На чем зарабатывают фестивали
Как, вложив 100 000 рублей, можно заработать на организации фестиваля до 1 миллиона рублей
Фестиваль – явление для России все еще относительно новое. В связи с этим можно встретить мнение, что проведение такого массового мероприятия – трудоемкий и долгий процесс, требующий большого штата сотрудников. На самом деле все обстоит совершенно иначе. К примеру, для организации фестиваля красок холи достаточно и сил двух человек, а на подготовку потребуется около 2 недель. Затраты, в большинстве случаев, окупаются еще до старта мероприятия, а их соотношение с чистой прибылью может дойти до показателя 8 к 10.
Насколько актуальны фестивали сегодня в России
Фестивали холи зародились в Индии как древний праздник, а современный формат музыкальных фестивалей и забегов обрели в Австралии. История, в силу своей оригинальности, распространилась в дальнейшем по всему миру, и особенно в США и Европе. Несмотря на то, что культура фестивалей в нашей стране, в отличие от других стран, еще не сформировалась, российской молодежи разноцветные краски пришлись по душе, и только в 2015 году мы провели 183 фестиваля в 97 городах России и СНГ.
Если в Индии фестиваль имеет еще и религиозную подоплеку, то во всем мире, и в России в том числе, это не более чем добрый праздник. Проводится холи весной и летом, в хорошую погоду, на открытом воздухе, с участием популярных среди молодежи музыкальных групп и фудтраков. По этой причине количество посетителей фестивалей с растет каждый год. Цифры по нашей статистике – 60 000 человек в 2013 году и 550 000 человек в 2015.
По нашим прогнозам, в 2016 году рынок вырастет до 280 тонн красок, будет проведено уже 300 фестивалей в 150 городах России и СНГ. Потенциальная аудитория – 1 000 000 человек. Надеяться на такие показатели позволяет общая динамика развития за последние 3 года в России и информация Google Trends по США и Европе (где праздники холи существует уже 8 лет), когда количество людей удваивалось с каждым годом. Очевидно, что какая бы экономическая ситуация ни была в стране, люди не откажутся от развлечений, особенно, если оно не требует серьезных трат вроде кинотеатров или концертов.
Как пошагово организовать фестиваль холи
Если вы решились попробовать себя в качестве event-мэйкера, то следует обратить на небольшую последовательность шагов в организации праздника.
Шаг первый
Определитесь с городом и аудиторией. Тщательно изучите население, количество молодежи, настроение, прогноз погоды, конкурентов (другие праздники и гулянья). На основе всего этого можно будет действовать дальше. Исходя из своего опыта рекомендуем обратить внимание на конец мая (наступление каникул у школьников), начало июня (День защиты детей), конец июня (наступление каникул у студентов), середина июля (самое теплое время года) и конец августа (закрытие сезона).
Шаг второй
Закупите холи или просто договоритесь с поставщиком. Краску можно заказать как из-за рубежа и пройти сертификацию самостоятельно, правда, обойдется это недешево, особенно с учетом курса рубля, так и купить тут, в России – отечественных производителей хватает. Точное количество необходимой краски можно высчитать исходя из плана, сколько людей вообще придет на ваш праздник.
Шаг третий
Получите разрешения в городской администрации. С этим, как правило, сложностей не бывает – особенно если укажите, что не рассчитываете на финансирование из городского бюджета, то власти города с радостью пойдут вам навстречу. Сюда же вопросы с обеспечением безопасности, карет экстренной помощи и противопожарных служб.
Шаг четвертый
Найдите площадку и арендуйте ее. При выборе ориентируйтесь на количество людей, которые, согласно вашему прогнозу, придут на фестиваль. Это обязательно должно быть открытое место, хорошо просматриваемое и удобно расположенное. Мы рекомендуем рассчитывать по 1,5-2 квадратных метра на человека.
Шаг пятый
Сформируйте программу мероприятия: группы, коллективы, диджеи, и конкурсы и другие виды активности на площадке. Как правило, музыканты с радостью соглашаются принять участие и даже сами предлагают свои услуги, так как для них это неплохой способ заполучить новых слушателей. Привлечь стрит фуд к фестивалю также не составит труда.
Шаг шестой
Проведите рекламную кампанию. Здесь помогают сарафанное радио, сообщества в социальных сетях, официальные группы городов, сайты-афиши. К фестивалям даже СМИ относятся достаточно лояльно и готовы помочь с раскруткой. Не увлекайтесь теле и радио рекламой, ибо, как правило ROI (коэффициент возврата на единицу вложенных средств) тут в разы уступает социальным сетям и интернету.
Шаг седьмой
Проконтролируйте, что все прошло хорошо. Проведите фестиваль, уберите площадку от мусора и пыли, объявите участникам дату следующего мероприятия. Наслаждайтесь.
После этого можно подсчитать прибыль и приступить к следующему городу. После первого опыта дальше дело пойдет уже быстрее и легче.
Потенциальная прибыль и риски
Организовать фестиваль холи в России намного легче, чем любое другое массовое мероприятие. Во-первых, на таком празднике полностью отсутствует алкоголь, и потому получить разрешение в городской администрации не составит труда. Во-вторых, праздник сам по себе модный среди молодежи – для многих это самое ожидаемое событие лета. В-третьих, это отличная площадка для крупных компаний, готовых выступить спонсорами.
Минимальные инвестиции зависят от города и масштаба мероприятия. Так, если берется районный центр, то от 30 000 рублей, небольшой город с населением до 100 000 человек – от 80 000 рублей. В больших городах с населением от 500 000 человек – 200 000 рублей, и для городом-миллионников – от 500 000 рублей инвестиций.
Прибыль с фестиваля напрямую зависит от города, в котором он проводится, и количества людей, пришедших на него. К примеру, один из наших партнеров провел фестиваль в городе с населением в 100 000 человек. На праздник пришло 800 человек, было продано 200 килограмм красок, прибыль составила в районе 120 000 рублей. Казалось бы, небольшая сумма, но на фестиваль в Москве уже пришло 65 000 человек, было продано несколько тонн красок и прибыль исчислялась в совсем других цифрах (хотя и вложения исчисляются не одним миллион российских рублей).
При этом, вполне реально организовать фестиваль за 1-2 недели, так что за одно лето можно провести не один и даже не два фестиваля, а 10-15. Все зависит от организатора. Нам известны случаи, когда человек за одно лето умудрялся прокатиться с фестивалями почти по всей России. Даже если провести 5 фестивалей в небольших городах, то уже можно смело рассчитывать на прибыль от 1 миллиона рублей.
Что касается расходов, то тут на руку идет то, что холи уже достаточно хорошо раскручены, и многие не столько знают, что это такое, сколько ждут, когда же аналогичный праздник придет и к ним в город. Так как фестиваль, в основном, для молодежи, то оптимальным каналом выступает реклама в ВКонтакте, на которую, в среднем, уходит не более 15-20 рублей на одного привлеченного посетителя.
Правда, фестивали холи – трендовая история, и со временем люди начинают привыкать, что повысит стоимость привлечения новых посетителей. По нашим оценкам к 2017 году затраты могут возрасти до 50 рублей на одного гостя.
Остальные расходы – это музыкальное сопровождение и аренда площадки. В зависимости от масштаба на это тоже уходит разная сумма – как 10 000 рублей, так и 100 000. В крупных городах и федеральных центрах порядок цифр немного другой, но опять-таки все зависит от города, типа площадки и аудитории.
Среди рисков – неверно рассчитанный план, переоценка или преувеличение аудитории, когда краски может оказаться или слишком много, или слишком мало.
Большинство фестивалей окупается еще до начала мероприятия – за счет предпродажи билетов, красок, за счет партнеров и спонсоров, которых можно привлечь, предоставив им доступ к целевой аудитории взамен на определенные услуги или даже суммы. Еще хорошо идет продажа еды и напитков, так что фудтраки тоже заинтересованы в мероприятии, что тоже является хорошим каналом прибыли.
Преимущества фестивалей перед другими видами бизнеса
Во время своей работы я часто сталкиваюсь с мнениями, что организацией массовых праздников занимаются крупные event-агентства. Это не совсем так. Ниша фестивалей в России практически пуста. Спрос есть, а предложений катастрофически не хватает. Население, и в молодежь в частности, все время хочет новых видов отдыха и развлечений, быстро пресыщается и в целом всегда жаждет чего-то нового. Фестивали холи сейчас на пике. Это малоизученная сфера, куда многие бизнесмены не идут, так как не совсем знают, что это такое.
В связи с этим, сейчас идеальная возможность для того, чтобы укрепиться в этой нише и не только хорошо подзаработать, но и построить надежный бизнес. Главное преимущество фестивалей в том, что Россия еще только вкатывается в этот процесс, а холи на удивление хорошо были приняты российской молодежью. К примеру, те же самые карнавалы или парады, столь любимые в Европе или Америке, у нас не прижились.
В целом же, прямо сейчас формируется российская культура фестивалей с присущими только ей одной чертами: молодая аудитория в возрасте 16-25 лет, отсутствие алкоголя, сопровождение со стороны молодых музыкальных коллективов. Все это можно и нужно монетизировать. И сейчас – самое оптимальное для этого время.
Небо и земля: можно ли заработать на опен-эйрах
Проливной дождь. В автомобиле на краю поля, залитого водой, сидит человек и грустно взирает на машины со сценическим оборудованием, которые месят шинами размытую землю. «Я приехал дня за три на площадку, — вспоминает Андрей Матвеев, гендиректор и совладелец компании C.A.T., организатора фестиваля «Нашествие». — На поле не было ни одной травинки, грязища. Только военные грузовики могли подвозить продукты питания и напитки в торговые точки фестиваля». Тем не менее «Нашествие-2008» в Тверской области прошло успешно. Несмотря на рост цены билетов в три раза, до 1000 рублей, на фестиваль приехало рекордное количество зрителей — более 80 000 человек. Рекорд с тех пор неоднократно был побит, однако до сих пор «Нашествие» — крупнейший по количеству зрителей и бюджету российский музыкальный фестиваль — балансирует на грани рентабельности. C.A.T. уже три года сотрудничает с Министерством обороны России, но, как уверяет Матвеев, не получает ни рубля бюджетных денег. Фестивальное направление для компании было и остается дотационным: раньше подготовка «Нашествия» финансировалась за счет рекламных контрактов, сейчас — за счет доходов C.A.T. от проведения выставок. Почему этот странный бизнес продолжает функционировать?
Договорные отношения
«Нашествие» появилось в жизни Матвеева в 2000 году, когда компания Live Sound Agency, где он работал, решила попробовать силы в организации концертов. В 1990-е Live Sound, зарабатывавшая на сдаче в аренду звукового оборудования, стала одной из крупнейших в своем сегменте в России. Ее основатель Юрий Соколов и управляющий директор Андрей Матвеев познакомились со многими известными артистами и объездили всю страну. А опыт продажи билетов у Матвеева уже имелся. Будучи студентом, он в конце 1980-х организовывал знаменитую в то время «Дискотеку МАИ». «Мы ничего не отдавали вузу, начальство нами не интересовалось. Билет стоил три, затем пять рублей. А продавали мы по 1000 билетов», — рассказывает предприниматель.
Первое «Нашествие» устроил в 1999 году в московском ДК Горбунова создатель и генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев. Подрядчиком была продюсерская корпорация «Райс Лис’С», проводившая «Максидромы» в спорткомплексе «Олимпийский», Матвеев и Соколов обеспечивали звук и свет. По поводу того, кто придумал вывести фестиваль на улицу, существует две гипотезы. Согласно одной, инициатива исходила от Владимира Месхи из «Райс Лис’С». По другой — идею предложил Козырев. В любом случае велосипед никто не изобретал: «Нашествие», поясняет Матвеев, смоделировано по образцу британского Glastonbury — существующего с 1970-х мультиформатного фестиваля, ядром которого является рок-музыка.
На «Нашествие-2000» в подмосковном Раменском позвали Земфиру, «Короля и Шута», «Чайф», «Агату Кристи», Гарика Сукачева и других рок-звезд. «Наше радио» рассматривало фестиваль как собственное «промо» и работало с артистами по бартеру: они выступали без гонорара, а радиостанция крутила их песни. Тем не менее первый фестиваль на открытом воздухе для Матвеева и Соколова закончился финансовым провалом.
Но двухдневное «Нашествие-2002» в том же Раменском было совсем не похоже на первое. Погода благоприятствовала, билеты стоили 150 рублей, поэтому посетители уезжали ночевать домой и возвращались, оплачивая вход заново. «Мы все пиво продали, все сувениры, всю еду. Эмоционально это была пиковая история», — с удовольствием вспоминает Андрей Матвеев. По подсчетам Forbes, выручка фестиваля только от реализации билетов составила 30 млн рублей. Матвеев эту цифру не подтверждает и не опровергает.
Развод и мир
В феврале 2005 года холдинг News Media объявил об увольнении Михаила Козырева с должности генерального продюсера. «Нашествие-2005» прошло по прежней схеме, но затем устные договоренности Матвеева с «Нашим радио» об организации фестиваля полетели в тартарары. «Всем казалось что мы слишком много зарабатываем. Нас слили, но, с другой стороны, и формальных договоренностей никаких не было», — с сожалением вспоминает предприниматель.
«Нашему радио», впрочем тоже не повезло. Лил дождь, зрителей было очень много, организация была плохая, и все это обернулось массовыми претензиями посетителей. Следующее «Нашествие» планировали провести во Владимирской области и отменили. Как сообщалось, из-за организационных проблем.
Стороны понимали, что все в убытке и кто-то должен сделать первый шаг. В декабре 2007 года Матвеев пришел на «Наше радио» мириться. В результате он заключил с радиостанцией лицензионное соглашение, включавшее фиксированный платеж за бренд «Нашествие» (несколько миллионов рублей) и процент от спонсорских взносов. Но контрактов со спонсорами у C.A.T. (новой компании Матвеева) набралось всего на 3 млн рублей. И тут наступил момент истины. Андрей Матвеев обнаружил, что публика едет на «Нашествие», несмотря на плохую погоду и дорогие билеты, выручка от продажи которых, по подсчетам Forbes, превысила 80 млн рублей. Трехдневный фестиваль, по словам бизнесмена, принес хоть и не существенную, но прибыль.
«Успех любого из московских фестивалей зависит от хедлайнеров. За исключением «Нашествия», — комментирует Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» и креативный директор «Пикника Афиши». — Там абсолютно лояльная аудитория, десятки тысяч людей готовы ехать на «Нашествие», поскольку уверены, что там будет выступать кто надо». Зрительская лояльность росла, но интерес спонсоров, на-оборот, снижался. В кризис 2008 года крупные компании порезали бюджеты на маркетинг. А когда деловая активность восстановилась, ситуация не улучшилась.
Бухгалтерия фестивалей
«Наше сотрудничество с «Нашествием» продолжалось не один год. В условиях жестких запретов в области рекламы, нам эта история была интересна, — объясняет Константин Тамиров, директор по маркетингу ОАО «САН ИнБев» (бренд пива «Клинское»). — Однако мы не стоим на месте, постоянно ищем новые формы взаимодействия с целевой аудиторией. В последнее время большее значение приобретают электронные формы коммуникации».
Представитель Coca Cola Владимир Кравцов говорит, что компания ранее поставляла свои напитки на «Нашествие», но предложений о спонсорстве не получала и собственную инициативу не проявляла. «Мы стараемся поддерживать проекты, где люди отдыхают от городской суеты в спокойной обстановке, — замечает он. — На «Нашествии» основной фокус — музыка, хедлайнеры. Обстановка эмоционально загруженная, так что там довольно сложно проводить любые промоакции. Когда-то Sprite выпускал диски с российским роком. Но БГ, «Кино» и Шевчук остались в поколении людей, которым сейчас за 40, а целевая аудитория Coca Cola — 18–25 лет».
Андрей Матвеев не спорит, что аудитория «Нашествия» взрослеет и стареет, но пытается отстоять ее ценность: «Аудитория «Нашего радио» — мужчины 35+. Некоторым рекламодателям она кажется маргинальной. Да, люди приезжают расслабиться, они умеют отдыхать, но это уже не те толпы пьяных панков, которые ездили на «Нашествие» в 2005 году. Сейчас аудитория возрастная. Да, они отрываются, но это выглядит ничуть не хуже новогодней ночи». В 2013 году «Нашествие» посетили 150 000 человек, в 2014 году — 165 000. Тем не менее гендиректор C.A.T. констатирует: со спонсорами в последние годы стало совсем плохо.
Доходы «Нашествия» примерно на 75% формируются из продаж билетов, на 15% — из спонсорских контрактов и на 10% — из платежей за аренду мест под парковку, палаток и точек по продаже сувениров и напитков. В позапрошлом году выручка C.A.T. достигла 1 млрд рублей, половину принесли фестивали, половину — сольные концерты и гастроли. Помимо «Нашествия» Матвеев с партнерами с 2010 года проводит еще и «Доброфест» — он стал рентабельным только сейчас. Но в 2014 году и общая выручка компании, и доход от фестивалей (у компании есть еще разовые проекты) сократились вдвое.
Отсроченная рентабельность
Что вообще происходит на российском рынке музыкальных опен-эйров? «Усадьба Jazz» входит в число самых посещаемых фестивалей и при этом едва сводит концы с концами. Выручка двухдневного июньского фестиваля в 2015 году составила 40 млн рублей, из них две трети получены от продажи билетов, остальное — от спонсоров. Организатор — агентство ArtMania — рассчитывал на субсидию от департамента культуры Москвы в размере 20 млн рублей, но не дождался ее и получил в итоге 2 млн рублей убытка. Вместо запланированных 40 000 билетов было продано всего 12 000. «В 2012 году мы ушли в минус и год жили в кредит, а долг отдали только в следующем году, — откровенничает Мария Семушкина, генеральный директор и основатель ArtMania (агентство проводит несколько фестивалей джазовой и этнической музыки). — В прошлом году мы получили от «Усадьба Jazz» прибыль в размере 10 млн рублей, и это позволило нам дожить до зимы. Потом пришлось брать кредит и ждать лета».
Неясна ситуация с прибыльностью и «Пикника Афиши» (55 000 посетителей в 2008 году, около 40 000 — в последние годы). «Пикник Афиши» до сих пор никакой не бизнес и существует только потому, что является инструментом промоушена медийной компании, поэтому он может существовать с рентабельностью, близкой к нулю, — рассказал Forbes источник, знакомый с ситуацией в компании Rambler & Co, владеющей «Афишей». — Огромное количество людей, которые организуют фестиваль, целый год работают в структуре «Афиши». Планов сколотить на этом состояние нет и никогда не было».
На фестивальный бизнес в России влияют не только погода, настроение зрителей и планы артистов, но еще и административные решения. Большие музыкальные сборища выглядят подозрительными для местных властей. Подтверждение тому — история с фестивалем Kubana, который выгнали сначала с Кубани, затем из Калининградcкой области, и теперь он пытается закрепиться за границей, в Риге. Организаторы «Нашествия-2015» заручились поддержкой на самом высоком уровне.
Технические моменты
«В этом году нас поддерживают четыре министерства: Министерство культуры, Министерство внутренних дел — они присылают около 4000 сотрудников, которые будут обеспечивать порядок и безопасность зрителей, МЧС и Минобороны», — поведал на пресс-конференции «Нашествия-2015» Александр Школьник, президент «Мультимедиа Холдинга» (компания владеет «Нашим радио» с 2010 года).
МЧС впервые привезло в тверское Большое Завидово свою специализированную технику, Мин-обороны по традиции развернуло экспозицию военной техники — от исторических Т-34 и «Катюши» до новейшего зенитного комплекса «Панцирь-С». Как и прежде, были организованы мастер-классы от спецназа и эффектный парашютный десант.
Акцию «Вместе мы — сила!» компания C.A.T. проводит совместно с Министерством обороны с 2013 года. «Оппоненты говорят: «Нашествие» существует, потому что там стоят танки. Это смешно, глупость полная! — возмущается Андрей Матвеев. — Нас никто из властей не обязывал что-то делать. Присутствие Минобороны — наша инициатива. У меня образование авиационное, я был инициатором полетов пилотажных групп на «Нашествии» в 2009 году. Нам пришлось пройти круги ада — через знакомых в Госдуме писали письма в Минобороны, заплатили 3 млн рублей за керосин. И увидели, что военное шоу нравится аудитории».
Платить за керосин Матвееву больше не нужно (как он говорит, министерство само увидело в этом коррупционную составляющую). Патронат местных властей, продолжает он, заключается в лояльности и профессиональной работе администрации: фестиваль стал визитной карточкой Тверской области. «Нам всем в компании уже под 50 и больше, у каждого появились друзья, которые сейчас работают в МВД, Минобороны, в администрации Московской и Тверской областей. Мы получаем товарищескую поддержку, это не финансовые отношения», — поясняет гендиректор C.A.T.
Специально для «Нашествия-2015» РЖД продлила маршруты нескольких поездов и ввело дополнительные электрички до места проведения. Площадка фестиваля была расширена вдвое — до 200 га, чтобы принять около 180 000 гостей. Титульным спонсором и эксклюзивным поставщиком пива был бренд «Жигули», логотип которого на время объединили с логотипом «Нашествия». Как пояснили Forbes в «Московской пивоваренной компании», выпускающей «Жигули», сумма контракта в рублях — цифра с шестью нулями.
Бюджет мероприятия, по словам Матвеева, составил рекордные 150 млн рублей. Калькуляция доходов не составлена, и глава C.A.T. пока говорит о них сдержанно: «Может, это возраст, конечно, но постоянно в состоянии стресса находиться тяжело. Ладно бы это приносило хорошую прибыль. А выставку вы ставите — и вам никто не звонит, что кто-то сломал ногу на мероприятии, и полиция не требует срочно решить какой-то вопрос».
Организация выставок — новый источник дохода C.A.T. В феврале 2014 года компания открыла в Москве выставку «Титаник: как это было». Она продолжалась год и по выручке оказалась равной одному «Нашествию». Продав 200 000 билетов, Матвеев с партнерами получил прибыль около 20 млн рублей. В сентябре того же года он привез в Москву на пять месяцев международную выставку «Тайны тела». На днях Матвеев договорился с владельцами бренда World of tanks об организации тематического фестиваля с музейной и немузейной военной техникой — мероприятие пройдет этой осенью в Подмосковье.
«Многие большие фестивали — это гонка за хедлайнерами. Путь неперспективный, потому что артисты высокого уровня чрезвычайно дороги, их очень мало и рано или поздно они закончатся, — рассуждает Юрий Сапрыкин. — Гораздо лучше будут чувствовать себя фестивали, которые ловят аудиторию не только на крутость имен, но и на другие точки притяжения, например на психоделическое приключение, как у фестиваля Outline, или буржуазную парковую атмосферу, как у «Усадьбы Jazz». Ни собственного Glastonbury, ни Sonar мы в ближайшее время не получим, потому что нет ни профессиональных компаний, ни спонсоров, которые готовы были бы грохнуть на это необходимые деньги».
Сколько организаторы зарабатывают на летних фестивалях
Место проведения: Москва
Направление: мультиформат
Стоимость билетов: 3,5–4 тыс. руб.
Количество посетителей: 55 тыс. человек в 2016 году
Фестиваль проводится с 2004 года.
Бюджет
Бюджет фестиваля — это доход от проданных билетов и вложений брендов, представленных на площадке мероприятия. «Спонсорские контракты заключаются, но интегрируются непосредственно под формат мероприятия», — сообщили в пресс-службе «Пикника «Афиши».
Расходы
На гонорары артистам приходится более 50% бюджета фестиваля — это, по словам организаторов, самая затратная часть. Оставшиеся расходы составляют затраты на инфраструктуру фестиваля, на зарплаты сотрудникам и организаторам, а также на рекламную кампанию фестиваля. Для примера, исполнение артистами «поэтического представления» на «Пикнике «Афиши» стоит 600 тыс. руб. — соответствующий контракт опубликован на сайте госзакупок.
Прибыль
По подсчетам РБК, продажи билетов в 2016 году принесли организаторам около 192 млн руб. «При стоимости 3 тыс. руб. за билет, я бы сказал, что эта цифра процентов на тридцать преувеличена, — считает продюсер фестиваля «Кубана» Илья Островский. — Для мероприятия такого уровня известности это не фантастическая цифра».
Цена билета на Пикник «Афиши» за последние несколько лет менялась незначительно. Продажа билетов не единственная статья доходов фестиваля. Как правило, он предоставляет площадку для брендов — одежды, закусочных, кафе и т.д. Размещение одного фудтрака может стоить от 20 тыс. руб. в день. Количество таких брендов варьируется из года в год.
В беседе с РБК совладелец сети парикмахерских Birdie Ксения Туманова рассказала, что партнерское участие в крупных летних фестивалях в Москве для них варьируется от 40 тыс. до 120 тыс. руб. «У «Пикника «Афиши» одинаковые условия для всех, кто стоит в зоне маркета: 40 тыс. руб. — и вам предоставляют место, оборудованную палатку и вообще все. В этом смысле «Пикник» предоставляет суперудобные условия для партнеров. Например, участие в «Усадьбе Jazz» обошлось нам в 120 тыс. руб., но мы стояли в белом шатре без каких-либо обозначений и нас никто в нем не видел».
По словам маркетинг-директора Рокетбанка Василия Хозяинова, стоимость партнерского участия в фестивалях обычно составляет от 1 млн руб. и выше. «Условия и цены участия в фестивалях отличаются от организатора к организатору. Мы заметили, что организаторы заинтересованы в том, чтобы партнеры не только оплачивали размещение, но и придумывали активности для посетителей. Ведь если посетители хорошо провели время на фестивале, то выше шанс того, что они вернутся туда и на следующий год».
Окупаемость
По мнению генерального директора концертного агентства Euro Entertainment Ильдара Бакеева, значительную часть доходов фестивали получают за счет продажи сувениров, продуктов и мерчендайза, «добиться окупаемости только на продаже билетов очень сложно». В России фестивали практически не окупаются, если на них выступают зарубежные артисты — «самые значительные траты приходятся на гонорары», — поделился Бакеев.
На вопрос об окупаемости «Пикника «Афиши» организаторы заявили, что «фестиваль ставит своей целью быть коммерчески успешным». Более подробную информацию представители мероприятия предоставить отказались.
Место проведения: Большое Завидово, Тверская область
Направление: рок-музыка
Стоимость билетов: 2–10 тыс. руб.
Количество посетителей: 200 тыс. человек в 2017 году
Организатор: «Мультимедиа Холдинг»
Фестиваль проводится с 1999 года.
Бюджет
Фестиваль финансируется непосредственно организаторами. Ранее генеральный директор компании C.A.T. (бывший организатор «Нашествия») Андрей Матвеев рассказывал изданию Forbes, что в 2015 году бюджет мероприятия составил 150 млн руб.
Расходы
По словам организатора «Нашествия-2017», генерального директора «Мультимедиа Холдинга» Евгении Киселевой, в списке основных расходов при подготовке мероприятия — инфраструктура (строительство основной площадки), обеспечение безопасности и гонорары артистам. Бюджет на них распределяется равными частями, но, по словам Киселевой, «в этом году на безопасность потратили больше». Гонорары артистам в среднем составляют от 150 тыс. до 5 млн руб. В этот раз на главной сцене фестиваля выступили 29 групп.
В этом году в связи с погодными условиями на фестивале организаторы понесли дополнительные убытки. В разговоре с РБК представители «Нашествия» не смогли назвать суммы расходов на эвакуацию машин и дополнительные выезды, подсчеты только ведутся.
Прибыль
«В интернете пишут, что наша выручка — 650 млн руб., а прибыль — 100 млн. Эта информация совершенно не соответствует действительности», — говорит Киселева. По ее словам, фестиваль действительно окупается, но цифры в разы меньше. «У нас нет задачи заработать, но с финансовой точки зрения главное — оставаться самоокупаемым», — рассказала пресс-атташе «Мультимедиа Холдинга» Анна Абрамова.
По мнению организатора фестиваля «Кубана» Ильи Островского, самым рентабельным из фестивалей-гигантов является фестиваль «Нашествие» и он же — самым популярным, так как «количество его поклонников измеряется если не сотнями тысяч человек, то очень близкой к этой цифре.
В 2015 году глава C.A.T. Андрей Матвеев рассказывал Forbes, что доходы «Нашествия» примерно на 75% формируются из продаж билетов, на 15% — из спонсорских контрактов и на 10% — из платежей за аренду мест под парковку, палатки и точки по продаже сувениров и напитков.
С учетом имеющейся информации о количестве посетителей в 2017 году и минимальной стоимости входа на фестиваль, парковки и размещения в палаточном городке, по самым минимальным подсчетам, только продажа билетов могла принести организаторам не менее 800 млн руб.
Место проведения: Нижний Новгород
Направление: электронная музыка
Стоимость билетов: 5,5–18 тыс. руб.
Количество посетителей: 45 тыс. человек в 2017 году
Организатор: Альфа-банк
Фестиваль проводится с 2014 года.
Бюджет
По словам организаторов, так как фестиваль является частью маркетинговой стратегии Альфа-банка, для его проведения не нужны объемные вложения партнеров. Ранее генеральный директор AFP Виктор Шкипин рассказывал РБК, что «организаторы фестиваля сократили объем вложений акционеров втрое».
Доходы
«Мероприятие качественное во всех его составляющих, начиная от продакшена, заканчивая стоимостью выступающих. Такие спонсорские бюджеты могут быть похожи на правду», — считает продюсер фестиваля «Кубана» Илья Островский.
Расходы
По словам организатора AFP Виктора Шкипина, большинство музыкантов, выступающих на мероприятии, стоят по €200–400 тыс. за час выступления. Тем не менее это не самая затратная статья расходов. Большая часть бюджета приходится на застройку площадки и ее техническое обеспечение. Например, чипы и программное обеспечение для браслетов, с помощью которых посетитель совершает безналичный расчет, обходятся в несколько сотен тысяч долларов. Alfa Future People — первый в России фестиваль, на котором вообще нет наличных. «Это очень здорово, но также и очень дорого», — рассказал Шкипин.
Окупаемость
«Скажу просто — мы в графике. С небольшим отставанием, но мы идем по модели, заранее согласованной с правлением Альфа-банка. Очень помогает поддержка других партнеров фестиваля», — рассказал Шкипин. По его словам, через пять лет фестиваль будет самоокупаемым. «У нас есть планы по франшизе, к нам обращаются из разных стран с просьбой ее продать. Для нас это способ ускорить выход на самоокупаемость», — добавил Шкипин.
Место проведения: Москва, усадьба Архангельское
Направление: джаз, джаз-рок, фанк, блюз
Стоимость билетов: 3,5–11 тыс. руб.
Количество посетителей: 15 тыс. человек
Организатор: агентство «АртМания»
Фестиваль проводится с 2004 года.
Расходы
В разговоре с РБК глава отвечающего за проведение мероприятия агентства «АртМания» Мария Семушкина рассказала, что на техническое обеспечение мероприятия уходит около 40% от всего бюджета. Далее — аренда площадки и организационные вопросы (22–26% бюджета), гонорары артистам (17–20%), реклама (10–15%) и дополнительные статьи расходов (2–3%).
Прибыль
В среднем треть всей прибыли организаторам приносят проданные билеты. Цена билета каждый год корректируется в зависимости от уровня технического обеспечения мероприятия, лайн-апа и доли коммерческого участия. По информации Forbes, в 2015 году выручка «Усадьбы Jazz» составила 40 млн руб., из них две трети получены от продажи билетов, остальное — контракты со спонсорами. Тем не менее фестиваль тогда оказался для организаторов убыточным — вместо запланированных 40 тыс. билетов было продано всего 12 тыс.
Генеральный продюсер фестиваля Мария Семушкина в беседе с РБК рассказала, что продажи билетов покрывают половину затрат фестиваля.
Место проведения: Санкт-Петербург, Парк 300-летия Санкт-Петербурга
Направление: поп-музыка
Стоимость билетов: 600 — 4,5 тыс. руб.
Количество посетителей: 70 тыс. человек в 2016 году
Организатор: Radio Record Russia
Фестиваль проводится с 2014 года.
Бюджет
«Одного миллиона рублей на проведение достойного масштабного фестиваля крайне мало», — заявил РБК генеральный продюсер Radio Record Russia Андрей Резников.
Расходы
Главная статья расходов, по словам Резникова, — техническое оснащение площадок. На это, по словам организаторов, уходят десятки миллионов рублей. «Фестиваль — это возможность растить бренд. Есть зоны, которые устанавливаются за счет нашего бюджета — мы вкладываемся в интересных для аудитории участников фестиваля. А есть зоны, за которые, наоборот, участники платят нам — вырученные средства мы вкладываем в других участников, в которых мы также заинтересованы».
Прибыль
В 2016 году выручка от продажи билетов составила не менее 42 млн руб. В этом году, как сообщил РБК Резников, площадка фестиваля увеличилась на 15% — на такое же увеличение числа посетителей рассчитывали организаторы.
Окупаемость
По словам организаторов, мероприятие окупается с первого же года проведения.
Место проведения: Москва
Направление: современная электронная музыка
Стоимость билетов: 3–12 тыс. руб.
Количество посетителей: 15–20 тыс. человек
Фестиваль проводится с 2012 года.
Бюджет
«Любому фестивалю необходим материнский капитал, — рассказал РБК арт-директор фестиваля Илья Куснирович. — Концертная индустрия очень рискованная, поэтому фестиваль как стартап невозможен». По его словам, фестиваль — прежде всего маркетинговая площадка для Bosco de Cilegi, которая финансирует фестиваль. «Дороже всего нам обходятся артисты — визовые вопросы, их проживание, перелет. Группы, которые выступают на нашей сцене, принято считать в России нишевыми, но за рубежом они далеко не нишевые, соответственно, и очень для нас дорогие», — рассказал РБК Илья Куснирович.
Прибыль
«На западе фестивальный бизнес более прибыльный, чем у нас», — поделился с РБК Ильдар Бакеев. «Если туда приходит 250 тыс. зрителей, в среднем билет стоит £180–200, можете умножить и понять, какие миллионы фунтов зарабатывают на таком фестивале». По словам Куснировича, около 40% прибыли Bosco fresh fest обеспечивает продажа билетов. 60% — средства, привлеченные от спонсоров.
«Мы стараемся придумать что-то интересное для посетителей каждого фестиваля, в котором участвуем», — рассказывает Василий Хозяинов, — «Например, на прошлогоднем Bosco Fresh Fest организовали третью сцену для начинающих музыкантов, а на «Ласточке» — стенд с переводными тату Rocket Fake Tattoo Shop».
Окупаемость
Организаторы фестиваля утверждают, что не стараются заработать на мероприятии. «Оно скорее для формирования новой клиентской базы Bosco и некоторого развлечения для постоянных клиентов. Еще шесть лет назад, когда мы провели фестиваль впервые, он был бесплатным», — рассказал Куснирович.
Место проведения: Москва, парк искусств «Музеон»
Направление: британская музыка
Даты: 24 июня в 2017 году
Стоимость билетов: 1300 руб.
Количество посетителей: 5–8 тыс. человек
Фестиваль проводится с 2011 года.
Бюджет
«Наш фестиваль — история маркетинговая и спонсорская», — рассказала РБК директор по маркетингу Ahmad Tea в России Олеся Карпачева. Мероприятие полностью финансируется компанией Ahmad Tea, к подключению партнерских вложений организаторы относятся скептически. «Привлечение партнеров — это всегда маркетинговый шум. А для нас принципиально, чтобы в центре всего происходящего был бренд Ahmad Tea», — говорит Карпачева. По ее словам, общий бюджет Ahmad Tea Music festival — примерно 45 млн руб.
Расходы
Дороже всего фестивалю обходятся артисты — гонорары группам «второго плана» составляют €40–60 тыс., гонорар первого хедлайнера дороже в три-пять раз. Все эти суммы не включают в себя накладные расходы на группы — трансфер, визовое сопровождение артистов и их размещение в отеле. На втором месте, по словам представителей фестиваля, техническая часть мероприятия — постройка сцены и всех объектов на площадке, обеспечение качественного звука, плата за аренду парка. По словам маркетинг-директора Ahmad Tea, на это уходит 10–15 млн руб.
Прибыль
Статус маркетингового мероприятия позволяет организаторам не ставить высокую цену за билет. «Но и бесплатным такие мероприятия делать неправильно, чтобы не получить аудиторию, которая не понимает, где она и зачем», — призналась Карпачева. По итогам прошлогоднего Ahmad Tea Music festival, выручка от проданных билетов составила 5,5 млн руб. — за вычетом комиссии кассовых операторов и с учетом билетов, реализованных со скидкой. «Итого: вычитаем эти деньги из бюджета в 45 млн руб. и получаем 39,5, млн руб., потраченных на мероприятие. И эти деньги к нам не вернутся», — говорит Олеся Карпачева.
Окупаемость
По словам Карпачевой, рентабельность фестиваля напрямую зависит от его направленности: «Если делать российский фестиваль, наверное, тут можно бахвалиться окупаемостью и даже прибыльностью. Но когда речь идет про «привезти Англию в Москву» — это дорогое удовольствие, мероприятие может быть только спонсорским».