На чем зарабатывают музыканты
Как музыканту не умереть с голоду? 10 способов заработать своим талантом
«На балалайке своей на жизнь не заработаешь! Сопьешься, и будешь в переходах побираться. Иди лучше математику учи, шалопай!» — консервативная фраза наших предков, которую слышали, пожалуй 90% тех, кто увлекался музыкой. Отчасти они были правы. До развития интернета заработать на вокально-нотном ремесле было достаточно не просто. Но мы живем в другое время, а соответственно, музыкальная индустрия теперь тоже другая и способов ее монетизировать тоже стало больше, чем раньше. Давайте разбираться!
Привет тебе, читатель. Меня зовут Вячеслав Сандаков, творческий псевдоним Sun Duck. Я являюсь резидентом музыкальной команды M-Music Records, 10 лет занимаюсь саунд и гост продакшеном. Мои композиции издаются на лейблах Warner Music, Soyuz Music и Effective Records, частенько попадают в ротацию радиостанций Like.fm, NRj, DFM и других. Это краткое резюме, чтобы было понятно, что определённый релевантный опыт у меня имеется и слова мои что-то, да стоят.
Бытует мнение, что заработать на музыке можно только, если стать известным артистом, часто давать концерты и создавать постоянную шумиху вокруг себя. Спешу огорчить (или обрадовать) — это далеко не единственный способ жить в достатке, если ты музыкант. Итак, 10 идей прощупанных на личном опыте и опыте моих коллег.
Сразу оговорюсь, что все эти идеи по сути бизнесы, и как предприятия они требуют вложений, развития, маркетинга и прочих действий со стороны музыкального «предпринимателя».
Также в этом списке не будет про продажи музыкального оборудования, разработку плагинов, аренду звука и прочих идей более технического толка. Только творчество, только хардкор!
Этот пункт вовсе не о том, что нужно стать звездой и покорить вершины всех чартов мира (хотя, конечно, к этому стоит стремиться). Этот пункт о том, что можно получить достойный пассивный доход, не являясь при этом обладателем Грэмми (ну или тарелки МузТВ).
И вот, вам пример: три года назад я и мой друг, Максим, решили запустить проект под кодовым название Max Vertigo & PilGrim N.C.K. Проект подразумевал под собой выпуск песен в жанре кальянного рэпа. После нескольких треков нам удалось попасть на лейбл Warner Music Russia и получить от них помощь в продвижении синглов.
Результат: мы до сих пор получаем отчисления по смежным и авторским правам, а в общей сложности на данный момент мы заработали около 1 млн. рублей на двоих, при том что с лейблом мы делим доход 50/50.
Как это работает? Все очень просто: рынок популярной музыки конкурентно очень высок. Поток информации в секунду просто колоссальный. Но при этом аудитория лояльная к популярным жанрам просто огромнейшая! Шанс того, что при небольшом промо продвижении ваш трек найдёт своего слушателя, очень даже приличный. Слушатель конвертируется в стримы, а стримы, в свою очередь, в деньги. В итоге получаем доход от смежных и авторских прав. Профит!
Тут картина прямо противоположная с предыдущим пунктом: ни тебе конкуренции, ни слушателей. Но и заработок здесь строится не на стримах. Да и аудитория здесь другая, более голодная. Дело в том, что, в связи с низкой конкуренцией, музыкального контента поставляется немного, а значит аудитория больше ценит не материал, а артиста. И тут открываются возможности для концертной деятельности, потому что такие артисты все равно не соберут стадионы (просто потому что нет столько слушателей), а вот регулярно собирать клубы по 500 человек они легко могут себе позволить. И вот вам кейс: мой старый знакомый, Александр Райтер, он же фронтмен панк-пост-лоукост группы «РАЙТЕР», создает музыку в написанном ранее стиле. Казалось бы, что это вообще за жанр такой? В чартах его не увидишь, да и навряд ли кто-то вообще понимает о какой музыке идет речь. Тем не менее, Саша и его команда регулярно дают концерты и собирают на них достойное количество людей. Чем вам не заработок?
Не многие могут себе позволить пригласить на свадьбу Егора Крида, или отметить юбилей в компании с Григорием Лепсом. Но очень многие хотят живой музыки на своём мероприятии. И, о чудо! На рынок врываются кавер-группы и музыканты. Думаю, такой способ развития знаком каждому и не требует более детальных объяснений. Набираем группу, создаём профили в соцсетях, связываемся с ивент-менеджерами, даём локальный таргет… в общем, занимаемся продажей своих услуг.
Этот пункт, наверное, больше про подработку в свободное время и исключительно для людей с музыкальным образованием и виртуозным владением инструментом. В музыкальном мире не редко встречаются случаи, когда тем или иным специалистам нужны живые инструменты. Например, у саунд-продюсера Алеши заказали аранжировку и пожелали, чтобы в песне обязательно присутствовало соло на саксофоне. А наш саунд-продюсер, конечно талантлив, но вот саксофоном овладеть как-то еще не довелось. И тогда Алеше на помощь приходит саксофонист Геннадий, который с этим саксофоном умеет делать такие вещи, которые Алеше даже и не снилис! (музыкальные конечно). И такие ситуации случаются довольно часто и повсеместно. Стоит отметить, что такой вариант «подработки» существует и для вокалистов.
Пожалуй самый притязательный пункт для любого музыканта, потому что открывает большие возможности при минимальных вложениях. Но прежде, чем говорить о затратах, расскажу о сути.
О каком же таком аудио-контенте идет речь? Да вот о каком:
Давайте разбираться. Битмейкинг, в целом, штука понятная. Пишем биты (минуса, аранжировки) в определенном стиле и продаем их. Развитие такого направления осуществляется по естественной схеме: загрузка битов на известные магазины (например: beatmaker.tv, getbeat.ru), создание профилей в соцсетях, таргетинг и т.д.
Гостпродакшн (не путать с гострайтом) — это создание полноценных песен (музыка, текст, вокал) с последующей продажей. Направление сравнительно новое, на российском рынке существует около 3-х лет, но очень перспективное. Кто же купит полноценную песню? Поверьте мне, те кому это нужно действительно существуют:
это вокалисты, которые талантливо поют, но абсолютно не умеют создавать свои песни;
это люди, которые хотят поздравить песней любимых или выразить свои чувства;
это уже известные артисты, у которых просто нет времени на создание нового и проще это новое купит; и так далее и тому подобное.
А где же продавать свои песни? Лично я продаю только на 2-х площадках. Это EDM Ghost production (продаются песни в стиле EDM для зарубежной аудитории) и EverySong (продажа русскоязычных треков в жанре Pop).
Сэмплирование и синтезирование — это, конечно, больше про инструментарий. По сути, это создание библиотек с уникальными звуками, как зацикленных, так и одиночных. Так как музыкальный рынок безумно насыщенный, многие начинающие артисты ищут уникальное звучание, чтобы выделиться в массе других. Чтобы это уникальное звучание найти, они обращаются в магазины сэмплов и звуков, такие как Loopmaster и Splice. Поэтому, если есть знания и умения, почему бы и не попробовать себя в таком ремесле.
Ну и главный нюанс, все эти способы не требуют колоссальных затрат, как предыдущие. Все что требуется для старта — это компьютер с установленным DAW, мониторинговые наушники, простая внешняя звуковая карта, микрофон, немного усердия и таланта.
Этот способ очень схож с предыдущим с одной единственной разницей. Если в пункте 5 мы создавали все что нашей душе угодно, то sound-production и sound-design — это больше про работу на заказ. А что можно создавать на заказ? Да все тоже самое, только с четким техническим заданием. Например: родители хотят поздравить детей песней на свадьбу. К кому идти? К sound-продюсеру. Компания по ремонту хочет создать корпоративный гимн. Что делать? Идти к sound-продюсеру. Молодая gamedev студия нуждается в новых звуках выстрелов для своего шутера. Кто поможет? Sound-дизайнер.
В общем, этот список можно продолжать бесконечно, думаю уже итак все понятно.
Пожалуй, один из самых дорогих и невыгодных музыкальных бизнесов в наше время, если рассматривать студию только в разрезе записи и микшировании аудиоматериала. Как правило, студия звукозаписи помимо предоставления прямых услуг по назначению занимается пунктами 5 и 6, а также сдачей помещения в аренду специалистам, у которых студии нет по каким-либо причинам. Связано это опять же с большим количеством информации и развитием интернета. Все больше появляется самоучек из YouTube со своими, так называемыми, домашними студиями, которые не стыдятся экономить на материалах (например, шумоизоляция из подушек и микрофон с AliExpress), тем самым демпингуя цену на услуги записи. Поэтому открытие студии звукозаписи, должны быть мотивировано чем-то большим, чем просто запись вокала.
Продюсерский центр или лейбл — вид бизнеса, который доступен тем, кто по сути то и не музыкант, но музыку очень любит и разбирается в ней на уровне доктора наук. Такой вид музыкального предпринимательства — это уже другой уровень, здесь понадобится команда, материальные средства, богатые знания музыкального маркетинга и отменный вкус.
Монетизировать такую деятельность можно 2-я способами:
1. Предоставлять начинающим артистам услуги дистрибуции и продвижения, и забирать процент с прибыли.
2. Искать потенциальные таланты, продюсировать их, создавать личностный бренд, продвигать и также иметь процент от стримов.
А можно и комбинировать оба пункта.
И все таки музыкант — творческая профессия, а это значит, что нужно смотреть немного шире. Создавайте уникальный контент и получайте от этого дивиденды. И вот вам несколько кейсов:
Мой старинный друг, Александр Островский, прошел все круги мажорно-минорного ада: закончил музыкалку, закончил консерваторию, играл в оркестре, преподавал в музыкалке (кольцо замкнулось). И казалось бы, вот она, жизнь профессионала за 20 тыс. в месяц. Но Саша не отчаялся и решил весь свой пройденный опыт переложить в юмор. Со своими однокурсниками он создал YouTube канал «STRADIVALY» и начал поставлять туда юмористический контент о классических музыкантах. Результат: 100 тыс. подписчиков за 2 года и запуск продажи мерча.
А как вам такое. DJ из Новосибирска, с которым я знаком заочно, Дмитрий Гуменный, он же DJ DimiXer, писал что-то там какую-то музыку, играл в клубах сеты, ничего особенного. А потом скреативил и запустил шоу на YouTube «ПО СТУДИЯМ». Результат: 246 тыс. подписчиков за 3 года, запуск собственного мерча, авторский плейлист в VK, собственное шоу на Radio Record.
Мыслите шире, ищите варианты и наверняка тоже нащупаете новую интересную нишу.
Ну и возвращаемся к тому с чего начали. Улица же тоже бывает разной. Одно дело играть в переходе метро в Омске (очень тонкий юмор), а другое дело играть на скрипке на Арбате, или зажигать депрессивные песни в Петербурге… Ладно-ладно, согласен этот пункт притянут за уши, но все же имеет место быть.
Сколько зарабатывают музыканты
Дудь спросил — мы записали
Благослови нас, отец Юрий Дудь, ибо грешны. Ниспошли благодать ажиотажную да отпусти нам грехи редакционные. Ибо мы, рабы твои, не ведаем, что творим.
Мы пропололи все выпуски программы «Вдудь» с музыкантами, чтобы достать из них факты: кто сколько зарабатывает, на что тратит и чем вообще живет. Законом не запрещено!
Василий Вакуленко
чистый доход Басты за год
Расходы. На «Газгольдер» тратит 4 000 000 рублей в месяц — это зарплата для двадцати человек и аренда. В год это около 50 000 000 рублей.
Доходы и расходы Басты за год:
Леван Горозия
Он же L’One. Поэт и исполнитель. Сольная карьера с 2012 года при содействии лейбла «Блэк-стар». Владелец собственной линии одежды «Космокот» под брендом Black Star Wear. Не фотографируется с фанатами.
стоит концерт Левана Горозии
Жизнь. Купил Линкольн, ездит на нем летом и осенью. Купил квартиру в Новой Москве, хочет дом и съемную квартиру в Москве.
Доходы. За скандальный концерт, на котором не захотел фотографироваться, получил 500 000 рублей. Зарабатывает в месяц иногда меньше, иногда больше 5 миллионов рублей. Точную сумму называть не хочет, так как «деньги любят тишину».
Сергей Шнуров
Он же Шнур. Поэт, музыкант, киноактер и телеведущий, лидер группы «Ленинград». На Первом канале вел передачу «Про любовь», в этой же студии снял клип на песню «Обезьяна и орел».
стоит рекламный пост в инстаграме Шнура
Доходы. В месяц на Первом канале получал как за один концерт: 3 млн рублей. С 2002 года почти каждый год выступает на европейском фестивале Сигет и получает 20 000 евро. Рекламный пост в инстаграме Шнура стоит 1,5 млн рублей.
Илья Прусикин
Он же Ильич. Музыкант, видеоблогер. В 2011 году создал интернет-шоу, а через два года группу «Литл-биг». По образованию психолог.
Группа «Литл-биг» работает на экспорт, основная аудитория — Франция, Бельгия, Швейцария. На фестивале в Бельгии играли для 60 тысяч человек.
стоит заказать у Ильича сценарий для клипа
До клипа Ленинграда «Кольщик» видео Life In Da Trash называли самым дорогим видео, снятым для русского Ютуба, хотя оно стоило всего 250 тысяч рублей. Не снимал клипы дороже 1 млн рублей.
Жизнь. Живет на съемной квартире.
Доходы. Иногда пишет сценарии для клипов за 400—500 тысяч рублей. Сценарий для рекламы может стоить 1 млн рублей, 5 млн рублей или даже 5 млн долларов.
Иван Дорн
Он же Иван Дорн. Певец, диджей, телеведущий, бывший участник группы «Пара нормальных». Снялся в фильме «Веселые ребята», но жалеет об этом.
Лучший исполнитель по версии национальной премии Украины YUNA в 2013, 2014, 2015 годах.
зарабатывал Дорн за концерт группы «Пара нормальных»
Состоял в группе «Пара нормальных», отдавал с концерта 93% гонорара продюсеру Илье Семеновичу.
Иван Алексеев
Он же Нойз-эмси. Поэт и музыкант.
Жизнь. Живет в Жулебине на съемной квартире. Вывез семью в Таиланд на два месяца и потратил чуть меньше миллиона рублей.
заработал Нойз в 2016 году
Алексей Долматов
Жизнь. Купил загородный дом с участком за 11 млн рублей. За 5 тысяч долларов продал права на свой псевдоним продюсеру. Продюсер умер, и Гуфа завалили исками. Говорили, что тот использует не свое имя. Каждый иск был по 150 000 рублей с каждого концерта, но Гуф выиграл суды и не отдал деньги.
стоили 15 минут Гуфа на корпоративе
Доход. Получил за 15 минут выступления на корпоративе 600 000 рублей.
Максим Фадеев
Он же Макс Фадеев. Продюсер, композитор и режиссер.
Продюсировал и сотрудничал с группой «Серебро», Юлией Савичевой, Глюкозой, Линдой, Аллой Пугачевой, Иракли, Анжеликой Агурбаш, Лолитой, Григорием Лепсом, Жасмин, группой «Тотал», Катей Лель, Наргиз Закировой, Олегом Майами, Алисой Кожикиной, Татьяной Заикиной, Еленой Темниковой.
стоил концерт группы «Серебро» в Китае
Жизнь. В студии в подвале стоит пианино за 30 000 рублей, дома — рояль Блютнер за 50 000 евро.
Доход. Концерт группы «Серебро» в Китае стоил 9 000 000 рублей без налогов и 5 000 000 рублей с налогами.
Владислав Лешкевич
Он же Влади. Поэт, музыкант, участник группы «Каста». Глава лейбла «Респект-продакшн». Песня «Сочиняй мечты» набрала 17 000 000 просмотров на Ютубе.
Расходы. Вкладывает в «Респект-продакшн» каждый год 15—20 млн рублей или даже 30 млн рублей. Прибыль от проектов 100% или даже больше, но бывают провалы.
Запись альбома для музыканта из «Респект-продакшн» стоит до миллиона рублей для новичка и 3—5 млн рублей для звезды.
стоит позвать «Касту» на корпоратив
В «Респект-продакшн» сотрудничали с Максом Коржом. Бюджет клипа «Стилёво» — 200—300 тысяч рублей.
Доходы. Корпоратив «Касты» стоит 1—2 млн рублей.
Дмитрий Маликов
Он же Дима Маликов. Композитор, пианист, певец, актер, продюсер и телеведущий. 30 лет сольной карьеры.
В 2000 году купил дом на Рублевке за миллион долларов. В 2010—2011 году вложил в акции Фейсбука 100 000 долларов, через какое-то время продал их за 120 или 130 тысяч долларов, точно не помнит.
максимальный гонорар Маликова за концерт
Доходы. В 1990 году в свои 20 лет получил 7500 старых рублей за два концерта в Олимпийском. Для сравнения: в 1991 году за 10 000 рублей по госцене можно было купить «девятку», но это госцена — продавали такие машины примерно за 70 000 старых рублей.
В 1994 году провел в новогоднюю ночь восемь концертов и получил 3000—4000 долларов.
Адиль Жалелов
Он же Скриптонит. Поэт, исполнитель, музыкант.
Жизнь. Живет в арендованном доме в Подмосковье с товарищами из Казахстана, есть студия звукозаписи в подвале. Бросил третий курс колледжа и пошел работать на заправку, в то же время писал и продавал музыку. Содержит родителей.
гонорар за первые два бита Скриптонита
Расходы. Клип «Вечеринка» оплатил сам — 700 000 рублей; девушки работали без гонорара.
Бахтияр Мамедов
Он же Жах Халиб. Поэт, певец, музыкант.
стоит концерт Жаха Халиба в Москве
Доходы. Зарабатывает на корпоративах 20—25 тысяч долларов или евро, как договорится. Концерт в Москве стоит 2 млн рублей. Концерт в провинции стоит 0,5 млн рублей.
Вячеслав Машнов
зарплата системного администратора Гнойного
Жизнь. Работал системным администратором каждый день с 9:00 до 23:00. Пьет пиво дешевле 250 рублей за бутылку. Пиво за 250 рублей ему купил отец наш Юрий Дудь.
Доход. Системным администратором получал 50 тысяч рублей. Часто у него вычитали 5000 рублей за то, что он жил на работе. И еще 4200 рублей за 12—20 кружек чая в день.
Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант
В предыдущей статье мы говорили о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов. Сегодня для многих групп продажи альбомов и синглов неспособны даже окупить затраты на запись музыки, не говоря о прибыли. В такой ситуации музыкантам приходится искать альтернативные источники дохода. Про них мы начнем рассказывать в этом материале.
«Обычная» работа
Единственный способ гарантировать стабильный доход, занимаясь музыкой, — это параллельно работать в другой сфере. Новым явлением это не назвать, но в последнее время сделать музыку основным источником дохода для многих стало попросту невозможным. Неудивительно, что подавляющее большинство групп, не дотягивающих до статуса «суперзвезд», живут на зарплату.
Возьмем, к примеру, японскую рок-группу toe. У нее есть преданные поклонники, она регулярно гастролирует по всему миру, но трое из четырех ее участников параллельно заняты на другой работе. Один из гитаристов — дизайнер интерьеров, другой — звукоинженер, а басист — дизайнер обуви. Офисный труд плохо сочетается с концертным графиком, поэтому и «основные» профессии таких музыкантов — преимущественно творческие.
Альтернативные жанры, например black metal — одно из главных направлений норвежской «музыки на экспорт» — не исключение из правила. Многие легендарные исполнители, которые создали этот феномен, ведут вполне обычный образ жизни. Харвард Эллефсен (Håvard Ellefsen), в прошлом басист группы Emperor, занят на нескольких работах одновременно, чтобы прокормить семью.
По его словам, для большей части исполнителей музыкальная индустрия — лишь способ потратить деньги. Nocturno Culto, вокалист Darkthrone, работает школьным учителем, а его соратник по группе подался в политику. Они редко гастролируют, поэтому могут позволить себе «оседлые» профессии.
Совсем не обязательно играть музыку нишевых жанров, чтобы испытывать финансовые сложности. Бруклинский рэпер Ka, чей последний альбом фигурировал в списках «лучших хип-хоп релизов года» и был тепло воспринят критиками, до сих пор работает пожарным. Его музыкальная карьера началась более 20 лет назад.
Концертные туры: вынужденное зло
Совмещать музыкальную деятельность с обычной работой непросто. Необходимо выделять время на репетиции, звукозапись, гастроли, и при этом не обанкротиться и не сойти с ума. Поэтому некоторые исполнители гастролируют так часто, как только могут — в надежде, что концертные гонорары помогут им полностью посвятить себя музыке и выйти «в плюс».
Но жизнь «на колесах» — не такая гламурная, как может показаться. Многим нравится представлять гастроли как бесконечный отпуск с разгромом отельных номеров, мартини на завтрак и толпами «групи». Реальность — сложнее и даже хуже для здоровья, чем эта подростковая фантазия.
Фото Michael Benz / Unsplash
Так как заработки с музыкальных продаж заметно снизились, желающих играть вживую стало больше. Это позволило концертным площадкам увеличить контроль над ценообразованием. Фестивали платят исполнителям столько, сколько хотят. Многие группы, даже достаточно популярные, вынуждены гастролировать «в минус». Для них концерты — это рекламные проекты.
Pomplamoose, группа, известная нестандартными каверами радиохитов и оригинальным материалом на грани жанров, в 2014 году устроила тур по Америке. На тот момент их музыка уже звучала в телевизионной рекламе, а в социальных сетях у них были миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков. Но прибыльным этот тур не стал. По окончании гастролей их клавишник опубликовал пост, в котором описал финансовую сторону ситуации.
Они выручили около ста тысяч долларов с продажи билетов. При этом общие затраты на транспорт, проживание, еду, страховку, техническую поддержку, печать постеров и другие расходы превысили эту сумму на 47 тысяч долларов.
Конечно, есть группы, весь имидж которых основан на концертных выступлениях. В прежнее время это были Grateful Dead, теперь — их «духовные наследники» Phish. Они почти не фокусируются на студийных записях, а каждый их концерт — неповторимый опыт, который многие сравнивают с религиозным. Благодаря этому фанаты Phish часто едут в тур с группой и посещают сразу несколько выступлений за гастроли. Музыканты монетизируют процесс и ведут платный прямой эфир своих концертов. Но несмотря на успех, Phish остаются очень нишевой группой.
Широкая публика осуждает их за пресные импровизации и склонность фанатов к употреблению расслабляющих веществ во время концертов. Их окупаемость — скорее исключение из правил.
Сайд-проекты
Некоторые исполнители выживают, внося разнообразие в свое музыкальное портфолио. Они играют в нескольких группах сразу. Для джазовых музыкантов это — норма.
Выдающийся британский пианист Кит Даунс (Kit Downes) помимо собственных проектов играет в девяти разных коллективах. Правда, это — также не гарантия стабильного заработка. Нельс Клайн (Nels Cline), сейчас известный как гитарист группы Wilco, долгие годы строил джазовую карьеру.
Имя Клайна украшало десятки релизов — как в роли фронтмена, так и через запятую, в качестве второстепенного участника проекта. Тем не менее, ему приходилось работать продавцом в магазине пластинок, чтобы себя прокормить.
Фото David Sarkisov / Unsplash
На хороших барабанщиков всегда есть спрос. Поэтому им проще, чем другим музыкантам, стать частью большого количества групп. Такаши Кашикура (Takashi Kashikura) из toe вовлечен в целый ряд сайд-проектов разной степени успешности, что позволяет ему финансировать личное творчество. Он состоит барабанщиком в «The Hiatus» — коммерческой супергруппе, собирающей стадионы. Помимо этого Такаши работает в студии с множеством коллективов — от исполнителей авангардного фьюжна до продюсерских проектов.
Похожую жизнь ведет Зохар Барзилай, брат прошлогодней победительницы Евровидения Нетты. Он — один из самых популярных барабанщиков в Израиле, и гастролирует с большим числом групп.
На одном конце спектра его коллег — Лирон Амрам, восходящая звезда независимой израильской сцены. На другом — Аркадий Духин, автор популярных радиохитов. Из российских музыкантов можно привести в пример флейтиста, клавишника и певца Яна Николенко. Он известен работой с четырьмя группами, чередуя «коммерческие» и «личные» проекты. Его деятельность в группах «БИ-2» и «Сплин» поддерживала запись материала для «Эдипова Комплекса» и «Сетей».
К сожалению, все истории успеха, описанные в этом разделе, объединяет одно. Эти музыканты нашли крупные коммерческие проекты, которые взяли их под крыло и позволили финансировать самостоятельную работу. Играть в двадцати группах бесплатно — так же бесполезно, как играть в одном непопулярном коллективе. Но если на независимую работу обратят внимание люди из популярных групп и пригласят играть к себе — это, конечно, вариант.
P.S. На этом мы не заканчиваем рассказ. В следующих материалах мы поговорим о том, как и кто «эксплуатирует» свой бренд, занимается краудфандингом и коммерческой музыкой.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:
«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Ник Кейв: «Возможно, рок-музыка не заслуживает спасения»
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Технологичные музыкальные инструменты до XX века
Музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто
Когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
Винил вместо почтовой марки: необычный раритет