На чем зарабатывают лоукостеры
Билет без возврата: на каких уловках зарабатывают лоукостеры
Покупка авиабилета — самая скучная трата отпускных денег. Мало кто готов доплатить, чтобы с комфортом провести несколько часов в небе, наоборот, люди стараются максимально сэкономить на перелете. Так что не удивительно, что на важнейших мировых рынках лоукостеры постепенно занимают лидирующие позиции: согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2016 году дискаунтеры перевезли 30% от общего пассажиропотока. Россия не отстает от мировых тенденций: доля лоукостеров на отечественном рынке за последние пару лет увеличилась с 4 до 14%.
Покупая дешевый билет, нужно помнить, что политика большинства бюджетных компаний заключается в том, чтобы вынудить клиента воспользоваться какой-нибудь дополнительной опцией. И уж за нее придется заплатить втридорога. В преддверии сезона отпусков Forbes рассказывает об основных уловках авиакомпаний-лоукостеров.
Никаких изменений
Планируя отпуск загодя, следует быть твердо уверенным в датах: бюджетные авиалинии, как правило, не возвращают деньги за билет, если пассажир передумал лететь — этот пункт договора отмечен на сайтах компаний. Точнее, деньги будут возвращены (согласно Воздушному кодексу России), однако высокие сервисные сборы за оформление возврата делают эту процедуру совершенно бессмысленной. Коррекция даты вылета или замена фамилии пассажира так же является платной услугой, иногда она стоит дороже билета — €40-50. Так что никакие опечатки недопустимы.
Платная регистрация
Неискушенный путешественник может потратить даже больше денег, полетев дискаунтером, чем если бы воспользовался услугами обычной компании. Например, если у него нет привычки заблаговременно регистрироваться на рейс. В аэропорту за эту процедуру, скорее всего, придется доплатить — от €10 до €40. Но даже при онлайн-регистрации на стойке могут потребовать еще несколько евро за распечатку билета, а то и все €10. Конечно, дешевле напечатать билет самому или скачать мобильное приложение авиакомпании, чтобы использовать электронный посадочный талон.
Считать килограммы
Основный источник дополнительной прибыли для лоукостеров — багажные сборы: если обычная авиакомпания резервирует за клиентом одно багажное место и еще одно на полке для ручной клади, то в случае с бюджетным перевозчиком рассчитывать приходится только на второе. Как правило, в салон разрешают брать сумку, чьи габариты не превышают 55×40×20 см, а вес — 8 кг. Доплата за перевозку чего-то более габаритного у некоторых компаний вдвое превышает стоимость самого перелета.
Выбор места
Если вы покупаете два или более билетов, будьте готовы к тому, что при регистрации ваших попутчиков «раскидают» по салону – даже в том случае, если речь идет о семье. За возможность сидеть на одном ряду кресел придется доплатить. Как и за место у окна, а так же аварийного выхода или в начале салона – везде, где есть возможность вытянуть ноги. Отметим, что кресла у бюджетных перевозчиков установлены теснее, а спинки могут не откидываться, так что высоким людям есть смысл доплатить.
Все свое ношу с собой
Ни один лоукостер не кормит пассажиров бесплатно. Вода тоже часто предлагается только за деньги. Стакан газировки и какой-нибудь захудалый бутерброд могут наполовину увеличить стоимость перелета. Так что о питании лучше позаботиться самостоятельно: конечно, у вас не получиться пронести бутылку с водой через пункт таможенного контроля. Однако можно взять с собой пустую тару — и наполнить в кулере, если вы стремитесь к радикальной экономии.
На чем зарабатывают лоукостеры?
Мы все видели информацию о том, что из Варшавы до Мадрида можно долететь, например, за 15-20 евро. Это немного сбивает с толку, когда за тот же билет в нормальной авиакомпании придется выложить под 200 евро.
Так как же умудряются зарабатывать компании типа Ryanair, Wizzair, Jetair и прочие? На самом деле, здесь очень много неочевидных статей дохода. И это как раз тот случай, когда в большинстве случаев работает принцип «сэкономил – значит заработал».
На чем экономят компании лоукостеры?
Заработок на пассажирах
Багаж. Это самый очевидный вариант. Компании-лоукостеры, в отличие от их «дорогих» аналогов, не дают возможности провозить багаж бесплатно. Как правило, бесплатно можно везти лишь ручную кладь, а вот за все остальное придется серьезно заплатить. Стоимость одного чемодана в багаже может стоить 20-50 евро и более.
Допуслуги. Лоукостеры активно продают нам дополнительные услуги. Например, бронирование места, возможность сидеть рядом с тем, с кем ты летишь (компании сознательно «разбрасывают» вас и ваших попутчиков в разные конца салона). Такая услуга стоит примерно 20 евро, в зависимости от авиакомпании.
Доптовары. В полете лоукостеры предлагают вам купить товары, которые вы можете купить на земле в разы дешевле.
Отсутствие обедов. Лоукостеры не кормят своих пассажиров. Хотите кушать? Платите.
Экономия на кассах. Билеты на рейсы лоукостеров можно купить только в интернете, так что компании экономят на содержании офисов и билетных касс.
Комфорт. Если вы хоть раз в жизни летали лоукостером, то замечали, что по уровню комфорта полет не сильно отличается от поездки в маршрутке много людей, салон максимально заполнен сиденьями (то есть разложить кресло и вытянуть ноги – непозволительная роскошь). Все это делается для того, чтобы принять на борт как можно больше пассажиров.
Платить нужно за все. Хотите поменять дату вылета? Платите. Хотите вернуть деньги за билет? Не получится. Все это плата за дешевизну.
Персонал
Самолеты
Это тоже статьи экономии.
Новые самолеты. Вы, наверное, ожидаете, что лоукостеры летают на бэушных самолетах, чтобы сэкономить? Но нет! Лоукостеры чаще всего летают на новых самолетах! Вы скажете, что это дороже, но нет. Дело в том, что новые самолеты служат дольше, а значит, что простоев из-за ремонта не будет.
Кстати, средний срок службы самолета у британского лоукостера jetair – 5 лет (затем они их продают). Для сравнения, «дорогой» British Airways эксплуатирует около 12-13 лет.
Оптовые покупки. Лоукостеры покупают огромные партии одинаковых самолетов (70-150 штук). Естественно, они получают огромную скидку от производителей. К тому же, когда у тебя парк одинаковых самолетов, то их легко и дешево ремонтировать и обслуживать.
Подготовка пилотов. Так как все самолеты одинаковые, то нет необходимости готовить пилотов, инженеров и команды под разные самолеты, то есть достаточно разработать одну программу подготовки, а не несколько – это, очевидно, дешевле.
Аэропорты
Лоукостеры зарабатывают на аэропортах.
Аренда. Вы замечали, что лоукостеры не летают в основные мировые аэропорты? Например, в Париже это аэропорт Бовэ, что в 70 км от Парижа, а не Шарля де Голля. Почему? Потому что авиакомпании платят аэропортам за аренду полос, времени и т.д. Естественно, в популярных аэропортах, близких к популярным городам, аренда дороже. Как следствие, лоукостеры выбираю дешевые аэропорты поменьше, где ставки ниже.
Стоянка. Как и в случае с обычными машинами, авиакомпании платят за парковку своих самолетов. И чем дольше они стоят, тем более авиакомпания платит за аренду. Именно поэтому лоукостеры предпочитают держать свои самолеты в воздухе. На практике это выглядит так: самолет прилетает – высаживает пассажиров – набирает новых – сразу же улетает. Именно поэтому лоукостеры предпочитаю перелеты максимум в 3-4 часа. Пока «дорогие» авиакомпании совершают один перелет в 7-8 часов, лоукостеры умудряются сделать 3-4, заработав на них столько же (а то и больше). Кстати, ночуют самолеты обычно именно в тех самых дешевых аэропортах, где авиакомпании и арендуют места.
Оплатите воздух: На чём зарабатывают и как теряют репутацию лоукостеры
20 июля «Ведомости» сообщили, что лоукостер «Победа» планирует повысить тарифы на треть, если не выиграет апелляцию, и суд второй инстанции подтвердит право пассажиров провозить бесплатно женских рюкзачков. Сейчас пассажир может пройти с женским рюкзаком, если доплатит 999 рублей на сайте или 1 500 рублей в кассе аэропорта.
20 июля «Ведомости» сообщили, что лоукостер «Победа» планирует повысить тарифы на треть, если не выиграет апелляцию и суд второй инстанции подтвердит право пассажиров провозить бесплатно женские рюкзачки. Сейчас пассажир может пройти с женским рюкзаком, если доплатит 999 рублей на сайте или 1500 рублей в кассе аэропорта.
Чуть раньше, в начале месяца, «Победу» раскритиковали пользователи соцсетей и пассажиры за то, что экипаж одного из самолётов авиакомпании не смог рассадить родителей младенца, занявших свободные места рядом, и вызвал милицию к трапу после посадки. Правилами авиакомпании предписана доплата за выбор мест, а молодые родители такую услугу не оплачивали. «Секрет» рассказывает о том, как другие лоукостеры зарабатывают на дополнительных услугах и в какие скандалы попадают из-за жадности.
Ryanair
Помимо платы за еду, выбор мест и онлайн-регистрацию ирландский лоукостер Ryanair берёт деньги и за более специфические услуги. Например, пассажир должен доплачивать за перелёт с детьми. В 2011 году Европейская комиссия по правам пассажиров обязала авиакомпанию выдавать бесплатные обеды пассажирам, чьи рейсы задерживаются, Ryanair немедленно переложила финансовую ответственность за это на плечи самим пассажирам — все тарифы выросла на 2 фунта.
CEO Rynair Майкл О’Лири любит чёрный пиар и нередко рассказывает СМИ о своих идеях, как сэкономить ещё больше и заработать за счёт пассажиров. В 2009 году он заявил в интервью BBC, что собирается взимать сбор за пользование туалетом во время полёта в размере 1 фунта за посещение. А в следующем году пообещал переделать самолёты компании — добавить лишний ряд сидений вместо двух уборных комнат. Оба обещания не сбылись, но пассажиры регулярно возмущаются качеством сервиса Ryanair — отсутствием туалетной бумаги, салфеток, воды и молока для кофе.
Журнал Economist назвал Ryanair «заслужившей омерзительную репутацию». В 2002 году авиакомпания отказалась предоставлять инвалиду кресло-каталку и судилась с ним и с аэропортом. В 2004 году суд встал на сторону пассажира, обязал авиакомпанию и аэропорты разделить затраты на закупку кресел-каталок, тогда Ryanair подняла стоимость всех билетов на полфунта. В 2012 году лоукостер запретил женщине, пережившей операцию на кишечнике, взять на борт необходимые медицинские приспособления.
Spirit
В апреле 2016 года исследовательское агентство ACSI выбрало худшие и лучшие авиакомпании США по мнению пассажиров. С результатом 62 балла худшим был признан лоукостер Spirit. В основном нарекания пассажиров вызывают не условия перелёта, а слишком большое количество платных услуг.
Spirit берёт деньги за перевоз более чем одной сумки в салоне, за распечатку посадочного талона в аэропорту и за предоставление воды во время перелёта. Лоукостер также не предлагает услуги возврата билета.
Spirit не раз оказывался в центре скандалов из-за специфических рекламных кампаний. Например, в 2012 году, когда появилась информация об 11 агентах Секретной службы США, пользовавшихся услугами колумбийских проституток, лоукостер выпустил рекламу рейсов в Колумбию со слоганом «Больше секса за ваши деньги».
Wizzair
Венгерская авиакомпания Wizzair взимает детский сбор в размере 27 евро даже за перевоз младенцев (детей до 2-х лет) на коленях у взрослого, зато пассажир получит бесплатное дополнительное багажное место. Если на обратном пути ребёнку уже исполнится 2 года, ему придётся оплатить отдельное место и место для багажа. При этом один взрослый пассажир имеет право взять с собой только одного младенца. Также Wizzair запрещает путешествовать беременным женщинам со сроком беременности свыше 35 недель. В случае многоплодной беременности — 32 недель. В 2015 году авиакомпания на 20% увеличила цену на провоз багажа, самый дешёвый тариф сейчас составляет 3800 рублей за сумку с максимальным весом в 23 кг.
AirBaltic
Основными направлениями AirBaltic являются Норвегия, Швеция и Финляндия, поэтому лоукостером часто летают лыжники и сноубордисты. Несмотря на то что билеты AirBaltic довольно дешёвые, практически треть суммы билета нужно доплачивать за провоз горнолыжного снаряжения. Большие авиакомпании, например «Аэрофлот», AirBerlin, Lufthansa, провозят горнолыжный инвентарь бесплатно. Самый громкий скандал с балтийским лоукостером случился в 2015 году, норвежская полиция задержала командира корабля и троих членов экипажа прямо перед вылетом за злоупотребление алкоголем. Весь экипаж после разбирательства был отстранён от полётов, а капитан судна арестован.
Iceland Express
Фотография на обложке: Max Rossi / Reuters
Как зарабатывают лоукостеры, продавая билеты за копейки: 6 способов
У европейских авиакомпаний в последние несколько лет наблюдается необычная тенденция: крупные перевозчики становятся более прибыльными, а лоукостеры теряют свою доходность. И, тем не менее, бюджетные авиалинии почти в два раза эффективнее своих «старших» собратьев. Как, продавая билеты по смешным ценам, можно поддерживать высокую прибыль?
Сегмент «дешевых» авиаперевозок зародился в Европе в 1996 г., когда Евросоюз объединил воздушное пространство государств-членов. Тогда европейские авиакомпании начали свободно осуществлять внутренние рейсы без разрешений на пролет над отдельными странами. Достаточно только получить от аэропорта время вылета («слот»). Пионером индустрии стал ирландский лоукостер «Раянэйр» (Ryanair), быстро завоевавший доверие пассажиров.
Как известно, бюджетные авиакомпании зарабатывают не только на дешевых авиабилетах (эта статья, скорее, убыточна). Дополнительная оплата предусмотрена за все, кроме самого полета: регистрацию в аэропорту, багаж, возможность сдать билет, питание и даже выбор места в салоне. Крупные европейские игроки рынка переняли эту практику и также ввели базовые тарифы и платные опции, однако при этом их цены выше, чем у лоукостеров, а прибыль гораздо ниже. В чем же секрет? Оказывается, факторов успеха как минимум 6.
1. Новые самолеты
Воздушные суда, только что сошедшие с конвейера, не требуют значительных вложений в ремонт и благодаря современным технологиям они более экономично расходуют горючее и рассчитаны на большую дальность полета без дозаправки.
Ryanair и компании того же сегмента тщательно следуют требованиям по техобслуживанию самолетов и получают от производителей лучшие гарантийные условия, а также им разрешено продлевать срок до первого капремонта до 8 лет. Зачастую воздушные суда продают задолго до этого, уже через 5 лет. Все это позволяет сэкономить до 20 % расходов в год.
Как урвать самый дешевый билет у Победы? Вот годный (и проверенный на себе) лайфхак:
2. Скидки на покупку самолетов и более экономичное оснащение салона
После событий 11 сентября 2001 г. на мировом авиационном рынке разразился кризис, и крупнейшие производители авиалайнеров оказались на грани банкротства. Моментом воспользовались лоукостеры Ryanair и EasyJet и получили большие скидки при заказе крупных партий самолетов. Через несколько лет Ryanair продал свой авиапарк по цене примерно на 5 % выше изначальной при том, что перевозчик не потратился на ремонт.
Возможно, это можно назвать везением, но немалую роль сыграла готовность лоукостера рискнуть и открыть новые маршруты, тогда как конкуренты приостановили проекты развития. Подобные компании не стараются конкурировать с гигантами, а ищут новые ниши и летают туда, куда еще не запущены регулярные рейсы.
3. Дотации и спец. условия от аэропортов и местных властей
Лоукостеры открывают продажи авиабилетов задолго до рейсов и заранее видят, могут ли выполнить обязательства по пассажиропотоку. Если прогноз по какому-либо аэропорту негативный, то недостающее количество пассажиров добирают при помощи супер-акций, например: «Все билеты по 10 EUR».
Если кто-то считает, что такие распродажи — чистый убыток, не видят всей картины в целом: лоукостер теряет на цене билетов, но получает скидку от воздушной гавани за выполнение обязательств по количеству пассажиров и рекламу. Фактически, аэропорты косвенно датируют деятельность бюджетных авиакомпаний, но расходы окупаются за счет туристов, которые тратят деньги на отдыхе — в гостиницах, ресторанах, магазинах и пр. Такие дотации весьма распространены на курортных направлениях Европы, Турции, Египта и Израиля. Напрямую это делать запрещено, поэтому все участники цепочки прибегают к системе скидок.
4. Прямая продажа билетов
Еще один фактор эффективности — прямая дистрибуция: как правило, лоукостеры продают билеты через собственные сайты и не пользуются глобальными системами распространения, что позволяет экономить порядка 10-25 USD на каждом отрезке пути.
Крупные участники рынка, например «Люфтганза» (Lufthansa), тоже начали практиковать продажи через свои сайты, но пока они не могут полностью отказаться от услуг посредников, поскольку иначе невозможно организовать транзитные перелеты.
5. Использование налоговых льгот при найме сотрудников
При найме сотрудников лоукостеры экономят на всевозможных налогах, используя легальные схемы. Например, Ryanair нанимает летный персонал через аутсорсинговые компании, зарегистрированные на Кипре. В этом оффшоре подоходный налог составляет 30 %, тогда как во Франции и Германии он равен 45 %, при этом командировочные не облагаются налогами, а расходы на соц. страхование меньше.
Поначалу пилоты Ryanair из-за этого были менее защищены, им даже приходилось из своего кармана оплачивать униформу и курсы повышения квалификации. Но потом летчики и бортпроводники объединились в профсоюзы и добились заметного улучшения условий труда: зарплата сотрудников стала самой высокой по сравнению с другими европейскими компаниями.
6. Другие возможности
То, чего совсем не стоит ожидать от лоукостера — это супердешевых авиабилетов в сезон на самые популярные маршруты. Зачем терять прибыль, когда места на рейс раскупят даже по высоким ценам? Накануне вылета билеты могут быть даже дороже, чем у крупных компаний.
Таким образом, основная доля прибыли идет не от полетов, а от продажи самолетов и выстроенной политики сотрудничества с аэропортами. И стоит помнить, что в конечном итоге «банкет» прямо или косвенно оплачивают потребители.
Как работают бюджетные авиакомпании и лоукостеры
Поначалу, когда молодым компаниям-лоукостерам нужно было громко заявить о себе, в продажу нередко поступали авиабилеты за 10, 5 или даже за 1 €. Сейчас на такую щедрость рассчитывать почти не приходится, но возможность летать за 15-30 € остается и сегодня.
В чем подвох, почему так дешево?
Подвоха нет, за границу действительно можно улететь по цене скромного обеда в московском ресторане. Надо только знать, на чем экономят лоукостеры и понимать, как использовать это знание себе на пользу.
Вкратце подход лоукостеров к ценообразованию можно описать так: «мы даем только возможность лететь, за остальное вы платите сами». Принцип грамотный и действительно помогает снизить затраты, поэтому его начали применять и многие классические авиакомпании. Например, airBaltic, национальный авиаперевозчик Латвии (как Аэрофлот в России), делает такие привлекательные цены на билеты, что его легко можно отнести к лоукостерам.
Бывают и лоукостеры фанатичные. В погоне за тотальным сокращением расходов они, похоже, забывают о том, что самолеты у них пассажирские, и летают на них люди. Места в самолетах таких компаний занимают как в метро в час пик. Задержки, опоздания, проблемы с регистрацией и багажом — скорее норма, чем исключения. А процесс подачи и рассмотрения жалобы настолько выматывает, что проще о жалобах забыть и не портить себе нервы.
Но большинство современных лоукостеров все же выбирает более «человечную» бизнес-модель, схожую с моделью традиционных авиакомпаний.
На чем экономят лоукостеры
Аэропорты
Аэропортовый сбор — это плата за обслуживание самолета, но берут ее, разумеется, с пассажиров. Как снизить размер сбора и, соответственно, цену авиабилета? Летать в более дешевые аэропорты. Какие аэропорты дешевле? Те, что постарее и подальше от города.
Например, венгерский лоукостер Wizz Air в качестве одной из баз использует аэропорт Катовице в Польше. И находится этот аэропорт в 100 км от ближайшего интересного туристу города — Кракова. В общем-то, даже до нетуристического Катовице оттуда 30 км. Конечно, здесь развит общественный транспорт, и уехать можно без проблем — но это лишнее время и деньги.
К счастью, лоукостерам не всегда приходится прибегать к такому варианту. Часто их базами становятся старые аэропорты, которые, чтобы хоть как-то выжить, устанавливают минимальные аэропортовые сборы.
Такие аэропорты обычно расположены в черте города, и до туристических мест из них можно добраться быстро и удобно. К примеру, аэропорт Жуляны в Киеве, откуда летает Wizz Air. Или аэропорт Дон Муанг в Бангкоке, который остался не у дел после открытия современного аэропорта Суварнабуми и теперь стал базой для нескольких азиатских лоукостеров.
Еще один способ уменьшить аэропортовый сбор — это удешевить инфраструктуру самого аэропорта. Представляете, сколько стоят все эти автобусы, которые развозят пассажиров к самолетам? А прибавьте сюда бензин, техобслуживание, зарплату водителей и механиков. Посадочные «рукава» — более дешевая альтернатива автобусам, но и они стоят денег. Поэтому в главном хабе Air Asia — терминале LCCT в международном аэропорту Куала-Лумпура — пассажиры идут от выхода на посадку к самолету пешком.
Впрочем, некоторые лоукостеры, чтобы выделиться среди конкурентов, выбирают более удобные аэропорты. А, к примеру, испанский дискаунтер vueling принципиально летает только в главные аэропорты во всех пунктах назначения.
A post shared by HK International Airport (@hongkongairport) on Aug 15, 2017 at 4:38am PDT
Время и частота рейсов
За парковку в аэропорту платят не только пассажиры, но и авиакомпании. Поэтому большинство лоукостеров предпочитает держать свои самолеты не на земле, а в небе. Посадка, люди выходят, люди заходят, взлет. И так целый день. Как маршрутка, только салон в промежутках чистят. В результате самолеты лоукостеров «ночуют» только в своих аэропортах-хабах.
При покупке билета обращайте особое внимание на время вылета и прилета
Аэропортовый сбор часто зависит от времени прибытия самолета. Здесь тоже есть своя сезонность. Ночью дешевле, чем днем; в пик туристического сезона дороже, чем в другое время. И расписание большинства лоукостов составлено с учетом этих колебаний цен. Поэтому при покупке билета обращайте особое внимание на время вылета и прилета.
Парк самолетов
На новые машины всегда дают трех-, а то и пятилетнюю гарантию. Просто потому что добротный автомобиль редко нуждается в ремонте в первые годы эксплуатации. То же самое с самолетами.
Чтобы избежать затрат на ремонт и содержание большого штата техников, бюджетные авиакомпании стараются летать только на новых самолетах и только одной модели. После того, как самолеты отслужат 5-6 лет, их продают другим авиакомпаниям. К примеру, по данным planespotters.net средний возраст самолетов британского лоукостера easyJet — чуть меньше 5 лет, а средний возраст самолетов национального авиаперевозчика British Air — около 13 лет. Кстати, это дает повод задуматься о том, какими авиалиниями безопаснее летать — бюджетными или классическими.
Средний возраст самолетов лоукостера easyJet — меньше 5 лет, самолетов British Airways — около 13 лет. Это дает повод задуматься о том, какими авиалиниями безопаснее летать — бюджетными или классическими
Еще один очевидный способ сэкономить — утрамбовать в самолет больше пассажиров. Поэтому лоукостеры часто заказывают самолеты, в салонах которых больше кресел, чем в самолетах классических авиакомпаний. За узкими проходами между рядами кроется и еще один способ заработать — продавать намного дороже билеты на места с большим пространством для ног.
A post shared by flydubai (@flydubai) on Feb 12, 2017 at 7:50pm PST
Срок продажи и правила возврата билетов
Гонять пустой самолет туда-сюда — неприбыльно. Любая авиакомпания заинтересована в том, чтобы ее самолеты были заполнены пассажирами на 100%. Но в реальности по данным IATA средняя мировая заполняемость составляет около 70%, и каждая авиакомпания об этом знает. Об этом стараются не говорить вслух, но цены на авиабилеты устанавливаются так, чтобы даже 70% пассажиров обеспечивали прибыльность всего полета. Другими словами, купив билет, вы платите за себя и еще за половину пустого кресла в самолете.
Другая сторона этой медали — авиакомпания знает, что ее рейс почти наверняка окупится, но в самолете при этом останется 20-30% пустых мест. Почему бы не распродать билеты на эти места и не заработать еще? Так и возникают регулярные скидки и акции у лоукостеров и классических авиакомпаний.
Цены на авиабилеты устанавливаются так, чтобы даже 70% пассажиров обеспечивали прибыльность всего полета. Другими словами, купив билет, вы платите за себя и еще за половину пустого кресла в самолете
Ранняя продажа билетов — еще один способ сэкономить. Вы покупаете сегодня дешевый билет с датой вылета через полгода. Вы довольны, потому что сэкономили. А компания довольна, потому что будет бесплатно пользоваться вашими деньгами целых полгода. Получается что-то вроде беспроцентного кредита. Причем, кредита, который не надо возвращать. Потому что большинство лоукостеров не позволяет сдавать билет. Даже простое изменение даты вылета или фамилии пассажира может обойтись дороже изначальной цены билета.
Впрочем, даже с невозвратного билета можно получить назад хотя бы часть денег. К примеру, в случае неявки в аэропорт многие лоукостеры, в том числе и Air Asia, вернут вам (пусть и через месяц-полтора) сумму аэропортового сбора. Кроме того, у большинства компаний есть тарифные планы, по которым сдать билет все-таки можно. За такую возможность придется доплатить сверху, но, все же, это хороший вариант, если вы совсем не уверены в датах.
Способ покупки билета и регистрации на рейс
Здесь действует тот же принцип экономии, что и в интернет-магазинах. Содержать стационарные офисы и их сотрудников дорого. Поэтому лоукостеры продают свои билеты в интернете на собственных сайтах. В то же время, классические авиакомпании часто продают билеты через агентскую сеть, и каждый агент, конечно, делает свою наценку.
Платить зарплату сотрудникам на стойках регистрации в аэропорту — тоже дорого. Поэтому зарегистрироваться на рейс лоукостера онлайн можно бесплатно, а в аэропорту — уже за деньги.
Чтобы сэкономить максимально, покупайте билеты лоукостеров и регистрируйтесь на рейс в интернете.
Питание на борту
Ни один лоукостер не кормит пассажиров в полете бесплатно. Это еще одно проявление принципа «мы даем только возможность лететь, за остальное вы платите сами».
На самом деле, еда в самолете при коротких перелетах — это скорее способ развлечь пассажира, или, по крайней мере, отвлечь его от полета. В самом деле, так ли уж сложно не есть 2-3 часа полета? Особенно, если перед вылетом вы перекусили дома или в аэропорту.
Чтобы не платить за посредственную еду в самолете, как за ужин в дорогом ресторане, возьмите с собой что-то перекусить. Например, сухофрукты с орехами или пачку печенья. Формально авиакомпании запрещают брать еду на борт. На практике бортпроводники никогда не обращают на это внимания.
Если вы все же уверены, что проголодаетесь — закажите еду заранее на сайте лоукостера. Так она обойдется минимум вдвое дешевле, чем при покупке в самолете.
Развлечения на борту
В современных самолетах есть масса способов развлечься в полете. Монитор в спинке впередистоящего кресла дает возможность слушать музыку, играть в игры или смотреть кино (все чаще появляются фильмы с русским переводом и даже фильмы, снятые в России). Такие самолеты используют некоторые лоукостеры, например, flydubai. Но за наушники и за каждый фильм надо будет заплатить.
При этом только за последние полгода несколько десятков авиакомпаний объявили об отмене бессмысленных запретов на использование электронных устройств в самолете. И вы наверняка возьмете с собой один или несколько гаджетов. Поэтому чтобы не переплачивать — просто зарядите перед полетом свой ноутбук, планшет или электронную книгу. И не забудьте зарядное устройство, в новых самолетах уже есть розетки.
A post shared by flydubai (@flydubai) on Sep 7, 2016 at 4:59am PDT
Выбор мест
Бюджетные авиакомпании умудряются зарабатывать даже на таких мелочах, как место в салоне самолета. Классическая авиакомпания всегда дает возможность выбрать место при регистрации на сайте или попросить девушку на стойке регистрации посадить вас у окна. Лоукостеры такой возможности не дают.
По умолчанию система онлайн-регистрации на рейс, скорее всего, даст вам место у прохода. Хотите сидеть у окна — доплатите. Если вы покупаете больше одного билета, система может раскидать вас и ваших попутчиков по разным частям салона. Хотите сидеть рядом — доплатите. Нужно больше места для ног — доплатите еще больше и будете сидеть у аварийного выхода или в первом ряду. Впрочем, это уже черта не только дискаунтеров, простором для ног давно торгуют и классические авиакомпании. Но у лоукостеров проблема с местом для ног острее, потому что их самолеты обычно плотнее укомплектованы креслами.
Бюджетные авиакомпании умудряются зарабатывать даже на таких мелочах, как место в салоне самолета
Самолеты лоукостеров не всегда заполнены на 100%. Часто остается несколько пустых кресел, и если вежливо попросить стюардессу, вас без проблем пересадят. Исключение — незанятые «элитные» места в начале салона или у аварийных выходов: на них вас не пересадят почти наверняка. Если свободных мест нет — всегда можно попросить других пассажиров поменяться местами.
Багаж
Самое ощутимое отличие лоукостеров от обычных авиакомпаний — политика в отношении перевозки багажа. Если у классической компании в цену билета всегда входит перевозка одного места ручной клади и одного места зарегистрированного багажа, то у лоукостера можно рассчитывать только на ручную кладь. При этом, доплата за перевозку чемодана может быть вдвое больше цены самого билета.
Избежать багажных сборов непросто, но возможно. Для этого надо суметь упаковать все вещи в ручную кладь, разложить по карманам или надеть на себя. Задача не такая сложная, как кажется. Принято считать, что ручная кладь — это, в лучшем случае, портфель или небольшая сумка. Но на самом деле в салон обычно разрешают брать багаж габаритами до 55×40×20 см. А это — неплотно упакованный 40-литровый рюкзак, с которым, при желании, можно отправиться даже в поход. Стандартное ограничение по весу — до 8 кг. Если вычесть вес самого рюкзака получится около 6,5 кг вещей. Это много. Для сравнения — футболка весит примерно 200 грамм, джинсы и кеды примерно по 0,5 кг.
Доплата за перевозку чемодана может быть вдвое больше цены самого билета
Собирая все вещи для поездки в ручную кладь, помните о запретах на провоз жидкостей в самолете. Общий их объем не должен превышать 1 л, а объем каждой упаковки — 100 мл. При этом, все жидкости должны быть упакованы отдельно в прозрачный пакет.
Самым бережливым путешественникам мы рекомендуем почитать обзор Skyscanner о специальной одежде, которая поможет избежать багажных сборов.
Если вы четко понимаете, что только ручной кладью не обойтись — платите за багаж заранее на сайте авиакомпании. Так вы не избежите расходов, но сократите их в два раза или даже больше.
Резюме
Авиабилет на рейс лоукостера будет по-настоящему дешевым, если вы упакуете весь багаж в ручную кладь, не будете заказывать еду и выбирать место в самолете, а покупку билета и регистрацию на рейс осуществите онлайн.
Если вы хотите сэкономить, но не готовы пожертвовать комфортом — старайтесь покупать билеты классических авиалиний на акциях и распродажах и подпишитесь на рассылку Skyscanner, чтобы не упустить самые выгодные предложения.