» 10-20 лет, уже, скорее всего, состоят в одном из клубов и за поддержкой обращаются к своим товарищам.
Родионов утверждает, что Motocitizen принципиально не принадлежит ни к каким клубам, не придерживается никакой единой политики. «Даже если есть у членов программы позиция по “Ночным волкам” достаточно жесткая, то эта позиция личная», ― говорит координатор проекта.
Авария — похоже, единственное, что может примирить враждующих байкеров. «Все мы любим воздух и свободу», ― рассуждает Феликс из «Ночных волков». И замечает, что ему все равно, кто на дороге попал в ДТП — смотреть на жилет он не будет, поможет даже «ангелу ада».
P.S. После публикации материала в редакцию «Ленты.ру» обратился президент клуба «Златоверст MCC» Иван (Вепрь) Калита с уточнением.
Мы действительно недавно очень плотно работали вместе с представителями «Ночных волков», и Феликсом в частности, над вопросом спасения жизни нашего капитана Дорог Германа Никитина, возглавившего этим летом мотопробег от Калининграда до Владивостока «Волна Памяти 2013» и попавшего в тяжелейшую аварию между Тюменью и Омском. Парни из местных отделений НВ тогда оказались первыми на месте аварии, и очень здорово помогли нам, равно как нам помогли и «Падонки MFC», и «Сибирские ястребы» и просто байкеры-одиночки.
Вместе с тем, клуб «Златоверст МСС» имеет контакты и связи с различными мотоклубами, в том числе и из клубов «большой четверки». Однако совместное времяпрепровождение с одним или другим мотоклубом никак не может являться «поддержкой всей политики другого, “большего Клуба”». МСС клубы не претендуют на территории, не ввязываются в «МС войны».
Если сосчитать общее количество членов клубов МС и МСС формации, неизвестно, кого окажется больше. Есть огромные клубы, такие как «Rolling Anarchy MCC», имеющие в своих рядах представителей из 15 стран. Есть много небольших МСС мотоклубов, насчитывающих в своих рядах по 5-6 человек. Какие-то клубы принимают и поддерживают политику МС клубов, какие-то живут собственной жизнью.
Именно поэтому фраза о «поддерживающих “волков”» членах дружественного мотоклуба «Златоверст МСС» нам крайне непонятна. Члены нашего клуба не ездят отдыхать на мероприятия «Ночных волков», равно как и «волки» не балуют нас своими визитами. Мы общаемся и дружим с представителями различных мотоклубов, но это личная дружба, и никак не проявление «поддержки» чьей-либо политики. На нашем сайте четко опубликована наша позиция о том, что «Златоверст МСС» ― клуб независимый и аполитичный. Мы не связаны ни с одним МС клубом, ни с какими-либо другими движениями, партиями, сектами, и кем-либо еще. Это ― важная часть Устава нашего клуба, и она соблюдается всеми членами клуба неукоснительно.
Даниил Туровский (Москва — Тула — Зеленоград)