На чем зарабатывают киберспортивные организации
Не в деньгах счастье? Как дела у киберспорта и про-игроков в СНГ
Кирилл «Likkrit» Малофеев
«LoL практически мертва. Команды не могут поддерживать ожидания игроков — денег просто нет. Уходят команды (в следующем сезоне не будет Virtus.pro), уходят кастеры. С точки зрения денег LoL в СНГ откатилась на полтора года назад», — так в конце прошлого года оценивал ситуацию в киберспортивной дисциплине League of Legends бывший игрок M19 Кирилл Малофеев, известный под ником Likkrit.
Насколько все хорошо или, наоборот, плохо с деньгами в киберспорте в СНГ? Откуда берутся деньги? Какие зарплаты у про-игроков? Что сделать для развития киберспорта в СНГ? Анализируем ситуацию и спрашиваем мнения экспертов отрасли.
Откуда берутся деньги в киберспорте
Согласно отчету аналитической компании SuperData Research (высылается бесплатно отсюда), которая занимается исследованиями игровой отрасли, в общем объеме киберспортивного рынка львиную долю составляют деньги от спонсоров и рекламы. За 2017 г. в мировом котле киберспортивной экономики их набралось 70%. Да, все очень просто и банально: крупные мировые бренды платят за рекламу своих торговых марок на киберспортивных событиях — так и живет киберспорт. Остальные доли примерно поровну приходятся на призовые награды за турниры, ставки на киберспорт, продажу билетов на игровые события и продажу продукции с символикой команд.
Как зарабатывают киберспортивные организации
Львиная доля дохода организации — это все та же реклама. Бренды спонсируют организацию, чтобы их логотип «светился» как можно чаще: в кадре, на сайтах и одежде игроков. Чем больше команда выигрывает — тем дороже она может продать спонсорский пакет. По словам генерального менеджера киберспортивной организации Virtus.pro Романа Дворянкина, 70% дохода приходится на спонсорские контракты.
Кроме того, организации продают мерч — товары с собственной атрибутикой. Еще одна статья доходов — призовые от выигрыша турниров, но это самая малая часть прибыли.
«Самый популярный товар у нас — это реплики игровых маек команд. Их продается около 10 тысяч штук в год, остальные артикулы — по несколько тысяч. Благодаря онлайн-магазинам продажи в 2017-м выросли относительно 2016 на десятки процентов. Сейчас мы продаем мерч на сотни тысяч долларов», — сообщает Роман Дворянкин.
Из соображений коммерческой тайны организации не раскрывают подробных данных о своих доходах.
Заработки киберспортсменов
Киберспортсмены, состоящие в командах, подписывают контракты. Там обозначаются условия получения игроком зарплаты: выступление только за одну команду в течение определенного срока, ношение символики команды и другие пункты. Такая практика распространена в серьезных организациях. Плюс банковские счета игроков пополняются средствами от выигрышей в турнирах (подробнее об этом чуть ниже).
Помимо зарплаты, киберспортсмены нередко зарабатывают на стриминге. Причем стримеры зарабатывают несколькими способами. Первый — это банальный донат, когда зрители жертвуют стримеру собственные деньги. Второй способ — партнерство. Заключив партнерское соглашение с Twitch, можно продавать платную подписку на канал — часть средств направляется стримеру. Кроме того, стример получает отчисления за показ коротких рекламных видео на своем канале (которые вполне успешно блокирует AdBlock). К самым популярным стримерам могут «постучаться» различные компании и предложить сотрудничество за определенную плату — например, предложить деньги за «подвешивание» логотипа бренда на стриме. Чем больше зрителей смотрят игрока, тем охотнее у него закажут рекламу. Например, игрок под ником SilverName, состоящий в команде Team Spirit и играющий в Hearthstone, легко собирает у себя на стриме 12-15 тысяч зрителей.
Теперь конкретно о зарплатах игроков в различных киберспортивных организациях.
Какие зарплаты у киберспортсменов в СНГ
Team Spirit
В одном из интервью 2016 года молодой игрок в Dota 2 из команды Team Spirit (тогда он учился в 10 классе) под ником Ramzes666 поделился информацией о своей зарплате. Он сообщил, что если взять среднюю зарплату взрослого человека в 30 тысяч рублей, то он зарабатывает в месяц в 10-15 раз больше. Сейчас он играет за Virtus.pro.
Какие зарплаты у киберспортсменов за рубежом
Для наглядности все указанные зарплаты сведем в одну таблицу, выделив три организации из СНГ и три — зарубежные. Годовые зарплаты переведены в месячные.
По таблице заметно, что зарплаты профессиональных игроков в высокоуровневых командах стран СНГ примерно на 25% ниже, чем средние зарплаты киберспортсменов иностранных команд.
Заработки игроков, исходя из призовых
Чаще всего киберспортивные организации забирают не более 10-20% от выигрыша команды в турнире. Это условие прописано в контрактах игроков. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин в интервью рассказывает: «80–90% призовых остается у игроков. В прошлом году мы заработали больше двух миллионов долларов призовых — из них организация получила немного».
Сперва разберем, команды по каким дисциплинам есть у шести киберспортивных организаций, которых мы выделили в первой таблице.
Несмотря на обилие команд по разным дисциплинам, турниры чаще всего проводятся по двум: CS:GO и Dota 2. Так, в 2018-м только «дотеры» и «ксеры» шести выбранных организаций участвовали в турнирах, занимая призовые места. В следующей таблице показано, какая команда сколько денег получила из призовых фондов турниров, которые проводились с начала 2018 г.
Получается, что деньги, крутящиеся в киберспорте, идут в оборот преимущественно не в странах СНГ. Несмотря на это, команды игроков из СНГ примут участие минимум в половине проводимых турниров — они поедут в Стокгольм, Будапешт, Шанхай, Марсель и Лос-Анджелес. Расписание турниров известно лишь до середины года — оставшиеся анонсируют позднее.
Не у всех дела идут хорошо
Однако не в каждой кибердисциплине и организации в СНГ все хорошо с деньгами. В конце 2016 г. бывшие игроки команды ANOX по Hearthstone под никами SilverName, Iner, ShtanUdachi и NickChipper ушли из организации из-за невыплаты зарплат в течение четырех месяцев. Теперь они стали членами Team Spirit.
А профессиональный российский игрок в League of Legends под псевдонимом Likkrit в конце 2017-го сетовал на отсутствие денег в его дисциплине в СНГ. Он считает, что денег на профессиональной сцене LoL в СНГ вовсе не осталось, поэтому хорошие игроки должны покинуть регион и вступить в другие европейские команды. За свою критику он получил запрет от разработчиков League of Legends выступать на турнирах по этой дисциплине.
«LoL в СНГ для игроков с точки зрения денег откатится года на полтора назад. Мы возвращаемся хоть и не в те времена, когда зарплата была по 15 тысяч рублей, но все же довольно далеко», — сообщает Likkrit.
Причина — большие расходы
Что делать, чтобы улучшить ситуацию в СНГ?
С этим вопросом мы обратились к спикерам киберспортивной конференции eSPORTconf Russia 2018: продюсеру киберспортивного направления Mail.Ru Group Ивану Возняку и президенту Калининградского отделения Федерации компьютерного спорта России Роману Алымову.
По мнению президента Романа Алымова, в России с киберспортом все достаточно хорошо.
Эксперт считает, что появление новых киберспортивных организаций в СНГ зависит от темпов роста киберспортивного рынка и от того, как быстро будет построена спортивная система. Рост зарплат киберспортсменов, по мнению Романа, также зависит от нескольких факторов:
«В про-командах достаточно неплохие зарплаты. Заработок отличается от того, в какой дисциплине и виде программ они выступают. При этом рост зарплаты также зависит от многих факторов. В первую очередь, это заинтересованность правообладателя игры: входит ли киберспорт в их стратегию развития и продвижения игры. Вторая — вовлеченность аудитории. В зависимости от этого будет понимание, станет та или иная дисциплина (программа) интересна брендам, спонсорам, партнерам. Не секрет, что сегодня бренды идут в киберспорт из-за аудитории».
По его мнению, сами игроки должны тренироваться, участвовать в турнирах и показывать себя — только так можно ожидать высокого уровня заработков. А как только в СНГ будет окончательно сформирована система компьютерного спорта, организациям станет проще находить и продвигать талантливых спортсменов.
Иван Возняк не столь оптимистичен. Он считает, что для развития киберспорта в СНГ нужно работать лучше во всех направлениях: создавать понятные программы (включая турниры и лиги), обеспечивать занятость, развивать инфраструктуру и добиваться доступности игровых машин.
«Сейчас все занимаются всем, и многие не понимают, что делать и где больше денег. Сделайте из этого интересный спорт — будет больше денег. Поддерживайте молодых игроков — они принесут больше побед и больше денег. Работайте с профессионалами — у вас будет больше денег», — считает Иван Возняк.
По его мнению, за развитие киберспорта в СНГ ответственны не только федерации, но и крупные компании, а также сами спортивные организации. А когда у широкой публики появится интерес к киберспорту, то и у организаций будет больше спонсоров, больше призовых, и выше зарплаты киберспортсменов. Но чтобы составить конкуренцию крупным зарубежным организациям, необходимо обыгрывать их, учиться у сильнейших и работать лучше, чем остальные.
На вопрос о том, что делать профессиональным спортсменам в СНГ, которым мало платят, Иван отвечает:
«Искать другую команду, другую игру. Перестать заниматься ерундой и взвесить свои реальные шансы. Если хочешь быть на вершине, приготовься, что там мало мест».
eSPORTconf 2018 пройдет в Москве 3 апреля. Программу мероприятия смотрите на сайте.
Киберспорт в России: как устроен рынок и сколько зарабатывают игроки
В России киберспорт — официальный вид спорта уже почти пять лет. Для молодых ребят из глубинки это прекрасная возможность хорошо зарабатывать, играя в любимые игры, не выходя из дома. Но так ли все просто в отечественном киберспорте?
Bootcamp для игроков в Dota
В центре Москвы есть bootcamp для юных игроков в Dota, так называемая база, под которую отведено трехэтажное помещение. Молодые люди находятся здесь примерно на протяжении полутора месяцев — готовятся к турниру.
Самое большое помещение квартиры отдано под зону тренировок, которая напоминает компьютерный клуб. Там же стоит доска, на которой прописана тактика команды. Также в квартире есть место для отдыха, спальни и ванная. Отдыхают киберспортсмены за просмотром фильмов.
Чтобы стать хорошим хоккеистом или футболистом, нужно тренироваться с раннего детства. В киберспорте все не так сложно: начинать играть в пять лет необязательно.
Однако, как и в любом виде спорта, тут важен правильный подход к тренировкам. Просто играть — недостаточно. Необходимо научиться анализировать действия лучших киберспортсменов, понимать, как они принимают решения. Именно этим и стоит начать заниматься как можно раньше — тогда можно стать настоящим профессионалом.
У всех спортсменов, живущих в bootcamp, разный режим дня. Кто-то может закончить тренироваться в пять утра, а кто-то — в восемь часов вечера.
Сколько зарабатывают киберспортсмены
Но это не значит, что абсолютно каждый пришедший в киберспорт может сразу заработать такую сумму. Тех, кто выигрывает крупные деньги в России, меньше 1%. По словам Дмитрия Куприянова, комментатора и аналитика студии RuHub, рынок СНГ почти ничего не зарабатывает в мировом масштабе.
Где учат на киберспортсменов
Пока что не существует школ для киберспортсменов. Но есть, например, курсы Skillbox, которые могут помочь перейти из геймера-любителя в профессионалы. Студентов таких курсов можно разделить на две группы: тех, кто хочет научиться профессионально играть, и тех, кто хочет работать в индустрии киберспорта — стать менеджером, маркетологом или пиарщиком.
По окончании карьеры бывшему киберспортсмену сложно куда-то устроиться. По словам Дениса Татьянкина, руководителя направления игры в Skillbox, вариантов не так много, и самый очевидный — организация киберспортивных мероприятий. Другой вариант — стримить игры. Однако это не очень прибыльно.
Киберспортсменам сложно реализовать свои навыки где-то, кроме игр. По словам Татьянкина, экс-киберспортсмен также может стать геймдизайнером. Правда, в России эта профессия пока не очень востребована.
Киберспорт в России
Отдать ребенка в киберспорт в США или Европе — нормальная практика. В России же многочасовые игровые сессии воспринимаются пока скорее как вред для здоровья. Мысль о том, что киберспорт — полноценная работа и огромная индустрия, в нашей стране пока не прижилась.
При этом киберспорт можно воспринимать как социальный лифт: игроков из Москвы и Питера всего лишь 25-30%, остальные — из регионов.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Трендов и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
На чём зарабатывают киберспортсмены и владельцы клубов
Краткий обзор от Yota и Goose Gaming Agency
Интерес к киберспорту — один из самых мощных трендов на рекламном рынке: солидные спортивные бренды, производители люксовых автомобилей и продуктов питания по всему миру становятся спонсорами команд и обеспечивают призовые фонды соревнований.
В России в киберспорт уже вошли бренды телеком-рынка, ИТ-компании, глобальные бренды фастфуда, энергетических напитков и многие другие. Тем не менее, не все до сих пор осознают масштаб этой части игровой индустрии.
В новой серии материалов Yota разбирается в экономике соревновательных видеоигр. Первый выпуск посвящён киберспортсменам и клубам.
Существуют десятки одиночных и командных игр-дисциплин, наиболее известные из которых — Hearthstone, League of Legends, Dota 2, Quake, CS:GO и Overwatch. Играть можно на персональных компьютерах и консолях. Например, футбольная Российская Премьер-Лига проводит регулярные чемпионаты по FIFA. И хотя у многих российских футбольных клубов есть свои киберспортивные герои, их гонорары и призовые выигрыши несопоставимы с теми, что зарабатывают в ПК-дисциплинах.
Можно ли сделать киберспорт основным источником дохода и зарабатывать играми на безбедную жизнь? Теперь можно. И для этого есть несколько путей: стать профессиональным игроком, работать в сфере киберспорта (например, ведущим трансляций, комментатором матчей, менеджером состава) или инвестировать в собственный киберспортивный клуб.
До недавнего времени доходы киберспортсменов и киберспортивных организаций были для обывателей тайной. Но в последние пару лет организации начали раскрывать подробности контрактов игроков.
Надо понимать, что доход игроков формируется из нескольких источников:
Процент от выигранных призовых.
Есть миф, что первый пункт напрямую зависит от второго. На самом деле это не совсем так. Профессиональные игроки, которые состоят в киберспортивных организациях, как и представители любой другой профессии, получают фиксированную ежемесячную заработную плату. Даже если они проиграют несколько турниров подряд, их оклад не уменьшится.
Призовые — это скорее премия, которая может быть гораздо выше ежемесячной зарплаты.
Призовые и доходы игрока от стримерской деятельности не зависят от его киберспортивной организации. А вот зарплата, как и в любом большом спорте, выплачивается клубом. Она формируется из доходов от партнёрских контрактов и денег инвесторов. В случае успеха киберспортсменов клуб начинает приносить доход и инвесторам.
В киберспорте на постсоветском пространстве партнёрство подписывается с киберспортивной организацией или командой. За рубежом распространены личные спонсоры игроков, но у нас это пока не практикуется, так что к доходу игроков прибавлять «спонсорские контракты» нельзя. Деньги спонсоров идут на развитие организации и формируют зарплаты игроков. Это не значит, что условные 100 тысяч рублей просто делятся на пять киберспортсменов. Расходы организации состоят не только из зарплат игроков, но и из оплаты тренировочной базы — «буткемпа», — персонала команды (SMM-отдела, продакшена и других), оплаты перелётов, переездов и десятка других пунктов.
Если вы не хотите становиться звездой штурмовой винтовки и мастером файерболла, но готовы собрать свою команду, есть два очевидных решения:
Ребята «из ниоткуда» играют ради удовольствия или ради своих амбиций. У них низкие запросы, и вам вполне хватит минимальных вложений, чтобы платить им символические зарплаты или просто предоставить тренировочную базу. Важно с самого начала понимать мотивацию каждого участника коллектива и внимательно отнестись к подбору людей. Игроки, которые что-то умеют, но не желают расти — плохой вариант.
Путь к успеху будет не быстрым. В зависимости от талантов спортсменов и денег, которые будут вложены в их развитие (турниры, тренировочная база, оборудование), может потребоваться несколько лет, чтобы на вас стали обращать внимание спонсоры.
Скорее всего, первых контрактов хватит только на покрытие расходов на команду, но участие в крупных турнирах и развитие сообщества болельщиков поможет делу встать на рельсы.
Второй путь — купить профессиональный состав, забрендировать его при необходимости и развивать дальше.
Обе модели выхода на профессиональную арену отлично иллюстрирует история Winstrike. Команда стала сенсацией на последнем The International, крупнейшем чемпионате мира по Dota 2.
В феврале 2018 года пять амбициозных аутсайдеров сформировали коллектив FlyToMoon, в составе которого было только два профессиональных кибератлета. Мощная мотивация и исключительные таланты позволили FlyToMoon меньше чем за полгода пробиться в число профессионалов. В чемпионате The International они участвовали в составе Winstrike, подписав с этим российским клубом контракт.
Зарплатные ожидания (и реальность) команд сильно различаются и зависят от ряда факторов. В первую очередь влияет киберспортивная дисциплина. Например, игроки в CS:GO получают бóльшую клубную зарплату, чем игроки в Dota 2, потому что суммарный призовой фонд турниров по CS:GO гораздо меньше, чем в Dota 2.
В сезоне 2017-2018 года было проведено десять турниров по Dota 2 с миллионными призовыми фондами. В CS:GO таких событий-миллионников — всего два в год.
Успешно выступая в турнирах по Dota 2, киберспортсмен может заработать больше премиальных, чем игрок в CS:GO. Исторически сложилось так, что клуб может позволить себе игрока в Dota 2 с небольшой зарплатой, мотивируя его выступать лучше.
генеральный директор организации Double Dimension
В интервью РИА-новости генеральный менеджер Virtus.pro рассказал, что игроки организации получают десять тысяч долларов. Из этого можно сделать вывод, что у их коллег из Natus Vincere зарплаты не меньше.
Киберспорт — довольное старое явление. Первая профессиональная лига по компьютерному спорту была основана в 1997 году, то есть больше 20 лет назад. Но активное развитие киберспорт получил после 2011 года, когда прошел первый The International с призовым фондом в миллион долларов.
Ситуацию на рынке сейчас можно описать как «подогревание и перегревание».
Всё это негативно сказывается, прежде всего, на командах-середнячках. Они застревают на одном уровне из-за того, что не могут себе позволить игроков уровнем выше. Результаты не приходят, партнёры с контрактами, естественно, тоже — в таком замкнутом круге сейчас живет большое количество СНГ-коллективов.
«У развивающихся клубов, которые формируют первую десятку России, есть достаточная база фанатов, они активно обсуждаются СМИ и коммьюнити — то есть хорошо подходят для решения задач рекламодателей. Тем не менее, крупные бренды чаще всего хотят взаимодействовать с лучшими из лучших. При этом киберспортивное сообщество хорошо относится к брендам, которые разделяют их интересы и поддерживают их любимые команды — вне зависимости от их уровня», — отмечает основатель агентства Goose Gaming Павел Гусев.
Киберспортивный инвестор может сделать из этого довольно простой вывод: немного усилий с его стороны, продуманный маркетинг — и клуб средней руки сможет составить конкуренцию топовым командам. При этом вложений он потребуют гораздо меньше, чем профессиональная организация международного уровня — игроки ещё не избалованы высокими зарплатами.
Киберспортсмены должны понимать, что шансы пробиться в топ, стартовав с клубом средней руки, вполне осязаемы. Но для быстрого развития придётся идти в одиночную дисциплину или постоянно менять коллективы, повышая собственный уровень.
В следующем материале мы поговорим об аудитории, которая следит за киберспортом, смотрит трансляции, болеет за клубы и посещает турниры. Этих людей окружает едва ли не больше мифов, чем самих киберспортсменов.
Как зарабатывают киберспортивные организации
У Cloud 9, например, в штате 96 человек (игроки, тренеры, генеральные менеджеры) в 12 различных дисциплинах. Киберспортивные организации являются фактически стартапами. Инвесторы видят потенциальный рост индустрии и жертвуют краткосрочной прибылью, чтобы помочь им расти и зарабатывать деньги в будущем.
Спонсорство
Крупные неэндемичные бренды приходят в киберспорт каждый месяц. Здесь присутствуют бренды разного направления, от фаст-фуда до одежды для легкой атлетики. Некоторые компании сосредоточены на турнирах и лигах, как в случае четырехлетнего соглашения Nike с League of Legends Pro League. Другие бренды ориентированы на отдельных игроков, как Red Bull и Ninja.
Руководители видят возможность связаться с молодой, труднодоступной аудиторией и готовы бросить свои деньги в киберспорт. Цель организаций: убедить бренды в том, что их игроки и команды – те, кто могут привлечь больше внимания к товарам/услугам компании.
Рекламные сделки
Для создания качественной рекламы требуется киберспортивная организация, создающая контент для зрителей. Большая его часть создается на Twitch. Многие киберспортивные организации требуют, чтобы их игроки периодически запускали стримы. Более того, у команд иногда есть просто стримеры, которые не соревнуются, а лишь запускают трансляции для веселья.
То, как киберспортивные организации продвигают своих игроков и привлекают бренды, имеет решающее значение для их успеха. Глядя на TSM, ярким примером является их партнерство с Dr. Pepper.
Компания имеет долгую историю в киберспорте, начиная с MLG в 2008 году. Они знают, как получить хороший отклик от киберспортивной аудитории, и служат примером для других брендов. В дополнение к рекламе Team SodaMid, Dr. Pepper также получил много огласки, изобразив игроков TSM Fortnite на бутылках содовой.
Медиа права
Права на медиа, которые составляют почти 20% всех доходов от киберспорта, почти исключительно принадлежат разработчикам игр и сторонним организаторам турниров. Чтобы организации могли соревноваться во франшизных лигах, как OWL и LCS, организации должны платить значительные стартовые взносы.
Продажа мерчандайза
Однако уже к 2020 году в OWL планируется перевести все игры на домашние арены. Команды смогут привлекать зрителей и получать с них прибыль за покупку билетов и мерчандайза. Даже при высоких вступительных взносах в OWL, такие будущие перспективы заманчивы.
Они привлекли много спонсоров и партнёров, включая популярного музыканта Дрейка. Одной из причин, по которой Дрейк инвестировал деньги в команду, является то, что она успела заявить о себе в мире моды уличной одежды. Их мерч был замечен на самых модных звездах США, от игроков NBA до рэперов.
Другие киберспортивные организации также успешно продают свои товары, но 100 Thieves превзошли все ожидания. Несмотря на то, что важен каждый поток доходов, именно эта категория должна значительно улучшиться, чтобы киберспортивные организации могли скрасить финансовое состояние.
Будущее доходов от киберспорта
Новые бренды вливаются в киберспорт каждую неделю. 22 марта Nissan объявил о спонсорстве с FaZe Clan и OpTic Gaming. Это первая партнёрская сделка автомобильного концерна в киберспорте, что подтверждает: большие компании видят реальные возможности в отрасли. Высокая конкуренция среди брендов за спонсорство в киберспорте повысит ценность таких спонсорских связей для организаций. Все эти изменения способствуют росту киберспортивной индустрии и укрепляют отрасль.
Играйте ради победы, заходите на наши социальные сети, регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.
Адаптация и перевод: Виктор «Viktor_Snow» Ткачук для esportnews.gg